Грузия: солнечная сказка

20.08.2013 | 33264 просмотра

К поездке в Грузию готовился 9 месяцев.

И вот, наконец-то, старт!

Гродно. 11 июля. 15:00. «Ситроен С5», бензин-газ. Я за рулём, рядом жена, умница-штурман, сзади детки: доча 8 лет и сынуля 12. Пилю до 7 утра, после Курска (на Елец не поехал, чтобы не стоять в пробках, Украину объезжаю из-за двух границ) за руль садится жена, я два часика поспал. В Воронеже берём симку «Мегафона», тариф «Тёплый приём». На бумаге тариф тёплый, а денежку жрёт сурово, но всё ж не роуминг. За Воронежем опять за рулём я.

В 20.00 мы в Шахтах. Жильё (частный двухкомнатный дом с гаражом) бронировали через интернет. 1 000 руб. Все удобства. Всё аккуратно. В два раза дешевле, чем на трассе, и не надо тратить время на поиски. В 9:00 выезд. Чтобы не терять время в возможных пробках, поехал через Ставрополь (как оказалось, зря, назад ехал всё время по М-29, через Тихорецк — намного приятнее, хотя дороги, в принципе, везде хорошие, не залатанные ямы не встречались вообще, максимум — высокая колейность). За Ставрополем, только завидев белорусские номера, выщемляет из колейки полиция. Увидев в машине детей — сразу к ним. Доча — в автокресле, пристёгнута. Права и документы на машину его не интересовали. Попросил паспорт сына. Я, проштудировав приказ № 187, к встрече с этими ребятами был готов, мог сразу спросить об основаниях для остановки (а такие должны быть, как и многое другое), но решил вести себя мирно. ГИБДДшник убедился, что сыну 12 лет, расстроился. У меня появляется небольшое раздражение. Дальнейший диалог:

— Выйдите, пожалуйста, из машины.
 — Зачем?
 — Откройте багажник.
 — Посмотреть.
 — В окошко смотрите, всё видно (универсал).

Тут он замечает маленькую видеокамеру, установленную на панели возле моего окна и смотрящую прямо на него (у меня видеорегистратор на две камеры, одна — выносная).

— Это что? Видеокамера?
 — Да.
 — Вы что, нам не доверяете?
 — Лично Вам — доверяю.
 — Спасибо! Счастливого пути!

Так что, видеорегистратор и радар-детектор в автопутешествиях по России и Украине — предметы первой необходимости. Впрочем, и дальше, и на обратном пути меня больше нигде не останавливали.

По советам автопутешественников заехали в кафе в Старом Череке. Осетинские пироги действительно обалденные и недорогие. Взяли два. Одного хватило на четверых на месте, второй — с собой.

В 20:00 мы во Владикавказе. Однокомнатная квартира, бронировали через интернет. 1 000 р. Все удобства. Всё аккуратно. За спиной — 2 730 км. Всё по плану, всё спокойно. Никаких проблем. Детки — умнички. Завтра — Грузия!

КПП работает круглосуточно — очереди практически нет. Единственная неприятность — на въезде и выезде с КПП многие гнут пороги. Я забыл поднять свой «С5», но, учитывая, что у него постоянный клиренс, подогнул лишь слегка защиту возле глушака. Границу проходим за 1,5 часа. Россияне не смотрели вообще. Только погранец попросил открыть-закрыть багажник. Грузин попросил открыть одну сумку, поковырялся в ней чуток — и вот мы в Грузии.

Горы завораживают.

В 5 км от границы деревушка Гвелети. Паркуем машину и в горы.

1,5-2 км — и открывается вид на замечательный водопад.

Высота верхнего — 25 м.

Ближе не подойти — брызги заливают и одежду, и камеру.

Виды сверху впечатляют.

Но детишкам отдых необходим.

Поссле Гвелети ещё чуть-чуть, и мы в Казбеги. За 50 лари нас доставляют к Гергетис Цминда Самеба (храм Святой Троицы).

Подъём — экстрим. Но нами воспринимается уже спокойнее. Наверху, опять же, открываются потрясающие виды.

Храму около 700 лет. Во время нашествия персов (XVIII в.) здесь прятали драгоценные реликвии Грузии, в том числе крест святой Нино.

Возле входа в любую церковь, храм, собор, монастырь лежат накидки для мужчин и женщин, и платки. Я в дороге был в шортах, поэтому воспользовался накидкой, но в дальнейшем, зная о предстоящем посещении хама или монастыря, заранее надевал брюки.

После этого мы отправляемся в Сно, это 5 км от Казбеги. Там нас ждут две очаровательные женщины, Эсмеральда и Меги, а также двое замечательных детишек, Нико и Тако.

Жильё в Сно и в Тбилиси бронировали заранее у одних и тех же хозяев, в Тбилиси нас потом встречал Паата — муж Меги. Но сейчас мы в Сно. Условия, конечно же, немного спартанские, но и цена соответствующая — 5 лари за человека. Но через несколько часов оказалось, что мы здесь практически бесплатно. Потому что гостеприимство хозяек никакими деньгами не измерить. Ничем не измерить их доброту и душевность. А вкуснющую домашнюю грузинскую кухню никакими словами не передать. Все кафе и рестораны — это ширпотреб, просто, для разной толщины кошельков. А в домашнюю еду каждая настоящая хозяйка (хозяин) вкладывает частичку души.

А наши дети буквально за пять минут подружились. Тако русского не знает. А Нико (как и все грузинские дети, изучающий в школе английский) прекрасно не только понимает, но и говорит по-русски. Язык он выучил, смотря мультики по российскому ТВ. Эсмеральда угостила местной чачей — крепкая (градусов 50-55), вкусная, прозрачная, беспохмельная. После ужина собрались все вместе прогуляться на близлежащую гору, но заморосил дождик. Поэтому посидели ещё чуток — и спать.

Утром, опять же, вкуснющий завтрак, трогательное прощание и — в путь. Но сначала мы увидели Казбек. Далеко не каждому с этим везёт: дожди и облачность в Казбеги — явление постоянное.

Подъём на Крестовый перевал (высота почти 2 400 м) принёс первую, постоянную, но и, впрочем, последнюю неожиданность — перегруженная машина на постоянном, долгом, медленном, с крутыми, на 180 градусов, поворотами, закипела. Тем, кто не уверен в своём авто, советую: открываете окна, врубаете на полную печку, и — вперёд. Хотя по каменистой грунтовке с открытыми окнами — это жесть.

Перед Крестовым перевалом — смотровая площадка. Виды — изумительные. Просто никакие фото, даже самого замечательного качества, не передадут возникающие ощущения. А ведь кроме собственно видов: солнце, ветерок и кристальной чистоты воздух. Ведь недаром в том же Сно отдыхают люди не только с разных уголков Грузии, но и из Латвии, Эстонии, Польши — подлечить бронхиальную астму, прочие легочные болячки, да и просто оздоровиться.

Порадовали и коровы-альпинистки.

Впрочем, коровы в Грузии — везде. Летишь с горы, а за поворотом на 90-180 градусов — стадо коров, а ещё круче, когда это стадо объезжает кто-нибудь по встречке — прямо тебе в лоб. Но лежащую корову за поворотом встретишь редко. Полежать они все любят исключительно на мостах.

И без коров на Крестовом было кому попозировать.

После смотровой площадки продолжаем подъём на Крестовый — в общей сложности км 30 каменистой грунтовки. Потом спуск и асфальт. В остальном дороги в Грузии приличные. Продолжаем спуск. В Гудаури и дальше продаётся мёд. В некоторых местах ульи стоят прямо у дороги. У жены от постоянной работы кондиционера прихватило горло. Купили баночку — через день горло в порядке.

Впрочем, едем дальше. На пути Жинвальское водохранилище

…и крепость Ананури.

Встретились здесь с поляком из Варшавы.

За 3 000 км от дома он — почти земляк. Впрочем, он к моменту встречи проехал уже 4 000 — через Словакию, Румынию, Болгарию, Турцию — белорусско-российские визы напрягают. Приятно пообщались, поделились информацией и попрощались. По дороге купили симку грузинского «Билайна». По ней без проблем звонили и в Грузии, и в Беларусь, и в Россию.

Через час мы в Тбилиси. Встретили Паата и его мама Наргиза. Однокомнатная квартира в центре Тбилиси, 50 лари, ул. Цинамдзгвришвили. На этой улице, кстати, несколько антикварных лавок и винный магазин. Для интересующихся координаты Пааты и Меги:
эл. почта: mgudushauri@mail.ru;
skype: paataiobidze2..paata@megi;
 тел.: +995 599 17 84 65, +995 591 18 05 09.

Паата вручил детям две дыньки и предложил съездить в автосервис поправить защиту (ему по телефону рассказала Меги). Разгрузили машину и поехали. За две минуты защиту поправили, денег не взяли, угостили бутылочкой Ликани и пожелали счастливого пути. На обратном пути, местами, Паата гнал 110. Но о дорожном движении хочется сказать особо. Все ездят и ходят так, как хотят. Пешеходных переходов в Тбилиси мало, но там они вообще никому не нужны. Пару раз останавливался пропустить пешеходов — они на меня тупо и пугливо таращились, а сзади все дико сигналили. Перекрёстки первым проезжает тот, кому это нужнее. Смотришь жёстко водиле на главной в глаза и едешь. Но будь готов остановиться, он может посмотреть так же. Несмотря на кажущийся хаос на дороге, порядка в этом хаосе гораздо больше, чем у нас, потому что каждый, в принципе, готов уступить другому. И за две недели в Грузии я не видел ни одной аварии.

Но вернёмся к более приятным воспоминаниям. Квартира находится в таком вот дворике.

Разместившись, идем прогуляться и помыться в знаменитых серных банях.

Вечерний Тбилиси красив.

Бани — замечательны, а ночной Тбилиси — великолепен.

На следующий день выдвигаемся на проспект Руставели. Для начала — фирменный магазин Хареба. Хареба — это крупнейший в Грузии производитель вина и единственный производитель виноградного масла. Фирменные магазины Хареба есть во всех городах Грузии. Цены самые демократичные: красное бутилированное — от 15 лари, белое — от 8, красное разливное — от 7 за литр, белое — от 3. Можно продегустировать 3-4 вида вина, при серьёзной покупке — и больше.

Прогулявшись, переходим по мосту мира в парк Рике

…и поднимаемся по канатной дороге в крепость Нарикала.

Мама устала.

Но дети готовы штурмовать крепость до полной победы.

И они победили.

А виды сверху обалденные — весь Тбилиси на ладони.

Спускаемся вниз пешком, прогуливаемся по колоритным улочкам старого города.

А это собор Сиони. Здесь хранится величайшая святыня православной Грузии — древний крест святой Нино, который, согласно преданию, подарила ей Пресвятая Богородица перед тем, как направить в Грузию.

Церковь Анчисхати — самая древняя церковь Тбилиси. Названа в честь иконы Анчи — нерукотворного образа Спасителя, долгое время хранившейся в этой церкви. Икона Анчи — одна из наиболее чтимых святынь Грузии.

Пятый день в Грузии. Едем в Давид Гареджу. Паата предложил быть нашим гидом. С удовольствием согласились, и его «Вольво» помчал нас в пустыню.

Давид Гареджа — пещерный монастырский комплекс, растянувшийся на 25 км вдоль границы с Азербайджаном. Наиболее сохранённая и популярная — лавра Давида. В ней сейчас живёт 13 монахов, один из них — родственник Меги и Пааты. Он и провёл увлекательную экскурсию.

Пещера, в которой жил св. Давид.

Могила св. Давида и копия принесённого им из Иерусалима камня.

Потом мы решили осмотреть пещеры с сохранившимися фресками по другую сторону хребта. Как оказалось, Паата там ни разу не был. Пришлось нам стать его гидами и предложить показать ему Грузию. Паата с радостью согласился. Монах вручил Паате палку (в этих местах водится гюрза) и указал нам путь.

Подъём оказался нелёгким.

Лавра Давида становилась всё меньше, пока совсем не исчезла за склоном.

И вот мы на вершине хребта. Слева — Азербайджан, справа — Грузия.

Обычно туристы идут по этой тропе, осматривая нижний ряд пещер.

Но Паата решил осмотреть все, они пронумерованы, их более 50. Пришлось становиться альпинистами.

Некоторые пещеры очень красивы.

В некоторых пещерах вырыты глубокие колодцы. Паата, как настоящий грузинский следопыт, решил проверить глубину одной из них и наличие воды и предложил Лёше бросить камень. Камень был брошен. Дети и жена склонились прямо над колодцем. Паата стоял сразу за их спинами. В полумраке пещеры послышался шорох. Из кромешной темноты колодца возле самых лиц с шумом пронеслось нечто. Это оказались две летучие мыши. Вопли и визги взбудоражили склоны хребта по сторонам обоих государств. Паата вздрогнул. Колодцы он больше не проверял. Но пещеры решил осмотреть до конца.

Спуск был сложен и опасен, но Паата был удовлетворён.

Мы снова на вершине.

Пройденный путь впечатляет.

Спускаемся вниз. Здесь единственный постоянный источник воды. Вода конденсируется. Та, что капает с потолка, собирается в желоба — святые слёзы.

Стекающая по стенам подаётся на такой огородик.

В лавре Давида монахи после трудного пути угощают нас святой водой, и мы отправляемся домой.

По дороге останавливаемся в Удабно (по-грузински — пустыня). Здесь живут родственники Меги и Пааты. Как всегда и как везде в Грузии, — радушное гостеприимство, душевное общение и, конечно же, вкусный и сытный обед.

Вечером пригласил к себе Паата. Просидели до двух ночи. Завтра — закупка сувениров, вина, специй и т.п. Можно и засидеться.

19 июля едем в сторону Вардзии. Но сначала — Мцхета, древняя столица Грузии.

Поднимаясь к монастырю Джвари, впервые видим облака ниже нас, а затем и едем сквозь облака. Поднявшись к монастырю, видим, как эти облака рождаются. Снизу вдоль крутого склона, проносясь мимо нас, взмывают ввысь густые клубы водной пыли. Дети, стоящие на краю обрыва, обдуваемые и промокающие, ошарашено смотрят вперёд, вниз, вверх. Мы тоже обалдели. Такое не забудется никогда.

Джвари стоит у самого края высокого утеса и чудесным образом гармонирует с окружающей суровой, но чрезвычайно живописной природой этого края. Внизу у подножия шумят Кура и Арагви — две самые известные реки в Грузии. А напротив расстилается обширная панорама Мцхеты.

Свое название Джвари (в переводе с грузинского «крест») храм получил не случайно. Это объясняет старинное предание о том, что именно в этом месте Нино Каппадокийская поставила Святой крест, ознаменовавший принятие Грузией христианства.

В центре храма можно увидеть основание, в котором был закреплен Святой крест, принесенный Нино Каппадокийской.

Покидаем Джвари.

И едем к другому культовому памятнику христианской Грузии — одному из главных православных грузинских храмов — кафедральному собору Светицховели.

Он был построен в XI веке (1010- 1029 г .г.) на месте первой в Грузии христианской церкви Двенадцати Апостолов, сооруженной в IV веке. С возникновением этой церкви связано религиозное предание, связанное с принятием Грузией христианства. Предание повествует о жителе Мцхеты Элиозе, который, будучи в Иерусалиме, добыл Хитон (рубаху) Иисуса Христа. Сестра Элиоза — Сидония — умерла сразу же, прикоснувшись к хитону. Ее и похоронили, завернутой в него. Вскоре на могиле Сидонии выросло большое дерево — ливанский кедр. А когда царь Мириан решил соорудить храм на том месте, где захоронен Хитон Господень, кедр срубили. Из дерева вырезали семь колонн и стали устанавливать их в церкви. Шесть колонн было установлено, но седьмая не поддавалась, повиснув в воздухе. Крестительница Грузии Святая Нино молилась всю ночь, и тогда этот столб «без прикосновения руки людской» встал на свое место и … замироточил. Чудесное миро излечивало больных от тяжких недугов. Отсюда и пошло наименование храма — Светицховели, что в переводе с грузинского означает «Животворящий Столб».

Под большой аркой располагается легендарный «Животворящий Столб» и хитон господень.

Здесь хранится часть креста, на котором распяли Иисуса Христа, переданная Грузинской церкви Папой Римским.

Это мощи Андрея Первозванного, который, по преданию, принёс в Грузию Нерукотворный образ Спасителя.

Здесь хранится мантия пророка Ильи, которую он сбросил, возносясь на небо.

Перед алтарем находится захоронение грузинских царей, в том числе Вахтанга Горгасали — основателя Тбилиси, Ираклия II — царя Кахетии, царей династии Багратиони и других.

Прямо в Храме — копия Иерусалимского храма Воскресения Христова.

Сама Мцхета — полностью отреставрирована, ухожена, аккуратна.

Из Мцхеты движемся в Ахалцихе. Проезжаем крепость в Ацкури.

В Ахалцихе остановку на ночь планировали изначально — по пути в Вардзию. Но найти бюджетное жильё по интернету не получилось — только достаточно дорогие отели. Въезжаем в Ахалцихе. Подхожу к трём таксистам. Спрашиваю про недорогое жильё. Один из них сразу же откликается помочь, садится в свою машину и предлагает ехать за ним. Приезжает к семейному отелю, представляет нас хозяевам, от денег отказывается и уезжает. Отель представляет большой дом большой семьи с капитальной пристройкой.

Просторный, очень уютный дворик.

Большой комфортабельный, всем оснащённый, в т.ч. российским ТВ, однокомнатный номер.

Супергостеприимные хозяева.

Впрочем, супергостеприимные –это не то слово. Слов просто не подобрать — как всегда и везде в Грузии. Домашняя грузинская кухня — это … Не буду повторяться. Дети проживали и питались вообще бесплатно. Сначала нам предложили осмотреть крепость Рабат и отвезли туда, хотя до крепости — минут десять пешком.

Крепость отреставрирована в современном стиле. На любителя, конечно. Но интересно.

Назад возвращались пешком. Город произвёл очень приятное впечатление: всё отреставрировано, чисто, аккуратно. Наряду с Мцхетой, Сигнахи, Батуми Ахалцихе — один из туристических центров, в которые государство вложило очень немаленькие деньги.

Впрочем, главное не государство, главное — люди. И мы возвращаемся в отель, где нас уже ждёт замечательный ужин. После ужина в номере нас приглашают за стол во дворе, где под вино, шашлычок, арбузик и прочее ведут неспешную беседу шестеро мужчин. Тосты следовали один за другим. Задушевные разговоры затянулись до двух ночи. Но после огромного количества выпитого домашнего белого вина в 8 утра проснулся свежим и бодрым. Опять же, вкусный завтрак, трогательное прощание, впрочем, я предупредил, что не прощаюсь, и на обратном пути из Вардзии мы обязательно заедем. Кстати, для интересующихся координаты:
г. Ахалцихе, ул. Царя Парнаваза, 29
тел. (+995) 579 450 500 — Зура;
(+995) 574 75 01 06 — Манана;
(+995) 365 22 33 35;
E-mail: manana_gogoladze@ras.ge.

Ну а мы уже на пути в Вардзию.

Крепость Хертвиси.

И вот мы у цели.

Описывать Вардзию не имеет смысла — там надо ходить и смотреть.

А вот и местные жители.

Из Вардзии направляемся в Кутаиси. Но сначала выполняем обещание и заезжаем в Ахалцихе к Зуре и Манане. Покупаем 3 л вкусного беспохмельного (проверено собственным здоровьем) вина. Пока Зура наливает вино, Манана успевает угостить кофе и арбузом. Опять трогательное прощание, и, теперь уже бесповоротно — в Кутаиси.

В Кутаиси жильё тоже бронировали по интернету. Тоже 50 лари. В самом Кутаиси смтрели только храм Баграта.

А потом поехали по окрестностям.

Монастырь Моцамета буквально в 3 км от города, небольшой, но очень красивый, и расположен в удивительно живописном месте.

Буквально в 5 км от Моцаметы — Монастырь Гелати.

Давид Строитель завещал похоронить себя у входа в монастырь, чтобы все туда входящие ступали по его праху. Таким образом он раскаивался за свою гордыню.

В 10 км севернее Кутаиси — национальный парк Сатаплия. Пещера, после того, как мы посмотрели Кумистави, не впечатлила. Но там имеются следы динозавров, их движущиеся и ревущие модели и большой скелет. Детишкам понравилось.

В 20 км от Кутаиси — пещера Прометея (Кумистави). Она завораживает. Никто не сможет сотворить такую красоту, как сама природа. По пещере мы прошли почти 1,5 км. Огромные залы и галереи очень красиво подсвечиваются. Не повезло только в одном. Из-за прошедших дождей поднялся уровень воды в подземной реке, поэтому покататься в лодке по пещере не удалось.

Из Кутаиси направляемся в Уреки. И вот оно — море!!!

Оно немного штормит, но тем интереснее было детям.

Уреки выбирали осознанно — с нами дети. В том же Батуми берег уходит под воду достаточно круто. В Уреки 20 м от берега — глубина по пояс. Да и песочек, тем более чёрный, нам приятнее, чем галька. Жильё снимали на северной окраине посёлка, приходишь на пляж — он почти пустой. Дети — прямо перед глазами, в толпе не потеряешь. Кстати, в день нашего приезда на центральном пляже Уреки утонул 10-летний мальчик. Рядом с морем сосны. В бору люди в палатках живут.

Вообще в Уреки жильё не бронировали. Подъехали к таксистам. Один из них провёз нас по нескольким адресам. Выбрали понравившийся. 50 лари комната. Небольшая, с сан. узлом, кухня общая. Зато машина во дворе. И хозяева — гостеприимные и радушные. Впрочем, в Грузии других, наверное, не бывает. Координаты:
Тел. 599-93-85-06;
В одноклассниках и фэйсбуке — zura vashaymadze;
Skype — zura501.

На следующий день — дождь, 19 градусов. Поехали в Батуми. При въезде в Кобулети (В Уреки точно так же) через каждые 50 м стоят люди с табличками «Сдаётся квартира». Остановились ради интереса. Предлагает двухкомнатную квартиру в центре Кобулети за 40 лари, Говорим, что уже сняли в Уреки. Он всё равно настойчиво уговаривает посмотреть. Согласились, всё равно по дороге. Действительно в центре, 2-я линия, действительно две комнаты, кухня, сан.узел. За 40 лари.

Так что снять жильё в курортной зоне на месте даже в сезон — никаких проблем. Местные жители больше озабочены не тем, чтобы содрать с вас побольше денег, а тем, чтобы просто сдать жильё. Сезон-то только два месяца.

В Батуми прогулялись по городу. Затарились в магазине Хареба разливным винчиком — и в Уреки. Думали погулять по ночному Батуми, но погода…

На следующий день погода опять не супер. Немного поплескались в море, прогулялись по берегу. Нарвались на кладбище ракушек. Не маленьких ракушек, а больших морских раковин. Накопали около сотни. Машина есть — довезём. Зато детям дома будет, чем заняться — они у нас рукодельники.

25 июля. Наконец-то солнце. Палящее солнце. Шторм утих. Вовсю проводится уборка прибрежной полосы. Дети в море отрываются по полной.

Лёша, наконец-то поплыл сам.

Восторг был безграничен.

А на закате он решил переплыть впадающую в море речку сам.

Теперь может смело сказать: на море ездил не зря!

А закат солнца прекрасен и стремителен.

Точно так же подошло к концу и наше увлекательное путешествие.

Но точно так же, как солнце восходит каждый день, и мы сюда ещё обязательно вернёмся.

Следующим утром собираемся к отъезду. Жена с детьми пошли последний раз поплескаться в море, а я пакую машину. Узнав от хозяйки, что мы уезжаем на день раньше запланированного, позвонил хозяин, Зура. Но не по поводу недополученных 50 лари за сутки. А для того, чтобы высказать горы благодарностей, наговорить море приятных слов и пожелать всего доброго.

Пообедали и уезжаем. До Казбеги — 420 км. Но, учитывая небольшие недоразумения и неприятности, подъём к Крестовому начинаем уже после 21:00. А в 21:00 в горах уже ночь. Ехать по крутым серпантинам в абсолютной темноте и периодически в облаках (непроглядный туман) для нас уже не стрёмно, а просто увлекательно. Не доезжая до Гудаури км 5 опять закипели. Останавливаюсь, стравливаю воздух, доливаю последнюю воду. В Гудаури в кафешке или на заправке наберу воды ещё. Но тут, спускаясь сверху, возле нас останавливается машина полиции. Долго, почти навязчиво, допытывается, в каком ремонте или в какой помощи мы нуждаемся. Я в конце концов интересуюсь, есть ли у них вода? Воды с собой у них нет, но они спрашивают, есть ли у меня тара? Показываю пятилитровую канистру. Они берут канистру, обещают привезти через 20 минут. Прошу привезти горячей. Разворачиваются и уезжают. Я выкурил сигарету, они уже возвращаются. 5 л горячей воды. Опять много раз переспрашивают, какая ещё нужна помощь? Долго благодарю. Уезжают. Уже возвратившись домой, вспомнил случай в Тбилиси. Спустившись из крепости Нарикала, спросили у пожилого грузина, где церковь Анчисхати. Он сначала пробовал объяснить, а потом повёл нас за собой. Пройдя множество перекрёстков, переулков-закоулочков (метров 500) по старому Тбилиси, довёл нас до Сиони, и показал Анчисхати метрах в 500 дальше по прямой. Затем, как бы извиняясь, сказал, что ему полезно ходить, и пошёл назад. Люди в Грузии, помогая другим, получают удовлетворение, даже, удовольствие. Сделав добро, они — счастливы.

В Сно приезжаем почти в 24:00. Дети, конечно же, уже спят. Хотя Нико весь вечер поднимался на балкон третьего этажа и высматривал нашу машину. Меги и Эсмеральда нас ждут. Самое удивительное в этой встрече было то, что на столе вместе с блюдами традиционной грузинской кухни стояла жареная молодая картошечка с тушёной курочкой. Мы уже были дома. Хотя предстояло ещё три дня пути.

Утром хотели выехать пораньше, всё-таки, неизвестно, сколько времени потеряем на границе. Но решили дать детям возможность пообщаться, поиграть. Выехали часов в 10. Опять для нас открыт Казбек.

Хотя облака стелятся над самой дорогой.

Границу проходим за полчаса. М-29 большей частью — четырехполосная магистраль. Небольшая пробка на М-4 перед Ростовом. Бронь в Шахтах сорвалась — хозяйка уехала в Краснодар. Пришлось искать ночлег по телефону. Сняли однокомнатную в Новочеркасске — единственная неудачная ночёвка за три недели. Зато через сутки в Орле — настоящее грузинское гостеприимство настоящих русских людей. Но это — уже совсем другая история. Ещё день пути — и мы дома!

Итого.

Шесть дней дороги. 13 дней в Грузии.
Пройдено 7 040 км, из них по Грузии — 1 500.
Израсходовано 140 л бензина и 560 л газа на 380 $.
Жильё по трассе — 120 $.
Жильё в Грузии — 350 $.
Питание и пр. расходы — 700 $.
Различные страховки и ТО машины — 100 $.
Всего — 1650 $.

Небольшое резюме

Грузия — это, в первую очередь, люди. Во вторую, — люди. И в третью очередь, — люди. И только потом — природа, достопримечательности, море. Тем, кому необходимы суперкомфорт и суперсервис, Грузия, наверное, не подойдёт. Страна ещё недостаточно причёсана, Хотя работы на этом пути ведутся семимильными шагами. Для тех, кому просто хочется поваляться у моря, дороговат перелёт. А для тех, кто хочет новых удивительных впечатлений, потрясающих эмоций, в сто крат усиливающихся от приятного общения с замечательными людьми, Грузия — в самый раз. И 7 000 км — это не расстояние. Мне уже хочется туда снова.

И я там был,
Вино, чачу пил.
По усам не текло,
Всё в рот попадало.
Сказочке, надеюсь, не конец.
Кто дочитал — молодец!

Реутов
Автор, в Ельце уже нет пробок. Год назад построили прекрасную объездную дорогу.

оренбург
в сочи точно не хочу,в грузию поеду.человеком быть хочу,не мешком с деньгами.
левый руль удобнее..есть куда печень положить.

Интересно, как НГ встречают православные грузины? Летом уже точно не попадаю в Грузию...

курск
классно. завидую.

Очень толковый и позитивный отчет. И семья хорошая, дружная. Молодцы, что не боитесь путешествовать вместе на серьезные расстояния.

НВ-Краснодар
Отличные фотографии, увлекательно написано!!!!! Обязательно сгоняю в Грузию!

Кубань
молодцы! В эти же дни ездил по этим точкам. Как хочется вернуться....

Большое человеческое спасибо за отчет. вот если бы еще контакты в Тбилисси оставили вобще было бы хорошо так как на след. год собираюсь с детьми туда.

отличная инфа, едем в грузию!!!

Класс! Рад за Грузию, грузин и тех, кто побывал там в гостях.
Было бы не так далеко ехать - тоже смотался бы.

И еще : как эти ****и не пытались ( вы понимаете, о ком я), но представить грузин врагами у них все равно не получится. Я еще фильм "Отец солдата" не забыл...

белорусско-российские визы напрягают
___________________
ну так-то взаимно - нас визы ес напрягают :)

Классно! Как будто снова там побывали!

был там, как заного сгонял по вашим фоткам :)

Отлично съездили. Одно настораживает: как бы после множества таких хороших отзывов в Грузию не ринулись толпы "тагиииильцев", которые могут изрядно изменить отношение местных к туристам из России. Пример Турции недалек.
oxo

Питер
Спасибо за рассказ.
Пропустил, откуда Вы?

popakalipsis:
Там нет условий для развития "Тагила"...

Спасибо за интересный и познавательный отчёт. Молодцы!5+ Политиканы своё долдонят, а люди по своему живут и слава Богу!

Алтайский край
Молодцы ! Только 5 !
Автомобиль не роскошь , а средство передвижения (с)
Мой отзыв: Mitsubishi Lancer Cedia 2001

мордаунт:
Контакты указаны - читайте

oxo:
Спасибо за рассказ.
Пропустил, откуда Вы?
Беларусь, Гродно. А в Питер мы ездили в прошлом году. Тоже очень понравилось.

Хоть многое и видел своими глазами, но еще раз с удовольствием посмотрел.
И никаких рассуждений на тему "Почему грузины стали...". Да, никем они не стали. Как были гостеприимными хозяевами своей земли, так ими и остались.
И не надо ехать в Грузию для изысканий какой-то истины... Там надо просто отдыхать и наслаждаться жизнью. Вот, как это сделало семейство из отчета.

Ошеломительное путешествие! От увиденного и прочитанного испытал чувство удовольствия и легкой зависти (абсолютно белой)! Удачи на будущих дорогах!

Классно

"но, учитывая, что у него постоянный клиренс", - это как???

Гродно
Клиренс остаётся постоянным независимо от загрузки машины. Сели в машину 5 человек - она поднялась, положили в багажник 300 кг - машинка опять поднялась. В зависимости от скорости и ровности дороги клиренс в С5 может изменяться автоматически.

Всегда с удовольствием читаю про Грузию! Манит она..Молодцы! Отличный отдых!

JokerSL:
- в точку! Сильно сказано.

Автору спасибо. Сам этим летом там побывал. Впечатлений - море!

Большое спасибо за отчет.В начале сентбря еду в Грузию и ваш отчет мне помог.

я буду долго гнать велосипед
Истина всегда одна-любые ее версии это,ЛОЖЬ

за рассказ 5!

Минск/Челябинск
Надо делать что-то типа того...
"Правильная горизонтальная композиция, девушка находится в правой части кадра, оставляя возможность насладиться красотой горной долины. Небольшой пригорок на переднем плане пришелся как нельзя кстати и послужил отличной площадкой для расположения модели. Такой кадр доставит вам множество приятных воспоминаний и займет достойное место в вашем фотоальбоме!"
Mazda Verisa DС5R серый

Минск/Челябинск
Гляньте тут про компоновку кадра - пригодится на будущее http://www.e-reading-lib.com/c...
Mazda Verisa DС5R серый

Primorye
Прекрасное путешествие.
Действительно, есть на что посмотреть)))
опыт позволяет нам ошибаться, гораздо увереннее...
по морю на сурфе

Абсолютно классная поездка и отчёт!!! МОЛОДЦЫ !!!

Очень молодцы!!! Спасибо за информацию! Удачи на дорогах и новых путешествий!! Такие же люди живут и в Узбекистане - нынче убедился ещё раз! Рекомендую проверить!

Зачет! Спасибо за отчет! Все понравилось! Всех благ Вашей семье!
Не бегайте от снайпера, умрете уставшим.

Томск (spasi-hram.ru)
Вы пишете:

Мой сайт Спаси-храм. ру.

На семи холмах
Интересно, спасибо.

П.С. этим летом траффик через Верхний Ларс
более чем в 10 раз превысил прошлогодние цифры.
Если сегодня ты делаешь то, что делал вчера,
то сегодня ты имеешь только то, что имел вчера.

Dro

Так хочется посетить СНГ, а мне всё Таиланд, Китай, Турция и.т ... Хватит. Спасибо Автору.

Ufa
tata991:
Вы пишете: Тем, кто не уверен в своём авто, советую: открываете окна, врубаете на полную печку, и — вперёд.
А чем это поможет?
Остужает ОЖ, печка это радиатор дополнительный

popakalipsis:
Что насмотрелись камеди вы хоть знаете где находится Нижний Тагил.По армянскому челу сочинского или какому там месту обитания не не надо судить о людях
Ночью за старой уборной,алюминевой ложкой гремя,девочка в платьеце черном,чавкая,ела коня

Хорошее путешествие познавательное и отдых замечательный.А тех кто смотрит тнт надо изолировать от людей

ЧЕЛЯБИНСК
МИР ВСЕМ!
Мой отзыв: Lexus GS300 2000

Позитивчик. Молодцы.

Спасибо за отчет. Здорово!
Умный мужик подумает над вашими проблемами 200 руб/мин

Спасибо, прочитал с удовольствием.
Про Батуми очень скупо. Не понравился город или просто погода подвела?
Какие впечатления от приморского бульвара?
До дельфинария и океанариума добрались?
Зря ботанический сад (в Махинджаури) не посетили.
Мои путешествия http://travel.drom.ru/user/447510/
Мои отзывы: Hyundai i40 2013, Ford Focus 2007

СИДОР С4:
Ну, если вам надо объяснять, что я имел в виду, то это ваши проблемы)

Daks:
Интересно, спасибо.
П.С. этим летом траффик через Верхний Ларс
более чем в 10 раз превысил прошлогодние цифры.
Гмм.. а некоторые товарисчи (например в соседнем отзыве) пишут что российских туристов в Грузии нет, и вообще им там не рады ;-)).. Интересно почему? неужто в них так силен потсреотизм?

tata991:
А чем это поможет?
Печка увеличит отвод тепла от движки. .Это старый известный способ..
Но удивляет наличие такой проблемы в относительно свежем авто автора..
Я раньше частенько бывал в Сно (там есть отличное озерко с радужной форелью), и проблем с перегревом движки не было ни на моем Диско, ни на еще более старом бензиново-газовом 4Раннере приятеля .. А сидело нас каждый раз по 4 мужика за 90 кг, +снаряга+лодка..

ShurickF:
Спасибо, прочитал с удовольствием.
Про Батуми очень скупо. Не понравился город или просто погода подвела?
Какие впечатления от приморского бульвара?
До дельфинария и океанариума добрались?
Зря ботанический сад (в Махинджаури) не посетили.
Про Батуми писал: дождь, +19. Поэтому просто походили по городу. Ехать в такую погоду в ботанический сад не имело смысла. Хотя в планах были и ботанический сад, и каньон Окаце с водопадом Кинчха. Невозможно осмотреть всю Грузию за 2 недели. Да и цели мы такой не ставили - посмотреть и поставить галочку. Мы ехали отдыхать и получать от путешествия удовольствие.

обалдеть очень красиво

3М:
Имелось ввиду, почему эти товарисчи так пишут :-))
gruman16:
это бывает.. Я как то опвез дочку в Батуми.. Был авгут месяц, от Тбилиси до Батуми всю дорогу лил проливной дождь.. +18-19 ..
Потом в декабре поехал на запад на рыбалку.. Заехал и в Батуми.. Солнце, на небе ни облачка, +25.. :-))

сама много раз была в киргизии очень нравится эта страна народ приветливый

Гродно
Начал читать отчёт любителя путешествовать на скутере и очень быстро бросил. Это не рассказ о Грузии. Это сплошная политика, а точнее - политические измышления автора. Не любят грузины говорить ни о политике, ни о войне. Если я не поднимал в разговоре тему политики и войны, то и грузины сами этой темы не касались. Автор сам провоцировал собеседников: как вы относитесь к русским? Прекрасно грузины относятся и к русским, и ко всем остальным. А если тема войны и возникала случайно в разговоре, то говорили грузины о войне с огромным сожалением. Война для них - это огромная БОЛЬ. Нужно учесть, что грузины - это понятие собирательное, это - 17 этнических групп ( кахетинцы, месхетинцы, сваны и т.д.), у каждой народности есть свои особенности. Но всех их объединяет одно - ДОБРОТА.

Сергиев Посад
Молодцы!Вопрос к Вам-скажите очень разбита грунтовка после границы?Или ее все таки начали делать?
Мой отзыв: Citroen Berlingo 2012

gruman16:
Хотя в планах были и ботанический сад, и каньон Окаце с водопадом Кинчха.
В Батумском ботаническом я был много раз, а вот инфа про водопад и каньон оч заинтересовала, бо ранее я про них даже не слышал.. Как и мои батумские друзья..
Не могли бы Вы подкинуть немного расширенную инфу об этих местах?
спасибо!

Андрей 712СС:
Грунтовка спокойно проезжается, её км 30 всего. Дорога строится.

3М:
Не могли бы Вы подкинуть немного расширенную инфу об этих местах?
спасибо!
Наберите в поисковике "Каньон Окаце". Высота водопада в Кинчхе - 60 м. Последние км 20 дороги - только на джипе. В нете есть и фотки, и видеоролики.

gruman16:
Позвонил я своему приятелю, который занимается туристическим бизнесом...
Кстати, к нему обращаетсямного россиян. и вроде как все довольны :-))
Да, есть такое место, вот только к Аджарии и Батуми оно отношения не имеет, поскольку находится на стыке Имерети и Самегрело.. Посмотреть реально стоит..
А Кумистави, упоминаемое в тексте, находится за грузинским курортом Цхалтубо (рядом с Кутаиси)..
В этом году постараюсь съездить и туда, и туда..

Я тоже в Грузии был :)

Сообщений: 20247
После таких путешествий всё больше хочется побывать там, а мысль такая уже давно закралась.

Здорово!Фото много и все отличные!))

Добрый день!!!!!!!!!!!
за отзыв только 5 с большим плюсом - и это от всей души!!!!!!!!!!!!
Так как только вчера вернулись сами из Грузии =)))))
Ездили сами на двух машинах из Омска =))) и тоже с детьми.
Были почти во всех тех же местах, на море жили в Кобулети - так как центр между Батуми и Уреки. Ездили даже в Турцию на Истамбул Базар =)))
Именно в Грузии были 22 дня. Изколесили всю в доль и поперек, затарились в Кохетии вином по полной =)) в двух машинах вывезли из Грузии около 100 литров вина с чачей =))))))))
Молодцы!!!!!!!
Toyota Harrier 2012 год
Toyota Allion 2010 - продан
Мой отзыв: Daewoo Winstorm 2008

в круг мы прошли 10 тыс км, денег на бензин потрачено 26,5 тыс руб.
Toyota Harrier 2012 год
Toyota Allion 2010 - продан

rodin-omsk:
Добрый день!!!!!!!!!!!
за отзыв только 5 с большим плюсом - и это от всей души!!!!!!!!!!!!
Так как только вчера вернулись сами из Грузии =)))))
Ездили сами на двух машинах из Омска =))) и тоже с детьми.
Молодцы!!!!!!!
МОЛОДЦЫ!!! Удачи вам!!! И всем спасибо за добрые пожелания!!!

На семи холмах
3М:
Имелось ввиду, почему эти товарисчи так пишут :-))
Да, разные люди пишут разное, пусть пишут что хотят,
в рамках приличия разумеется. Факты от этого не меняются.

И ещё это выдержка из интервью Кевина Костнера:

— Вы не в первый раз приезжаете в Россию, расскажите, что вас больше всего поразило?

— Я уже бывал в России. Впервые я приехал в Санкт-Петербург и был потрясён тем количеством людей, которые просто гуляли по городу. И самое удивительное, что
все они улыбались, были приветливы, чувствовалась какая-то теплота. Для меня это
стало настоящим открытием. Я же вырос в Америке в то время, когда наши страны находились в очень напряжённых отношениях, и у меня сложилось вполне определённое мнение о России, которое эта поездка вдребезги разрушила. Я осознал, насколько политика и жизнь обычных людей далеки друг от друга. Люди влю***ются, заботятся о детях, о родителях, а политики живут в своём отдельном мире.
Если сегодня ты делаешь то, что делал вчера,
то сегодня ты имеешь только то, что имел вчера.

Томская область
Спасибо за рассказ, тоже нравится читать о доброте и гостеприимстве грузин. А еще удивлен тем, что, когда за комменты ставишь +, то заодно прибавляется и -.

Отличнейший, просто позитивный отзыв! Только 5-ка с множеством плюсов! Моя мечта попасть на историческую родину моего отца. Сам был в Грузии когда мне было 4 годика, это был 1981 год, с тех пор больше там не был. Но даже будучи 4-х летним сорванцом в памяти отложились только позитивные воспоминания о том пребывании на замечательной грузинской земле!!!

Курганинск Краснод
Прекрасное путешествие хороших людей! Ни чего подобного не читал про Грузию,просто не рассматривал её как вариант для семейного путешествия ,а тут столько всего красивого и интересного, и море позива...
Хорошо написано,с душой.
Только наилучшие пожелания и отличную оценку за содержательное повествование!!!
Мой отзыв: Isuzu Fargo 1993

Спасибо за отзыв, было очень инетересно читать. Я служил в Грузии (Телави и Цители-Цкаро) ещё при Союзе. Славные ВВС. Люди очень гостеприимные, особенно в дали от городов. Это философия...
В удущем планирую побывать в исторических и посетить места службы...
Мой отзыв: Mitsubishi Lancer 2009

Regensburg

Я обычно люк открываю. правда такое дело редко бывает.

Почти половина фото-члены семьи.Отчет о семье или все-таки о Грузии?

Лора Той:
сама много раз была в киргизии очень нравится эта страна народ приветливый
Ну, вы Лора, блин, даёте! Вы хоть название рассказа то прочитайте, если весь пост лень читать. При чём здесь Киргизия? Охренеть!

Грузии пока в планах нет, но очень хочется.

barry:
Почти половина фото-члены семьи.Отчет о семье или все-таки о Грузии?
Пересмотрел отчёт. Специально не размещал фотографий с членами семьи крупным планом - их в отчёте менее 5( не считая моря), за что был выше раскритикован (vasla9: Фото на природе сделаны не совсем верно, людей практически не видно на фоне природы.) Фотографии, да и рассказ в целом, должны ЖИТЬ!!! Если Вам нужна сухая документальная информация - читайте Википедию. Там про Грузию всё есть.

красота.отличное путешествие.

Места супер! фото отличные!

almaty
какую все-таки pfvtxfntkmye. страну мы *******и...
Мои отзывы: Honda CR-V 2014, Suzuki Jimny 2012

almaty
год уже мысль о поездке в грузию в голове живет. рано или поздно, все равно съезжу.

Хороший отчёт. Поддерживаю мнение автора о гостеприимстве и дружелюбии людей в Грузии. Был там три недели назад всего неделю, назад хочется.

Кстати в Батуми прикольный Макдоналдс, на верхней терраси примерно 500 квадратных метров цветов!

сидящий на берегу:
да я поняла что про грузию я имела ввиду что народ в любой стране приветливый

Самара/Геленджик
Зачётный очёт!!! Сам в данны момент нахожусь в Уреки уже месяц (только мы самолётом), а на будущий год обязон на авто двинем.
Ашыпки ни правиряю.

Молодцы, отличная поездка и отчёт! Сам мечтаю съездить в Грузию....
Мой отзыв: Лада Приора 2007

Хороший отчёт,читается на одном дыхании,молодцы!!!

Грузия-мечта!

Сообщений: 1949
обалденное путешествие, прочитали всей семьей на одном дыхании!!!!!!! автору большое спасибо!!!

Новониколаевск
ТС хорошо пишет,читать легко очень хороший отчет..молодец... до этого пытался прочитать отчет о Грузии испытателя скутеров там все очень печально выглядело...

Костанай, Казахста
Молодцы, хорошо съездили. А Грузия наркотик. Узнав что я в 5 раз приехал, грузин сказал что теперь я буду приезжать снова и снова, пока не перееду на пмж. Тогда посмеялся, теперь что-то тянет все сильнее.

Таруса
arhan69:
я за последние 3 года 4 раза был.. действительно тянет. вот только вчера вернулся
Corona Premio 1998 7AFE 1,8

Таруса
позавчера в Батуми был такой ливень, что даже таксисты удивлялись) никогда такого не видел. с неба струи воды. потоп. Гуляния по набережной насмарку, в такие ливни только застолья устраивать, зато на след день вчера, ни облачка, все ясно и красиво. море теплое
Corona Premio 1998 7AFE 1,8

Gilman:
Завидую.

Все что написано, правда!
Сам езжу уже 2 года только в Грузию отдыхать. В этом году даже квартиру купил в Батуми...
После того как съездил первый раз туда, на наши курорты и в Крым не ногой!
Мой отзыв: Mercedes-Benz B-Class 2013

Курган.обл.
тоже 2 недели назад приехали из Грузии,на следующий год опять туда поедем.

Вчера побывал в пещере Прометея...
Да, действительно, Сатаплиа лучше посещать до нее - пещера в Сатаплиа сильно проигрывает этой.. Правда, в Сатаплиа есть свои примочки - музей с скелетом динозавра, парк и стеклянная смотровая площадка..
В пещере Прометея все организовано неплохо, но есть несколько моментов - будьте внимательны при покупке билетов, и если хотите еще и тур на лодке по подземной речке, учтите, что билеты на него надо покупать в кассе вместе с билетами в пещеру - итого у вас должно быть 2 билета на человека, стоимостью 6+7 лари (в моей группе было много людей, которые пролетели с этим вопросом, поскольку думали, что билеты на лодку продаются в пещере перед посадкой)..
Тем, кто поедет туда на своей машине, надо учесть что пещера находится за Цхалтубо (курортный городок недалеко от Кутаиси). И если в Цхалтубо попасть легко (надо доехать до нового здания нашего парламента (его фотки есть в инете и спутать его ни с чем невозможно), затем, если едете из центра кутаиси. повернуть направо, и на 2м светофоре - налево, то определиться с направлением в самом Цхалтубо сложнее (какие-либо указатели по дороге отсутствуют как класс, и встретятся только на подъезде к пещере).. Но язык и до Киева доводит ;-), только рекомендую спросив про дорогу у кого нибудь, метров через 100 инфу перепроверить - бывают люди путаются.. Основной ориентир правильности инфы - в Цхалтубо надо ехать в напрвлении которое ведет вверх..
В настоящее время в Цхалтубо проводятся ремонтные работы, сильно затронувшие и проезжую часть, дорожное покрытие просто отсутствует на многих участках (я на 4Раннере местами еле полз)..

Попавшим в Ахалцихе тоже могу порекомендовать остановиться в гостинице, указанной ТС - отель "Турист", ул. царя Парнаваза 29.. Все чисто, аккуратно, с хозяином гостиницы (Зура) приятно пообщаться. Завтрак оговаривается отдельно - хозяева готовят некий стандартный набор, но по вашей просьбе могут и разнообразить меню..
Тех, кто приедет туда осенью - зимой, будет ждать каминный зал -в мое пребывание Зура с семьей проводили его ремонт и доводку..
В Рабат лучше ходить пешком - он расположен недалеко от отеля и по дороге можно посмотреть городок, который оставляет очень приятное впечатление.. К сожалению, большинство строительных проектов запланированных при Саакашвили, в настоящее время остановлены и будут ли продолжены - неизвестно..
Желающим посетить Сапара (храм святого Саввы с действующими монастырем и семинарией), 13й век), надо учесть, что дорога туда (около 9 км) просто отвратительная, и более-менее спокойно можно проехать только на джипе.. Если вы приедете в Ахалцихе на легковом авто, то для посещения Сапары лучше воспользоваться услугами местных таксистов, у которых путь туда уже отработан ;-))

....после Курска (на Елец не поехал,....
Может на Воронеж. Елец севернее.

По поводу людей, согласен на все 100.

Ухта
Супер отчет! Супер семья! Супер Грузия! Супер Фото! По доброму завидую)))

Спасибо за прекрасный отчет. Был в Грузии в советское время, удивительное гостеприимство и доброжелательность людей запомнились на всю оставшуюся жизнь.
Может быть, летом съездим с семьей ))