|
Всем привет!
Зовут меня Артем Дягель.
Рассказываю, как съездил в столицу Приморья за автомобилем.
Давно хотел написать, но что-то все откладывал. Даже написал пару страниц, а потом полгода не писал. Вчера почитал опять отзывы о перегонах, аж сердце заныло — так захотелось в дорогу :). Вообще давно хотел и давно мечтал, но получилось в первый раз только в сентябре 2008 г.
А начиналось все так: одна знакомая девушка купила на аукционе через известную красноярскую фирму автомобиль Toyota ist. По деньгам в конце августа 2008 г. он выходил в 276 тыс. руб. с ж/д доставкой. Без доставки — в 236 тыс. руб. Мне захотелось приключений, и я решил пригнать его своим ходом. На работе взял пять дней отпуска, как раз с понедельника по пятницу, и получилось девять свободных дней для осуществления задуманного. Перед поездкой были нехорошие предчувствия, но вопреки им поехал. Решил, что если сейчас не съезжу, то неизвестно когда еще получится и получится ли вообще.
Мои друзья детства, живущие в городе Саянске Иркутской области, где я вырос, много раз гоняли машины с востока и в целом оставались довольны. Причем, судя по рассказам под пиво в гараже о поездках, это им нравилось, хотя это скорее было для них не бизнесом, а развлечением, от которого можно получать удовольствие. Собрался. С собой ничего не брал кроме атласа, фотоаппарата и наставлений друга Жени, который гонял машины еще с тех лет, когда вообще не было дорог.
Сажусь в поезд Красноярск — Владивосток, беру пиво. В вагоне человек десять перегонов с маленькими сумочками. Ржал долго. Неужели они не знают о существовании банков?! Ну в общем, поехали. На станции Уяр к нам в купе подсел парень по имени Евгений, который, как я потом узнал, тоже ехал за машиной в первый раз, но почему-то не во Владик, а в Хабаровск. Он рассказал, что гоняет машины из Читы в Зеленогорск, причем берет, как правило, распространенные авто первой половины 90-х годов — «Короллы», «Короны» и т.д., т. е. то, что можно потом легко будет продать. С ним пили пиво всю дорогу и угарали. Женя, привет тебе!
Еще с нами ехал парень по имени Жавлон из солнечного Таджикистана. Ехал он куда-то на заработки в Хабаровск, с его слов у него там жил отец. Он тоже забавлял нас грустными рассказами про его жизнь в Таджикистане и Москве. Сказал, что три недели назад женился, а жена осталась в Таджикистане, и увидит он ее в следующий раз года через три. Веселуха. Угощал нас по дороге сушеными фруктами и медом.
Мед мне очень помог, так как в середине пути, где-то за Читой, я, нажравшись пива, пошел в туалет мыться из кружки. Помылся и простыл. Болел до самого Красноярска. Ехал в поезде да смотрел на природу, иногда — на дорогу, которую предстояло пройти в обратном направлении. Природа в целом не вызвала особого восхищения, почти такая же, как у нас. Уже вовсю было видно, как приближается зима. Листва пожелтела, темные тучи почти на всем протяжении пути, холодный ветер. На душе было неспокойно. Волновало почему-то именно наличие по дороге бандитов. По дороге позвонил другу Сане Коровкину, с которым учился в универе, он служил во Владике. Хотел, чтобы тот меня встретил. Но он сообщил, что сейчас находится в Черемхово. Пригнал туда Toyota Corolla Fielder неделю назад и его в Хабаровске пытались обуть бандиты, но он, с его слов, помахал у них перед носом удостоверением и они отстали. Ну, думаю, ладно, сам справлюсь как-нибудь.
Приезжаю во Владик. Первое, что поразило это + 25 жары. Все люди в шортах. Чувствую себя медведем в кофте и в джинсах. Парень из Сибири приехал, ха-ха! Поржал сам над собой! Прошелся немного по Владивостоку, даже не знаю, что за улицы. Купил батарейки в фотоаппарат, а он не работает. Огорчился. Как оказалось потом, уже в Слюдянке, нужно было всего лишь купить дорогие батарейки типа «Дюрасел» и фотик заработал бы. Но тогда я этого не знал, поэтому фотки начались только со Слюдянки.
Созвонился с парнями, у которых нужно было забирать машину, поймал такси и поехал к ним. Тоже не помню на какую улицу. Приехал к парням, быстро осмотрел «Ist». Соответствует аукционному листу, только царапина, обозначенная на левом заднем крыле как «2 А», значительно больше, чем представлял (не первая машина, которую покупал на аукционе, есть с чем сравнивать). Времени особо не было, т.к. прибыл во Владик в среду утром, а в понедельник с утра надо уже было быть на работе в Красноярске, итого, у меня четыре полных дня на дорогу. Стал заводить машину — заводится только с прикуривателя. Плохо, ну думаю, ничего страшного, аккумулятор наберет зарядку и все будет нормально.
Потом выяснилась еще одна жопа — нет транзитных номеров. Не получали на таможне. Поехал куда-то, сам не знаю куда на такси (цена как у нас в Красноярке примерно), получил номера за 800 руб. Парни, у которых забирал машину, сразу сказали — без номеров не едь, т.к. ГИБДД-шники будут на каждом посту гасить. Поверил. После получения номеров зашел в автомагазин, спросил жидкий чехол. Продавщица давай рекламировать. Рядом стояли два парня, говорят, не стоит его брать. Лучше медицинский пластырь возьми, а то иногда въедается в краску и придется полировать машину, уж лучше пусть камнями покоцает. Вышли, разговорились. Они оказались тоже из Красноярска, да еще с Северного! Спросил, что будут гнать, чтобы, если что, по дороге встретится, сказали — «Legasy» и «Primera». Так приятно видеть земляков далеко от дома :).
Приехал обратно и рядом со стоянкой, где стоял «Ист», обнаружил небольшой авторынок. Купил холодную сварку, баллонный ключ. Зашел в аптеку, купил медицинского пластыря. Не помню, сколько, рулонов 20 по-моему, 5х500. Спросил у парней, где взять зимнюю резину, сказали, что есть какой-то хороший рынок, где много резины, а по пути домой в городе Артем будет продаваться много резины. Хотел уехать из Владика пораньше, поэтому не стал искать рынок, решил в Артеме купить. Пожелал ребятам всего наилучшего и двинулся в путь.
Кстати, Владивосток — красивейший город. Настоящий, портовый, очень понравился. А запах :). Запах моря, влажный, теплый воздух, красивые девушки, красота :). Жаль, что побыл в нем всего несколько часов. Выехал из города, доехал до Артема, остановился, давай резину смотреть. Говорят, есть резина, но только без дисков. Куда мне без дисков на федералку? Цена такая же, как в Красноярске, 185-65-15 стоит 6 500 руб. Удивился цене. Дорого! Хотя тут, возле дороги, скорей всего тарятся только лохи типа меня. Перегоны-то по-любому знают, где подается дешевая резина. Решил ехать дальше. Ключ на старт — машина не заводится. Аккумулятор все-таки оказался дохлый. Подошел парень, у которого спрашивал за резину, сказал, что в соседнем ларьке есть аккумуляторы. Пошел, купил японский новый за 2 000 руб. Ребята отзывчивые оказались, даже ключ на 10 дали, чтобы аккумулятор открутить, у меня не было. Постояли, пошутили.
Купил в дорогу плов, колы и несколько булочек. Поехал по Приморскому краю в сторону Хабаровска. Сразу почувствовал, насколько климат-контроль лучше обычного кондиционера, который стоял у меня на «Марче». Поставил нужную температуру и едешь себе. Я еще болел после поезда, пил «Колдрекс» двое суток подряд. Обломно ехать на дальняк, когда болеешь.
Уссурийск проехал спокойно примерно в 15 часов дня. Наслышан был про этот город от знакомых, которые гоняли машины, да и фильм «Спец» смотрел. Ну вроде пронесло, даже ничего подозрительного не заметил. Потом меня тормознули гайцы, посмотрели документы. Я гнал машину по обычной рукописной доверенности. Посмотрели документы. Потом гаец просит закрыть глаза, а потом открыть. Я закрыл — открыл. Он мне в глаза так пристально посмотрел, отдал документы и говорит: езжай. Я спрашиваю: а зачем глаза закрывать-открывать?! Он говорит: если курил анашу, то зрачок не будет реагировать на свет.
От Владика до Хабаровска отличная дорога. Есть три небольших, примерно по 3-4 километра длиной, участка гравийной дороги. Хотел купить икры, но она продавалась всего в двух местах, и я не стал останавливаться почему-то, а потом уже было не до нее. Уже ночью доехал до Вяземского. Друг Женя говорил, что всегда ночует именно там на посту. Встал сразу за постом, где уже стояло около десятка перегонов. Подошел, пообщался. Парень на Toyota Probox ехал аж в Челябинск. Поставил будильник на телефоне на 5:30 по местному времени. Поел. Откинул спинку сиденья и сразу же провалился в сон. Было ощущение, что тут же запиликал телефон. Смотрю уже 5:30! Кажется, только закрыл глаза. Покурил и поехал.
Слышал раньше, что Хабаровск можно проехать по объездной, но не заметил указателя на нее. В итоге доехал до поста ДПС на въезде в Хабаровск. Тормознул лейтенант, проверил документы. Спросил у него, как попасть на объездную. Он сказал, что впервые слышит о ней. Я удивился и поехал через Хабаровск. Причем, не имея не малейшего представления о том, куда ехать. Знал только, что на мост надо. Было примерно семь утра, народ на работу ехать собирался. Спросил у мужика на остановке, куда ехать, он сказал ехать прямо в гору до того, как дорога уткнется в Т-образный перекресток и на нем направо. Ехал все время прямо, поднялся на небольшую горку и повернул направо. Потом на перекрестке спросил у водителя рядом стоящей машины куда ехать — он показал на еще один поворот, и я уже еду по мосту. В общем, выехал без происшествий.
Мост через Амур впечатляет, большой, красивый. Сразу за мостом разогнался до 160 и в таком режиме ехал минут 40. Не могу сказать, что при езде по Хабаровску очко сильно играет, но встречаться с «ребятами» не хотелось. Еду на Биробиджан. В одном месте, позже узнал, что перед Биробиджаном, дорога как стекло. Разогнался до 140. Смотрю, бежит ДПС-ник и машет палкой. Нарушил ты, говорит. Стоял знак «40», а я еду 140. Это оказался пост ДПС на въезде в Биробиджан. Давай с ним рядится, деньги ни в какую не берет. Забрал права, выписал времянку. Расстроился. Свернул с дороги на Биробиджан. В одном месте нашел резину. По бешеной цене. Дисков на 15 не было. Купил два диска на 14 и два баллона зимней резины «Бриджстоун» в состоянии на 3+. За все отдал 4 200. Дорого! У нас дешевле.
Выехал за Биробиджан около 50 км. Смотрю, стоит кафешка, вокруг перегоны обклеивают машины. Подъехал, покушал до талого. Выхожу, закуриваю, и начинается слабый дождь. Покупаю в кафешке пачку салфеток, беру полотенце, стираю полотенцем воду, протираю насухо салфеткой и наклеиваю пластырь. Клеился, наверное, часа два. Получилось красиво, но не хватило на задние крылья, купил в кафешке еще четыре рулона. Тупанул немного, в первый раз все-таки. До гравийки оказалось еще километров 300, можно было не клеится пока, а поехать и обклеится тогда, когда закончится дождь. Ну вроде все, пора на федералку.
Километров через 500 от Биробиджана еду по асфальтированной дороге, на левой полосе положен свежий асфальт, и на нем большие камни, чтобы машины не ездили. Впереди идет «Крузер-100», пропускает меня, обгоняю. Из-под него вылетает большой камень, и прямо в переднее колесо. Почувствовал сразу, что потянуло в правую сторону. Остановился. Так и есть, диск погнут, колесо спустило. Поменял быстро, поехал дальше.
Амурской области опять попал на радар. Зато ДПС-ник, который писал протокол, подробно рассказал мне обо всех следующих постах. Нормальный человек оказался, редко такого ДПС-ника встретишь, нетипичный какой-то, вежливый. Дорога в этих местах была нормальная. Если гравийка, то укатанная. Доехал до стелы «Москва — Владивосток». Батарейки в фотоаппарате сели, сфотографироваться не мог, не останавливаясь, поехал дальше.
Еду и еду. Уже ночь, спать хочется. Выехал на хороший асфальт. Жду когда какая-нибудь кафешка будет, чтобы спать лечь. По асфальту, по обочинам рассыпаны кучи с песком. И тут случается глюк! Впереди перед машиной вырастает куча песка. До нее метров 30. По тормозам! Остановится не успеваю и выворачиваю встречную полосу. Это глюк! Показалось! Кучи там не было! Пронесло, думаю. Надо спать ложиться побыстрей, а то засну еще на ходу за рулем и приехали.
Смотрю кафешка (Сиваки) и перегонов банда. Обрадовался нереально! Они прям как братья :). Покушал. Пошел в шинку, спросил, правят ли диски. Монтажник сказал, что диски правят, но только с помощью молотка и кувалды :). Отдал 50, забрал целое колесо. Сервис :). Нагрел машину, разложил задние сиденья, и давай пытаться спать. Спать стремно — из теплой одежды только кожаная куртка и свитер, я ж первоходка. Подложил под голову подголовник. Каждые два часа вставал и прогревал машину. Спал плохо. Вывод: берите с собой спальник.
Утречком встал, умылся, поел. Почувствовал себя человеком. Поставил колесо. Рядом стоят парни, подклеивают оторвавшийся скотч на машине. Вчера утром с ними же клеился после Биробиджана. Разговорились. Спрашиваю, откуда. Они говорят: издалека — из Сибири. О, нифига! Я тоже из Сибири! А вы откуда? Они: из Красноярска. И я из Красноярска! Опять земляки! Везет. Гонят Nissan Primera — универсал и грузовичка с Nissan AD в кузове. Сказали, что их зажимали в Уссурийске. Пасли прямо с рынка. Рядом стоял еще парнишка на Honda CR-V. Тоже Красноярец, судя по всему — профессионал. Посоветовал наклеить побольше пластыря на задние двери «Иста», сказал, что на них сильно кидает гравий с дороги. Пожелал нам удачи и умчался. И тебе удачи, добрый человек! Дорога нормальная в целом. Конечно, устаешь ехать по гравийке. Но сказать, что там нет дорог — не могу. Есть дороги. Местами плохая гравийка — и все. Был один плохой участок, где дорогу строят поверху, а ехать приходится внизу. Крался там ночью со скоростью километров 10 в час, но такой дороги всего километров 15.
Доехал до Могочи. На посту на повороте на Могочу никого нет. Бензина полбака. Проехал километров 20, остановил перегонов, спросил, где заправка. Они не знали. Остановил мужиков на КРАЗе, которые ехали с запада мне навстречу. Сказали, что не знают где заправка, посоветовали вернуться в Могочу, так как впереди очень плохая дорога и заправиться там. Вернулся, Могоча стоит в 15 километрах от трассы, дорога до нее еще хуже, чем федералка. Заправка еще со времен СССР. Колонки со стрелками. Ужас. Заправился до полного бака причем очень быстро, так как почти одновременно со мной к заправке подъехал Toyota Chaiser 90 г., полный праздношатающихся, явно недружелюбно настроенных личностей, которые стали интересоваться, откуда я и куда еду.
Мой друг Женя, тот самый, который гонял машины еще тогда, когда дорог не было вообще, в 2006 году ездил во Владивосток за эвакуатором. Эвакуатор сломался у него возле Могочи. Он с водилой загнал эвакуатор в Могочу к дорожникам и пошел есть в ближайшую кафешку. Там их порезала местная шпана. В общем, я поспешил побыстрей оттуда убраться.
Еду дальше от Могочи. Обидно, что проехал целый 50 км зазря. Еду, уже ночь, спать хочется. А кафешки все нет и нет. Смотрю надпись «Баня». Подъехал. Стоит черный Toyota Ipsum. Разговорились. Семья едет в Слюдянку из Уссурийска. Варят на газовой горелке вареники. Милое зрелище посреди тайги :). Из бани выходят два перегонщика, которые гонят грузовики. От них идет пар. Попарились, довольные :). Поехал дальше. Опять ни людей, ни машин. Вообще, жутковато, когда едешь один уже несколько десятков километров, вокруг темень, ни машин ни деревень. Потом километрах в пяти увидел рубиновые огоньки — прибавил газу. Догнал микроавтобус «Нисан». И с ним ехал километров 50, не отставал и не догонял. Доехал-таки до кафешки, остановился ночевать. Зашел внутрь чаю попить, сидят мужики, судя по одежде — дорожники. Сказали, что самую жопу я уже проехал. Ура-а-а!
С утра встал, проехал километров 200 и вот уже Читинская область. Километров за сто до Чернышевска чувствую, что как-то странно, очень жестко, с металлическим стуком работает подвеска. Остановился, смотрю, заднее левое колесо в хлам и диск уже колбасит об камни. Поменял колесо, поехал дальше. В Чернышевске заправился до полного бака. Перевал имени Юрия Тена кажется настоящим автобаном после гравийки. Иркутяне строили, земляки. В Иркутске я учился, в юридическом институте ИГУ. В Читинской области, в принципе, хорошие дороги и красивейшая природа, сопки, все желто-зеленое. Красотища! Катишься километра 3-4 с горки, потом столько же топишь в горку. Понравилось.
Чувствую уже, что дома недалеко. Уже вечером въехал в Бурятию. Природа красивее, чем везде! На посту на выезде из Улан-Уде достал ДПС-ник — бурят. Какой-то кретин, лейтенант, который еще не успел насытится своими погонами и положением. Аптечка есть? Огнетушитель? Знак аварийной остановки? Еще так нагло базарит. Отпустили без протокола правда, но отношение. Ну да ладно. У меня друзья буряты есть, очень хорошие люди. А это лейтенант. В семье не без урода, видимо. А вот еще смеялся: на втором этаже поста ДПС стоит банкомат. Зачем?!
Вдоль Байкала ехал ночью, ничего не увидел. Хотя на Байкале много раз бывал, особо не удивился бы, по-любому. Дороги хорошие, но ночью вдоль Байкала ехать не так хорошо, как днем. Ночевал в Выдрино. Перегонщиков в кафешках все меньше... Проснулся утром в воскресение. Мне предстояло за один день доехать до Красноярска, это примерно 1 300 километров местами очень плохой дороги.
Доехал до Слюдянки и купил батарейки в фотоаппарат. Первая фотография со смотровой площадки, где продают омуля.
Купил омуля холодного копчения — друзьям на пиво, подарки с Байкала. Заехал в Иркутске к другу Мише Зырянову. Посидели, покурили в машине, да дальше поехал. Иркутск я знаю хорошо еще со времен студенчества, так что проблем с выездом не было никаких.
По дороге между Иркутском и Ангарском остановился на заправке там, где кафе «Мак-Фудс». Пошел, купил гамбургеров, которые, в принципе, очень похожи по вкусу на гамбургеры из «Макдональдс». Рядом стоит Hissan Patrol, из него выходит мужичок, просит подвезти до Зимы. Город Саянск, где я вырос, находится в Зиминском районе. Поехали, хоть поговорю, а то все в тишине. Разговорились, нашли общих знакомых. Прикольный мужик такой. Работает главврачом, по-моему Зиминской городской или районной больницы, или поликлиники. Он рассказывал, как сам иногда для души гоняет машины с востока. Всегда с оружием (нарезное, карабин «Cайга»). Убирает у карабина приклад и приделывает ручку от автомата, чтобы был короче. Их с другом однажды зажимали в Хабаровске. Говорит: выхожу, карабин в руках, их шестеро, нас двое. Стреляю в ноги, старший из бандитов расстегивает рубашку и говорит: у тебя только два варианта — либо меня убить, либо заплатить. Говорит: прицеливаюсь и стреляю ему рядом с головой, вся банда прыгает в машину и уезжает. Рассказывал убедительно, так что я поверил. Думаю, не врет. Довез его до Зимы.
Снял в банкомате денег на заправку и дальше на Красноярск. Город Саянск, где живут мои родители, стоит в 9 километрах от трассы М-53. Поворот на него через 20 километров после Зимы. Я решил не заезжать, хотя очень, очень хотелось хоть на пять минут увидеться с родными. Время было уже часов 17 дня, а мне еще до Красноярска ехать 800 км и завтра с утра на работу.
Путь между Саянском и Красноярском преодолевал на машине уже раз 15, поэтому отнесся к нему, как к рутине. На нем есть несколько плохих участков гравийки: Нижнеудинск — Тайшет, Тайшет — Нижний Ингаш. Плохую дорогу, которая на границе Иркутской области и Красноярского края можно объехать следующим образом: примерно посередине деревни Тины стоит заправка, напротив нее поворот налево на деревню Поймо-Тины (стоит указатель). Езжайте по ней и через 30 минут вы уже будете на посту ДПС в Нижнем Ингаше.
В Красноярский край въехал примерно в четыре часа по местному. Очень хотелось, просто ОЧЕ-Е-Е-НЬ, аж невмоготу, как хотелось спать. Что я только не делал, чтобы не заснуть. Пил сок, щелкал семечки, открывал окно, высовывал туда голову, слушал музыку на полную, ничего не помогало. Глаза уже почти не видели. Понимал, что надо останавливаться и спать, но до дома оставалось после Канска каких-то 220 км, и поэтому приходилось ехать. В одном месте я чуть было не ушел с трассы, потому что прозевал поворот дороги о поехал прямо, вырулил в последний момент. Машину потащило боком по противоположной обочине, но обошлось. Вот стремно-то, наверное, уйти с трассы перед самым домом.
В Красноярск приехал в четыре утра в понедельник. Когда увидел табличку с надписью «Красноярск» подумал: «Я это сделал», но был настолько уставшим, что сил не было даже радоваться.
Для себя решил, что обязательно когда-нибудь еще поеду, но только в компании.
Итог: денег по сравнению с железной дорогой практически не сэкономил, зато набрался впечатлений :).
P.S. Кстати, летом 2008 года за два месяца до поездки во Владик, я ездил на Nissan March 2002 г. по маршруту Красноярск — Белгород. Думаю тоже как-нибудь напишу об этом.
P.P.S. Привет Саянску, всем моим друзьям и близким!
Спасибо за то, что дочитали до конца!