|
Пролог
Цель этих путевых заметок не описание красот Крыма и пересказ местных легенд и баек, а ответы на вопросы, которые возникали перед поездкой и на которые не смог найти (или долго искал) достоверные ответы в Интернете, а также личные впечатления от поездки. Сайт А. Дыбова полезен, но, на мой взгляд, перегружен лишней информацией; на его основе есть более удобный сайт в Google. Это т. н. «Памятка к поездке в Украину на машине». Наверное, есть ещё и другие полезные сайты.
Предыстория
Это автопутешествие было задумано еще в 2008 г. после поездки в Абхазию, которая привела нас в полный восторг. Нас — это меня и мою жену Ольгу; она же по совместительству штурман и второй пилот. На меня, кроме капитанских, возложены также обязанности фотографа и летописца.
Постоянный член экипажа, но из-за проблем с документами (лапы есть, но нет хвоста) остался дома.
Была выбрана та же отработанная схема, что и при поездке в Абхазию: пансионат (санаторий) прям на берегу моря (как опорный пункт путешествий по Крыму) с собственным пляжем в шаговой доступности, полный пансион, круглосуточно горячая вода (для нас это было принципиальным моментом), наличие грязелечения (а что — процедура полезная и неутомительная), приемлемые климатические условия в сентябре, наличие местных красот и охраняемой автостоянки. Вариантов оказалось не так много и, после их сравнения, был выбран ЮБК, район большой Ялты, санаторий «Курпаты».
Сразу скажу, частный сектор принципиально не рассматривался, как неспособный обеспечить полный релакс (готовка или ежедневные походы по общепиту отметались напрочь). Также не рассматривались варианты пансионатов, д. отдыха и т.д. и т.п. далее первой линии. Чтобы застраховаться от всяких неожиданностей (отсутствие нужного номера, подходящего времени заезда и т. д.) путёвки были куплены за полгода по недетской цене в 76 тыр. за стандартный двухместный номер на две недели, правда, с видом на море.
Справочно: коллега по работе в тот же период примерно за такие же деньги отдохнула в Турции вместе с мужем по системе «всё включено», естесс-но с дорогой.
Но, как сказано, охота пуще неволи, и, предвкушая восторг от встречи с Крымом, мы стали потихоньку готовиться к автопробегу.
Подготовка
Из трех авто нашего автопарка (Ford Mondeo-седан, Toyota Corolla-хетчбек, ВАЗ-универсал) с достаточно большим отрывом от конкурентов был выбран ВАЗ 21113 2004 г., на одометре 14 5500 км (бензин-газ). Муки выбора авто и обоснование своего выбора я подробно описал в отчёте о поездке в Абхазию в 2008 г., так что повторяться не буду: кому интересно — читайте там (с поправкой на прошедшее время). Замечу только, что в этот раз были так же учтены заслуги «Фроси» как настоящего боевого аппарата, многократно проверенного в дальних пробегах.
Огромная человеческая просьба к противникам отечественного автопрома успокоиться уже и не обращать таки свой праведный гнев на вазоводов (тазоводов) и всех прочих чудаков с недомашинами. Будьте снисходительны и вам зачтётся.
Серьёзного ремонта «Фрося» не потребовала, практически всё свелось к стандартным процедурам, тем более подошел срок замены масла, фильтров и т.д. и т.п.; в дороге вела себя прилично. Лишь традиционно сгорел второй прикуриватель (как и при поездке в Абхазию), но мы были готовы к этому и его замена заняла не более получаса.
Суровую подготовку к поездке на море прошли все члены команды, даже те, кого не взяли.
Из допоборудования был автохолодильник и навигатор, купленный ещё в 2008 г., правда с обновлёнными картами России. Карты Украины покупать не стали: 3 тыр — это примерно половина стоимости нового навигатора с картами Содружества. Новый навигатор в планах покупок к этой поездке не значился.
Тем более в картах 2008 г. был «бонус» — примерно 200-300 км. карт дальше границ России. С этими картами мы ездили в Абхазию, Белоруссию и вот теперь в Украину. По Украине ок. 250 км. проехали по навигатору, а остальное по бумажной карте. Кстати, имея подробную бумажную карту, да ещё с часто нанесённой координатной сеткой (широтой и долготой), можно достаточно точно определить свое местоположение, даже не имея соответствующей карты в навигаторе — ведь координаты он всё равно показывает, их нужно только найти на бумажной карте. Таким образом я, н-р, определил, что Пицунда (Абхазия) находится южнее Ялты.
Оппортунист с документами, в подготовке не участвовал, попросил политического убежища на кухне.
Перед поездкой была мысль приобрести радиостанцию СВ-диапазона или видеорегистратор. После недолгих размышлений приоритет был отдан регистратору (т. к. радиостанцию тогда надо было регистрировать, и это все требовало времени), но купить его не довелось: прочитав нелестные отзывы о кач-ве выбранной модели (надо заметить недешевой) на форумах Е1, решил от покупки пока воздержаться.
Изучая интернет перед поездкой, набрёл на элегантный и законный способ (в отличие от рискованного с временным ВУ) оградить себя от возможного ДАИшного вымогательства — это международное ВУ. Оно их совершенно не интересует, т.к. вы не боитесь его оставить в Украине (и они это знают) — дивидендов никаких, а неприятности могут быть. Ведь грамотные действия «спонсора» могут повредить карьере (а не вымогай у интуриста !). Единственный минус этого способа — подорванная дружба народов между вами и ДАИ. Соглашусь с самыми дотошными — вариант с временным ВУ тоже возможен и даже он более универсален (годится и в РФ), но более сложен и многоделен (нужно соблюсти все формальности, как-то: протокол о задержании ВУ за, н-р, непредоставление преимущества спецтранспорту, потом по возвращении за это получить мин. наказание и т.д. и т.п.) Минусы: первый — нужно иметь серьёзные знакомства в ГИБДД, второй — чтобы никого не подставить (и себя в том числе) вышеописанную процедуру нужно пройти полностью.
Я выбрал вариант с международным ВУ, но за месяц до поездки в ГИБДД не оказалось этих бланков, они так и не появились до поездки. Сделал для себя два вывода: первый — сопливых вовремя целуют; второй — значит, это судьба...
При подготовке к автопробегу были поставлены две сверхзадачи: первая — хорошо отдохнуть в Крыму, несмотря на шквал нелестных отзывов в инете; вторая — коррумпировать внутренние органы обеих стран только в случае КРАЙНЕЙ необходимости. Для этого был отфильтрован инет на соотв. темы: ДАИ, «казачки», погранпереходы, различия в ПДД обеих стран, ну и конечно крымские достопримечательности.
Генеральная репетиция. До дома 500 км.
Забегая вперёд, скажу: сверхзадача №2 была выполнена на 100 ‰. Единственный контакт с ГИБДД произошел под утро за Воронежом на предмет превышения скорости. Дело было так: увязавшись за тремя «джипами», потерял бдительность и примерно через час погони в ночи наша мини-колонна была остановлена на стационарном посту ДПС. Сначала не мог понять, что ищет гаец в темноте возле каждой машины, но когда он подошел к нашей — всё встало на свои места: он изучал номера машин. Увидев наши, он отпустил моих попутчиков, а меня пригласил на пост, где я на экране увидел мутный снимок заднего номера своего авто, вкупе со скоростью оного. Как говорится, кто последний — тот и папа…
Попытку « развода» на деньги описывать не буду (настолько она была смешная), тем более она закончилась сразу после того, как я начал беседу со вторым гайцем о погодах, о видах на урожай и т.д. и т.п. Погрустневший «разводила» отдал права и посоветовал лучше изучать Административный кодекс (предмет наших разногласий). Теперь ждём-с: может придёт штраф по почте…
В Украине с дайцами не общался: в одном месте о засаде предупредил абориген (покупали у него арбуз), в другом — способ « развода» подробно описан в инете. Теперь описываю я: за Мелитополем, затонированная иномарка с украинскими номерами, мирно стоявшая на обочине, вдруг начинает движение перед нами, затем снижает скорость до минимальной (30-40 км/ч) и включает «аварийку». Слева сплошная, спереди « разводила» машет рукой, мол обгоняй, сзади 5-6 авто с российскими номерами. Минут через 10 такой езды, собрав за собой приличную колонну, « разводила» всё-таки свалил на обочину, ничего не добившись. А может, он заметил «дружеское ржание» в салоне нашего авто: ведь он не знал, что перед этим спектаклем я краем глаза засёк патрульную машину ДАИ, замаскированную в придорожных кустах.
Больше позывов на «развод» замечено не было. «Казачков» и пр. ряженых не встречали; проезжали, правда, мимо их опорного пункта (будка путевого обходчика на ж-д переезде с вывеской типа «Пункт общественного правопорядка»). Но, то ли попали мы в обеденное время, то ли сезон охоты окончился — свидеться не удалось... Проезжая города особого дискомфорта не испытывали: ПДД похожие; знаки, в основном, знакомые — единственно забавляла прибитая под светофорами фанерная дощечка с нарисованной зелёной стрелкой: можно поворачивать направо при любом сигнале светофора. Пару раз нам бибикали, когда при направлении прямо мы по привычке занимали крайний правый ряд и ждали разрешающего сигнала.
Кто был в Ялте — знает: дороги там узкие, кривые; машин много, но ездить можно. Местные часто гоняют через сплошную, но больше по необходимости, чем от наглости. Я сплошных старался не пересекать, парковался согласно ПДД и этим избежал общения с дайцами.
А вот с выполнением сверхзадачи № 1 были проблемы, но обо всём по порядку…
Эх, дороги … (туда)
Из-за ограниченности по времени выезд был запланирован после работы 2 сент. в 17:00 (здесь и далее время Екб.). Как вы понимаете — пятничные пробки были весьма «кстати», но деваться было некуда, т. к. 5сент. в понедельник мы уже должны были (и хотели) купаться в Черном море. Да и запас по времени никогда не помешает, тем более пересечение границы не поддаётся точным расчётам.
А что — гламурная подсветка — нам понравилось.
В дорогу взяли домашних пирожков, каких-то копчёностей, овощей, фруктов, соков, минералки, а также литровый термос с кофе. Термос время от времени пополняли кипятком практически всегда бесплатным. Из продуктов ничего не испортилось (заслуга автохолодильника), кое-что доедали в санатории.
Наш маршрут: Екб.— Н.Серги — Михайловск- Сим — Уфа — Бавлы (ночевка) — Самара — Сызрань — Пенза — Тамбов — Воронеж (ночевка) — Короча — погранпереход Шебекино (2 часа) — Волчанск — Харьков — Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь (ночевка) — Джанкой — Семфирополь — Ялта.
Протяженность маршрута составила 3 020 км., в т.ч. до Шебекино —2 150 км., по Украине — 870 км.
Кто ездит из Екб. на юга знает, что это не единственный маршрут: до Сима можно проехать ч-з Касли, Кыштым, Миасс, Златоуст и далее М-5. Можно и вовсе миновать Сим и выехать на М-5 уже за Уфой, но все эти маршруты имеют свои плюсы и минусы. Наиболее сбалансированный (на мой взгляд) — это предложенный маршрут. Во-первых, движение до Сима по нему ненапряжное, дорога удовлетворительная, местами хорошая; если ехать в светлое время суток — получаешь эстетическое удовольствие от пейзажей за окном. При ночном передвижении радует небольшое количество попутного автотранспорта. А уж проезжая перевалы Сима представляешь себя горным гонщиком. В Симе мы заправляемся на лукойловской заправке (как-никак почти 500 км. от дома), иногда перекусываем там же в кафе и, зажав нос, ходим в местный туалет.
После Самары тоже есть варианты трафика, изучение инета особо не помогло, но мы выбрали именно этот, исходя из новизны маршрута (надо ж позырить, в конце концов) и не ошиблись.
Ночевки традиционно проходили в авто (необходимый элемент романтики) продолжительностью ок. 5-6 часов, укрывались одеялом. На стоянку определялись примерно в 1 час ночи, стартовали примерно в 6 утра. Место стоянки обычно выбирали возле заправки.
В целом качество пройденных российских дорог следует признать почти нормальным; т.е. от удовлетворительного (М-5, Пенза, Тамбов) до очень хорошего (Воронеж, Белгород). Стал появляться нормальный придорожный сервис: так на полпути от Пензы до Тамбова был замечен и проверен придорожный комплекс «Пит-Стоп»: большая асфальтированная стоянка, неплохая кухня, чистейший бесплатный туалет, возможность в нормальных условиях принять душ за 50 р., по-моему есть гостиница.
Сейчас узнаем почём фунт «незалежности».
В Украине придорожным сервисом воспользовались один раз, решив попробовать местную кухню, но то ли недалеко отъехали от границы, то ли ещё что, но разницы от русской мы не почувствовали да и исполнение, скажем прямо, было так себе. Больше опытов по дороге не устраивали.
На российской таможне было всё пристойно, на украинской в целом тоже: те, у кого были загранпаспорта, спокойно наблюдали за тем, как беспаспортный народ лихорадочно заполнял декларации, впрочем, образцы заполнения на русском языке были на каждом столе. В нашем экипаже ситуация была обратная: капитан, не имевший загранпаспорта, созерцал, как штурман, имевший такую ксиву, заполнял никому не нужную бумаженцию. С непристойными предложениями ускорить прохождение таможни к нам не обращались, да и машин было немного. Машину досмотрели поверхностно, правда, все лекарства таможенник изучил досконально. Позже в интернете нашёл объяснение этому факту: оказывается в каких-то лекарствах, разрешенных в РФ, присутствуют вещества, не разрешенные в Украине — типа наркотики, со всеми вытекающими… Кто на это попал — откупались за нехилую денежку. Нас бог миловал.
Тут же поменяли немного денег — впоследствии оказалось, что это был самый выгодный курс за всю поездку (кроме безнала по карте «Сбера») и купили за 100 руб. наклейку (RUS) — погранец достал своим нытьём (видимо, в доле).
Украинские дороги в целом немного похуже, единственная, по- настоящему хорошая дорога, попавшаяся нам — это т.н. «новая симферопольская».
В этом году не ездили по саратовским дорогам — может, поэтому и кажется качество остальных дорог неплохим. Города старались объезжать, чем очень расстраивали девушку в навигаторе.
Итог: в 8 утра в пнд. 5 сент. мы стояли на « ресепшене» санатория «Курпаты».
Отдых (или выполнение сверхзадачи №1)
Сам санаторий подробно описывать не буду, скажу лишь, что здание красивое и необычное (несмотря на 25-летний возраст), очень много стекла, но очень давно не видевшее хотя бы косметического ремонта. Номера не ремонтировались лет 10, правда, всё более- менее фунциклировало; перегоревшие лампочки тырили в свободных номерах.
Часа через полтора здесь будет не так просторно.
Сразу ждал не очень приятный сюрприз: свободных номеров с видом на море (уплачено!) не было. Пришлось идти в директорат и бороться там за права мужчины и человека. Надо сказать, они не шибко сопротивлялись и через два дня дали четыре номера на выбор. В один из них мы и переехали с лампочками в кармане и телевизором под мышкой. Правда, при переезде были пойманы горничной и получили выговор за махинации с ТВ, но когда мы ей предложили пригласить мастера и моментально отремонтировать ТВ, жившее в номере — то сразу отвяла, попросив на прощание доукомплектовать сломанным аппаратом осиротевший номер.
С грязелечением проблем не было, как и его самого, причём очень давно; замена грязи на теплолечение нас не порадовала.
Что касается питания — скажу так: достаточно, съедобно, но довольно однообразно; овощей — как украли (сразу вспомнился Литфонд в Абхазии со своим « шведским» столом, где только одних салатов было штук десять).
Штурман отдыхает от домашних забот.
Чисто украинских блюд нам не предлагали. Но нет худа без добра: нехватку витаминов мы компенсировали овощами и фруктами с ближайшего мини-рынка, запивая очень неплохими местными винами (только я вас умоляю: не покупайте разливное даже в магазине).
Очень пригодился чайник, взятый из дома — чай и кофе пили только в номере из своих запасов...
Охраняемая стоянка санатория оказалась обочиной дороги Ялта — Алупка под присмотром каких-то непонятных мужичков за очень понятные 50 грн (почти 200 руб.) в сутки под их честное пионерское… Правда за последние три дня мы денег не отдали: во-первых, было некому отдавать в 6 часов утра, когда мы уезжали, а во-вторых, да пошли они...
Та самая обочина- стоянка. Сейчас поедем в Ялту.
Пляж, мягко говоря, не поразил своими размерами, хотя он был самым большим среди пляжей окружающих санаториев (опять вспомнилась Абхазия с километровыми полупустыми пляжами и очень тёплой водой). Температура воды была терпимой — 21-22 градуса, но как-то раз при полном отсутствии ветра нагнало холодную воду, да так что в 5-6 метрах от берега при плавании мерзли конечности и выступающие части тела.
Правда, аборигены называли прошедшее лето самым прохладным за пять лет, но нас то никакими погодами не испугаешь, не на тех напали...
Программа отдыха включала в себя обязательное посещение достопримечательностей Крыма. Под номером первым значился Севастополь и его окрестности.
Кафе «Шоколадница» — всё очень вкусно.
Дорога от Ялты до Севастополя неплохая — прокатились с ветерком . При планировании поездки был отдан приоритет Севастополю и Инкерману (винзавод); Балаклава рассматривалась как запасной вариант...
Наши расчёты не оправдались: дня хватило только на поверхностное знакомство с городом, на инкерманский винзавод опоздали буквально на полчаса, а в Балаклаву не поехали уже сами — поздновато было, да и ехать от Инкермана прилично.
Город очень понравился. Интересно было узнать, что между некоторыми районами Севастополя, находящимися на противоположных берегах бухт, существует паромная переправа не только пассажиров, но и авто — так быстрее и дешевле.
Много ещё чего интересного рассказал наш экскурсовод (пират по совместительству) на морской прогулке по бухтам Севастополя...
Например, что есть на набережной «поцелуев мост»: если влюблённые (он и она) поцелуются на этом мосту, то его загаданное желание сбывается в эту же ночь.
Российский флот в это время был на учениях, в некоторые бухты гражданских вовсе не пускали, но экскурсия нам понравилась — во многом благодаря пирату. Часть кораблей всё же осталась в Севастополе, некоторые из них бывшие немецкие (трофейные) ещё служат, но уже нам.
Увидели мы и гражданский флот, вернее яхты местных и российских олигархов. Самих хозяев не видали — видимо, шифруются.
По пути из Инкермана в Ялту проезжали мимо стоянок автотуристов, которые, видимо, осматривали пещеры, вырубленные в скалах, но уже начинало садиться солнце, да и нас это особо не интересовало — решили не останавливаться, правда, места там очень красивые (ущелья, поросшие лесом) и напоминали Абхазию.
Не забыли мы и другие крымские достопримечательности.
Воронцовский дворец: что б я так жил.
Как строитель был впечатлён историей строительства алупкинского дворца: сначала разобрали гору, выровняли площадку, камни обтесали и из них построили дворец, т.е. почти весь стройматериал взяли под ногами. А одну из комнат отделывали почти десять лет...
Массандровский дворец тоже понравился, но не произвёл такого впечатления, как Воронцовский, хотя и был царской резиденцией.
Смотрим на себя сквозь времена венецианского зеркала.
Не удержались и мы, поддавшись общему психозу, сделали набег на Ласточкино гнездо, ничего особенного там не увидали (толпы народа не в счёт), только время потеряли. Одно слово — туристы... Единственно запомнившаяся деталь — это многочисленные объявления на столбах, что посещение данной достопримечательности бесплатное. На ум пришёл О. Бендер...
Вот бы отобедать в этом гнезде птичьим молоком.
Перед отъездом посетили и Никитский Ботанический сад. Присоединившись к какой-то группе, на халяву прослушали курс лекций по ботанике (сколько лет данному «баобабу» и кто кого посадил), но устав от потока информации в какой- то момент решили отстать и продолжить прогулку самостоятельно, но т.к. это уже был конец сентября, то всей красоты мы, конечно, не увидели...
Эта птичка- невеличка: вид колибри.
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь.
Зато, посетив дегустацию в Магараче, узнали многое о крымском виноделии; вино понравилось, как и сам дегустатор со своеобразным украинским юмором. Но всё-таки дегустация в Абрау-Дюрсо в далёком 2007 г. поинтересней была, да и крымское виноделие это, в основном, креплёные вина, а мы предпочитаем сухие...
Ну какой русский не любит выпить хорошего украинского вина.
В Ялту приезжали несколько раз — денег поменять, да в магазин (АТБ) или на рынок зайти, но особо ничем не впечатлились: суета, толкучка — в общем провинциальный городок с претензией на столичность (в основном по ценам), мало приспособленный к нормальному (с нашей точки зрения) отдыху. Ну разве можно в такой толчее наслаждаться морем, небом, природой и, глядя на толпы людей, мечтать вернуться сюда ещё.
Ну и дороги… (оттуда)
Чтобы не вводить в грех коррупционерства таможню обеих стран, было решено ограничиться разрешенными шестью бутылками украинского вина, а остальной боезапас пополнить в Абрау- Дюрсо (опять же традиция). Следовательно, чтобы не колесить по Украине, границу решили пересекать в Керчи, заодно познакомившись с паромной переправой.
Виноградник на АЗС «ЛУКОЙЛ» в Керчи.
Стартовали в пнд. 19 сент. в 6 часов утра. Дорогу, как оказалось, выбрали не совсем удачную — вдоль побережья ч-з Судак, Коктебель. От Алушты дорога резко ухудшилась: постоянные колдобины в темноте вкупе с петлянием дороги стали причиной некоторого ухудшения настроения. Рассвет встретили в районе Судака: стали видны красоты, дорога стала спрямляться и, как следствие, настроение улучшилось. 300 км. до Керчи проехали за 5 часов.
Переход границы (суммарно) занял 5 часов. Интервал движения парома — 1,5 часа днём, 2 часа ночью; летом, видимо, чаще. На паром вмещается 22 авто + две фуры или два автобуса. Цена вопроса зависит от размера авто и количества пассажиров — для нас это ок. 1 800 р.
Последующая получасовая морская прогулка немного скрасила часы ожидания, но для себя сделал вывод: неэкономично ни по времени, ни по деньгам.
Дальнейший путь: Новороссийск (Абрау-Дюрсо), Крымск, Тимашевск, ст. Кущевская (М-4), Ростов (ночёвка), Бобров, Анна, М- 193, Тамбов, А- 143, Н. Новгород (стоянка в теч. суток), Казань, Ижевск, Чайковский, Чернушка, Екб. Протяженность — 3 250 км.
Дорога обратно нам понравилась гораздо меньше, несмотря на хорошие дороги Краснодарского края и отличную М- 4, где ремонты почти закончены.
Дружелюбная такса возвращается домой в Белгород.
Резко поплохели дороги, когда, объехав Тамбов, мы направились по местным дорогам в направлении Н. Новгорода, впоследствии я понял глубину своей ошибки: нужно было ехать по М-4 до Москвы, там искать «спонсора» и на его хвосте уже тянуть до Н. Новгорода.
И ведь подобный приём выручал неоднократно: иногда так удавалось проскочить Сим ночью в туман, садясь на хвост местным джигитам, и на их стопарях пролетать перевалы (комментарии штурмана: это какой-то ужас!).
Но наиболее запомнилось возвращение из Абхазии в 2008 г. Тогда, проехав Москву, уже был готов искать место стоянки (полночь, знаете ли), но у штурмана были другие планы: «Хочу спать дома!» До дома (Н. Новгород) надо было ещё пилить 400 км по загруженной М7. Делать нечего — капитан только рулит, а маршрут нарезает штурман... «Спонсор» в итоге нашёлся — фура, ехавшая до Владимира с приличной скоростью 110-120 км и лихо обгонявшая попутный транспорт. За неё я и уцепился, т. к. у самого уже не было сил на активные действия, а плестись в общем потоке не хотелось. Правда, чуть позже оказалось, что фура ехала не одна и я нечаянно вклинился между ними. Как водится, они попытались изгнать чужака из своего конвоя, но чужак оказался вредным и отказался покинуть его. Хорошо, что у меня нет рации, т. к. наверняка я бы узнал о себе много нового, а с другой стороны — кому сейчас легко... Что только они не делали, чтобы оттереть меня от первой фуры — разыгрывалась настоящая шахматная партия в ночи на трассе, но я был начеку и отбивал все атаки. То, что сон как рукой сняло, я думаю, понятно. Так мы нашей дружной компашкой весело домчали до Владимира: они повернули в город, а мы, помигав аварийкой — на объездную в направлении Н. Новгорода и на этом адреналине в 5 ч. утра уже выпивали дома стопочку за приезд.
А в этот раз, проехав по Тамбовской, Рязанской и Нижегородской обл. я дал себе слово никогда там больше не ездить: плохие дороги перемежались очень плохими. Где-то на стыке Тамбовской и Рязанской обл. в течение получаса загнул два диска (это ещё повезло) — такого со мной никогда и нигде не было...
Недалеко от Анапы, по пути в Абрау-Дюрсо.
С наступлением темноты для разнообразия пошёл мелкий дождь в обрамлении тумана. Но, как бы то ни было, в 5 ч. утра 21 сент. мы уже спали в Н. Новгороде у родственников.
Днём выяснилось, что одно из погнутых колёс спустило, в оконцовке пришлось ставить камеру.
Из Нижнего, почуяв дом, «Фрося» уже бежала сама, правда, и здесь не обошлось без ложки дёгтя: в районе Чайковского (Пермск. обл.) с наступлением темноты (догадались?) пошел дождь, который сопровождал нас почти до Екб. (ок. 500 км.) и где-то в р-не Суксуна временами трансформировался в мокрый снег. Кто ездил ночью в дождь — меня поймёт (да и ремонты дорог никто не отменял); но всё рано или поздно заканчивается — закончилось и наше путешествие 23 сент. в 4:30 утра.
Эпилог
Немного о финансах: стоимость путевок считаем завышенной; цены даже на местные продукты сравнимы с ценами Екб на аналогичные привозные. Бензин стоит почти 40 руб. за литр.
Стоимость 1 км пробега в этот раз точно не подсчитывал, но, экстраполируя расчёты предыдущих автопробегов, можно утверждать, что она перевалила за рубль — и бензин и газ серьёзно подорожали...
В нашем случае обменный курс рубля был более выгодный на границе, чем в Ялте и пригородах. Доллары обменивать на гривны выгоднее, чем рубли. Неплохо зарекомендовала себя банковская карта, даже самая простая — Visa Electron. Ее принимали в магазинах, на заправках и это было выгоднее обмена любой налички, в т.ч. и долларов...
Что касаемо отдыха в целом — всё же по совокупности нам больше понравилась Абхазия. Чтобы быть фанатом Крыма, видимо, необходим элемент ностальгии с тех далёких советских времён, когда отдых в Ялте был голубой мечтой простого советского человека. Лично у меня такой ностальгии нет, а у жены (была в Крыму в 1991 г.) она пропала. Конечно ей, побывавшей в Европах неоднократно, есть с чем сравнить.
А для нас, слаще репы ничего не евших, воистину, хоть опять воздвигай « железный занавес»...
И всё же, правда, с небольшим усилием воли, отдых был признан нормальным, т е. сверхзадача №1 в общем и целом выполнена. А к неизбежным небольшим бытовым проблемам мы, как люди позитивные, старались относиться с юмором, не зацикливаться на этом и не портить себе отдых...
Друзья и коллеги меня спрашивают: «Ну и стоило оно того?» Мы со штурманом отвечаем однозначно: «Да, стоило!» Прокатиться туда, где ни разу не был, всегда стоит!
Ну что же — прощай Крым и здравствуй Западная Европа (?)… и смотрю на своего штурмана.
Жена скептически качает головой, но, видимо, догадывается о своей нелёгкой штурманской доле.
P.S. Удачи на дорогах и хорошего настроения после отдыха!