|
Семейное автопутешествие в Миасс, к моим родителям, планировал давно. Но, супруга отказывалась от данной «авантюры», ссылаясь на объективные причины: не построена дорога Чита—Хабаровск (уже построили); не подходящее авто для путешествия (до 2008 года катались на Toyota Camry); страшно (вдоль всей трассы бродят маньяки и убийцы); здоровье не позволяет и… и ещё 1000 и 1 причина. Поэтому, приходилось довольствоваться услугами «Аэрофлота». Капля камень точит, и в этом году мне удалось уговорить супругу на путешествие (уговоры стоили немалых обещаний).
Отпуск у супруги начинался 21 июля, выезжать решили 22 июля. Но, повстречав давних знакомых Николая и Татьяну, с удивлением узнал, что они тоже собираются на автомобиле в Украину, причём едут уже не первый раз, выезд планируют 23 июля. Любезно приглашают присоединиться к ним — веселее будет. Забегая вперёд, напишу, совместно с друзьями мы проехали до Байкала, далее они «ушли в отрыв, без остановок» до Красноярска к родственникам.
Автомобиль — Toyota Ipsum 1999 года выпуска, был куплен на аукционе 9 декабря 2008 года, аккурат в этот день «наш дорогой» премьер-министр подписал указ о повышении таможенных пошлин на ввозимые в РФ подержанные автомобили. Наша семья, конечно, очень ценит заботу руководства о благосостоянии простого россиянина, но, «три лады калины» мы просто не потянем финансово!
За месяц до поездки машина поставлена на диагностику с последующим ремонтом (кстати говоря, диагностику и ремонт проводим каждые полгода). После — замена жидкостей. Попросил в сервисе, чтоб поменяли все жидкости, какие только могут быть в автомобиле. В прежние годы менял масло — только в двигателе и «автомате». Всегда ссылаясь на известную народную поговорку «авось прокатит». До поры до времени «прокатывало».
Работник сервиса, открыв крышку радиатора, спросил: «А как давно Вы меняли антифриз?»
Судорожно попытался вспомнить, когда… — не получилось.
— Да ни разу не меняли.
— А у вас здесь вода!
Особого значения этим словам я не предал, как оказалось впоследствии, зря!
Ещё, очень остро стоял вопрос по замене колёс, на авто стоят летние «Bridgestone» производства Японии, откатались на них уже три сезона. Был произведён особо тщательный осмотр и консультация у «специально обученных» людей. Вердикт — колёса менять не надо! Можно ехать!
Далее подготовка к поездке сводилась к покупке «особо нужных вещей», без которых автопутешествие не то что невозможно, а просто — бессмысленно. Уже теперь, вернувшись домой, могу сказать что нам действительно понадобилось:
Рекомендую всем, кто отправляется в путешествие с Дальнего Востока в сторону запада, скачать "легенду", на последней странице самые «свежие версии» трассы. Указана практически вся информация, которая необходима, где и как: кормят, «заправляют», спать укладывают.
Купили навигатор. Особенно не понадобился, т.к. указатели объездных дорог стоят заблаговременно, а навигатор прокладывал маршрут только через город, объездные дороги в карту навигатора не были загружены изначально. Если планируете заезжать в города — то покупайте. Выводит из города, но только через центр. Перед поездкой желательно обновить карту, но… очень много дорог в режиме строительства. И когда мы попадали на такие участки, с асфальта на грунт, либо ехали по недавно сделанной дороге, навигатор начинал «сходить с ума»: «Вы ушли с маршрута!». Либо предлагал повернуть до или после перекрёстка, в кювет! Поэтому на третий день путешествия перестали обращать внимание на его «истерики».
На этом наши «судорожные» приготовления были закончены. Терпеливо ждём начала путешествия… Состав путешественников: Владимир — водитель, по совместительству штурман, он же муж Елены. Елена — штурман, по совместительству водитель, супруга Владимира. Данил — сын Владимира и Елены, возраст 15 лет. Милка — кошка для массовки, возраст три с половиной года.
1 день/23 июля
4 часа 40 минут по местному времени, выходим из квартиры. На улице лёгкий дождик, темнота. Одометр сбрасываем до 0000 км. Начинаем движение. У кошки судорожные «метания» по машине, «истерический ор», благополучно заканчивающийся через три минуты «походом» в лоток по «большому». В салоне резко повышается концентрация «озона», приходится тормозить и наводить «порядок». В результате полученного стресса, кошка проделывала данную процедуру ежеутрене, причём, только в машине.
На дорогах города, практически нет движения — красота. «Пролетаем» до ворот «Ботанического сада», паркуемся ждём наших друзей. Простояв 15 минут — решаем позвонить, узнать, где они? Изумлению нет предела, наши друзья ещё спят! Поехали не спеша, догонят. Уссурийск «прошли» по объездной дороге.
Недалеко до Шмаковки созваниваемся с Николаем и Татьяной, они уже «догнали» нас. Делаем остановку, покупаем минеральную воду из источника.
Особо описывать дорогу до Хабаровска — не имеет смысла, нормальных участков — практически не было. Ямы, волны, ремонтные бригады, висящая в воздухе пыль. Результат — подъезжали к Хабаровску измученные как «рабы на галерах».
На въезде в город нас поджидал друг Алексей, у которого мы переночевали после первого дня путешествия. Николай и Татьяна переночевали у своих родственников. Добавлю — первый день был самым трудным, и по дороге (ужасное качество), и морально, не привыкли мы так долго находиться в пути. У супруги поднялось давление, и сильно разболелась голова. Находясь в квартире у Алексея, я молился только об одном, чтоб она совсем не «расклеилась», и не стала просить отменить поездку. Спасибо ей за терпение.
2 день/24 июля
На одометре 761 км. На указателе «Чита — 2 167 км». Проезжаем мост через Амур, «где-то там», за мостом договорились встретиться с друзьями.
По объездной «прошли» Биробиджан.
Проезжаем между посёлками Пашково и Архара. Картина маслом: «На обочине припаркованы три автомобиля примерно 90 годов выпуска, у всех подняты капоты. Один автомобиль с «иностранным номером» (белый номер с латинскими буквами). Возле каждой машины, склонившись буквой «Г» и буквально «уткнувшись носом» в двигатель стоят «сироты». Упитанные «лица» с «гастрономическим загаром». Завидев наши машины, одновременно, как бандерлоги, почуявшие удава, приняли вертикальное положение, ритмично двигая (да простят меня читатели) задницей вверх-вниз, одновременно приседая в коленях, и вытянув вперёд правую руку, начали судорожно трясти пухлыми ладошками. Синхронность движений — 100%. Долго тренировались!
Мы шли первыми. Смотрю в зеркало — Татьяна останавливается возле первой машины (помочь «ближнему»). Сворачиваю на обочину, останавливаюсь метрах в 15 от третьей машины «разводящих». Выхожу из авто, ко мне «со всех ног» бежит «иностранец», улыбка «шире лица».
— Hello! One литр бензин please — произносит без всякого акцента как английские так и русские слова.
— Нет!!! — и переключаю свой взгляд на машину друзей, возле которой, в лучших традициях дикарей из племени, затерянного в джунглях, исполняется «ритуальный танец». Автомобиль «взялО в кольцо» прыгая, размахивая руками и крича нечто нечленораздельное, «стая бандерлогов». Со слов Татьяны и Николая:
«Думали, действительно нужна помощь. Остановились, открыли окно, подбегает (вернее подпрыгивает) «особь», спрашивает про бензин. После чего, не дав им опомниться и что-то лопоча на неизвестном наречии, сорвав с пальца массивную, «золотую» печатку, начал крутить ей перед нашими лицами. Что он при этом «говорил», было непонятно. Остальные «члены стаи», окружив машину, заглушали истеричными воплями друг друга. Видимо рассказывали, какая у нас гостеприимная и красивая страна. Беглого взгляда на печатку хватило, чтобы понять — пора ехать дальше».
Про данный вид «развода» исписана не одна страница в интернете и тема должна быть закрыта. Но… видимо, не оскудела земля русская «любителями бесплатного сыра» от «добрых самаритян», коль такие «сытые мордочки» стоят вдоль дорог.
Возле стелы «Москва—Владивосток» традиционно фотографируемся.
Сначала кладём асфальт, потом проводим коммуникации.
В этот день видели много мелких зверушек, перебегающих дорогу и «раскатанных» по дороге. Ближе к вечеру, на очередном спуске, увидели оленя, вышел на обочину и что-то обнюхивал. Пока подъезжали к нему — никакого беспокойства не проявлял, стоило притормозить — резко ушёл в родные пенаты. Заночевали в гостинице «Уют». Хорошая гостиница, чистые номера, душ и туалет на этаже.
Охраняемая платная стоянка.
Таким образом кошка «транспортировалась» в гостиницу и обратно в автомобиль, дабы не вводить во гнев праведный администрацию мест отдыха.
3 день 25 июля
На одометре 1 904 км. Рано утром выходим из гостиницы. Завариваем крепкий кофе и, вздохнув полной грудью утренней свежести, садимся в автомобили.
В нескольких километрах от гостиницы большая автостоянка, рядом ручей, возле ручья множество палаток и легковых машин. День запомнился хорошей погодой и кучей насекомых, бьющихся об лобовое стекло, впрочем, в другие дни насекомых было не меньше.
На улице +30!
«Странная» заправка. Заправочные колонки 1913 года выпуска. Названия и какой-либо информации — нет. Кассового аппарата нет! В «легенде» «Населённый пункт — Семиозёрный».
Асфальт «свежий» — дорога волнами.
На этом участке полное отсутствие гравитации.
Ближе к вечеру «проезжаем» Читу. И начинаем задумываться о ночлеге. Озеро Арей — сворачиваем с трассы, проезжаем по разбитой лесной дороге, вот оно во всей красе! Вдоль всего берега палатки, плавно переходящие в населённый пункт деревенского типа. Жильё — 400 рублей с носа. Комната в типовой хибаре, постройки времён СССР. Такие строения видел в пору моей пионерской юности, когда ходили с друзьями в походы на озёра. Строили их для работяг, приезжающих на выходные, либо в отпуск. Большой дом, с застеклённой верандой, длинным, центральным коридором и комнатами на 3-6 человек, в зависимости от потребностей. Коридор заканчивается русской печью. В стоимость проживания включено: кровать с панцирной сеткой, матрас, подушка, одеяло, а… пыль на полках — бесплатно. Постельные принадлежности за дополнительную плату в 100 рублей. Удобства на улице, душ отсутствует, баня за дополнительную плату. Вода из скважины — ледяная. На веранде имеется газовая плита, чем мы и воспользовались утром.
Такой вот «люкс».
4 день/26 июля
На одометре — 3 020 км. Проснулись затемно, на улице +8, как-то непривычно после предшествующей жары.
Утро на озере Арей.
Умылись, выпили кофе, пора и честь знать! Выезжаем на трассу, начинает светать. Через час въезжаем в туман, причём очень плотный.
Скорость сбавляем до минимума, видимость — плохая. Примерно через 100 км, туман рассеивается, подъезжаем к «Глазному роднику».
Набрали воды, позавтракали. Впереди Улан-Уде.
На сегодняшний день наша цель — остановка на Байкале. Станция Тельная, продажа омуля и объявление на большом куске фанеры «Сдача домиков на берегу озера», тут же указаны телефоны. Решаем проехать до Бабушкина и разузнать там. Проехали посёлок «насквозь» никаких объявлений нет. Заезжаем на заправку и интересуемся у персонала, где можно снять домик, либо номер, на берегу озера? Ответ порадовал: «Поезжайте дальше по трассе, возможно, там будут домики.» Николай и Татьяна задержались в Улан-Уде, по времени должны подъезжать к нам. Звоним и просим притормозить возле «рекламы» и позвонить по указанным телефонам. Через 30 минут ответный звонок: «Домик на пять мест, 500 рублей с взрослого и 100 рублей с «ребёнка». Соглашаемся и мчимся в обратный путь (15 км). Домик хороший на пять кроватей, от трассы 300 метров, чистенько, уютно. Есть летняя кухня во дворе с посудой и печкой. Душ и баня за отдельную плату. Увидев нашего «ребёнка» хозяйка изменилась в лице, но цену поднимать не стала.
Разложили вещи, купили омуля, съездил в посёлок за пивом, заодно прикупил продуктов на завтрак (пока ходил по магазинам и искал продукты, «прицепились» два местных жителя, преследовали по пятам и клянчили денежки на хлебушек или сигаретку, причём один «бомжик» сидел в инвалидной коляске, скрестив ножки по-турецки, другой, толкая коляску, мелкой рысью бегал за мной от магазина к магазину, ксожалению, «дежек», как и «курева», они не получили).
Располагаемся на берегу, водичка отличная, градусов 20, купаемся, загораем.
Так закончился 4 день путешествия.
Утром сводил к озеру Милку, очень удивилась количеству воды,…
…от проверки качества отказалась.
5 день/27 июля
На одометре 3 632 км. Выспались, умылись, приготовили завтрак в летней кухне и в путь. После обеда подъехали к «Култуку», на переезде через ж/д простояли 30 минут.
На сопке остановились сфотографироваться и прикупить омуля горячего копчения, Милка пристрастилась к этому деликатесу.
Иркутск прошли по объездной.
Немного не доехав до поворота на посёлок Зима (12 км), опять «картина маслом» — три машины на обочине, но все с российскими номерами. На этот раз только один «бандерлог» выскочил на дорогу. Я осклабился и помахал ему в ответ. Через 500 метров опять «они», на другой стороне дороги, и тоже на трех машинах. Окружили микрогрузовик и «обрабатывают» водителя. ОДНАКО!!!
После обеда проехали самую протяжённую грунтовку от с. Болюшко до п. Щербета — 34 км, терпимо. Заночевали в Нижнеудинске, на выезде из города гостиница «ХАН», приличная, недорогая кухня. Двухместный номер за 1 400 рублей, душ и туалет в номере. Две односпальные кровати. Кошка тоже нашла свое место в номере.
6 день/28 июля
На одометре 4 392 км. Напротив гостиницы заправка «Роснефти», заправляемся «под горлышко» и «мчимся». Нижний знак на фотографии информирует «это рекорд скорости, которую развили на данном участке дороги». Мы смогли разогнаться до 20 км/ч.
Время близится к обеду, съезжаем с дороги и останавливаемся в «чистом поле» отдохнуть и перекусить.
Увиденный пейзаж «поражает»! Уже было замечено, подъезжая к населённым пунктам, количество мусора и прочих отходов «жизнедеятельности» по обочинам дорог, либо на съездах с трассы, становится больше. Причём, эта тенденция увеличивается в геометрической прогрессии ближе к «центру России», видимо сказывается плотность населения на квадратный метр. Фотография не сможет передать того «ужаса», от вида загаженного леса, уместнее будет процитировать Ярослава Гашека «…повсюду виднелись кучки человеческого кала международного происхождения представителей всех народов Австрии, Германии и России. Испражнения солдат различных национальностей и вероисповеданий лежали рядом или мирно наслаивались друг на друга безо всяких споров и раздоров».
Хотя на каждой заправке имеется контейнер для мусора и «ватерклозет». Берегите природу — мать Вашу!
Редко в каком городе увидишь такую заботу о вожде мирового пролетариата.
Пост ГАИ перед поворотом в п. Тюхтет, заблаговременно сбрасываем скорость и медленно движемся в потоке машин перед добрым оком инспектора ДПС. За рулём супруга, дремавший «доселе» инспектор увидев гос. номер автомобиля взбодрился, перевёл взгляд на водителя, сделал очень удивлённый взгляд и долго смотрел нам вслед. К чему бы это?
Проезжаем Боготол, решаю немного вздремнуть, пока руль в надёжных руках. Начинаю погружаться в «офф», раздаётся «свист», негромкий — но мерзкий. Супруга с явным негодованием в голосе кричит: «Дорогой, кажется, у тебя проблемы!». Открываю глаза, мчимся под горку на скорости 110 км/ч, вся панель «горит огоньками». Супруга «выруливает» на обочину, покуда у авто не закончилось инерционное движение. Выхожу из машины, из-под правого крыла струится, нет, не струится — хлещет маслянистая жидкость.
Ну что ж, пробили масляный поддон — это первая мысль. Дорога отличная, ни ямки, ни камушка. Может «сливная гайка» вылетела…? Заламывая руки и «проклиная всё и вся», начинаю исполнять «танец с бубном» вокруг авто, пиная покрышки, протирая фары и заглядывая под капот! На другой стороне дороги кафе «Симба». Возле кафе автомобиль ДПС.
Понурив голову, подхожу к инспекторам, объясняю ситуацию и прошу помощи. Александр (так звали инспектора), звонит по телефону и буквально через 20 минут к нам подъезжает микрогрузовик. Цепляемся буксировочным тросом и колонной, автомобиль ДПС впереди, движемся в обратном направлении, в Боготол.
«Мастер», внимательно осмотрел двигатель, проверил уровень масла (масло было в норме), попросил завести. Поворачиваю ключ, загораются все датчики, машина не заводится. Диагноз от «мастера»: «Сгорел бензонасос, т.к. не слышно, чтобы топливо в двигатель подавалось. Надо менять бензонасос». На мой резонный вопрос: «А что же тогда вытекло из-под капота?» — «мастер» закурил сигарету, позвонил куда-то по телефону, и сказал мне следующее: «Сегодня уже поздно, все магазины закрыты. Завтра с утра купим запчасти и будем ремонтировать». Через пять минут подвёл к машине молодого человека и попросил меня заново озвучить историю поломки. Далее произошёл не менее интересный диалог между «Мастером» и Молодым Человеком (которого звали Михаил):
М: — Бензонасос сгорел, когда включаем зажигание, не слышно чтоб насос работал.
МЧ: — А в этой машине нет бензонасоса, тут EFI. И это у него помпу заклинило, ремень ГРМ «прокрутило» и жидкость охлаждения вытекла!
После чего Михаил попрощался с нами и ушёл.
Настала пора, думать о ночлеге. Супруга с сыном поехали в город (работники автосервиса любезно предложили довезти до гостиницы). Мы с кошкой остались «охранять» машину, т.к. автосервис находился «за городской чертой» и на ночь ни какой охраны на территории автосервиса не было.
7 день/29 июля
На одометре 5 162 км. Утром просыпаюсь, от того, что кошка «ходит колесом» по салону. Две трясогузки сели на крышу машины и прыгают по ней, издавая весёлый писк. В салоне у кошки «предынфарктное» состояние. Открываю дверь, выпускаю Милку на улицу, трясогузки ретируются. Заварил кофе. Жду.
К 11 часам подъезжает «мастер», садимся в его машину и едем в магазин за запчастями. Как ни странно — но все запчасти в магазине присутствовали.
Приехали обратно и «мастер» меня обрадовал — ремонтировать машину будет Михаил. Затолкали машину на «яму» и началось… Надо отдать должное Михаилу, «окунувшись с головой» в ремонт, ни разу не отошёл покурить.
Без комментариев.
В 15 часов ремонт был завершён. Михаил прокомментировал данную поломку следующей фразой: «Видимо жидкость охлаждения редко меняли, вот подшипник и разбило» (Скупой платит дважды!!!).
Спасибо Вам, Михаил, Александр и другие жители Боготола, кто помог нам в нашей беде!
Звоню супруге (они остановились в комнате отдыха на Ж/Д вокзале) предупреждаю чтоб собирались и мчусь за ними.
В 16 часов мы выезжаем из города и держим путь «согласно маршрута». Вечер застаёт нас недалеко от Новосибирска, заезжаем в кафе «Вояж» — свободных комнат нет! К слову — их там всего две! Советуют ехать дальше: «Там есть большие отели». Едем, внимательно глядя на обочину, не проехать бы мимо «гостиницы». «Взлетаем» на горку, а тут сюрприз — автомобиль ДПС с радаром, «работники» были заняты оформлением нарушителей, поэтому нам «повезло». Останавливаюсь, и иду к ним за информацией о близлежащих отелях, т.к. на «дворе уже темно». Предлагают ехать дальше, ещё километров 25 «там» есть гостиница, но не факт что есть номера. Тут один из сотрудников озадачивает меня вопросом: «А Вы в «Смаке» были? Может у них есть номера?» Указав при этом на полуразвалившееся строение в 20 метрах от дороги. Бегу в «Смак», номера есть. Цена соответствует качеству — 250 рублей с человека, в номере диван — разбитый в хлам, кровать — от лучших дизайнеров, стол, холодильник , который не работает, окно закрыто «наглухо», туалет на улице, вода на улице, душ — отсутствует.
Машину поставили во двор, под охрану огромных размеров пса! Хозяйка заведения закрыла его в будке, т.к. пёс готов был «съесть» меня, рвался с цепи, хрипел. За машину я спокоен! Покушали, разузнали режим работы кафе. Хозяйка заверила нас, что открываются они в 6 утра, и завтрак будет готов в это же время.
8 день/30 июля
На одометре 5 658 км. Просыпаемся в 5 часов 40 минут, дружно бежим на улицу чистить зубки и готовиться к завтраку. Пока «суть да дело», время 6 часов. Бегу к дверям кафе. Закрыто. Стучусь. Никакого движения. Обхожу кафе, подхожу к воротам и кричу «во двор» — а в ответ тишина. С брелока завожу машину. Собака, которая несколько часов назад «исходила пеной» от мысли, что не может меня порвать, растянулась возле будки и спит… Осторожно открываю ворота и начинаю движение в сторону машины. Цепь у собачки не особо длинная, может быть и успею отбежать на безопасное расстояние. Подхожу к машине, открываю дверь, запрыгиваю. Перевожу дух! Выезжаю, закрываю ворота. Собачка не приоткрыла глаз! Уезжаем по-английски…
После обеда проезжаем Омск. Следуем строго по указателям, на Челябинск, дорога отличная.
Оживает навигатор: «через Н. метров поворот направо», проезжаем указанное количество метров, направо действительно есть «дорога» — только грунтовая и в ямах, никаких указателей на Челябинск, либо другой город, нет! Даже не притормаживая, едем прямо. Навигатор верещит без остановки: «Вы ушли с маршрута!». Не обращаем особого внимания. Через 30 километров начинается раздражение и зуд от постоянного вопля, нажимаем кнопку off. Мило беседуя и любуясь пейзажем, подъезжаем к металлическому забору с колючей проволокой наверху. Дорога перекрыта шлагбаумом, перед которым выстроилась очередь из 12 машин. И тут на меня «снисходит озарение»: мы на границе с Казакстаном (в середине слова «к», а не «х», как мы привыкли с советских времён). Сразу вспоминаем «грунтовую дорогу». Проклиная себя, что не послушал «навигатор», иду узнавать информацию, «как пересечь границу и остаться при деньгах». Во Владивостоке, был «запуган» информацией о «злобных работниках ДПС Казакстана» от знакомых и друзей, согласно, их историям: «Злобные казаки только и думают как — бы обчистить россиянина». Но при этом, ни один из «авторов» — не пересекал границу!
Проезжаем за шлагбаум, зона досмотра российской таможни. К машине приближается милая девушка, в униформе.
— Оружие, наркотики, запрещённые к перемещению предметы? Откройте машину! Откройте багажник! Откройте капот! Идите, оформляйтесь!
Оформляемся у российских пограничников. Железная будка с двумя окошками, выкрашенная в серый цвет. Молодой человек за пуленепробиваемым стеклом, не поднимая головы и не отрывая глаз от наших документов, нехотя цедит сквозь зубы: «Откуда и куда?» — задав ещё пару наводящих вопросов, отдаёт документы, глядя на нас с нескрываемым презрением. Даже неловко стало, что мы потревожили своим присутствием «Их светлость».
Открывают шлагбаум, мчимся по нейтральной полосе к казакским пограничникам. После такого «радушного» оформления у «нас», что же будет «там»?
Казакская граница, таможенный пост. Встречают два таможенника и собака:
— Оружие, наркотики, запрещённые к перемещению предметы? Откройте машину! Откройте багажник! Откройте капот! Идите, оформляйтесь!
Пока осматривали машину, держал Милку на руках, прижав мордочкой к груди, чтоб не увидела собачку. Собачка к обнюхиванию машины не проявила никакого интереса, подбежала ко мне и стала обнюхивать хвост у кошки.
Пограничный пост у казаков — двухэтажное, кирпичное здание, просторное и светлое. Заполняем «въездные визы», подаём документы на оформление.
— Здравствуйте. Откуда и куда? Посмотрите, пожалуйста, на «камеру», замрите, спасибо. Счастливого пути!
Въезжаем в Казакстан, иду оформлять страховку. В кабинете двое хмурых мужчин, по виду — «навеселе».
— Здравствуйте, мне нужна страховка! — протягиваю документы.
— Какая страховка…? На сколько…? — разворачивая и изучая документы — Так вы из Владивостока!?
— А мы там служили! — в один голос, закричали, улыбаясь, агенты по страхованию — С днём ВМФ тебя!! Я на Русском служил! А я в Техасе! Давай выпьем, зёма! — в такой оптимистичной обстановке, предаваясь воспоминаниям о днях службы в ВМФ (а накануне был день ВМФ, чем и объяснялась их «печаль в глазах»), мне оформили страховку на месяц за 550 рублей и снабдили массой необходимой информации:
Правильно сделал что поехал через Казакстан, сэкономил время, плюс к этому дорога через Ишим на Курган сильно разбита.
Страховка нужна обязательно, при её отсутствии огромный штраф (и это не шутки).
По трассе скорость 110 км/ч, если нет ограничивающих знаков, за малейшее превышение штраф (в разы больше, чем в России), к их чести добавлю, качество дорожного покрытия не позволяло особо разгоняться, но 100 км/ч держали постоянно.
Пристёгнуты ремнями все, даже пассажиры! (иначе штраф).
Пожелав мне счастливого пути и крепкого здоровья, расстался с этими добрыми людьми. От предложенного мне спиртного вежливо отказался.
Два часа едем по Казакстану, обогнув Петропавловск, подъезжаем к границе. Оформляемся в «обратном порядке» и вот мы в России! Здравствуй, Родина! Заправились на «Роснефти» и мчимся в сторону Кургана. На оформление всех документов и проезд через «сопредельную территорию» потратили четыре с половиной часа.
По дороге заворачиваем в кафе «Русалочка» — из «обширного» меню, в наличии борщ и курочка (окорочок). Заказываем и идём мыть руки. Туалет один, там же раковина, вода только холодная, мыла нет, в раковине тина, унитаз закрыт пластиковой крышкой и замотан скотчем! Т.е. ходить в туалет можно, но только «под себя». Воду качают из неглубокой скважины, рядом болото, поэтому вода со специфическим запахом и вкусом. День близится к завершению, а до контрольной точки осталось 572 км. Решаем ехать до «победы». Но около 00 часов поняли, что не выдержим, надо передохнуть, и по всем законам жанра, никаких кемпингов на пути не встречается! Подъезжаем к кафе, огромная стоянка, рядом заправка. «Протискиваемся» между фурами, откидываем спинки сидений максимально назад, невзирая на протесты сына и «проваливаемся» в небытие.
9 день/31 июля
На одометре 6 989 км. Просыпаемся в 2 часа 40 минут, всё тело затекло. Выхожу, разминаюсь, заводим машину, в путь. Последний рывок до Миасса. Подъезжая к Чебаркулю, звоним родителям, предупреждаем, что в ближайший час «зайдём в гости».
Г. Миасс — остановились у подъезда, на одометре 7 277км.
Далее были насыщенные дни отдыха.
Отдохнули на озере «Тургояк».
Вода прозрачная на 100%.
Так же на озере можно «ходить по воде аки посуху».
Сходили на экскурсии в «Естественно-научный музей Ильменского государственного заповедника им. В.И. Ленина Уральского отделения РАН» ,
Владимир Ильич лично встречает, перед входом в музей.
Прожив полжизни в Миассе, не знал, что здесь водились мамонты.
А эту чашу из нефрита, сделали специально к приезду ВВП в 2007 году, на военные учения в городе Чебаркуле. К сожалению ВВП не посетил музей, где его ждал сей девайс в подарок!
«Златоустовский городской краеведческий музей».
В музее имеется собственное ателье, «пошив» костюмов по размеру клиента.
Хоть и не Фаберже, но тем не менее!
Сходили в «Ильменский заповедник».
Окаменевший доисторический змей.
Что это за отверстие? По форме — гигантская ракушка.
Машгородок. Возле такого памятника нельзя не сфотографироваться!
Пора собираться в обратный путь.
1 день/18 августа
Обнуляем одометр. В навигаторе указываем маршрут и выезжаем из Миасса в 10 часов. Температура воздуха 15 градусов.
Цель на сегодня — доехать до границы с Казакстаном. На развязке «Екатеринбург—Курган» ушли с маршрута. В этот раз прислушались к «навигатору» и вернулись на правильный маршрут.
На деревьях почётный экскорт.
Проехали Макушино, трасса практически пустая. На российской границе никого! Увидев нас, пограничник поднял шлагбаум и жестом пригласил, не останавливаясь, проезжать на таможенный досмотр… Через 40 минут мчимся по Казакстану в сторону Петропавловска. Стационарный пост ДПС, молодой инспектор, увидев наш номер, резко взмахивает жезлом, приглашая припарковаться к обочине. «Ну, всё! Сейчас будут вымогать деньги!» — ничего более оптимистичного не приходит на ум. Открываю дверь, выхожу из автомобиля. Инспектор приближается ко мне.
— Здравствуйте, уважаемый участник международного автомобильного движения — вежливо улыбаясь, произносит инспектор, протягивая мне правую руку ладонью вверх. Достаю бумажник с водительскими правами и подаю ему. Инспектор резко убирает руку и, улыбаясь ещё сильнее, произносит: «Вы меня не правильно поняли, я с вами здороваюсь». Пожимаем друг другу руки. После этого он берёт права. Внимательно изучив права и свидетельство о регистрации, задаёт последний вопрос: «А страховку Вы оформили?». Показываю страховку. Не менее вежливо, попрощавшись с нами и пожелав счастливого пути, уходит на свой «пост».
Заезжаем в Петропавловск, интересуемся у местного населения, где имеются гостинцы? В итоге, заблудившись, оказываемся на площади у ж/д вокзала. Бегу на вокзал интересуюсь «комнатами отдыха» — свободных мест нет, но предложили пройти к билетным кассам — там имеется фирма по сдаче квартир внаём. Подхожу к офису, интересуюсь у менеджера, насчёт «переночевать на одну ночь».
— В данный момент имеется двухкомнатная квартира, кухня с посудой, телевизор со спутниковой тарелкой, три кровати, ванна, туалет, лоджия и ещё куча всяких полезностей… Всего 3 500 тенге (700 рублей) за сутки. Данная жилплощадь находится на улице Н.
— А как туда проехать?
— А вы не знаете где эта улица?
— Нет, я не местный.
— В таком случае вас проводят, а сейчас пройдите через площадь, и в доме напротив здания ж/д вокзала, находится наш офис. Там оформите документы и заплАтите деньги.
Бегу в офис, через 3 минуты захожу в дверь: «Здравствуйте меня направили к вам с ж/д вокзала…»
— Здравствуйте, — обрывает меня на половине фразы субъект за стойкой — Мне уже позвонили, к сожалению, мы не можем сдать вам данную квартиру, там засорился унитаз. Слесарь будет только утром. Но имеется другая двухкомнатная квартира, за 7 000 тенге!!!
Развод — даже ничем не замаскированный. На всякий случай интересуюсь, где ближайшая гостиница. Направляют прямо по улице и направо, в гостиницу «Адмирал». Бегу в указанном направлении. Есть такой отель. Номер люкс с огромной кроватью 5 000 тенге (1 100 рублей). Администратор, девушка — добрейшей души человек. Увидев, что нас три человека, предложила дополнительное полотенце совершенно бесплатно.
С таким комфортом и уютом мы ещё не отдыхали. Шикарная, добротная мебель, всё сияет чистотой. Телевизор и бесплатный Wi-Fi. Душ и туалет в номере.
2 день/19 августа
На одометре 650 км. Выспались, прокатились по городу, позавтракали в кафе, отведав национальной кухни. В полдень покинули гостеприимную страну. Между Омском и Красноярском стадо «бандерлогов», прыгали вдоль дороги. Больше, ничего интересного в тот день не увидели.
Заночевали возле с. Белобродово. Современный «отель для дальнобойщиков». Номера на выбор, подешевле — 1 000 руб. за трёхместный номер («удобства» на этаже), и подороже — 1 700 руб. за трёхместный номер («удобства» в номере). Номера чистые, бельё стерильное — понравилось.
3 день/20 августа
На одометре 1 510 км. Позавтракали в столовой при отеле, обильно, вкусно и недорого.
Между Новосибирском и Кемерово (в легенде «Поворот на п. Юрга») пост ДПС. И, как положено, перед постом знак «40 км/ч», каким образом можно резко снизить скорость с 90 до 40 км/ч?.. Добрый инспектор взмахнул жезлом и… останавливаюсь в 15 метрах от него, из машины не выхожу. На всякий случай, повернул «регистратор» в сторону окна, для записи нашего разговора. Нарушений не «безобразил», а что скорость была чуть выше 40, так правила запрещают экстренное торможение без нужды. Инспектор, постояв немного на месте, и видя, что я не спешу бежать к нему «со всех ног», вразвалочку приближается ко мне.
— Здравствуйте, инспектор ДПС (далее неразборчиво). Предъявите ваши права! — Машинально пролистав, нехотя «выдавливает» — А почему у вас не включён ближний свет?
Смотрю на тумблер, действительно отключено. Быстро исправляю недочёт.
— Вы знаете, были на заправке, выключил, пока заправлялись. А выезжая, забыл включить. Извините. Постараюсь впредь не нарушать!
Инспектор, хмуро взглянув мне в лицо, протянул документы и повернулся спиной. Повезло.
В полдень останавливаемся на выгул кошки. Свернули на грунтовую дорогу и съехали на широкое поле. Какие-то странные растения здесь растут. Интересно, что это за «травка»?
Мимо такой красоты — проехать невозможно.
Вечереет, подъезжаем к Боготолу. Возле кафе «Симба» сбавляем скорость, внимательно смотрим на место «нашей вынужденной остановки».
Поворот на Тюхтет, пост ДПС. Пролетаем под мостом и встаём в очередь, для проезда перед инспектором. Инспектор внимательно смотрит на колонну и, увидев нашу машину, начинает издалека подавать нам недвусмысленные жесты. Прямо «рыбный день» какой-то! Останавливаюсь, инспектор, радостно улыбаясь, кричит: «Зайдите на пост ДПС, там всё узнаете!»
Бреду на пост. Интересуюсь у сидящего за столом майора, что за дискриминация по «региональному признаку»?
— У Вас превышение скорости на 15 км/ч. Штраф 100 рублей.
— В смысле?! Что-то я никакого радара не видел.
— А вы под мостом проехали, а на мосту у нас камеры! Вот посмотрите. — С этими словами он развернул ко мне монитор, на котором была фотография нашей машины, указана скорость, дата и время.
— Да не переживайте вы так сильно, — успокоил меня майор, увидев какое скорбное «выражение» принимает моё лицо.
— Если бы даже мы вас не остановили, то штраф пришёл бы вам по почте.
Пока оформлял квитанцию, задавал вопросы о жизни и зарплате в Приморье. Лучше бы прислали по почте, только время потерял.
Скоро Красноярск, время к ночи, пора останавливаться. Сверяемся с «легендой», деревня Сухая — комплекс «Берлога». Останавливаемся, «ищем» вывеску администрация, тщетно. Захожу в кафе, полные столики народу, время ужина. Очередь к барной стойке! Спрашиваю миловидную официантку.
— Скажите, пожалуйста, свободные номера в гос…?
— Встаньте в очередь! — прокуренным голосом «отшило» меня это дивное создание.
— Да мне только узнать…
— Все хотят узнать! — хрипит девушка, разворачиваясь ко мне спиной.
Спасибо, что не отправила «в пешее эротическое путешествие»!
25 минут в очереди пролетели «незаметно»!
— Что будете заказывать? — Бойкая девушка, с карандашом в руке, готова выслушать и обслужить!
— В гостинице есть свободные номера?
— Да, есть. Четыре тысячи рублей — обычный номер. Шесть с половиной тысяч рублей — номер с бассейном.
— Спасибо! Я подумаю! — Ради такой информации не жалко затраченного времени. Отличный маркетинговый ход, пока стоишь в очереди, поневоле захочешь что-нибудь купить. Поэтому распечатать тарифы на проживание в гостинице, и повесить их на стену — никак нельзя!
Выхожу из кафе и озвучиваю цены своим близким. Едем к Красноярску. На окраине города заезжаем в единственно попавшуюся на глаза гостиницу — мест нет. На противоположной стороне дороги заманчиво светятся огоньками несколько кемпингов, но дорогу не пересечь — разделительная полоса. Двигаемся по объездной! В город решили не заезжать, время 00 часов. За городом увидели указатель «Кафе Восточная Кухня» — заезжаем, есть «номера». Будка, обшитая сайдингом, разделённая на две комнаты, в каждой комнате кровать, стол, умывальник с водой, электрический обогреватель. Остальные удобства «за углом». 800 рублей за всё, плюс охраняемая стоянка — 50 рублей. Кухня хорошая — но обсчитывают. Ночуем здесь!
4 день/21 августа
На одометре 2 395 км. До Канска никаких интересных событий. На въезде в город указатель на Иркутск, отправляет в объезд города. Не послушав «навигатор» и вопреки, указаниям «легенды» сворачиваем на объездную дорогу. Это проклятье! Ничего, даже отдалённо напоминающее дорогу там не было. Проехали через: помойку (свалка строительных отходов); лес (лавировали между деревьев); военный полигон (воронки от снарядов). Указатели «Иркутск» попадались часто, написанные на дощечках и прибитые к деревьям. Ни одной встречной машины. Такие мы «умные» — сократили путь и время. Впредь следуем строго по указаниям «легенды».
На ночлег остановились в посёлке Залари. Гостиница в бывшем сельсовете! В принципе, неплохо. Поселили в четырехместный номер на второй этаж, 500 рублей с человека. Туалет и раковина общая на этаж, душ — один на первом этаже. Если хотите пользоваться кухней — 100 рублей, чайник на кухне — бесплатно. Душем пользоваться разрешили, но воду рекомендовали не лить(?). Стоянка для машины во дворе — 70 рублей.
5 день/22 августа
На одометре 3 206 км. Кафе в посёлке отсутствует. Позавтракали, заодно и пообедали в п. Усолье-Сибирское. Перед Иркутском движение транспорта, с каждым километром становится плотнее. Дорога широкая, едем по второй полосе и благополучно проезжаем поворот на объездную дорогу. Здравствуй, Иркутск. Поплутав по улицам города, выезжаем на трассу и начинаем затяжной спуск с перевала. В Култуке традиционная «пробка» перед ж/д переездом.
Практически весь день моросил дождик, то усиливаясь, то стихая. На Байкал заезжать не стали, прохладно.
Заночевали в посёлке Мухошибирь. Гостиница «Визит», здание — постройки 1937 года или раньше. Нам достался последний номер на первом этаже (ранее там было кафе). Номер четырехместный, довольно унылый. Душевая кабина — одна, на втором этаже, рядом туалет, умывальники в коридоре. Полное ощущение СССР. Цена вопроса — 700 рублей с человека! Машина во дворе — бесплатно. На ночь включили обогреватель, на улице +8.
6 день/23 августа
На одометре 3 959 км. Как и в предыдущем посёлке, кафе отсутствует. Напившись кофе, выходим на улицу, по привычке одетые по-летнему. Местное население, одетое в куртки-«аляски», с недоумением смотрит на нас. Да, не май месяц. Мчимся в Читу.
А так путешествуют профессионалы!
Слева по трассе наблюдаем идеально овальное озеро, сворачиваем, как оказалось, не зря. Где ещё можно увидеть подобное?
Не поверил, что озеро «содовое», пока не попробовал воду на вкус. Подтверждаю, органолептические показатели соответствуют раствору пищевой соды!
На протяжении 50 км, видели ещё несколько подобных озёр, подъезжать не стали.
Вечером были у Чернышевска, заезжаем в посёлок и по указателю «сдаём комнаты» приближаемся к частному дому, огороженному огромным забором. Звоним в калитку, мест нет! Выезжаем на центральную улицу, интересуемся, где есть гостиница? — гостиницы в посёлке нет! Последняя попытка — ж/д вокзал, комнаты отдыха. Успеваем выкупить последнюю четырехместную комнату. Высокий потолок, панцирные кровати и окно без штор, «смотрящее» в дом. Все удобства на этаже. Оплата почасовая — деньги вперёд. Кровать — 13 руб./час, душ — 110 руб. с человека, чайник — 25 руб. за один раз использования. Оставили 1 000 рублей за всё. Недорого, но неуютно.
7 день/24 августа
На одометре 4 800 км. Проснулись в 4 утра, сетки растянуты до пола, спать неудобно. Ворочаемся, ещё пол-часа, и начинаем собираться, на улице темень и дождь.
Остановились в лесу размять ноги. Кошка, побродив по траве, в машину идти отказалась, легла на землю, выказав тем самым своё кошачье «ФИ».
Пришлось Данилу идти и нести её в машину на руках. При этом Милка рычала и пыталась вырваться.
В первые дни путешествия Милка проявляла интерес к окружающему пейзажу. На остановках прыгала по деревьям, бегала среди растений. В последние дни ей овладела апатия. Или погода влияла, или хватило впечатлений. Остальной путь до дома кошка провела в медитации.
Заночевали в г. Белогорске. Гостиница «Версаль». 500 — руб./койкоместо. Предложили выкупить четырехместный номер. Других номеров не было. Отличный номер, но, душ и туалет на этаже. Wi-Fi за дополнительную плату в 100 рублей, отказались. На четвёртой кровати спала кошка. Машину поставили перед входом в гостиницу, 200 рублей— охрана.
8 день/25 августа
На одометре 5 936 км. До окончания путешествия осталось совсем немного. Выехали из Белогорска в 6:30. Уже светло.
После обеда подъезжаем к Хабаровску. Ну, вот и заканчивается наше путешествие, после Амура — финишная прямая.
Едем до «победы», практически не отдыхая. Ночью подъехали к Шмаковке. Остановились отдохнуть и купить водички. Отдохнули, заводим машину и обращаем внимание, что температурная стрелка несколько выше середины. Перегрелся двигатель. Открываю капот, на крышке двигателя незначительные следы антифриза (как объяснили впоследствии мастера: «крышка треснула по шву»). Срочно нужен антифриз, но где его взять ночью? Включаем аварийки и медленно движемся по дороге, постоянно контролируя температуру. Заезжаем на «Альянс» — приобретаем необходимую жидкость, заливаем. Температура приходит в норму! Трогаемся.
Под утро, по объездной г. Уссурийска сворачиваю в «карман» и откидываюсь назад. Очень хочется спать. Первой проснулась супруга, выгнала меня с водительского сиденья и благополучно доехала до дома.
Одометр — 7 356 км. Всего за путешествие проехали 15 241 км.
Топливо: туда — 683 литра/ 19 597 рублей; обратно — 692 литра /20 397 рублей.
Вот и всё.
P.S.: Описывать дороги — не имеет смысла! Так, как строят у нас в России, вероятно, не строят нигде! В каждом регионе есть участки с хорошими дорогами, есть и откровенно «убитые». Было и такое — проезжали по приличным дорогам из Владивостока в Миасс, на обратном пути эти же самые дороги были разбиты, либо «пошли волной. ИХМО на этих участках тренировали строителей, для постройки «дороги к саммиту APEC».
P.P.S.: У Милки после путешествия облез хвост!
С уважением ко всем прочитавшим.