|
Поездка в отпуск 17.08.2012-02.09.2012 по маршруту: Белгород (Россия)— Одесса—Болград (Украина) —Джюрджюлешть (Молдова) —Галац—Кэлэреши (Румыния) —Силистра—Поморие (Болгария) и обратно.
Предисловие
Не знаю, поймут ли меня жители европейской части России, но меня, «жителя отдаленных районов приравненных к северу», всегда привлекала несбыточная мечта проводить отпуска на колесах. Всякий раз, отдыхая где-нибудь на Черном море, я с грустью и завистью смотрел на автомобилистов, приезжающих на отдых практически со всей страны. Именно по этой причине, в моем автопарке в 2007 г. прописалась десятилетняя Toyota Camry Gracia, 2,2 л. (благо, в эпоху конструкторов покупка аукционного авто с оценкой 4В и пробегом в 54 тыс. обошлась более чем бюджетно).
Критерий выбора был прост: не очень дорогой, конструктивно не шибко сложный, переднеприводный , в меру комфортный и просторный. Уже позже по достоинству оценил возможность полноценно спать в багажнике и 70-тилитровый бензобак. На следующий год я перегнал машину «на материк» и оставил её в г. Белгороде, поближе к границе. Регистрацию и номера на машине оставил камчатские. В первые годы активно ею пользовался, поездив по Крыму, Украине и Краснодарскому краю. Последние два года, в силу обстоятельств, машиной практически не пользовался. А последние двадцать месяцев до неё вообще ни разу не дотронулся.
Этим летом желание поехать в отпуск перевесило все жизненные проблемы. Правда, время было ограниченно максимум тремя неделями, включая перелеты до Москвы и переезды на поезде до Белгорода. Подумав, решили рвануть за границу. Но поскольку опыта самостоятельных поездок в дальнее зарубежье не было, подумал, что Болгария для разминки — то, что доктор прописал! Как-никак минимальный языковой барьер, хорошее (по слухам) отношение к русским (проверим), разумные цены, сносный сервис, фрукты и море. Из-за моей удаленности от визовых центров, доверил оформление документов и купил готовый автотур у турбюро журнала «За рулем». Зарулёвцы сработали чётко. Все документы оформили вовремя и без накладок, забронировали жильё. Из дома захватил с собой видеорегистратор. На смартфон сына установили «Навител» с картами Восточной Европы, а на автонавигатор поставил «iGO» с картами Европы. Так же еще находясь на Камчатке, купил через интернет ровиньетку за право пользования румынскими дорогами, оплатив карточкой виза. Румыны прислали мне PDF-файл с подтверждением, и я его распечатал на листе А4.
Прибыв в начальную точку поездки, первым делом пошел в гараж. Беспокоило состояние автомобиля, т.к. он долго простоял без движения. Надел клемму и пустил двигатель. Все оказалось нормально, за исключением одного. Из кондиционера убежал хладогент. Пришлось искать сервис, т.к. отправляться в путь без кондея было бы не айс. Заправил фреон, заодно поменял масло в двигателе, заправил полный бак, подкачал колёса. Купил свежие огнетушитель и аптечку, второй знак аварийной остановки и светоотражающий жилет (по слухам с границы, румыны очень часто интересуются наличием этих вещей). Вся команда в сборе: Я за рулем, сын подросток шестнадцати лет на месте штурмана, и супруга на заднем сиденье в качестве главного критика и ограничителя скоростного режима ;). Имея опыт дальних поездок, решили наматывать в сутки не более 800 км, т.к. перегоны по тысячи километров уже трудно назвать отдыхом.
Всё! Завтра в путь!
День первый
Поднялись в 4 утра (пятница 17 августа) довольно легко. Благо организм еще не перестроился к новым часовым поясам. Подъехали с к погранпереходу Нехотеевка—Гоптивка в 5:30 утра. Уже была довольно длинная очередь. Русскую половину прошли примерно за час. Ещё пара часов на Украинской. Всего часа 3-3.15. Декларацию заполнять не заставляли, хотя украинский таможенник держал в руках целую пачку. Но из нашего с ним диалога, поняв, что нас этим не напугать, поставил-таки заветный штамп на выезд с ПП. После Харькова взяли курс на Днепропетровск, отмахав пару сотен км по дороге отличного качества. Далее на Кривой Рог.
Как же отличаются украинские города. Днепропетровск — неухоженный, с плохими дорогами (хотя говорят это красивый город, просто транзит проходит по закоулкам). Кривой рог наоборот, чистый и ухоженный. После Кривого рога взяли курс на Николаев. Тут мнения навитела и igo разделились. Пошел по первому в сторону Вознесенска. Он завел меня на дорогу просто ужасного качества. Временами скорость падала до 10-20 кмч, а днище цепляло за неровности. Подумал: «а не возвратиться ли мне?» и подъехал посоветоваться к стоявшему дальнобойщику. Он отговорил от возвращения, сказав, что «там ещё хуже» и указал оптимальный путь. Проскакав еще пару-тройку десятков км, добрались до нормальной дороги на Николаев.
Район пос. Воссиятское с его «направлениями».
В Одессу прибыли примерно в 18 часов. Заранее через Booking.com я забронировал номер в миниотеле «Вилари» на двое суток. Отель нам не понравился, но «наводить суету» на ночь глядя уже не стали, а упали на кровати и заснули сладким сном.
День второй
Утром поехали в центр Одессы. Без проблем нашли место для бесплатной парковки и пошли гулять. Прошлись по Дерибасовской, погуляли по набережной, поглазели на многочисленные памятники архитектуры. Город понравился своей красотой и архитектурой, а так же колоритным говором коренных одесситов.
День третий
Хорошо выспавшись, выехали в 9 утра и взяли курс на г. Болград (есть альтернатива на г. Рени, но по слухам из сети, дорога там просто ужасная, а по километражу дальше). На объездной дороге Одессы, был остановлен ДАИ за нарушение разметки. Инспектор взяток не вымогал и сразу предложил оформить протокол. Правда, увидев по документам, что машина камчатская, был О-о-чень удивлён. Смотрит в доки и говорит: «Это же далеко О_о! Сколько же вы едете? Тысячи четыре отмахали?». Я в ответ: «Да нет, десять» (пришлось слукавить). В общем, отпустил на все четыре стороны. Вот спасибо! Больше так не будем... Ещё по прошлым поездкам убедился, что когда инспектор силен в географии, это здорово выручает…
В районе пос. Маяки дорога проходит несколько километров по Молдавии. Стоит шлагбаум, пограничник быстро записывает номер авто и количество пассажиров в салоне. На выезде отдаешь эту бумажку другому погранцу. Вот такие встречаются границы...
До Болграда добрались к 12 часам и, заправившись до полного бака, подъехали к украино-молдавской границе (п/п Виноградовка—Вулкэнешть). Пока стоял на заправке, поговорил с заправщиком по поводу места прохождения границы с Румынией. Как вариант, я рассматривал перейти границу в Кагуле,т.к. обычно там меньше очередь, но километраж длиннее. Заправщик сказал, что б я не маялся дурью и ехал в Джюрджюлешть.
В очереди в Виноградовке потеряли чуть более 2 часов, причем большую часть на украинской половине. 40 километров Молдавии запомнились интересными холмистыми пейзажами, малым количеством машин на дорогах, и обилием гужевых повозок, запряженных лошадьми и даже тройками осликов. Дороги в Молдове все в заплатах, но вполне позволяют держать крейсерскую скорость. В начале четвертого доехали до молдавско-румынской границы (п/п Джюрджюлешть—Галац). Еще в Молдове, в обменном пункте (обменник справа, перед въездом на КПП погранперехода) сразу купил 40 румынских лей, для последующей оплаты паромной переправы. На удивление, очереди на границе не было и мы минут за 20 пролетели оба погранперехода. К содержимому наших вещей у таможенников интерес был нулевой. Беглый осмотр содержимого и контрольный вопрос: «Сикарети, Алкакол?». Ответ отрицательный: «Не курю и не пью!». Таможенник лукаво улыбаясь: « Я ви-и-жю-ю-ю! Проешайте!».
Через несколько минут въехали в румынский г. Галац. После Молдовы разница заметна. Хорошие дороги, везде разметка. Румыния оставила благоприятное впечатление, хотя мы и постарались проскочить её побыстрее, т.к. ночевку здесь по пути «туда» не планировали.
Решили заночевать уже в Болгарии. И поскольку гостиницу мы заранее не бронировали, хотелось найти её ещё до заката. В одном из городков, «игоша» немного заплутал, заставив нас повить кольца по городским улицам. Вечером въехали в г. Кэлэреши. Далее паром через р. Дунай и болгарский г. Силистра. Стоимость переправы составляет 35 румынских лей. Всё было очень быстро: подъехал, заплатил, тут же заехал на паром и ту-ту… Машин на пароме было только три. Из них две российских.
Прохождение границы Румыния—Болгария заняла около 10 минут. Румынскую ровиньетку на выезде никто предъявить не попросил (по слухам это норма). Возможно, эта практика очень расхолаживает наших сограждан и они «забывают» купить её на обратную дорогу (но об этом позже…). Здесь же купили виньетку за 13 евро, за право пользования болгарскими дорогами. Поскольку уже начало смеркаться, с помощью букинга начали искать отель. Уже в самом первом оказался свободным четырехместный номер. Им оказался, одноимённый с городом, отель «Силистра» расположенный на верхнем этаже бизнес центра. Условия вполне устроили. Цена 2 000 рублей включает завтрак. Берут к оплате левы, хоть евро, хоть банковские карточки. Добрэ Дошли България!
День четвертый
Утром, около десяти утра, позавтракав, выехали до г. Поморие — конечной точки нашего путешествия. Дороги Болгарии тоже оставили хорошее впечатление, хотя они, как и румынские, немного узковаты. Что особенно понравилось, так это толково нанесенная разметка на поворотах дорог. С одной стороны сплошная линия, а с другой прерывистая — обгоняй не хочу… У нас бы намалевали на несколько километров сплошную, и тащись дружок за фурой 30 км/ч. Но обогнать ни-ни… Кстати, и фур на дорогах было очень немного, так что на праворульке дискомфорта не испытываешь.
В обеденное время прибыли в Поморие. Тут с нами произошел небольшой казус: еду по улице в поисках нужного офиса, а припарковаться реально негде. Вижу — возле одного здания есть свободные места. Я припарковался и решил пойти пешком, чтобы найти нашего туроператора. Тут же почувствовал на себе чей-то взгляд. Стоит мужик, похожий на парковщика. Я ему: «Уан момент». Он в ответ: «Ноу проблем». Пришел я минут через двадцать, сказал ему «сенкью», сел и уехал. Он проводил меня печальным взглядом… Я, балда, только потом допёр, что синяя разметка означает платную парковочную зону, что на русском они разговаривают лучше чем на английском, а мужик действительно был парковщиком.
Через десять минут мы уже осматривали апартаменты. Квартира оказалась очень неплохой. На набережной с видом на море (правда, подкачали кровати, но это выяснилось позже). Тут же нарисовалась проблема: деть машину, увы, практически некуда. Кое- как притулил её, под заверения хозяйки: «Здесь никто не тронет…». Двое суток её действительно никто не трогал, но в один прекрасный момент, мой полуденный сон был нарушен приехавшим эвакуатором. Пришлось идти ругаться, мол, что за беспредел? Ни запрещающих знаков, ни разметки на этом месте? Они мне: «Перекресток! Нельзя». Предложили заплатить 300 рублей штрафа на наши деньги и переставить машину. Качать права в чужой стране трудновато будет, пришлось подчиниться. Вообще эвакуаторы работают постоянно. Приезжает на джипе целая комиссия из нескольких человек: протоколируют, фотографируют, потом подгоняют быстро эвакуатор, грузят и увозят. По городу так же попадаются машины с надетым на колесо блокиратором.
Вид из окна (здесь её чуть не «замели»).
Так пролетело 12 дней: купались, загорали, ужинали по ресторанчикам вечерами. Когда «тупой» отдых стал надоедать, вспомнили, что как никак, мы на колёсах! Ездили в Бургас (больше за шопингом), Созополь, Несебр (посмотреть). В Бургасе, в районе центра, никак не могли найти парковку. Всё расчерчено, завешано знаками, разрешающими только платную парковку посредством SMS, либо по абонементам. Я же, наученный горьким опытом, бросить на авось машину не решился. Спросил у местного автолюбителя, где можно припарковаться. Он не знал и попросил о помощи своего соседа. Тот в свою очередь, другого соседа и прохожего. Так они стояли и совещались пару минут, пока один из них не прыгнул на заднее сиденье моей машины, со словами «поехали». Еще через пару минут, мы уже припарковались на стоянке с вполне адекватными ценами. А наш незнакомец, откланявшись, испарился как добрый джин. Что и говорить, отношение к русским хорошее. Ещё обратил внимание, что в отличие от России и Украины, здесь отдыхает много инвалидов-колясочников. Катаются себе везде на своих электроколясках. На пляже, большинство народу по всей видимости болгары. Но русская речь тоже слышна повсюду.
Болгары любят разводить на балконах именно герань.
Вообще-то в Помории не очень много исторических достопримечательностей. Возможно эти одни из немногих:
Со слов местных жителей, русские скупили уже чуть ли не половину города.
Несебр:
Праворукие собратья попадаются и здесь.
Дорога домой. День первый
Первоначально запланировали остановку в Румынии. Хотелось посетить замок Бран (графа Дракулы) и г. Брашов (Румынский Зальцбург). Выехали в 6 утра. На заправке на оставшиеся левы залил 95 бенза (92-го я ни в Болгарии, ни в Румынии не встречал). В дороге меня стал напрягать хруст правого привода при левом повороте (привет пластиковым пыльникам ШРУСов, и их создателям). Через пару сотен км. стал обращать внимание и на небольшую вибрацию при наборе скорости. К агонии привода временами добавлялось нудное пение левой колодки. Она иногда плохо растормаживалась и слегка терлась о диск (всё-таки длительные простои для авто не гуд). Чтобы не попасть на ремонт на вражеской территории, пришлось отказаться от посещения Румынии (хороший повод вернуться) и проследовать её транзитом. Возвращались тем же маршрутом. Через паром. Очереди на него не было. А вот навстречу на паром выстроился длиннющий хвост.
При выезде из Румынии, очереди на границе тоже не было. Вот в этот раз, всех заставляли предъявить ровиньетку. Перед поездкой я опять купил её через интернет. Но поскольку, распечатать на принтере её не было возможности, пришлось показать служивому её на экране нетбука. Его это вполне устроило. Передо мной стояла «Тойота» с украинскими номерами, у водителя которой ровиньетки не было. Краем уха слышал его уговоры: «Мы ведь с вами почти коллеги! Я подполковник милиции! Может пропустите?» Но суровое выражение лица служителя румынской границы, говорило о том, что халява не прокатит. После долгих уговоров, наш бывший соотечественник по союзу нерушимых, отправился на поиски банкомата для оплаты штрафа. В сумерках наконец-то добрались до Одессы. На объездной наткнулись на мотель «Усадьба» и остались в нем на ночевку.
На пароме: «Дачия» — бабушка современного «Логана»:
(Кстати! И в Румынии и в Болгарии попадается много старых машин. В т.ч. и «Жигули», «Нивы», «Москвичи», «Заставы». Если на дороге встречается «Крузак», «Патрол» или иной балшой жып, то в 9 из 10 случаев, это едет наш соотечественник, либо житель Украины). На обратном пути, на встречу попалась колонна ретротачек. Наверно какой-то автопробег проводился.
День второй и он же заключительный (воскресенье 2 сентября)
Наутро стартанули дальше. В районе плохой дороги Николаев—Кривой рог, мне посчастливилось сесть на хвост местному жыгиту на «Ладе». По всей видимости, он отлично знал фарватер и пёр, лихо обруливая ямы, на скорости 100 км/ч.
Примерно к 18 часам подъехали к границе (Гоптивка—Нехотеевка). Было воскресенье и довольно большой поток авто в сторону границы. Работали почти все коридоры, а таможня работала очень быстро. Всех гнали по зелёному коридору. Прошли обе границы за 35-40 минут. Лично для меня это рекорд.
Вот и Белгород! Ура! Привод выжил! Да и мы огурцом :). Быстро по газете нашли ночлег. До поезда на Москву оставались сутки…
Выводы, размышления, ошибки, расходы
Границы и погранпереходы: К сожалению, границы с Украиной самые медлительные на прохождение. Причем один из самых современных ПП Нехотеевка—-Гоптивка — самый забюрократизированный. Только здесь нужно всем выходить из машины (и не раз), чтобы показать свою физиономию служителям границы. Слава богу, в этом году в красный коридор нас ни разу не загнали. Приятно удивлён! Но всех остальных ПП оформлением документов занимается водитель. Пассажиры сидят в машине, а фэйсконтроль делается через окно.
Дорожная полиция: За весь путь был остановлен только раз и то за дело. Старался не нарушать. Превышал скорость (каюсь) на ненаказуемые 20 км/ч на Украине и 10 км/ч в Румынии и Болгарии. Хотя румыны носятся лихо. Но полиция отлавливает лихачей в т.ч. и иностранцев (видел несколько раз).
Навигация: Вопреки общественному мнению, что «iGO» в Европе царь и бог, а «Навител» — чмо и отстой, мне больше понравился последний. Конечно, ошибаются обе программы. Но «Навител», показалось, что реже. Да и понятней он мне что ли… Обычно, перед сложным участком, прокладывали оба маршрута и ехали по тому, который показался более простым.
Связь и интернет: На месте симку покупать не стал. Пользовался роумингом от «МТС». Но всё-таки это довольно дорого. Поговорил с домом минуту-другую, пару сотен улетело. Интернет есть во многих кафешках. У нас на квартире своего не было, но бил хороший сигнал Wi-Fi из соседнего ресторана. Пришлось один разок сходить туда попить пивка с ноутом за паролем…
Море и пляжи: Не думаю, что в Болгарию нужно ехать исключительно ради моря. Да оно теплое +25-26С. Прибрежная полоса довольно широкая. Под ногами песок. Но пляжи не идеальны по чистоте, хотя и чище крымских. Вход на пляжи свободный. Соответственно лежаки и зонты за плату. Вообще Болгария понравилась своей демократичностью. Нигде не слышал: «Частная территория!», «Предъявите пропуск!», «Покажите карту гостя!» и т.д. Поступаешь так: идешь, видишь бассейн при отеле, разделся, искупался. И никто тебе слова не скажет. А хочешь сервиса — плати.
Это не наш отель, но его бассейн я посетил.
Питание: Вот от чего мы были в восторге, так это от их кухни. Всё очень вкусно и поразительно недорого. Много блюд из свинины и курицы, вкусные соусы, масса морепродуктов, овощи тушеные и запечённые. Недорогие фрукты (виноград 40-60 рублей, персики, слива, яблоки от 30 рублей, инжир от 80 руб.).
Из горячительных напитков: местные бренди, ракия. Вина вообще не счесть. Правда, лично я любитель крымских крепких вин, поэтому в Болгарии больше налегал на местное пивко. Очень, скажу, недурное…
В пути попадается вдоль трасс очень много точек питания. Но мы побаивались питаться в дороге в незнакомых местах, предпочитая проверенный фастфуд, либо бутерброды и чай из термоса. Правда, от слова «Макдональс» у меня и сейчас подкатывает тошнота. Зато ребенку радость…
Такой ужин в ресторане около 700 рублей:
Для сладкоежек есть кафе-сладкарня «Захаро» — вкусные десерты без привкуса «синтетики».
Ошибки: Главная, это та, что я заранее забронировал жильё сразу на 12 дней. Нужно было на 5-7. И дальше перемещаться по побережью. К тому же, я поздно узнал, что болгары дают двухкратную визу. Можно было въезжать и выезжать два раза. А следовательно выехать либо в Турцию на Средиземное море, либо Черногорию, Хорватию на Адриатику. Теперь строю планы на лето 2013 г.
Расходы по поездке:
Всего: 1 111 Евро (46 500 руб.).
Доп. Расходы:
Итого: 70 000 руб.
Расходы на питание, покупки, подарки, здесь не учитываю, т.к. потребности у всех разные...
Расходы на бензин и его цена (приблизительно): Украина — 44 руб./литр 92-го, Болгария — 57 руб. за 95.
Пробег составил 3 220 км. Израсходовано 280 литров, на общую сумму примерно 12 000рублей. Средний расход: 8.7л/100км.
Полезные ссылки, которыми пользовался:
Ну вот как-то так…
41reg