|
Решил продолжить свои литературно-географические упражнения.
Так получилось, что в этот год я решил зимовать в Томске. И тут друзья предложили провести новогодние каникулы в Ангарске. Так-то мне все равно, где отъедаться в новогоднюю неделю. Но была у меня одна мечта. Видал я в этих ваших интернетах фильму о зимнем походе вокруг Байкала на коньках. (http://www.risk.ru/users/satorifoto/193211/, https://www.youtube.com/watch?v=jfwY0lwT9yk). Так как в юности я занимался конькобежным спортом, а к старости затянула меня трясина туризьма-альпинизьма, то фильма эта никак не выходила у меня из головы. Понятно, что к походу я не успею подготовиться, но покататься на коньках по байкальскому льду — это увлекательно. Да и выгулять юную фигуристку не мешало бы.
Старшая на этот раз технично отмазалась, ссылаясь на ЕГЭ. Дело, конечно, не в ГЭ, ну да бог с ним. Итак, выезд назначен на 2 января. Подарки и коньки взяты, Румстер заправлен. Спальники, горелка, лопата, трос, провода, масло легли в багажник.
На восток я ездил только до Красноярска. Понятно, что дальше вариантов немного, а точнее один, но покоя не давали рассказы о грунтовках и прочих капканах. Почитав и посчитав, решил не рисковать с семьей и ночевать где-то возле Канска.
Выезд. Погодка бодрит — минус 25. На участке Берикюль—Песчанка ничего не меняется. Таже фигня, что и летом, только вместо ям — обледеневшая гребенка грейдера, да по обочинам встречаются авто. ТщательнЕе нужно, товарищи водители. Вот очередной летун. Машет. Останавливаемся, разворачиваемся. Как люди ездят зимой даже без троса? Про лопату я уж молчу. Дергаем, разъезжаемся. Через пару километров опять. Правда возле них уже остановились добрые люди на джипе, но троса нет и у них. Даем трос, ждем пока вытащат, и опять дальше.
Я люблю ездить зимой. Есть какое-то особое ощущение от дороги, покрытой укатанным снегом, от мороза за бортом, от природы, укутанной сугробами и инем.
Но, конечно, канистра с бензином, лопата и трос — совершенно необходимые вещи даже в короткие поездки по федеральной трассе. Я тАк думаю.
Дальше ничего особенного не происходило. В Канске были около 17 часов. Ни туда, ни сюда. Вроде бы можно еще ехать и ехать , но как-то непонятно, где дальше искать ночлег, а тут, по крайней мере, пробитая через интернет гостиница «Медведь».
Сам Канск показался нам в свете зимнего заката довольно депрессивным местом. Хотя, конечно, мы там были проездом, что можно увидеть в таком режиме?
Делать было нечего, наскоро поужинав своими запасами, помылись и легли спать. Всю ночь соседи по этажу пугали унитаз. Поэтому поутру санблок, изначально вполне себе приличный, представлял собой удручающее зрелище.
Ранний выезд, завтрака ждать не стали. За ночь мороз подобрался к -30. Почитав интернеты, я ожидал после Канска грунтовки и грейдеры, но пока дорога была подозрительно хорошая. Мы были одни в пустой темноте. Вдруг в поле зрения возникла фигура в камуфляже рядом с мертвой «Самарой». Говорит — аккумулятор. Хотя посреди дороги... Хотя кто его знает этот отечественный автопром?... Развернулся, зацепили, растолкали, завели. Мужик, по-моему, еще не оттаял. Первый и последний раз мне предложили деньги. Блин, ну вообще, даже неудобно за Сибирь.
Дальше ехали, опять напряженно выглядывая грейдер. А его все нет и нет. Вон уже и легендарную станцию Тайшет проехали по отличной объездной. Столько раз я слышал это название в детстве! Жаль, что мимо.
Обедали рядом с Алмазаем в разрекламированном в интернетах кафе «У Петра». Недурно и недорого. Там же в дорогу взяли свежих пирожков.
Наконец-то тот самый участок гравийки. Он оказался коротким и вполне хорошим. Если бы не олени, которые неслись, выбивая из дороги щебень. Блин, ну там той дороги несколько километров. Неужели так трудно потерпеть! В итоге получил несколько лишних дырок в ЛКП.
Ангарск встретил морозом и нечищенными дорогами. Колеи были такие, что днище скребло по бугру. Похоже, что здесь с осени трактора не видели. Первое ощущение — дежавю. Очень уж напоминает наш Северск. Что неудивительно — у городов похожая судьба и строились примерно в одно время.
Ангарск — небольшой городок, в котором действуют два основных предприятия — Ангарский НПЗ и Ангарский электролизный химический комбинат. Кстати, может, мне объяснят экономисты, а то я своим прямым естественнонаучным мозгом понять не могу: почему в Ангарске, где делают бензин, он стоит дороже, чем в Кемерово или Томске, куда его поставляют? Например, в Омске, где его тоже делают, он все-таки немного дешевле.
Хозяева повели нас в какой-то парк недалеко от города. Катались на горках, качелях-каруселях, просто гуляли.
Душевно и уютно. На следующий день опять похолодало, поэтому поездка на Байкал откладывалась. Но сибирячек этим не испугаешь — надели штаны потеплее и вперёд кататься на горках!
Сначала пошли в музей часов. Музей создан на основе частной коллекции Павла Васильевича Курдюкова, который передал её городу. Чего там только не увидишь! Часы разных времен и стран. Вычурные немецкие медные и наши русские с кукушкой.
Песочные, какими пользовались тысячи лет.
Часы-свеча.
Солнечные, в том числе портативные.
Настольные от Японии до Франции.
Музыкальные.
Строгие настенные и напольные, напоминающие о 19-м веке.
И тот же век пара, представлен всевозможными вариациями на тему паровых машин.
Первые скелетоны.
А ещё там здорово сделаны тематические экспозиции. Например, японская комната.
Или интерьер российского богатого дома 19 века.
Настенные, наручные, напольные, карманные.
А ещё с немецкого танка времён Великой Отечественной, часы с японской мины.
Часы-таймер с маяка, железнодорожные.
А вот часы для голубиного спорта.
Благородный морской хронометр. Говорят, что именно его изобретение дало преимущество британскому флоту.
и прочая и прочая.
Большая часть механизмов исправна.
Кроме часов, есть и другие приборы, ставшие историей техники.
Патефоны и граммафоны к восторгу детей были заведены и прозвучали песни со старых пластинок.
Вот телевизор КВН не показывал.
Зато я нашел «Изумруд» на тоненьких ножках, такой же, как был у нас в 70-х. А какие воспоминания нахлынули, когда я увидел часы «Электроника» с 8 (!) мелодиями — писк моды из 80-х! Да, черт возьми, память странная штука.
В общем, сходите — не пожалеете. Да и детей проверите на сообразительность — поспрашивайте, как по их мнению, работает тот или иной прибор. Узнаете много нового :).
Дальше был променад по морозному Ангарску.
Мне понравились ледяные городки. Даже в маленьком Ангарске они интереснее и богаче, чем то убожество, что наблюдается в Томске последние годы. Стыдно, граждане мэрские работники! У нашей ребятни не так уж много развлечений зимой — можно было б и постараться.
Чем греются настоящие сибиряки в -30? А если им 9 лет? Правильно — мороженым. С целью подкрепиться и погреться зашли в Traveler-Cafe, если я не ошибаюсь с названием. Беда 95% российских заведений — обслуживание. Причем неважен уровень цен, понтов и национальный колорит. Граждане, хозяева кафе-ресторанов, секрет правильной организации обслуживания очень прост — представьте себя на месте клиента и сделайте так, чтобы вам, как клиенту было хорошо. Заказали кофе с мороженым. Ну люблю я это сочетание. Знаю, что смерть зубам, но люблю. Кофе принесли через 20 минут. Мороженого нет. Прошло еще 20 минут, мороженого нет. Прошло еще 20 минут, я выпил холодный кофе и уже собрался уходить. Тут появляется официант с мороженым. Епт. Пытаюсь объяснить, что я просил «одновременно». Не надо было ездить в Иркутск за мороженым специально для меня. Сказали бы, что нет — я бы обошёлся.
Когда чуть потеплело, собрались на Байкал. Кстати, там теплее градусов на 10, чем в Ангарске.
Ехали через Иркутск — не понравилось. Народ водит нервно и дергано. Как будто торопится в группу разбора.
Выходим на берег Байкала — вот это облом! Льда-то ещё и в помине нет! Оказывается, он замерзает только к февралю.
Зато много горок, ледяных бассейнов, скульптур. Для детей просто праздник какой-то.
Посетили нерпинарий, оценили представление, контрольный снимок с нерпой :).
На обратной дороге нас ждал музей «Тальцы». В нём собраны лучшие образцы сибирской архитекуры. Крестьянские усадьбы свозили из разных уголков Сибири. Удалось создать целые улицы с домами, надворными постройками, инструментами, средствами передвижения, кузницами и прочим...
Кроме русских изб, там же жилье коренных жителей и даже часть сохранившегося деревянного Усть-илимского острога.
Честь и хвала людям, создавшим это. Даже без экскурсионного сопровождения было здорово побродить по домам и дворам, потрогать тяжелые засовы и долбленые лодки.
Вот меня прям зацепили тяжеленные ворота, закрепленые на деревянных петлях.
Тут же были организованы ледяные горки, захватывающие дух и шкуры для катания. За шкуры денег не брали — только залог.
Все было просто замечательно! Жалко, что не работали ремесленные мастерские и было поздно для экскурсий.
Ну а на ангарском льду мы всё-таки покатались. Ранним морозным утром в нашем распоряжении был огромный каток. Я уж и забыл, когда в Томске видел такой в последний раз.
Дорога назад была тяжёлой. Решили ехать без остановок. Всё-таки путь уже знакомый. Возле Красноярска началась метель. Первый раз мне довелось ехать ночью в метель, и мне это не понравилось. Фуры поднимали за собой тучи снега, за которыми их не было видно с расстояния больше 10 метров. Обгонять их было ещё сложнее — встречка была скрыта белой пеленой. С небольшими приключениями, но без потерь мы вернулись к домашнему очагу.
Конец! А кто слушал — молодец.
P.S. На Байкале я все-таки покатаюсь на коньках!