|
Подготовка
После первого удачного эксперимента самостоятельного путешествия в Хорватию в августе—сентябре 2011 года, жажда новых впечатлений не оставляла нас в покое, и мысль о том, что следующий отпуск мы проведем путешествуя, уже не обсуждалась. Вопрос был лишь, куда поехать.
Давняя школьная, а затем и студенческая, мечта побывать на «Формуле-1», своими глазами увидеть накал борьбы, происходящий на трассе, услышать рев 800-сильных моторов и ощутить атмосферу королевских гонок определила направление. Выбор пал на Китай, а именно на Гран-при Шанхая.
Определившись с выбором, началась подготовка к поездке. Первым делом решили побеспокоиться о покупке билетов на самолет, и, как оказалось, не зря. На первые же указанные в поиске даты вылета и прилета было получено совершенно не заманчивое предложение (Хабаровск—Шанхай—Хабаровск) в 26 000 рублей с человека. Начали даже рассматриваться варианты вылета из Владивостока. Однако перебрав все возможные даты, стоимость существенно снизилась, и в конечном итоге были куплены два билета за 29 000 рублей. Поиск и покупка билетов традиционно осуществлялась на сайте http://www.momondo.ru/. Следующим этапом подготовки стало бронирование отеля на http://www.booking.com/. Диапазон цен на проживание в Шанхае очень разнится! Насмотревшись красивых картинок дорогих отелей, остановили свой выбор на вполне приемлемом «Piaoying Bund Hotel». Три звезды, практически в самом центре, в пешей доступности от основных достопримечательностей, а самое главное, в десяти минутах ходьбы от метро — и за все это 168 евро за шесть дней.
Самым сложным оказалось покупка билетов на сам Гран-при Шанхая. Долгие часы в интернете, переписка с отечественными и иностранными интернет-магазинами, в конечном итоге, привела к полному краху! Все в один голос утверждали, что покупать нужно именно у них, но билеты они отправят не ранее, чем за две недели до мероприятия! Шанс, что билетов в конечном итоге я и не увижу, с каждым днем все возрастал. Взвесив все за и против, забронировал и оплатил билеты на официальном сайте http://www.formula1.com/. Билеты они не высылают, и конечным итогом бронирования является ваучер, обменять который на реальные билеты необходимо уже на самом автодроме. И, как оказалось, это было самым правильным решением! Самая низкая цена — 300 евро на весь этап Гран-при (13, 14, 15 апреля) за места на трибуне Grandstand A High, элементарная процедура обмена ваучера на билеты и сэкономленные нервы в ожидании, успеют ли доставить билеты или нет.
День первый
Вылет был назначен на 10 апреля в 01:10 ночи. Отстояв огромную очередь в международном терминале хабаровского аэропорта, самолет взмыл ввысь, так и началось наше путешествие. Менее трех часов, и борт «S7» доставляет нас до столицы Китая, в которой в ожидании следующего рейса до места назначения нам необходимо было провести около восьми часов. Выбрав наиболее тихое и уединенное место в аэропорту Пекина, мы провели шесть часов за просмотром фильмов на ноутбуке. Затем трансфер между терминалами, новая регистрация, посадка, взлет и приземление к 10:50 утра в международном аэропорту Шанхая. Получив багаж и сориентировавшись на местности, сели на десятую ветку метро, которая напрямую доставила нас до станции Tiantong Rd, около которой и располагался отель.
Выход из метро вызвал шок — многочисленные торговцы, бродяги, велосипедисты, велорикши, мотобайки — все это хаотически движущееся! Озираясь по сторонам, с подступающим комом в горле от запаха уличной еды, доходим до ближайшего перекрестка и скрываемся от этого ужаса. По крошечному клочку карты на распечатке брони отеля выбираем нужное направление. Немного поплутав, мы, наконец, находим наш отель.
После заселения и короткого отдыха выходим на знакомство с городом. Благо, из окна отеля открывается вид на телебашню, так что направление движения было определено. Петляя по улицам, набрели на консульство РФ.
Перейдя через небольшой мост около консульства, оказываемся на известной набережной Bund. Здесь можно увидеть 52 здания различных архитектурных стилей, включая готику, барокко, классицизм, романтизм и ренессанс.
На противоположной стороне набережной, за рекой Хуанпу, Шанхай XXI века — свободная экономическая зона Pudong.
Поскольку на первый день запланировано ничего особо не было, шли, куда глаза глядят. Прошли вдоль всей набережной (около полутора километров), побродили по прилегающим улицам.
Изрядно вымотавшись, нашли ближайшее метро и направились к отелю.
Первый день пребывания оказался очень сумбурным, к тому же духота, висевшая над городом, обволакивала все белой дымкой и делала пешие прогулки изнуряющими.
День второй
Программа второго дня предполагалась насыщенной, поэтому времени на сон отвели по минимуму. Первым пунктом в нашей программе значилось посещение Парка диких животных. Сев на метро и доехав до станции Zhangjiang High-Tech Park по второй линии, нам предстояло продолжить путь на автобусе «Zhang-Nan» до остановки Wild Animal Park. Трудность заключалась в том, что дойдя до ближайшей автобусной остановки, а их в округе оказалось три, автобуса с таким названием мы не обнаружили. Ломая голову, как быть дальше, решили обратиться за помощью. Показав на название остановки, записанное у нас в блокноте, нас отправили на посадку в припаркованный рядом автобус. Путь до парка занял минут 40. И все это время нас не оставляло чувство беспокойства, за окном автобуса тем временем одна за другой мелькали многочисленные деревеньки.
Входной билет на одного обошелся в 130 юаней. Территория парка огромная. Парк разделен на две части: первая — пешеходная часть, обитатели — преимущественно не представляющие опасности звери, содержатся в отрытых вольерах; другая часть подразумевает проезд на автобусе по изолированным друг от друга территориям хищных животных.
Среди обитателей парка наиболее запомнились фламинго, красные панды, лемуры и ламы.
Звездами парка, конечно же, являлись панды — главное достояние животного мира Китая.
Посещение парка заняло практически весь день.
На вечер было запланировано побывать в деловой части Шанхая — районе Pudong, посетить знаменитую телебашню «Жемчужина востока».
Вооружившись фотоаппаратом и штативом, доехали на метро до станции Lujiazui по второй линии. Выходим из метро, и перед нами открывается совершенно другой Китай — вместо трущоб и уличных торговцев, небоскребы и дорогие бутики. Надземные переходы переполнены людьми.
Закончив небольшую фотосессию, двигаемся к телебашне. Находим кассы, где продаются билеты, и встаем в очередь на вход. Пару минут в толпе оголтелых туристов без движения, и мы решаем пойти искать другой вход. Обходим башню по периметру и видим табличку с надписью «Entrance 2». На входе только двое охранников и никого более. Повезло! Оказалось, что со стороны первого входа подъезжают все туристические автобусы, формируются группы, и в порядке живой очереди их запускаю внутрь.
Билеты на телебашню приобрели одни из самых дорогих (180 юаней с человека), предусматривающие посещение трех смотровых площадок — на высоте 90 м, 243 м и 350 м. На второй смотровой площадке по внешнему периметру полы с остеклением.
Завершающим этапом посещения телебашни стало посещение музея истории Шанхая.
Совершив первое знакомство с Pudong, сели на метро и отправились до отеля, так как сил на дальнейшие прогулки просто не осталось, а до окончания работы метро оставалось не более получаса.
День третий
Первой точкой в маршруте было посещение парка «Сад Юй Юань». Разузнав в интернете о парке и количестве туристов ежедневно его посещающих, решили оказаться там первыми. Сев на метро и доехав до станции Yuyuan Garden по десятой линии, к 8:25 утра мы были около билетных касс. Сам парк начинает свою работу с 8:30. Так что кроме нас на тот момент никого в парке не было, лишь персонал парка проводил кое-какие работы по очистке.
Сад Юй Юань разделен на шесть частей, отличных друг от друга. Каждый уголок парка обладает своими характерными природными и архитектурными особенностями. В парке представлены живописные искусственные холмы, пруды с золотыми карпами, редкие виды растений и деревьев, каменные здания, мостики и арки причудливой формы.
В общей сложности в парке мы провели около двух часов. Причем к 11 часам утра народу в парке было не протолкнуться.
Следующим местом для посещения была обозначена пешеходная часть улицы East Nanjing Road, добраться до которой из парка можно все на той же 10 линии метро, выйдя на одноименной станции.
По улице East Nanjing Road дошли до Народной площади.
Выпив по чашке ледяного чая в Starbucks, направились в Yanzhong Square Park. Замечательное место для отдыха местных жителей. Разделенная на три части автомобильными развязками парковая зона, является отнюдь не туристическим местом, зато позволяет отдохнуть от городской суеты многомиллионного мегаполиса под цветущими кустами сакуры.
Конечной точкой дневной прогулки по идее должен был служить французский квартал, однако, не рассчитав свои силы, в этот день мы до французского квартала не добрались.
Вернулись в отель, и отдохнули не больше часа. За окном начинало смеркаться, а на вечер было запланировано побывать в древнем городе Чибао, добраться до которого можно на девятой линии метро и выйти на станции Qibao. По описаниям в интернете нас должен был встретить город как «семь сокровищ». На наш взгляд это место слишком уж приукрашено в интернет-источниках. Вместо «семи сокровищ» нас встретили ряды мелких палаток, продающих все, что ни попадя. Единственное, что достойно внимания, так это мосты над узкой речушкой в центре Чибао.
Погода начинала портиться, и мы направились в район пешеходной улицы East Nanjing Road. Во время ужина в Pizza Hut погода испортилась окончательно — задул сильный холодный ветер, полил дождь, так что ничего не оставалось кроме как поспешить в отель обсыхать и отогреваться.
День четвертый
Проснулся рано утром, весь в предвкушении предстоящего события! Сажусь в метро у отеля, затем пересадка на вторую линию, проезжаю несколько станций, снова пересадка — на 11 линию, по которой уже и ехать до места назначения — станции Shanghai Circuit. Выхожу из метро, на руках только ваучеры и паспорт! Куда дальше?! Огромное столпотворение около заветных кабинок с надписью Tickets. Наверное, мне туда! В каждое окошко очередь по сто человек, а около одного окошка всего трое! Была, ни была — становлюсь, где меньше народу. И оказывается правильно, доходит моя очередь, отдаю ваучер — через пару секунд получаю долгожданный билет и пожелание «Удачного дня» из уст организаторов мероприятия. Все оказалось даже проще, чем я себе предполагал. Билеты на весь weekend на руках. На пятницу в билете место не прописано, на субботу и воскресение — трибуна Grandstand A High, сектор 5c, 10 ряд, 25 место, как потом выяснилось очень даже хорошие места — достаточно высоко, что видно всю трассу, напротив боксы команды McLaren, чуть правее боксы Red Bull и подиум, где проводится награждение, левее — боксы Ferrari и Mercedes. Короче — вся борьба будет разворачиваться на моих глазах.
Итак, пятница. Поднимаюсь на трибуну, занимаю свободное место. Всюду снуют мелкие торгаши, предлагают за символическую плату прикупить у них беруши и атрибутику кое-каких команд. При покупке билета на весь weekend организаторы заботятся об удобстве и предусмотрительно к конверту с билетами прикладывают пару берушей и бейдж для билета.
Атмосфера на автодроме нереальная — толпы фанатов, все экипированные в формульную атрибутику с ног до головы, разукрашенные лица, у каждого второго флаг либо команды кумира, либо родной страны. Все кричат, скандируют, машут руками, флагами… Одним словом — хаос! Но какой-то уж больно организованный.
К 10:00 начинается первая часть свободных заездов. Первый промчавшийся вдоль трибуны болид заставляет судорожно искать беруши… Непередаваемые впечатления. Рев моторов, запах жженых покрышек и отработанного топлива — чувствуешь себя участником событий! Следующие полтора часа прошли под пристальным взором через объектив фотоаппарата в надежде запечатлеть удачный кадр. Непростое оказалось занятие! Проносящиеся мимо болиды на скорости свыше 300 км/ч упорно не хотели себя запечатлеть.
К 11:30 рев моторов стал затихать и через минуту закончился и вовсе. Первая сессия свободных заездов подошла к концу. Настало время осмотреться по сторонам. Перед входом на главную трибуну расположились павильоны с формульной атрибутикой. Были и павильоны, реализующие продукцию с символикой «Формулы-1», как таковой, были и так называемые Official Team Merchandise — все в одном, были павильоны команд Red Bull, Ferrari, McLaren, особняком стоял павильон Michael Schumacher. Приобрести можно практически все — от брелков до курток, но весьма недешево. Тем не менее, около каждого павильона многолюдно и никто без покупок не уходил!
Напротив торговых павильонов расположились выставочные подиумы Mercedes и Porsche.
До следующей сессии свободных заездов оставалось еще пару часов, и я решил пройтись вокруг автодрома.
Вокруг автодрома обойти все же не удалось — не оказалось сквозного прохода, поэтому пришлось возвращаться. Вторую серию свободных заездов наблюдал уже с другой трибуны непосредственно напротив 14-го поворота.
Полтора часа пролетели незаметно, и уже к 15:30 первый день на Гран-при Шанхая подошел к концу. Оставалось только набраться сил и выдержать обратный путь на метро до отеля. Только вернувшись в отель, ко мне пришло осознание, что я настолько был увлечен происходящим, что назвать имени победителя первого дня свободных заездов я не смог.
Вечером решили совершить еще одну прогулку в деловую часть города — в район Pudong, так как во время первого раза времени хватило только на посещение телебашни. Ночная иллюминация украшает город. Любят жители Поднебесной копировать чужие решения, так и в Pudong уютно между небоскребами расположился китайский собрат нью-йоркского Central Park — шанхайский Central Park. В этот вечер в Pudong было на удивление безлюдно…
Пройдя мимо респектабельных финансовых центров и бутиков, направились прямиком к отелю. Стоит отметить, что ночная жизнь угасает с последним вагоном метро, а оно, кстати, работает не дольше 22:30. К половине одиннадцатого вечера город в большинстве своем замирает, а разноцветные огни иллюминации гаснут.
День пятый
Третья часть свободных заездов должна была начаться в 11:00, так что дал себе возможность выспаться. В этот день на автодром фотоаппарат решительно брать не стал, чтобы не пришлось вновь наблюдать за происходящим через видоискатель!
До автодрома добрался буквально за пять минут до начала. Народу заметно прибавилось. Если в пятницу свободных мест на трибунах было хоть отбавляй, то к субботе активные болельщики подоспели в полном составе, так что столпотворение на автодроме было приличным. К павильонам с атрибутикой протолкнуться было нереально. Пускали теперь же на трибуны исключительно по купленным билетам. Легко сориентировавшись, я быстро нашел свое место и принялся наблюдать за происходящим. Третья сессия свободных заездов оказалась намного динамичнее предыдущих двух. Основные настройки болидов были произведены накануне, и пилоты старались выжать из машин максимум, изредка заезжая на пит-лейн для коротких настроек. Вкатываясь в трассу и набирая квалификационный темп, завершились заезды. Впереди ответственный момент — квалификация!
Двух часов перерыва хватило, чтобы насладиться заездами серии азиатского кубка Porsche и перекусить весьма недешевыми хот-догами.
И вот, в 14:00 по местному времени на пит-лейне загораются зеленые огни, давая старт квалификации. Первая часть квалификации особых сюрпризов не преподносит — команды аутсайдеры занимают места на стартовой решетке в предстоящей гонке, в числе которых, как это ни печально, и Caterham, пилотируемый Виталием Петровым! А вот вторая квалификационная сессия неожиданно для всех становится последней для действующего чемпиона мира Себастьяна Феттеля — таким образом, один из главных претендентов на поул остается только 11-м. Третья, и последняя, часть позволяет команде Mercedes завоевать первый в своей истории поул! Историческое событие. Нико Росберг — первый, Михаэль Шумахер — третий. Феноменальный результат для команды Mercedes после двух провальных сезонов.
На такой интригующей ноте и закончились субботние заезды, впереди решающий день — день гран-при!
Не дожидаясь пока основная масса народа двинется к выходу, я поспешил к метро.
На вечер была запланирована довольно насыщенная программа, так что решили не тратить времени на встречу в отеле и прямиком направились к храму Jing'an, расположенному на одноименной станции второй линии метро.
Сам храм для нас особого интереса не представлял, так как считаем, что объекты религиозного назначения должны быть доступны для всех желающих, т.е. без кассы на входе, и не должны становиться местом паломничества туристов.
Напротив храма расположился уютный парк, где можно прогуляться либо выпить чашечку кофе и отдохнуть от городской суеты. Непонятно, по каким причинам, но именно этот парк стал домом для множества бездомных кошек.
Следующим место, куда планировалось отправиться, был французский квартал, в который из-за усталости мы не смогли добраться несколькими днями ранее. Солнце медленно, но верно, уходило за горизонт, так что естественное освещение сменилось искусственными огнями фонарей, рекламных щитов и зданий.
Наконец добравшись до столь растиражированного в интернете французского квартала, мы признаться, были слегка огорчены. Малоэтажная застройка во французском стиле, высаженные вдоль дороги платаны не столь существенно отличались от тех мест, где нам уже удалось побывать.
Так что, неспешным шагом мы направились в сторону уже знакомого нам парка «Сад Юй Юань», чтобы сделать несколько снимков при ночном освещении.
День шестой
Предстоял важный день. Третий этап чемпионата мира гонок в классе «Формула-1». Столь удачная квалификация команды Mercedes обещала внести интригу в борьбу за победу. Старт гонки должен был состояться в 15:00 по местному времени, так что времени с утра было предостаточно. До автодрома добрался часам к 12. Сразу же по звуку ревущих моторов направился прямиком на трибуну. Как оказалось, на стартовой решетке выстроились машины азиатского кубка Porsche, готовые к старту. Буквально несколько секунд и машины срываются с места. Будучи мало знакомым с этой гоночной серией, имена участников заезда и победителя назвать затрудняюсь.
Спустя некоторое время после окончания заезда кубка Porsche, организаторы гран-при подготовили все необходимое для парада пилотов «Формулы-1». Красная ковровая дорожка, по краям которой выстроились азиатские красавицы, двухъярусный открытый автобус и, конечно же, папарацци. Все действующие пилоты «Формулы-1» вышли, приветствуя своих болельщиков, поднялись на второй ярус автобуса и отправились совершить свой приветственный круг по автодрому. Фанаты приветствовали своих кумиров!
Далее последовала церемония открытия Гран-при и театрализованные представления. Приветственное слово со стороны администрации города Шанхай, выступление местной группы и над трассой воцарилось затишье.
Где-то за полчаса до старта пилоты покинули боксы, для того чтобы занять свои места стартовой решетке. Последние манипуляции с машинами, напутственные слова гонщикам, и механики покидают стартовую прямую. Машины уходят на свой круг прогрева.
За несколько секунд до заветного момента автодром наполнился оглушающим ревом практически двух десятков тысяч лошадиных сил. В 15:00 гаснут огни светофора и с невероятным ускорением машины срываются с места. Несколько секунд и они исчезают из виду, еще через пару секунд видны в глубине трассы, а спустя полторы с лишним минуты весь пилотон в упорной борьбе проносится вновь мимо стартовой прямой. Не буду описывать все происходящее на трассе, так как словами всего не передать. Скажу лишь, что невероятное чувство наблюдать это своими глазами — борьба на трассе замедляет течение времени!
И как итог великолепного Гран-при — первая победа команды Mercedes в исполнении Нико Росберга. Исторический день для команды! И досадный сход Михаэля Шумахера из-за плохо прикрученной гайки крепления заднего колеса. Победный подиум во главе немца в окружении двух британцев из команды McLaren, брызги шампанского стали приятным завершением Гран-при Шанхая.
Переполняемый эмоциями и даже с легким чувством огорчения от того, что все закончилось, я вернулся в отель.
На последний вечер планов никаких не делали, решили пройтись по набережной, как в первый день.
День седьмой
Вот и подошло к концу наше непродолжительное путешествие. Выселение из отеля до 12, самолет только в 20:25… Выспавшись вдоволь, упаковали вещи в чемодан, сдали номер и направились на заключительную прогулку. Чтобы не носить с собой сумки, оставили их на рецепции…
Жара установилась невыносимая! Время до отъезда решили скоротать, взглянув на отстроенные павильоны, где в 2010 году проводилась выставка ЭКСПО. Добраться до туда можно на седьмой линии метро, станция Huamu Road.
Побродив между павильонами и не найдя ничего примечательного ввиду отсутствия каких либо мероприятий, направились в Парк Века. Находится он около одноименной станции метро второй линии.
Вход в парк — 10 юаней с человека. Территория парка внушительных размеров, разделенная на несколько зон. Большинство посетителей парка сразу же арендуют велосипеды-тандемы и веломобили. Парк является довольно популярным местом среди населения, и особенно среди молодых семей с детьми.
Вернувшись в район Pudong, совершили небольшой рейд по магазинам, перекусили и, поскольку время нашего пребывания в Шанхае подходило к концу, направились в сторону отеля за багажом.
До аэропорта добрались не более, чем за час. А дальше стандартные процедуры регистрации, досмотра и возвращение домой с пересадкой в Пекине.
Рекомендации
Идеальным временем для посещения Шанхая лучше выбрать середину весны либо осень. Летом город раскаляется от жары и в небе все время висит белая дымка.
Активная жизнь в городе замирает с окончанием работы метрополитена, так что после 22:30 единственным транспортом остается такси.
Самым удобным видом транспорта, по нашему мнению, является метро, так как только оно сможет довезти до места назначения без приключений. Передвигаться по городу на такси можно, будучи точно уверенным, где находится конечное место поездки и сколько ориентировочно до него ехать. В противном случае есть высокий шанс ездить кругами, работая на счетчик такси.
Шанхай достаточно дорогой город, так что планировать его посещение с целью недорого шопинга не стоит. Имея же достаточную сумму денег, можно купить вещи известных марок.
Владение английским языком у шанхайцев на должном уровне — практическая вся молодежь и работники в сфере услуг знает и свободно говорит на английском. Водители такси, возрастное население, а также жители нетуристических районов, скорее всего, вас не поймут.
Идеальным платежным инструментом является банковская карта, она избавляет от необходимости ломать голову над тем, сколько наличности брать собой в поездку.
«Формула-1» — грандиозное по своему размаху событие, и, как оказалось, совершенно доступное. Зрелищность и атмосферу на автодроме не сможет передать ни один суперсовременный ТВ.
Спасибо, что уделили внимание отчету!