|
КАД «по-фински»
Маршрут: СПб — архипелаг Турку (Финляндия).
Автомобиль: Ford Focus.
Обычно кольцевые автодороги строят вокруг городов, но финны решили переплюнуть всех и построили КАД вокруг архипелага. А почему бы нам не воспользоваться этой дорогой? Это должно быть забавно: взять и проехать 1/3 морского пути от Турку до Стокгольма на своей машине!
За 2 дня до «майских» стало очевидно, что между праздниками придется выходить на работу и дальнюю вылазку следует исключить из наших планов. В экстренном порядке были изучены цены на паромы «ну хоть куда-нибудь» из Финляндии: картинка предсказуемо грустная, мест мало, каюты только дорогие или очень дорогие. А ребенку обещан паром…
А кто сказал, что паром, это обязательно Viking Grace? С этой мыслью я лезу в свой загашник заготовок поездок и выуживаю архипелаг Турку. Отлично, вместо одного будет целых восемь паромов. Да еще и бесплатных.
Т.к. маршрут был достаточно тщательно проработан еще лет пять назад, подготовка к поездке много времени не заняла: связаться с кемпингом, забронировать домик и лодку, продумать график движения (включая переход границы на майские), составить список вещей и продуктов и все, можно выдвигаться.
Стоять в очередях на границе первого мая совсем не хотелось и, хорошо выспавшись и закупив часть продуктов, мы неспешно переместились в Выборг. На следующий день в 7 утра мы уже были на «Торфяновке». Машин немало, в очереди легкая суета и нервозность, но пограничники и таможня работают очень быстро. И уже через 40 минут мы на трассе №7.
Далее — привычная дорога до Хельсинки, третье кольцо и трасса №1 в сторону Турку. Большая часть пути идет по «автобану», машин мало, после Хельсинки российские номера совсем исчезли. Наша первая цель — дорога №180, которая начинается перед Турку и идет до острова Корпо (Korppoo).
В час дня мы сворачиваем с автострады. Скорость естественно падает. Из кемпинга звонит хозяин, интересуется, где мы и радостно сообщает, что нам «пилить» еще не менее четырех часов.
Дорожка петляет по красивым скалистым холмам и сосновому лесу. Начали попадаться велосипедисты, движущиеся по своей «выделенке». По мостикам пересекаем проливы, проезжаем последний оплот цивилизации городок Паргас (Parainen) и вот он первый паром:
Ширина пролива 1,5 км. Паромы подходят один за одним, ждать больше десяти минут не придется, а время в пути ~15 минут.
На информационном щите у переправы увидел более 20 маршрутов паромов!
С переправы открываются великолепные виды на шхеры. Вокруг скалы, сосны, вода и множество плавсредств.
Ребенок в восторге, но долго находиться на палубе не позволяет очень холодный ветер.
В городке Nauvo заправляемся. Благоразумнее было сделать это на материке в районе Турку. На островах цены чуть выше, но не смертельно. И буквально через пару километров наконец-то находим парковочную площадку. Здесь с этим не густо, а останавливаться, как у нас, на обочине не принято.
Обедаем домашними припасами и идем фотографировать.
В бухте разместились на отдых стайки гусей и два лебедя. Они здесь совсем не боятся людей.
Продолжаем путь. Между островами Nauvo и Korppoo ходит маленький паромчик. Переправа длится всего пять минут.
А дальше опять пропадает ощущение островов. Обычная дорога на Карельском перешейке.
Опять звонит Борис, интересуется, где мы, и просит не задерживаться: через 15 минут отправляется большой паром, а следующий только через 1,5 часа.
Через 6 км поворот направо на дорогу №1 800. Поворот и без навигатора не проскочишь, множество указателей на разные города/поселки/острова, в т.ч. и на Аландские.
На острове Корпо большой HUB, из которого отправляется множество паромов в разных направлениях. Часть паромов бесплатные, а на Аланды придется заплатить 30E за автомобиль. Пешеходов и велосипеды перевозят бесплатно.
Наша очередь в сторону Houtskari самая длинная. Шлагбаумы закрыты, светофоры мигают красным.
Минут через 20 подходит крупный паром. Но он пришвартовался слева, а наш ряд правый. Очередь начинает двигаться, и я тоже решаюсь: где наша не пропадала, в крайнем случае вернемся обратно на нем же. Но и на это раз правило: «Если не знаешь как, делай, как все» сработало. Паром наш идет в нужном направлении. Протяженность маршрута 9 км, время в пути 30-40 минут.
Мы пересекаем путь больших паромов Финляндия—Швеция. На обратном пути удалось запечатлеть суда всех трех операторов:
Tallink Silja:
Viking Lines:
Finnlines:
Houtskari — самая западная группа островов архипелага Турку. Дальше уже Аландские острова. А наш путь лежит на север в местечко Mossala.
По пути два маленьких канатных парома
АЗС для моторок:
Узкая дорожка с карманами для разъезда.
И мы на месте
Центр отдыха Saariston Lomakeskus был выбран по целому ряду причин: самая дальняя точка архипелага, развитая инфраструктура и русскоязычное обслуживание.
Борис нас ждет, но уже торопится. Из разговора понял, что у него еще есть бизнес на островах. Оплачиваю проживание и аренду лодки. Все катера забронированы до середины мая. Сезон рыбаков. Говорит, что летом с катером гораздо проще, а если весной, то нужно договариваться очень заранее.
Заселяемся в «cabin». Летний щитовой домик с микро-кухней и холодной водой. Удобства — в главном здании. В наличии очень маленький электрический обогреватель. Вот сегодня ночью и посмотрим, при какой температуре здесь можно обитать.
В домиках мы одни, остальные свободны. А часть коттеджей занята. По соседству компания эстонских рыбаков, рядом с ними «TLC-200» с московскими номерами, а у гавани два «туарега» и недружелюбный песик явно не местной породы. Два работяги ставят опалубку, строят еще один пирс. Слышу русскую речь… Эстонцы. Со всем хозяйством управляется четыре человека: два строителя, один финн «на все руки мастер» и уборщица. А хозяйство не маленькое. В сезон здесь бывает многолюдно.
После легкого ужина бегом на прогулку.
Рядом с кемпингом на вершине 31-метровой скалы стоит смотровая вышка, откуда открывается изумительный вид на шхеры.
В проливе видны огромные садки для разведения рыбы.
От вышки через бурелом пробираемся к берегу.
Воздух очень чистый. От обилия кислорода и сытного ужина у всех слипаются глаза. Добираемся до домика и, не дожидаясь темноты, отправляемся в гости к Морфею.
Дома я просыпаюсь очень рано и по плану у меня сегодня утренняя рыбалка, а в полдень семейный выезд на пикник на острова.
Утром я проснулся с ощущением, что что-то не то. Ага, на часах 10:00 (по местному времени). Утреннюю зорьку я благополучно проспал. На улице штиль и лежит иней. Бррр, какая тут рыбалка. Неспешно завтракаем и выбираемся на острова. Соседи тоже потянулись к своим плавсредствам.
Пока возились, задул достаточно сильный южный ветер. Разбираюсь с мотором и выбираю островок так, чтобы все время быть в ветровой тени.
Лодка Kaisla оказалась такой же неудобной, как и привычная Пелла. Для спокойной воды — самое то, но на мелкой волне очень неустойчивая. Четырехсильного мотора для нее многовато. Нужно нагружать нос, но Наташку с Ванюхой туда не посадишь. На малом газу перебираемся на островок. По пути присматриваю перспективные места для рыбалки.
Пока брожу со спиннингом по берегу, Ванюха успевает искупаться.
Увлекся бросанием камешков, а мама — фотоаппаратом. Раскладываем штаны на скале, благо солнце жарит, а кусты закрывают от ветра и зависаем на месте еще минут на 40.
Я, тем временем, приношу в жертву любимые блесны, но хочется-то улова! Решаюсь, перебираемся дальше. В паре километров перспективная бухта с камышами и удобная скала для пикника. Но ветер заставляет переменить решение и двинуть в другую сторону.
Очередной островок оказался менее удачным. Результат «0».
Обедаем взятыми с собой припасами, выбираюсь на наветренную сторону и вижу, что на нас идет шквал. Перспектива застрять здесь с ребенком до самой ночи не радует, быстро собираем вещи и уходим в ветровую тень.
Пожалуй, пока хватит. Возвращаемся на базу.
И снова обедаем. С таким темпом нам не хватит взятых с собой продуктов. После обеда всю семью сморило. Я сделал пару вялых попыток доковылять до лодки, но все время что-нибудь забывал и, в конце концов, тоже пошел спать. Часа через полтора вскочил с чувством невыполненного долга, схватил спиннинг и бегом в лодку. Нет, чтобы спокойно умыться, попить чайку… «Даешь ЩУКУ!».
Через 5 минут я окончательно проснулся, когда зацепил винтом дно на отмели. Нельзя спросоня выходить на воду! Забыл сделать элементарную вещь: проверить положение фиксатора… Как результат — 80 евро из залога за обломанный кончик лопасти. Вот такие у них цены за два часа работы :). Часок половил, но удача сегодня не на моей стороне.
Почувствовав приступы сильнейшего голода возвращаюсь в домик. К моему удивлению семейство только что проснулось. Плотно ужинаем, чуть-чуть гуляем и снова всем хочется спать.
Это просто невероятно! Ванюха в городе днем не спит. И вечером его в постель не загонишь, а здесь прямо чудо какое-то.
Утром проводим ревизию съестных припасов и решаем прогуляться пешком до магазина. Закончились сахар и мясо. Поселок Моссала находится примерно в трех километрах. Гуляем по лесу. Местами еще лежит снег, а обочины все в фиалках. Через неделю здесь все будет зеленым, но уже без нас.
За час дошли до парома, но магазин так и не нашли. Спросить не у кого, людей нет. Сегодня суббота и все отдыхают.
Возвращаемся назад и решаем поискать счастья уже на авто.
Счастье оказалось на другой стороне пролива сразу за паромом, но уже 15 минут как было закрыто. По субботам режим работы с 9:00 до 13:00, а по воскресеньям вообще никто не работает. Проезжаем до «большого парома», но результат никакой. Магазинов больше нет. Можно было еще прокатиться в «райцентр» Houtskär, но нас опять одолела лень, сонливость и приступ голода. Результат — возврат на базу, обед и послеобеденный сон до восьми вечера. Со мной давно такого не было. Выбрались на природу, называется :).
Вечером пообщался с компанией финских рыбаков, заселившихся вместо эстонцев. От водки благоразумно отказался, завтра длинная дорога домой. Ребята выбрались на недельку, взяв с собой два катера, и несколько ящиков «горючего». Рыбалка будет знатной, а улов можно и по пути домой приобрести.
Три дня пролетели незаметно и вот уже пора возвращаться. Борис заглянул еще вечером, вернул 30 евро, оставшихся от залога за лодку, попросил оставить ключ в дверях и пригласил приезжать к ним снова. Обещал, что в следующий раз катер точно будет, если заранее забронирую :).
Назад мы планировали ехать северным маршрутом через Iniö и Leonssri, но паром от Mossala в этом году еще не пустили и пришлось возвращаться по уже известной дороге. Обратный путь ничем примечательным не запомнился. Время в пути — 12 часов, включая ожидание паромов, переправы и переход границы, который на удивление занял менее часа.
На утро Ванюху было не оторвать от телефона, он взахлеб, сбивчиво, но очень воодушевленно рассказывал бабушке о паромах, скалах, избушке на курьих ножках и лодке. Так что главная цель поездки достигнута!
Немножко статистики и полезной информации:
Протяженность маршрута — 1 300 км (650 в одну сторону).
Расходы на аренду домика и лодки — 200 евро. Еда и бензин — достаточно индивидуально. У меня получилось много :).