|
Этот отчет не о том, как мы отдыхали или что видели, этот отчет именно о тех шести днях, которые я потратил на перегон автомобиля из Красноярска в болгарский город Солнечный берег. Судя по прошлому моему отчету (Из Красноярска в Париж), я для себя определил, что писатель во мне даже не рождался и красиво рассказать о проведенном отдыхе не получается, тем более что каждый из собирающихся в подобные поездки сам определяет для себя, где и что он хочет посмотреть, поэтому попробую рассказать о пройденной дороге и о том, что может ждать по пути к месту отдыха.
1. Сборы и предыстория
Тогда в 2009г. когда собирались в Париж, было много перелопачено интернета в поисках информации о прохождении европейских границ и правилах движения там, а особенно о внегласных правилах, которые, как известно, везде разные. Тогда я собирался пересечь границу впервые в своей жизни и по итогу ненужного хлама оказалась половина багажника. Сейчас опыта в прохождении разных границ стало больше, в 2010 мы с женой ездили в Белоруссию, встретив по пути иркутян, которые, прочитав парижский отчет, тоже отправились в дорогу, и мы созванивались и о чем-то советовались (привет вам, если читаете, тогда у вас была синяя Honda Stream), в 2011 с друзьями ездил на Крымское побережье через Казахстан.
Сборы. Итак, начнем с того, что еду я один, т.к. жена и дети на момент отъезда уже примерно месяц как находятся в Болгарии, они улетели самолетом, им так проще, с детьми провести шесть дней в дороге это… В общем, решил, что хай самолетом летят, нет места в машине. Билеты им в среднем обошлись в 18 тыс. руб. в одну сторону на человека (покупал за два месяца), аренда квартиры в Болгарии в курортном городе по цене чуть дешевле, чем аренда аналогичной квартиры в Красноярске. Арендовал через интернет, предоплата 20% на карточку болгарского риэлтора, не без приключений обошлось, к сожалению, квартиру предоставили аналогичную той, которую выбрал, но все же не ту!!! И вскрылось это только тогда когда жена с детьми приехала на место. В общем сопли, слезы, я сам еще в Сибири, они в Болгарии, что делать? Как быть? Но вроде все решили, риэлтор доукомплектовала квартиру бытовой техникой и мебелью до состояния той, что выбрали, и вроде миром разошлись и зла не держим и много чем она по итогу еще помогла... Ну это я вперед забежал.
После оплаты квартиры нам выслали приглашения с фактом оплаты (так для виз необходимо), собрали все остальные документы и сдали в визовый центр в Красноярске, на человека в итоге виза обошлась примерно в 2 700 руб., затем десять дней ожидания, и визы на руках. Всех погрузил в самолет, а самому еще почти три недели на работе быть. Пока я дорабатывал до отпуска, потихонечку листал интернет на предмет того, что и где мне можно увидеть/посетить по дороге в Болгарию, т.к. еду через Румынию, то вспомнил о Трансильвании и о замке Дракулы, попутно по ссылкам вывалился на передачу «Топ Гир», где Кларксон катается по Румынии на спортивном автомобиле и… В общем, ему там нравится. Ну что же, а почему бы и мне не проехать по одной из самых красивейших дорог Европы.
Корректирую маршрут — получается примерно сверху порядка 500 км, в плане всей дороги это почти неощутимый крюк. Решено. Едем через Карпаты через Трансфэгэрашское шоссе. Загоняю машину на ТО, диагностика подвески, прошу, чтобы все облазили, т.к. предстоит длинная дорога, сам еще раз в инет, посмотреть, что надо доукомплектовать, в итоге с автомобилем все в порядке, до европейских норм докладываю светоотражающий жилет и огнетушитель объемом от двух литров, в итоге у меня с собой: жилет, два огнетушителя (старый маленький и новый), два знака аварийной остановки (где-то случайно услышал что надо, ну, и кинул второй) и аптечка. Собираю пару сумок вещей, которые жена запросила (со скайпом ходил по квартире и собирал), и сумка с моими вещами. Все вроде готово, выезд 6 июля в обед намечен.
2. Дорога по России
Суббота. К десяти утра проснулся, заказал пиццу, чтобы в дороге покушать, пока везли, позавтракал и еще раз все проверил на предмет оставленного и забытого. Основная сумма денег на карточке, и порядка 15 тыс. руб. в кармане. Где-то к часу дня я выезжал уже из черты Красноярска. Дорога до Новосибирска хорошо знакома и вполне даже достойна, фотографировать и рассказывать о ней нечего, катишься, да катишься. К наступлению темноты отъехал от Новосибирска 200 км и на заправке перелез на заднее сидение, накрылся одеялом и спать. Сразу предупрежу, что фотографий в дороге почти не делал до Румынии, да и из фотоаппаратуры у меня только телефон и экшен-камера ГоуПро.
Следующий день, тяжелый и длинный неприятный участок. До Ишима асфальт и на троечку не дотягивает, то хороший, то плохой, но общее ощущение, конечно же, отрицательное. После Ишима небольшой участок отличнейшего асфальта, а затем примерно 20 км грунтовки средней паршивости. После проезда г. Курган начинаю обращать внимание на коды регионов на номерах, и очень приятно удивлен: отдыхающих и путешествующих в это лето по моим ощущениям гораздо больше, чем когда либо. Навстречу едут европейцы, но в большей массе это немцы, в попутном направлении догоняю почти все сибирские регионы по две-три машины за день, и чуть меньше, конечно, дальневосточных.
Что касаемо правил и скорости, то держу для себя комфортные 130-140 по нормальному асфальту, где плохо, то там по ситуации, в машине есть радар-детектор (антирадар запрещен в Европе, радар-детектор не возбраняется), в городе бесполезная штука, на мой взгляд, все камеры у себя в городе я и так знаю, а вот по трасе полиция начинает светится с достаточно большого расстояния, сплошную и все правила обгона соблюдаю беспрекословно, во-первых, нарушения за сплошную снимают на камеру и радар их не видит, а во-вторых, жизнь доказала, что если тут нельзя обгонять, то и не надо лезть туда.
Перед Челябинском примерно километров за сто в лоб из-за фуры вылетает белая «девятка», — эй, чувак, ты же меня видел и все равно пошел на обгон и почему ты был в ШАПКЕ?!, Ну да ладно: оттормозился, сколько мог, и на обочину нырнул, благо, опыт такой есть, так что в конкретно этом случае с управлением справился, но осадок все равно неприятный, да и маневр мой крайне опасный.
Перед Челябинском останавливаюсь в гостиницу, номер на одного и душ в коридоре обходятся в районе тысячи. Поспать на кровати и помыться после двух дней дороги — БЕСЦЕННО!
Раненько утром позавтракав в местной столовой, выдвигаюсь в сторону Самары. Заранее морально настраиваюсь, что через Урал будут большие пробки из фур, ползущих в гору, но в подарок мне за вчерашний бросок в более чем тысячу км Урал оказывается спокойным и тихим в этот день, не встретив ничего серьезного в плане пробок, спокойно доезжаю до объездной Уфы. Навигатор почему-то её не знает или не хочет меня туда вести, пока стоял на развилки и уговаривал его, мимо проскакивают два автомобиля с владивостокскими номерами, думаю, они-то точно в сторону моря, прервав разговор с навигатором, цепляюсь за ними и вперед (Серый «аутлендер» и белая «Стрим» вроде, привет вам и хорошего отдыха).
Проехав Самару, поворачиваю на Тольятти, там есть большой кемпинг и пост ДПС, там и остановился на ночлег, стоимость стоянки огорчила, только 100 рублей с легковой машины на парковке. Мест в гостинице нет, пошел спать в машину, ехать дальше было уже лень. Соседняя на парковке машина с 19 регионом, сосед по городу, немного поболтав о дорогах и обо всем, разошлись спать (синяя «БМВ», парень переезжает жить в Краснодар, желаю тебе всего наилучшего).
Утром приняв душ в местном отеле за сто рублей, позавтракав, начинаю проверят маршрут по навигатору и подумав, что столько езжу, а Киев-то и не осмотрел еще… Решено! Маршрут на центр города и в путь. В общих чертах в тот день проезжал столько городов, столько развилок, что даже не стал вникать в суть маршрута и полностью доверился навигатору. Качество дорог вполне приемлемое, трафик транспорта большеват только, ну это и понятно, всё-таки ведь европейская часть страны уже под колесами.
Ближе к вечеру пересекаю трассу «Дон» и к украинской границе подъезжаю уже в темноте, решил все вопросы, связанные с прохождением границы оставить на утро. Расстелил одеяло на заднем сидении, поудобней подушку и спать.
Итог дорог по России: три с половиной дня до границы с Украиной, для одного человека в машине, не напрягаясь в пути, — нормальный результат. Раза три попадал в сильнейшие ямы, что сопровождалось сильным матом, благо, что резина стоит высокая, с крепким бортом, отделывался испугом. Один раз общался с ДПС, на самарском посту (забегу наперед, это было единственное общение за всю дорогу), утром при выезде поинтересовались о маршруте следования, пожелали удачи. Расход бензина самый маленький был в 6,2 литра, самый большой примерно в 9 литров (мотор 2,4). Цены на топливо дешевле, чем дома, самая большая разница примерно в 5 рублей/литр. Покушать примерно было от 200 до 800 рублей. Частенько по дороге попадались автомобили с импортными номерами, стоящие на обочине с аварийкой, просят помощи, сетуют на серьезную поломку, на заблокированную карту, на голодных детей в машине, в общем, историй много — результат один, (не ведитесь на обман!!!) предлагают золото купить или еще что… Один раз остановился, но через щелочку в окне выслушав историю уехал, в 2009 я на такой развод попался, дал рублей триста тогда примерно… Теперь ученый уже. Думаю, из-за таких людей в случае необходимости помощи на дорогах скоро не дождешься уже от проезжающих водителей.
3. Украина
Утро оказалось добрым, схема отработанной: завтрак, душ в ближайшем отеле. Оформление страховки (зеленая карта) заняло минут десять, перед границей на каждом углу выписывают, сумма на два месяца для Украины, Молдовы, Румынии, Болгарии составила 5 500 руб., снял денег с банкомата, т.к. пока еще в России, то снятие наличных беспроцентное, далее только покупки можно оплачивать. Поменял денег на гривны у местных барыг. Подъезжая к таможне, встал в небольшую очередь, сразу появились местные и предложили за энное вознаграждение проводить до ближайшего пункта, где нет очередей. Отказался по причинам того, что: неизвестно кто, неизвестно куда, по каким-то непонятным дорогам…, в общем, лучше спокойно пару часиков подождать, чем носится по ближайшим лесам и полям. Позже стали предлагать за 5 тыс. руб. проехать здесь без очередей, перед мной на тот момент было машин десять примерно.
Через тридцать минут, выехав из России, подкатываю к украинскому таможенному пункту, пусто, работают быстрее. Сразу же появился местный таможенник в форме, залез по пояс в окно, потребовал выключить и вообще убрать видеорегистратор (мол, штраф за съемку), спросив, первый ли раз автомобиль проходит таможню (первый), сообщил. (ВНИМАНИЕ, я в осадок выпал!!!): «Тогда надо проводить технический осмотр автомобиля на яме, процедура длительная и утомительная, т.к. много документации надо заполнить», (еду один, подхожу для развода…), но есть способ — в общем предлагает за небольшое вознаграждение покончить со всеми формальностями и через десять минут я буду уже на территории Украины. Бодаться с ним неохота, поэтому кладу на заднее сидение 250 гривен, а он отказывается брать! Надо, говорит, полторы тысячи вечно деревянных. Ну и хер с вами, думаю, настроение хорошее, таможенники вежливые, через десять минут качу уже по территории западных соседей Частенько попадаются скрытые засады ДАИ-шников, асфальт к Киеву ведет хороший, и вскорости оказываюсь в центре города
Пообедав в кафе, устраиваю себе автопрогулку по городу и потихонечку продвигаюсь к выезду из города в сторону Одессы. Надо отметить, что прошлые поездки через Украину проходили вдоль побережья и асфальт там был хуже, тут же на Одессу ведет магистраль. Следующий пункт в навигаторе это «Кишинёв», много слышал, но не разу не видел. К вечеру сворачиваю с одесской магистрали в сторону границы с Молдовой и, не доезжая ста километров, паркуюсь к отелю. Лучший отель за всю дорогу оказался, 500 руб. нашими и у меня отличный одноместный номер с душем, талончик на завтрак и бесплатный вай-фай на ресепшене.
3.Молдова
Через пару часов после пробуждения был уже на границе. Маленький, пустой, захолустный пунктик таможни с тремя людьми и я тут такой красавец нарисовываюсь, в общем они мне обрадовались. Сразу же говорят, что надо все из багажника доставать. Ну надо, так надо, по очереди достаю сумки и рассказываю девушке на досмотре, что и где лежит, короче, после второй сумки она узрела БИТУ у меня в багажнике (я совсем забыл и не выложил ее дома), схватила ее и куда-то радостная убежала. Минут через десять подваливает толстущий погранец и сообщает, что бита является у них травматическим оружием и меня следует за это арестовать, но есть и иной вариант… В итоге у меня убавляется 1 300 рублей(уже в гривнах), естественно, бита остается девчонке, а я через пять минут покидаю таможню. Дорога к Кишиневу хуже, чем в Ишиме, выше 80 вроде так и не разогнался, есть время отвлечься и настроить камеру на фотографии.
Но прохождение границы оказалось не последней заботой, хотя я уже расслабился… Через несколько минут подъезжаю к заставе, стоят два БТР, несколько военных в бронежилетах с автоматами, дорога перегорожена блоками так, что ехать пришлось бы зигзагом. Регистрируюсь в каком-то дзоте полузакопанном. Военный в полевой форме с надписью «КГБ» на груди заносит все мои данные и автомобиля в компьютер и отпускают, в принципе, общения даже не было: остановили, беглый осмотр, регистрация и свободен. Но! Через двадцать километров подъезжаю к шлагбауму, Теперь пост ГАИ, местных пропускают с остановкой сразу же, иностранцев отправляют в пост ГАИ, передо мною дядечка на «аутбэке» с калужскими номерами выходит злой, с кошельком и направляется в сторону заправки, предполагаю, что менять деньги. Меня уже раздирает интерес, что же я нарушил в этот раз, оказывается, у них на посту необходимо купить виньетку за пользование дорогами (которых нет!), оплата в отделении банка на заправке, стоимость 90 лей. В банке милейшая женщина лет шестидесяти сообщает, что это примерно 250 рублей, подаю тысячную купюру, через мгновение докладываю еще одну с комментарием, что хотел бы перекусить в Кишиневе, на что она удивленно смотрит на меня, отодвигает ее назад и сообщает что и с первой тысячи на сдачу меня ждет царский обед!!!
Продолжаю удивленно смотреть на свои семьсот рублей и думать об обеде в столице Приднестровья, сразу же вспоминаю фильм «Евротрип». Ну в принципе, так все и оказалось. Покатался по городу, он мог бы быть еще красивее, если бы так нищета не ощущалась, думаю о рассказах родителей, которые в советское время там бывали, ощущения, что ничего не изменилось. И самый главный вопрос, который назревал все время: «Что они там так охраняют, там ведь даже асфальта нет, а блок посты вооружены до зубов?». Но так как страна эта маленькая, даже при отсутствии асфальта через несколько часов подъезжаю к границе с Румынией. На выезде нет никаких постов, только будка с двумя девочками-таможенницами, которым почему-то не нравится моя фотография в паспорте и они начинают его досконально рассматривать в лупу, пытаться выяснить, где я его получил и где фотографировался (паспорт пятилетний, но нового образца, т.е. фотография сделана в УФМС на пластиковой страничке), может, конечно, и денег хотели… Я им сказал, чтобы шли лесом с такой формулировкой, что в паспорте стоит несколько шенгенов, да и вообще страниц пустых практически нет и, если хотят, то могут на экспертизу тащить его. Через десять минут я уже в дюти-фри перед румынской границей покупаю молдавское вино, которое собираюсь распить с супругой в ознаменование приезда.
4. Румыния
Ожидал, что цыгане окажутся самыми крохоборами, однако, готов извинится конкретно перед этой сменой таможенников. Все отлично, все как надеешься, несколько дежурных вопросов, беглый осмотр содержимого автомобиля. Небольшая задержка из-за нового бланка моих прав (новые розовые), им такой неизвестен, и пограничница кому-то звонит и сравнивает их по описанию, мне улыбчиво сообщает, что там мало информации на латинице и вообще непонятно, что это за карточка, я ей сообщаю, что российская система выдачи документов — полное дерьмо!
Отступая от происходящего: перед выездом пытался сделать, чтобы во всех документах мои фамилия и имя на латинице были написаны одинаково, как в загранпаспорте, обратившись в нашу ДПС, мне пожилая сотрудница сообщила что «ЭТО ЖЕ на латинице!!! О_О» — «А то я не знал!». Я ей показал ссылку на закон о том, что при выдачи водительских российских удостоверений я могу, ссылаясь на загранпаспорт, сам выбрать тип написания латиницей. В ДПС мне сообщили, что закон фигня и менять они ничего не собираются! Вот так! В итоге у меня ЧЕТЫРе разных написания: 1) в загранпаспорте; 2) в правах; 3) в СТС на автомобиль; 4) в страховке европейской. БРЕД ПОЛНЕЙШИЙ! В итоге румынская граница за полтора часа, час из которых стоял в очереди (много челноков на микроавтобусах) пройдена бесплатно и без происшествий. Теперь мне надо двигаться к г. Бран, возле которого и находится замок Влада Цепеша Дракулы…
Добираюсь туда к часу ночи, множество отелей на любой вкус, множество ресторанчиков, по-европейски чисто и аккуратно, впрочем, как и во всей Румынии, Но ночевать в отеле почему-то не хочется, съезжаю с дороги в поле и возле какой-то мелкой речки устраиваюсь на ночлег, предварительно узнав в кафе, что замок работает с десяти часов и вход находится на центральном рынке.
Утро шестого дня выдалось замечательным, проснувшись около восьми утра, умылся из бутылки с водой, осмотрел окрестности, увидел дорожку, поднимающуюся в горы, т.к. время еще позволяло, решил прокатится туда, виды Карпат, чистота воздуха, пейзажи сногсшибательны!
Вернувшись обратно в Бран, позавтракал, купил билет в замок (цену не помню) и отправился на экскурсию. Замок внутри оказался очень мелким, множество маленьких комнат, узкие и крутые лесенки, при моем росте в 180 см во всех дверных проемах приходилось пригибаться, но замок очень уютный оказался внутри, чего не скажешь о других ранее осмотренных замках. Если вдруг будете проездом, то я бы рекомендовал обязательно сюда заехать, да и вообще Румыния мне очень понравилась. Фотографии только с телефона.
Осмотрев замок за полтора часа, побродив по рынку и прикупив несколько сувениров, рванул в сторону Трансфэгэрашского шоссе, изюминки моей дороги. Т.к. к вечеру надеялся быть уже в Болгарии, то планировал просто проехать там, сделать пару фотографий, но не тут-то было, от таких видов слюной забрызгал все вокруг, останавливался на каждой парковке, сделал полтысячи фотографий, жаль только, что они и сотой части впечатлений не могут передать, а описать увиденные красоты даже слов не подбирается, но я готов подписаться под каждым словом, что это действительно одна из самых красивейших дорог в мире, и я туда обязательно вернусь, пусть даже если и она будет целью моей поездки, люди со всей Европы туда съезжаются, ставят палатки на обочине и просто наслаждаются видами.
Затем меня поджидал еще один сюрприз, красивейшее озеро и дамба, через которую проходит дорога, по дороге встречаются маленькие отельчики, достаточно уютно выглядящие и, как я потом разобрался, есть еще канатная дорога с захватывающими видами, но время меня гнало вперед, было уже три часа дня и въезд на канатку я пропустил, я думаю, это достаточный повод, чтобы вернутся туда и не одному уже. По дороге встречается много мотоциклистов с кодами всех европейских стран, велосипедисты, да просто много отдыхающих, и при всем при этом я скажу, что дорога была очень свободная и в некоторых местах останавливался для фотографий прямо на проезжей части. Далее я отправился в Бухарест, вышел на магистраль, рекомендуемая скорость — 140 км/час.
Так что я достаточно быстро добрался до Бухареста, затем, не заезжая в него, отправился на границу с Болгарией. При выезди с Румынии произошёл примечательный случай, забыв, что надо оплатить проезд по мосту в Болгарию, я смело заправил полный бак бензина, что-то прикупив покушать еще, в общем, осталось из денег у меня 20 лей. Подъехав к киоску оплаты, а они расположены как на платных автобанах, выяснилось, что мне не хватает 6 лев и сколько-то местных копеек, развернутся вариантов нет, на будке написано, что принимают леи, доллары и евро, карты не принимают. В заначке стодолларовая купюра, брать не хочет, сдачи нет, стоим, спорим, в итоге говорит: «Паркуй машину за будкой и пешочком на ближайшую заправку менять деньги». К слову, идти метров 500-600, делать нечего, потопал.
Возвращаюсь назад и подаю ему десять лей (должен был 6,60 вроде), а он мне говорит, что сдачи нет! На что я ему ответил, что он может сходить на заправку и разменять их, какое лицо у него было злое, какая ехидная улыбка была на моем! Отдал мне пять лей сдачи и пропустил.
Далее в центре моста висит табличка «БОЛГАРИЯ», на выезде с моста ставлю печать в паспорт, дело одной минуты, покупаю виньетку на болгарские дороги на два месяца, время десять вечера, начинает темнеть, но до семьи осталось еще 250 км, в машине лежит молдавское вино, трансильванский сыр, так что в предвкушении встречи цепляюсь за местным водителем и в его скоростном режиме отправляюсь сначала в сторону Варны, а затем и в Солнечный берег. Асфальт отличный, большей частью магистраль, так что 150 держать можно смело даже в темноте. В этот день я по серпантинам намотал почти пятьсот километров. К часу ночи я добрался до комплекса, где меня уже ждал теплый прием, горячий ужин и соскучившаяся семья.
Первая фаза моего отпуска прошла удачно, наслаждаюсь Болгарией, к слову, очень мне тут нравится, я впервые тут. Если у кого-то возникнут вопросы, то я буду очень рад ответить на них. За орфографические ошибки прошу прощения, я не учитель русского языка и литературы, и в силу своей профессии очень мало пишу. Вопросы можно отправить на почту mosq.kmp@mail.ru или задавать их здесь.