|
Идея пробега родилась, когда двигались по маршруту «Москва — Находка» в 2015 году на этих же автомобилях (Лексус RX и Субару XV). Правильнее было бы проехать маршрутом «Соловки — Магадан» и насытить пробег темой «Чтобы помнили».
Итак, подготовительные работы начались с изучения тех участков, где еще не были, а именно Монголия (2100 км) и трассы «Лена» и «Колыма» (3200 км).
Очень много нужного и полезного нашли в интернете. Взяли по одной запаске и покрышке, ни камер, ни ремкомплектов латок не взяли. Это была ошибка! Старт наметили на 07.06.2017 г. За день до старта приложились к мощам Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя. Вероятностей, что сроки сорвутся, было очень много. К примеру, накануне Юру чуть не лишили водительских прав. И несмотря на то что Юре разбор назначили на 08.06.2017 г., двинулись в путь, как и было запланировано, 07.06.2017 г. вдвоем с Женей.
Московская обл. 07.06.17 г.
07.06.2017 г. прибыли в поселок Суходол Самарской области. 08.06.2017 г. прилетел Юра и 09.06.2017 г. тронулись в путь в полном составе, т.е. втроем.
07.06.2017 г. Москва — Суходол 1200 км.
09.06.2017 г. Суходол — Ишим 1350 км.
10.06.2017 г. Ишим — Бердск 1170 км.
Состояние участка автодороги Курган — Бердюжье нуждается в срочном ремонте (пучины, сетка трещин…), дорожное покрытие разбивается очень быстро. В Бердюжьем дорога отремонтирована (приблизительно 20 км).
Заехали в город Омск к другу на кладбище, потом к сыновьям Юры, забрали приготовленный для нас сухой паек (каша с тушенкой, тушенка, сгущенка), кстати, очень вкусное всё! Минут 10 поговорил с отцом и — в путь, до Бердска. Ночевали в хорошей гостинице в центре города. 11.06.2017 г. двинули дальше и в 11 утра были в Сростках. Побывали на горе Пикет и в музее В.М. Шукшина. Подарили музею 50 000 рублей. Обедали в Майме и к 15:00 прибыли и устроились на базе «Печки-Лавочки» на реке Катунь, около озера Ая.
Бердск — Катунь 450 км.
11.06.17 г. Алтайский край п. Сростки.
Памятник В.М Шукшину, гора Пикет, Алтайский край.
Река Катунь, п. Ая 12.06.17 г.
База «Печки-лавочки» 12.06.17 г.
11.06. и 12.06. отдыхали на Катуни.
13.06.2017 г. Катунь — Улгий 550 км, выехали по Чуйскому тракту на Ташанту. ЧУЙСКИЙ ТРАКТ — САМАЯ КРАСИВАЯ ДОРОГА РОССИИ!!!
Республика Алтай р. Катунь 13.06.17 г.
Шебалинский район, республика Алтай 13.06.17 г. г
Гора Белуха, республика Алтай 13.06.17 г.
В 11:30 были на пограничном пункте Россия — Монголия. Очень отвратительная организация всех процессов!!! Полное неуважение к людям с российской стороны. Все те, кто чаще нас пересекает границу (а это и алтайцы, и монголы, и казахи) лезут без очереди. Наблюдали конфликт между новосибирцами и монголами. Приехал участковый и вместо наведения порядка, под давлением земляков, отодвинул нас в очереди, да ещё между нами поставил две машины и хотел отправить нас в конец очереди, но мы не подчинились. Туалет вообще никто не содержит, а в очереди присутствуют и женщины и дети! В общем, необходимо наводить элементарный порядок, и на это не нужно громадных денежных средств.
В 18:00 мы были на монгольском погранпункте. К этому времени их рабочий день закончился, но нас всё же пустили. Семь с половиной часов длилась вся процедура прохождения российско-монгольской границы.
Российско-Монгольская граница 13.06.17 г.
В 19:00 тронулись на г. Улгий (120 км). По прибытии нашли гостиницу, устроились. В гостинице была женщина-администратор, говорящая по-русски (училась в СССР). Потом сходили поужинать. Поели на 600 рублей втроем, всё дешево. Таможня вымотала…
Маршрут по Монголии составляли исходя из возможностей наших автомобилей и понимания, что впереди еще путь до Магадана, то есть самый простой в плане преодоления препятствий. Въехали в Монголию в Ташанте, выехали в Кяхте. Маршрут Улгий — Ховд — Алтай — Баян-Хонгор — Арвайхээр — Улан-Батор — Дархан — Сухэ-Батор (южный маршрут).
Женя грамотно подобрал систему навигации, которая нас ни разу не подвела. Рации тоже очень помогали в условиях движения по грунтовым дорогам. Пылища везде, опасения напороться на камни и пропороть колеса, непредсказуемость ситуации на этих дорогах, работы китайских дорожников при отсутствии каких-либо знаков держат в постоянном напряжении, хотя местами ехали 100 км/ч и более. Порой кажется, что жизнь вокруг вообще отсутствует.
Озеро Ховд Монголия, 14.06.17 г.
Монгольские дороги, 14.06.17 г.
Китайцы занимаются строительством Монгольских дорог.
Жутковато бывает очень часто!
14.06.2017 г. добрались до г. Алтай. Расстояние г. Улгий — г. Алтай 660 км. Из них грунтовки приблизительно 390 км.
Гостиница Энтум, г. Алтай, Монголия. 14.06.17 г.
Гостиница приличная, прямо у дороги. Деньги поменяли в Ховде. 1 рубль — 41 тугрик. Получили 3 миллиона тугриков. Хватило на троих до конца пробега по Монголии на всё. Впечатления от Улгия очень мрачные… хуже, чем в 90-х у нас. Канистры взяли, но по Монголии прошли, заправляясь на заправках. АИ-92 дороже, чем в России.
15.06.2017 г. Алтай — Улан-Батор 1050 км. Из них грунтовки — 280 км.
Ширина дороги? Километров несколько!?
Пустыня Гоби — овцы, верблюды, яки… преодоление речушек вброд.
Причем, автобусы с людьми едут здесь же, другой дороги нет. В поселках мы давали детям конфеты, они были очень довольны.
Баранину есть уже надоело. Ближе к Улан-Батору ощущается серьёзное присутствие в прошлом СССР… городки, дома, санаторные корпуса, ЗИЛы, КАМАЗы. Очень хочется, чтобы Россия не потеряла Монголию…Если придет туда НАТО, то нам опять укреплять границы, подтягивать войска и так далее — увеличивать затраты на всё! Шла предвыборная кампания за пост президента, общество расколото.
Улан-Батор — это уже цивилизация.
Улан-Батор. 16.06.17 г.
16.06.2017 г. посмотрели Улан-Батор, съездили к памятнику Чингизхану… Впечатляет… молодцы монголы.
По Улан-Батору лучше не ездить — везде пробки.
17.06.2017 г. Улан-Батор — Кяхта — Петровск-Забайкальский.
По Монголии прошли, не пропоров ни одного колеса!!! Наглотались пыли, поняли, что такое пустыня и отсутствие жизни и умение жить в этих условиях. От Улан-Батора до Кяхты уже природа насыщена зеленью, появляются деревья, повеселее на душе становится… границу перешли за два часа, всё организовано очень здорово, исключена возможность влезть на машине без очереди со стороны Монголии. Наши пограничники просто молодцы… четко и грамотно выполняют свою работу! А вроде бы одни требования ко всему и в Ташанте, и в Кяхте. Впечатления очень разные… Обедали в г. Бигура Бурятии.
По дороге видели, как разрабатывается угольный разрез. Впечатляет! Ночевали в г. Петровск-Забайкальский. Прошли 710 км.
18.06.2017 г. Петровск-Забайкальский — Сковородино 1410 км.
Дорога знакомая по пробегу 2015 года. Бойся знака «Неровности на дороге», сбавляй скорость до рекомендуемой и будешь проходить просадки уверенно и спокойно. Эта беда — не вина дорожников, а просадки всей насыпи. Года через три насыпь стабилизируется и всё устранится. Болезнь северных дорог и заболоченных мест. Плохих участков много — нужно быть внимательным!
19.06.2017 г. Сковородино — Томмот - 750 км. Трасса «Лена».
До Якутска бензин в канистры не брали, заправлялись на заправках.
Природа очень, очень красивая, нужно видеть!
Участки грунто-щебеночной дороги до Тынды очень опасны и коварны — по всей ширине камни, в том числе и булыги. Содержание грунто-щебеночной дороги очень слабое, в отличие от содержания на территории Якутии и трассы «Колыма». Пусть поучатся у соседей. Вообще, был приятно удивлен качеством строительства и содержанием автодороги трассы «Лена» на территории Якутии. Геометрия выдержана везде — и в насыпи, и в выемках. К качеству асфальтобетонного покрытия не придраться, ощущается грамотность работы проектировщиков, дорога смотрится. Молодцы!!! Но ремонт а/д сразу за Тындой наводит на мрачные мысли. Практически перед Тындой пробил колесо на Лексусе. В Тынде отремонтировали, очередь на ремонт колес грузовых машин очень большая, мы проехали подальше… Проблема грунто-щебеночных дорог — пыль, обгонять колонну очень сложно, видимость ограничена…
Пытались устроиться на ночлег в г. Алдан, но не получилось… нет мест. Проехали три или четыре гостиницы. Поехали до города Томмота. Устроились в бывшем пионерском лагере на берегу р. Алдан, в гостевом домике… Ну очень красиво.
Достали свой сухпай, разогрели на костре кашу с тушенкой, поужинали, искупались в р. Алдан и спать. Хорошее место — можно и отдохнуть денек-другой.
20.06.2017 г. Томмот — Якутск — 470 км.
Добрались быстро, блудили в поисках парома. Организация паромной переправы понравилась.
Паром в г. Якутск, через реку Лена. 20.06.17 г.
Река Лена, Якутия. 20.06.17 г.
Устроились в гостинице «Лена».
Обедали и ужинали в Якутске. Хотелось поесть муксуна или нельмы, но не получилось. Покушали чир.
21.06.2017 г. выехали в восемь утра на паром, успешно переправились через красивейшую сибирскую реку Лена и двинулись по трассе «Колыма» на г. Хандыга. Всё такая же пыль, но еще очень много пучинистых мест. Местные едут на машинах с обязательными запасками на крышах. Проезжая через поселок Чурапча увидели празднование национального праздника, приехало много машин.
Добрались до переправы через реку Алдан и через три часа были на правом берегу р. Алдан.
Паромная переправа через р. Алдан 21.06.17 г.
До Хандыги совсем близко… Нашли квартиру, которую бронировали из Якутска. Посмотрели достопримечательности г. Хандыга… Это уже начало ГУЛАГа… Поужинали и отдыхать. Квартира приличная — три комнаты, кухня, душ. И хозяева добродушные. Расстояние Якутск — Хандыга — 430 км.
Нулевой километр Магаданской трассы. г. Хандыга. 21.06.17 г.
22.06.2017 г. Хандыга — Усть-Нера — 570 км.
Это самый сложный и красивый участок. Начинаются сопки, горы, перевалы, прижимы, узкие места.
Залили 100 литров бензина в канистры, присутствовало понимание, что на такой дороге могут быть любые неожиданности и непредвиденные ситуации. На одном из участков увидел знак «Ремонт моста» и «Объезд» (но объезд для грузовых, а я этого не заметил), проехал до объезда и вернулся на ремонтируемый мост с пробитым колесом.
Ремонт моста, бензовоз пошел в объезд и повис…..
Быстро поменяли колесо и двинули далее.
За 150 км до г. Усть-Неры дорожники поливали покрытие после профилирования грейдером, я обрадовался и увеличил скорость. Оказалось, зря — пропорол колесо сбоку, покрышка на выброс…
Приехали — запаски нет, камеры тоже, покрышка, которую взяли, тоже с дырой, до Усть-Неры 150 км, ближе шиномонтажки нет…
Выручили дорожники на КАМАЗах, которые поливали покрытие. Борис и Александр помогли с инструментом (кувалдой, уголком для разбортовки), дали латки и помогли отремонтировать два колеса.
Благодарю коллег-дорожников! Для нас очень полезная наука. Спасибо Борису и Александру! Добрались до г. Усть-Неры, мы просили, чтобы из Магадана нам забронировали гостиницы, но увы, мест не было и квартиру не могли найти… Устали сильно, но вдруг звонок из Магадана! Это Коваленко Евгений через каких-то своих давних друзей устроил нас на ночлег в гостином доме на берегу реки Индигирки.
Река Индигирка, г. Усть-Нера 22.06.17 г.
Мы в таких условиях на всем маршруте ни разу не ночевали.
Спасибо друзьям Жени! Ну, а г. Усть-Нера производит мрачное впечатление. Жаль! По трассе встречаются брошенные поселки и города. А вот памяти о ГУЛАГе нет практически нигде. Печально…
23.06.2017 г. Усть-Нера — Магадан — 1050 км.
Интернет!...
Всё та же пыль, перевалы, прижимы — ехали поувереннее, но осторожно, поспешали, не торопясь.
Магаданская область. 23.06.17 г.
В районе поселка Ягодное обрушился мост, а объезд размыло.
Машины стояли уже сутки. Мы быстро решили ехать вброд на тросу, зацепившись за погрузчиком. Удачно перебрались.
Бросается в глаза бардак, который устроили старатели вдоль всех речек.
Всего в одном месте видно, что предприятие занимается вертикальной планировкой. Практически готовый фракционный материал лежит брошенный вдоль дороги. А стоимость щебня в Магадане более 2000 рублей за куб???
Вечером были в Магадане, поселились в гостинице «Магадан». И радостно, и печально…
24.06.2017-25.06.2017 посетили строящийся объект, интересная и сложная работа на ограниченном пространстве, что может повлиять на сроки ввода объекта в эксплуатацию.
Срочно нужна еще одна захватка, на которой можно вести производство работ. Обновленному причалу — быть!!! Данилов В.А. и Коваленко Е. ознакомили нас с достопримечательностями города Магадана.
Чистенький и аккуратный город.
26.06.2017 г. Погрузили машины в контейнеры,
а сами вылетели в Москву.
Спасибо всем, кто помогал в организации пробега, переживал с нами и за нас!!! Успехов в развитии, достойного уровня жизни жителям Колымского края! Очень жаль, что так мало сохранилось ПАМЯТИ о ГУЛАГе, хотя у нас в стране так много разных общественных организаций!
Итоги: нужно две новых покрышки на Лексус. Субару не пропорола ни одного колеса!!! Для таких пробегов нужно вешать сетки на радиатор — два раза меняли воздушные и салонные фильтры. Лучше, если машины будут более близкие по всем параметрам. Субару было очень тяжело успевать за Лексусом. Ну а главное — это хороший настрой и вера в успех всего коллектива!!! Плюс мозги и не выпендриваться!!!
Участники автопробега:
Мысли дорожника после пробега
Качество федеральных дорог повышается. Чувствуется, что требования заказчика усиливаются и уже тех подрядчиков, кого «тянут за уши», остается всё меньше и меньше. Я 25 лет езжу по автомобильной дороге «Самара — Ханты-Мансийск», 20 лет — «Самара — Алтай», 10 лет назад проезжал до Байкала. А в 2015 году до города Находка.
20 лет назад на Федеральной дороге М5 самый разбитый участок был в Башкирии в районе города Чишмы. И по Челябинску невозможно было ездить — было все разбито. А сейчас — от Уфы в сторону Самары построено более 100 км автодороги первой категории. Вокруг Челябинска построили обход и очень много развязок. Везде асфальт между Красноярском и Иркутском. Чуйский тракт очень качественно привели в порядок. В моем понимании оценку эффективности вложений нужно давать именно по таким параметрам… У кого-то появились автодороги первой категории, а где-то ремонтировали без улучшения параметров, даже полосу на подъем не добавили…
О грустном: нужно спасать ДЕРЕВНЮ… Особенно за Уралом. Не верю, что этого не понимают наши правители! Сохранить культурные традиции, широту души русской без деревни невозможно! А для этого нужны не только экономические программы, но и другие механизмы улучшения жизни на селе.