|
Кто придирается к грамотности и красоте русского языка — лучше не читайте :).
Знакомая девушка (Инна) уехала по обмену на обучение в Норвегию, за время которого патриотизм угас и решила она остаться там работать-учиться дальше. В Россию приезжает в лучшем случае раз в месяц, да и то не больше, чем на неделю. Как-то при разговоре Инна, передвигающаяся стандартно на авиатранспорте, упоминает, что расстояние до Будё, где ей посчастливилось жить, — всего-ничего полторы тысячи километров.
Пораскинув мозгами и уточняя возможность пребывания там, решаю, что Норвегию грех не посетить. Пробеги на машинке были к Чёрному морю и более 2-х тык, так что расстояние не пугало. Посоветовавшись ещё с одной девушкой Наташей возникает мысль о присоединении пары дней за свой счёт к общим выходным для подобной поездки. Ехать без ночёвки не впервой, к тому же Гугльмапс показывает длительность поездки всего 19 часов.
Далее — узнаём, что на вторые майские праздники выходных аж четыре штуки. Оно и проще — не надо с бумажками по поводу отгулов бегать. Я шенген сделал ещё в апреле, тормошу Наташу. Та говорит, что всё на мази — виза будет. А тут очередной приезд Инны по учебным делам в Петербурге. Собираемся небольшой компанией и предлагаем Толику присоединиться к нам, с чем он быстро соглашается и через сутки подаёт документы на визу. В Финский визовый центр он не успел, переплатил 1,5 тысячи в турфирме неподалёку, и ему пообещали, что виза будет 4 мая. 28 апреля аванс — иду неспешно искать шведско-норвежские кроны. Шведские лишь по 500, норвежских по 100-200, пока не беру, говорят — надо заказывать. Заказываю в «Сбербанке». Обещают через сутки.
4-е мая. Приходит СМС от Наташи с фразой, типа, «извини, визу не успела сделать». Перезваниваю, оказывается, она подала документы примерно в то же время, что и Толик. Немного начинаю переживать за поездку. К тому же в «Сбербанке» говорят, что норвежские кроны так и не подвезли. Без объяснения причин. Советуют съездить в центральный офис, на Думскую. Огорчённый иду в тот банк, где было ещё 100 NOK, по пути встречаю знакомую (Алеся), которой рассказываю о своих проблемах. Та радостно говорит, что у неё есть виза до 14-го и она совершенно свободна в эти выходные. Обмениваемся телефонами, договариваемся завтра выезжать, как только я освобожусь от работы.
Отзвонился огорчённый Толик. Он очень хотел съездить в Норвегию, но и его турфирма динамит минимум до седьмого. Ещё две закинутых удочки поиска попутчиков к успеху не привели. Оно и понятно — накануне поездки предлагать невесть что! Хотя уже мелькала мысль с сайтов знакомств кого-либо резко искать.
Пятое. В обеденное время еду на Думскую, беру норвежские кроны. Баланс по-минимому (о чём пожалел) 105 с мелочью евро, 1 000 SEK, 1 200 NOK. Курс 4,6 руб/SEK, 5,66 руб/NOK. Друг (Коля) взял накануне фотоаппарат и у него ещё надо было забрать десятилитровую канистру. Договаривались, что часам к 13-14-ти сам подвезёт к моей работе. Время 15 часов. С работы разрешено валить. Раньше — лучше, хотя Алесе пришлось собираться впопыхах. Звоню Коляну. Он где-то на севере, предлагает пересечься в пути.
Звоню Алесе, говорю, что через 20 минут буду у неё. Из еды забежал за колой и бананами. Стою возле дома Алеси, жду. Смотрю в китайский нонейм-навигатор. С удивлением отмечаю, что проложил путь через Торфяновку. Бегу по проложенной линии — ух ты! Он, оказывается, без согласования с нами решил, что мы на пароме поедем. Меняю конечную точку на границу со Швецией. Издалека кривая маршрута устраивает, можно ехать.
«Вскоре» вышла Алеся. Едем встречаться с Колей, который не может объяснить, где он сейчас, но встречаемся на Литейном. Очередная дорога забита — меняем место встречи, доезжаем до моста А. Невского, отзваниваемся. Тот предлагает перенести точку встречи на угол Пискарёвского и Ш. Революции. Едем туда. Встречаемся. Забираю фотик и канистру. Пожелания доброго пути и прочь из города.
Заправились на 800 рублей — всё время жалею, что бак в эРке всего 30 литров. Бак и канистра полны. Перед границей пропускали судно через шлюз. Полчаса простоя. На удивление мало народу на трассе и на границе — у каждого шлагбаума по 5-6 машин. Но на границе пересменок, работают неспеша. В соседнем ряду барышня на красном джипе (извините, не запомнил марки) забывает жать на тормоз. Машина катится задом в молодого человека на «Фольксвагене». Давлю сигнал, но поздно. Касание есть. Вышли, осмотрели. Дама попыталась высказать своё недовольство неумением держать дистанцию «Фольксвагену». «Фольксваген» объясняет ситуацию, дама не спорит (моё вмешательство не требуется). Оглядывают повреждения и снова занимаются своими делами в ожидании таможенников. Наша таможня спросила «что везём», на что я смог сказать «в основном шмотки», что досмотрщика удовлетворило и мы поехали к финнам. Финский таможенник почему-то два раза удивлённо переспросил насчёт пяти дней и Норвея, но занёс все буквы в свой компьютер и отпустил.
С английским оказалось у нас с Алесей плохо, так что обходились словами из популярных фильмов и русскими выражениями.
Субботний солнечный вечер, приятно едем. Неожиданно на разделительной два полицейских требуют остановки. Врубаю поворотник — хочу на обочину, но тот мне настойчиво показывает останавливаться в полосе движения. Останавливаюсь, открываем Алесино окно. Полицейский распаковывает трубочку, вставляет в прибор, суёт Алесе в окошко. Я знаками пытаюсь возложить бремя выдувания воздуха на себя. Полицейский мотает головой, Алеся (накануне, говорит, употребившая) с готовностью тянет голову к прибору. То ли второй полицейский что-то произнёс, то ли до первого, наконец, дошло, но трубка достаётся мне! Дую — едем дальше. Через час-другой такая же ситуация. К этому моменту я уже подготовлен и, чуть ли не высовываясь в пассажирское окно, громко заявляю «Айм драйвер!». Снова дую, снова едем.
Вечереет. Красоты озёр и лесов скрываются сумерками. Асфальт становится обильно влажным, но дождя нет. Алеся спит.
6 мая наступило незаметно. На остановке выливаю канистру. Поднимается густой туман. Боюсь лосей — видел как-то аварию свежую с исходом. Но всё обошлось — в первую ночь лишь три белых зайца на дороге. Алеся спит (она вообще, как оказалось, много спит)). Пошёл дождь. Заправка на 20 евро. Начинает рассветать. Снега на обочинах становится много. Дождь уже вперемешку со снегом. Табло у финнов держит температуру воздуха и асфальта у 0-й отметки то с плюсом, то с минусом. Начинаю переживать — эРка на летней узкой (такая положена: 155х65R14) резине очень плохо себя ведёт на скользких покрытиях. Скорость по каше снижается до 50-70 км/ч. Каша густа – если мажешь чуть мимо колеи (а у эРки она невелика) и тут же брызги и машину надо удерживать. Снег то шёл, то не шёл. Бешено мчавшаяся снегочистка, которую я решил пропустить, обдала комьями мокрого снегольда с такой силой, что повернуло стекло на зеркале. Хорошо, что не разбила.
Вдоль дорог иногда появлялись олени. Один раз домашние — с одеждой. Да ещё как-то сбитого оленя у дороги клевала большая крылатая птица и ел какой-то койот, который, заприметив нас, слинял в лес. Тут пришло время заправляться, и мы съехали к очередной заправке с кафе. Всё ещё закрыто — надо ждать два часа.
Швеция. У неоткрывшейся заправки.
Бензина немного — надо заправляться. Кроны не принимает — только кредитки. У меня оставалось около трех тысяч на зарплатной карте, которую я и сунул в злощастный аппарат. Ввёл пин-код, сразу же прилетело СМС, что с меня сняли 500 SEK (~2 300). При цене менее 15 SEK/литр — это чуть больше, чем весь мой бак, но я не переживаю — ещё в канистру влезет. Бегу радостно втыкать пистолет в бак — не льётся. Подхожу к терминалу. Со шведским я тоже не очень, но подумал, что можно вытащить кредитку. После произведённых действий никакая жидкость из пистолета мой бак не оросила. Подумал, что надо вернуть пистолет в колонку и вставить ещё раз. Результат нулевой. Терминал показывает заставку. Хочу повторить операцию, на что мне СМСится оповещение о недостатке средств на счёте. Капец, думаю, будем ждать открытия два часа. Алеся была другого мнения и резво направилась к домику с надписью вроде бы «KOM», предположительно означавшую сдачу барака людям с дороги. Я поплёлся за ней. Звонили-стучали, на что с колонки вышел мужик а-ля финн, большой, полулысый, в мантии и в тапочках на босу ногу. Жестами объяснили проблему, он заправил нас по своей карте и дал сдачу с 500-ки , открыв здание магазина. Спасибо ему.
Свернули на Е-10. Снег усилился. Дорога вся заметена. Мимо несутся шведские джипы на зимней резине и фуры с цепями на колёсах. Скорость упала до 30 км/ч. Я переживал по поводу подъёмов и спусков. Хотелось либо развернуться, либо остановиться в ближайшем кемпинге на сутки. Мешало то, что мы вроде бы, должны были попасть на день рождения Инны и ничто не гарантировало отсутствие снега завтра. Посему двигался с черепашьей скоростью. Снегоуборочные машины рассыпали реагент, но действовал он крайне медленно — чаще это были полоски небольшой ширины для правого колеса. Где был доступ ветра, там укатанный снег без намёков на асфальт, но с намёком на лёд. Повезло — я ни разу не почувствовал, что машину неуправляемо несёт. За всё время видели в канаве придорожной аутлендер, который откапывали лопатами, да снегоуборщика, который, видимо, не рассчитал край обочины. Проехали очередной город, оказались у водоёма Турнетреск. Справа всё белым-бело и в тумане, как будто мир там ещё не дорисован, как в Шоу Трумэна.
Дорога, благодаря реагентам, стала полностью кашей, в которой быстро накатывались колеи. Позвонили Инне насчёт погоды в Норвегии. Та сказала, что у них в Будё никаких осадков и погода +8. Захотелось побыстрее быть в Норвегии, несмотря на то, что она ещё севернее. Заправились на 330 шведских крон. Была мысль купить сувениры, которых в магазинчике на заправке было множество, но решили поэкономить, ибо из валюты у Алеси были лишь евро — не успела поменять, резко я её вытащил из дома. Ближе к границе с Норвегией устойчиво сияло солнце. Рассчитывал, что до финиша около 160 км, хотя навигатор упрямо держал цифру времени в пути на уровне девяти часов.
Появилось солнце. Глаза режет. Мы на шведском горнолыжном курорте.
Вот и граница. В Еврозоне, оказывается, совсем не досматривают и не останавливают. Пожалел, что, начитавшись о правилах ввоза алкоголя в эти страны, не взял ничего спиртного из дути-фри-шопа. Свернули на Е-6, проехали Норвик. В мозгу слова Инны, что от Норвика Будё, можно сказать, в паре минут. Вокруг красивые горы и вода.
Когда, по-моему мнению, уже вот-вот и мы въедем в Будё, навигатор говорит о том, что через 300 метров мы должны проследовать на паром. Какой удар! Остановились на пристани, Алеся пошла в домик добывать карту объезда, я рассматривал карту у пирса. Сзади приветствует земляк Николай — он на Уазике, рассказывает, что действительно трасса подразумевает в своём составе паром, который огибает фьёрд. Встаём в очередь, ждём паром. Заезжаем. 126 крон за двоих с автомобилем. Съели по бутерброду с кофе ещё на 160 NOK. Пока пользовались бесплатными туалетами, прозевали высадку. Нас все объехали, и мы выезжали последними.
Навигатор радостно сообщил, что ехать ещё около 200 км, чем оправдал рассчитанное время. Ехали, как мне показалось, очень долго. Тоннелей много, они длинные, узкие и с плохим освещением. Опять периодами пошёл снег. Несмотря на то, что навигатор мне постоянно твердила о превышении установленной скорости, норвежцы меня обгоняли постоянно — на прямых, на поворотах, в тоннелях. В Норвегии «Теле2» не берёт, хотя совсем недавно был репортаж по ТВ о том, что шведское «Теле2» активно охватывает Норвежский регион. Дудки.
Смеркалось, когда въехали в Будё. Полосы с реверсивным движением, много светофоров — как будто въехали в недавно отстроенный экспериментальный город. Немного повозившись с поиском адреса, которого не знал навигатор, но который был распечатан в гугле — прибываем. Перед нами общежитие. У нас есть адрес, но нету ни связи, ни номера комнаты. Алеся позвонила в две первые попавшиеся комнаты, но договориться без жестов по домофону оказалось нетривиальной задачкой. В итоге дождались выходящих, прошли внутрь. Вошли в контакт с бродившей по коридору девушкой, которая привела нас к русскоговорящему человеку. Ею тоже оказалась девушка-блондинка, которая, узнав про день рождения, и привела нас к кухне, на которой заседали гости и Инна. Стакан кампари, немного песен под гитару и беседы-расспросы о собравшихся за столом. На ночь штудирование карты Будё с прокладкой маршрута мимо всех достопримечательностей.
Так, проведя за рулём около 30-ти часов, был проделан маршрут СПб — Будё. По результатам дороги «туда» делаем вывод, что обратный путь нужно начинать пораньше.
7 мая. Блуждали по городу. Зашли в парк, который по совместительству оказался ещё и полем для гольфа. Удивительно, но, несмотря на недавно сошедший снег, неокрепшая трава зелёная везде, кроме насыпанных дорожек. Даже рядом со скамейками. Мусору немного, но есть. Те же самые пакеты-бумажки-окурки-бутылки.
Немного похож на Фредди Крюгера.
Почта. Алесе за 50 евро выдали 390 с мелочью крон. Тут же ею была куплена весёлая открытка за 40 с мелочью. Пришли к причалу. Переменчивая погода чередовалась с примерно 15-тиминутным интервалом снегодождь с солнцем. Пришлось хитрить с погодой, пережидая осадки в магазинах.
Электромобиль на улице Будё. Видели два штуки.
На одной из яхт у причала продавали креветки — 70 крон за литр. Алеся, благодаря англорусскому языку, вынуждает креветколова перейти на русский. Разговорились. Оказалось — Николай, мужик с Украины. Ловят тралом креветок, варят и продают их норвежцам. Сказал, что по выходным продаёт до 150 литров. В будни — похуже — по 20-30.
Сказал, что рыбы в здешних водах много. Для подтверждения своих слов бросает в воду двух креветок и в воде, до настоящего момента казавшейся грязно-синей, обнаруживаются с десяток рыб, размером сантиметров с 40. Объяснил, что это треска и купить мы её можем по бросовой цене в 14 крон за кг у норвежца в лодке неподалёку. Использовать нужно слово «Тошк» (а-ля треска). Нагруженные знаниями идём к указанной яхте, в которой сидит мужик, вокруг которого ящики с сетями. Слова «Тошк» и «Фиш» результата не принесли. Мужик около пяти минут что-то нам объяснял на норвежском. По результатам переговоров сделали вывод, что не есть нам на обед свежей рыбы, раскланялись и пошли в продуктовый магазин. Взяли четыре куска замороженной красной рыбы и быстроприготавливаемых супов, после чего отправились в общагу, всё приготовили и съели. Погода менялась всё также — град/солнце. Алеся в ожидании Инны завалилась поспать, а я полез «Вконтакт».
Пришла Инна. Начался процесс бужения Алеси, через полтора часа после которого мы выехали смотреть пролив Сальстраумен — как раз примерно в это время должен был быть прилив, который в этом проливе образует огромные водовороты. Приехали, перешли через мост — помёрзли, но насладились прекрасными видами моста и одним из сильнейших в мире приливных течений. Попытались зайти в близстоящую кирху, но она была закрыта. Расположенные рядом кафе также были закрыты.
Часть крыш домиков покрыты дёрном.
Ещё немного побродили и отправились пить кофе обратно в Будё. На протяжении всего времени нашего там пребывания (около полутора часов) две уборочных машины разных калибров тщательно выметали мусор. Ещё с десяток-другой человек приезжали смотреть на течение, снимали его на сотовые. Везде стоят скамейки, есть бесплатный туалет. Жаль, что погода подгадила — с удовольствием бы посидели бы и подольше — полюбовались на закат. Приехали в Будё на причал. Парковка бесплатна до 8 утра. Зашли в кафе на пристани, потом поднялись в отель «Радисон Блю» — там на 13-м этаже тоже есть кафе с хорошим видом.
Вид из окна 13-го этажа «Radisson Blue».
По пути обратно Инна, пытаясь меня провести короткой дорогой, указывает поворот налево. Особо не парясь со знаками заворачиваю — оп! «Кирпич» висит. Одностороннее. Сразу думаю о камерах, штрафе и как выезжать с этой западни. Чуть сдал задом и развернулся — благо движение ненасыщенное. Манёвр остался безнаказанным. В общаге поужинали и снова спать.
8 мая. Утром распрощались с уходящей на работу Инной, ключ пообещали занести соседу перед отъездом. День наконец-то солнечный и тёплый.
Уезжать совершенно не хотелось. Прогулялись по причалу, вышли на пирс. Время два по России, 12-ть по Норвегии — вернулись с прогулки, залили в термос кофе, отдали ключ и поехали. На выезде из города заправка на 500 крон — полный бак и в канистру литров 8. Навигатору поставили конечную точку Арвидсъяур в Швеции, чтобы он нас повёл другой дорогой (Трассы E6-E12-E45). Изумительные виды воды и гор при отличнейшей погоде. Хотелось останавливаться часто, но ещё больше хотелось выехать из Швеции с их кредиточными заправками до наступления нерабочего времени. Путь через высокогорье. Мелкий снег при проезде облаков — дорога чистая и почти везде сухая. Встречаются иногда лишь ветреные наносы. При въезде электронное табло с названием трассы и надписью «open». Позже стоят шлагбаумы — очевидно в ненастье дорога перекрывается. Нам повезло. Попадаются олени белого цвета. Алеся на одной из площадок насчитала их, пасущихся, аж десять штук.
Въезд в Швецию в этот раз обозначен лишь таможенным плакатом Tulli. И никаких домиков вблизи с этой Tulli. Заехали в магазин. Купили английского тёмного эля с троллями на этикетке по 16 крон вместо сувениров, шоколадку и мороженое.
Дважды видели по паре лосей. Переходили дорогу неспешно, но машины стеснялись — быстро уходили в лес.
Возникла мысль заправиться — заезжаем, аппарат принимает только кредитки. Тётя при заправочном магазине говорит, что у них только по кредиткам, за наличные будьте добры 20 км назад. Поехали вперёд. Следующая заправка — снова автомат. Сунул кредитку, снова отказ от недостатка средств. Вторая заправка на пути в каком-то городишке заправила нас на 250 крон — осталась 20 ка, на которой Нильс летит на диком гусе и мелочь. Долили бак из канистры и поехали дальше. На очередной из развилок у Арвидсъяура видим указатель на Будё. Благодаря китайскому навигатору, который старается прокладывать путь только через трассы, сделали нехилый крюк. Алеся в очередной раз решила поспать.
Наступил День Победы. Перед Финляндией стало рубить в сон. Ещё напрягало, что бензин уже на последней отметке, а ещё надо ехать. Заехали в Финландию, заправился на 40 евро и остановился в ночи у комплекса «Prisma». Наверное около часа беспокойно проспал. Ещё около 100 км проехал и понял, что надо спать ещё.
Рядом с дорогой под знаком «P» и прикорнул. Стало жарко от солнца — проснулся и поехали дальше.
По Финке ехали уже неспешно — зашли в Куопио в «Призму», где я, пока Алеся закупала товары в соответствии со списком, ещё минут 20 подремал. До конца поездки спать больше не хотелось. Алесе тоже. Соотнеся остатки бензина и расстояния, решаю заправиться ещё на 20-ку. Навигатору задал прокладку маршрута «Эконом». Часто останавливались фотографировать. Нашли какой-то кемпинг с огромным количеством деревянных статуй.
Навигатор повёл какими-то мелкими деревнями и дорогами трассой на Иматру, хотя целью задал ему Нуийяму. Под конец хорошими, но извилистыми дорогами, через маленькие деревушки по 4-5 домов навигатор приводит нас в нужное поселение. Зашли в приграничную «Лапландию» за рыбой и икрой.
На границе снова удивление — очередь всего в пять машин/шлагбаум. Постояли в Кэш Рефунд, снова постояли на шлюзе. Дутифри с закупкой Minttu. На российской границе тоже почти без очереди. И полетели по СПб. Никогда мне эта дорога не казалась такой быстрой. В город въехали в районе 22-х часов — толпы народа идут с салюта, кричат, радуются. Завёз Алесю, навестил пару друзей — отдал сувениры-подарки и в час ночи завалился спать. Утром — на работу.
Общий пробег в районе 3 600 км. Наверняка можно меньше.
Автомобиль Subaru R2, комплектация R. Пробег на момент финиша 115 000 км. Отзыв от 2008 года. Забранные колонкой 500 SEK пока на кредитку не вернулись. Жду :).
11 мая 2012.