|
С опозданием, но всё-таки проверил обещание Путина сдать трассу Чита―Хабаровск к сентябрю 2010 года. Сразу же скажу, что, есть с чем сравнивать. Ездил не раз по этой дороге несколько лет назад и прекрасно помню, как нужно было двое суток трястить по гравийке, которая постоянно в ямах, как опасаешься распороть колесо об торчащий из дороги скальник, как обгоняешь транспорт, только вплотную прижавшись к левой бровке, чтобы не разбить лобовое стекло камнем от обгоняемой машины и пр. Нашёл на компьютере несколько фотографий дороги тех времён, сделанные на мобильный телефон:
Тогда асфальтовая дорога заканчивалась сразу за Биробиджаном и начиналась где-то в ста пятидесяти километрах от Читы. Были только небольшие отрезки асфальта: отличная свежая дорога в районе Чернышевска Читинской области и старая дорога в районе Белогорска Амурской области. В остальном была исключительно грунтовая дорога, где-то вполне сносная, а где-то с ямами от дождя, по которым невозможно ехать быстрее тридцати километров час. Ещё запомнились гребни на гравийке, которые вырастали внезапно посреди колес, наезжая на них днищем машины был такой звук, что казалось разбились в машине все стёкла разом.
Думаю, есть смысл описать всю дорогу от Владивостока до Иркутска, а не только трассу Чита―Хабаровск. Со Владика выехали, имея из инструментов только ключ 10х12 (и раньше, кстати, всегда так ездили). Итак, выезд с Владивостока в 9:00. Новая, идеальная трёхполосная дорога, наверное, с десятком надземных переходов:
Такая идёт от Владивостока до кольца на аэропорт. Далее на Уссурийск идёт старая дорога (в смысле, которая была раньше, но хорошего качества). Параллельно строится новая дорога на Уссурийск, с двухполосным движением, пришлось немного проехать по гравийной дороге, уже готовой к укладке асфальта:
Знакомый мне сказал, что вокруг Уссурийска построили объездную дорогу и что теперь не надо проезжать через город. Упустили на неё указатель, поэтому проезжал по привычке через город по известному пути. Кстати, как пример город Уссурийск. Население меньше, чем у Братска. Однако строится жильё, количество населения растёт, никаких промышленных гигантов, как у Братска, у Уссурийска нет. Однако ж живёт. Это как один из примеров нашим властям, которые все проблемы объясняют тем, что Братск — город провинциальный и бюджетное обеспечение на душу населения у нас небольшое.
Далее почти до Хабаровска дорога осталась прежней, которая и была раньше, но всё так же в хорошем состоянии. Лишь в некоторых местах идёт капитальный ремонт дороги и строится новый мост, более широкий взамен старого недалеко от Лучегорска:
По Приморью пролетели вообще быстро, один раз только ГИБДД на новом «Хёндэ-Солярис» поймали и выписали штраф за превышение скорости. Пока оформляли протокол, видели, как второй сотрудник поймал «Марка» в сотом кузове и водил в кусты его водителя, чтобы тот, видимо, сдал экспресс-тест на наркотическое опьянение.
Природа Приморья просто супер:
Перед Вяземским увидели Toyota Gaia, стоящую на обочине дороги с пластиковыми контейнерами на капоте, покрашенными изнутри красной краской — продают икру. Владелец «Гайи» поклялся, что икра у него этого года и что она даже не браконьерская, а рыбсовхозная, но документы на неё он, к сожалению, забыл сегодня дома. На вкус икра как резина и уж явно была несвежая.
Где-то за семьдесят километров перед Хабаровском снова начались дорожные работы. Расширяли дорогу, полностью меняли полотно, немного потеряли времени из-за того, что на нашей полосе работала дорожная техника. В Хабаровск заехали в час пик, включили местное «Авторадио», там как раз перечисляли улицы, на которых в тот момент были пробки. Перечислили как раз те улицы, которые нам предстояло проехать. Где-то больше часа потеряли на то, чтобы через пробки пробраться на мост через Амур. Тот самый мост, что изображён на пятитысячной купюре. Огромный мост, через огромную реку. Сверху автомобильный, а снизу железнодорожный:
Перед мостом стоял указатель расстояния с цифрой «0». Началась трасса «Амур»: Хабаровск―Чита, 2 165 километров.
Практически сразу же после моста через Амур заканчивается Хабаровский край и начинается Еврейская Автономия. Хорошая дорога там появилась раньше всего, сделана она была очень качественно и даже по прошествии нескольких лет на ней не появилось никаких дефектов:
Вот ещё одно фото этой дороги, но сделанное несколько лет назад:
Хотя в некоторых частях этой идеальной трассы всё-таки производились в тот момент дорожные работы: расширялась дорога, увеличивали по краям насыпь из грунта. Проезжали Еврейскую АО уже после десяти вечера, движение по дороге было совсем незначительным, посёлков на пути, где приходилось сбрасывать скорость, очень мало, поэтому расстояние от Хабаровска до Биробиджана (около 190 километров) проехали за час с небольшим. Единственный нюанс, который случился и из-за которого пришлось остановиться — было птица, которая вылетела на дорогу и разбилась о бампер второй машины. Остановились, осмотрели, повреждений не нашли и поехали дальше.
После 11 вечера добрались да кафешки «Пит-Стоп», которая стоит на своротке в Биробиджан с федеральной трассы. Решили там заночевать. Пройденное за день расстояние — 950 километров. Очень неплохо, учитывая, что выехали с Владивостока в 9 утра, а приехали чуть позже 11 вечера. Раньше из-за грунтового участка между Владивостоком и Хабаровском проезжали такой же отрезок, но тратили на это часа на два больше. Вот, собственно, «Pit-stop»:
Когда приехали туда, в кафе вообще никого не было. Персонал скучал, коротая время за просмотром телевизора. Думал уж, совсем нет перегонов, но нет, через полчаса люди начали собираться. К полуночи вокруг кафе стояло уже более десятка автомобилей. В основном гонят корейцев, был «Ипсум» в двадцатом кузове и несколько японских малолитражек.
Чем всегда нравился «Pit-Stop» — так это тем, что там реально вкусно, недорого и большие порции. Сняли номер, рассчитанный на четверых человек, чтобы не ночевать в машине. Вполне нормальный для своей цены. Только единственный минус (очень большой) — не было москитной сетки на окнах. Спать с закрытым окном было очень душно, а через открытое в комнату залетало огромное количество кровососущих тварей и каких-то больших бабочек и мотыльков.
Кстати в этой кафешке останавливался Путин, когда в 2010 году проезжал по трассе на жёлтой «Калине». На стене висят фотографии с ним, его портрет с личной подписью и фото момента, когда он подписывает этот портрет. Барменша сказала, что, к сожалению, из их меню на тот момент премьер-министр, Владимир Путин ничего не попробовал, всё было привезено специальной службой с собой.
Выехали оттуда в 7 утра по местному времени. Снова отличная дорога, хорошая скорость. Где-то через часа полтора езды подъехали к участку, где дорога была заасфальтирована года четыре назад. В некоторых местах на этой болотистой местности дорога весьма серьезно просела, видимо, забыли сделать стоки для воды и она просто подмыла дорогу. В некоторых местах уже начали переделывать и устранять недостатки. Через два часа после выезда пришлось остановиться. В колесе одной из машин появился какой-то скрип. Остановились, решили посмотреть, что там, поставили машину на домкрат, а балонника не оказалось. Привет Сергею с Владивостока, который передал нам эту машину и вытащил оттуда ключ. Попросили ключ у проезжавшей мимо машине. Пока снимали колесо, нашли труп той птицы под капотом, которую сбили вчера вечером. Каким образом после удара о бампер она оказалась под капотом — не ясно. Сняли колесо, оказалось причина скрипа — попавший камешек. Вытащили его, поехали дальше. Снова небольшой (около двух километров) участок, где ведутся работы:
По фото видно, как для прокладки дороги убираются целые сопки, огромное количество грунта вывозится отсюда в другие места для укладки его в основание дороги. После этого участка снова началась идеальная дорога. Снова низкий полёт над дорогой, стрелка спидометра большую часть времени находится в районе ста восьмидесяти.
Подъехали к Новобурейску. Обязательно фото у стелы «Москва―Владивосток».
Ни одна поездка не обходилась без фотографии в этом месте. Почти одновременно с нами к стеле сфотографироваться подъехала семейная пара, которые гнали какую-то малолитражку «КИА».
Последний раз, когда я ездил по этой дороге, почти сразу за стелой была гравийка. Как-то раз в том районе мне камнем, вылетевшим из под колёс армейской колонны, разбило лобовое стекло. В этот раз примерно в этом же месте снова встретилась на пути армейская колонна. Но на этот раз гравийки уже нет. Идеальный асфальт:
Через несколько десятков километров отсюда раньше начиналась старая асфальтированная дорога, сделанная ещё то ли в 80-х, то ли в 90-х годах. Она была уже в не очень хорошем состоянии на момент моей последней поездки, но ехать километров сто в час по ней было вполне можно. Сейчас идёт капитальный ремонт этого участка дороги. В некоторых местах новый асфальт уже уложен и идёт монтаж дорожных ограждений, есть участок дороги (километра 2–3), где полностью до гравия убран старый асфальт и идёт укладка нового, в некоторых местах делают заплатки на старом асфальте:
Очень быстро добрались до моста через реку Зея:
Заехали в столовую пообедать, которая расположена сразу за мостом по правой стороне. Раньше именно там всегда и обедали. Очень дёшево. После обеда двинулись дальше. Снова идеальная дорога. Как-то раньше ехали в этом районе ночью по грунтовке, по всей дороге были огромные ямы, которые с трудом объезжали. Помню как свет фар попал на синий с белыми буквами указатель «КОСМОДРОМ СВОБОДНЫЙ», и стрелка с направлением движения. И какая-то гордость внезапно тогда за страну появилась несмотря на отвратительную дорогу: держава-то у нас космическая. Сейчас в этих местах отличная дорога, с шикарными развязками, но космодром СВОБОДНЫЙ расформирован. Вместо него недалеко начали строить космодром ВОСТОЧНЫЙ в районе города Углегорска. О нём можно почитать тут. Работа по нему действительно ведётся. Когда проезжал на поезде в этот раз — видел в этом районе масштабные работы.
По GPS ещё с утра установил программу-максимум на этот день: постараться доехать до посёлка Семиозёрный. Глянул после обеда на GPS, ожидаемое время прибытия на точку при нашей средней скорости было в районе девяти вечера. Ночевать в Семиозёрном в машине особо не хотелось, переставил точку на город Чернышевск.
Дальше дорога пошла как-то однообразно и пролетала незаметно. Везде асфальт, везде отличный. В паре мест был знак «неровная дорога», но проезжали их почти не притормаживая. Ехал и всё пытался найти то место, где несколько лет назад водитель одной из машин, ехавших с нами в компании, уснул и улетел через сугроб в лес. Как в тридцатиградусный мороз почти в темноте откапывали машину из сугроба, не имея ни перчаток, ни варежек, как рвалась несколько раз буксировочная верёвка, когда пытались вытащить машину при помощи проезжавших мимо грузовиков, как потом ночью по ухабам тащили эту машину с оборванным ремнём генератора (двигатель 2NZ был), с замёрзшими тормозами и полностью обледенелым лобовым стеклом на буксире до ближайшего островка цивилизации.
В этот раз на одной из машин немного не рассчитали с бензином. Пришлось ехать километров 70 на горящей лампочке до АЗС «Альянс» в районе Талдана. Кстати, именно сюда тащили тогда ночью ту машину, о который я написал выше. И именно здесь, в трёхстах метрах от АЗС в круглосуточном (!) магазине автозапчастей, похожем на развалившуюся, сгнившую избу, освещаемую при помощи свечки мы нашли ремень генератора на двигатель 2NZ. Чудеса просто, круглосуточный магазин автозапчастей в тайге. Если бы не он — даже не знаю, чтобы делали с той машиной, а так поставили ремень и она доехала до Братска благополучно своим ходом.
Где-то час потеряли из-за заездки в город Ерофей Павлович. Хотели найти работающую аптеку там — немного продуло. Аптеки не нашли, но зато освежил в памяти то, в каком состоянии была дорога Чита―Хабаровск несколько лет назад. Пара километров от своротки с трассы до города были именно в таком состоянии, как была когда-то дорога. Властям Ерофей Павловича видимо не до неё. Вернулись на дорогу. Пейзаж всё тот же:
Покинули Дальний Восток, въехали в Сибирь. Заправились в Семиозёрном:
К Чернышевску подъехали уже по темноте. Заправились там, решили ещё немного протянуть до «Пламенного Дракона» (кафе-гостиница). В районе Чернышевска на момент моей последней поездки уже лежал отличный асфальт, но за ним был отрезок дороги, километров 100, где из земли торчал скальник и приходилось ехать достаточно медленно, опасаясь не разрезать колесо. Сейчас в этом месте отличная дорога. По краям дороги установлены отбойники в два ряда, на них смонтированы светоотражающие катафоты. Очень красиво ночью смотрится, когда от света фар на пару километров вперед горят две полосы красных справа и две полосы белых катафотов слева. К «Пламенном дракону» подъехали где-то в половину первого ночи. На стоянке за кафешкой полный аншлаг. Сняли номера, заказал себе на ужин бухлёр как раньше. Гостиница эта хоть и постарше, чем «Pit-Stop», но гораздо комфортнее. Сфотографировать как-то забыл.
За день проехали 1 700 километров. Очень неплохо, не ожидал сам.
С утра позавтракали не торопясь, выехали около девяти часов местного времени. Дорога отличная, от торчащего скальника нет и следа:
Прошли этот участок быстро. Старая дорога начинается километров за сто до Читы. Когда последний раз ездил — была в удовлетворительном состоянии, но уже требовала ремонта. Сейчас на этом участке идёт капитальный ремонт. Полностью сдирают старый асфальт и укладывают новый:
Читу проехали мимо, не заезжая в город. Заправились перед кольцом на Читу на АЗК «Роснефть», как потом посчитали — резко вырос расход топлива, видимо, такое качество. Быстро доехали до деревни Улёты. Остановились в кафе «Транзит», никогда его раньше не пропускали:
Красиво, вкусно, недорого. Пока там обедали, из новостей по телеку узнал, что несколько дней назад смыло Крымск.
В принципе, тут можно уже сказать о впечатлениях о трассе Чита―Хабаровск, ведь она осталась уже позади. Как сказал потом мой друг, который тоже недавно проехал по ней — это самая лучшая дорога в России сейчас. Ему есть с чем сравнивать — часто ездит по России. С такой оценкой я полностью согласен. Да, есть недочёты, такие, как например провалившаяся в нескольких местах дорога в районе Облучья (несколько часов езды от Биробиджана), но их действительно минимум. В целом, дорога отличная. Я ехал по трассе с постоянным ожиданием того, что вот-вот начнётся такая грунтовка, как была раньше, и за этой мыслью практически не заметил, что проехали всю трассу чуть более, чем за 20 часов, хотя раньше на это уходило двое суток. Да, есть километров десять грунтовки на трассе, но это те места, где содран старый асфальт, который уже когда-то был и в данный момент укладывается новый. Так что моя оценка — только «отлично».
После обеда в Улётах ехали не останавливаясь до самой ночи. Читинская область и Бурятия — очень красивы в плане природы:
Относительно дорог — скорее всего оценка «четыре». Есть участок в районе посёлка Хилок, где она просто отвратительная, очень жёстко налетели там на яму, но если рассматривать в целом — всё нормально. В некоторых местах идёт ремонт, строятся несколько небольших мостов. К Байкальску подъезжали уже в темноте. На трассе ведутся масштабные работы даже ночью. Делают новую, двухполосную дорогу, строят новые мосты. Сфотографировать уже не получилось — было темно. Остановиться решили в гостиниц Байкальска. Пару лет назад я проживал в ней, понравилось. Приехали уже около двух часов ночи, но, как назло, не оказалось свободных номеров. Решили заночевать в машинах около крыльца гостиницы, но, видимо, девушка с ресепшена сжалилась и предложила заночевать на втором этаже в холле гостиницы, заплатив по минимуму. Было уже без разницы где спать, поэтому согласились. Когда осмотрелся — оказалось, что этот холл похож на президентский номер: телек на стене, бодрые, удобные диваны, ковры, рядом по коридору сауна и бассейн и пр. Так что последнюю ночь в пути получилось провести с размахом и с минимальными затратами :).
Дорогу от Байкальска до Братска описывать уже не стану ― ничего интересного, да и ездили по ней многие. Так что на этом и закончу. Итого, дорога до Братска заняла трое с половиной суток, хотя можно было не особенно напрягаясь уложиться и в трое.