|
Доброго времени суток, уважаемые форумчане. Для тех, кто не спит, доброго дня глоток! Сразу же предупреждаю, в написании букв много, читать и смотреть придется долго.
С чего начиналось планирование данной поездки. Как-то давным-давно, была мечта съездить в автопутешествие куда-нибудь подальше в сторону Байкала. Но либо временные, либо семейные, либо финансовые ограничения накладывали на данную затею большой крест. То работа не отпускала, то дети малые, — всегда находился повод усмирить свой пыл в желании рвануть куда-нибудь на дальняк.
Все поездки ограничивались выездом на Южный Урал, либо в Марийку (национальный парк Марий Чодра), либо на рыбалку по соседним рекам и сусекам. Все в пределах дальности от дома в 35-550 км. Приоритет зимой — горные и беговые лыжи, летом — отдохнуть на природе, походить пешими маршрутами.
По морям я ездить не любитель, но как говорится, для повышения иммунитета моей большой семьи иногда вроде как надо. Но если честно, на морях был два раза: на Чёрном в 2003, в Турции на Средиземном в 2008.
Про семью: всего-то я, жена и трое детей, старшему сыну 8 лет, дочкам 3 и 1 полных лет. Если ездить на отдых, в том числе на море всей семьёй, то тут нужен надежный, вместительный авто.
В связи с этим в конце 2012 года всеми правдами и неправдами наскреб, сколько мог по сусекам, влез в кредиты и приобрел ценный для семьи, прекрасный для владельца и завидный для окружающих автомобиль — SUBARU OUTBACK .
Рассказывать про муки выбора семейного авто не буду. Скажу кратко, что предполагалось купить либо новый кроссовер в пределах 1 200 тыс. руб., либо двухлетку Субару с небольшим пробегом. После проведённых тест-драйвов выбор был однозначен, и им стал универсал повышенной проходимости.
Ещё весной с друзьями-однокашниками, встречая в лесу очередной день геолога, в ночь с первой субботы-воскресенья апреля озвучил мысль о планах поехать на Байкал или Горный Алтай.
Геологи, я вам так скажу, это не профессия — а стиль жизни. Романтика — ключевое слово в этом стиле.
На геологов хоть и учатся, но ими все-таки становятся, по жизни.
Народ идею поддержал, были даже желающие на двух, трех автомобилях присоединиться к поездке, но, как всегда в нашей весёлой стране, ко дню запланированного отъезда все желающие возглавили очереди в списках, не буду говорить возглавлявших кого и чего. В общем, пришлось собираться к отъезду одной машиной. Ехать одному за рулем на Байкал далековато, так что выбираем путь немного покороче — едем на Алтай.
На семейном совете было решено отправиться в путешествие только мужской части населения, поскольку малый возраст дочек не давал возможности комфортно преодолевать большие расстояния по бескрайним просторам России без остановки. Да и опыта выезда полной семьёй на дальняк не было.
Поскольку дальше Уральских гор на восток страны я ещё не выезжал, муки выбора куда и как поехать, были разбиты путем поисков и штудирования интернет-ресурсов, таких как: drom.ru, mountainaltai.ru, tisaltai.ru, amadu-travel.ru, и многое чего другое.
Начитавшись множества отчетов, насладившись видами, запечатленными в фотоматериалах странствующих по миру, захотелось все-таки плеснуть немного адреналина в кровь. Попробовать что такое сплав и побродить в тайге на конном маршруте. Поиск фирмы, организующей рафтинг и конные маршруты, остановился на хозяйстве «Амаду». Выбор был сделан из пары-тройки аналогичных фирм по соотношению цена-качество. О чем мы в дальнейшем ничуть не пожалели. В связи с тем, что опыта в сплаве по рекам у меня не было, да и детей особо на такие маршруты не берут, обговорив с хозяйкой «Амаду» Ольгой все тонкости и сложности маршрутов, был выбран комбинированный тур «Счастливая десятка», включающий в себя два дня рафтинга по Нижней Катуни и пять дней в седле по горам. Заезд на базу по планам был на 31 июля, чтобы передохнув с дороги один день, 1 августа со свежими силами погрузиться в пучину невероятных приключений.
Выезд запланировали на 28 июля ближе к обеду. Был составлен обширный список необходимых вещей, собран рюкзак, приобретены спальники, пенки, плащи-дождевики.
С утра, как обычно, я успел сходить на работу, решить пару мелочевых проблем, проехаться по магазинам, докупить всего необходимого. В первый день отъезда планировалось проехать небольшой участок до Уральских гор по знакомому и объезженному маршруту. Поэтому не торопясь, пообедав дома, выехали мы в наше автопутешествие только в 13:30 по Москве.
Итак, первая точка маршрута г. Бавлы (на границе республик Татарстан и Башкортостан) — озеро Зюрат-Куль (Челябинская область).
Дорога до Уфы по М5 кроме небольшого участка после р.п. Кандры представляет собой довольно таки благонадежное состояние.
Особенно хорош участок перед Уфой. Передвижение хоть и интенсивное, но довольно таки быстрое.
По трассе во многих местах круглый год продается «волшебный» Башкирский Мёд! Почему волшебный? А потому, что он круглый год остается жидким и прозрачным. Хотя, как я знаю, хороший мед через пару месяцев после качки должен загустеть.
А чтобы привести его в состояние товарного вида, его греют, что не есть ГУД для его же качества. Ну, раз продают, значит покупают. Хотя я бы посоветовал на трассе мед не покупать.
Подъезжаем к началу перевалов.
Вот и граница Челябинской области. Выглядит сурово, я бы даже сказал мрачновато!
Остановились в Аше, перекусить в кафе, заправить внутренние полости салатами, мясом и вкусным бульончиком.
Перекусив и размявшись немного, прошлись по торговым лавкам. В продаже, как и на всех существующих аналогичных стоянках, сувениры уральских и китайcких мастеров, подделки из камня, картины, златоустовские ножи, клинки, китайская нержавеющая посуда, лодки, рации и всякая другая дребедень.
Погодка в горах стала понемногу переходить из состояния радостного солнца в состояние грустного пасмурного неба. Да и солнце начало своё погружение в закат. Далее помчались в сторону Сима. Переезд через мост в Симе прошёл без задержек, хотя небольшой трафик, начинающийся со стоянки выше Сима, присутствует.
Темнеть начало при подъезде к Сатке. До озера с трассы оставалось немного, около 20-25 км, из которых последние километров 10 грунтовка. На озеро въезд платный, поскольку территория является экологическим парком, сколько — не помню, но вроде 80 рублей за въезд одного автомобиля. Подъезжали в полной темноте при хорошем ливне. В планах на утро было порыбачить, поплавать, приготовить чего-нибудь съестного, насладиться местными красотами. Еле нашли подъезд к озеру, остановились вроде возле берега. В раскатах молний виднелись силуэты окружающих домов.
Но всему этому не суждено было сбыться. Всю ночь лило, как из ведра. Спали в машине в полный рост, переместив часть багажа в перёд и разложив задние сиденья.
Утром сделал первые подсчеты: проехали от дома 467 км, средний расход топлива 8,4 л/100км. Что, согласитесь, совсем неплохо при активном стиле вождения и объеме двигателя в 2,5 литра.
Перекусив остатками домашнего закусона, поехали на выезд в сторону трассы.
Увидеть Зюраткуль во всей красе не представлялось возможным. В следующий раз как-нибудь заедем в отдельный заезд на выходные, заранее подгадав под солнечную погоду.
Под утро, приоткрыв глаза, лицу преставилась печальная картина — туман и ливень, не видать хребта Зюраткуль и озера не видно.
Выезжаем с парковой зоны — все деревни на Урале примерно одинаковы.
Да и горы, без дождей не горы.
Выехали на трассу в сторону Златоуста, дождь льет не прекращая.
Заскочив в одно из придорожных кафе на чашечку чая и пообщавшись с обслуживающим персоналом, выяснили, что такая погода стоит на перевалах уже неделю, и дождь практически не прекращается.
На одном из подъемов встали отдохнуть на часок. Аварии на горных дорогах — неизбежность.
Спустились к Миассу, а в Миассе — солнечная погода! (шутка).
Выехали на равнину ближе к Челябинску, погода резко изменилась, дождь прекратился, настроение поднялось, желание топнуть на педаль акселератора, соответственно, увеличилось.
После поворота на Курган заехали на заправку Газпромнефти. Поскольку обычно я заправляюсь только на LUKOIL, для начала было решено заправиться на 20 литров G 95, чтобы понять, с чем его едят. Как оказалось в дальнейшем, лучше и дешевле Газпромнефти бензина нет.
Участок дороги от Челябинска до Кургана да и сама Курганская область, наверное, единственный участок пути, где качество покрытия оставляет желать лучшего. Дорога, так же как и болота, плывет.
В Кургане последний оплот официального LUKOIL со скидками по системе ЛикарD, заправился под горловину на выезде с города. На одометре 942 км от дома, средний расход подрос до 8,6 л/100км. Сказывается увеличение скоростного режима на равнине.
На заправке подцепил на лобовуху лихого попутчика, сдуло при разгоне!!!
Курганские КАФЕшки самые суровые в мире!!! На выезде с Кургана в сторону Омска.
Чёткого решения ехать через Бердюжье—Ишим—Абатское, или через Казахстан не было. Решил доехать до Петухово, а там решить, либо сворачивать на Бердюжье, либо прямо на Петропавловск. Доехав до Петухово и опросив встречный транспорт о том, как там на границе, решил двинуться прямо на Казахстан.
На Российско-Казахстанской границе, на прохождение обоих КПП было затрачено 1 час времени, это без оформления страховки с получением наклейки RUS на заднее стекло. Страховка обошлась что-то около 500 рублей дней на десять, если не ошибаюсь.
По Казахстану, пока не стемнело, ехал, не превышая скоростного режима в пределах 110 км/ч. После Петропавловска сел на хвост местному лихачу, так мы с ним долетели до границы, резво обгоняя всех странствующих на пути. Про скоростной режим умолчу, но каюсь, да превышали…
Подъехав на выезд из Казахстана, пришлось постоять в небольшой очереди (5-6 машин). Казахский КПП прошли довольно-таки быстро, но вот наши пограничники с потоком выпускавших казахскими коллегами автомобилей не справлялись. Растянулась очередь минут на сорок. В итоге оба КПП были пройдены за время около 2х часов. Заодно и вестибулярный аппарат отдохнул от дальней дороги. Выехав в Омск, был приятно удивлен качеством асфальтового покрытия. Летели в ночи довольно-таки быстро. В Омск прибыли в 0:45 по Москве. По местному было уже почти 4 утра. Остановились в первом же попавшемся кемпинге. Мест в мотеле, как всегда, не было, да нам с сыном было уже и не до мест. Провалились в глубокий сон, прямо в машине, выспались к обеду по местному времени, по Москве было около 9 утра. Зашли позавтракать. Мотель «ЕВРОЗОНА». Позавтракали, как путные, яичницей с беконом, напились чаю с блинчиками.
На одометре 1497 км. За вчерашний день и часть ночи пройдено 1030 км. Средний расход топлива увеличился до 8,8 л/100км. Скоростной режим в районе от 120-140 до …ХХХ
Планы на очередной день доехать до Новосибирска, а именно до городка Бердск.
Чтобы размять косточки, съездили в город, на площадку Омск-Арены. Погоняли с сыном мяч, побегали, пофоткались, позагорали.
Съездили за мост, прокатились чуток по городу, посмотрели, не останавливаясь и не выходя из машины, местную архитектуру.
Общее впечатление от Омска осталось вполне положительное. Выехав и проехав вдоль набережной Иртыша, направились в сторону выезда из города, на трассу в Новосибирск.
На выезде заправка Газпромнефть. Самый дешёвый бензин в Омске! Заправил полный бак 98-го по цене моего домашнего Лукойл 95. Причем если в нашем регионе развита реализация нескольких сортов 92-го типа «евро» и «экто», то Газпромнефть в большинстве своем реализует 1 тип 92-го и два-три 95-го. Существенной разницы в тяге на 98-м бензине не ощутил, да вроде идет резвее, но смысла особого переплачивать не вижу. На 95-ом так же резво все обгоняется и выстреливает, когда надо в потоке.
Трасса Омск—Новосибирск реально прямая и ровная. Трафика фур практически нет. Ехал, не уставая, на крейсерской скорости 140 км/ч, немного превышая на обгонах. Радар-детектор делал свое дело, нарушений скоростного режима в области действия систем видеофиксации не было.
Видеокамеры с фиксацией скоростного режима встречаются редко, но если стоят, то либо на асфальте, либо на обочине в виде табличек — предупреждающие знаки о ведении видеофиксации.
За 150 км до Новосибирска, количество фур увеличилось, соответственно, упала средняя скорость передвижения.
В Новосибирске были ещё засветло, на одометре 2200 км, проехали до Бердска 35 км. Заночевать решили у дальних родственников, но их пришлось до ночи подождать в виду отсутствия в городе. За день проехали 738 км, сожгли бак бензина с копеечкой. Средний расход в пределах 8,8-9,0 л/100км.
Переночевали, выспались, на следующий день, не торопясь, позавтракав, откушав местного сырного супчика, махнули в сторону Чемала. Выехали в 10:30 по Москве. По местному времени, конечно же, поздновато, 13:30, но по моим расчетам до ночи должны были доехать до места назначения.
Местом назначения нашего маршрута выпал населённый пункт Эдиган. База турфирмы АМАДУ ТРЕВЕЛ. Расположение этого места уникально: тихое, уединенное ущелье, а далее села раскинулись огромные горные просторы, нет больше ни одного поселения, лишь редкие охотничьи заимки и приюты.
Алтайский край встретил нас отличным качеством дорог, с четкой разметкой по всему пути.
С засеянными вдоль дорог полями рапса и гречихи.
Вот и Горный Алтай. Государство в государстве, Россия, родина, мать!
Остановились в Майме поужинать, отдохнуть. Заехав в горную часть республики, стали догонять дождь. В принципе, надо было до темна остановиться где-нибудь на кемпинге, которых вдоль берега Катуни пруд пруди, а не плестись в дождь и в темноте по незнакомой дороге. Но что-то тянуло вперёд, и я не мог отказать себе в удовольствии порулить ещё чуть-чуть. Для себя я в дальнейшем сделал очень верный вывод — по горному Алтаю надо передвигаться только в светлое время суток. Это не связано с безопасностью прохождения части пути до запланированной цели. Тут немного другое — ночью ты едешь и кроме узкой полосы пути в свете фар ничего не видишь, а вокруг пролетает такая красота-красотища…
В итоге прибыли в Чемал в 22 часа по местному времени, на въезде заправились на LUKOIL. Скидки по лукойловской топливной карте ЛикарD я не получил. Вывод — заправка работает под брендом LUK, хотя не факт, на вид смахивает на официалов. Да и оплатить по банковской карте VISA, почему-то не получилось. Терминал выдавал ошибку ввода PIN кода или ошибку связи. Причем то же самое было и в последующем, на других заправках, вплоть до выезда из Новосибирска. Везде приходилось рассчитываться наличкой.
До цели оставалось проехать около 50 км. Ну, думаю, за час справимся. Да не тут-то было. Горы, великие горы и их духи не терпят торопливости, что подтвердится и в дальнейшей части путешествия. На выезде из села, пересекая мост через речку Чемал, в темноте фар проморгал поворот направо, прикольный такой поворот градусов на 100-120. Проследовав за впередиидущим местным авто, проехал по переулку на выезд в тупик, выехал на поляну, впереди лес, вправо поле. Яндекс-навигатор с мобилки показывал, что мы где-то рядом с дорогой, но где именно не разобрать. В общем, покружили с полчаса, вокруг да около, поспрашивали, увидели, наконец, нужный поворот после моста. Справа осталась парковая зона Чемальской ГЭС, но я, конечно же, на тот момент об этом даже не догадывался, поскольку кроме кромешной тьмы и ливня в свете фар ничего не видел.
Асфальтовое покрытие Чемальского тракта закончилось в Еланде. Далее по отсыпанному грейдеру…
Рулить в кромешной тьме по отсыпанной скальником дороге со средней скоростью 20-30 км/ч, объезжая в раскатах молний всевозможные ямы и неровности тоже есть маленькое удовольствие. Это как принимать участие в съемках мистического фильма. Особенно возле Еланды, призрачно светился в темноте палаточный городок. В раскатах неба виднелась линия гор, местами слышался шум большой воды. Не зная реальной картинки, тяжело в темноте представить себе то величие, что представляется наяву, в светлое время суток. Потихоньку добрались до развилки на Эдиган. Небольшой рывок и мы на месте. Время по местному 24:00.
Встретила нас на дороге в кромешной тьме хозяйка фирмы Амаду — Ольга. Огроменное ей за это спасибо, могли бы проехать мимо, не зная, где и куда свернуть.
Долго не думая, переместились в один из домиков, небольшой перекус на сон грядущий и СПАТЬ …
Тем временем под утро дождь прекратился, и утро нас встретило добрым солнечным светом.
Планы на день — отдохнуть с дороги, побродить по окрестностям, вечером принять участие во встрече остальных участников туристического путешествия.
Небольшой итог по пробегу: за вчерашний день пройдено 557 км, всего — 2792 км, средний расход топлива 8,8 л/100км.
В итоге позавтракав в летней кухне, организованной на территории базы, с сыном взяли штурмом противоположный склон. Вдохнули чистого Алтайского воздуха.
Вид на базу с противоположного склона.
Виды, пропущенные в кромешной тьме…
Здесь Катунь, зажатая в скалы, сужается втрое, и от этого скорость ее возрастает.
День пролетел незаметно, вечером познакомились с прибывшими с маршрутов и вновь прибывшими новичками типа нас. Приняв баньку и в лёгкую на грудь, пообщались более тесно с бывалыми об ожидающих нас прелестях походной жизни. Сказок порассказывали … короче, алтайские сказки, алтайские километры, алтайское время, алтайские маралы, косули, волки, мишки! Все очень вело!
На следующий день на полном позитиве собрали все вещи в гермомешки (драй-бэги), загрузились новой командой во главе с инструктором в буханку-уазик и выехали на точку высадки, в устье Эдиганки. Впереди нас ждал двухдневный сплав по Нижней Катуни для решивших попробовать себя в водной стихии. Это один из самых легких и коротких по продолжительности маршрутов, предлагаемых на выбор. Обещанный маршрут по воде в пределах 80-90 км, с ночевкой недалеко от Чемала.
Наносим на открытые участки тела крем от загара, переодеваемся в гидрокостюмы, надеваем экипировку, загружаем рафт драй-бэгами по полной, проходим обязательный инструктаж.
Команда к отплытию готова. Впереди первый, серьезный для нас «босяков», описанный выше порог Тельдекпень. Если не ошибаюсь, в переводе «поднявшаяся гора».
По особой просьбе, удалось запечатлеть пару кадров прохождения «Пней».
Холодные воды Катуни несут в себе мутный серо-белого цвета поток ледников, размывая на своем пути непомерное количество горной породы и всего того, что попадается на её пути. Цвет воды можно сравнить с цветом цементной стяжки, чуть разведённой водой.
Видео ссылка нашего прохождения:
А вот как это делают другие:
Далее был умопомрачительный для нас день с прохождением очередных порогов и небольших бочек. Адреналин РАШ — отдыхает. Фотоматериала нет, поскольку фотоаппарат был завернут поглубже, в драй-бэг, и использовать его без опасности утопить не было возможным.
Первое ощущение рафтинга — мляяя, куда мы попали, ребята! Левый «вперёд», правый «табань», — отдыхаем. Пролетаем. Временами взмах весла окучивает воздух, поскольку достать до воды на перекатах нереально. Замочило всех весёлыми ледяными брызгами. С непривычки холодновато, но через полчаса привыкаешь, да и солнце сверху жарит — мама не горюй! И так в течение 4-5 часов. После обеда прибыли на точку отдыха перед Чемалом.
Разложились, вытряхнули драй-бэги, переоделись в сухую одежду, организовали быстрый перекусон.
Разбили бивуак. Назначили старших по кухне, остальные потопали вдоль берега, смотреть на Чемальскую ГЭС.
Мост через Катунь в сторону парковой зоны Чемальской ГЭС.
Интересный способ заработать денег. На обратном пути, стоят, значит, пара тётек-мотек на пригорке у моста, в метрах 30, на фоне какой-то надписи про парковую зону и кричат, значит, нам: «Хэйй, вход на мост платный». Мы этак отвечаем, с какого бодуна он платный, мы же не туристы, мы местные, пришли с того берега и идем обратно. Они на нас чуть ли не с вилами, : «хэйй — мост платный ё-….пи-ииип»! На вопрос где надпись: «ЧП Хабибуллин, индивидуальный номер предпринимателя такой-то…», и кто они такие, и чего тут делают, нам ответить толком не смогли. Так что прошли мимо. Хотя отъем денег у приезжего населения поставлен на широкую ногу.
ГЭС, на сегодняшний день в нерабочем состоянии.
Устье реки Чемал.
По всей территории ГЭС расположен парк развлечений с множеством лавок сувенирной продукции.
На одном из аттракционов прокатился и я. Я бы так назвал аттракцион: «Пролетая над гнездом кукушки», по натянутому канату в сцепке на альпинистских карабинах. Стоимость отрыва с видеодиском полета и фотками на телевик, что-то около 600 рублей. Диск, правда, я до дома живым не довёз, треснул, где-то в пути и стал нечитаемым.
20 секунд, полет нормальный!!!
Выше нас по течению шли на катамаране сборная солянки из Калининграда и Питера. Встали на ночлег, на том же месте, выше нас.
Плотно поужинав, начали делиться впечатлениями о пройденном дне. Вывод один — пьяняще-кайфово даже без алкоголя. Но от него в таких маршрутах все-таки никуда.
Посидели, потриндели, алко пустили в кружке по кругу. Познакомились поближе, очертили географический круг присутствующих: Москва, Смоленск, Татарстан, Омск, Магадан.
Рядом в соседнем лагере Питер и Калининград.
В честь последней ночевки Питерские сложили пионерский костер. Они шли со Средней Катуни и у них был завершающий день.
У Питерских спросили как дела, ответили:
— Нормально, хаваем купленные вчера калиниградские консервы!!!
Вот так в одну ночь собрало всех нас в одной точке мира, почти со всех уголков нашей необъятной страны.
Рассвет подкрался незаметно.
В лагере пока все спят, но котелок для чая уже кипит.
Начался второй день нашего путешествия по Катуни.
Сегодня слаженность команды на высоте, приобретённые за вчерашний день навыки управления рафтом, позволяют четко и без ошибок выполнять команды инструктора.
Погода с утра пасмурная, без солнца, для тех, кто не гребёт веслом, временами становится холодновато.
Вода сегодня ожидается спокойнее вчерашней, так что фотоаппарат при прохождении порогов укрываем под брезент между драй-бэгами и при случае запечатляем ход нашего движения.
Остатки фундамента предыдущей постройки
Плывем дальше, вдоль берега сплошными рядами разношерстные базы отдыха.
Проплыли Элекмонар, Узнезю. Последний рывок до Чепоша ознаменовался тем, что мы попали. Причем попали резко так и неожиданно, под тяжелую свинцовую тучу. Выскочивший из-за горы ливень, облил нас своим мощным потоком. Принудил последние минут сорок грести изо всех сил, практически не останавливаясь. Ливни в горах явление естественное, с одной стороны льет, с другой стороны светит и пригревает солнце.
Прибыли на место высадки, там нас ждал прогретый дежурный «хочу быть Икарусом» уазик. Еще минут 15-20 под дождем ушло на укладку рафта и драй-бэгов. Затем все стихло. Ливень прекратился.
Выехав в сторону Базы, остановились в Узнезе, затарились топливом для наших промерзших молодых организмов и дальнейший путь до Эдигана протек в теплой обстановке.
Обе фотографии сделаны в одно время, с одной точки с разворотом на 180 градусов.
С одной стороны надвигается ливень, с другой как говорится: «А в Миассе солнечная погода»!
День прибытия с маршрута на базе - Банный день. Попарившись берёзовыми веничками, окунувшись в холодные воды Эдиганки, подбодрив все это делом порцией холодного пивка, а позже за столом опрокинув чуток водочки — тело приказало долго жить!
Летняя кухня готовится только на костре. Ужин, так же как и завтрак, и обед, приготовленный на костре — «палчыки аблыжыш».
Вечером как всегда, вновь прибывшие на базу слушают сказки от бывалых про то, что и как. Гитара, шарманка, баян… Все это присутствует на базе, пой не хочу!
С утра на следующий день, предстоял выход «в седле» на пятидневку в горы.
Предварительный инструктаж. Слушаем основы техники безопасности и правил управления лошадью, как не дать коням шанса в пути зажевать мимоходом сочной травы и не задерживаться на водопое. Если дать лошади расслабиться, она весь путь будет выносить тебе мозг, пытаясь остановиться пожрать, попить и просто пофыркать от удовольствия или наоборот.
Знакомимся с лошадьми, подгоняем упряжь и делаем первый тренировочный выезд. Ура! Последний опыт верховой езды у меня был в 3-4 классе, это, наверное, в возрасте чуть постарше, чем сейчас мой сын. Сын так вообще впервые верхом. Но он молодец, натянул вожжи, примял бока своему коню и был таков, словно в седле родился. В общем, проблем с акклиматизацией верховой езды не было ни у кого. Все у всех получилось!
На конный маршрут собралась группа в количестве 12 человек. Плюс в маршрут уходило 2 конюха Альберт и Костя и сопровождающий нас инструктор Надежда. Длина всего маршрута ориентировочно 95 км.
15 человек на сундук мертвеца, и е-еее-хо-хо и бутылка рома, ну и забыл про собаку. Пес по кличек Сарагол (в переводе Серые лапы). Сарагол друга человека!
Карта маршрута «Пять дней в седле».
День первый.
Укладываем личные вещи, спальники и продукты в седельные сумки (арчемаки).
Выдвинулись в путь, впереди нас ждут красивейшие склоны, альпийские луга, хребты, озера, перевалы.
Мы смело в бой пойдем за суп с картошкой и повара убьем столовой ложкой!
Не торопясь покидаем пределы поселения, часа через 1,5 останавливаемся на первый привал, размять ноги. На пути маральник, искусственный загон для выращивания алтайских оленей.
Говорят, что в июне здесь можно принять пантовые ванны.
Удалось увидеть и самих маралов. Снято в максимальном приближении, с рук, ZUM 18-кратный оптический,
так что качество и резкость фото хромает.
Тронули дальше в тайгу, вокруг красота.
Поднимаемся выше и выше, берёзки постепенно сменяются кедрами.
Прибыли на точку первой стоянки, урочище Кожой, вокруг все утопает в зелени.
Распрягли коней, выпустили их на сочное пастбище.
Ну и сами не забываем подкрепиться.
За день прошли, что-то около 20 км. Разбивка лагеря не заняла долгого времени.
Разложив палатки, приготовили знатный ужин. В этот раз, в команде превалировали артисты с простора Гнесинки. Так что, поверьте, нам скучно не было. Песни до полуночи под балалайку. Вы не поверите, реально, не гитара, не баян, а балалайка!
День второй.
На следующее утро предстоял второй марш-бросок. Конюхи с утра отловили всех лошадей, помогли установить седла, потихоньку и мы стали приучаться к этому делу.
Выдвинулись на маршрут второго дня, вперёд на альпийские луга Аксаса!
Влажно и сыро все вокруг, влажно и сыро — это не вдруг…
Дождь и ветер преследуют всю дорогу, местность вся немного заболочена, если идти пешим маршрутом (есть и такие, на любителей), то мокрая одежда по пояс — это норма, не спасут даже болотники и ОЗК.
Поднимаемся все выше и выше.
Ближе к 2000 м от уровня моря, Кедра осталась позади, растительность перешла на карликовую. Большие пространства лугов покрыты карликовыми кустарниками ивы и берёзы.
Вершины гор покрыты курумником (наваленными друг на друга глыбами гранито-гнейсов).
Приближаемся к долине Тогусколя. Где-то слева внизу слышен звук перетекающего ручья — здесь берёт свое начало речка Чемал.
В паре мест пересеклись с тропой Мишки Косолапого!
Тропа идет зигзагами, под ногами каменистый грунт, лошади норовят споткнуться, удержать их можно крепче держа узду в руках и при случае резче натягивая на себя.
Табун полудиких лошадей. Конечно же, у них есть хозяева, которые время от времени проведают их состояние.
В табуне в основном кобылы с молодняком, ну и вожак, конечно же, обязательно. Волки не дремлют, по долине то тут, то там встречаются обглоданные кости. Если вожак грамотный и сбивает табун в кучу, то таких последствий может избежать.
Добрались до второй точки маршрута. Начало долины Тогусколь.
Разбиваем лагерь, распрягаем лошадей, тащимся от того, что окружает нас.
Пьяняще-манящий заснеженный хребет. Мы на него сходим, попозже…
Как обычно из-за гор, показал мужик топор. Появилась тучка, пролило не скучно! Появилось солнышко, пригрело как воробушка!
Замутили кашку, не хватало бражки! Ёк макарёк случился, ёк макарёк пришёл!
Стоянка на этом месте планируется на две ночи. Завтра выходной день, никуда не торопимся, планируется только небольшая вылазка к озерам Тогусколь.
Бла-бла-бла , бала-ла-ла, Бала-Лайка!!!
Видео тут:
День третий.
Видео тут :
На следующее утро выдвинулись на озера.
Повстречали пеших туристов, отчаянные люди!!!
Добрались до места. Долина девяти озер. С тюркского в переводе Тогус или тугыз — «девять», коль или куль — «озеро». Отсюда и название долины.
Вокруг расстилается мох и стелется карликовая берёза.
Дикий лук.
Вода холоднющая, проплыв на тот берег тело охлаждается. При повторном погружении разница между температурой воздуха и тела не столь велика и поэтому вода, кажется теплее.
Немного флоры.
Искупавшись в ледяной воде и получив очередную порцию адреналина, обедаем сухпаями, подкачав ультрафиолетом тело, выдвигаемся в сторону лагеря.
Днем хоть и тепло, в районе 22-25 градусов, но всё же ветер, да и ночи в горах холодные. Ночью, если небо не застлано тучами, то температура может понизиться и до нуля градусов, если дождь, то потеплее градусов на 7-10. Так что охлажденная ночью вода за день прогреваться практически не успевает — потому-то и холодно, однако!
Горные цепи расходятся вокруг насколько хватит глаз, все расплывается в голубой дымке. Возвращаемся в лагерь. Поскольку сил сегодня затрачено немного, нашлись желающие сходить на противоположный от лагеря хребет.
С виду вроде бы недалеко, ничего сложного, но луг, как и все склоны в округе подтоплен болотами и почти везде завал мелких и крупных камней, по которым идти, не подвернув случаем ногу, почти невозможно.
Отойдя по тропе метров на 400 выше лагеря, ноги успели хапнуть водицы и по колено были мокрыми. Решили в обход не идти, а рвануть напрямую. Это был большой облом. Луг выше был в принципе без камней. Как оказалось в дальнейшем, лучше бы мы в обход прошли по тропе лишних километров 5-6, нежели сунулись напрямик через застланный на заболоченной поверхности кустарник карликовой ивы.
Такое ощущение, словно идешь по топи в тундре. Высоко поднимая ноги, чтобы пройти через кустарник, не ощущаешь под собой твердой опоры. Ноги проваливаются почти по колено, словно в болото и становятся ватными. Но дерн не разрывается и держит. Не чувствуя твердого покрытия под ногами, идти становится все тяжелее и тяжелее. Два часа безобразия вывели нас к заветному склону.
Но впереди ждал ещё и подъём на вершину. Организм в напряге, легкие пытаются захватить побольше воздуха, мотор упорно стучит, доставляя с кровяными тельцами во все клетки организма, всем так нужный кислород.
Все-таки чувствуется небольшая акклиматизация. Но если находишься в постоянном движении, то не так уж и сильно достаёт. Стоит только остановиться, передохнуть и начать путь заново, вот «тут-то я уж растерялась, тут-то я уж не шмагла»!!! Шучу!
Добрались до вершины, набрали пакет снега, для тех, кто остался в лагере. Сами подурачились. Попрыгали, покидались, засняли пару хороших кадров. На дорогу от лагеря потратили что-то около 3 часов.
Гора похожая на высеченную пирамиду. Если я не ошибаюсь, она там не одна такая.
Снежки в августе, об этом летом можно только мечтать. Но бывает так, что мечты сбываются.
Когда реки мне были сёстры, а ветер назвался братом…
И на камнях растут деревья, впрочем, как и грибы. Если бы задались целью набрать грибов, то в принципе можно было бы накидать с ведёрочко на жарку. Единственный момент, по ТБ готовить в походе еду из собранных грибов запрещено. Мало ли чего, рядом, за пол ста километров ни души. Так что грибы остаются стоять на своих местах.
И снова флора, а вот и фауна:
Злая гадюка укусила его, и принял он смерть от коня своего …
Обратный путь в обход, занял всего-то 1,5 часа! Вот где собака зарыта! До прибытия в лагерь, успели чуть промочиться под дождем. Дабы не подхватить простудифилиса, во время ужина опрокидываем для сугрева n- ое количество согревающей жидкости.
Балалайка отжигает ламбаду, брек-бит, хип-хоп, драм энд бэйс, кое-что из древнерусского фольклора, — все заканчивается колыбельной от группы Ума Турман !
Видео тут:
День четвертый.
С утра готовим завтрак. На завтрак свежая рисовая каша, а кому мало, может дорваться до остатков вчерашнего ужина!
На сегодня в планах переход через перевал Ажу к долине Кызыл-Гак. Снимаемся с лагеря. За собой оставляем девственную чистоту.
По пути заезжаем на Верхнее-Чемальское, у местных в простонародии озеро Любви!
Вокруг озера можно увидеть как альпийские луга, так и тундровую растительность, снег «куминских белков», а прозрачно-ледяные воды озера и ниспадающие рукава каменных осыпей (курумов) придают Озеру Любви некоторую суровость.
Чистейшая вода ледников, почти проточная.
Тающий снег и лед с соседнего склона сохраняет температуру воды очень низкой. Испытывать термостойкость организма не стали, поскольку впереди ещё полдня пути.
Сын, бегая как сайгак, между валунами, нашел образование кварца.
Кварц был успешно выбит из вмещающей породы, раздроблен на некоторое количество кристаллов и роздан в качестве сувениров всем желающим заиметь его себе в коллекцию!
По пути на перевал Таман-Ажу.
Обо — место поклонения местным духам, то есть хозяевам данной местности.
Спустились в долину Кызыл-Гак. Реально красиво.
Распрягаем коней, раскладываем вещи. Чувствуется усталость от прохождения 25-километрового маршрута.
Разбиваем лагерь. Луг подмочен, палатки стоят в легкой лужице.
С погодой сегодня повезло — с утра ни капли. Легкий перекус.
Отдыхаем и рассказываем очередные алтайские сказки.
Лагерь конкурентов с «Чемал-ТУР». По словам конюха, который поехал к ним занять пару буханок хлеба, мертвая тишина и скучающий гид-инструктор застали его в том лагере. Ну конечно — Балалайки же у них не было!!!
А у нас балалайка, как всегда, наготове!!! Вечер блюза вперемешку с фолком, с окончанием традиционной колыбельной от группы Ума Турман.
Закат солнца уснул, веки сомкнув тревожно…
День пятый.
На сегодня в планах рывок налегке в сторону базы в Эдиган. Арчемаки почти пусты, так что легко всем и коням и людям.
Прибыв на базу, заехали с товарищем Андреем в деревенский магазинчик. Купили всем барышням с маршрута большую кучу мороженного. Визжали все!!!
Вечером по традиции Банька, окунание в Эдиганку, частично ливень, подведение итогов. Теперь уже мы как бывалые, рассказывали вновь прибывшим об ожидающих их прелестях походной жизни. Сказок порассказывали … короче, алтайские сказки, алтайские километры, алтайское время, алтайские маралы, косули, волки, мишки…
Ну и в заключение эксклюзив под балалайку:
В итоге за всю фигню, что мы говорили, организаторы нам фирменные кружки подарили!
Планы на последующие два-три дня: съездить на перевал Кату-Ярык, посетить Чуйскую степь, обозреть все, что можно по пути. Вернуться в Новосибирск.
Для того чтобы не пропустить достопримечательности, находящиеся вдоль пути по Чуйскому тракту, с сайта http://www.tisaltai.ru/ , заранее, до поездки, были распечатаны карты дорог с отметками на них всех желаемых к посещению мест.
На следующее утро, после завтрака, были упакованы последние разбросанные вещички, уложены в багажник, и мы потихоньку покатили в сторону Чемала.
Остановились на пороге Тельдекпень, провели видеосъемку прохождения порогов. Берег Катуни в этом месте сложен базальтами. Базальты размыты и разрушены мощными потоками воды. Уровень Катуни за лето меняется множество раз, в зависимости от количества осадков. У воды довольно-таки холодно, чувствуешь себя словно в холодильнике.
Видео у воды:
Видео, прохождения пары туристических групп:
Видео для Амаду, Тельдекпень 1:
Позагорали чуток, рядом местная бабушка в импровизированном кафе-киоске напоила нас «чайковским» с горячими, приготовленными на наших глазах беляшами.
Поскольку сдачи у неё с тысячной купюры не было, угощенье было выдано под честное слово с запиской её номера сотового телефона и просьбой, положить на её счет сумму денег, которую мы ей остались должны. Что по приезде в Чемал и сделали.
Едем дальше, к Еландинскому порогу возле штольни.
Видео для Амаду, Еландинский порог:
По рассказам местных, в 70-х годах прошлого столетия в этом месте планировалось строительство ГЭС. Катунь должны были перекрыть, затопить все, что находится выше по течению, уничтожить сложившийся здесь микроклимат, а соответственно истребить и всю флору и фауну. Но местное население встало в штыки и отвоевало ту красоту, которая нынче предстоит перед нашими глазами.
При проведении инженерных изысканий, в теле горы остались вырубленные штольни с длинными проходами. В стенах штольни во многих местах видны следы выбуривания горной породы, видимо для анализа керна.
Видео штольни:
Еландинский порог напротив штольни…
Выехав дальше, немного задержались на Чемальской ГЭС, прикупили небольшое количество сувениров и в путь. Остановились в Усть-Симе. У магазина перед поворотом на М-52 остановились прикупить легкой закуски в дорогу. Улыбнула вывеска:
«Пенные напитки ВИПО на розлив»!
Едем дальше по Чуйскому тракту:
Следующая остановка между населёнными пунктами Купчегень и Малый Яломан.
Песчаная стена. Это явление природы располагается на 687 км Чуйского тракта. По мнению ученых, песчаная стена, или, как ее еще называют, пирамида, является последствием древних катаклизмов (наводнений).
Стена частично разрушается дождями, ветром и чешущимися руками туристов.
Осыпь аккуратно вывозится время от времени погрузчиком, видимо на строительные нужды и цели.
В древние времена это место заполнялось размытыми аллювиальными отложениями. Потоки воды откладывали смешанную фракцию песка, гравия вкупе с мелкими и крупными валунами.
Движение по Чуйскому тракту не утомляет, едем дальше. Пока не стемнело, остановились в Белом Боме, поужинали в кафе у фонтана, отдохнули. Средний чек на первое, второе, салат, где-то 150-200 рублей на человека. Шашлык 300 грамм оленины — 150 рублей!!! Объедаемся по самое не хочу. Далее направляемся в Ак-Таш, прибыли по местному времени в 23 часа. Заправились на заправке RASUL, что совпадает с именем моего сына! В навигаторе на заправке сын удивительно кивнул мне, что мы стоим у трех зданий под одним названием в честь его имени. Выйдя на свежий ночной воздух, приятно удивились тому, куда попали. Заправка, магазин и гостиница. Все под одним названием.
Ехать в темноте на перевал по незнакомой дороге уже не хотелось. Заглянули в гостиницу, были свободные места. Остаемся до утра.
За день проехали 410 км. Средний расход топлива за пройденный путь от дома — 9,0 л/100км.
Приняв душ, отпив чаю, легли спать.
В гостинице общая кухня с холодильником, набором необходимой посуды. Если есть желание готовить самому — пожалуйста. Если нет, то кафе рядом, но ночью не работает.
Утро встретило солнцем!
Планы на день, успеть съездить и покорить Кату-Ярык, вернуться и дотемна успеть осмотреть Чуйскую степь. Планы реальные, но по факту — духи гор…
Заправлялся на этой сети заправок пару раз — бензин Газпромнефть, качество на высоте.
Выезжаем на перевал Кату-ярык, на одометере 3225 км от дома.
На выезде с Ак-Таша асфальт закончился практически сразу. Начавшаяся грунтовка представила глазам безумную красоту. Ощущение — мы в гостях у сказки!
Видео пути до Красных ворот:
Ну, вот и знаменитые Красные ворота, красный цвет придают горной породе частицы киновари. (Киноварь — самый распространённый ртутный минерал. Имеет алую окраску, на свежем сколе напоминает пятна крови).
Видео тут:
Бесконечные надписи краской на скальных выступах совсем не красят окружающую обстановку.
Едем дальше. Дорога местами переходит на короткие асфальтированные участки. Грунтовка вполне комфортна, но ямы присутствуют, подвеска Субару отрабатывает свое по полной, чувствуются её раллийные корни. Трясет, конечно же, не хило, но позволяет двигаться быстрее своих конкурентов.
Добираемся до перевала Улаганский. Один из высочайших перевалов Алтая. Высота перевала 2080 м. Подъем и спуск затяжные.
С перевала открывается великолепный вид на снежные вершины Курайского хребта, кедровую тайгу и многочисленные высокогорные озера.
Видео:
Перевал является зоной покоя. Это священное место для местного населения. На вершине перевала при новолунии повязываются ритуальные ленты — тялама (жалама).
Видео пути на Балыктуюль:
Подъезжаем к населенному пункту Балыктуюль (в переводе «рыбный омут»). Хотя я дословно перевел бы «путь к рыбному жилищу» (балык — рыба, юл — путь, дорога, юрт — жилище, дом).
Интересная рукотворная картина перед въездом.
Посреди села уходим направо, в сторону перевала Кату-Ярык.
На выезде через пару километров подъезжаем к Пазырыкским курганам.
Раскопанные курганы поражают и разочаровывают одновременно. Поражают своими размерами, древностью, которую они как бы источают в сочетании с суровой природой. Разочаровывают своей опустошенностью, брошенностью на произвол судьбы.
Едем дальше. За час до подъезда к перевалу, справа от дороги стоит одинокий аил (юрта). Надпись у дороги приглашает отведать местной кухни. Можно за отдельную плату 100 руб., пройти экскурс в прошлое, посмотреть изнутри, как была устроена жизнь древних кочевников. Довольно-таки интересно. Тут же на месте посреди аила горит очаг, на котором готовится местная кухня, вялится оленина и коптятся другие вкусности.
Заказали порцию пельменей и порцию мантов. Все из баранины. Алтайский чай, настоянный на каких-то молотых семенах, кисломолочный напиток «Айрах» напоминающий что-то между айраном и кумысом. Так же в качестве гостинца упаковали с собой «курут» — сухой кисломолочный продукт, обработанный на дыму холодным копчением. Вкус на любителя, конечно же, но нам понравилось. Плюс жаренные на курдючном жиру лепёшки.
Размер порций впечатлил и цены тоже. На вынос гора мантов, и гора пельменей — каждая порция по 150 руб. Манты еле доели, пельмени попробовали, чтобы не обидеть хозяйку, остальное завернули в дорогу. Напились айраха по 3 пиалы, чай. Короче, объелись как тузики на помойке. Сын был в восторге от местной кухни! Сдачи не было как всегда, обещали на сдачу заехать на обратном пути и выпить ещё Айраху.
Приехали на Перевал. На перевале нелетная погода, т.е. летная только для орлов.
Спуск в Чулышманскую долину закрыт на пару алтайских часов. Поскольку дожди в этом году лили практически не переставая, состояние дороги плачевное, либо размытое дождевыми водами, либо нарезаны переднеприводными пузотерками. На спуске работает грейдер. Все в ожидании.
Видео тут:
С левой стороны от смотровой площадки видны начатые когда-то работы по строительству нового спуска в долину. Есть только направление отсыпки, в остальном все уже давно заморожено, никакие работы не ведутся.
Ожидание продлилось. Духи гор велели наслаждаться в тишине величием и спокойствием местного ландшафта.
Никто никуда не торопится, все ждут своего часа. Все дети с окружающих автомобилей передружились между собой, наигрались в прятки, догонялки, войнушки. Все началось по второму кругу.
Затем один из мастеров-дорожников сообщил, что грейдер сломался и встал на последнем повороте, перегородив дорогу. Типа мы сейчас поедем, посмотрим, что можно сделать. Со смотровой площадки последнего поворота не видать, поэтому затруднительно подтвердить наличие вставшей спецтехники. Это была очередная алтайская шутка.
Мы наслаждались величием и красотой долины в течение 4 часов.
Даже погода успела поменяться .
Уазик дорожников медленно начал движение по склону. Потихоньку за ним потянулась и вереница автотуристов.
Выписка из википедии: До 1989 года автомобильной дороги, спускающейся в долину реки Чулышман, не было — жители окрестных деревень пользовались крутой конной тропой. В 1987 году по инициативе директора совхоза «Советский Алтай» А.В. Санаа началось строительство автомобильного спуска в долину Чулышмана. Открытие перевала Кату-Ярык состоялось в октябре 1989 года.
По шуткам алтайцев можно выяснить, что директору совхоза было не в кайф ездить в соседний район в объезд через весь горный Алтай. Купил пару ящиков водки и нанял несколько смелых трактористов. Была срезана и спланирована ныне существующая дорога, соединяющая соседние районы. Ну, это все, как я понимаю, из области фантазий.
Спуск занял минут 15 . Видео:
Вереница спускающихся и ожидающих начало подъема.
Отмечаем прибытие порцией бодрящего чая с горячими пирожками.
Проведя полдник, прогулялись немного по базе, осмотрелись по округе. В планах мы без ночевой, так что немного фотосессии и в путь.
Запечатлел без разрешения на съемку, если увидят, надеюсь, не осудят!!!
Кату-Ярык несколько десятилетий назад (фото с сайта http://altai-go.ru).
Видео подъема:
Поднялись, так же как и спускались в течение минут 15. С постоянным полным приводом проблем при подъеме не возникло. Хоть и на вариаторе, перегрева вискомуфты не было. Сказывается особенность конструкции!
Возвращаемся через Улаган в Ак-Таш. Не забываем по пути заехать, в счет долга выпить пару пиал Айраха.
Приехали в Ак-Таш уже затемно. Мест в гостинице не было, поэтому решили с сыном рвануть в Кош-Агач. Что-то около 100 км в сущей темноте… мы снова многое пропустили.
Заехали в Кош-Агач, гостиницу долго искать не пришлось. Первое что бросилось на глаза: Гостевой дом Кош-Агач!!!
Устроились очень интересно. На ресепшене никого нет, только номер телефона. Звонишь, подъезжает хозяин.
Расплатились, хозяин выдал нам ключи от номера и снова исчез. Сказал, что на кухне, если хотите, в холодильнике все, что есть — всё ваше!!! Пельмени, сметана, кетчуп — полный онклюзив!!! Мы с дороги во все это с трудом поверили, но разместившись и пообщавшись с заселившимися до нас людьми, поняли, что ХОЗЯИН не шутил. Реально, ешь что хочешь, пей что хочешь!!! Правда, можешь нарваться на съестное, оставленное в холодильнике уже заселёнными жильцами. Но в этом-то и весь прикол, с утра жарят, значит, группа туристов себе на утро глазунью. Ну, с десяток яиц точно разбили. Спускаются и заглядывают в холодильник ребята с другой группы, обнаруживают, что их припасённые яички, отдали честь и их скорлупа лежит в мусорном ящичке. На вопрос где яйца , ответ — так здесь же общак!!! Всеобщее улыбчивое недоумение!!! Короче, хозяин оказался с чувством юмора! Десяток яиц с магазина напротив замяли недоразумение! Но если честно, все восприняли это как шутку!!!
Плато, над уровнем моря — 1850 метров.
Виды Кош — Агача .
Планы на сегодня — доехать до Новосиба !
Чуя, спокойно и медлительно течет!!!
Чуйская степь неописуемо красива, аж дух захватывает! Поражает синева неба!
Отъехав около 10 километров, вспомнили, что хотели заехать на базар, посмотреть, что продают местные торговцы. Вроде как изделия из верблюжьей шерсти в ходу.
Возвращаемся в Кош-Агач. Поездив по улочкам, заехали на базар, но он не работал. Прошлись по магазинчикам возле — тоже ничего не нашли. В общем, может, плохо искали или не так спрашивали. Одна бабушка торговка в принципе и ответить ничего не смогла. Мы её не поняли, поскольку по-русски, как оказалось, она не бельмеса, а я алтайских наречий тоже не знаю!!!
На выезде заправляемся до полного бака на знакомой уже заправке «Rасул». В пути также была опробована заправочная сеть «НИКА». По утверждению продавцов — бензин тот же «Газпромнефть». В динамических характеристиках автомобиля изменений замечено не было. Так что вроде как бензин не «палёный».
На выезде — достопримечательность.
Местная детвора заезжает сюда на великах, поиграть, прикинуться кочевниками.
Прощаемся с Кош-Агачем, наслаждаемся красотами Чуйской степи.
Видео пути с Кош-Агача:
Чуйская степь со всей поездки почему-то впечатлила больше всего. Мы, конечно же, в виду ограничения по времени не смогли заехать ни на одну достопримечательность Кош-Агачского района, но будет повод приехать сюда снова. Чуйская степь заворожила, прилипла к фибрам души, заполнила весь воображаемый эфир головного мозга. Люди, это реально красиво и побывав там один раз, хочется посетить эти места снова.
Устье Чуи, граница смешения с водами Катуни видна не так ярко, как хотелось бы.
Каменные стелы Иня. Исторический и археологический памятник, который находится за селом Иня. Представляет собой три каменные стелы, из которых две высотой около 2 метров, а одна — вполовину меньше.
На всех стелах вверху высечены человеческие лица, обращенные на север. Их появление датируется эпохой позднего неолита (завершающим этапом каменного века).
Бытует мнение, что стелы являлись оградой для древнетюркского кладбища или поминального комплекса. В пользу этого предположения выступает факт непосредственной близости к стелам раскопанного кургана.
После посещения стел тронули в сторону Новосибирска почти без остановок. Доехали до Бердска в 20:00 по местному времени.
Следующий день — выходной проходной. С племянником и сыном съездили в Новосибирск, посмотрели местный зоопарк.
Зоопарк хорош, но, по словам местных, уже не тот, что был пару лет назад. Много пустых вольеров.
Увидели местную знаменитость: ЛИГР — смесь тигра со львом. Прикольная кошка получилась.
Видео тут:
Ещё в начале поездки было намечено посетить сие питейное заведение. Сбылась мечта идиота. Мы там побывали!!!
Попали на представление «Открой Рот»!
Употребили по паре кружек отличнейшего пива, ребенку литровый сок, перекусили, послушали представление быстроговорящей братии. Довольно-таки интересно!
Далее был поздний поход в кино, прибытие до места ночевки в Бердск и глубокий сон до утра. Все — дальше фоток нет.
Подробно описывать дорогу к дому не стану. Скажу лишь, что выехали в 7 утра по Москве. Остановились в Омске на уже знакомом кемпинге «ЕВРАЗИЯ», пообедали. После Омска решили выехать на Тюменскую трассу, чтобы проехать на Абатское. В связи с ремонтом развязки навигатор нас завел в какой-то тупик в загородный дачный кооператив. Потеряв часа полтора времени, вернулись на трассу и, не доезжая казахстанской границы, ушли направо, в сторону Медвежье и Называевска. Дорога оказалась ахтунговой. Реально танковая, вперемешку с короткими асфальтированными участками. Но это все были мелочи китайской жизни. Проехав Ишим в направлении Бердюжья, попал на ночное реалити шоу: «Доехать до Бердюжья, оставив целой подвеску, не пробив при этом колесо».
Оглядываясь назад и вспоминая час-полтора ночного драйва на скорости 15-20 км/час, ловлю себя на мысли, что лучше бы я простоял лишних 2-4 часа на границе России и Казахстана и спокойно по ровненькой ехал, ни за что не опасаясь. А так доехав до Макушино в 0:30 по Москве, остановились на последней в маршруте стоянке выспаться до утра.
Дневно-ночной пробег от Бердска составил — 1344 км.
С утра тронули в сторону Кургана. До дома оставалось около 1000 км. Летели быстро, радары засекались вовремя, местами вроде бы и не успевал оттормаживаться. Но слава всевышнему — со штрафами пронесло, ни одного письма счастья по почте не прибыло!
Приехали к дому в 21:15 с общим пробегом за всё автопутешествие — 6829 км.
За пройденный маршрут сожжено в цилиндрах двигателя 610 литров бензина, при этом средний расход топлива за пройденный путь составил 8,93 л/100 км.
Описывая свои похождения, словно заново побывал в этих красивейших местах. Поверьте — никакие фотографии и видеосъемки ни за что не передадут те реальные ощущения, которые ты получаешь, посетив эти места.
Организм шепчет, фибры требуют, мозг планирует — куда же, куда же мы рванем на следующий год…
Спасибо всем, кто «осилил», как говорится!
P.S. Все фотографии в основном сняты на «мыльницу» 7,0 Мп, Olympus SP-560 UZ. Снято с рук на ходу, в итоге подвижные кадры немного размыты. Макро вроде удалось. Панорама и кадры внутри кабаре-кафе — с мобильного телефона.
Некоторые кадры в Чемале на сплаве заимствованы у Александра Михайлова (Смоленск), их видно по качеству «зеркалки», в горах у Алексея Дружина (Саратов), тоже «мыльница» со съёмным объективом.