|
Идея этой поездки родилась у Валерия Александровича. В кругу моих знакомых это уникальная личность — охотник, рыбак, искатель приключений и просто хороший человек. Как-то он предложил съездить в Бутыгычаг. Легендарное место на Колыме. Это название дали одному из крупнейших концлагерей на территории Колымы. Заключенные голыми руками добывали радиоактивную руду для первых советских атомных бомб. Место действительно интересное, притягательное для ученых умов, историков и исследователей.
Изначально собирались поехать всемером, но потом по различным причинам четыре человека отбилось от нашей команды и мы поехали втроем. Валерий Александрович, я и Ярослав.
Нашей машиной был старенький автобус Toyota Hiace 1988 г. Валерий Александрович специально хотел купить большую вместительную полноприводную машину, но, к сожалению, не располагал достаточной суммой денег и поэтому не мог позволить себе купить более новую машину.
К слову следует сказать, что ранее Валерий Александрович уже ездил в один лагерь смерти «Днепровский». Меня он приглашал, но из-за напряжённого графика работы к моему великому сожалению поехать я не смог. Когда они приехали на «Днепровский», там их ожидала встреча с еще двумя машинами, битком набитых искателями приключений. Встреча оказалась счастливой, потому как периодически кто-нибудь застревал во время переезда рек, и две другие машины сильно выручали. После такого приключения участники обменялись телефонами и некоторые даже дружат семьями.
Конечно, жаль, но фото с этого путешествия у меня не сохранились.
Но вернёмся к нашему путешествию.
Выехали мы рано утром 19 июля. Пустынный город после бурной пятничной ночи провожал нас густым туманом. Валерий Александрович удивил нас новостью, что в четыре часа ночи разбойник в маске напал на круглосуточный магазин, когда он пригрозил пистолетом, молодой парень-охранник, по-видимому, хорошо знающий свое дело сразу убежал. Грабитель, очистив кассу, скрылся не причинив никому вреда. Около получаса мы обсуждали эту новость.
Проехав поселок, Снежный мы сделали короткую остановку, чтобы набрать воды. Слева от дороги течет ручей.
По другую сторону власти города поставили монумент погибшим дорожникам. Я регулярно ездил в аэропорт, но никогда не останавливался на этом месте. В тот день с трепетом подошел рассмотреть монумент поближе.
В основном колымская трасса грунтовая. Асфальтом покрыты небольшие участки. Это отрезок от Магадана до Атки (200 км). Правда ближе к Атке качество асфальта очень плохое. Если говорить точнее, то от Магадана до аэропорта в п. Сокол еще в советские времена был выложен бетон. Во многих местах он потрескался и был залит битумом.
Дорога в осень (фото из магаданской фотогалереи).
Я ездил по трассе на своей машине (старенький Mitsubishi Lancer 1990 г.) на историческую родину пос. Большевик, Сусуманский р-н (660 км от Магадана). Ниже выкладываю фотографии родных мест.
Колымская трасса интересна и сложна. Она изобилует поворотами и перевалами. Много маленьких и больших речушек пересекают ее. Т.к. дорога грунтовая, то после сильных дождей реки частенько размывают дорогу, сносят мосты.
Фото из магаданской фотогалереи.
На вершине перевала Лачкалах (Сусуманский р-н).
Зимой на трассе стоит снежная пыль. Далеко не всякая машина сможет ездить в -50. Умудренные опытом водители доливают спирт в тормозную жидкость, чтобы тормоза не замерзали. Да и другие жидкости разбавляют присадками. Известны случаи, когда после езды на ровной дороге руль не поворачивался — замерзал гидроусилитель. Не срабатывали тормоза. Или после длительного простоя на одном месте даже с заведенным двигателем, машина не могла тронуться, т.к. замерзало масло в редукторе.
Особо опасно движение через перевалы. Почти на каждом перевале внизу лежат искореженные автомобили.
Летом движению мешает дикая жара и столбы пыли, поднимаемые автомобилями. Комары и мошки не дают выйти из машины. От неровной дороги машину постоянно трясет. Как-то в одном отзыве читал, что от тряски со дна топливного бака поднялся осадок и загрязнил топливную систему. Движение дальше стало невозможным.
Несмотря на суровую природу, человек может приспособиться к любым условиям. Тем не менее, машины ездят по трассе и зимой и летом.
Т.к. движение очень редкое, порой за час можно встретить две-три встречные машины, на колымской трассе есть одна добрая традиция. Я прочувствовал ее на себя. Пробил колесо и остановился. За те десять минут, пока я его менял, около меня останавливались четыре машины и предлагали помощь. Конечно, мне она была не нужна. Часа через три стемнело, и я увидел, как мужик с тусклым фонариком ковыряется под капотом, решил во имя закона равновесия добра тоже остановиться и предложить свою помощь. Ему она была кстати, т.к. батарейки фонаря были на последнем издыхании. У него лопнул патрубок радиатора. Мы отрезали лопнувший кусок и установили патрубок на месте.
Когда я купил машину и поехал на поселок, то сразу обеспечил себя всем необходимым — трос, крокодилы, ключи, отвертки, организовал коробку с резинками и болтами. Коробка меня пару раз выручала — во время движения лопнул тормозной поршень на ступице. Пришлось его полностью убирать и ставить заглушку.
Потом я очень часто смотрел с недоумением на своих городских друзей, которые умудрялись ездить без баллонника и домкрата.
Сразу хочу отметить, что далеко не на каждой машине можно путешествовать по Колымской трассе. С 1999 г. в Магадане существует особая экономическая зона. Под этим подразумевалось, что предприниматели, завозившие товар из-за границы, платили неполную таможенную пошлину государству. Шаг для развития бизнеса в городе, на который пошел ныне покойный губернатор Цветков. Таким образом предприниматели, завозившие машины из Японии, платили только 25% пошлины. Машины растомаживались до 25%. Действие экономической зоны распространяется на 80 км от Магадана до пос. Палатка. Через пару сотен метров от поста ДПС стоял пост таможенников, которые проверяли законность пересечения машин и грузов за пределы экономической зоны.
Если Ваш автомобиль был растаможен на 25%, то для пересечения поста нужно было либо растаможить авто на 100%, либо купить акциз на какой-нибудь период времени. Т.к. мой «Лансер» был ввезен до 1999 г., соответственно, он был растаможен на 100%.
ГАИ города пошло на небольшую хитрость, для простоты работы таможни у всех 25% авто первой буквой номера была «Т». У 100% первой могла быть любая другая. На моей машине гордо красовалась буква «А».
После того как мы набрали воды — двинулись дальше. Ехали довольно комфортно по асфальтированной дороге до поселка Палатка, после которого нам нужно было свернуть с главной трассы налево в Тенькинский р-н. Единственно, что докучало во время движения — насекомые, регулярно размазывающиеся по лобовому стеклу.
После Палатки началась грунтовая дорога.
На границе Хасынского и Тенькинского районов мы остановились для фотографии.
Ярослав и Валерий Александрович.
Следующую остановку сделали на одной живописной речке, чтобы отмыть лобовое стекло от насекомых.
Т.к. дождя уже давно не было, от встречных машин пыль поднималась столбом. Кондиционер в машине не работал, приходилось спасаться открытыми окнами и люком. При этом пыль с улицы равномерно оседала на внутренних поверхностях автомобиля. Сзади постоянно слышалось недовольное ворчание Ярослава по поводу открытых окон, т.к. он задыхался от пыли. Но стоило минут на семь окна закрыть, как в салоне становилось невыносимо жарко. Снова приходилось открывать окна и выслушивать Ярослава.
Мы сразу заметили перемену климата от морского в Магадане до континентального на трассе. Зима здесь суровая, лето очень жаркое. На улице было около 35 градусов. Я сменил штаны на шорты.
В машине не было магнитолы, я предлагала Валерию Александровичу временно установить мою старую китайскую, чтобы путешествовать с музыкой. Но он отказался. Сказал, что планирует покупать хорошую магнитолу в скором времени. Так мы и ехали без музыки. Хотя с хорошими собеседниками можно и без музыки ехать. Валерий Александрович постоянно рассказывал интересные истории, у нас с Ярославом тоже был опыт автопутешествий. Поэтому нам было о чем поговорить.
При скорости 100 км в час мы сильно шкрябнули днищем о выступающий камень. Я думаю, всякий автолюбитель в такой момент поймет наши чувства. Мы остановились, чтобы посмотреть картер двигателя и заодно разглядели камень. К сожалению, результаты от встречи оставили свои следы и на днище машины и на камне. Но, к счастью, жизненно важные органы задеты не были.
Далее по дороге увидели очень интересную картину. По сопке вилась дорога, а на ее вершине стоял дом. Мы долго гадали, что же это за дом — домик метеорологов, или охотников, или военных. Это можно было легко узнать поднявшись на сопку, чего мы делать не стали.
Завораживающее зрелище в разгар колымского лета — лежащий на земле ледник при температуре воздуха в 35 градусов.
Наша дорога привела нас в Усть-Омчуг. В сам поселок мы не заезжали, ехали мимо. Когда остановились в придорожном магазине, цены меня немного удивили. Сейчас уже точно не помню, но они точно были выше магаданских.
Проехав Усть-Омчуг, мы остановились пообедать. После чего двинулись дальше. Валерий Александрович не знал, где точно находится поворот на Бутыгычаг, поэтому пришлось остановить встречную машину — это был маленький грузовик с почтой — и спросить у водителя дорогу. Оказалось, что мы проехали лишних 10 км. Пришлось разворачиваться и ехать обратно.
Мы ехали, пока не увидели маленький домик. Потом свернули с главной дороги.
Среди кустов показались какие-то строения.
Качество дороги ухудшилось. Перед большой лужей я решил выйти из машины для фотографирования.
Через пару километров дорога пропала вовсе, ее размыла река, в каких то местах она поросла травой и кустами. Наш «Хайс» противился бездорожному продвижению. В скором времени в знак протеста он захотел избавиться от заднего бампера. Пришлось открутить бампер и убрать его в салон машины.
Мы поняли, что автопрогулка закончилась. Начали обсуждать пеший поход. Вроде бы и хотелось побывать в таком легендарном месте, как Бутыгычаг. Но перспектива пройти 10 км по 35-градусной жаре никого не прельщала. После тряски, пыли и жары мы немного устали, и идея пешей прогулки умерла. Сейчас я очень жалею, что не переборол себя и не дошел до финала нашего путешествия. Но расстраиваться поздно.
Близлежащие сопки были изрезаны какими-то следами, мы сделали заключение, что это и есть следы активности человека в этих местах.
Тогда Валерий Александрович предложил съездить в поселок с названием «Обо». Он когда-то слышал о нем и всегда хотел туда попасть. Обо находилось возле Колымского водохранилища. На Колымском водохранилище стоит Колымская ГЭС, которая снабжает электричеством большую часть Колымы. Я бывал там, когда заезжал в гости в пос. Синегорье.
Колымская ГЭС (фото из интернета).
Чтобы осуществить наш замысел, пришлось вернуться в Усть-Омчуг и свернуть на другую дорогу (отрезок 3 на карте).
Новая дорога запомнилась длинными прямыми участками.
При переезде через мосты я снимал видео: По деревянному мосту.
По металлическому мосту: https://www.youtube.com/watch?v=40NWNlCJP2U/; https://www.youtube.com/watch?v=KBXZOKmNmvI/
Был на пути один интересный перевал. На его вершине мы сделали остановку.
Видео: На вершине перевала.
По пути встретили интересную сопку — спящий человек.
И развороченную машину. Мы терялись в догадках, что могло с ней произойти.
Километров за 10 до колымского водохранилища мы услышали скрежет металла и остановились. Старый глушитель не выдержал тряски и отвалился. Пришлось его открутить и положить рядом с бампером, чтобы тому было не скучно ехать одному.
Валерий Александрович расстроен очередной поломкой.
Как такового населенного пункта с названием «Обо» мы не увидели. Но зато вплотную подъехали к заводи колымского водохранилища. Воздух был в дымке из-за летних лесных пожаров. На Колыме такое часто происходит в летнюю жару.
Заводь Колымского водохранилища.
Мы разожгли костер и сварили себе простенький ужин.
На берегу стоял старый паром. Было очень приятно после жаркого и знойного дня окунуться в прохладную северную воду.
Неподалеку от нас рыбачили рыбаки. Валерий Александрович пошел выменивать водку на рыбу. Обратно вернулся с водкой. Оказывается, водки и у самих рыбаков было достаточно, а вот с рыбой в тот день не заладилось.
После купания мы вскипятили чай на костре. Я исполнил пару песен на гитаре.
И мы легли спать. Спали в машине. Я настолько измотался, что уснул сразу, как только прикоснулся головой к сиденью. Наутро мы узнали, что у Ярослава была беспокойная ночь — он не мог уснуть из-за нашего храпа и всю ночь ходил на улицу покурить. Я даже не слышал, как он дверь в машину закрывал.
Мы позавтракали. Потом заметили, что к берегу вышла лосиха с детенышем. Судя по ее реакции, она нас слышала, но от воды не уходила около пяти минут. Мы еще раз искупались и двинулись в обратный путь.
По пути нас ждало небольшое приключение. Внезапно машина заглохла и остановилась. Зажигание не работало. Все симптомы указывали на отсутствие аккумулятора. Валерий Александрович откинул сиденье, под которым был аккумулятор, и оказалось, что от тряски провод отвалился от клеммы :). Я уже наверняка понял, что «Хайсу» не по душе наше путешествие.
После вынужденной остановки поехали дальше.
Видео: Спуск с большого перевала.
Около четырех часов дня мы въезжали в Магадан. Погода была хорошая, в городе стояло солнце, но не было такой сильной жары. По дороге мы строили смелые замыслы путешествия в Бутыгычаг на следующий год. К сожалению, новое путешествие не получилось.
В марте 2009 года я уехал во Владивосток. В 2012 году Валерий Александрович осуществил очередную мечту — купил новый «Хайс» и теперь колесит Колыму по другим неизведанным маршрутам.
У меня всегда была мечта проехать на машине по золотому кольцу Колымы от Магадана до Сусумана, а оттуда по Тенькинской трассе вернуться снова в Магадан. По первому отрезку я ездил два раза. По Тенькинской трассе только частично. Думаю, что через пару лет поеду в отпуск, возьму машину на прокат и осуществлю свои замыслы.
А это значит, что впереди новые приключения…