|
Пускай быть может Роман-Кош
на Эверест и не похож.
Это описание дороги зародилось еще в 2012 году как описание завершения пройденной дороги, решено было закончить сезон поездок посещением одного из самых больших озер — озеро Чаны Новосибирской области, мыс Тюменский. Поездка состоялась но не совсем в обозначенное место, а вот написать полностью отчет с первого захода не получилось.
Так вот и пришел 2013 год. Время летних поездок и отпусков вновь в разгаре. Но в этот сезон с дальними поездками как-то не сложилось ни у меня, ни у моей супруги, хотя съездила она по весне в Латвию, только вот транспорт оказался другой, по этой причине не этого сайта рассказ. Возвращаясь к дорожным рассказам, могу сказать, что не удержались мы от поездки к этому озеру и в этот год, решив закончить запланированное в прошлом. Но и в другую сторону от озер меня занесло накануне поездки, оттого решено было поездки этого сезона и последнюю поездку прошлого объединить в некий триптих, так сказать, сшить воедино незаконченный путь, ностальгию о дороге, и желание вырваться из стен города к новым впечатлениям и мыслям.
Часть I. Омск—Чаны (или куда бог пошлет)
Начнем, пожалуй. Окунаясь в воспоминания, вытащить с пыльной полки сложенную карту пройденного маршрута и стряхнуть пыль с листа, вспомнить, как это было. Решено последние выходные уходящего лета 2012 выбраться из города для проводов лета на природу. В планах осталось неохваченное посещением, во время поездки по Большой Сибирской воде, место рядом с нами. На карте сияло лазурью гладь озера в Новосибирской области — озеро Чаны. Я ранее бывал на берегу этого озера в районе села Белово, и со стороны оз. Яркуль, в памяти остался след об увиденном величии и спокойствии этих равнинных мест. Очень хотелось отвлечься от городской суеты и провести в тех местах некоторое время, не торопясь спокойно соприкоснутся с тем самым величием.
Как и любая дорога, даже на столь незначительное расстояние, началась с поиска пути и места, где можно было бы расположиться. Зная о том, что озеро расположено на равнине и деревья на берегу его редкость, требовалось найти и определить место для стоянки с лесом и возможностью выхода к воде. Перечитав массу материала из рыболовных источников, почему-то как место отдыха озеро описывается крайне редко, было определено место стоянки. Выбрали полуостров Тюменский, есть лес и есть выход к воде без камыша. Ориентировочное расстояние 350 километров до стоянки по полевым дорогам.
Собираться начали за неделю до поездки — инерция предыдущего путешествия просто выталкивала из стен дома и подгоняла к машине. Собрали все самое нужное из расчета двух дней стоянки.
Маршрут: Омск—Тюменка—Омск (ориентировочное расстояние до места стоянки 360 километров), транспортное средство Lancer Cedia Wagon 1800 GDI 4WD 2001 года издания, жаждущие проводить лето: я (водитель и папа), моя супруга (хозяюшка и мама), дочь (как в русских народных сказках — искательница приключений). Сын решил «проводить лето» в отсутствии всей семьи в домашних условиях тихой и спокойной вечеринкой. Усеченной компанией мы собрались на вечерний совет по поводу поездки. Прогноз погоды был неутешителен — в дороге нас ждал только дождь. Легли спать с решением, если будет дождь, то поедем в санаторий под Омском и будем после прогулки по мокрому парку сидеть на диване смотреть телевизор, а если будет солнце, то поедем, как и планировали, на мыс. Виды, открывающиеся на безбрежную гладь воды, тишина и спокойствие этих мест, красивейшие острова и окружающая вас бесконечность степи, уходящая за горизонт, заставляет простить и комаров, и отсутствие дорог — мы были готовы принимать эти неудобства как плату за уединение от благ цивилизации.
Да простят меня читатели, выкладка из интернет-источников по отношению к данному озеру просто необходима, иначе цель поездки останется непонятной: Озеро Чаны, по описанию Википедии, бессточное солёное озеро в России, расположенное в Барабинской низменности на территории Новосибирской области, самое крупное озеро в Западной Сибири. Озеро располагается на территории пяти районов Новосибирской области: Здвинского, Барабинского, Чановского, Купинского и Чистоозёрного. Своё название получило от слова «чан» (тюрк.) — сосуд больших размеров. Озеро Чаны располагается на высоте 106 метров над уровнем моря. Озеро имеет 91 километр в длину, 88 километров в ширину. Площадь озера непостоянна и в настоящее время по различным оценкам составляет от 1 400 до 2 000 км². Средняя глубина около 2 метров. Котловина озера плоская. Озеро мелководное, глубины до 2 метров составляют 60 % общей площади озера. Берега озера довольно низкие и сильно изрезанные, поросшие камышом, тростником, осокой и кустарником. Грунт дна песчаный и илистый. Вот такое озеро.
Наступило утро 25.08.2012 года. Утром небо хмурилось и несколько раз принимался накрапывать дождь, сея тяжелое настроение из-за ускользающей мечты. Вот ведь задача — что делать ехать или не ехать? Но уговор и взятые выходные пропадут, обидно. За чашкой утреннего чая стали думать о возможностях альтернативного отдыха вблизи родного города: Чернолучье, Подгородка. Но в планах моей организации выезд на природу с семьями коллектива в Чернолучье на следующие выходные, да и на Чаны все же нацеливались попасть. Решающий момент наступил в 11:00, из-за туч неожиданно выглянуло солнышко — все однозначно едем, однозначно к Чанам. Загружаю автомобиль походным скарбом, ночевать-то на открытом воздухе с холодной ночной температурой. Все собрано, все уложено. Едем в магазин, закупаем провиант и быстренько в дорогу, примерно в 15:00 встаем на курс. Трасса встречает нас сгущающимися тучами. Настроение поездки пограничное от «поехали домой», до «если что, будем жить на берегу» (дороги то грунтовые, а машинка недоджип, если мягко выражаться). Уже в дороге меняем маршрут, вспоминаю: интернет предлагал отдых на берегу Чанов с комфортом и по хорошей дороге.
Новый маршрут: Омск—Лазурная бухта—Омск (ориентировочное расстояние до места стоянки 370 километров), все остальные составляющие без изменений.
Дорога от Омска до поворота на Квашино, 300 километров пройдены за 3,5 часа. Что хотелось бы отметить: жара, установившаяся в нашем регионе, за полтора месяца, прошедшие с моей последней поездки по М-51, сделала свое недоброе дело — дорожное полотно просело даже на отремонтированных участках и приобрело отпечаток в виде колеи от большегрузного транспорта в обоих направлениях движения, и участки дорожных плит под колесами стали более ощутимо читаться подвеской. В результате на некоторых участках при движении появился эффект покачивания из стороны в сторону на асфальтовых волнах, как на лодке, все это сопровождается звуком от подвески при наезде на стыки дорожных плит, как будто вы едете в поезде. Но в целом полотно замечательное, можно было бы и побыстрее но… И вот он, долгожданный поворот с трассы в сторону Квашино. Ранее прочитал в отзыве, что дорога гравийная, морально был готов к съезду на дорогу с более плохим покрытием, но все-таки оказалось чуть-чуть не так, как я себе это представлял.
Но обо всем по порядку. Съехав с основной трассы, прошли еще 20 километров по отличному асфальту до съезда на гравийку. Остальные 37 километров для легкового автомобиля — это очень размеренный темп, не быстрее 30 км/ч, гравий не укатан и полотно разбито машинами до основания полотна, сам гравий, примененный для отсыпки, местами имеет размеры кулака здоровенного детины. Водители проходящих мимо джипов и местных легковушек, знающие фарватер, улыбались, оглядывая ползущего по этому счастью омского Lancer-a.
Осторожненько крадемся, бережем днище.
За окном уже совершенно осенний пейзаж.
Здесь сохранились элементы социалистического зодчества.
На подъезде к Квашено установлен вот такой баннер, так что задумав поездку в эти места нужно уточнять зоны покоя, что бы не попасть в неприятное положение.
1,5 часа прошло в последнем рывке достижения цели, и вот мы у ворот Базы «Бухта Лазурная». Окружающие дорогу пейзажные изыски не сулили ничего экзотического. Во время движения на последнем участке мысли обращались к темам философии о тернистости и бесконечности пути.
Встретили нас довольно радушно, охранник провел к администратору и дал некоторые пояснения о самой базе. Администратор предложил нам на выбор все варианты проживания: от люкса до вагончиков на берегу, было принято решение разместиться в отдельной комнатке на четыре места за 1 600 рублей в сутки. Для того чтобы жить и пользоваться услугами базы, требуется приобрести расчетную карту за 50 рублей и бросить на нее денег, это действие незамедлительно было проделано, так как нам требовалась мангальная площадка для готовки вечернего шашлыка. А вот процесс заселения это отдельная тема: от ворот до домика довольно большое расстояние, но нам не позволили подъехать ближе к корпусам, сославшись на порядок, а предложили тележку носильщика, которая оглушительно гремела и цеплялась за все на протяжении всего пути от машины до места пребывания, пытаясь сбросить на землю всю поклажу.
Снимки сделаны на старенький фотоаппарат, извиняюсь за качество, но ночные виды — как же без них? Вот например тележка, которая нам очень помогла.
Практически рядом с нашим домиком стояли несколько местных автомобильчиков, но ругаться и спорить не входило в мои планы, ведь в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Разместившись и получив ЦУ, я поспешил развести мангальчик. Погода неожиданно сменила промозглую обстановку на теплый безветренный вечер, и я понял проводы лета будут удачными.
Первый взгляд на окружающий мир.
А не пора ли нам приготовиться подкрепиться.
Он был пойман ею на серебряный крючок.
Интересный эффект после шашлыка.
Увидев в ночи пепелац — я понял пора баиньки.
Ароматный дымок развевался над площадкой, на мангале готовился шашлык, а под навесом хозяйки накрыли стол. Нужно ли описывать ужин на открытом воздухе — все знают, что на природе все блюда и яства становятся более приятными и аппетитными. Так за беседой и прогулками по окрестности базы мы и провели вечер. Время шло и опустившаяся на берег ночь увлекла нас в объятия морфея.
Второй взгляд на окружающий мир.
Утро встретило нас дождем, который к моменту окончательного пробуждения закончился. Тучки стали более редкими и сквозь них стало проглядывать солнце. Выбравшись из теплых постелей и проведя утренний моцион, решили пойти в столовую. В столовой подавали уху, я не смог отказать себе в удовольствии и сэкономил карпа, пойманного на «серебряный» крючок. В этой поездке уху я не варил, за меня все уже сделали.
После хорошего завтрака мы пошли осматривать окрестность при свете дня. Посетили эстраду и позанимались самодеятельностью, побродили по берегу, покачались на качелях. Обойдя весь лагерь и определив месторасположения всех его строений, пошли в поле за территорию к мосту непонятного назначения через залив озера, к нашему сожалению, он оказался закрытым, сделав несколько снимков, мы ушли обратно в лагерь. Ветреная погода не позволила прокатиться на катере и посмотреть на «Чанское чудовище».
Мост в некуда закрытый на ключ.
Самодеятельность разоблачила тайну пепелаца.
База «Лазурная» — взгляд со стороны.
Бухта Лазурная — лето вернется, хотя в это время года, по-моему, свинцово-бирюзовая.
После обеда решено было собираться в обратную дорогу. Для себя принял решение, что в летний период обязательно вернусь к Чанам, чтобы покупаться и в полной мере насладиться отдыхом в стороне от цивилизации.
Из положительного — по этой дороге даже в дождь можно добраться до асфальта.
Убегая от дождя — на запад домой.
Дорога домой была более сложной, так как дождь, настигший нас при выезде на трассу, всю дорогу сопровождал нас до дома. Мой расчет заправится на заправке «Чаны-Сервис» оказался ошибочным, колонки с бензином обвязаны шлангом — продают только ДТ.
«Чаны-сервис» — неплохой отель, нормальная кухня.
Наверное, понятие карма все-таки существует, добавляю это отступление по причине того, что за время всех моих поездок мимо этой заправки, залиться бензином здесь мне не удалось ни в прошлом, ни, как показала практика, в будущем. В поселок не заезжаем, принимаем решение двигаться до последней капли. Ориентировочно через 40 километров удается заправится, и, уже не останавливаясь нигде, возвращаемся домой с надеждой, что все-таки выполним намеченное и доберемся до Тюменки.
Бюджет поездки составил ориентировочно 6 000 рублей.
Статистика поездки:
За время пути нарушения не зафиксировано, ГИБДД мы не заинтересовали ни разу, остановки только по требованию пассажиров, дорога без поломок.
Часть II. Омск—Ишим
«Тюмень» и «Тюменка» — слова однокоренные, но географически находящиеся в разных регионах. От Омска это совершенно разнонаправленные векторы движения, именно по этой причине вектор движения в сторону Тюмени на расстояние в 360 километров решено включить в состав этого повествования.
15.06.2013 года небольшая группа отчаянных и не менее смелых парней — четыре (как бы помягче сказать) — парашютиста (два — с опытом, два — без), собрались выхватить огромную дозу адреналина из одноименного фильма, в виде выхода из самолета в бездну под крылом летящего Ан-2. Я решил примкнуть к этой компании как любопытствующий в роли водителя и рассказал о своем намеренье семье — жена сказала, что ее удерживает от поездки работа, сын после Байкала занял твердую оппозицию к любым вылазкам, которые его не интересуют (но потихоньку с товарищами занимается велобродяжничеством по Омскому району), а вот дочь выразила негодование по поводу того, что я по началу ее брать не собирался, и объявила о готовности нести все тяготы поездки в компании мальчишек. Так была сформирована команда для поездки в Ишим. К точке маршрута «Ишимский авиационно-спортивный клуб».
Мой выбор — Вернись в реальность. УАЗ 3160 4WD 2002.
Маршрут: Омск—Ишим—Омск (ориентировочное расстояние до места стоянки 360 километров), транспортное средство — УАЗ 3160, 4WD, 2002 года издания, жаждущие адреналина: я (водитель и папа для дочки), четыре сотоварища (их позвала высь), моя дочь (как в русских народных сказках — искательница приключений).
Договорились, что выезжаем 14.06.2013 г. вечером, чтобы насладится видами Ишима и не пропустить субботний день прыжков, но после звонка в клуб выяснилось, что погода нелетная и прыжки перенесены на воскресенье. Выезд сместили на утро 15.06.2013 г. Собрав в дорогу только самое нужное, — теплые вещи, спальники и воду, мы с дочерью отправились на сборы всей честной компании. Были сборы недолги — на телефонный звонок ответил только один из четверых, с него и был начат сбор, следующий был усажен в авто, потому как сам отзвонился, а вот с еще одним членом компании пришлось повозиться — его потребовалось извлекать из бара, он с утра уже готовился к прыжку, четвертого в команду забрали на выезде из города. Все закупки провиантом были завершены, все вещи уложены, и вот уже побежали первые километры пути по трассе Омск—Тюмень Р-402.
Несмотря на субботний день, дорога загружена транспортом в обоих направлениях. На протяжении всего пути очень много участков, где ведутся ремонтные работы и скорость движения ограничена, только вот присущая черта для российских дорог: это там, где дорога ровная и можно прибавить — знак «60» и «Обгон запрещен», а где продавлена и кочка на кочке, обгоняй — не хочу, еще больше усложняет движение. На участках за Тюкалинском и Крутинкой под знаками стоят радары и экипажи ждут на обочине желающих поехать чуть-чуть быстрее. Стоит отметить, что временные знаки, связанные с ремонтом полотна, не убирают вообще в угоду служителям порядка. Положительным является то, что на данном участке дороги для водителей любых транспортных средств в изобилии мест для питания, отдыха и обслуживания автомобилей. Проблем с заправочными станциями не обнаружено, бензин и дизтопливо есть на всех станциях (вплоть до АИ-98), расстояния между заправками 40-50 км.
Дорогу до Ишима преодолели без особых приключений, единожды встали в пробке при пересечении моста через р. Ишим под Абатским (потеряно примерно 30 минут, ремонт покрытия, стоят регулировщики, пропуская поток в разном направлении по очереди). Перекусили в кафе в Абатском, похвалю поваров — пельмешки были хорошие. Время на путь было затрачено около семи часов со всеми потребами четверых парашютистов.
Проехав через город, перед выездом из г. Ишима в сторону аэродрома, обнаруживаем храм.
Прибыли на место. «Ишимский авиационно-спортивный клуб» встретил нас закрытыми воротами и вопросом охранника: «В первый раз что ли?». После чего цепь на воротах была распутана и оказалось, что ворота запирают на замок только на ночь. Заехали на стоянку, запарковались и разместившись на ночлег (в клубе перед прыжками, так как съезжается довольно большое количество людей, принято выстилать пол матами — они и являются кроватями) наша компания отправилась к разрешенному месту проведения чаепития.
Скажу, что шашлык удался на славу, он был приправлен небольшим количеством виски и игрой в футбол. После того как солнце стало клониться к закату, наша компания перебралась поближе к корпусу в беседку, где мы присоединились к беседующей группе уже бывалых и хорошо знакомых парашютистов клуба.
Время за беседой пролетело незаметно. В 3 часа ночи выяснилось, что подъем на зарядку будет в 5 утра, а дочь вдруг прониклась духом всеобщей разминки и выразила желание присоединиться к общему моциону. Я, поняв всю тяжесть предстоящего, отправил спать дочь и вместе с ней отправился спать в казавшееся крепостью, на тот момент, единственное убежище — в мой УАЗ.
Светало! В 5:00 в дверь УАЗа начали стучать — вставайте на зарядку. Умывание холодной водой и растирание не прогнали сон. «Ребенка» поднялся — но на пробежку идти отказался, сославшись на якобы заболевшую после вчерашней игры недавно сломанную ногу. Парашютисты собирались на построение после утреннего ритуала пробуждения (я был приятно удивлен, увидев довольно большую команду совершенно разных людей, собравшуюся совершенно из разных мест, объединенную невозможным желанием окунуться в небо).
Все слушают инструктора, а эти позируют.
Все бывает когда-то в первый раз.
И вот уже первая группа отправляется на посадку. И вот уже эти ребята, плавно паря над полем, опускаются в заданный квадрат.
Если просто сказать, что этих людей после возвращения переполняет счастье, то это не сказать ни о чем. После соприкосновения с небом их лица как будто светятся, их глаза отражают восторг, они преодолели рубеж, они шагнули за горизонт и они переполнены чистым счастьем без всяких примесей и пятен на совести. Для каждого из них это победа — победа над самым сложным противником — самим собой.
Дочь требует от меня разрешения на прыжок с этими четырьмя, с трудом отбиваюсь — не прошла подготовку, сломанная недавно нога, мама не разрешала, потом прыгнешь.
Удается договорится с руководителями прыжков и искательницу берут на борт самолета в качестве пассажира для ознакомительной экскурсии на тему: смотри, как они «пошел» и как красив Ишим с высоты птичьего полета.
Наступил и наш черед окунуться в небо.
Возвращают мне девочку, первый раз взлетевшую на самолете — в звании сопричастной к пилотированию и утвердившуюся в желании совершить прыжок, обязательно совершить!
Любая сказка имеет финал. Загоняю своих парашютистов в салон авто и отправляюсь в сторону Омска. Обратная дорога прошла, как и ожидалось, с меньшим количеством остановок и отклонений от курса.
Статистика поездки
Шесть человек.
За время пути нарушения не зафиксировано, ГИБДД мы не заинтересовали ни разу, остановки только по требованию пассажиров, дорога без поломок.
Часть III. Омск—Чаны (Тюменка)
Супруга напоминает мне о нашем уговоре съездить на озеро Чаны: «Помнишь, мы договаривались съездить к озеру, как там называется то место, надо бы хоть на пару дней». А ведь правда договаривались, действительно уже давно комаром пищит и не дает успокоиться мысль о заветной поездке. Начинаем собираться. Вспоминаем маршрут, окунаюсь в просторы интернета (такое впечатление, что инфы по озеру Чаны стало еще меньше, чем было). Скачиваю уточненную графическую рыбацкую карту с тропками и биваками, качаю нави карту Новосибирской области, ищу отзывы — надоедает пустота, бросаю. Держим семейный совет определяем дату выезда — 26.07.2013 года, едем на выходные. Ура — мини-каникулы!
Маршрут: Омск—Тюменка—Омск (ориентировочное расстояние до места стоянки 360 километров), транспортное средство — УАЗ 3 160 4WD, 2002 года издания, компания отдыхающих: я (водитель и папа), моя супруга (хозяюшка и мама), дочь (как в русских народных сказках — искательница приключений).
Тот же УАЗ, но экипаж значительно роднее.
Это просто наваждение какое-то. Прогноз погоды — грозы, правда температура 20-23 градуса. Я опасаюсь за комфорт моего коллектива: «А вдруг дождь», но теперь принятое решение не пересматривается вообще — Тюменка и точка, у нас УАЗ, да и под Омском успеем отдохнуть (ведь как в воду глядела, следующие выходные выдались солнечными и мы на сутки уехали на пляж в Черемушках).
Отступление от темы — «пляж в Черемушках».
Выезжаем к 12 часам, информации о дороге после поворота с М-51 просто — 0. Маршрут проложен навигатором, надеюсь на него. Выбираемся на трассу, довольно быстро добравшись до границы с Новосибирской областью на АЗС «Газпромнефть» заправляемся и, подкрепившись кофе и бутербродами, продолжаем маршрут, намеченный еще в 2012 году. Дождь-то настигает нас. то отстает, чтоб взяться за нас с новой силой. Доходим до моей любимой заправки «Чаны-Сервис». Что такое не везет и как с этим бороться? Опять нет бензина.
Вновь добрый день, «Чаны-сервис».
Только сегодня мне не по трассе ехать и о дороге не знаю ничего. Решаю не рисковать, еду в поселок Чаны и заправляю второй бак (на всякий случай), АЗС «Газпромнефть» в семи километрах от трассы — правда пришлось постоять в очереди. Все вот теперь в путь.
Съезжаю с трассы в направлении Белехты, и вот чудо — через полкилометра граница дождя заканчивается и дорога становится сухой!
Отсыпка дороги щебнем? Новосибирск — молодцы, помнят не только про федералку, или это Москва?
Навигатор уверенно ведет меня в направлении с. Блюдчанского, повинуюсь и еду, пройдя поселок, понимаю, что едем в никуда, справляюсь у местных жителей о дороге.
Нам рекомендуют изменить маршрут и ехать на Новофеклино затем на Таган. Отмечу особенности местных дорог — в поселках дороги разбиты и не обслужены, и поймать направление можно только в полукилометре от выезда из деревни. Приходится уточняться у местных жителей, подсказывают без проблем, в Новофеклино, чтоб я не заблудился, местный житель на синем Subaru Outback вывел меня через всю деревню. Персональное спасибо! От Тагана дорога пошла по насыпным дамбам (щебень с глиной, хорошо укатаны, в добротном состоянии) и переездам по грунтовым дорогам между дамбами (местами глина, местами чернозем и песок).
Тоненькая полоска голубого цвета на дальнем плане и есть Чаны.
При приближении к воде горизонт отодвигается, одеяло неба, поднявшись, приоткрывает просторы озера
Но есть и такие участки, где сквозь камыш не видно глади воды.
Птицы не пугаются тебя, подпуская совсем близко.
Следующим пунктом стала Новояблоновка. Выехав за деревню, я испытал легкий шок. Через километр дорога закончилась вовсе! В траве впереди виднелась заросшая дорожка, по которой давно никто не ездил.
На такой дороге УАЗ выглядит иначе, чем в городе.
С помощью нави я нашел и такой участок дороги.
Навигатор уверенно требовал «Продолжать движение», я рискнул. Через полкилометра под колесами вновь появилась наезженная грунтовка, просто за деревней я отклонился в сторону и потерял дорогу. Далее я старался ехать по наезженной дороге, предположив, это более верное решение, чем петли по полю, навигатор согласился с моими рассуждениями и четко вел нас по грунтовке.
Чаны встречали нас изумительной погодой.
На фоне моста из Google Планета Земля.
Мыс Тюменский — мы достигли цели!
Пару раз я съезжал в другом направлении, но навигатор возвращал меня на потерянную точку. Так что дорогу по дамбам от р.п. Чаны до д. Тюменки Купинского района Навител знает нормально за исключением нескольких огрехов. Наиболее правильный маршрут рисует Яндекс-карта. Моя ошибка проезд через с. Блюдчанское, имеет смысл ехать так: Чаны—Белехта—Маметкино—Новофеклино—Зенкино—Таган—Новояблоново—периметр озера Чаны по дамбам—Тюменка.
Дорога после Тагана становится интересной. Практически едешь по краю озера, иногда проезжая прямо по перешейкам, где вода и слева и справа от тебя. В отдалении от людей, птицы становятся менее пугливы и позволяют себя рассмотреть. Мы встретили на пути уток, гусей, журавлей, лебедей, беркутов. Леса действительно мало, и расположены деревья на значительном расстоянии от воды. Во время поездки мы присматривали места, где интересно было бы остановится, на случай, если нужно будет возвращаться. Таких мест, между прочим, по берегу масса и выход к воде найти на самом деле не большая проблема. Так мы и добрались до цели нашей поездки — полуостров Тюменский.
Да действительно полуостров покрыт березняком и выходы к воде без камыша, и место красивое, но народа на этом полуострове стоит, невзирая на сложность пути, столько, что расстояние между стоянками в удобных местах составляет примерно 50 метров друг от друга, в основном это, как и следовало ожидать, рыбаки. Проехав вдоль берега, решаем вернуться немного назад, поискать более уединенное место. Ранее отметили для себя точку — полуостров Сарганов.
Возвращаемся на 10 километров, и, съехав с грунтовки, по полю добираемся до берез, растущих вдоль берега, оказывается, они растут чуть ниже уровня поля, так скажем, на уступе берега и в этом месте есть хороший выход к воде. Решено, остаемся. Вечереет, потому, съехав на берег и обнаружив уже стоящих туристов, решаем не ехать вдоль берега вглубь, дабы не тревожить отдыхающих, а, облюбовав полянку, остаться на ней. Разбиваем лагерь, ставим палатку — дом на две ночи, готовим оставленное кем-то ранее костровище, разбираем скарб.
Пользуйтесь, я вам дом построила, освободите мне мой плацкарт.
И вот наступает тот самый момент, когда хлопоты после долгой дороги приносят только радость, а чувство усталости меняется на чувство удовлетворения от осознания достигнутой цели.
Озеро действительно величественно. Воздух не влажный, но насыщенный и приятный, пьянящий своей чистотой. Гладь воды раскинулась в необозримое пространство, уходя за горизонт в бесконечность. Ветер шелестит в кронах берез, вода набегает на берег небольшой волной, невдалеке щебечет какая-то птица, закатное солнце перекрашивает воду в неестественные оранжевые и желтые цвета, выстилая лучами дорожку по воде. Чувство умиротворения и спокойствия просто накрывает с головой, как одеяло, укутывая и отделяя тебя от той суеты, которая осталась на асфальте города.
А к ночи на огонек заглянул дух чановского дракона.
Достаем домашние заготовки, не случилось мне стать охотником-рыбаком, привез с собой рыбку на уху. Приступаем к готовке (у моей семьи это уже своеобразный ритуал, уха на берегу в поездке должна быть сварена).
Выдаю секрет — мясо будет знатным.
Ароматный дымок растекается по округе, на небе зажигаются звездочки, спокойствие и безмятежность. Вдруг идиллию нарушает приближающийся шорох травы и непонятное фырканье в уже сгустившейся темноте.
Заинтригованные происходящим, светим в сторону шума фонариками — у нас гость, к нам пришел ежик; большой, старый с загрубевшими седыми колючками-иголками, любопытный ежик (отмечу, что он и на следующую ночь пришел будить нас, мирно спящих в палатке).
Великий шуршунчик пришел с проверкой.
Попрощались по лапкам и разбежались по кроваткам!
Вот так и прошел первый вечер на озере. Усталость и свежий воздух сделали свое дело — всех убаюкал и сам лег спать.
Следующий день пролетел на одном дыхании. Пробудились хорошо выспавшись. Вопреки прогнозу ярко светит солнце. Ветер довольно сильный и прохладный дует с воды. Пьем кофе — после утреннего моциона, кутаемся в куртки. К обеду ветер стихает и становится жарко. Раздеваемся и пробуем заходить в воду. Ура! Вода теплая, будем купаться.
В прошлом году я жаждал окунуться в эту безбрежность и вот — свершилось!
Дно песчаное, заход в воду, как и положено на соленых озерах, заиленный, но дальше кромки воды, чистейшая вода и песок, глубина увеличивается по мере удаления от берега от «по колено» до «по грудь» человека моего роста (176 см.) на расстоянии в 30 метров от береговой линии (есть где поплескаться и детям и взрослым). Загораем, купаемся, гуляем по берегу (обнаруживаем много точек и полянок под стоянку дальше по берегу), жарим шашлык, замаринованный с вечера. Придаемся веселому ничего неделанию. В один из моментов сидя на берегу с чашкой чая супруга задает вопрос: «Ты о чем думаешь?». Ответ поразительно прост: «Ни о чем». Полнейшая безмятежность и отрешенность от бытовых «что делать?» и «кто виноват?». Только любование перетекающими цветами водной глади, только восхитительные звуки тишины природы.
Дочь выгнать окончательно из воды удалось только к 11 вечера. После активно проведенного дня сон начал нас заманивать в свои сети.
Удалось заманить и нашу хозяюшку в воду.
Таите-Таите — нет, мы еще там не были.
Прогулка по берегу сулит новые открытия.
«Как не грустно но приходит расставанье, этот вечер будем помнить мы всегда».
Вдруг темнеющие небо стало затягивать тучами и стали слышны раскаты грома. Приближалась гроза. Гроза вне города — это совсем другое природное явление. Ни что не закрывает взор от надвигающегося грозового фронта. Вспышки молний, ослепительно яркие и стремительно достигающие с треском, который слышен даже на удалении, земли где-то, то справа, то слева. Оглушительными раскатами накрывает гром, прижимая тебя к земле в неожиданно ярком безмолвии вокруг, весь мир как будто замирает, закрываемый тяжелым покрывалом туч. И вот приходит первый порыв ветра, резкий и хлесткий. Он приносит первые тяжелые капли, которые, сначала несмело ударяют по крыше укрытия, а потом все быстрее и быстрее бьют по крыше как в барабан, разрывая в клочья безмолвие и мир погружается в пелену дождя, озаряемую вспышками молний.
Гроза закончилась также неожиданно быстро, как и началась, ветер унес грозовой фронт в сторону и позволил нам спокойно расположиться на ночлег. Ночью дождик принимался накрапывать несколько раз, но погода решила не омрачать наш отдых, проснувшись, мы попали в объятия солнца.
К сожалению, необходимо собираться в обратную дорогу. Позавтракав, начинаем сворачивать лагерь. Подходят соседи — спрашивают о нашем отъезде. Они пришли сюда на легковых автомобилях. Просят отзвониться о состоянии дороги. Я решаю выезжать другим путем. Опасаюсь, что после дождя ночью дорога через дамбы стала непроезжей. Дорога домой пойдет через Чистоозерное по маршруту: Тюменка, Новопокровка, Чебаклы, Чистоозерное, Табулга, Казаткуль, Татарск, М-51. Ранее примерно по этому пути я уже ездил и о дороге от Чистоозерного до Татарска имел представление, дорога далеко не автобан, но после дождя по ней проехать можно, да и движение по ней значительно оживленнее чем по дамбам. Оставалась неизученная часть пути от Тюменки до Чистоозерного.
Выехав с места стоянки и проехав пять километров в сторону Тюменки я понял, что духи озера нас пощадили, отогнали от нас грозу. Дорога залита водой. По уплотненным участкам ехать можно смело, а при съезде на грунтовку без щебня испытываешь ощущение падения на перину, приходится ехать в натяг, чтоб избежать заноса. И вот на очередном таком участке при проезде между двух балок (обрыв и метра два вниз с одной стороны и пологий спуск в болотце с другой) машину начало разворачивать боком помимо моих усилий держать ее на дороге. Пришлось подключать передний мост, дабы далее не травмировать психику пассажирок. Следующие пять километров до Тюменки еще пару раз прибегал к помощи «4 везде», минуя разливы на полевой дороге.
Вот и гуси-лебеди, прям как в сказке побывали.
Въехав в Тюменку забиваю в навител Чистоозерное, прокладывает дорогу но каким-то странным крюком. Обращаюсь к местным жителям за помощью — смеются, видимо, я не одинок в подобных расспросах. Показывают дорогу на Купино и говорят, что после дамбы за деревней надо сразу уйти направо с большака в поле и ехать через Новопокровку по наезженной грунтовке. Благодарю и продолжаю движение, изменив запрос в навигаторе на Новопокровку. На беду за беседой пропускаю поворот. Дорога размыта, и разворот удается совершить только на возвышенности. Возвращаюсь, нахожу поворот и съезжаю в поле — свято веря в навител. Обманул зараза. Опять увел между двух озер и привел по ранее существовавшей тропе в болото, по своему следу возвращаюсь на проселок и невзирая на вопли «Ирины» прохожу примерно 20 километров, после чего навигатор мне сообщает, что я прибыл к месту назначения. Дорога оказалась проезжей даже после дождя, было несколько участков, которые преодолевались, ради спортивного интереса, с помощью полного привода (не считая блужданий между озер), хотя их можно было объехать стороной. Новопокровка — на улицах совершенно сухо. Дождь если был, то небольшой. Беру курс на Чистоозерное примерно 35 километров отличной насыпной грейдированной грунтовки (может просто так угадал, но 90 почти весь путь по этому участку, поймал только пару небольших ямок). В Чистоозерном дозаправляюсь и теперь в путь к дому.
т Тюменки до выезда на асфальт М51 практически везде дорога такого качества.
От Чистоозерного грейдер с щебеночной отсыпкой, сама то для УАЗа, 80 километров остаются позади и вновь здравствуй асфальт. 190 километров до города Омска прошли довольно быстро. Но город нас ждал — пробку на въезде в город по Сыропятскому тракту удалось преодолеть в течение 45 минут. Итого обратного пути пройдено 340 километров с учетом выезда до Тюменки и прохода по населенным пунктам. Итоговый пробег поездки (без учета блужданий в поисках места стоянки и полевых тропинок) составил 700 километров.
Статистика поездки
Пройдено 700 километров, расход 14 л. на 100 смешанный режим, затраты на еду и развлечения 3700 рубля. Поездка на человека обошлась 2 160 рублей. За время пути нарушения не зафиксировано, ГИБДД мы не заинтересовали ни разу, остановки только по требованию пассажиров, дорога без поломок.
«Кто может знать, Может, там, а может, тут
Нас будут ждать, Так, как нас нигде не ждут.
Но зовет нас путь, Подгоняет ночи тень.
Я сюда еще вернусь, Мне бы только выбрать день».