|
Всем привет. Совсем недавно наткнулся на этот сайт, т.к. летом снова в дорогу и начал по привычке пробивать информацию. Ума не приложу, как я его не замечал ранее…
Вкратце: за рулем 30 лет, самостоятельно на дальние начал ездить в 90-х. До этого лет с 10 — с отцом. Он-то мне и привил эту «болезнь» дорогой. Менялось время, менялись машины, а болезнь так и не проходила и, судя по всему, перешла в хроническую форму. Несколько лет назад поймал себя на мысли, что хочу записать это для себя. Пока помню детали, которые так важны на самом деле. Что-то типа дневника. Не претендую на оригинальность, но, если вам понравится, покажу ещё что-нибудь. Итак…
Транспорт: Фольксваген Шаран, 2л, бензин, механика, 7мест, видеорегистратор. Навигатор в телефоне, радар-детектор в голове. Можно трогаться.
2014 ПИТЕР
Вообще, идея скататься в Питер появилась ещё в прошлом году, как и все идеи — из воздуха. Она не показалась нереальной и была выбрана как базовая. Ну, мало ли… Могли не совпасть по времени отпусков с нашей-то действительностью и т.д. Дорога не близкая, но расстояние не пугало. Нужно только было грамотно расставить время, точки ночевок и базовые объекты изучения. К стыду своему сказать, я за все время учебы в тогда ещё Ленинграде ни разу не был в Эрмитаже, кроме одного обязательного мероприятия, организованного моей Альма-матер. А мои спутницы — жена, дочь и племянница, вообще, про этот город знали только из книг и фильмов. Поэтому, начиная с ранней весны этого года, мы понемногу стали готовиться. В дороге всё взаимосвязано, и начинать нужно было с определения трассы. От нас можно ехать по М5 (Урал) и М6 (Каспий). Я ездил (и не один раз) обоими вариантами. Дорога по второму варианту включала кусок до Астрахани, по состоянию которой можно судить из ролика ниже (ролик из другой поездки, но состояние на момент написания такое же):
И далее немногим лучше, судя по отзывам с сайтов любителей автопутешествий. «Не в этот раз», — решили мы. По М5 ехать тоже не особенно хотелось, т.к. она всегда была забита фурами, узкая и идет через множество населенных пунктов. Пробовал рассмотреть варианты Уральск — Саратов — Пенза, либо Уральск — Саратов — Тамбов, но вот кусок Уральск — Саратов оказался ничуть не лучше нашего, если судить по соответствующим роликам на YouTube, только на 100 км длиннее. Нафиг, нафиг. Остановился на классике — через Самару на М5. Медленно, но верно. Всё-таки полезная штука, этот Интернет. К тому же, памятуя о нравах сдатчиков частного сектора, а также опыта проживания в Самаре, решил пробить заранее гостиницу через Букинг. Анализ этого рынка показал приличный демпинг цен, по сравнению с 5- и даже 3-летней давностью. И плюс координаты места, которые можно загнать в навигатор. О, про навигатор — это отдельный момент. Пользоваться этим устройством я начал сравнительно недавно. До этого всегда держал в бардачке пару атласов разного масштаба. Потом делал просто распечатки на конкретный маршрут, ну а затем уже решил попробовать функционал своего смартфона. На тот момент это была Motorola, кем-то самопально русифицированная.
Буквально перед поездкой в беседе с умными людьми было выяснено, что нативный мотороловский навигатор, которым я пользовался до сих пор, удобен за бугром, а в СНГ тот же Навител гораздо информативнее. Покопавшись с полчаса в инете, нарыл последнюю версию софта для Андроида, загнал его в смартфон и стал обкатывать. Действительно, более удобная штука + возможность вбивать свои точки и менять голосовое сопровождение. Так Наташа-Айгуль (имя, данное голосу моими детьми, правда, в другой поездке) уступила место Илье. Чуть позже стало понятно, что софтину надо поднастроить по времени реакции, да и голос сменить на Наталью, т.к. женщину умнее тебя можно терпеть рядом, а мужика — ну никак.
Гостиницы Питера такой лояльностью цен не отличались, но в частном секторе предложения были. И некоторые вполне подходящие нам по соотношению цена/качество. Созвонились, списались, перечислили аванс, короче, договорились.
Перед часом Х по традиции вымыл машину и, проверяя колеса, обнаружил на одном из них глубокий порез. Дома местные власти для чего-то соорудили гранитные бордюры вдоль центральных городских дорог. Острые, как нож. Это обстоятельство отсрочило нам выезд часа на три, но запас по времени был и как-то не особо напрягло.
Сейчас, с объявлением ТС (таможенного союза), проблем с пересечением границы нет, а с 1 января 15-го года, грозятся внутренние границы вообще убрать. И в качестве ещё одной недоделки в этом направлении — ОСАГО. Мне непонятно, почему его нельзя сделать единым для стран-участниц этого самого ТС. Но надо, так надо. Сделали — поехали. До Самары никаких приключений. Так, пара-тройка бытовых остановок. Дорога на троечку. В некоторых местах колейность, и в дождь ночью совсем грустно, но в этот раз шли засветло и посуху.
На странице самарского отеля с Букинга были опубликованы координаты, которые я вбил в навигатор. Но этот гад (тогда ещё Илья), привел нас на соседнюю улицу, с которой на нужную параллельную попасть было невозможно. Каких-то 50 метров разницы нужно было объезжать через два квартала. Т.е., понятно, какие «светлые головы» сидят в отделе градостроительства и коммуникаций. Но мир не без добрых людей и местные охранники чьей-то частной собственности подсказали путь объезда. Сложилось четкое дежавю с ситуацией в Сочи, когда мы отдыхали в Лазаревском, но об этом позже как-нибудь.
Отель оказался тихим, категории «постель и завтрак» — ну а что ещё надо? Машину на парковку, ну а мы, наскоро поужинав в соседней МЕГЕ, завалились спать. Поутру душ, завтрак, бронь на обратную дорогу и в путь.
Второй кусок вел через утреннюю Самару с её пробками, разбитыми дорогами и бестолково организованным движением. Выбрались на трассу, где одной из первых задач было отбалансировать передние колеса, т.к. после одного из ликвидированных проколов дома, за 110 км/ч начиналось биение руля. В Тольятти нашли придорожную шиномонтажку и худо-бедно отбалансировались.
После Самары до Пензы несколько раз попадали в куски капремонта трассы, где на реверсе потеряли с два-три часа времени. В одном таком затяжном толкании решили пообедать и свернули к придорожному кафе. В 90-х в дороге останавливаться вот так для перекуса было не очень-то уютно и безопасно, но времена эти ушли, пропади они пропадом, и дорога начала приобретать что-то напоминающее цивилизацию. Надеюсь на неостановимый прогресс.
КАФЕ ГДЕ-ТО МЕЖДУ ПЕНЗОЙ И РЯЗАНЬЮ.
Зал большой, кормят быстро, недорого и вполне съедобно. Примета — если стоят дальнобои, значит, с едой всё в порядке.
Кусок в 1050 км, наверное, надо было поделить ещё пополам, но вот как есть… Усталость начала сказываться после Рязани. Уже начинало темнеть, и дорога стала значительно ровнее. Вдруг попадается на рязанской объездной вот такой персонаж.
Развеселил. Последняя сотня по закону подлости никак не кончается, и уже в полной темноте подбираемся к Москве. Илья начинает буквально тараторить, прокладывая маршрут, и вот это всё — усталость, темное время суток, возросшая интенсивность движения привела к тому, что я промазал с МКАДом и выскочил на Третье транспортное кольцо со своими заумными развязками. Тут Илья проявил максимум своей подлой натуры и про повороты стал объявлять уже в момент проезда этого поворота. Пересчеты маршрута отнимали драгоценное время отдыха, но поплутав по ночной Москве, цели мы достигли.
Следующий день полностью был посвящен отдыху, театру, небольшому шоппингу и цирку, билеты в которые были приобретены заблаговременно, слава Интернету. Созвонился с питерским риэлтором, подтвердил заселение на следующий день.
В 5 утра выдвинулись в Питер. Гадский Илья (может, оставить ему эту фамилию?) мелко подпакостил с развязкой на «ленинградку», но утро со свежими мозгами это вам не ночь после «тыка». Трасса Мск-Питер М10 (Россия) описана многими автопутешественниками, но с моей первой поездки по ней 20-летней давности, запомнилась прикольными названиями населенных пунктов, первое место в рейтинге которых, несомненно, держит Выдропужск.
Вообще, двигаясь к центру России, возрастает уровень сервиса, который безошибочно можно отследить по наличию и чистоте туалетов на заправках. Заправки ВР по этим показателям бьют все остальные. А какой там бенз!
Вот с этими умиротворяющими мыслями мы подобрались к пробке в Вышнем Волочке. На этой трассе установлен один (!!!) всего светофор, который по чьему-то меткому выражению «держит всю «Россию»». Три часа коту под хвост… Дальше всё без приключений, и ко второй половине дня мы заселились, устроились, распаковались и….
И на следующий день мы начали знакомство с Питером с главной его улицы — с Невского.
Погода несколько выбила нас, т.к. летом должно быть тепло, думали мы… Восемь градусов тепла (!) загнали нас в первый попавшийся магазин, где в срочном порядке были приобретены теплые вещи. Конечно, Питер, конечно, Балтика, но не восемь тепла летом же?!!!
Наверное, излишне говорить про впечатления от Невского…, но воспринимая его как единый памятник (я почему-то не могу иначе), досаждает факт наличия разнопёстрой рекламы. Ну нафига тут-то??? Казалось бы, пятнадцать минут пешего хода в шустром темпе от Восстания до Дворцовой, но плюс экскурсия на кораблике по каналам и выход в Неву заняли полный день. Далее метро, база, отдых.
Озерки, где находилась съемная квартира, выбраны были не случайно. Спальный район — то, что нужно для релакса после наполненного впечатлениями дня.
Следующий день — Петергоф. С погодой повезло и туда мы двинули самоходом. Дорога отличнейшая вдоль залива через тоннель. Начитавшись каких-то дурацких комментов относительно проблем с парковками и т.п., машину бросили метрах в трехстах от входа. На самом деле никаких проблем, не верьте паникерам. В Петергоф нужно ехать в солнечную погоду, тогда это золото, небо и вода просто сносят крышу.
Там мы прикупили путеводитель и не торопясь обошли все самые-самые места в Нижнем парке. На Верхний просто не хватило времени и сил, но и Нижний доставил море удовольствия и положительных ощущений. Конечно, Монплезир по сравнению с Екатерининским дворцом — барак бараком, но этот факт только подчеркивает личность Петра, как хозяина страны, строившего Державу. Описывать Петергоф — дело пустое. Есть гораздо более опытные и эрудированные люди, но воспринимая что-то «с нуля», т.е., без сопроводительной информации, получаешь более верную для себя картину. Потом всё можно прочитать и сопоставить, но главное — слышать себя.
Следующим местом, которым мне хотелось поделиться, был Павловский парк, куда так же решили ехать самоходом, чтобы не зависеть от расписаний общественного транспорта. Но так как, будучи студентом, я всегда добирался туда электричкой, а теперешний навигатор ничего не знал про мои желания и, поскольку я не до конца вник в его функционал на тот момент, он привел меня в город Пушкин. Но только не в Павловский парк, а в Екатерининский дворец. Эти два монументальных сооружения нельзя и физически, наверное, невозможно пропустить через себя за одно посещение, поэтому «дворец, так дворец». Да… Елизавета бахнула российскую казну на роскошь со всего маху… дотла, так сказать.
С другой стороны, мы под мелким питерским дождиком в него простояли в очереди два часа (это в понедельник). Дело поставлено на поток, одна экскурсия сменяет другую и идут затылок в затылок. Билеты совсем не копеечные, но увидеть это надо! Таким образом, дворец этот приносит, мне кажется, немалый доход сейчас.
Ажиотажа вокруг него нет, в прямом смысле. Можно припарковаться практически у ворот парка, что мы и сделали. Янтарную комнату восстановили полностью, а в 1987 я видел только кусок и почему-то запомнились тогда кальяны с янтарными мундштуками, которых в этот раз я не заметил. Сам дворец, как и ландшафт, его окружающий, не допускает суеты.
И никто не суетился, что очень ценно. Люди в очереди вели себя терпимо и потому спокойно. Насладившись увиденным, уехали отдыхать. С пробками на КАДе не случилось, так что через часок мы уже были на месте. Ну, а на электричке? Неее…
Эрмитаж. Билеты туда были выкуплены заранее на сайте. Ваучеры предлагалось обменять на «живые» билеты в специальной кассе. В той арке, где это по определению должно было происходить стояло 4(!) будки-кассы, из которых работала только одна, в которую стояла 50 минутная очередь. Те, кто стоял за живыми билетами, попадали совсем в другой временной коридор. Вот неужели нельзя открыть ещё три кассы, чтобы не собирать очередь? Только потом, когда мы попали внутрь, стало проясняться. Если увеличить пропускную способность снаружи, внутри все станет забито подстать уличной толпе. Компромисс найден и, видимо, уже давно. Естественно, за день обойти Эрмитаж нереально. Но в ознакомительных целях побывать нужно, хотя бы, чтобы поставить для себя какие-то цели и программы дальнейших посещений. Четыре года. Четыре года я профукал впустую рядом с такой возможностью увидеть Великое!
В Павловский парк мы всё же выехали. По-хорошему, там надо тоже проводить день и никуда не торопиться. В теплую солнечную погоду там особенно хорошо, а осенью, когда листва начинает играть разнообразием красок, так просто волшебно. Не в первый раз поражаюсь гению ландшафтного инженера, который планировал этот парк и каждый раз завидую тем, кто может себе позволить бывать там хоть каждую неделю.
Под конец питерского визита я немного пошатался по окрестностям, «по местам боевой славы» так сказать. Снимая на камеру дом на Пяти углах и панорамируя по фасаду вниз, в кадр поймал переходящего по переходу полиционера, который достаточно дружелюбно отреагировал: «Что — ручкой помахать?»
Настроение было отличное. Сходил к «школе», вернулся на Невский, сделал несколько кадров на память.
Утром следующего дня, рассчитавшись с риэлтором, двинули в Москву. Девчонки тут же уснули. На трассе M10 есть такое место под названием Крестцы. Некий MrDmitry64 c одноименного ютьюбовского канала отметил этот поселок как место, где можно поесть домашних пирогов и выпить чаю из самовара. Действительно, вдоль дороги теснилось несколько теремков, из которых призывно вился самоварный дымок. Но теремки были на противоположной стороне трассы, а по ходу движения наблюдалось несколько импровизированных навесов с тем же ассортиментом. Поддавшись рекомендациям и интереса ради остановились купить пирогов и самоварной воды. Ну что сказать? Полная антисанитария, пироги подозрительные, воду так и вылили, не попробовав. Без особой спешки доехали до В. Волочка к уже знакомой пробке. Потолкавшись пару часов с половиной, выехали из неё и к вечеру приехали на место.
В Москве решили показать племяннице Красную площадь, Кремль и т.д., короче — Центр. В переходе у Малого театра послушали скрипача.
Разница между скрипачом в переходе у Малого театра и, скажем, самопальной группой импровизированных гитаристов в переходе на Техноложке просто огромная. Хотя… как-то на Владимирской стоял очень неплохой саксофонист. Разные люди попадаются там… Вышли на Красную площадь и пошли к Собору Василия Блаженного. По пути встретилась группа молодых людей, явно не русского происхождения. Они веселились, фотографировались, а потом начали танцевать. И все вокруг обратили на них внимание — пары танцевали так душевно, без музыки, но, видимо, она звучала у них в головах. Они были так молоды и хороши собой, и весь контраст с серым небом, гранитом площади и иx позитивом свел на нет их ровесник, но уже представитель власти, дежуривший на площади и подъехавший к ним на патрульном автомобиле с осуждающе-каменной мордой. ЗАЧЕМ?!
Мы задумались о том, какие разные люди все же питерцы и москвичи. Взять метро.
В Питере оно свободнее. Я не знаю, за счет чего производится такое впечатление, но это так. После прибытия поезда и открывания дверей есть пауза в две-три секунды, когда люди выходят. В Москве тоже РАНЬШЕ так было. Сейчас в Москве пауз нет. Открываются двери, и голос сразу же произносит: «Осторожно! Двери закрываются! Следующая станция…..!» И что вообще не укладывается в голове, этот же голос продолжает: «Быстрее выходите, быстрее заходите!» … Ассоциация возникает практически сразу же: «Быстрее живите, работайте и умирайте! Всё делайте БЫСТРЕЕ!!!» Зачем так прессовать население своего города? Я не знаю, может, кому-то и нравится такой ритм жизни, но, как поет Маргулис: «Жил - был, то - сё, ел, пил, раз — и всё». Как-то грустно. Пошли в зоопарк. В зоопарке капремонт, но(!) билеты продают, причем по той же цене, что и всегда, хотя половины зверей не видно, а Африку не выпускают по погодным условиям. Жирафы, зебры — все в закрытых и недоступных вольерах. Чё-т не впечатлил московский зоопарк. В Новосибе, да даже в Пензе (!), зоопарки круче.
Отпуск закончился, надо домой. Из Москвы выезжали в 7 утра. Повезло — выезд без пробок. По пути встретилась колонна из 3-х армейских джипов COMBAT с надписью на борту «Париж — Хабаровск». Ну, ясно — рекламный пробег. Фигасе расстояние!!! На следующей заправке встретились. Экипажи по 2 водителя — это единственное, что сумел заметить. Выехали они минут на 10 раньше меня, но больше по дороге я их не видел. Видимо, крейсерская скорость у них что надо.
Примерно в 400 км от Москвы по М5 находится село Умёт. Место легендарное и тянется нитью воспоминаний из далекого детства. Это территория Мордовии длиной около 2 километров утыкано стенка к стенке разнообразными кафе/забегаловками на любой вкус и кошелек. Омаров вам не подадут, но голодными точно не останетесь. Названия кафешек тоже не просто так. На различных автопутешественных сайтах можно найти упоминание об Умете, и кто в каком заведении питался. А название «Морддональдс» считаю вершиной народного творчества этого отдельно взятого места.
В обратном пути с реверсивным движением нам подфартило. Мы практически каждый раз подъезжали к своей очереди. К вечеру въехали в Самару и поселились в уже знакомой гостинице. Из Самары утром выезжали долго. Наталья (навигатор) упорно нас водила по каким-то задворкам. Дворы перегорожены какими-то блоками, видимо, во избежание сквозных проездов. Но, зная примерное направление, нам всё же удалось оттуда выскользнуть. Ну и вот сразу разница, как на ладони. На выезде из Самары заехали на заправку Роснефть. Понедельник, утро, все спешат. Заправщик глянул на наши номера и демонстративно ушел к другой машине — типа справляйся сам. Да без проблем. Пошел заказать полный бак. «Оставьте сумму в залог». Вот чозанафиг? Я никуда не убегаю. Нигде по трассе меня не просили этого сделать. Оставил. Налили точно на эту сумму. Пошел проверил, вернулся. Заправщику крикнули в матюгальник, чтобы снова вставил пистолет. Дозаправили. 20 минут!!! Миновали кольцо и на выезд. На отрезке Самара — граница РФ ~ 200 км частенько дежурят мечтающие подзаработать гайцы. Изворотливость их иногда просто кладезь новой информации. Так остановивший нас представитель ведомства рассказал историю про «адаптер». Это типа такая приспособа на ремень безопасности для детей, чтобы мягче было, стоимостью 300 рублей. В первый раз про это услышал.
— А детское кресло? (у меня в машине 3 кресла - трансформера).
— Кресло не нужно…(?!?!!!!)
Это был последний перл, который мы услышали на российской стороне. В Уральске пообедали и до дома долетели практически безостановочно. В очередной раз у нас всё получилось.