|
Анжеро-Судженск—Кемерово—Новосибирск—Омск—Аббатское—Курган—Челябинск—Уфа—(обратно через) Бугуруслан—Самара—Саратов—Волгоград—Краснодар—Джубга (сбежали на второй день)—Туапсе. Еще отдельно Сочи, Лабинск и Майкоп.
Докризисным утром первого августа 2008 года мы (вдвоем ездили, стало быть, я и Нина, и, что характерно, поженились мы потом ровно через год.) выехали на Toyota Corolla Van 2001года, «японец», «праворукий» с пробегом в 104 тыщи, из Анжеро-Судженска в сторону Черного моря. Предварительная подготовка заключалась в осмотре машины, смене масла, заявлении в ГИБДД, чт,о типа, потерял права (решено было путешествовать с времянкой) и забивании багажника всякими ништяками: матрас надувной, палатка (один раз пользовались), 20-литровая канистра с бензином (не пригодилась), газовая плитка (пригодилась очень) и прочим барахлом.
Кемерово: дороги в норме, бензин (92-ой) по 23 рубля. За огородом Новосибирск — дороги почти так же, но бензин (92) по 24,5руб!
Проехав Сиб по указателям, открылся путь до Омска в шестьсот километров и затмением на небе:
Сделав в первый день тысячу, въехали в Омск (бенз по 24 руб.), взяли направление на Тюмень и заблудились к черту. Ни одного указателя и ни одной прямой улицы. Стоит значит указатель: «Тюмень — направо»! Первый сверток направо — бензоколонка! Второй завел в тупик, а третий вывел на разбитую улицу с огромными лежачими полицейскими. То была улица товарища Арнольда Нейбута! Учитывая сумерки и не четкие буквы — просто «ниебута». Этим словом хотелось обзывать всех встречных поперечных, но народ попадался исключительно вежливый и охотно подсказывал за Метромост и как проехать в Тюмень.
За первый день прошли 1 050 км и остановились на озере за Омском:
Организовали костер, надули матрас, поставили палатку и попробовали помыться. Машину на сигналку, топор в палатку, пиваса полторашку внутрь и спать! Китайский матрас к середине ночи сдулся, пришлось просыпаться и подкачивать. Собственно, это единственный раз, когда ночевали в палатке. Потом просто сворачивали с дороги, раскладывали кресла и накрывались одеялом.
Казахстан объезжали через Тюменскую область (на «Сибнефти» 92-ой по 24,6 руб.! Совсем озверели, волки!). Открыли мегапоследний атлас автомобильных дорог и скорректировали маршрут. Аббатское—Ишим—Бердюжье. Надо сказать, что, свернув с федералки, дорога становится ровнее и машин меньше. В одном только месте был ремонт дороги:
А вот паниковать стали потом, когда, сопоставив дорогу в атласе с реальностью, получалось, что из Бердюжье едем прямиком в Казахстан. И спросить не у кого и попытки свернуть на правильную дорогу результата не дали. Отчаявшись, решили ехать дальше, потому как дорога хороша, поди, куда-нибудь да приведет. В результате выехали в Курганской области (92-ой по 23,6 руб., наконец-то начал дешеветь) в районе Макушино. Почесавши репу, проанализировали карту и списали изъян на город Омск с его кривыми указателями, потому как атлас Омского издания.
Если дорога до Кургана еще ничего, то, объехав город, попали на узкую разбитую дорогу, нашпигованную грузовиками. Эти грузовики, двигаясь навстречу, едва не цеплялись зеркалами! В отличие от импортных фур, что легковушки обгоняют, часто попадаются Камазы. Их паскудство не только в вонизме выхлопа, но и в печальной скорости с собиранием длинной очереди легковушек.
К Челябинску настроение повысилось, потому как дорога улучшилась и бензин еще подешевел, 23,3 руб. Да и Челябинская объездная хороша, только длинная, километров сто, если не больше.
За второй день пройдено 1 300 км. Уже ночью въехали в Уфу и заночевали у родственников. Не представлял, что такой большой город, да еще и с широкими чистыми улицами и внятными указателями:
Гаишники ни разу не остановили, но, наведя резкость, пристально на нас таращились. Странные какие-то.
Третьего дня направились в Самару. Красивый вид, ровная и многополосная дорога, Европ, однако!
Сей ништяк заштриховался через километров пятьдесят после Уфы и начались ямы и волнами асфальт. Скорость 60 и в постоянном напряжении. Безобразия тянулись до Самары, а дальше по объездной по указателям, свернув с федералки на Саратов, и с каждым километром качество дорог улучшалось и бензин дешевел (23,2 руб.), но наверстать расстояние стремительно не получилось, и за третий день прошли 820км. Заночевали у кемпинга со скоплением грузовиков. Съехали с дороги на поляну, а утром, когда рассвело, рядом оказалась тропинка, по которой люди спешили на работу. Проехав пару километров по дороге, умывшись, сварганили завтрак на газовой печке.
Волгу пересекли в Саратове и снова выбрались на федеральную трассу. Дорога испортилась и ценник на бенз полез, 92-ой по 23,6 руб. Подступы к Волгограду реально утомили разбитой дорогой с «Камазами», так что пришлось остановиться на отдых. В самом же Волгограде оказался ровный асфальт и аккуратные водители, а продаван в автомагазине ловко подобрал новую крышку для бензобака, потому как старую я гнусно просохатил на бензоколонке где-то в Саратовской области. А еще город поразил обилием щитов с рекламой, наверно, ночью красиво от подсветки, изобилием бензоколонок и светофоров, количеством сбитых животных и отсутствием указателей. Из указателей внятно стояло только направление на Мамаев Курган и на Астрахань. Чем вызвано трепетное отношение к Астрахани непонятно, зато на въезде в город стоит вот такой знак:
За четвертый день прошли 900 километров, ночевали в машине свернув с дороги. До моря оставалось совсем ничего, но по плану сначала нужно заехать к родственникам в Адыгею (Казённо-Кужорский хутор) и по делам в Краснодар.
На следующий день краем зацепили Ростовскую область. Гладкая дорога, отсутствие машин, огромные поля подсолнухов и памятники в поле:
Прям так, в поле, пушка, типа, памятник стоит!
Дороги в Краснодарском крае можно приравнять к «зеркалу», да еще бенз по 23 руб. А в Адыгее так вообще (92-ой) по 20,8 руб.! Адыгея расположена внутри Краснодарского края, перемена наблюдается на номерах машин — регион 01, и стоимостью бензина. Мы эту Адыгею внатуре зауважали, когда увидели, что на ремонтных участках дорог они ставят временные светофоры, а временные знаки ограничения скорости, потерявшие актуальность, не бросают, как у нас, а завязывают мешками!
На шестой день, посетив всех родственников и решив дела в Краснодаре, мы приблизились к Кавказу:
Никакого сравнения с уральскими дорогами, где разметка на прямых просматриваемых участках сплошная, а на поворотах и в гору — прерывистая! Сползла не иначе.
Джубга — финальная точка нашего путешествия, и с нее начинается море. А значит все, добрались, теперь море, солнце, пальмы и снова море, в общем чисто романтика и прочие сопли! Но не тут-то было, и искренняя радость от встречи с Джубгой превратилась в автомобильную пробку, плавно переходящую в толпы голых отдыхающих, зажавших в руках матрасы, круги и прочую плавающую хрень. Вместо пальм — подъемные краны, вместо курорта — толкучка. Немного озадачив, Джубга внезапно закончилась бензоколонкой на горе. Оставив там машину, пошли на поиски нашего пристанища пешком. Узкая дорога, такой же тротуар, народу как в воскресный день на вещевом рынке и несколько подобий магазинов, торгующих по запредельным ценам. Курорт однако, понимать надо!
Пансионат наш представлял, отгороженный от улицы двор (парковка для автомобилей) и несколько одно и двухэтажных строений с комнатами. Санузел (хорошо хоть бесплатный) во дворе, недалеко так, метров 25 до него, кухня на веранде второго этажа, а комната в 4 квадрата состоит из двух коек разделенной тумбочкой. Вот тенах и романтика! Ряд пластмассовых умывальников, как в пионерлагере, десятки сохнувших надувных матрасов возле стен, кучи тряпок на веревках и хождения постояльцев, кому пожрать, кому в сортир, кому на море или помыться. Ну короче мы в этом таборе жить будем, по 300 рублей с человека-рыла. То бишь сутки — 600 рублей, и машина на территории.
Отсчитав нужный поворот и перегнав машину к кишлаку, занял блатное место в тени и пообщался с отбывающим домой гражданином. Гражданин на автомобиле «Волга», был крайне доволен отдыхом, приезжает не первый раз и ваще рекомендует! Счастливые лица отдыхающих от царящего дискомфорта с запахом общественного туалета, мы то ж недопонимали. Как выяснилось, сортир с душем стояли на одной выгребной яме, вода в душе текла самотеком из расположенных на крыше баков, а из сортирных дырок вылетали огромные зеленовато-задумчивые мухи!
Слегка обалдев от такого счастья, засадив по литру пива, мы пошли на пляж. Ручьи испражнений, весело журча, проводили нас до самого моря, благо идти нужно было метров 200 всего. Искупавшись в море, сделали следующие наблюдения — пляж длиной в полкилометра плотно забит людьми, каждый квадратный сантиметр песка содержит окурок или крышку от бутылки, отсутствие пальм (эт мы потом уяснили, что пальмы начинаются южнее) и железной дороги — на поезде планировалось посетить соседние города. Короче, ситуация не вдохновляла и, если убрать море, спилить горы — останется помойка.
В душевном раздрае встретили вечер, приготовили ужин. Тусклый свет и осклизлая крышка мусорного бака, такая вот общая кухня. Холодная вода не в счет, не на курорт же приехали, фигачьте так! Хозяйка потом сказала, что это ничего, это сначала так, а потом привыкаешь. И что скоро темные силы из администрации их снесут, что не будет больше заработка летом, а понастроят разнообразных высотных гостиниц с автостоянками, горячей водой и прочими бытовыми излишествами. А вообще, для полной радости, нате вам фумигатор, а то комары зажрут ночью.
Сидим на веранде, старательно заливаем шары, ждем, когда наконец привыкать начнем. Ветер с моря — музыка и довольный гул, когда не с моря, то тянет сортиром. Пошли погулять, так сказать, прикоснуться к культуре курорта. На вечернем отрезке пляжа угашенная алкоголем публика радовалась предлагаемым развлечениям. Можно было за 100 рублей какую-то хрень шесть раз подбросить, а если попадешь, то в качестве бонуса тебе дадут еще три раза кинуть, проехать на велосипеде с загадочным рулем, захватить за 50 рублей спиннингом бутылку пива, а если не кокнешь ее, то можно еще и выпить, залезть по лестнице и то же чего то получить и прочее, прочее. Тоскливо оглядев этот «зоопарк», стоило за 5 тысяч километров ехать, отправились спать.
Пробуждение настроения не прибавило, и первая фраза, что я услышал, была не с добрым утром, а категоричным — ПОЕХАЛИ ОТСЮДА!!!! Да в конце концов, на машине, чё нам? Поедем в Туапсе, снимем квартиру, благо, их столько по дороге предлагают. Через знакомых-родственников-знакомых нашли телефон, кто вроде как сдавал комнату, и как-то быстро-быстро собравшись рванули в Туапсе. Уже когда находились за воротами пансионата, сообразили, что за сутки не сделали ни одного кадра, хотя по дороге щелкали фотоаппаратом направо и налево:
На наше место в Джубге желающих было полно, поэтому город остался непонятым. Что привлекает тысячи людей отдыхать в таких условиях и с каких медикаментов они все такие счастливые и довольные?
А в Туапсе, за те же деньги, сняли большую комнату в квартире, где был телевизор (Олимпиада ж началась, и так, новости за Цхинвал), кондёр, горячая вода в кране, нормальный диван и ваще. Рядом были нормальные магазины с нормальными ценами и вечером можно было гулять по городу, т.е. прочувствовать курортное настроение. По сравнению с Джубгой (образца 2008 г.), посмотреть было на что, от аллеи «Последний шанс выйти замуж», до «Киселевых скал».
Киселюха. На этом месте происходила съемка сцены рыбалки из «Бриллиантовой Руки», а с правой стороны видно, по какой тропе можно сюда попасть:
Сочи. Город Солнца, пальм, туристов, гастролей и просто красиво!
Это не дворец, это Сочинский ЖД-вокзал:
В парке «Ривьера»:
В Сочи пальмы растут, как у нас березы или тополя:
Интересно, эти катерочки ездят по морю, или для красоты в Морпорту на приколе?
Собрано все дерьмо! А на дне, судя по желто-черным буквам, «Ария» будет на разогреве у самого Димы Белана:
В Сочи, однозначно, нужно побывать каждому и обязательно взять экскурсию. Любую. Собственно, в Сочи выбирались дважды (на электричке), один день пробыли в Аквапарке.
Это я с красной горки (Камикадзе название) съехал:
Желтая горка, по ощущениям напоминает свободное падение. Мне одного раза хватило, а Нина по ней долго каталась. Вон она на середине пути как раз:
Экскурсия. Ахун (это такая самая высокая точка на побережье):
Размусоливать за красоту города можно долго, он действительно красивый, а вот сильно хочется рассказать про стабильность! В Сочи стабильно держаться конские цены, к примеру пол-литра вшивой «Бонаквы» охлажденной в ларьке стоила 40 рублей!!! Бензин (92) 24,6 руб!!! А еще в Сочи нет продуктовых магазинов, ну почти нет… одни кафешки да рестораны. А в ресторане, что рядом с пляжем, что недалеко от «Ривьеры», решили отобедать! Лучше б воды из крана попили, потому как редкостными помоями оказалась здешняя кулинария. А так все красиво, тяжелые ложки завернуты в салфетки, мощные стулья, чистая скатерть и официант. Слева от Ленина тот ресторан:
И снова пальмы, пальмы:
Не скажу, что прошли Сочи вдоль и поперек, но находили не один десяток километров. Красив город, красив! Особо отметить, сколько всего разного там растет:
Напомню, что история эта 2008 года, а к будущей Олимпиаде 2014 жители уже готовятся:
Дорога домой запомнилась тем, что первые вад дня ехали со включенным кондером, а после Челябинска, последующие два дня с печкой.
Немного изменили маршрут, проехав через Бугуруслан (бенз по 22,9 руб.). В результате почти вдвое сократили плохую дорогу Самара—Уфа. Выезжая из Уфы, попали в пробку, в коей простояли три часа:
Урал в обратную сторону. Наверно единственный участок, где разметка рациональна:
На Урале под Юрюзанью (92-ой по 23,4 руб.), выезжая с заправки, перед нами выполз грузовой автомобиль. Коротко про него: мамонт, исчадие ада и зеленое порождение крокодила. Если бы эта хреновина не везла три бревна сечением с баобаб, то можно было бы подумать, что это автотранспортное средство дернули с ретро-парада грузовиков! Седельный тягач с болтающейся цепью, периодически притормаживая, кряхтя, скрипя, развивал 20 км/ч на прямых участках, потому что на бензиновых парах двигатель из-за старости машину не разгонял, а, судя по льющемуся из всех дыр ГСМ, техосмотр в ГИБДД был куплен за валюту! Обогнав недоразумение, мысленно пожелали гореть в овраге, а не поганить дороги!
А в Омске начался дождь и последний день путешествия своим сибирско-осенним настроением провожал нас до Анжеро-Судженска. Поздний вечер 19 августа 2008года Анжерка, стоим на Искре, на одометре 113650км, а на улице сыро и промозгло. Задумчиво вспоминаем ночной пляж в Туапсе и теплые вечера в Сочи:
Короче тоска и завтра на работу.
Об штрафах и сотрудниках ГИБДД.
Свирепые гайцы — это ростовские! Этим, наверно, даж патронов не дают, так догонят и прикладом оштрафуют. Под их тяжелыми взглядами не было никакого желания «качать права» или сопротивляться. Сказано на пост идти, так ноги в руки и бегом шагом марш!
Прикольные гайцы — башкирские. С горы просматривает в бинокль дорогу, выискивая нарушителей. Можно подумать, что я признаюсь! Ага, щас!..
Загадочно-странные гайцы — Адыгея и Краснодарский край. Неоднократно наблюдали картину, как гаец без патрульной машины, ее роль выполнял простой автомобиль с глухо тонированными стеклами, останавливал жезлом автомобили и водителей приглашал в свою непрозрачную тачку. Калымят что ли, фуцманы?
А калымят часто, там где ни с того ни с сего запрет, сплошная или ограничение — стоят демоны, знают хлебные места. Может, сами создают?
А штрафов было два, один за «превышение» (Новосибирская обл.), другой за «подзнакзаехалпотомушта» (в Туапсе). Оба по 100 руб, да и те не дошли, чудотворное действие времянки?
Итог: Проехато 9 550 км, потрачено 16 000 рублей (на бензин, средняя цена 24 руб./л), сожжено бензина почти 670 литров. 9 дней в пути.
Пара рекомендаций: выезжать лучше не рано утром, как мы в 6 часов, а ночью часа в 2-3. Рассвет наступит быстро и с 3 до 7 утра беспрепятственно можно проехать столько, что иногда и дня не хватит. Перед тем как лечь спать — немного злоупотребить! Иначе первую половину ночи перед глазами будет дорога стоять и не даст заснуть, а за вторую половину не выспишься.
Вывод: Да ну их к лешему такие путешествия. Максимум два дня пути чтобы было!
Вывод второй (через полгода): Давно чета никуда не ездили. Через некоторое время опять тянет в дорогу, усталость и негативные эмоции как-то позабылись, а вспоминается исключительно позитив. Например, как в Краснодарском крае кукурузу с поля тырили:
Или как ночью на одной заправке под ногами какие-то здоровые жуки с крепким панцирем вяло ползали. Пробьешь с ноги, жук по асфальту на противоположную сторону отлетает и в тишине ночной заправки издает грохот, словно по ведру зарядил. А еще как ночью на Урале торговали надувными матрасами. Или как в Сальске местные пацаны на «шестерке», по доброте душевной подсказали, как из города выбраться, а в Туапсе то же местные (не знакомые) пацаны, в процессе потребления алкоголя, рассказали про «Киселюху» и как там снималась «Бриллиантовая рука». А еще вспоминается — соленые волны Черного Моря, как не хотелось уходить с ночного пляжа, Сочинские пальмы, горный воздух, а на обратном пути — яркие звезды и горячий ночной воздух под Волгоградом!
Вывод третий (спустя четыре года, но не про автопутешествия) — вспоминая Джубгу, цены в Сочи и в противовес ставя рассказы, подкрепленные фотками товарищей, что всей семьей летали в южные капстраны по системе «все включено», возникает вопрос: а есть ли смысл отдыхать на нашем побережье? И дело не в бесконечной водке и закуси, что подается, к примеру, в Турции, а элементарно — куда приткнуть ребенка? Например, в Джубге?