|
Москва—Ростов—Кавказ—Турция—Сочи—Москва
«Чем сложнее путь — тем приятней вспоминать его, вернувшись домой».
Часть 1.
Доброго времени суток всем читающим. Созрел на повествование про очередную поездку…
Как обычно, маршрут и точки интересов строились зимой, и, проверив состояние мотоциклов после зимней спячки, мы двинули в путь…
Сбор нехитрого скарба, в данной поездке решено было не брать палатки и спальники, так как ночлеги планировались в гостиницах, брались только необходимые вещи, фото-видео, нетбуки и все, пожалуй.
Итак, в это путешествие поехали на трех мотоциклах: YamahaDragStar 1100 — Овсейцев Андрей,
YamahaFZ 1000 — ХорошевЮрий,
и я, собственно, на своем Suzuki 1800 Intruder…
Стартовать решили 26 мая, утром, как можно раньше, чтобы вырваться из первопрестольной без пробок и максимум проехать в первый день, так как неуставшие.
Только расселись по мотоциклам, как стал накрапывать дождь. Мы посчитали это хорошим знаком, одели дождевики и встали на М4…
Трасса Дон. В принципе, на М4 особо заострять внимание нечего, очень много описано раньше, отличная дорога, мешал только дождь, который сопровождал нас до Воронежа.
Остановились проверить поклажу и состояние мотоциклов в Каменецк-Шахтинске возле байк-отеля… тоже известное место, многие путешественники, проезжая, наблюдали огромный мотоцикл у входа. Поскольку было еще светло, решили ехать дальше.
Выскочив за Ростов-Дон, стали искать ночлег, благо, придорожный сервис достаточно развит, труда не составило. Задача максимум была выполнена, проехали 1150 км, и мы, наконец-то, сели нормально перекусить за весь день.
Утром, позавтракав, двинули дальше. Веселая Жизнь))))), только ленивый,наверное, не останавливался в этом населенном пункте… Кладбищенский пейзаж на фоне знака «Веселая Жизнь» это, конечно, то еще зрелище))).
Вот, наконец-то, развилка Краснодар — Тихорецк. Для меня знакомые места закончились, так как в сторону Кавказа я ехал первый раз.
Ночевка планировалась не доезжая Нальчика в Чегеме, и кстати, были информированы о кабардинских ДПС, тут поподробней… Вообще, все, что после развязки «Краснодар», весьма специфично)))). Как бы Россия, но какая-то… Даже затрудняюсь подобрать определение… Короче говоря, краснодарские менты — это просто дети малые))).
Да и Кабардинские ДПС не заставили себя долго ждать)))). Выскочив из-за какого-то поворота, они нас остановили, кстати сказать, первый раз за дорогу. Мы встали на обочине и приготовились морально к шмону))). Там это обычное дело — досмотр транспорта, ну в принципе нам скрывать нечего, да и знали куда едем. Я начал снимать перчатки, чтобы достать документы, но нет… Окружившие нас ДПС добродушно улыбались ЗОЛОТЫМИ ЗУБАМИ))) и, видимо, старший смены снисходительно сказал: «Не надо документы, мы видим что Вы туристы». Оглядев мотоциклы, дежурные вопросы… Сколько прет, сколько жрет и, собственно, сколько стоит. Вопрос стоимости задавался ВСЕГДА И ВЕЗДЕ на Кавказе))). Мы в свою очередь поинтересовались о ночлеге.
Чегем посоветовали проехать и ночевать в самом Нальчике. Гостиница «Фруктовый Сад», сразу за постом ДПС с правой стороны, вполне себе ничего, стоянка охраняемая, ресторанчик, недорого.
Утро… Встали на трассу в сторону Владикавказа. Как говорится, чем выше горы, тем ниже «Приоры», местные джигиты на различных моделях ВАЗ это круто)))). Да и топливо, в Нальчике была последняя заправка ЛукОйл с более-менее нормальным качеством.
Владикавказ. Заезжаем на заправочный комплекс, большой, колонок на восемь. В мыслях заправиться за безнал))). Огромный зал, где обычно магазинчик, все пустое))). Сидит чувак за столом, перед ним ноутбук, стопочками монеты и купюры различного номинала… и все. Ни кассы, ни чеков, ничего))). Реально, как на базаре… Бензин какая-то смесь, выбирать не пришлось, залились. Одновременно троим пришло смс от МЧС, предупреждающее о ливнях.
Наша задача попасть в Грузию сегодня. Мы двинулись не спеша в сторону перехода «Верхний Ларс» Российско-Грузинская граница. Не могу не написать, что нам просто хотелось останавливаться на каждом шагу, очень красиво, горы это нечто. Но накрапывающий дождик гнал нас вперед… Нам предстояло пройти перевал.
Граница… Очередь из фур, немного легковушек, мы, как обычно, встаем первые….
Беглый осмотр транспорта, вещи не распаковывали, буквально 10 мин, щелк-щелк печатью и едем к Грузинской стороне. Грузины весьма добродушные, девушка попросила посмотреть в камеру, чик мы в базе))), щелк печать и всё. Мы в Грузии… Но нам предстояло самое главное испытание дня — КРЕСТОВЫЙ ПЕРЕВАЛ.
Крестовый перевал, перевал через Водораздельный хребет Большого Кавказа. Из долины р. Терек в долину р. Арагви. Высота 2379 м, через него проходит Военно-Грузинская дорога, название получил в 1824 г. от каменного креста, обозначающего точку перевала. По этой дороге проезжали в свое время Пушкин и Лермонтов. На этом лирическая часть закончена))). В жизни это кусок дороги, видимо, не претерпевший с 1824 года никаких изменений))). 50 км вроде грунтовка, вернее нет, крупный камень с литровую банку, время от времени ее проходят грейдером, но, мягко говоря, ехать весело))). Нет отбойников, и поглядывая в обрыв, то и дело напрягаешь всем известную мышцу))).
Выполнив норму КМС по упражнению Кегеля, мы стали спускаться к Гудаури. Тут расположены горнолыжные курорты Грузии. Живописные места, очень красиво и наличие инфраструктуры. Очень много небольших деревенек, местные жители смотрят на дорогу, как мы в телевизор, на мой взгляд))). Куча ребятни машут руками и что-то кричат))). Пожилые сидят на лавочках и просто провожают взглядом, мне кажется, так было и сто лет назад и будет еще долго))). Остановились на ночлег не доезжая Тбилиси км 15, решив, что на сегодня приключений хватит. Ночлег стоил 50 лари, примерно 1 тыс. руб., на всех.
Грузию проходили транзитом, так как знали, что вернемся через неделю и познакомимся поближе. А, забыл. Перед выездом из дома я предложил обновить карту на навигаторе, Андрей сказал, мол, не парься, я закачаю в свой с инета))). Ну лан, встали на въезде в Тбилиси, говорю, давай, ставь карту да едем… В итоге то, что он скачал, «народную карту для гармин», нифига не работала)))), и мы собственно оказались без навигации))).
Если до этого было некритично (дорога-то одна и указатели на русском), то тут засада. И тут пришли на выручку… полицейские. Полиция в Грузии заслуживает отдельного упоминания в повествовании. Если Вам что-то понадобится в Грузии, заблудились, узнать дорогу, что посмотреть, где заправиться, покушать, ночевать, я не знаю, дорогу перейти, в конце концов… смело идите к ближайшему полицейскому. Подтянутые (не то что наши, щеки со спины видать), вежливые, просто останавливаешься, даже нарушая ПДД, подходишь и спрашиваешь, что да как, вплоть до того, что проводят. Очень позитивные ребята. И, кстати, в Грузии не требуется страховка на ТС. Выбравшись из города, жмем на границу Армении, наша задача проехать до Еревана за сегодня. Петляя по деревушкам, нашли нужную дорогу и через пару часов уперлись в пограничный переход.
Граница заняла мин 20 не больше. Армения. Делаем страховку на транспорт и меняем деньги. Перекусили в кафе и в путь, нам опять в горы. Федеральная дорога, весьма сносного качества, серпантин бежит вверх. Виды, конечно, просто бомба))). Мало машин на дороге, ехать ненапряжно, только успеваешь крутить головой и наслаждаться видами.
В горах есть нечто, ощущение величия, что ли. Ты понимаешь, насколько ты мал и ничтожен, что век твой настолько скоротечен… просто миг какой-то.
Люди на Кавказе… Остановились покурить возле маленькой палатки (сигареты, напитки, жвачки), подходит мистер продавец, здоровается, ну, как обычно. Откуда? Куда? Цокает языком возле мотоциклов, уходит. Через минуту возвращается, неся несколько банок холодного кофе (типа холодного чая), протягивает со словами « ребята платить не надо, просто угощайтесь».
Приехали на заправку (там 8 из 10 заправки природным газом, бензин очень редко, где есть), пока курили, подошла женщина: «Ребята, хотите я вам кофе сварю?». Вкуснейший кофе ВСЕГО семь рублей на наши.
Продолжим… По пути к оз. Севан мы посетили уютный городок Дилижан.
Дилижан называют второй Швейцарией. В самом городе живут художники, скульпторы, искусствоведы. Милый городок, и мы не удержались от пары фотографий
И конечно, с эпической автозаправкой))).
Вообще, если говорить про топливо в Армении, то это ваааще закрытая тема. Мало того, что то, что заливают, сложно назвать бензином, да плюс ко всему их нет))). В основном это газовые заправки на природном газе, из 10 будет 2, в лучшем случае, с бензином. Можно увидеть сидящих у ворот домов личностей с канистрами))), но что вам зальют, останется на их совести.
Можно такой вариант))) LUKAOIL. Вообще, мне показалось, запросто встретишь ВАРДАН OIL )))) или Ашот нефть (мамой клянусь)… Короче, в этом плане полнейшая анархия.
Везде неподдельный интерес, все советуют, что посмотреть в Армении. Очень насыщенный день подходил к завершению. Достигли оз. Севан, здесь нас встретил приятель и сопроводил к месту нашей дислокации г. Раздан.
На этом наш первый участок заканчивался, начиналась интересная и самобытная страна. Но это в следующей части.
Видео с перевала тут http://my.mail.ru/video/mail/kalchenkok/#video=/mail/kalchenkok/_myvideo/93
Часть 2.
Итак, мы на берегу Севана… Озеро в Армении на высоте 1900 м, наибольшее из озёр Кавказа. Площадь — 1240 км². Средняя глубина 26,8 м, максимальная 80 м. Название трактуется по разному: 1) Сев (черный) Ванк (монастырь), оно и понятно.
2) этот вариант изложен был местными. В Турции есть озеро Ван, считается, что это издревле была территория армянская, но в древности их оттуда прогнали, и когда они остановились в нынешнем месте приставка Сев (черный) символизировала «черный» как черные дни в истории.
Однако, продолжим, а то читатель заснет.
Глазея по сторонам, мы прикатились к месту встречи с местными проводниками, так сказать. Встретили нас приятели моего коллеги по работе Нельсон, Тартур и Миша. Первым делом усадили за стол, уставленный местной кухней… А потом нам предложили: «…а че, ребята, поехали купаться?». Время ночь. В горах холодно, я как-то скептично сказал: «Ну, что ж, надо бы ополоснуться да спать».)))) Нас усадили в машину, а на второй машине Нельсон поехал за музыкой)))).
Ну, думаю, традиции такие, ночью и с музлом. Ехать оказалось недалеко, но это термические минеральные ключи!!! Из горы по таким бассейнам течет минералка градусов 50, наверное. Крыши нет, одна лампочка в уголку, чтоб раздеться и скользкий трап в нечто парящее. И тут слышу, машина Нельсона приехала, мелькает мысль, где розетка и, вообще, зачем магнитофон.
АН НЕТ! Нельсон в ночи раздобыл двух музыкантов, я валялся со смеху.
В одежде музыканты, отложив инструменты, подняли тост за гостей. Все остальное время они исполняли старинные армянские песни. Доложу я вам, это что-то нереальное. Ты лежишь в бурлящей горячей минералке, вместо крыши звезды и армянские песни. Так как мы в армянском несильны, Нельсон нам переводил еще паралельно. Особенно пробрала песня «Господи, где ты был», надо сказать, что армяне весьма набожный народ. Песня о геноциде армян турками, по сути это вопрошение к богу, где он был, когда убивали наш народ. В общем, советую послушать… Мурашки обещаю.
Все эти спа-процедуры продолжались, однако, часов до 5 утра. У нас состояние было уже никакое, все-таки с дороги. Нельсон (заводила местный) говорит
— Братья, выспитесь, а завтра на охоту в горы. Вы на сколько дней?
— Четыре планировали,— я грю.
— Ой, да еще же рыбалка на Севане, а монастыри??? Не, давайте пару недель!
Ничего не оставалось, как уклончиво сказать «посмотрим»))))).
Утро, несмотря на изрядное выпитое, оказалось добрым. Нас повезли на канатную дорогу, зимой горолыжка, а летом просто приходят семьями погулять и подышать, у подножия старинная церковь, как я понял, ей несколько тысяч лет.
Нельсон, как по волшебству, достал бутылочку коньяка, закусочку, и мы поехали на смотровую площадку. Дышать, так сказать, и любоваться красотой гор.
Это место называется Цахгадзор, думаю, там и в зимний сезон весьма неплохо.
Забывчивый лыжник))))) ну ничего, вытряхнет да поедет зимой)))
Спустились на площадку и поехали за оружием… (на охоту же)))). Тут надо сказать, что отношение к оружию там весьма либеральное. Почти в каждом доме. ЭХО ВОЙНЫ. Расселись по машинам, поехали в горы. Мангал уже готов, и нам предложили подняться на водопады, только осторожно, там ходят мишки.
Пара выстрелов…, ага, пора спускаться, шашлыки))))). Ну, собственно, «ОХОТА».
Следующий день был очень насыщеным и долгим. Встали в пять утра и поехали через Ереван по Араратской долине, вдоль Турции в сторону Ирана. Кстати, Арарат не армянское название, правильно называть Сис (поменьше) и Масис (побольше).
За леском Турция, к сожалению, сама гора никак не относится к Армении. Наша крайняя точка почти в Иране, Татевский монастырь. Описать это невозможно. Почитайте в инете…не пожалеете. Но нам еще пилить и пилить. Сам монастырь неприступен, фоток очень много, там же находится самая длинная безопорная канатная дорога в мире, занесена в книгу рекордов Гиннеса, длинной 5 км, прокатнулись на ней)))), высота до дна ущелья 320 метров, вроде.
Ну и сам монастырь, собственно.
Татевский монастырь был основан в IX веке. Есть две версии происхождения названия обители. Согласно одной из них, «Татев» переводится с армянского как «Дай крылья». Поговаривают, что, завершив работу, мастер-строитель встал на край ущелья, перекрестился, произнес: «Огни, Сурб, та тэв» («Да ниспошлет Святой Дух крылья!»), — и бросился в бездну. Выросли у мастера крылья, он улетел, а построенный им монастырь назвали Татев. Неприступным он считается, потому как с трех сторон окружен пропастью, а с четвертой стороны ведет узкая дорога, которую, видимо, легко было оборонять. На самом деле место весьма интересное. Кстати, много иностранных туристов.
Канатная дорога не для слабонервных))). На дне ущелья жили раньше монахи и говорят, что можно было подняться в монастырь тайными тропами.
Анрюха))))— контролер электрички, блин…
Монашеские кельи внизу оч хорошо видно.
Вечерело и пора было двигать в Севан, только уже вдоль Азербайджана через Карабах.
От войны в 80-х до сих пор валяется подбитая техника. Мы выслушали историю, как взяли неприступный город Шуша, рассыпав четыре мешка муки с вертолета над городом и обьявив, что это отрава. Люди в панике бросили неприступный город. Хитры, однако, армяне))). Возвращались в Севан через Кялбаджарский перевал. Фото нет, так как была ночь. Получилось, мы проехали всю Армению по кругу.
Следующим днем старт и в Грузию, к морю.
Попрощавшись с гостиприимными ребятами и сделав несколько фото на прощанье, направили свои стопы в сторону перевала на Грузию.
Накрапывал дождик, и мы неторопливо катились по серпантинам.
Особых планов на ночлег не было, и самое главное, мы не знали расписание парома и можно ли вообще уйти морем из Грузии в Сочи. Поэтому решили справляться с проблемами по мере их поступления.
Переход границы не проблема, занял минут 20 и, подгоняемые тучей, спешим в Тбилиси.
На въезде затупили и встали покурить и разобраться с маршрутом. Вдруг появляется таксист: ребят, вас проводить? Мы говорим, что лари нет, только на карте. «Давайте доллары, тоже проведу через город». Шел дождь, и мы решили не задерживаться в городе, а спуститься в долину и двигать к морю.
Дороги в Грузии весьма сносного качества, на заправках (больших) кафе, туалет и интернет. Дорога от Тбилиси до Батуми реально автобан, только мало машин.
Вечерело. На пути маячил город Гори. Ночуем тут? ОК.
Выбор ночлега обычно происходил так, либо попадалась гостишка у дороги, из кухни которой доносились запахи вкусняшки, либо заезжали в центр города и по любому размещались.
В Гори решили действовать так же и двинули в центр. Отель, ни одного светящегося окна, топаю на ресепшен. Усатая грузинка разводит руками и говорит: мест нет… Я удивленно говорю
— Да как же? Ни машин на стоянке, ни свет не горит, нам-то как быть?
— А Вы частным образом не хотите? Тут моя знакомая сдает дом, и гараж есть.
Соглашаемся и не пожалели. Секрет отказа ее был таков, что знакомая платила ей часть денег с постояльцев))). Такой вот бизнес.
Закатили мото во дворик, горячая вода, ужин с вином и спать. Стоило те же 50 лари, как и в гостишке.
Самогонный аппарат нескромных размеров))).
Хозяин нам провел экскурсию по дому.
Поутру, позавтракав, поехали в дом музей Сталина.
На площади стоял памятник Сталину, но по приказу Саакашвили его демонтировали, жители Гори без восторга на самом деле отнеслись к этому… Вообще, весь комплекс производит какое-то двоякое ощущение. Пахнет замшелым коммунизмом, в то же время это история огромной страны, СССР я имею ввиду, ну и собственно в наши дни и с нашим мировоззрением как-то все….мммм, короче говоря, поставили «галочку», так сказать.
Далее мы посещали более древние места и на мой взгляд интереснее, мы поднялись в крепость в центре города «Горисцихе».
Наши коники))) Вроде, ставили в тенек, пока шлялись, солнышко нагрело сидения)). Профилактика простатита))).
Далее, по совету принимавшей нас женщины, мы поехали в древний каменный город «Уплисцихэ» или «хе» , находится в 10-15 мин. езды от Гори. На самом деле очень интересное место, как я понял, город ровестник египетским пирамидам. Немного информации….
Уплисци́хе — досл. Божья Крепость — древний пещерный город, один из первых городов на территории Грузии. Уплисцихе высечен в скале, расположенной в 12 км к востоку от города Гори на левом берегу реки Кура. Город возник в конце II — в начале I тысячелетия до н. э., пережил несколько подъёмов и спадов, был окончательно покинут в XIX веке и является, таким образом, многослойным археологическим объектом, одним из важнейших памятников грузинской культуры. Уникальность памятника заключается в том, что он, благодаря своему устройству, сохранил в себе остатки архитектурных и культовых сооружений, построенных на протяжении нескольких тысячелетий. В период расцвета Уплисцихе включал в себя более 700 пещер и пещерных сооружений, из которых только 150 сохранились к настоящему времени. Мимо города проходил великий шелковый путь.
Припарковались на огромной стоянке для туристических автобусов, был выходной и очень много школьников, мы встали поближе к входу, Андрей пошел за билетами, а я, окруженный водителями автобусов, общался на тему « Друзья, БРАТЬЯ!!!!! Мы всегда ждем Вас в гости, что люди не виноваты, что правители м…..ки, что Россия и Грузия друзья навек». Пишу абсолютно без иронии, потому как путешествие на мото подразумевает общение с людьми в тех местах, где проезжаешь.. Люди старшего поколения ВСЕ с грустью и ностальгией вспоминают времена СССР.
Двинули на осмотр, пройдя очередь, закупились мороженым и присели на лавочке остыть в тенечке. Присели рядом с грузином неопределенного возраста, я закурил, и пытаемся осмыслить с чего начать осмотр… Территория большая, указатели на грузинском))).
В руках шапки, экип… Дядечка сразу проявил интерес, откуда, мол, и прочее, мы рассказали, на что он за весьма небольшую цену ( эквивалент 5 долл.) предложил нам услуги гида. Вы, говорит, ничего толком не поймете, камни и пещеры, а я Вам все расскажу. На что мы с радостью согласились.
Вход в город, хитрость заключалась в том, что когда Кура разливалась, вход скрывался водой, и во времена осады города враги никак не могли понять, как осажденный город общается с внешним миром.
Наш гид, несмотря на почтенный возраст, достаточно шустро скакал по тропкам в камнях, и дождавшись пока уйдут другие группы, все основательно нам рассказывал.
Наверху справа действующая церковь, был немало удивлен.
Все высечено в скале, и помещения и орнамент, видать много свободного времени было.
Есть помещение театра, аптеки, тюрьмы (по сути просто каменный мешок), религиозных помещений и покои правителей, коих за несколько тыс лет было немало.
Это типа хранилища, в выемки в камне ставили огромные амфоры, для хранения вина и зерна.
Заметил движение на скале. Вот такая животинка местная.
Достаточно большой))) 15-20 см, гид его как-то назвал, но я не запомнил. Хвост еще не отрос))), видать, детишки гоняли.
Кстати, это я на прилавок аптеки присел))).
В общем, прикоснувшись к пыли веков, так сказать, двинули в сторону Поти, так как мы надеялись уйти морем из Грузии. Наивные… Выскочив на автобан, рванули на побережье, ехать оставалось около 300 км.
Перекурив и перекусив на заправке, решили во что бы то ни стало решить, как мы все-таки выедем. Но самое неприятное то, что меня колбаснуло со здоровьем, поднялась температура 38, а в жару да в экипе это не способствует веселью))). Сижу и потихоньку загибаюсь. Больше всего напрягало то, что нам корячилось пройти три погранперехода, а видок у меня был тот еще. Я очень переживал, что меня закроют на какой-нить карантин, и поэтому гнал насколько это позволял мотоцикл Андрея.
По светлому заехали в Поти, прямиком едем в порт, я умираю на мото, Андрей пошел на разведку, я мысленно скрестил пальцы, хоть бы получилось уплыть. Вернулся он с вестью, вон стоит паром под загрузку, можем на него, но уйдем в украинский порт Ильичевск что у Одессы…, Неее, еще с хохлами рамсить на границе… неее только в Сочи. Пролетели Кабулети без заезда в него, хотя изначально мысли были, но мне было не до этого, Андрей меня поддержал. Больше всего напрягала неопределенность.
Наша крайняя точка на сегодня и надежда что-то выяснить — Батуми… Жмем на газ. По накатанной схеме первым делом в порт, но и тут нас ждало разочарование… Ильичевск — завтра грузитесь, без проблем, Сочи — нет…
Отсюда не пускают, а туда не принимают,
Несправедливо, муторно, но вот —
Нас на посадку скучно стюардесса приглашает,
Похожая на весь гражданский флот.
Открыли самый дальний закуток,
В который не заманят и награды.
Открыт закрытый порт Владивосток,
Париж открыт, но мне туда не надо. (В.С.Высоцкий)
Следующая схема расселения в чужом городе — это таксисты…. Катим к ближайшей стоянке. Те, поглазев на моты, говорят, вон вниз по набережной Рэдиссон сас, еще какие-то фешенебельные отели. Я говорю генацвале, нам переночевать только, нам бы чего попроще. Почесал затылок… ааааа вот паралельно набережной идет улица Пушкина, езжайте туда, там поселят и все хорошо будет… Намека не поняли…. Едем, налево и вот они манящие огни отельчика.
Уже темно, не смущает огромная светящаяся красным вывеска XOTEL!!!!! Нам сюда. С ресепшена выходит колоритная грузинка, оййййй мальчики….. (мне если че 42, Андрею 52) да конечно, да ща поселим, хватает шлем мой, перчатки и тащит внутрь. Я был настолько на автопилоте, что меня вообще не смутил интерьер и люди внутри. Попросил чаю и завис сам в себе на какое-то время, пока Андрей оплачивал и договаривался с ужином. Выпив пару стаканов горячего чая, стал приходить в себя, слышать разговоры вокруг, на хорошем русском девушка за соседним столом по телефону договаривается о сексе…… Едрен батон… публичный дом…самый настоящий…легальный… Во, думаю, попали переночевать…
Недвусмысленно одетые девицы))). То ли в мини-юбках, то ли в макси-майках, едва прикрывающие причинные места, в ботфортах… Ну трындец))). Внешность, видавшая виды…и километры …..ев, у меня нос-то, будьте любезны, как клюв. А девица рядом с таким флюгером…. Думаю, ей голову реально ветром поворачивает. Та, что болтала по телефону, по-русски предложила чаю зеленого, я говорю, ну как Вы тут… без нас-то)))) Почем любовь)))) 200 лари, примерно 100 евро час…..недешева нынче любоффф.Наконец-то нам приготовили комнату… скинул экип…душ и спать…. ОДИН!!!!!!! ))))))
Только я провалился в объятия Морфея (не надо прикалывать в коментариях, это не имя грузинской девушки))) Андрюха меня толкает, вставай, надо мотоциклы убрать.. Куда??? Чего убрать, я вообще в каком-то коматозном состоянии ничего не понимаю. Да мот уронили….псссс, я встряхнулся, натянул штаны и майку, иду. На улице суета, шум, гам. Я еще не понимаю, бандерша (ну, тетка, которая нас селила) чет суетится, половина на грузинском, половина по-русски. Треш какой-то. Короче, подростки шли мимо, мотоциклы у стенки дома, надо сфотографироваться. Короче, устроили фотосессию себе, один, видать самый продвинутый, сел верхом и решил поставить мот прямо, поскольку руль был заблокирован, он не расчитал вес, 300 кг не мопед, и уложили Андрюхин мот на бок. Блин, меня клинануло, мат-перемат, я грю, совсем озверели, что ли? А что такого, говорят??? Ну, иди вон беха стоит чья-то, залезь в нее и фотайся, бошку оторвут и собакам скормят. На шум вышел пожилой грузин с соседнего дома, говорит: «Парни, загоните ко мне во двор, пусть стоят до завтра, не проблема». Денег не взял, сокрушенно покачал головой и что-то высказал нелицеприятное молодежи.
Утро…. Андрюха сбегал на пляж, я абсолютно разбитый, температура не отпускает, ощущение, что не спал, а всю ночь толкал грузовик. Надо решать как выбираться…. Нашли телефон в Турции в г. Трабзон в порту. Тут сгодились нам вчерашние путанки, утром они уже, так сказать, в гражданке (джинсы, майки, тапки), поговорили по-турецки с кем-то в Турции и дали телефон русскоговорящего, отвечающего за погрузку на паром. Паром завтра в три часа… Андрюха говорит: «Может еще день тут потусим? Завтра до трех успеем». Я грю: «Нееее, чувак, стартуем щаз». Грузим вещи на мотоциклы и на переход. До него 18 км, переход называется Сарпи… ДОМ ВСЕ БЛИЖЕ….. но об этом в следующей части.
Часть 3.
Погрузив поклажу и попрощавшись с милым XOTEL, мы двинули в сторону Турции. От Батуми до перехода Сарпи 18 км, граница весьма условная, так как с грузинской стороны ходят регулярные автобусные рейсы в г. Хопа, и народ запросто ездит туда на рынки и магазины. До Трабзона около 300 км красивой дороги вдоль моря, и времени в запасе больше суток. Смущал дождик немного. На переходе куча народа и транспорта, автобусы идут пустые, а пассажиры проходят в порядке живой очереди. Встали у пограничника, с Грузией без проблем, пять минут. Турция — визу сразу на полгода и, самое главное, страховка. Тут, я думаю, нас чутка кинули на деньги. Потому как страховка на транспорт недешевая и дается на все время визы, но в суете мы как-то это упустили, оплачивал я сразу за двоих картой. В общем, сняли 98 лир за два мота, примерно 50 долларов, но нам‑то полгода не надо.))) Ну, да ладно, мы уже в Турции.
Дождик остался позади, и мы бодро понеслись по бесконечной набережной. Все 300 км дорога пролегала вдоль моря. С левой стороны располагались населенные пункты, справа море и где-то там… родные берега. Отличного качества покрытие, но очень жестко контролируется скоростной режим, не забалуешь. Пару раз видели, как принимают гончигоффф, себе мы этого не желали. Разбираться с полицаями не входило в наши планы. Да и мот Андрея при скорости больше 140 начинал жрать бензин, как слепая лошадь. Бензин в Турции отличного качества, но совсем не по братской цене. Я залил, чтоб дотянуть до парома, 10 литров, оплатил чуть больше 800 руб. Хотя движение весьма плотное, видимо, турок не смущает такой ценник. До Трабзона долетели с одним перекуром и заблудились.)))
Вдалеке синенький, наш паром, но дорога упрямо уводила нас от побережья, как я писал раньше, навигатор не захотел играть скаченные в инете халявные карты.
Встали на какой-то эстакаде, пораскинув мозгом, я понял, где мы промахнулись. Развернувшись, мы встали на нашу дорожку и прикатились в порт, там решено было встретиться с мистером главным по погрузке и уточнить стоимость переправы.
Только мы притарахтели в порт, как к нам навстречу вышел мистер и, поздоровавшись, говорит
— О, а я Вас завтра ждал. Ну что, по деньгам? С человека 120 долл и мотоцикл 250 долл, для справки авто 500, джип, минивен, автобусик 600 долл. Ночевать где будете?
— А варианты есть?
— Не вопрос, отель три звезды, завтрак, три минуты от причала, 50 долл за двоих, стоянка в отеле бесплатно.
— Отлично…. А как проехать?
— Сейчас, две минуты,— звонит в отель.
Оттуда прибежал служащий и проводил нас до места. Вернее, мы ехали на мотах, а он бежал рядом и махал куда поворачивать.)))) На всякий случай, вдруг сгодится кому +90 535 771 7527 Вахит, главный русскоговорящий распорядитель в порту Трабзона.
Весьма сносный отель, моты в подземный паркинг, сами в номер. Скинули вещи, Андрюха пошел поменять деньги и узнать насчет ужина. Я врубил ТВ, но ни одного русского канала, оставил как фон, а сам залез в инет, там был вай фай!!!))) Мы одичали за время поездки. Пишу своим на форум «МЫ В ТУРЦИИ, скоро домой». В ответ: «Вы что, сдурели что ль? Там же война гражданская вот-вот»… Да не знаю, только что колесили по городу, все тихо‑мирно. А в это время…
Андрей возвращается с разведки… и помнит только этаж и что номер по коридору слева. Пишу со слов Андрюхи… «Выхожу из лифта, иду, вроде наш номер, а за дверью мужик что‑то эмоционально говорит по-турецки, и время от времени мисс какая-то встревает. Я думаю, зайду сейчас, а мало ли че там они ругаются, и меня окучат за одно (это у меня телик шел, новости как раз про бучу в Стамбуле). Ну, я дальше по коридору пошел… Иду и слушаю за каждой дверью. Потом вернулся и аккураааааатно так поскребся и приоткрыл дверь, смотрю наши шмотки горой валяются. Как давай ржать…». Привели себя в порядок и пошли побродить по городу.
Перекусили, Андрюха вина себе турецкого взял на дегустацию, я отпивался чаем, меня все еще колбасило от температуры. Вечером уселись с компом на крыше отеля, там типа веранды что-то и, покуривая, смотрели в порт, я уже не мог дождаться, когда же мы в Россию отчалим.
Утром перекусили вполне сносно, освободили номер. Моты разрешили оставить до трех (до погрузки), экип сложили на ресепшене в углу, дабы не таскать с собой.
Часы)))))). А по какому времени свои поставить? Поржали тоже, по-моему, даже местное время было неверное.
Пошатались по городу. Андрюха все: давай похаваем, давай похаваем. Я говорю: «Только поели не давно, давай загрузимся на паром да поедим там в кафе. Че гоношится-то?»
Фотографии на ковриках)))) Не актуально, моль сожрет…
Китайцы проникли везде)), даже в Турцию.
Мото для инвалидов… Круто, что…вроде турция, но где мы? И где они. Обидно, понимаешь…
В общем, убили время и наконец-то в порт. К назначенному времени прикатили к воротам в порт, это был не последний приятный сюрприз. Вахит говорит: «Вам надо проехать через грузовой порт (несколько километров по городу через другие ворота), но чтоб вы не заблудились, ща… секунду». Вызвал такси, которое проводило нас до самого парома (мы не платили). Взял документы на транспорт и паспорта. «Покурите пять минут». Выносит отмеченные паспорта, мы даже не появлялись на контроле, все схвачено.
И мы, наконец-то, заехали на борт, кроме нас было пять машин. Закрепили технику ремнями к палубе и пошли шлындать по парому.
Паром размером со стандартную пятиэтажку, нижняя палуба у ватерлинии грузовая, второй этаж это пассажирская, третий этаж бар и несколько кают (они подороже, 120$) Пассажирская палуба весьма уютна, ковролинчик, плазменные панели на стенах и прочее для досуга, ну и что-то вроде кафе.
Голодающий)))) Позже он мне спасибо скажет, что не поели)))
Покидая Трабзон распевали как Жириновский «не нужен нам берег турецкий, чужая земля не нужнааааа». А, и момент тоже забавный, может, я не понимаю чего, но выходили мы из порта под турецким флагом.
А в Сочи утром пришли под российским))).
Но до этого еще была целая ночь приключений… Разместившись в баре на самой верхней палубе, мы разговорились с двумя перегонщиками. Сын с отцом зарабатывают перегоном авто с Греции в Краснодар, и соответственно, регулярно ходят этим маршрутом. Я спрашиваю:
— А что, нас всего семь человек до Сочи? Не удивлен тогда стоимости билета.
— Да неее, ща гастарбайтеры погрузятся.
— Какие еще гастарбайтеры?
— А ты думаешь, кто олимпийские объекты строит? — Я пожал плечами…— Ну сейчас увидишь.
Через некоторое время паром наполнился турками в погоне за длинным рублем, строители олимпиады))). Но, как говорится, главное не победа, главное участие.
На открытой палубе, на корме орала надрывно турецкая музыка и гастарбайтеры стали наполняться пивасом, оно еще сыграет с ними злую шутку, но об этом позже. Дома они не пьют, видимо, по пути в Россию решили размяться. Еще в Турции многие были изрядно бухие, но не шумные, в смысле не агрессивные.
Ура, мы, наконец-то, отчалили. Мы, как я и говорил, оккупировали бар на третьем, вся масса бухала на пассажирской палубе. Вышли в море и началось… Начался шторм))). Я не особо любитель аттракционов, но терпимо, курить выйдешь и брызги от волн с пеной заливали до верха. А ведь и не сойдешь на берег-то… Турки, вообще, не моряки, их реально поголовно стало всех мутить))). Мы, сидя в баре на самом верху, находились в максимальной амплитуде качки. Я стал подкалывать Андрюху, может, пойдем поедим че нить, а то желудки пустые совсем))).
Спустились на пассажирскую палубу в туалет. Особо брезгливые могут пропустить… Туалет… За каждой дверкой раздавались рвотные позывы))), турки пугали гальюны или звали ихтиандров, я не знаю. Раковины вдоль стены были по края заполнены рвотными массами, которые расплескивались на пол в момент крена. Жесть, короче, я такого поголовного блевантино не видел ни разу. Кругом пакеты с рвотой, которые кучками такими перекатывались по кафельному полу в такт качке))). Трешшшш.
Зашли в помещение, где кресла и наши места… Кругом зеленые турки, вповалку, на полу, по углам, потные все от качки и духоты.. Я говорю: я тут спать не хочу))). Если хочешь, походи пофотай на память о шторме и турках… Андрюха сказал, типа им совсем хреново))), пусть отдыхают. Надо сказать что просто ходить было нереально, шмотыляло по волнам в разные стороны. Дима (младший перегонщик) говорит, что если выйти на палубу, можно дельфинов увидеть, которые сопровождали паром. Думаю, нафиг этих дельфинов, что я рыбы не видал… В общем, ребята сказали: «Что вы мучиться будете? У нас две машины, поместимся, хоть ноги вытянете, не на мотоциклах спать же». На том и порешили. И на грузовой палубе меньше всего качало. Закрыв глаза, на сидении авто было ощущение, что едешь по ухабистой дороге.))) Спаааааать.
В Сочи пришли утром часов в 8, от шторма не осталось и следа, пригревало утреннее солнышко. Попили чаю в баре, кушать еще не хотелос.ь))) Достаточно долго продержали на рейде и, наконец, пришвартовали. Хотелось скорее ступить на землю.
Разгружали в обратной последовательности, сначала выпустили эту ораву строителей с мастерками и шпателями на перевес, готовыми месить раствор прям на пароме, потом мы на мотах с номерами и в конце транзиты. На таможне нас ПЕРВЫЙ раз за все время путешествия попросили открыть сумки. Мы говорим, даже грузины не досматривали, а свои прям по полной программе. Вспомнил прошлогодний шмон на российской стороне при выезде с Казахстана. Мистер таможня сказал, что камеры стоят, и БОЛЬШОЙ БРАТ следит за их работой. Для проформы поковырялись в чемоданах, и мы выехали. Были идеи проехать до Красной Поляны, но выехав в город, попали в жуткую пробищу. Красная Поляна отпала сама собой, ночлег был запланирован в Геленджике, а время уже второй час дня. Сочи… не люблю этот город, вот ничем он меня не привлекает, все самое неправильное собрано в этом городе. До Джубги 180 или 200 км, стартуем… но встаем в пробку на серпантинах после Лазаревского… Беда эти наши дороги.
Пока докатились до Геленджика, уже вечерело. Едем в центр по обыкновению. Какой-то отель недалеко от набережной, крутой))), типа ГАЗМЯС или АЛДАР КОСЕ КОРПОРЕЙШН, ребята пошли узнать про ночлег. 200 долл за номер, некисло так, но милая девушка на ресепшене предложила поселиться у ее тетушки всего за тысячу вместе со стоянкой)).
Геленджик. Я был тут первый раз. Раньше он ассоциировался у меня с песней Ленинград.
Едем плацкарт, боковые места,
Зато экономим рублей мы полста!
Вот до места доедем — тогда их пропьём.
Бутылка вина, и мы только вдвоём!
Настоящий я мужик,
Вывез бабу в Геленджик.
Настоящий я мужик,
Настоящий я мужик.
(Покушай курочку!)
На самом деле, очень приятный городишко, отличная набережная для вечернего моциона, да и вообще… бедненько, но чистенько. Как мне не нравится Сочи, вот противовес Геленджик.
Новое в пляжном отдыхе — ТАТУКОСЫ)))))).
Юрик чего-то углядел на пляжу.
Позавтракали в кафе и двинули на Новороссийск, слушайте, какой грязный город. Цементный завод, что ли, там рядом, пылища не продохнуть, по плану хотели проехать вдоль Азовского моря до Ростова, но кругом ремонты какие-то, решили через Крымск, Тимашевск уйти на родненькую М4 в районе Павловская. Мчим с переменными дождями до Ростова и там привал. Нам, можно сказать, повезло, сезон отпусков еще только начинался, стартовали мы 26 мая, а домой планировали числа 10 июня. Утром без фанатизма поднялись и снова в седло. Надо сказать, что две недели на мотоцикле это нечто, ощущение будто срастаешься с ним. Как говорится, все хорошо в меру. Если туда мы проехали Москва—Ростов за день, то на обратной дороге сделали промежуточную ночевку возле Воронежа на объездной, случайно встали покурить а рядом отель с такой веселенькой территорией. Ночуем тут? Да не вопрос.
До дома докатывались, можно сказать, через силу. Ливневые дожди, то через час солнце и все парит, каждый перекур растягивался на полчаса, благо, оставалось всего 400 с небольшим километров.
Но, как говорится, все хорошее когда-нибудь заканчивается. Закончился и наш вояж, без травм и потерь, слава богу. Проехали по дорогам около 5800 км, в дороге были ровно две недели, по деньгам уложились в 40 тыр с носа, с учетом того, что за ночь на пароме заплатили практически 14000 руб, чуть больше трети))). Да, кстати, пишу не первый отчет, но как-то упускаю одних из самых главных участников наших приключений. Это, конечно же, наши коники))) Поскольку форум автомобильный, и многие считают, что то, что между ног — не транспорт))). И зачастую несколько пренебрежительно относятся к такому Т.С. разрешите представить наших «половинок», я бы сказал))).
Итак, мой коник:
Suzuki Intruder(нарушитель) 1800R2 V-Tvin 1800ccна два цилиндра, кардан, сумасшедший крутящий момент 160 н.м. на 350 кг массы, 125 л.с., диаметр поршня 112 мм, разгон 0-100 примерно 2.9-4 секунды.
Овсейцев Андрей. Его коник YamahaXVS 1100 DragStar классик (в народе пианино).
Тоже V-Tvin1100 ccна два цилиндра, кардан. Воздушного охлаждения, настоящий ЖЕЛЕЗНЫЙ мотоцикл. Разгон 0-100 примерно 5 секунд, 62 л.с. и 85 н.м.
И Хорошев Юрий на YamahaFZ-1000в народе (Фазер). Литровая рядка 4 цилиндра, 150л.с., 106 н.м., цепь, разгон 0-100 примерно 3-4 секунды, классический мотоцикл со всеми прелестями.
Путешествуйте, Друзья!!! Это круто.))) Всем удачи.