|
Приключенческая экспедиция «Соло Дюн ХМАО — Приполярный Урал»
Маршрут: Сургут—Саранпауль (Приполярный Урал ХМАО)—Сургут
Автомобиль: Volkswagen Touareg GP 3.6 V6FSI
Даты: 16-21.03.2010
В конце 2009 года наш Сургутский внедорожный клуб «Штурмовик» объявил о планируемой экспедиции в Приполярный Урал. Старт — в городе Сургут, финиш — в поселке Саранпауль Березовского района ХМАО-Югра. Требования к автомобилю:
Мой Тур под все эти требования проходил, и я не могла остаться в стороне…
Старт экспедиции был назначен на 16 марта.
Приполярный Урал — наиболее высокая часть Уральских гор. Именно здесь расположена высшая точка Уральских гор — Народная (1 894,5 м.). Маршрут экспедиции проходил по населенным пунктам: Сургут—Нефтеюганск—Ханты-Мансийск—Нягань—Игрим—Саранпауль. Поселок Саранпауль Березовского района — конечная точка нашего маршрута — это самый отдаленный поселок в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, расположенный у подножия гор Приполярного Урала. СаранпАуль в переводе с мансийского языка означает «Зырянская деревня». Здесь испокон веков обитали ханты и манси, занимаясь рыболовством, охотой, оленеводством (кстати, именно здесь водится такой деликатес, как сосьвинская селедка, которая поставлялась к царскому столу. Она называется сосьвинской по наименованию реки Сосьвы, притока Оби). Добраться до «оторванной части земли», отдаленной от цивилизации на расстояние почти 500 километров, зимой можно только по зимникам.
Был задан вопрос организаторам:
— Почему именно «Соло Дюн…»?
— Соло Дюн — песня снежных дюн… Зимник — рельеф снежных дюн…Соло — прохождение зимника…
Итак, команды сформированы, заявки на участие поданы, машинки обклеены…
Долго меньжевались, как назвать команду, в итоге решили, что каждый член команды пишет свое название, все перемешивается и организатор тянет... Мое предложение было «Кочевники», с фантазией туго, а Touareg, насколько я знаю, переводится как «свободные люди» или «кочевники»... Бумажка выпала с моим предложением...
Приняло участие восемь экипажей, четыре команды, из городов Сургут, Нефтеюганск, Тюмень:
Для информации: «СК-Моторс» — официальный дилер Nissan в Сургуте… Команда была на тест-драйвовских машинках...
Сбор на месте старта — в 8 утра… Я умудрилась проспать… Благо, хоть пресса подзадержалась и все закончилось хорошо. А то с подъема в голове крутилась одна мысль: «Вот и закончилась моя экспедиция…».
Провели брифинг с представителями средств массовой информации, местной администрации… Каждый экипаж получил заветные конвертики с регламентом, заданиями, карточками «SOS», «ОК», запечатанный конверт с координатами финиша на случай невыполнения задания…
Организаторы колонной «вывели» нас за пределы города и… отпустили в свободное плавание… В задание первого этапа входили 12 обязательных контрольных точек и 11 бонусных… Каждая ОКТ дает свою цифру, из которых потом нужно вывести координаты места КП и финиша… Кстати, Ханты-Мансийск: вы знаете сколько у вас мамонтов? Мы насчитали 10 взрослых и 1 мамонтенка…
Помните полное название нашего мероприятия? «Приключенческая Экспедиция «Соло Дюн ХМАО — Приполярный Урал». Приключения не заставили себя ждать: у тюменского экипажа слетел экспедиционник, проломил капот, лобовое… Подшаманились, поехали дальше… В аэропорту г.Нефтеюганска практически всем пришлось помахать лопатами, пошли в ход лебедочки, тросы… Насколько я поняла, без эксцессов прошел только Прадо… Я ступила сразу же. Нужно было дать больше дистанцию между мной и Шнивой… Пришлось притормозить и… итог: села… Потом заблокировалась пневма, ни вниз, ни вверх… Меня выдернули тросом… Едем дальше… Вдруг останавливается впереди идущая Шнива: отломался амортизатор, кинули его в багажник, поехали дальше… Экипаж сказал, что без амортизатора даже прикольнее ехать… Едем… Опять остановка… Шнива начинает глохнуть на ходу… Опс! Течет бензин… Закрепили шланг, поехали дальше… Забегая вперед: шланг всю дорогу периодически закрепляли… Прямо на финише в Саранпауле Шнива уже не стала ни глохнуть, никаких симптомов, а просто стрелка топлива резко пошла вниз и упала на «ноль»… Бензин вылился весь…
В Нягани мы финишировали где-то в 12 часов ночи… К месту всех нас сопроводили, т.к. координаты финиша не вычислил никто!.. Почему? Разные причины: кто-то где-то неправильно решили задание на «точке», где-то организаторы неправильно сформулировали задание…
Утром подъем, завтрак, сборы… Ждет няганьский спецучасток (СУ)… Пока было время занялись кто чем… Наша Шнивочка поехала на СТО, некоторые начали мыть машинки, мылись из ведра, я занялась передачей информации организаторам, оставшимся в Сургуте: результаты первого этапа, чуть-чуть фоток и т.д. Затем построение и…
По прибытии на место нам объявили задание: СУ — это внедорожная, скоростная, кольцевая гонка, которую нужно пройти на время в личный зачет. Участие по желанию, если нет желания — можно не участвовать, в общий зачет результаты СУ зачитываться не будут!!!! Посовещавшись с командой, мы решили, что СУ я пройду чисто для галочки, что команда участвовала в полном составе. Провели жеребьевку, я еду 6-ая… Теперь я, наверное, оправдываюсь… перед собой, перед… не знаю, просто смысла в скоростном прохождении мной спецучастка я не видела, на первое место я бы не попала однозначно, для общего зачета — ничего не значит… А потом, по окончании 2 этапа организаторы объявили, что они перерешали и для общего зачета берется ССуммированное время КОМАНДЫ на СУ…
Первое место занял пилот Шнивы (не зря же носит звание лучшего пилота клуба «Штурмовик» по итогам 2009 года). Награждение. Также еще администрация Нягани вручила по пакетику сувениров каждому экипажу…
По окончании СУ в 14 часов был дан старт на 2 этап… От Нягани какое-то расстояние твердого покрытия и начинаются около 500 км зимника… По зимнику я ездила первый раз в жизни. Помимо всего прочего получается сам рельеф местности холмистый, плюс неровности самой дороги, интересно, что постоянно стоят знаки неровной дороги, то есть, тут не то чтобы: вот хорошая дорога, а теперь будут ямы, — тут, видимо, эти знаки указывают, что дорога будет еще хуже… И еще извилистость дороги… Но мы как-то приноровились к зимнику, и где было рекомендовано ехать со скоростью 30-40 км в час мы ехали 80-90…
2 этап… Нягань—Саранпауль… Для зачета второго этапа, команде необходимо взять две обязательные точки (священное место коренных жителей и Дерево Штурмовика, на которых необходимо завязать ленточку), прибыть на финиш второго этапа во временном коридоре 08:00-10:00 местного времени (+2 часа от Московского времени). Победитель этапа определяется по количеству взятых точек.
Все взятые точки должны быть зафиксированы на цифровую фотокамеру: автомобиль, точка и члены команды минус один человек, причем один человек обязательно должен касаться автомобиля и точки, которая помечена крестом.
По сути весь зимник мы проехали ночью. Организаторы решили так, чтобы было меньше машин и вроде будет проще. А осмотреться и устроить фотосессию мы можем и на обратном пути.
Свободного подъезда к точкам не было нигде. Мы все точки брали лопатами… Наловчились махом, около точки под названием «Пикник» (фото 4, сделанное уже на обратной дороге) я засекла время: 7 минут и дорога была расчищена…
Помним условие: «…один человек обязательно должен касаться автомобиля и точки, которая помечена крестом»? На одной точке (фото 5) мы закосячили
Как я уже писала: участок Игрим—Саранпауль — 280 км мы шли 10 часов... К финишу мы все дружно подъехали в 4 часа утра. До 8 часов времени — немеряно и мы улеглись по машинам спать…
К 8 подъехали организаторы и мы въехали в Саранпауль, где нас встретила принимающая сторона в лице директора АНО «Урал Приполярный» Маркосян Усика Амаяковича (судя по всему местный царь и бог… «Чей магазин?» — Усика… «Чья гостиница?» — Усика… и т.д.). Нас накормили и расселили по местам нашего временного саранпаульского проживания…
До официального мероприятия, которое было назначено на 17 часов, наша команда решила осмотреть окрестности…
На пресс-конференцию и награждение наша команда полным составом идти не захотела и командировали только пилотов… На последней фотке — это наша команда в полном составе…
Итог экспедиции — 2 место… Если бы не непонятки на няганьском спецучастке…, могло быть все по-другому…
Экспедиция логически завершена, можно разъезжаться по домам… Но побывать в Приполярном Урале и хоть краем глаза не взглянуть на горы… Две команды: «Кочевники» и «За ВДВ» и Наталья (руководитель экспедиции) остались еще на сутки… В 40 км от поселка находится местная горнолыжная база, куда мы и направились на следующее утро…
Оставили машинки на дороге и нас транспортировали наверх… Кого как… Кто (типа меня) сидя на снежике, кто на лыжах на веревке за снежиком, кто на… Не знаю, как ее назвать, что-то типа волокуши…
Снежиков было три, и нас транспортировали партиями…
Там мы оглядели окрестности, пофотографировались, повалялись в снегу, потягались «команда Штурмовиков — снежик Усика» и.т.п.… Саранпаульцы поулыбались: «Все такие взрослые люди, а радуетесь и дурачитесь как дети…».
Обратный путь также был для каждого разный…
…некоторые ушли просто пешком…
Перед возвращением в Саранпауль отдохнули в домике, оставили свой флаг на дереве…
Все когда-нибудь заканчивается… Пришло время возвращаться домой… До свидания, Саранпауль! С большой долей вероятности мы говорим именно «До свидания!», а не прощай...
В обратную дорогу мы ехали не спеша… Даже с танцами… Под «Дискотеку 80-ых»…
…останавливаясь пофотографироваться и т.д.
Время нас не поджимало… Ехали не спеша… По дороге встретили машинку команды «За ВДВ», едущую со скоростью 30 км в час… Объединились и поехали в Нягань, где она встала на ремонт, а мы, переночевав, поехали в Ханты-Мансийск, где тоже заехали в гости к вновь приобретенным знакомым на лагман…
На одометре 2 532,6 км.... Экспедиция закончилась, но осталось море впечатлений и позитива! В общем итоге все супер!