Авто- и мотопутешествие по Марокко и Мавритании в апреле 2013 г. Часть 3. Мавритания

27.08.2013 | 10425 просмотров

Самолет AirMaroc приземлился в аэропорту столицы Мавритании Нуакшоте в 23:35 по местному времени. По выходу из самолета меня хватил ступор, мозги вытащили из памяти аналогичную реакцию, когда по погоде мы сделали вынужденную посадку в Тигилях, что на Камчатке. «Ну не может такого быть», а это было и никуда не исчезало. Трап на ручном приводе, здание аэропорта, похожее на ангар большого склада, минимум всех аэропортовских механизмов и прочего в округе. Ощущение нищеты и ветхости. Мдааааа, ну что же, будем поглядеть и пошли пешком в здание аэропорта.

Первоначально план был такой: прилететь, перекантоваться в аэропорту до утра, по светлому решать вопрос с размещением и прочее. Прошел паспортный контроль, вышел в зал ожидания, посетил местный туалет и постепенно мои представления об этой стране стали сравниваться с действительностью. Вышел на улицу, на расстоянии метров 30 встречающие, ближе не подпускают, в зал прилета прошли, как я понял, только «блатные». Сел на лавочку, закурил, огляделся, полпервого ночи, градусник кажет 26 плюс, а местные, кто в кофтах, кто в курточках — прохладно для них.

Решил, что торчать до утра смысла нет, надо решать здесь и сейчас. Нужно поменять денег и найти ночлег. Вернулся в аэропорт, подхожу к полицаю и задаю ему свои вопросы. По обмену, вопрос решился мгновенно, продаван в палатке по продаже мелочевки, поменял денег. Теперь нужен ночлег. Когда крутился в зале прилета, обратил внимание на колоритную фигуру мужичка. Я понял сразу — это приближенный «бомбила». Выглядел он так: вспомните фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки», чёрт, на голове которого индийский тюрбан, и к заросшей шерстью морде добавьте длинные усищи и зыркающие по сторонам, блестящие глазки. Полицай подозвал его, поговорил с ним. Итог: услуги таксиста-бомбилы 20 евро, гостиница в центре 100 евро. Пошли, делать нечего, полицай довел до машины и показывает, денег нужно дать, ведь я же тебе все организовал. Даю 5 евро, его лицо перекосило, как будто лимон съел, не, говорит, давай еще 5 евро. Посмотрел на машину таксера, или вернее, что от нее осталось, похоже, она была когда-то 405-м Пежо. Заколотив с третьего раза пассажирскую дверь в дверной проем, шеф бодренько оббежал машинку, плюхнулся на свое место, радостно чего-то затараторил, и помчались мы в гостинцу по кромешной тьме, высвечивая дорогу одной фарой. Изредка мелькали огоньки окрестных домов.

В гостинице на рецепшене пара молодых парней. Разговорились, расспросил, что мне нужно. Около трех ночи отрубился спать. Разговор об аренде машины перенесли на утро.

Утром я и Джа, так звали портье, сели на его скутер…

…и поехали на центральный рынок, на биржу, где можно договориться с местными насчет аренды джипа.

Джа пошел договариваться с местным «старшим» по поводу джипа.

Разговоры шли долго, то один подъедет, то другой, наконец, дядька подъехал на свежем «ХайЛюксе», договорились по цене: 10 000 угий в день (примерно наша тыща). Всего на три дня.

Тысячная купюра — одна из самых ходовых, и все что мельче. Пятитысячную многие и не знают, как она выглядит. Поехали снять денег с банкомата и здесь обнаружилась такая фигня. Моя дебетовая карточка «МастерКард», безупречно выдававшая наличку в Марокко, в Мавритании отказалась работать. Коменты банкоматов были следующие: вставьте, пожалуйста, другой тип карты. Еще в Москве, не успевая оформить кредитную карту, консультировался в «Альфа-банке», и молодой управляющий отделением толково разъяснил, в чем разница между дебетовыми и кредитными типами карточек. И он предупредил, что редко, но бывают случаи, когда банки, страхуясь, не обрабатывают дебетовые. Из трех банков, которые есть в городе, ни один не принял мою карточку. В итоге, я остался без денег, от машины пришлось отказаться, но в нычке у меня было 250 евро, подумал, если не шиковать, то хватит на неделю. Рисую Джа картину маслом и предлагаю ему следующее: первое, купить симку для интернета, второе, найти гостиницу, за которую можно заплатить через интернет, и третье, я нанимаю Джа с его скутером, чтобы поездить по городу, окрестностям, походить на рынок. В общем, быть моим гидом. На 10 евро в день ударили по рукам. Отель, куда мы приехали, был на окраине, ничем не хуже того отеля, где работал Джа, только номера были поменьше, да и находился он далековато.

Это внутренний дворик, а снаружи выжженный солнцем песок без всякой растительности. За отель IKRAMA удалось заплатить через Hotels.com. Портье в общении со мной понимал только рисованные комиксы. Завтра ждали другого портье, который знал английский. А пока я пошел добирать положенные часы сна. Четверг, проснулся вечером, где-то недалеко электрогитары и орган играли регги, пели мужские и женские голоса. Вылез на улицу, на посиделки, перед отелем, как в нашей деревне, только семечек не хватало. Как потом выяснилось, четверг у них выходной.

Сам Нуакшот представляет распластанный по пустыне двух-, трехэтажный город, тыщ на 800 жителей, с хаотичной застройкой. В основном улицы заасфальтированы, центральные имеют шикарнейшее покрытие, другие похуже и третьи вообще утрамбованный песок. В стоимость номера за 1 300 рублей входил завтрак, утром подхожу к портье, рисую ему: «давай завтрак». Он вызвал носильщика, дал ему денег, тот в спецодежде отельской, сходил за угол в магаз и принес буквально: 2 яйца, 50 г растительного масла, 100 г сахара, 50 г сливочного масла, литр сока, французский батон, круассан, 2 пакетика чая, 2 пакетика кофе. На кухне было все приготовлено, и завтрак состоялся. Выяснил, что в отеле я один постоялец. Часов в 10 приехал Джа, с растаманской музыкой из колонок своего «мопеда». Поехали на рынок покупать местные сувениры.

Присели к этому дядьке, начали смотреть его товар. Сначала меня замкнуло, блииин, браслеты из черного дерева, инкрустированные металлом. Поближе рассмотрев и покрутив браслеты в руках, удивился мастерству умельца. Вот что можно сделать из черной ПНД трубы для водопровода. Взял только браслет, сделанный из рога, скорей всего какой-нибудь съеденной буренки. Пошли дальше.

Подошли к этому умельцу. Посмотрим, что там у него:

У этого купил кисет для мундштуков, только не эти, которые сверху, а там красные в крапинку, и один мундштук из ребра козы. На фотке его видно. Набрал брелоков для ключей. Потом походили по рынку, сторговали шерстяную накидку типа пончо, только с разрезом спереди и вырезом для головы. Тут случилась история, после которой я понял, что не все у них в порядке с межэтническими взаимоотношениями. Как потом объяснил Джа, первоначально договорились на цену в 600 местных угий (примерно 60 рублей на наши), молодой торгаш сгонял на склад за нужной расцветкой, Джа дает ему тысячную бумажку, а торгаш дает сдачи только 200. А 200 предлагает Джа распилить с ним пополам, объяснив этому белому придурку, что расцветка стоит дороже. Наверно Джа не очень вежливо отказался, не знаю, но торгаш повысил голос и начал наезжать на него. По интонации я понял, что он говорил Джа, кто он, где его место и после толкнул его руками в грудь. Тут меня «замкнуло», наверное, все-таки вбитый в мозги еще в детстве интернационал, проявил рефлексию, я начал, в голос, на русском поливать этого хмыря и тоже оттолкнул его от Джа. Тут налетели соседние торгаши, растащили нас. Всё-таки я забрал эту накидку, а он отдал положенную сдачу. Пошли на выход, немного колотило, и я спросил у Джа, что титульная нация «нагинает» других? По его ответу понял, что есть определенная напряженность. Подошли к девушке, торгующей кексами и выпечкой. Это сестра Джа.

Купил у нее кексов на вечер. Дальше захотелось мне съездить в рыбный порт. Джа, далеко рыбный порт? Нет. Ну, тогда по коням и поехали. Выехали на окраину, асфальт отличного качества, обочин нет, отруливай в сторону и съезжай по утрамбованному песку к любому дому. Все в одном уровне. Едем не спеша, навстречу нам драндулет, бывший когда-то легковым седаном. Кроме лобового, стекол больше нет, всего нет, есть только колеса, водила и пассажирка. Везут с порта рыбу. Четыре корзины в салоне, до потолка, две корзины в багажнике, крышки нет. Две на багажнике, на крыше, и ОДНА! Просто стоит на капоте со стороны пассажирки. Все это еле пердит и перемещается со скоростью не больше 15 километров. На меня произвело неизгладимое впечатление. Приехали в порт, вот, оказывается, где этот «улей», откуда вылетают такие «трудолюбивые пчелы». Это не хлам, это «ездовые собаки», еще очень ого-го! Просто ждут очереди, когда их наймут везти рыбу в город.

Заехали на территорию.

Этот «меринок» совсем свежий и рабочий по сравнению с окружением.

Я думал, что это чермет, а оказывается действующая водовозка. Вообще, в столице весь автопарк можно четко поделить на два лагеря: это «япошки», в классе джипов и пикапов, здесь бал правит «тойота», и легковушки, в основном «мерседесы», ушлепанные дизельные версии от начала 80-х до середины 90-х,…

…и модели французского автопрома.

Лады, под впечатлением от техники пошли смотреть, что здесь интересного.

Нифигасе рыбины, метра полтора в длину. А так основной улов прибрежных рыбаков — это скумбрия, ставрида.

Вышли из здания на берег. Вдоль прибоя, очень далеко, лежат вытащенные на берег лодки.

Пошли дальше посмотреть, что там интересного, чем торгуют. Увидел интересную тетку в национальной одежде, которая жарила пончики. Подошли и я ее сфотал. И она начала ругаться. И я, по ее интонациям и жестам понял, что я ее сфотал, когда она была не готова и разговаривала с другим мужиком, поэтому на фото может выглядеть плохо.

Джа мне перевел все точно также и я попросил сказать, чтобы она приготовилась и сфотал ее вновь.

Напоследок купил у нее пару пакетов горячих пончиков, и пошли на выход.

Пончики оказались очень вкусными. Времени еще навалом и спрашиваю у Джа, а где он живет? А он, хочешь посмотреть? Конечно! Берем недоеденные пончики, садимся на «железного самокатного двухколесного коня ипонского производства» и поехали к нему домой пить чай, в район двухэтажной, бетонной застройки, где нет дорог, нет водопровода, кроме электричества, ничего нет.

Вот как выглядит «водопровод». В центре, конечно же, есть водопровод, а у богатых, в коттеджах, наверняка скважины. Тут же в районах массовой застройки, вода привозная. Водовоз на ослике набирает воду в одном из централизованно отрытом колодце, а потом развозит и разливает воду по канистрам, которые выставляют жильцы дома. Подъехали к дому, где живет Джа. На ступеньках лестницы встретили соседку с дитем.

«Монумент»! Хрен сдвинешь. А теперь пойдем смотреть комнату, которую снимает Джа на пару со своим университетским другом.

Вон та дверь с полотенцем — это комната Джа.

Я сижу спиной к стене и фоткаю.

Размер комнаты 3х3 метра. Окон нет, вентиляции нет. Розетка и лампочка под потолком. Пока пили чай с пончиками, пришел его компаньон.

Выходя, сфоткал холл.

Решетка, а за ней лестница на 3-й этаж.

После всего Джа отвез меня в гостиницу, и мы распрощались до послезавтра. В эти сутки настало время дежурства носильщика Иса. Часиков в 6 вечера разобрало меня перекусить. Спустился со второго этажа, спрашиваю жестами у Иса, где тут поесть. Он пошел провожать меня до местной обжираловки, которая была в квартале от гостиницы, пять минут ходьбы. Вроде на открытом месте, мух и не заметно, но где-то в помещении, особенно, где подают жареную курицу, картошку фри и ОСОБЕННО Кока-Колу, их были сотни. Сижу, грызу курицу с картошкой, запил колой, и тут мухи со всего заведения устроили свалку у открытого «люка» банки. То ли устроили соревнование, кто первый утопится от счастья в кока-коле, то ли, кто первый насрет в банку этому белому. Разогнав их, прикрыл салфеткой. Иса увидел такую тусню и начал махать газеткой, отгоняя оголтелых. Спокойно доел и пошли обратно. По дороге встретили двух барышень, сфотались.

Та, что в желтом — невеста Иса. Он сказал, что ему осталось пару-тройку месяцев докопить деньжат на выкуп и тогда свадьба состоится. «Секасу охота, аж зубы сводит» — это его слова. Оно и понятно, страна строгих мусульманских правил. Спиртного в стране нет никакого, даже слабоалкогольного. Секс, только после официальной свадьбы, а чтобы заплатить за невесту нужно работать и работать, а с ней в стране напряг.

Пришли в гостиницу, Иса вытащил плетеное кресло ко входу и начались вечерние посиделки. Еще не ушел сменщик Иса, и я угостил их закурить. Иса закурил, а его сменщик, некурящий, сходил за угол и продал сигарету мужику, который торгует ими поштучно. Вот какие деньги считают, обратил на это внимание.

Вот ватага местных ребятишек пошла, наверное, в магаз. Старший пасет всю кампанию.

Они же, топают обратно. Старший тащит баллон с газом.

В Мавритании много выходцев из Мали и Сенегала. И их культура вносит корректировки в строгие мусульманские одежды, хотя они тоже мусульмане. Этот пацаненок чуть шею не свернул, разглядывая меня. Интересно вот так оказаться героем всех анекдотов, поменявшись местами с чёрного на белый. Потому что он смотрел на эту белую обезьяну, пока не споткнулся и отец не дернул его за руку. Сидим с Иса покуриваем, дневная жарища под сорокан спала, немного сквознячок. Опять же колоритный местный «бомонд» перед глазами.

Ну и конечно же, куда деться от пацанов. Они везде одинаковые, покривляться, попаясничать.

Этот в желтых трусах, отошёл и улыбаясь показал мне фак. На что я тоже с улыбкой показал, чтобы он «вручную сыграл на своей флейте». Малый явно не ожидал такой реакции от такого взрослого дядьки и улыбаться он перестал, задело наверное. Ладно, пора спать, завтра никуда не еду, день на выброс. Так оно и получилось. С утра что-то знобило. То ли на солнце перегрелся, то ли аклиматизация. Позавтракал по той же схеме: из всего свежеприготовленного и пошел опять в коечку. Принял пару шипучего аспирину и весь день валялся. Смотрел их сериалы, гестапо отдыхает. После 16 заступил тот шустрый портье, который знает английский. Захотелось поужинать, дал ему денег, он позвонил в забегаловку и оттуда на мопеде привезли ужин. Оказалось, он много где в Европе поработал, спец по радиосвязи, знает несколько языков. Но в связи с кризисом, работа кончилась и вот он здесь, пережидает не лучшие времена, работая портье.

Начал меня грузить своими услугами за какие невменяемые деньги. Ладно бы я нихрена не ориентировался, а он мне загнул: аренда легковушки на день по городу и в округе — 25 000 угий. Отбился от него. Тем более, завтра утром, Джа в 10 часов будет у меня. Поутру Джа приехал, я еще завтракал. Усадил и его кофею отпить с бутером. Он , да нет, я завтракал. А я спрашиваю, и чего ты завтракал? Половина французского батона, разрезанный вдоль и промазанный густым майонезом, и чай. Зашибись, говорю, поэтому то вы все такие и дрищи. Ага, а вы русские все пузатые, вчера вечером заселилась к нам в гостиницу делегация ваших депутатов. Один к одному, все пузатые. Ладно, проехали. Ну, куда сегодня едем? Да, давай, Джа, поедем на пляж, а то что же, только рабочий загар. Надо хоть ноги в океане помочить. Поехали опять в сторону порта, за него. Когда увидел, что едем мимо порта, крикнул Джа, давай заедем у тетки пончиков купим, а то около воды быстро есть захочется. Заехали, тетя уже в другом наряде — вот настоящая женщина. Узнала нас, радостно загалдела.

За портом, на окраине города, отдельно стоящий отель с огромной территорией, в которую входит и пляж. Состояние отеля не очень, давно требует косметического ремонта. На пляже остатки «грибков» с кровлей в африканском стиле. Под одним из таких мы и присели. Джа то что загорать, а вот мне надо. На солнце не выхожу, только под грибком, в тенечке.

Вот и отметился, помочил ножки. Купаться стремно, слишком сильная волна. Обратил внимание, вдали происходил «запуск шатла». Человек пятнадцать облепили лодку и спускали ее на воду. Процесс не быстрый, с каждой волной они сдвигали ее несколько вперед, к океану.

Ждут подходящей волны. И вот она подкатывает, команда пошел и все разом толкают лодку вперед.

Разгоняя ее, чтобы она смогла по инерции перевалить через первую волну, до запуска навесного мотора.

Технология рыбалки чрезвычайно проста. Лодка, перпендикулярно уходя от берега, выбрасывает за собой сеть длиной метров триста. Так как прибрежные воды богаты рыбой, то пока сеть, которую ветром и течением тянет вдоль берега, набирает достаточно рыбы. И теперь рыбаки, кто на берегу, начинают вытягивать сеть и идти за ней по берегу, полностью вытягивая ее к моменту прихода к рыбному порту.

Ну, мне же тоже надо попробовать. Вытянутую сеть тут же складывают на тележку ослику.

Угостил его пончиком, он мне сказал, что ничего вкуснее в жизни не ел. Верю ему.

Какова наша дальнейшая программа будет? Спрашиваю я у Джа. Не знаю, говорит, куда скажешь, туда и поедем. Ничего путного от него добиться не сумел, зато в голову пришла интересная мысль — прокатиться на лодке. Давай, Джа, собирай манатки, едем в порт, и ты договорись с лодкой, чтобы меня прокатили. Самая хотелка была — это проскочить на лодке первые две-три волны — самые интересные моменты в запуске лодки, потом сделать кружок небольшой и причалить к берегу. На все про все минут двадцать не больше. Здесь я единственный раз столкнулся с реальным нежеланием Джа впутываться в это дело. Он начал ныть, что, Владимир, дело это очень опасное, никто из иностранцев никогда этого не делал. А для меня предлоги НЕ перед глаголами, которые не обоснованы понятными мне аргументами, действуют как красная тряпка для быка. Никто не делал, значит, сделаем. Пришлось напомнить ему, что я плачу ему деньги и будь добр, садимся на твой «растоманский мопэд», едем в порт и ищем лодку.

Лодку нашли не быстро, даже не лодку, а человека, который бы согласился на такой заплыв. Начал с 450 рэ, в итоге договорились на 600. Недешево, но, как оказалось, того стоило. Три чувака: один на руле, два его члена экипажа и я. Вот каким составом нам предстояло стартануть. На меня надели похожий на матрац спасжилет, к двум кольцам спереди привязали один конец фала длиной метров 15-20, а второй его конец привязали к передней скамейке. Как я понял, если этот белый засранец вылетит за борт, чтобы его долго не ловить, а просто подтянуть за веревку. Наши приготовления собрали некоторое число любопытствующих, которые с интересом наблюдали за нами. Потом сухопутная команда этой лодки, «разгонный блок», встали вдоль борта и начали потихоньку подталкивать лодку к воде. Я, как фигура-талисман устроился на носу, вцепившись в борта лодки. И вот ритмичные команды, сменились единым криком и нос лодки пошел на волну. Дыдынщь, нос лодки ударившись о волну, резко пошел вверх, я чуть не выбил себе зубы об выступавшую деревяшку, а нос все поднимается и поднимается, пока волна не докатилась до середины лодки, после этого нос стремительно начал падать вниз. Наверное, у меня выросли стальные когти, так сильно я пальцами впился в борт. Со второй волной повторилось тоже самое, но здесь я уже был готов. Но на второй волне лодка приняла больше воды. И два помощника быстро начали отчерпывать воду из лодки. Я огляделся на старшого, сидящего на моторе, он, смотря на полностью мокрого меня, улыбался. Третья волна была мягче. После этого, я развернулся и сел спиной к ходу лодки, перевести дух. Адреналин зашкаливал. В голове мелькнуло: ведь и «окислитель адреналина» негде в этой стране взять.

В океане, конечно, покачивало, но терпимо. Мои опасения по поводу обратной процедуры были напрасны. Тяжелую корму, попутная волна просто подталкивала к берегу. Когда вышел из лодки на берег, ноги ватные, первым делом подхожу к Джа, дай сигаретку, закурил, спрашиваю, фотал? Не-а, батарейки сели. Дальше в голос, ненормативная лексика на русском, хорошо, он ничего не понимал. Сначала подумал, гад, отомстил за то, что я все-таки сделал, как хотел. Потом покрутил фотик, и правда «low level battery», ну ладно, хрен с тобой. Отпустило, и я опять стал добрым. Угостил команду сигаретами, отдал им 15 евро, и мы пошли к скутеру, чтоб ехать домой. Во рту такой сушняк, как напильник об напильник скребется. В багажнике взял водички, напился до горла. Все приключения возбудили во мне ацкий аппетит, спрашиваю у Джа, а ты рыбный ресторан знаешь? Ага. Ну, поехали тогда туда, поедим рыбы. Приехали…

Что, очкуешь, Владимир? Заходи, пожрем до отвала.

Заходим. В виду отсутствия очереди из посетителей на входе, хозяйка заведения позволила себе сиесту, прямо на полу «ресторана». Рядом стоял газовый баллон, на нем чайник, и на матрасе прыгало еще пару малявок, которые, открыв рот, уставились на белого, таки забыв рот закрыть, только хлопали глазенками. Джа объяснил, что «белый чел» хочет рыбы и побольше. В понятии «мамы Нины» это выразилось так:

Среднего размера таз, а в нем куски жареной скумбрии, а также рыбные фрикадельки. В качестве гарнира — рис, с острейшим соусом. Короче, поели рыбу, поклевали немного рису и свалили. Поехали в гостиницу. Сегодня был самый насыщенный день из всех, проведенных в Мавритании. Ну и отдых, вечерком, с бутылочкой воды в одной руке, сигареткой в другой — жизнь города перед тобой, бесплатно.

Мимо гостиницы неоднократно проезжали самосвалы, груженые песком, щебнем. Но я ни разу не видел ни одного бульдозера, экскаватора, никакой техники. Джа объяснил, что все делают вручную. Сначала лопатами 4-6 человек накидывают кузов песка (8-10 м3), потом везут и часто вручную разгружают.

Вот, как раз, команда загрузила самосвал, теперь едут разгружать. Стемнело, навалилась ночь, движняк на улице заканчивался часам к одиннадцати. Потом — никого. Ни машин, ни тем более людей. Завтра последний мой день в Мавритании.

Утром Джа приехал где-то к 11-ти, съездили на рынок, я докупил еще сувенирчиков. Привезли все в отель, и я попросил Джа прокатить меня по центру города, а то мы все тремся в одном районе. Поехали, преимущества скутера — едет не очень быстро, за счет открытого обдува совсем не жарко. Центр с резиденцией. Все очень скромно, явно в стране мало денег. Единственный на всю страну университет, где учился Джа, остановились, я сфоткался.

Дальше, ходом, не останавливаясь для фотографирования, проехали военную академию. Перед воротами как положено, на пьедесталах пару гаубиц, но без колес. То ли сперли, то ли сняли, чтобы гаубицы не угнали.

Проехали центральную часть города, чем-то она мне напомнила наши старинные районные городишки, с бывшими купеческими первыми этажами, а сейчас разодранные разночинной рекламой на клетушки «рога и копыта». Так и здесь, правда есть и современные неплохие здания. Едем дальше, район продажи стройматериалов и сопутствующих товаров. Увидел, как здесь грузят песок. Самосвал сдает с асфальта задним ходом в дюну, бригада накидывает ему кузов песку, машина выезжает на дорогу и ждет покупателя.

И вот попали в район торговли скотом, где кочевники-бедуины, берберы, построили свой палаточный город и держат тысячи голов скота.

День шел к вечеру. Доехали до гостиницы, договорились, чтобы не рисковать и не ловить в 3 ночи такси, бесполезный номер, Джа отвезет меня часам к 9 вечера в аэропорт и там я буду ждать своего утреннего рейса в 5:30. Собрал в номере свой рюкзак и пошел на посиделки. Все подходило к концу: и путешествие по Мавритании, в частности, и все путешествие по Африке, в целом. Часов в девять подъехал Джа на такси, и поехали в аэропорт, там тепло попрощались, парень оказался неплохой, да и я с его слов клиент был офигительный, не нудный и не скучный, как другие иностранцы.

Итак, девять часов вечера, что же делать до утра-то? Ладно, переместился в угол, в буфет, там заказал себе яичницу, сэндвич с курицей и колу, потом кофейку, потом перекинулся парой слов на блокноте с буфетчиком. Сижу, глаза продаю, спать уже охота. Полночь, народ повалил с рейса Касабланка—Наукшот, которым я прилетел пять дней назад. Схлынул, гляжу, мой буфетчик закрывает свою контору, а под мышкой свернутый матрасик. Тэээкс, намылился куда-то дрыхнуть, я к нему: спать? Спать. А где? Да, вот здесь за уголком. Что прям здесь? Ага! Сдвинули столы, на них закорячили стулья, вот тебе «танцплощадка» под сон. Нифига себе, рядышком расстилает свою дерюжку, спец по авиабезопасности. Нормально, достал из рюкзака самонадувающийся матрасик, рюкзак под голову и дрыхнуть. Часа в три ночи кола и кофе попросились наружу, встаю, мама дорогая! Весь аэропорт дрыхнет: таможенники, полицаи, все! Один только на входе ноги вытянул на стул, сидит, читает книжку, вход стережет. В 4 утра начался движняк, народ начал собирать свои спальные принадлежности, появились первые пассажиры на мой рейс. Я собрал свой рюкзак, попил водички и пошел сдаваться таможне и погранцам. Таможенники не обратили внимания на меня, а вот на паспортном контроле какая-то заминка. Смотрю погранец, передо мной, поставил штамп в паспорт секунд за 20. А я стою, жду, он чего-то крутит там на штемпеле, ну, думаю, знает, чего там ему суетиться. Наконец поставил мне выездной штамп, даже гуд бай сказал, я захлопнул паспорт и зашел в зал вылета. Менее чем через минуту этот дружбан, дергает меня за рукав и жестами показывает, открой паспорт. Открываю паспорт, он показывает печать, а она с завтрашней датой. Ставит мне штамп с нынешней датой, протягивает руку и говорит: 20 евро. Вот оказывается, чего он там суетился со штампиком. Честно говоря, устал я от этой «братвы» в разных погонах, послал его, я уже в нейтральной зоне. До него уже трое пытались мне помочь, взять паспорт и пройти без очереди, пройти таможню без осмотра и прочее. Причем услуги навязывались с определенным наездом.

Вот зона вылета с дьюти-фри:

В зоне кафе зала вылета можно курить, это плюс. Без проблем сели в самолет в Нуакшоте и через два с половиной часа вышли из него в аэропорту Касабланки. Самолет на Родину завтра в 10:30, домой уже охота конкретно. До города добрался на электричке, очень удобно — 40 дирхам и через полчаса в центре Касабланки, ж/д вокзал Casa Voyager.

Далеко от вокзала решил не уезжать, вернулся опять в Moroccan House. Приехал рано, оплатил номер, а шмотки пристроил до «после обеда», когда можно будет заселиться. По заданию дочи пошел в медину. Она при созвоне заказала, если будет время, купить ей марокканские бусы. Пошел к дядьке, у которого покупал всякую сувенирную мелочевку: брелоки на ключи, магниты на холодильник, наклейки и прочую хрень. Он немного вякал по-русски. В этот раз докупил недостающие наклейки городов, где я был, и спросил про бусы. Он нарисовал, как дойти до лавки двух дедов, они делают и торгуют только бижутерией. Нашел эту лавку, салям алейкум, что у вас тут есть? Времени и у меня и у дедов, как оказалось два брата, было навалом, я объяснил, что и для кого ищу.

Начался неспешный процесс общения и купли-продажи. Не торопясь разглядел все бусы, браслеты, потом серьги, перстни. Что-то мне нравилось, что-то не очень. Выбрал одни бусы, положил на витрину, начал спрашивать у них про изготовление, про материал, рассказал про свое путешествие по Марокко и Мавритании, о своих впечатлениях. Пока рассказывал, один сходил в каптерку, принес чаю. С разговорами попили чаю, потом вернулись к товару. Дед принес еще одни бусы, говорит, посмотри, очень редкая техника. Добавил и их. Зашел разговор про цену, от первоначальной цены скинули ровно в два раза. Довольные друг другом мы расстались, под впечатлением от взаимного неторопливого общения.

Полтора часа прошли не заметно. И я понял, в чем кайф. Туристы приезжают в страну на 7-10 дней на 5-6 городов, по два часа на рынок в каждом городе. И задача за 15 минут разглядеть, выбрать товар, нагнуть продавца на скидку и убежать в мыле к следующей лавчонке. Ну, это так, утрированно. А они всю жизнь проводят в этих лавках. Внизу торгуют, а живут на верхних этажах, годами не покидая медину. Все необходимое там есть, кроме новых людей. Жизнь течет неторопливо, и общаются они тоже неторопливо. У меня с дедами получилось отличное трио.

Времени вагон, двинул в сторону порта. Прошел рыбный, там уже был, дальше коммерческий — туда не пускают.

Пошел вдоль забора, по проспекту, по направлению к мечети Хасана II, самой большой в мире. Вдоль берега океана строят дорогущие апартаменты, бизнес-центры.

А это через дорогу, напротив.

И тоже шикарная мечеть, в которую вбухано немеряно денег, причем собранных с населения страны.

Иду дальше, чтобы рассмотреть это чудо света. И натыкаюсь на импровизированный пляж у стен мечети.

Пацаны ныряют вниз с этого парапета.

Эти два замерзли, греются на горячей мостовой.

Ну и как положено туристу — фотка со мной.

Прошелся дальше и увидел интересную картинку. На дублере основного проспекта, ввиду отсутствия движения, ездят, обучаются ученики вот на таких учебных авто (как скороговорка: обучаются, ученики, учебных).

Ноги гудели, да и сам подустал. Поймал таксишку и поехал в гостиницу. Там немного помучил планшет и отрубился спать. По утру, уже в электричке, на пути в аэропорт наблюдал густой туман. М-да, накрылся мой сегодняшний вылет на Родину. Так оно и произошло. Всех, кто не улетел, отправили тринадцатичасовым рейсом в Мадрид, а оттуда в Москву, а меня, без шенгена, отправили в отель. Так как транзитный рейс Касабланка—Мадрид—Москва, летает только раз в сутки. Не охота грузить вас, как я провел эти сутки, только скажу, терпелка уже кончалась, домой хочу. На завтра опять был туман, но к 10 часам рассосался, и я благополучно покинул Марокко, в мадридском аэропорту я на личном досмотре опять забыл пакет с сувенирами, вспомнив про него только у стойки регистрации на рейс до Москвы. Но опять же все благополучно закончилось. Через полчаса сели в самолёт и полетели домой… Все. Улетел я из дома 25 марта, а вернулся 21 апреля. Остались невыполненными некоторые хотелки, но это уже в следующий раз.