|
Здравствуйте, уважаемые дромовчане и гости сайта!
Прошло более двух месяцев со дня возвращения моей семьи из автопутешествия в Болгарию. Эмоции, как положительные, так и отрицательные, улеглись и я могу беспристрастно поведать о нашем путешествии.
В предыдущем своем отчете я написал, что я давно планировал автопутешествие в Европу. Но обстоятельства не позволяли воплотить мечту в реальность. Европейские дороги манили, но оставались недосягаемыми. Ко всему прочему прибавился еще и скептицизм супруги: деньги, визы, таможни… Не осилим! И тогда я пошел на хитрость. Хорошо, сказал я, мы не поедем в шенгенскую зону, но европейские страны мы все-же посетим. Посмотрим как и что, а в будущем и в Старушку Европу наведаемся… В общем, порепетируем. На том и сговорились. Кстати сказать: сын разделял мои хотелки.
И вот, зимними вечерами я начал разработку маршрута. Для начала открыл карту Европы. Прорисовал границы Шенгенской зоны. То что осталось вокруг выглядело не очень. До Хорватии доехать можно, но расстояние, транзитные визы и некоторые страны, которые не очень привлекательные для туризма… Хорватия отпала. Албания — это тоже Средиземноморье, но… Как-то не хотелось. А про Болгарию в память еще с юности врезалась фраза про курицу-не-птицу-Борлгарию-не-заграницу. Но я ради праздного любопытства прочитал несколько отчетов о Болгарии и Румынии (которую без шенгена не объехать). И меня зацепило. На Ютубе нашел «Непутевые заметки» с Крыловым и показал семье. И Болгария получила всеобщее одобрение.
Уже в феврале, по совету форумчанина Серегина (с микроба), я забронировал двухкомнатные четырехместные апартаменты в отеле «Magic Dreams» в пос. Святой Влас. Или деревне… Или городке… Населенный пункт одним словом (и далее). На букинге, без предоплаты и с бесплатной отменой бронирования.
Далее виза. На официальном сайте Болгарского консульства в Екатеринбурге скачал анкету и список документов для визы. Кстати говоря, болгары принимают документы на визу за 20 дней до пересечения границы плюс пять дней для проезда по Румынии (именно это обстоятельство побудило меня забронировать номер в н.п. Синая для осмотра королевского замка Пелеш). Не раньше. Времени до отпуска было завались и я не торопясь готовился к заветному путешествию.
Маршрут: До Пензы по М-5 (буть она…) далее Тамбов, Воронеж, Белгород. МАПП Нехотеевка—Гоптовка. Далее по Украине: Харьков—Полтава—Одесса—Болград. Здесь я воспользовался подсказками с различных сайтов. Все и не упомню. Множество людей пишут подробные отчеты с советами. Нужно только набраться терпения, прочитать и взять для себя то, что нужно. В Молдавию через ПП Вулкенешт на Галац, потом Костанца. ПП Дуранкулак :), и по Болгарии: Варна, Св.Влас
Время тянулось очень медленно: март-апрель-май… Прошел техосмотр. В рамках подготовки к поездке перетрес ходовку. Кое-что поменял, подтянул. Поставил газовую установку. И не зря. Судите сами: в Украине бенз (все цены примерные) — 40 руб., в Болгарии 50. Но все рекорды побила одна заправка в Румынии: переводя на рубли бенз там стоил 78 рэ/литр! Как вам?!
А в июне начались проблемы в подготовке. Моя дорогая наотрез отказалась ночевать в машине. Мотель или гостиница. Коренных изменений это не потребовало. Только увеличился бюджет (впоследствии выяснилось, что значительно). Но с другой стороны мы поедем налегке: только вещи. Не берем кемпинговый шмурдяк. Только надувные матрасы.
Итак… Подошел 25-тидневный период подачи документов. Вот список доков, которые я подал в визовый центр:
Через два дня мы с Никитой (сыном) привезли нужные документы в центр и через 12 дней на официальном сайте узнали о готовности виз. В третий раз из визового центра мы ехали уже с загранпаспортами с болгарскими визами на 1 месяц. При получении паспортов с визами мелькнула странная мысль: «Теперь точно придется ехать!», но я отмел ее и забыл. Вспомнил лишь потом, но об этом далее…
14 июля, пятница, вечер… «Гайка» у подъезда, заправлена до всех пробок и горловин, помытая и отполированная. В багажнике: два знака аварийной остановки (обязательное условие эксплуатации авто в Румынии), остальные предметы как положено по ПДД; полноразмерная запаска (так и не воспользовались); третий ряд сидений снят, второй разложен, на нем лежит накачанный матрас (для тех, кто недосмотрит сны — для Никиты). В бардачке: видеорегистратор (на кой-то черт Тане понадобился. Долго с ней спорил и уступил за 2 дня до старта), радардетектор (штука полезная при отсутствии СВ-рации и предполагаемых нарушений скоростного режима), GPS-навигатор («малыш» PN-910 работает только с «Навителом». Пытался перепрошить под «iGO», но не судьба) с картами России, Украины, Румынии и Болгарии (скачаны с OSM не подробные, многие населенные пункты не прописаны, но основные дороги имеются. Не было карт Молдавии).
На спинки надели светоотражающие жилеты (вроде как без них тоже нельзя). Подъем назначен на 5:00, но вечером сборы затянулись до часу ночи. Какие-то мелочи вытаскивались, перекладывались и т.д… В общем выехали мы в 6:30, добавив машине веса в виде 6 бутылок со льдом, чемодана с вещами, фотоаппарата, видеокамеры и ноутбука. Как и ожидалось, Никита завалился спать,…
…но проспал недолго и на подъезде к Симу уже бодрствовал.
Мы не в первый раз ездим этой дорогой, но никто из нас так до сих пор так и не запомнил кафешки, в которых хорошо кормят. Традиционно ориентировались на скопления фур и останавливались на обед-ужин-размяться. Топливный вопрос решился просто: ехали до опустошения баллона на газу и до ближайшей внушающей доверие АГЗС ехали на бензине. Нужно отметить, что впарить лишние литры вдоль трасс желающих много. Поэтому лучше иметь с собой документы на установку с указанием объема баллона. Желающих от этого не станет меньше, но от переплаты вы себя оградите. В мой 46-литровый тор однажды закачали 54 литра газа.
Июльская жара вызывала жажду, но у нас в багажнике была холодная вода, охлажденная газировка и минералка. Данное простейшее устройство холодильника я подсмотрел в одной из поездок на юг. Бутылки с замороженной водой мы укутали в плед, между ними расположили газировку и минералку. К сожалению, плед был не самым лучшим теплоизолятором и на второй день наш холодильник уже не морозил.
План первого дня был проехать 1 200-1 300 км. Т.е. для нас это означало проехать Тольятти—Жигулевск и максимально приблизиться к Пензе. Многие знают, что по М-5 не разгонишься, и, доехав до развязки на Тольятти и выехав на участок Самара—Тольятти, я обрадовался трехполосной дороге в одном направлении. Каково же было мое разочарование: такой колейности мне видеть не приходилось. Хотя гайка спокойно относится к этому явлению, скорость была снижена до разумных 80 км/ч. К тому же за рулем была Танина вахта, а штурманом Никита. Я спокойно отнесся к тошнилову, тем более оправданному.
Мы пересекли Волгу…
Проехали Жигулевск…
Проехали еще километров 100 и начали искать ночлег.
Остановились около первого попавшегося мотеля, который так и назывался «Мотель». Трехместный номер обошелся нам в 1 200 руб. Рядом АЗС, на которой есть кафе. Душ на этаже. Мы помылись, поужинали и в 0:30 бортового времени (по Екатеринбургу) легли спать. До плана недотянули 20 км.
Проснулись с рассветом. Нам с Таней не спалось. К тому же по бортовому было около восьми. Мы умылись и двинули дальше. Никто кроме нас в такую рань не ехал, и мы по практически пустой дороге долетели до АЗС «Лукойл» на въезде в Пензу. Никита спал, а мы, выпив кофе и съев по шоколадке, поехали дальше. Забили в навигатор «Тамбов». Ехали с ветерком. Было рано и дорога была по прежнему пуста. Антирадар почему-то не включали. Как результат, четыре письма счастья за превышение скорости.
До Тамбова доехали за 2,5 часа. По дороге была незапланированная остановка. На дороге лежала женщина. Мы и еще несколько машин остановились. Таня достала аптечку, нашатырь. Привели женщину в чувство, местные вызвали скорую. Кто-то остался подежурить, а мы поехали.
Навигатор исправно нес свою службу и мы как-то очень быстро выскочили на Воронежскую дорогу. После плотного завтракообеда меня потянуло в сон и, забравшись назад и накачав матрасик, я уснул. Разбудила меня семья: впереди Воронеж. Моя вахта.
Воронеж. У меня создалось впечатление, что навигатор провел нас через самый центр. Все светофоры были проеханы и соблюдены. Воронежские водители удивили меня. Наш экипаж был четырежды (!) оббибикан. Я ехал во второй полосе со скоростью 50-60 км/ч. Действительно, у себя дома я могу где-то ехать и побыстрее, но в незнакомом городе по навигатору, который иногда притормаживает, это оптимальная скорость. Мне сигналили сзади, третья полоса была свободна, первая для авто-троллейбусов… На перекрестках сигналили, когда я не стартовал на желтый. На пешеходных переходах сигналили, когда я пропускал пешеходов. В одном месте я не успел перестроиться для поворота налево, включил левый поворотник и попытался вклиниться. Куда там! Мне сигнализировал даже водитель троллейбуса, едущего по своей полосе прямо. Выехав из города мы решили, что все воронежские бараны за рулем собрались сегодня и провожали нас эскортом.
Далее наш путь лежал к МАПП Нехотеевка—Гоптовка через Белгород. И тут я начал рассуждать, что через этот переход двинули все отпускники, что можно объехать этот ПП и въехать в Украину через другой, где меньшее движение. В результате этого самогипноза мы ввели в навигатор «Щебекино» и были на МАПП Щебекино—Плетневка в 18:30 бортового.
По времени мы подгадали как раз в пересменок. У таможенницы в автобусе, который доставил смену, были круглые глаза от количества автомобилей. Как вы уже догадались, мы крепко влипли. Стояние в очереди заняло три часа. Инфраструктура строится, поэтому даже элементарный туалет, типа сортир, отсутствует. Народ удобряет поле подсолнечника. Нет воды. Магазина тоже нет. Мой совет: перед переходом через границу Россия—Украина запаситесь водой, едой и терпением. Мы коротали время за просмотром кинофильмов, которых во множестве закачал Никита перед поездкой.
Самым интересным в этой ситуации было то, что когда пройдя российскую сторону через третий коридор из четырех на украинской стороне мы попали в первый коридор из двух. Здесь царила полная неразбериха. Уставшие люди носились с декларациями от одного окна к другому. Дети капризничали. Собаки пограничников гавкали. А четверо бравых офицеров посреди этого хаоса травили анекдоты и гоготали. Вы ни за что не догадаетесь, что мне по поводу происходящего сказал украинский таможенник при осмотре багажника. «Та то ж ваши с ума сошли: открыли четыре коридора!» — «Так ведь людей много!» — «Так шо-ж теперь! Усих зараз пропускать?.. Проезжайте!».
Мы выехали с МАПП в 1:00. Шесть с половиной часов! Я думал, что со мной такое случиться не может… Наивный!
Поменяв деньги, мы перекусили в кафешке. Как на гривны так и на хот-доги цены были грабительские. Первый раз в жизни я покупал хот-дог по цене 60 руб.
Я отыскал в POI ближайшую гостиницу… готель, простите, забил адрес в навигатор, и мы тронулись в сторону Харькова. Дорога сначала была удовлетворительной, но потом началось нечто... 20 км мы ехали 1час 10 мин. Потом в каком-то населенном пункте выскочили на приличную дорогу и прибавили в скорости. К отелю мы подъехали около 23:00 по местному. Валились с ног от усталости, но цена за номер в 4 000 руб. заставила обратиться к таксисту за советом. Узнав адрес, мы проследовали в другой отель. 2 300 руб. номер-студио. Под самой крышей, довольно большой, чистое постельное белье. Приняли душ и отрубились, даже телевизор не выключили. Утром вставать не хотелось, хотя по бортовому времени было уже около десяти. Но странный стук зовет в дорогу…, как сказал В.Цой.
Где-то я это уже видел…
Как же на Украине «Газели» ненавидят!
Нужно сказать, что с этого момента нас всех стали радовать цены в придорожных кафе, качество пищи и размеры порций. Позавтракали в кафе у автозаправочного комплекса. «One de minute» кажется. Фастфуд, но нам понравилось.
Путь наш теперь лежал в Полтаву. Не доезжая города, Никита перебил навигатор на Одессу, и мы, не заезжая в Полтаву, доехали до Кременчука.
Редкая, так сказать, птица долетит…
Именно на участке дороги Кременчук—Одесса я начал понимать, что мы значительно опережаем график. План был такой: 1 день — 1 200-1 300 км (где-то в районе Пензы), 2 день — до Белгорода, прохождение границы утром третьего дня и до Полтавы, 4 день — Болград и 5 день — Св. Влас. Перед выездом я посчитал, что замок Пелеш в Румынии мы посетить не сможем. Но теперь у меня появилась надежда.
Итак. После Кременчука началась бетонка. «Тыгдынь-тыгдынь!» — постукивала колесами Гайка на швах. «Когда же это кончится?!» — думали рулевые и вдавливали педаль газа в пол. О расходе не думали. Это кончилось, когда мы въехали на трассу Киев—Одесса. О! Тишина в салоне поначалу просто резала слух. Я забил в навигатор ближайший готель, и в этот момент мы проскочили мотель «Е-95». Возвращаться не стали. К тому же за обедом мы потратили последние гривны и наличности в кошельке было очень мало.
Как вы думаете: с какой скоростью можно передвигаться по такой дороге? Правильно! С безопасной. Местами мы разгоняли гайку до 150. На газу быстрее не едет.
В Одессу все же въезжали уже в темноте. Вместо готеля в навик забили банкомат «Сбербанка» и были к нему препровождены.
Я был в Одессе в шестилетнем возрасте и помню это здание (не Оперный — это точно).
За спиной фотографа вулица Дерибасовская. На ней находится готель, который я нашел в POI. Посовещавшись, мы решили, что в таком знаковом месте ценообразование не поддается логике и поехали в обратную сторону, т.к. Таня заметила через листву деревьев рекламу другого готеля — «Lighthouse». Нашли сразу. Двухместный номер с подселением обошелся нам в 2 500 руб. Усталость взяла свое. Плюсом было еще то обстоятельство, что рядом располагался ресторанчик национальной кухни, который уже не работал, т.к. семейный. Это со слов девушки администратора. Душ. И мы все проваливаемся в сон, предварительно договорившись, что завтра обязательно погуляем по городу. А ночью…
А ночью я заболел. Проклятая болезнь активизировалась в самый неподходящий момент! Жар, лихорадочное состояние… Утром Таня тихо спросила: «Что? Домой?». Ставь на ноги потом посмотрим! В 12:00 мы выписались из номера. Администратор испугано спросила, нет ли у нас претензий к отелю. Какие тут претензии. Болезнь ведь с собой привез.
Зашли в ресторанчик на улице. Заказали обед. Я понимал, что было очень вкусно, но аппетита не было. Вообще с этого момента мир вокруг как бы изменился. Юг, мы едем к морю, но в моей душе не было радости, а эмоции свелись к повествованию. Что вижу, о том и пою…
Куда ехать. Вопрос действительно актуальный. Я вести машину долго не могу. На Таню нет доверенности, заверенной печатью. В гринкарте вписан только я как собственник, так и водитель. За Украину и Молдавию я не волновался: можно объяснить ситуацию. К тому же любовь даишников к спонсорской поддержке стала легендарной. Но вот полицейские Румынии и Болгарии меня волновали. Где-то на форумах читал, что румынские полицейские тоже берут мзду. Но делают это с особым шиком. Допустим, в автомобиле отсутствуют светоотражающие жилеты. Полицейский советует купить в ближайшем супермаркете, и, взяв символическую плату, отпускает. А по рации запускает эстафету. И только ленивый полицай не выходит на трассу, чтобы взять символическую мзду. В совокупности набирается приличная сумма. Но может попасться порядочный служака со всеми вытекающими… Арест, сумасшедший штраф или еще что.
Я сел за руль и выехал из Одессы. На выезде на стационарном посту ДАИ остановился расспросить у украинских полисменов об их румынских и болгарских коллегах. Один сотрудник часто ездил в Болгарию к родственникам. Он и сказал, что тамошним их коллегам наплевать, кто сидит за рулем, лишь бы с правами был и хозяин в машине находился. Окрыленные этой новостью, мы рванули к молдавской границе.
КПП, шлагбаум открыт, впереди пара украинских легковушек. Когда подошла наша очередь, пограничник заглянул в машину, спросил, сколько нас и выдал клочек бумаги с цифрой 3. Сказал, чтобы мы ехали не останавливаясь. Мы озадаченные поехали. Из отчетов я знал, что здесь в дельте Днестра после пос. Маяки 800 м молдавской территории. Дорога петляла, по обе стороны стеной стояла осока. Местами была видна река. Но нам же не велели останавливаться и мы минут через 20 доехали до следующего шлагбаума. Здесь нас пересчитали, забрали бумажку с тройкой и мы снова оказались в Украине. Доехали до Болграда, заехали в местный банк разжиться наличными, но он уже не работал.
Далее путь наш лежал на ПП Вулкенешт: Молдавская граница. Прошли ее достаточно быстро. На молдавской границе были кинуты (законно) на экологический сбор. Это 25 молдавских лей, курс примерно 1 гривна к 1,5 леи. Т.е. 25 лей это 12,5 гривен. С меня не моргнув глазом взяли 20 и даже выдали квитанцию. И это закон. Мы въехали на территорию Молдавии.
Про молдавские дороги, по которым мы ехали, плохого сказать не могу. Вполне приличные. Наверное еще совковые, но вполне приличного качества. Карт в навике не было. Поэтому ориентировался по знакам. Мне был нужен Джорджулешт, после которого ПП Молдавия—Румыния. Поэтому я проигнорировал поворот на Рени.
Подъехав к погранпереходу, мы встали в красный коридор (коридора три: для румын, для граждан евросоюза и красный — для всех остальных) и в очереди были вторыми. Слева, в зеленом коридоре французский басик. Впереди «Шанс» с украинцами. Я заговорил с водителем. Он украинец, в советские времена работал в Сургуте. Дома женился на болгарке и сделал обоим двойное гражданство. Везет домой тещу. Посочувствовал моей болезни и философски заметил, что все пройдет. Про румынских погранцов и таможенников подтвердил мои знания об их медлительности. Тем более, что время пересменки и стоять нам часа полтора. Так и вышло.
«Шанс» стоял на досмотре минут 20. Какое-то время к нему вообще никто не подходил. В это время в соседнем красном коридоре зажегся зеленый свет, приглашая на досмотр. Туда отправилась «копейка» BMW с московскими номерами. Тем временем нас пригласили на досмотр. Подъехав, я услышал примерно такой диалог водителя BMW молодого человека с таможенником.
— Какая вам разница, где я буду жить в Болгарии!
— У нас с болгарами добрые отношения! Если я вас пропущу без ПОДТВЕРЖДЕНИЯ БРОНИ ОТЕЛЯ или гостевого приглашения, болгары скажут, что румыны пропускают к ним всяких из России (!). Я этого допустить не могу!
И тут румын обращается к Тане:
— У вас есть приглашение или подтверждение брони отеля?
— Да! — мы, на всякий случай, взяли с собой копии всех документов. Пригодились.
Молодой человек спросил нас: видели мы такое или нет? Мы вообще-то в первый раз. Хрен их знает, какие бумажки им тут показывать.
— Сейчас я осмотрю еще одну машину и вы быстро подойдете ко мне. А пока сидите в машине.
У нас же проверил и жилеты, и знаки, и огнетушитель (у нас всех по два было). Все в порядке. Таня села за руль, я забрался на заднее сиденье и мы тронулись. Отъезжая, Таня спросила, где купить ровинету. Офицер махнул в сторону выезда: «Дальше…». Выехав справа мы увидели ларечек с окошечком и приклееной над ним бумажкой с надписью «rovineta», написанную маркером. Посчитав, что такая серьезная вещь в поселковом ларьке продаваться не может и это прикол, мы поехали искать АЗС, т.к. по имеющейся информации ровинеты продаются именно там. Но название сети АЗС, на которых осуществляют продажу я забыл. MOL или VOC. Я и сейчас не помню…
Итак мы едем-едем… Слева промышленные постройки, склады. Я Европу себе представлял не так. Дорога не очень, но, главное, нет АЗС.
Сидя, как на иголках, мы въехали в г. Галац. Навик глючил. POI ничего не выдавал. Красота, блин. Тут не до видов из окна. И про хворь я забыл. За каждым домом стоит полицай с полосатой палкой! В таком взбудораженном состоянии мы проехали несколько крупных и мелких перекрестков и уперлись в огромную парковку. В темноте виднелись огни промышленных сооружений, а выше их маячили красные огоньки на трубах. Какой-то завод. Проходной не видно, большая остановка общественного транспорта, слева и справа огромные пустые парковки. Но больше всего поразило нас количество собак, которые носились по этой площади от урны к урне. Пожалуй более двух десятков.
— Давай-ка выруливай из этого гиблого места! — предложил я Тане.
— Куда?
Мы повернули на парковку справа. И тут-же слева остановился VW-транспортер с французскими номерами, который стоял в зеленом коридоре на ПП. Оглянувшись по сторонам, нет ли собак, я подошел к ним и заговорил на англо-жестовом языке. Но словарный запас у меня беден и я перешел на русско-жестовый. Нужно было видеть мое лицо, когда пассажир-француз ответил мне на русском языке с южным акцентом. Как вы догадались, они тоже заблудились, нет ровинеты. Они едут в г. Брэйла, но где он, они не знают. И куда ехать тоже, но попрощались и уехали. Я подошел к машине и увидел поодаль двух молодых аборигенов. Они пробирались по придорожным кустам и вышли на стоянку. Я обратился к ним.
Вообще-то румынский и молдавский языки относятся к рамонской языковой группе. Я это знаю еще со школы. Т.е. они родственны итальянскому. Поэтому, когда я обратился к ним со словами «бонжорно! Ми скузи!» они даже улыбнулись. Я просто произнес слово «ровинета» и они начали на румынском объяснять мне, куда ехать и куда повернуть, подкрепляя слова жестами. Я уточнил: стенга он зэ лефт? Yes! Таким образом я узнал, где можно купить ровинету и обогатил знание румынского языка единственным словом «стенга», которое обозначает поворот.
Я сам сел за руль, т.к. Таня наотрез отказалась. Доехав до АЗС, мы зашли внутрь. Заправочка небольшая. Никакой охраны. В помещении стоят стойки со всякими сникерсами и газетами-журналами. Около кассы сидит женщина и улыбается. Нам нужна ровинета. Из ее довольно долгого рассказа я понял, что ровинеты продаются на заправках MOL. И тут она нас поразила. Каркающим гортанным голосом она изрекла:
— Тр-р-ыы кыллометр-ра зад! Прр-раво!
Наверное, лица у нас были ошалевшие. Заправщица заулыбалась. «Ариведерчи!». Потом мы долго смеялись и произношению и нашим обалдевшим рожам. Уже без приключений мы доехали до указанной заправки и купили желанный документ. «Rovineta, please!» «One week?» — уточнился молодой заправщик. «Yes! And three chesburgers, please!» Ровинеты меньше, чем на неделю не продают. На руки нам выдали распечатку на А4. Данные автомобиля заносятся в базу. Выйдя из здания АЗС, мы увидели знакомую белую «копеечку» BMW, поинтересовались, как они прошли дотошного офицера. «Все решаемо…», — многозначительно ответил молодой водитель. Всё понятно…
Мы сели перекусить и тут радости нашей не было предела. «Вы сбились с маршрута!» изрек зависший навигатор и тут же проложил маршрут до г. Констоанца (на знаках было написано Konstanta) через г. Брейла. Было решено: до Брейлы еду я, потом Таня.
Где-то в этом районе мы переправились через Дунай. На пароме. Подъехав к погрузочной площадке, мы увидели огромную очередь из грузовиков и припарковались сбоку. Немного подождали, и из темноты вынырнул паром, забитый фурами. Разгрузился, и началась погрузка. Чтобы понаблюдать, я подъехал поближе, и мужик, руководивший погрузкой (не знаю, как его назвать), тут же махнул нам — на погрузку.
Я заехал на палубу и уже другой мужик стал октивно жестикулировать и орать. Суть сводилась к тому, что я должен задним ходом подъехать к краю палубы. Я начал движение, а он показывал куда ехать. И тут во мне проснулся озорной чертик. Я высунулся из окна и крикнул ему «стенга?». У мужика рот открылся. Он посмотрел на номер, на меня и просто кивнул. Я припарковался. Оглядываясь, мужик пошел разруливать дальше. Потом, когда паром отчалил, подошел к нам и заговорил. Я выслушал его, улыбнулся… Сори не андестенд… Мужик снова удивленно посмотрел на меня и отошел. Хохотали мы после этого долго… Переправа обошлась нам в 240 руб. На пароме кроме нас было еще машин пять легковушек. Остальные грузовики: самосвалы и фуры. Позже я прочитал, что движение большегрузного транспорта запрещено, если температура покрытия превышает определенное значение.
Мы проехали спящую Брейлу (по местному было два часа ночи) и на выезде я остановился. Видимо, сильно поднялась температура, я был как во сне. Включив аварийку, я вылез из машины. Как по мановению волшебной палочки, в темноте замигали красно-синие маячки и к нам подъехала полицейская машина. Вышли два полицая и завели разговор. Естественно, я ничего не понял. Тем более руками они ничего не показывали. Я произнес: «Но проблем! Ченьдж драйвер!». Таня заняла мое место за рулем, но дверь не закрыла. Полицейские начали что-то объяснять ей. Таня разводила руками и улыбалась китайской улыбочкой. Полицейские переглянулись, сказали «гуд бай!» и укатили. А мы выдохнули. Я читал, что останавливаться на обочинах запрещено под страхом штрафа. С дороги в кустики или в лес съезжать тоже нежелательно, т.к. это почти повсеместно частная собственность и хитрые румынские помещики могут затребовать оплатить въезд в их владения. Полиция поддерживает такие притязания. Останавливаться можно только в карманах, которые встречаются довольно часто. На ночлег — мотель.
Но мотелей не было. Таня не торопясь катила по ночной извилистой дороге. Мы проехали какую-то деревню (темень, хоть глаз выколи) и за деревней увидели ресторанчик. Стоянка забита машинами. Злачное место вынесено из деревни, но как они отсюда разъезжаются… Или водилы не пьют… Мы проехали дальше. Спокойная езда без ям и кочек и температура меня убаюкали и, не надувая матрас, я завалился спать.
Проснулся я ночью. Тишина. Никита с Таней спят на передних сиденьях. Только занимается рассвет. Я вышел и огляделся по сторонам. Мы находимся в каком-то брошенном (или диком) саду. Между деревьями вытоптанная автомобильными шинами трава. Где-то совсем рядом лает собака. На румынском. И тут я увидел поодаль светящуюся вывеску, строение с верандой. На веранде и около дома столики под зонтами. Теперь понятно — придорожный ресторанчик (потом мы видели их множество около деревенек и больших и малых). Закончив свои дела, я вернулся к машине. Таня не спала, и я предложил ей перебраться назад. Было 9:00 по бортовому времени и мне все равно не заснуть. Я сел за руль, завел мотор и выехал на дорогу. Почти рассвело. На пути стали попадаться повозки с крестьянами, старые разбитые пикапчики «дачии». Сельская румыния проснулась и торопилась по своим делам. Наверное у них тоже есть поговорка: кто рано встает тому Бог подает.
Проехав километров 40 я, подъезжая к очередной деревне, в очередной же раз обалдел. Деревня Чукурова. Причем и на русском языке. Здесь находится перекресток: дороги расходятся на Бухарест и в сторону моря на Констанцу. Я остановился около кафе, коих на этом перекрестке несколько. Спросил завтрак. Не андестенд. Хозяйка предложила кофе. Я разбудил семью. Мы умылись попили кофе и подъехали на заправку — газа было совсем мало. Газа нет, но именно здесь я и увидел 95 бензин за 9 с копейками лей. 1 лей — примерно 8,80. Сколько же они здесь зарабатывают?... Под впечатлением мы поехали дальше.
А дальше опять удивительные открытия. Названия деревень: Черкесская слава, Русская слава. А ведь Румыния участвовала в Великой Отечественной войне на стороне Германии. Напала на Одессу. Наверное, эти названия появились после войны. Но самый большой сюрприз ожидал нас, когда мы подъезжали к д. Байя. Кончился асфальт! Началась насыпная пыльная дорога с ограничением 40 км/ч. Движение к этому часу уже активизировалось и пылища стояла неимоверная. Очень порадовал тот факт, что при встречном разъезде все (!) автомобили снижали скорость. Поэтому камушки из под колес не разлетались во все стороны на десятки метров. Проехав километра два, мы даже увидели дорожных рабочих, которые лопатами и ручными катками равняли дорогу. Но вскоре такая дорога кончилась и снова начался приличный асфальт.
Километры оставались позади и мы приближались к цели нашего путешествия. В 15:00 мы должны зарегистрироваться в отеле. Но впереди еще 150 км Румынии и ПП Румыния — Болгария в районе города (Ха!) Дуранкулак.
Тем временем слева показалось море и пейзаж за окнами состоящий слева и справа из полей с ветряками оживился лазурью Черного моря. Как-то незаметно мы поскочили Констанцу и догадались достать фотоаппарат только на выезде из города.
Проехав порт мы оказались в курортной зоне. Множество отелей, местные предлагают жилье прямо у дороги. Причем делают это своеобразно — показывают ключи. И в самом деле: если бы мы искали здесь жилье, то таблички бы вряд ли поняли. Мы не завтракали и голод, как этого не хотелось, заставил нас остановиться на ранний обед. В городке Эфорие-Норд (я бы перевел как Северный Кайф) мы свернули на улочку, спускающуюся к морю. Подъехали к первому попавшемуся кафе и припарковали Гайку. Нас встретила смуглая девушка-официантка и предложила нам столик. Предложила меню на английском с фотографиями блюд. Все равно ничего не поняли. Не было списка ингредиентов. Мы не могли сделать заказ. Вышла хозяйка и предложила перейти на польский (видимо полячка). Бесполезно. Тогда простыми английскими словами типа чикен, бред инд бате и т.д. мы все же заказали обед. Суп с клецками (слишком много специй не понравился и был недоеден), картофель фри с цыпленком и чай-кофе. Как я и предполагал, лучше бы в Румынии не останавливаться. С нас взяли 160 лей — души их цыгански! Зато с улыбкой!
На погранпереходе Таня подала документы в окошко. Мы не выходили из машины. Через пару минут ее пригласили к другому окошечку и вернули паспорта. И всё! Я читал, что граница проходится быстро, но чтобы так… Добро пожаловать в Болгарию! Тратьте Ваши денежки и развивайте нашу экономику! Мы для этого дали вам визу! Как такое сравнить с украинской границей?!..
На погранпереходе мы купили две болгарские виньетки по неделе каждая (стоят около 5 евро). Первую закрепили на лобовом стекле и въехали на территорию Республики Болгария. Проехав г.Дуранкулаг, я обратил внимание на крыши хозпостроек: они покрыты то ли соломой, то ли камышом. Для меня это выглядит экзотично. К тому же на домах стали попадаться гнезда аистов. Выглядит все это очень трогательно. Заехали в местный магазин за водичкой. Я не могу передать то чувство, которое я там испытал. Нас здесь ждали! Однозначно!
— Русске?... — спросила женщина-продавец и перебрала все бутылки в холодильнике, дала самую холодную. Показала Тане все сыры и колбасы. В довесок к нашей покупке дала два яблока и вышла (!) нас провожать на крыльцо. «На здровье, на здровье…», — все приговаривала она. После этого случая я не мог зайти в болгарский магазин или аптеку или еще куда, не улыбнувшись и не поздоровавшись. И в ответ получал то же самое радушное приветствие и улыбку. Почти все говорили по-русски. Только теперь я понял, что такое братский народ!
Мы выехали из города и остановились на перекус. После ланча Таня села за руль, а я забрался на заднее сиденье и уснул. Все же тяжело ехать за рулем с температурой под 39 гр.
Проснулся я от слов Тани: «Ну и куда теперь?..». Я сел. Никита тыкал навигатор стилусом, Таня сосредоточено управляла авто. Оказывается это уже Солнечный Берег. Город-курорт. Мы едем по центральной улице. За окнами проплывают отели, зелень, магазины… Солнце! Я сориентировался и велел разворачиваться. Мы как бы выехали из города. На народной карте я нашел наш отель и примерно представлял где его искать. Это застраивающийся пустырь между Солнечным Берегом и пос. Св. Влас В навике не было подробной карты с указанием улиц и домов и действовал по наитию. Справа виднелось море. Значит здесь и отель.
Нашли! Было 16:40 местного. У нас проверили документы, показали номер и пожелали счастливого отдыха на болгарском. Но мы поняли.
Итак. Мы добрались. Глаза супруги горели. Море, солнце, впечатления. Омрачалось это лишь моим заболеванием. Вечером уже Таня узнала куда обратиться за медпомощью и мы отправились к доктору.
Теперь, уважаемые читатели, я вам поведаю то, что заставило меня все же написать этот отчет спустя два с лишним месяца. Ибо разочарование от испорченного отпуска все еще где-то в уголках памяти… Опытные путешественники скажут, что это мелочи жизни, что нужно всего-навсего быть внимательным. Вот я заболел в Болгарии. Естественно, обратился ко врачу. Кстати, доктор (не могу не упомянуть его) Костов, взявшийся лечить меня, с самого начала был со мной правдив и откровенен. Вот что он примерно сказал мне при первом посещении:
— Я могу взяться лечить Вас, — сказал он на русском языке. — Я сосудистый хирург и такие заболевания — мой профиль. Но… В какой страховой компании Вы застрахованы. Росг?… Я знаю эту контору и не буду с ней связываться. Имел неприятный опыт. Если хотите, я вас вылечу, по окончании лечения выдам счет, с лихвой компенсирующий ваши затраты. И потом вы обратитесь в страховую у себя дома. Вообще-то такие заболевания лечатся в стационаре, но с вашей страховкой вряд ли вам будут рады в больницах Болгарии. Хотите я позвоню? (поколебавшись, я сказал «нет»). Теперь об оплате лечения. Я буду лечить Вас своими медикаментами, перевязки каждый день вечером. Знаете, сколько стоит визит ко врачу в Солнечном Береге? (знаю — 40-50 левов — около 1 000 руб) Я вылечу Вас за 1 000 евро. Первый этап займет 10 дней — вы хорошо сэкономите (10 000 руб. против 4 000 + не нужно в аптеку). Потом вы будете долечиваться сами.
Узнав, что мы будем здесь 10 дней, доктор Костов с сожалением сказал, что для полного контроля желательно его наблюдение хотя бы 14 дней. Я согласился на его предложение. Нужно сказать, что не обманул. Если честно, мне нет разницы, приняли бы меня в стационар или нет, специально ли он оставил меня самостоятельно лечить, чтобы заработать сотню евро (предполагаю, что сей мотив присутствовал). Главное, что помощь была оказана качественно.
Но я совершил ошибку. Мне нужно было позвонить в страховую в любом случае! Даже в полисе это написано! Но что не сделано, то не сделано! Доктор Костов действительно выдал мне сертификат на сумму около 400 евро, но выплату я все равно не получил, т.к. нарушил условия договора страхования. В этом и заключалась моя ошибка. Учитесь!
Начался отдых нашей семьи. Утром Таня с Никитой шли купаться на море
А я сторожил номер: смотрел ТВ (есть русские каналы) или дремал. На обед мы ходили в ресторан соседнего отеля «Luxor». Кухня нашего отеля не понравилась. Или ходили в бистро напротив. Хочу отметить то, что по отчетам я знал, что порции в Болгарии большие, но чтоб такие!... Порцию салата мы ели на троих. Никита у нас любитель пасты. Съев полпорции потом он мучился от обжорства. В нас с Таней вмещались только салат и второе. И чашечка чая. Можно очень сэкономить на питании, заказывая дежурное меню. Это первое, второе и какой-нибудь напиток. В «Luxor»е такой комплекс стоил около 90 руб. на одного. Вполне съедобно, а про размер порций я уже говорил. Недостатком является однообразие.
На переднем плане видна коробка с пиццей. Заказывая ее, я спросил девушку-официантку можно ли взять пиццу с собой. Девушка с серьезным лицом начала качать головой, как бы раздумывая отдать эту пиццу нам или оставить себе. Я также качая головой ответила: «Можно!» Когда она удалилась, Таня сказала:
— Помнишь, смотрели «Непутевые заметки»? Крылов рассказывал, что болгары соглашаясь отрицательно мотают головой! Вот тебе и подтверждение этих слов!
После обеда все делали то же самое с небольшой сиестой. Вечером мы везли меня на перевязку, а потом в магазин купить чего-нибудь необычного. Необычно невкусный оказался майонез. Необычным было то, что не было всяких кефиров, снежков и т.д. Было мляко. Кисло мляко. Питьево мляко и еще какое-то. Во всем городе мы не встретили ни одного магазина. Даже маленькие ларечки с крошечными торговыми залами именовались супермаркетами. Мы так и не нашли место, где продают сотовую связь. Связи у нас не было. В бистро мы нашли wi-fi free и через «однокласников.ру» попросили у знакомых и родственников положить деньги на телефон (МТС). Но я позвонил форумчанину Грифону (микроб), с которым мы договаривались встретиться и побусить, и проговорил всю тысячу за очень короткий срок. Много для нашей семьи было удивительно и необычно. В общем, сами съездите и увидите! Лучше один раз увидеть…
На седьмой день неподвижной жизни я окончательно насиделся в номере. И мы поехали на единственную в Болгарии экскурсию. В город Несебр. Старинный торговый порт. Очень красивое место. Расположен на острове, к которому насыпана дамба. Доехав до острова, мы оставили авто на парковке (2 лева/час) мы пошли осматривать удивительный город.
Своеобразная архитектура, узкие извилистые улочки, мощеные булыжником с большим количеством храмов самых разных эпох. Много зелени. Великолепно!
С берега открывается панорама Солнечного Берега.
К огромному всех моих родных и моему сожалению я не смог ходить больше часа. Пришлось возвращаться. А прошли совсем немного!
С горя, приехавши в отель, мы пошли на море и я искупался! А чего вы смеетесь. Купаться нельзя! Но вечером доктор разрешил мне купаться в море.
Много из запланированного мы не сделали, но в море я все же искупался. Дважды. Вода теплейшая. Напомнила мне Азовское море в конце июля. В общем есть повод вернуться!
Обратно, понятное дело уезжать не хотелось. Нам с сыном можно было остаться, а вот супруге 1 августа нужно быть на работе. К тому же обратная дорога с моей ногой стала бы самым авантюрным мероприятием в моей жизни.
Обратная дорога была длиннее. Я обещал сыну заехать в Прохоровку, где проходило знаменитое танковое сражение. Мы присели на дорожку и двинули в сторону дома. Населенные пункты отматывались в обратной последовательности. При выезде из Румынии погранцы (или таможенники) запросили показать им ровинету. Посмотрели дату и выпустили из страны. Болгарию, Румынию и Молдавию мы проехали за день без остановок. Питались тем, что купили в магазине в Св.Власе. Нет! В Болгарии остановились в деревне около арбузного развала. Торговали дед с внуком. «О русски!...». Прекрасный арбуз 9 кг обошелся нам в 60 руб. Так и не понял, получили мы скидку или действительно так дешево.
Хочу остановиться еще на одном случае. Выезжаем мы из какой-то болгарской деревни. Впереди небольшой затор. Три машины в попутном направлении. Подъехав ближе, мы наблюдаем такую картину. Столкнулись две машины. Женщина выезжала с заправки на «гольфе» и не пропустила какой-то кроссовер. Оба авто болгарские. Место аварии огорожено конусами. Два полицейских при помощи раций и «сковородок» (полосатых палочек не применяют) регулируют движение. Мне в голову пришла мысль, что случись подобное в России, где нибудь в глубинке… Ну вы меня понимаете…
Переночевали мы в Белграде в мотеле. Совсем неплохой номер. четырехместный за 1 600 руб.
Следующая остановка была в Харькове. В готель, в котором мы останавливались по дороге туда, не поехали. На выезде из города нашли недорогой мотель с трехместным номером за 1 800 руб. и отлично выспались.
Утром выехали в сторону границы. МАПП Гоптовка—Нехотеевка. Как ни старался я приехать пораньше, все равно попали в жару. Перед границей постарались истратить последние гривны на завтрак. Оставшиеся поменяли на рубли. Через 2 часа стояния в очереди мы въехали на Родину. Цены на бензин и газ порадовали. Цены на питание нет. После, хоть и задворков, но все же Евросоюза с чистыми дорогами с разметкой нас встретила российская действительность с переполненными мусорными баками на стоянках, фигурами писающих мальчиков на обочинах и окурками, вылетающими из окон автомобилей.
После границы взяли курс на Белгород. Затем на Прохоровку.
В поле стоят танки и артиллерия. Советские. Повернуты в сторону запада, куда шли в наступление в далеком 1943 году.
Ознакомившись с этим знаковым местом мы поехали домой. В дороге проблем не возникало. И мы спокойно добрались до Жигулевска. При повороте на Уфу с трассы Жигулевск—Самара были остановлены полицией. За рулем была Таня и на все мои напоминания о необходимости перестроиться в крайний левый ряд не реагировала. В результате мы подъехали к своротку в среднем ряду. Руль влево и через левую полосу, через сплошные мы подъезжаем прямо к сотруднику ДПС… Права остались у Тани.
Закончилось наше путешествие в 4:00 31 июля. Нас встретил мой отец, который жил у нас, пока мы путешествовали. Выпив за возвращение по бокалу бренди «Слнчевъ Бряг», который я прикупил в Св.Власе мы уснули уже в своих постельках.
Теперь я понимаю, что наше путешествие состоялось и удалось. Отпуск, конечно, испорчен болезнью, но путешествие — нет. Мы получили опыт пересечения границ европейских стран, который, я очень надеюсь на это, нам пригодится в будущем. Гайка снова порадовала нас своей надежностью и комфортом.
А теперь цифры:
Всего на поездку потрачено около 90 000 руб. Хочу заметить, что это не показатель. Мы не ездили на экскурсии, не дегустировали местные напитки, не ходили в рестораны… Многое не делали, что мы обычно делаем на отдыхе. Неосвоенные средства пущены в оборот.
Такая вот получилась поездочка. Удачи всем! Ни гвоздя, ни жезла!