|
Понимаю, что мы не оригинальны с этим отчетом, но пусть будет, для истории.
После прошлогодней поездки (Санкт-Петербург—Крым, или 20-30 лет спустя. С лирическими отступлениями в прошлое) в этом году решили снова отправиться в Крым. Мысль о нашем юге мелькнула в подсознании, но, вспомнив дорогу М-10 до Москвы, а также предолимпийские ремонты на трассе «Дон», предпочли всем этим прелестям Крымский полуостров. Старший сын, узнав, что мы вчетвером уезжаем, и он на хозяйстве остается один, воскликнул «Yes!». Средний согласился ехать с тем условием, что папа даст ему порулить (зря что ли права за две недели до поездки получил). Итак, в воскресенье 21 июля пакуем вещи, вечером старт.
Маршрут: Санкт-Петербург — Гродно (решено заехать к родственникам) — Киев — Одесса — Крым — Киев — Санкт-Петербург. Автомобиль Опель Зафира, 2007 года, дизель, 1,9. Экипаж 4 человека 50, 50, 20 и 18 лет от роду.
Выезжаем из дома в воскресенье, в шесть вечера, 21 июля, заправляемся и в путь. Дорога хорошая, машин мало. Основной поток навстречу, народ возвращается с дач. Мелькают знакомые пригороды: Гатчина, Выра (помните «Станционный смотритель»?), Мшинская (Мекка питерских дачников), объездная Луги. Первая остановка в 21:30, на объездной Пскова, напротив памятника псковским десантникам.
Десятиминутная остановка и дальше в путь. Примерно в полночь проехали Езерище (граница РБ и РФ), спустя час повернули перед Оршей с Е-95 на М-1, и тут понеслась душа в рай. Ночь, пустая хорошая четырехполосная дорога, ограничение 120. В общем, с ветерком домчались до Минска, проехали МКАД и выехали на трассу М-6, ведущую в Гродно. Дорога 4 полосы примерно до Воложина, затем 2 полосы и после Скиделя снова четыре. Проснувшись под утро, сын заявил, что теперь рулить его очередь. Проехал километров сто, и уже перед самим Гродно муж снова сел за руль. Покрутившись по городу, добрались до квартиры, где живет тетя мужа. Подняли тетушку с кровати питерские гости в шесть утра.
Понедельник 22-го провели плодотворно. Увиделись с родственниками, посмотрели город. Гродно очень интересный город, в нем много красивых костелов. И это не случайно. До границы с Литвой 30 км, а с Польшей и того меньше — всего 15 км. По сравнению с другими крупными городами Белоруссии он сравнительно мало был разрушен в Великую Отечественную войну, поэтому там сохранилось много достопримечательностей. Мы за свою двухчасовую прогулку, конечно, многое не увидели, но кое-что посмотрели.
На правом берегу Немана расположен костел Отыскания св. Креста и монастырь бернардинцев.
Напротив него необычное здание — драматический театр Гродно.
Улица Советская — пешеходная зона Гродно.
На левом берегу Немана находится Францисканский монастырь.
Вид с левого берега на театр (слева) и Фарный костел (справа). Промышленное здание на переднем плане осталось неопознанным.
А это здание Нового замка. Сейчас там музей.
После экспресс-знакомства с городом и сытного обеда, которым нас накормила тетя, приняли решение поспать. Вечером расширенный ужин с родственниками, после которого в 21:00 стартуем дальше. Едем местными дорогами через Ружаны, Ивацевичи, Пинск, Столин. В Столине заправляемся по максимуму дешевым белорусским топливом и в два часа ночи подъезжаем на погранпереход Верхний Теребежов (в паспортах стоит Пинск/Городище), где в это время мы были единственной машиной. На все пограничные формальности с двух сторон у нас ушло примерно 15 минут, и вот мы уже продолжаем путь по дорогам Ровенской области. 70 км дороги от границы до города Сарны оставляет очень сильно желать лучшего, яма на яме, наверное, чтобы враги не прошли. Спустя 1,5 часа мы сворачиваем на трассу Е-373 (М07) Хелм — Ковель — Коростень — Киев. Совсем другое дело. Ровный асфальт, разметка. Немного порулил сын. Утром по окраине проезжаем Киев и выходим на одесскую трассу: 4 полосы, но качество асфальта местами не очень.
Приняли решение заехать в Умань, поменять немного денег. Курс был очень невыгодный (за 1000 руб. 233 гривны), но голод не тетка. За Уманью на трассе поели в кафе «50 вареников» и дальше в путь. Почти весь оставшийся участок пути до Одессы за рулем был Макс, чему был несказанно рад и горд.
В Одессе думали остановиться на окраине, где-нибудь в районе Черноморки на берегу с палаткой, но кемпингов не нашли. Сплошная частная застройка, а ближе к Ильичевску территория порта. Остановились на одну ночь в Великодолинском (номер на 4-х 480 гривен, санузел в номере, кондиционер тоже). Все довольно прилично. Вечером поехали в Ильичевск на пляж. Народу много, море холодное. Уже затемно возвращаемся в арендованный номер, поскольку:
« … поздно. Тихо спит Одесса;
И бездыханна и тепла
Немая ночь. Луна взошла,
Прозрачно-легкая завеса
Объемлет небо. Все молчит;
Лишь море Черное шумит…»
Следующий день, 24 июля посвятили знакомству с Одессой.
Выпив с утра кофе, двинулись в центр Одессы. Решили припарковаться максимально близко к Приморскому бульвару. Едем мы потихоньку по Преображенской улице, в шесть глаз следим за знаками, однако не замечаем коварного знака 3.3 «Движение механических транспортных средств запрещено» и попадаем прямо в лапы доблестного служителя ДАI. Кто же мог предполагать, что на небольшом участке (буквально 100-200 метров) Преображенской улицы маршрутки, автобусы ехать могут, а легковушки нет. Все наши песни на тему «сами мы не местные» нам не помогли. Пришлось расстаться со 150 гривнами. Еле-еле нашли место запарковать машину. В центре Одессы с этим большие проблемы.
Кратчайшим маршрутом на своих двоих движемся к Потемкинской лестнице. Названия улиц в Одессе очень колоритные: Сабанеев Мост, Военный спуск, Малая Арнаутская, знаменитая Дерибасовская.
На Екатерининской площади восстановлен памятник Екатерине II, в чье правление и была основана Одесса.
Для сравнения 1982 год, студентки Технологического института, одна из которых автор этого отчета. Догадаетесь какая?
Далее наши пути разошлись. Макс отправился на очную встречу со знакомым, точнее знакомой, по интернету. Папа с дочкой решили посетить археологический музей,
а я прогулялась по Дерибасовской, заодно поменяла денег. Кстати, в Одессе был самый лучший курс: 248 гривен за 1000 рублей. На Дерибасовской много узнаваемых литературных персонажей.
А это экскурсовод, предлагающий прогулку по Одессе:
Через 1,5 часа все встретились и гуляли уже вместе. Приморский бульвар:
Дворец М.С. Воронцова, генерал-губернатора этих мест, в канцелярии, которого служил молодой Пушкин.
Классик русской поэзии весьма нелестно отозвался о своем работодателе:
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
Наши водители возле колоннады Воронцовского дворца:
Потом поехали на автобусную экскурсию по Одессе. Довольно бюджетно, 60 гривен с человека. Увидели много интересного. Тещин мост над Военным спуском:
Еще экскурсантов возят такие миниатюрные транспортные средства, но уже за 100 гривен.
После экскурсии еще погуляли пешком
и, окончательно устав, поплелись к машине. Без проблем выехали из города и в путь на Николаев. После Николаева дорога была уже знакома по прошлогодней поездке. На объездной Херсона подкрепились в кафе и дальше в путь. Вечером были на Бакальской косе. Установили палатки на семи ветрах и на боковую.
25 июля проснулись от крика «молоко, горячие пирожки», осмотрелись. По сравнению с летом 2012 года отдыхающих на косе заметно прибавилось, но машины, в основном, с украинскими номерами. Искупались, водичка для юга прохладная, перекусили и решили поехать посмотреть достопримечательности Тарханкута (недовыполненная программа с прошлого года). Ехали местными дорогами через Славное, Далекое, Кировское, Новоивановку, Громово, Окуневку, Марьино. Не повторяйте нашей глупости. На значительном участке этого пути дорога не ремонтировалась лет 30. Ехать надо через Славное, Межводное, Черноморское, Красносельское и Оленевку. Именно этим путем мы потом возвращались. Всё интересное на Тарханкуте сосредоточено, в основном, между Марьино и Оленевкой, к последней ближе. Асфальтированных дорог там нет, но множество накатанных направлений присутствует, поэтому навигатор желателен. У нас его не было, приходилось применять пословицу «язык до Киева доведет». Довольно дикие там места, обрывистые берега. В этих местах снимали такие известные фильмы, как «Человек-амфибия», «Пираты ХХ века»
А это известная «Чаша любви». Макс (сын) несколько раз там искупался.
Недалеко от нее есть возможность посмотреть эти обрывистые берега Атлеша со стороны моря, совершив прогулку на катере (70 гривен с человека). Поехали, не пожалели.
Красивые гроты.
Через это отверстие поднимали корзины с выловленной рыбой.
Грот Рюмка.
Мыс Крокодил.
Грот Три сестры.
На Большом Атлеше строится церковь.
Физически подготовленные туристы (это точно не про меня) устраивают свой лагерь и так.
Уже поздно вечером вернулись к месту дислокации, где обнаружили поваленные ветром палатки.
На следующий день решили перебазироваться поближе к Севастополю в автокемпинг пос. Песчаное. Цена в кемпенге такая же, как и в прошлом году: 25 гривен с человека в сутки плюс 10 с машины, но территория его уменьшилась. На освобожденном месте спилили сосны и выстроили три дома (архитектура без слез не взглянешь) для сдачи в аренду. Развернули лагерь на новом месте, сходили на пляж, искупались. На море довольно большая волна, водичка прохладная. Вообще, в эту поездку в Крыму море было примерно 19-20 градусов, что довольно холодно для Крыма в конце июля.
27 июля решили поехать в Севастополь осмотреть развалины Херсонеса. Маленький совет. Если у вас дети-студенты, то не забывайте в поездку захватить их студенческие билеты. Во многих музеях можно прилично сэкономить. У нас Макс забыл свой студенческий, пришлось везде покупать на него взрослые билеты. Дочка оказалась более предусмотрительной. Два часа под палящим солнцем осматривали древнегреческие развалины.
Посетили Владимирский собор, разрушенный в Великую Отечественную войну и восстановленный уже в 2000-ые годы. Очень красивый храм, даже два: верхний и нижний.
Хорошо, что побывали там 27-го. На следующий день мы бы туда не попали, т.к. собор осматривали Янукович и Путин.
На выход с территории музейного комплекса.
После Херсонеса держим путь на Фиолент. Вниз так и не спустились, семьсот с лишним ступенек после прогулки по Херсонесу как-то не воодушевляли на подвиги. Поэтому просто пофотографировали.
28 июля, день ВМФ. Сначала хотели утром посмотреть парад в Севастополе, но потом от этой мысли отказались и поехали осматривать бывший императорский дворец в Ливадии, место проведения Ялтинской конференции в 1944 году. Дорога М-18 вдоль ЮБК — одна из красивейших дорог Крыма. Новый поворот дороги — и новый вид, один краше другого.
Без проблем запарковали машину, купили билеты на экскурсию по дворцу.
На 1 этаже экспозиция, посвященная событиям 1944 года,
на втором воссозданы комнаты, рассказывающие о пребывании в Крыму Николая II и его семьи.
В этой комнате учились дети императора.
Выезжая из Ливадии на М-18, немного заплутали в поворотах дорог южнобережья, но зато посмотрели недавно построенную церковь Святого Архистратига Михаила в Ореанде.
А это почти что «пионер с горном».
Решили искупаться где-нибудь по дороге. Свернули с трассы уже за Форосом, в Ласпи и оказались вблизи мыса Айя. До моря недалеко, всего каких-нибудь 300 метров, но по вертикали.
Спуск был успешно преодолен, но искупаться отважилось только молодое поколение. Вода кристально чистая, но холодная.
А вечером этого насыщенного дня мы любовались праздничным салютом в Севастополе.
29 июля, сходив на пляж в Песчаном, направились в Севастополь. Решили доехать до Северной стороны и, оставив там машину, на пароме перебраться на южную. Погуляли по центру, посетили музей-аквариум.
Даже нам, взрослым, было интересно разглядывать диковинных обитателей морей.
Затем прогулялись по набережной, искупались и переправились на пароме на Северную сторону.
Следующим пунктом программы было посещение Севастопольского Братского кладбища. Во время Крымской войны сюда, на Северную сторону, свозились погибшие в боях за оборону Севастополя и умершие от ран простые солдаты и офицеры, где они и нашли свой последний приют. Позже в 1870 году был сооружен храм во имя Святителя Николая. На стенах храма расположены мраморные плиты, на которых указано: название дивизий, полков, флотских экипажей, время их участия в боевых действиях и общая потеря людей.
В ХХ веке на кладбище были похоронены участники обороны Севастополя в Великую Отечественную, а также моряки, погибшие при выполнении служебного долга уже в послевоенные годы.
Вечерним пунктом программы этого дня было посещение Крымской астрофизической обсерватории.
Находится она в поселке Научный в 12 км от трассы Бахчисарай — Симферополь. Экскурсии проводятся вечером, после 20:00. Любопытно было взглянуть, как на сами телескопы, так и на кольца Сатурна.
На следующий день, 30 июля, решили перебраться в восточную часть Крыма. Думали, что вода там будет теплее. Наивные. Ехали через Симферополь, затем через Судак. В окрестностях Бахчисарая раскинулись фруктовые сады. Купили необыкновенного вкуса персиков. Привал на купание сделали возле мыса Чобан-Куле. Рядом с ним расположена одноименная башня XV века.
Ближе к вечеру в поисках теплой воды решили поехать на Азовское море в район Арабатской Стрелки. Как же мы потом пожалели об этом! Нет, к воде никаких претензий не было: теплое, чистое море. Однако на берегу летали несметные полчища какой-то мошкары. Она вроде бы даже и не кусалась, но забивалась во все щели машины, в палатку, а также в наши носы и уши. Кое-как переночевав, наутро удирали мы оттуда в очень высоком темпе. Заехали в Береговое, искупались и решили не спеша выдвигаться в сторону дома. Поехали через Симферополь, потом по М-24 взяли курс на Красноперекопск. В окрестностях Симферополя заехали на мойку, где отмыли нашу машину от азовской мошкары. На прощанье решили еще раз искупаться в местечке Портовое, что недалеко от Раздольного. И, о чудо! Там в море была вполне теплая вода, так сказать, подарок на прощанье.
А дальше после 17 часов знакомый маршрут: Армянск, Херсон (объездная), Николаев (объездная), Первомайск, Умань, Киев, Чернигов. Рано утром 1 августа были на границе Новые Ярыловичи/ Новая Гута. 1,5 часа потратили на украинских стражей государственных рубежей, 20 минут на белорусов. Потом все просто: Е-95 от Гомеля до Санкт-Петербурга. Вечером 1 августа, примерно в 11 часов были дома.
Традиционные итоги. Пройдено 6777 км, из них 2960 км туда, 2072 км обратно и 1745 км накатали по Крыму. Затрачено 370 л дизельного топлива, средний расход 5,5 л на 100 км. Поездка обошлась примерно в 45000 руб., в том числе 13100 руб. топливо, 600 руб. штраф, 13500 руб.еда, 4000 руб.проживание, 7000 руб.экскурсии и развлечения, 2000 руб.на дары Крыма, привезенные с собой (мед, вино, овощи, фрукты).
PS Поедем ли мы в Крым еще раз? Пока не знаем, особенно в свете последних событий. В мечтах хотелось бы и другие моря посмотреть, например, Адриатическое, Эгейское и далее по списку.
Всем удачных путешествий и совпадения ваших желаний с вашими возможностями!
PPS Отчет был написан еще в ноябре 2013 года до известных событий на Украине. Очень жаль, что политические амбиции и дрязги привели и приведут к снижению числа туристов, которые хотели бы познакомиться с этой страной. Боюсь, что наши планы относительно Карпат, древнего Львова, Полтавщины так и останутся неосуществленными.