Путешествие к соседям. Из Вологды в Швецию

04.04.2012 | 14659 просмотров

Доброго времени суток! Решил написать свой первый отчет о первом автопутешествии в Европу. Прошу строго не судить за стиль написания, фотографий достопримечательностей особо не публикую, профессиональных можно найти немало. Путешествовала наша семья с детства — в школе каждый год по СССР ездили с классами, потом семьей и все организованными туристическими группами. Летом 2010 г. при поездке в Чехию попробовали сами самостоятельно съездить осмотреть некоторые достопримечательности, так сказать в отрыве от основной группы — понравилось.

Осенью прокатились на авто по Золотому кольцу, тогда и забрел в поисках информации на этот сайт, почитал отзывы и загорелся, захотелось попробовать самостоятельно съездить в Финляндию и Швецию. Начать решили с небольшого путешествия к соседям. С этого времени стал готовиться узнавать, читать, задавать на сайте глупые вопросы. Спасибо всем за советы и терпеливые ответы! Для тех, кто пока не решился отправиться в самостоятельное путешествие и раздумывает о своих силах, сообщу, что водительского стажа у меня всего пять лет, да и дальше 400 км никуда на машине не ездили! Кроме того ребенок плохо переносит поездки — укачивает. Английский к своему стыду должен признать у меня на зачаточном уровне.

Подготовка заняла около полугода в основном теоретическая. Составлен маршрут Вологда—Питер—Хельсинки (три ночи)—Стокгольм (4ночи). Экипаж: двое взрослых и ребенок семи лет.

Смотрел информацию, отчеты и отзывы в основном на:

и, конечно, все другие сайты, что попадались по пути.

Долго решали, рядили, где остановиться и основываясь на предыдущем опыте, учитывая то, что в Хельсинки и Стокгольме первый раз, приняли решение бронировать отели в центре. Меньше времени на дорогу, возможность вернуться при необходимости в отель. Отели выбирали придирчиво, изучая отзывы на разных сайтах и особенно от тех, кто путешествовал с детьми.

Через Букинг в апреле забронировал отель в Хельсинки: Radisson blu plaza hotel (Helsinki, mikonkatu, 23). Он предложил неплохую цену в 396 евро за три ночи. В одном из отчетов про Стокгольм я наткнулся на информацию про стокгольмские карточки. Их бывает две разновидности, и сервисом одной из них мы и воспользовались. Данный сервис на русском, и при бронировании отеля через него в подарок все проживающие получают «Stockholm à la Carte» на все дни проживания, включая день приезда и отъезда. А это бесплатный проезд на всем транспорте, большой перечень музеев и экскурсий бесплатно или со скидками.

Через него в Стокгольме на четыре ночи был забронирован в Biz apartment gärdet stockholm за 6 680 SEK — Studio Superior. На официальном сайте отеля  я цену в тот момент на этот номер не смотрел, но на Букинге стоимость была на 500 крон дороже и соответственно без каких-либо карточек. В Хельсинки отель был с бесплатной отменой бронирования, а в Стокгольме при бронировании через этот сервис оплата производиться с вашей карты на следующий день после выезда! В связи с этим у меня вышел небольшой конфуз, но об этом позже.

Подведя предварительную калькуляцию пришли к выводу, что надо быть поэкономней. В течении месяца сканировал Интернет, но в Хельсинки на наш вкус дешевле отеля не нашел, в Стокгольме можно было через вышеупомянутый сервис на 2 000 SEK (около 215 евро) дешевле плюс бесплатная парковка, но пригород и до центра 30 мин на метро — ребенку тяжко будет решил я. Оставили бронирование в силе и затянули пояса. В итоге в Швецию спланировали отправиться из Турку — посмотреть сам городишко и немного в стоимости парома сэкономить. Свой выбор остановил на Сильи, так как можно удобно бронировать онлайн на русском из нашей провинции, прикинуть цену в зависимости от категории кают и порта отплытия. У Викинга на английском или через менеджера по электронке, что для меня не было совсем удобно. Кроме того Силья прибывает в Стокгольм в порт, расположенный в пяти минутах езды от нашего отеля, что, согласитесь, в незнакомом городе немаловажно.

В общем купили на Tallink Silja в середине мая автопакет в каюте «В» из Турку в Стокгольм и обратно с ужином и завтраком /завтрак взяли в обратную сторону/ за 545 евро, что на 25 евро дороже, чем пакет на Викинг. Экономим, называется!

За неделю отписал в отели, дескать, ждете ли, уточнил про парковку. Из «Radisson» пришло аж два письма одно, как я понял, из самого отеля — ждем, не дождемся, другое из службы бронирования — типа, не через нас бронировали, а через Букинг, туда и пишите, уточняйте — нахалы! Из Швеции душещипательное письмо, как они мечтают нас видеть, и даже позвонили, уточнили, получил ли я ответ. С моим английским я еле понял, но было приятно — вот это сервис! Да забыл сказать, что вместе с ваучером на стокгольмский отель прислали 1,5 станичную инструкцию с подробным описанием, как до них добраться на всех видах транспорта и пешком, ориентируясь по компасу.

К поездке оформил 3 мультивизы и страховки на шесть мес. через турагенство — около 10 тыс. рублей (зато ехать в Питер за ними не надо). Зеленая карта в «Росгострахе» — 1 400 руб, расширение КАСКО там же — 2 800. КАСКО оформил, скрепя сердце, может, потому что суеверный, да и машина пока в кредите. Я сначала утомил всех в нашем центральном офисе, чтоб мне конкретно объяснили, какие мои действия при наступлении страхового случая! У них один ответ — вызывайте полицию! Но мы то уже покованы нашим уважаемым Антоном (admin-ом)! А если, говорю, мелкое ДТП, камень или град? Мы не знаем! Звонили в Москву, советовались, там сказали, поезжайте спокойно, при наступлении страхового случая звоните оттуда на горячую линию в России — будем решать! Маразм!

В общем меня отправили в филиал компании, раз там я страховку оформлял, там и расширение делать надо, а пока я еду, они все уточнят. Так и не узнали! Вот такие страховщики у нас! Но что-то я сделал лирическое отступление. Но придется делать еще одно. Это я по поводу МВУ — международного водительского удостоверения. Прошерстив весь Интернет, в том числе официальные источники: ГИБДД, «Российская газета» и т. д., я понял, что у нас все, как всегда, через одно место. В апреле пришел в наше ГАИ получать МВУ, чтоб душа во время поездки была спокойна и — о, чудо — народу никого, пустой отдел! Там мне посоветовали обменять мои старые права на нового образца, «которые полностью соответствуют международным стандартам», т.к. МВУ нового образца будут выдавать с конца мая, сейчас бланков нет и смысла получать их нет. Я и поменял, тем более в журнале «Авторевю» так советовали сделать когда-то. Поменял (ну и дурак я...) — на них даже нет надписи на французском или, на худой конец, на английском, что это права! Почему в Украине, Беларуси права как права, а у нас опять как всегда!

МВУ я так и не получил, заработался и народу потом была тьма. Ну, слава Богу, мои права за время поездки никому были не нужны, кроме наших вологодских гайцев на обратном пути. Сейчас «Авторевю» придерживаются следующего НАВИГАЦИЯ. Для навигации планировал загрузить на свой «Prectigio 4200», помимо «Навител» карты «IGO», но не получилось. Надеюсь, будет времени больше, справлюсь с этой задачей, а так взял «Garmin nuvi 1 250». Аппарат с отличной эргономикой, но нет возможности составить, записать и сохранить маршрут, как это можно сделать на дешевом «prectigio». Несмотря на меньший экран графика и движение по маршруту легче воспринимать с «Garmin». В «Garmin» было загружено последнее обновление карт Европы и бесплатный бонус в виде «cityXplorer» по Стокгольму. Так же при планировании маршрутов и поиске объектов пользовался картами Google. Оба навигатора отработали на 4+. Оба — и «Навител» и «Гармин» при движении в Хельсинки в одном месте предлагали съехать с М-10 на А-122, затем снова вернуться на М-10, чем ввели меня в смущение! «Гармин» решил, что быстрее до Хельсинки добраться через Брусничное?! Может, и зря его не послушался.

А обратную дорогу проложил через Торфяновку — с высоты спутников ему виднее, наверно, загруженность погранпереходов… :) По России сравнивал, оба навигатора предлагали одни и те же маршруты движения. «Рrectigio» включал в Питере в трудную минуту — на нем легче предварительно просмотреть проложенный маршрут. «СityXplorer» по Стокгольму оставил неоднозначные впечатления. При прокладке пути рассчитывает или только пешком или вариант с использованием метро, другой общественный транспорт он не знает. Хотя, если судить по рекламе, должен. Переключение в настройках на вариант с пересадкой на автобус и трамвай приводило к тому, что он показывал маршрут только пешком! С другой стороны дареному коню в зубы не смотрят, к тому же, гуляя по городу в пешеходном режиме, отлично приводил к музеям или достопримечательностям и показывал все дорожки в парках.

ТРАНСПОРТ. Перед поездкой наш любимый Фузик — Ford Fusion 2007 г.р. — был намыт, начищен. Проверены бортовые огни, эксплутационные жидкости, подтянуты колеса, проверено давление в них. Взял на всякий случай с собой масла на долив и канистру омывающей жидкости. Не пригодилось.

СВЯЗЬ. Так как в этом году наши операторы не предложили никаких привлекательных услуг в международном роуминге (на момент отъезда), купил через интернет карту «Goodline». Подключил услугу льготных sms, сделал переадресацию с «МТС» номера. За время поездки посылали много сообщений, ежедневно близкие звонили нам через «МТС» номер, когда мы хотели позвонить, пользовались услугой «позвони мне». В общем, оторваны от мира не были и истратили всего около 7 долларов. Ноутбук с Wi-Fi и Skypе так же помогали преодолеть расстояние.

ДЕНЬГИ. Кредитные карты, немного евро. Бюджет рассчитывал исходя из 80-100 евро/день плюс, естественно, расходы на паром и проживание. С рублевых карт «Сбербанка» евро снимали по курсу 40,83 руб., кроны10 SEK — 45,2 руб. Я сам же во время поездки немного напутал с курсом шведской кроны к евро (занизил стоимость кроны и патриотично переоценив рубль) и поэтому бюджет потрескивал в конце путешествия, но, к счастью, выдержал!

Совет: будьте внимательны с расчетом конвертации из одной валюты в другую.

Курсы валют ЦБ РФ на момент поездки:

10 SEK к 1 руб. — 44,21 руб; 1 EUR к 10 SEK — 0,92 SEK; 10 SEK к 1 EUR — 1,092.

На пароме меняли без комиссии и курс лучше! В Стокгольме берут комиссию до 45 крон с операции не зависимо от суммы обмена.

ПОЕХАЛИ. 28.06.11 г. — загрузились и выехали около 11:30, чтоб к вечеру добраться в промежуточную остановку — дачный поселок Лысый Нос в районе приморского шоссе под Питером. Дорога относительно неплохая, кроме района Пикалево — ямы и колдобины и никаких признаков начала даже ямочного ремонта. Только свернули на Мурманское шоссе — пробка — ремонт трассы. Потеряли часа 1,5 и, наконец к 22 добрались до дачи друзей. Спасибо приютили, накормили, напоили и спать уложили!

29.06.11 г. — подъем, завтрак, выехали в девятом часу. Навигаторы что-то мудрили с М-10, прокладывали на А-122, потом вновь предлагали вернуться на М-10. Развернулся с А-122 обратно на «Скандинавию». Трасса почти пустая, после поворота на Выборг на заправке «ЛУКОЙЛа» полный бак. Дальше, чем ближе к границе, тем дороже бензин! Подъехали к Торфяновке в двенадцатом часу — толпа народу. Куда в среду все рванули? Может, не зря «Гармин» хотел нас везти через Брусничное? Отстояли два часа и вот волнительный момент мы на нейтральной полосе. Выполнили обязательный пункт программы заехали в магазин Duty Free. Купили в качестве подарков финской водки и ликеров, последние очень вкусные. Финские пограничники спросили: куда и насколько? Я из-за волнения забыл, что приготовлена копия брони отеля — объяснял на словах. Дальше всех водителей, и меня в том числе, продули через алкотестер. Слава Богу, вчерашние 100 гр коньяка выветрились.

Таможенник осмотрел в машине каждый карман и бардачок, но сумки не раскрывал. Внимательно изучил количество купленного спиртного и его градусы (будьте внимательны, если сомнения, можно спросить у сотрудников Duty Free, сколько чего можно ввозить! Да и наглядная агитация в магазине имеется). Уточнил, сколько дней мы будем в Финляндии и благословил добрым напутствием! Ура, мы в Финляндии. Выбрались на трассу до Хельсинки и вперед — скорость до 120. В районе Котки на заправке АВС отдохнули, пообедали — буфет 8,90 евро с взрослого. Понравилось — чисто, вкусно и довольно разнообразно. Где-то около 17 по местному времени прибыли в отель Radisson blu plaza hotel. Встретили любезно, даже было место на подземной парковке. Отель достаточно большой, а в наличии всего девять парковочных мест и нет возможности забронировать! Стоит парковка очень дорого — 32 €/сутки! В принципе, в пяти минутах ходьбы большие подземные паркинги у центрального вокзала и сокоса за 29/сут. Есть вариант у паромных терминалов, это рядом и вроде дешевле. Мы мудрить в незнакомом городе не стали и воспользовались парковкой отеля. Очень удобно, но за удобство надо платить...

При заезде в номере нашли в номере ключи от машины! Интересно, они в отеле и машину забыли? Менеджер на ресепшн был шокирован, как и мы. Отель очень понравился. Расположен в тихом месте, в самом центре города. Номер небольшой, но чистый. Есть чайник, холодильник, большой телевизор (мы его даже не включили ни разу), два (!) утюга и две гладильные доски. Кровати сдвоенные, что не очень удобно — разъезжаются в самый ответственный момент. Все достопримечательности в шаговой доступности. Интернет бесплатный, Wi-Fi обеспечивал устойчивый доступ.

Так вот мы перекусили оставшимися запасами, созвонились, списались с родными и близкими и пошли гулять. Погода замечательная была и в этот вечер, и в остальные дни. Восхищен финскими метеорологами, http://www.fmi.fi/weather/local.html?kunta=Helsinki — точный прогноз гарантирован!

Первым пунктом финской программы пребывания была Сенатская площадь (Senaatintori) и Кафедральный собор (Tuomiokirkko): http://www.helsinginseurakuntayhtyma.fi или Николаевский собор — белоснежный на синем безоблачном небе смотрелся изумительно! Внутри до обидного лаконичен и аскетичен. Наверно, в этом вся и прелесть. На этом наша культурно-ознакомительная программа дня закончилась. Зашли в «Стокман» — поразились ценам, в Чехии куда мы ездили прошлый год цены на порядок ниже даже в дорогих торговых центрах, хотя обувь здесь продавалась по весьма привлекательным ценникам. В общем, наверно, у кого цель шопинг, найдет, где привлекательные цены, мы их не увидели, да и не искали, если честно. Кафешки под открытым небом заполнены людьми. 95% сидят с одним бокалом вина, пива или чашечкой кофе с пирожным — нет тут такого праздника живота, как в Чехии! Цены, наверно, виноваты? Мороженое (большое и вкусное правда/) — 2,5 €, пирожное от 2 €.

30.06. Четверг

Завтрак в отеле до 10:00. Завтрак чудесный, очень разнообразный. Всякая нарезка, сыры хочешь с плесенью, хочешь — без. Рыба красна в разных вариантах. На горячее яичница, картошка, блюдо похожее на лазанью, сосиски. Выпечка всякая. Фрукты и т.д. Все очень вкусно. Ребенок оценил арбуз по утрам за столиком у камина. До обеда можно прожить спокойно. Утром отправились на Рыночную площадь (Kauppatori) побродить между рядами, купили сувениры (пока средства есть), отпробовали вкусной финской клубники и черешни — 4,5-5 €./литр. Купили билеты на экскурсию вдоль побережья на 1,5 часа — 14 €/взрослый, ребенок бесплатно.

На кораблике экскурсия на английском и финском, но дают материал на родном языке. Кстати есть и русскоязычные круизы от терминала Сильи, стоят вроде столько же (на официальном сайте компании можно найти информацию). Полюбовались красотами Хельсинки, яхтами, кораблями, островами. Время пролетело незаметно. На рыночной площади зашли в информационный центр, набрали всяких проспектов. Мы пришли к выводу — приехал в новый город, музей сразу ищи туристический центр. Там масса информации, которая сэкономит много сил и денежных средств!

Обедать отправились на Mikonkatu, 8 — Пицца Ракс буфет (на втором этаже). Обед 8,90 (взрослый). Что можно сказать про это заведение? Оно для того, чтобы набить брюхо за умеренную цену! На выбор пицца, лазанья, салаты какие-то, крылышки. Что нам больше понравилось, это картошка в молоке и тефтели. Отобедав, пошли в отель переваривать и осмысливать. Семейный совет решил в Пицца Ракс больше ни ногой. Ребенок согласился даже поголодать! Изучая буклеты из инфоцентра, узнали, что по четвергам в Музей естествознания (Pohjoinen Rautatiekatu, 13) с 16 до 18 часов вход свободный! Какой русский упустит такую возможность и, хотя в планах посещения этого музея не было, мы отправились туда. Музей замечательный, советуем даже платно сходить. Экспозиции от палеонтологических раскопок с скелетами динозавров и древних людей, животных, до финской природы с ее флорой и фауной. Можно увидеть сцены из жизни животных и птиц, послушать их пение, погладить шерсть разных животных, например, лося или лисы. Понравилась кухня, где показано, кто на ней может жить (в крупах — жуки, у мусорного ведра тараканы и мыши и т.д). Завидую финским школьникам, которые изучают биологии и окружающий мир в таком музее.

На четвертом этаже в одном из залов стоит икона Казанской Божией Матери. В нем раньше располагалась православная церковь, а в самом, здании до 1918 года было русское Кадетское училище!

На обратном пути зашли в супермаркет, купили продуктов и домой в отель. Новый день пролетел незаметно.

01.07. Пятница

С утра посетили Успенский собор (Uspenskin catedraali).

Мама наша поехала на обзорную экскурсию на автобусе — 26 € удовольствие (сделали скидку три евро по купону из инфоцентра), ей понравилась. Мы с сыном — гулять по городу, дошли до Церкви в Скале (Temppeliaukion kirkko), отдохнули в ее прохладе, послушали музыку и отправились обратно. Всей семьей прошлись по Esplanadi. Далее значился обед — найти заведение помог случай. По центру Хельсинки ходят молодые люди в зеленом и помогают заблудшим туристам информацией и советом. Паренек, к которому мы обратились показать накануне нам дорогу до Зоологического музея, снабдил нас книжечкой с разными рекламными купонами. По ним мы и выбрали ресторан Virgin, Mannerheimintie 5, это вроде один из старых ресторанов города. В общем интерьеры соответствующие. С 11 до 15 там обеды по типу буфета — 11 евро/взрослый. Нам по купону сидку сделали, -2 €. На обед суп-пюре, рыба красная с рисом или лазанья, салаты. Все вкусно и душевно, рекомендуем. В буклетах много ссылок было на разные кафе, где комплексный обед по такому же принципу от 10 до 12 €/чел. Так что недорого и плотно пообедать можно не только в «Пицце ракс»! Да, чуть не забыл, мы заходили с сыном в университет, он рядом с Сенатской площадью — студенческие столовые должны быть самыми дешевыми! И она там есть, не обедали в ней, т.к. с женой встретились достаточно далеко от этого места. Может, кто в ней был?

После обеденного отдыха — в Суоменлинну (Форт).

Красота, ребенок в восторге от путешествия. Жаль, не взяли купальные принадлежности, финские семье с детьми — загорали, купались. С сыном зашли на последнюю финскую субмарину, он под впечатлением от механизмов, я от размеров. Бедные подводники 30-х! Теперь служить гораздо комфортнее. Решили съездить дома в Вытегру, посмотреть современную дизельную лодку.

Полюбовались видами финского залива с террасы кафе «Piper». Блаженство и умиротворение!

02.07. Суббота

Мои пошли на рыночную площадь, рынок Wanha Kauppahalli покупать недостающие сувениры, я собирать вещи и грузить в Фузик. 12:00 — курс на Турку. По дороге заправились — 1,59 €/л. Спасибо женщине, помогла разобраться с колонкой. Оказывается, сначала деньги (карта), выбираешь колонку, бензин и только потом пистолет в бак и заправляешь. Я по российской привычке пистолет в бак и платить.

Прибыли в Турку, жара +29 ˚С, а народ марафон бегает — во тяга к спорту! Только огляделись, подъехали вологжане — мир тесен! Они пошли билеты покупать на паром (и не боятся у разбитого корыта оказаться без билета!), а мы заплатили за парковку 1€/ч — и гулять. Посмотрели замок Турку, погуляли по набережной. Перекусили сухим пайком — и на погрузку. Силья «Европа» — большой пароход! Но лично на меня большее впечатление произвели крейсер «Петр Великий» и атомная подводная лодка проекта «акула». Вместе с нами загрузилось десять российских автобусов!

В каюте несколько обшарпанно или, лучше сказать, потерян былой лоск. Ребенок спросил, почему каюта — без окна, потому что дешевле. На, что сын сказал — нашел папа, на чем экономить! Первый раз можно и с окном купить! Мотайте на ус! Положили вещи и в буфет! Заняли персональный столик и давай все пробовать. Стол, конечно, богатый, жене понравилась рыба, мне и ребенку тефтели с пюре и клюквой. Поели, погуляли по палубе, зашли в Duty Free — цены показались дороже, чем на финской границе. Поменяли немного евро на кроны. Каюта была на десятой палубе — все ночь народ бродил, иногда громко бродил.

Kiitos Финляндия, Hey, Стокгольм!

03.07. Воскресенье

Прибыли 06:15 по стокгольмскому времени. Швеция встретила прохладой +17˚, пасмурной погодой. Пять минут, и мы приехали к отелю «Biz apartment gärdet stockholm», Sehlstedtsgatan 4. При бронировании в отеле указывалось наличие частной парковки, 250 SEK/сут. Напротив отеля общественная 60 SEK/сут — пустая! Наметилась экономия! Думаю, забежим в отель и в зоопарк, на соседней машине с румынскими номерами под дворником штраф — 425 SEK за неоплаченную парковку! Намек понял — к паркомату, заплатил за один час. В отеле удивились раннему прибытию, спросили, с парома? И заселили! Предлагали — garage, мы отказались. Администратор пугал — воскресенье, все за городом, потом на улице мест не будет. Не поддались и правильно сделали.

Сразу отчитаюсь по отелю. Номер очень понравился, большой, с кухней, оборудованной всякой техникой: плита, микроволновка, чайник, кофеварка, холодильник с морозилкой, посудомоечная машина. В первый день почему-то мусор не вынесли, зато на следующий все идеально прибрали и сменили белье с полотенцами. Wi-Fi только у ресепшн, но в номере есть проводной Интернет — бесплатный. Телик большой — не включали! Единственный минус номера — сумрачно вечером из-за недостатка освещенности.

Отель расположен рядом с парком и зеленой зоной. Если выйти из него и стоять спиной к нему, то налево на этой же стороне улицы остановка автобус № 76пять мин и у острова Юргорден (Djurgarden) (Юнибакен — музей Астрид Линдгрен, музей «Васа», Скансен и т.д.), если пойти направо, то на другой стороне улицы остановка автобуса №1 (метро, 2-3 остановки — они очень короткие, дальше в центр идет). Пешком до метро через парк — 800 м. В здании отеля направо и, если его обойти с другой стороны, будут столовые — 89 крон комплексный обед. В них постоянно народ — местные водители, таксисты и служащие из офисов, поэтому, думаю, их можно рекомендовать. Мы не ходили, готовили самостоятельно. Продукты покупали в супермаркете ICA. Семгу норвежскую жарили — обалденно вкусная! Благодаря стараниям нашей мамы мы экономили на питании. Заметил, что в Швеции и в Финляндии нет замороженных мяса и рыбы — все охлажденное! От холодильников в супермаркетах веет таким холодом, что пока выбираешь сыр, например, можно превратиться в пингвина! У нас явно на холоде экономят!

Устроились и отправились в сафари парк «Кольморден». Навигатор проложил маршрут через самый центр Стокгольма — обзорная экскурсия по утреннему, сонному городу — хорошее начало дня. Расположен парк в 160 км по трассе Е-4, в навигатор точного адреса (координат) не занес, не нашел и проворонил знак на зоопарк (совсем маленький и непрезентабельный), а разворот и объезд через 30 км, пришлось нарушать — развернулся в разрыве автомагистрали. Было пустынно, рискнул.

Приехали в зоопарк — парковка огромная, автомата нет — табличка — пошлите SMS, номер указан! Нашли паркомат на другой части парковки — радостно расстались с 40 SEK, берет сразу за сутки. Билеты — два взрослых и ребенок 7 лет — 1 047 SEK! Недешево, однако! Но все включено: сам зоопарк, шоу дельфинов, сафари. Зоопарк отличный, в Праге, правда, нам больше понравился. Шоу дельфинов — действительно шоу. С действом по мотивам «Пиратов Карибского моря», с игрой света и музыкой. Вот такие бы условия для питерского дельфинария! Он, несмотря на свою убогость, сохранил первое место в нашем рейтинге, Кольморден на втором. Теперь в сафари отправляешься не на машине, как мы мечтали, а на канатной дороге — около 30 мин продолжительность, сопровождение на английском. Виды потрясающие, все хорошо видно, но, думаю, на своей машине увлекательнее получилось бы. Хотя, может, звери близко к машине не приблизились бы, а тут канатная дорога проходит над местами кормления и отдыха. А адреналина нет! Фото с канатки:

Дельфинарий, ждем преставления. По ходу его не фоткал — ребенок этим занимался.

Знаменитый автобус Москва—Владивосток, только раньше он не в вольере вроде был?

День прошел незаметно, перекусили в кафе «У бабушки» тефтелями из оленины с пюре и клюквой, блинами — 90 крон. На обратном пути поехали другой дорогой, через Нючёпинг (Nykoping), получилось быстрее, доехали до трассы -4 — 12 км, туда получилось от трассы 27 км.

Заправились на Statoil 14,05 SEK/л, наличные колонка не берет. Принимает только карты с чипом, т.е. Visa-Electron не подходит! Снимает сразу 600 крон, а потом возвращает остаток. А если сразу надо на большую сумму заправиться, как ей объяснить, я не понял!?

04.07. Понедельник

Завтрак в отеле до 9:30, что настраивает на ранний подъем. Завтрак, по сравнению с предыдущим, скромный, даже очень. На горячее только вареные яйца и кофе. Скудная по разнообразию нарезка и салатик из огурцов, помидоров и перцев. Берем объемом и сыты! Фрукты с собой. На автобусе добираемся до Оперы (время в пути около 5 мин), от нее отправляется кораблик с экскурсией по королевскому каналу. Бесплатно по «Stockholm à la Carte»! На кораблике аудиогид. Первые положительные эмоции от Стокгольма получены. Взяли билеты на 14:00 на обзорную экскурсию на автобусе — бесплатно по карте — и пошли в расположенный рядом королевский дворец. Вход также по «Stockholm à la Carte» свободный. На сайте данной туристической карты в различных музеях указаны туроператоры, а они дают ссылки на экскурсии на русском, которые есть практически во всех музеях и дворцах и они также бесплатны при предъявлении карты!

Например. Если нужна экскурсия, можно спланировать заранее посещение того или иного объекта.

Сын раскритиковал короля — зачем такой мрачный дворец себе построил, наши светлей и уютней! Патриот!

Перекусили и отдохнули в скверике у дворца и на автобусную экскурсию — аудиогид. Понравилась всем и ребенку, особенно музыкальные паузы в исполнении ABBA. Уже раздобыл диск!

Силы еще остались и мы, вдохновленные, пошли гулять по Гамла Стан (Gamla stan). Прогулялись по Västerlånggatan, заглянули в многочисленные сувенирные магазинчики, почувствовали все очарование старого города. Утомились — сели на метро и третья остановка наша. Заглянули в супермаркет ICA (работает с 7 до 23) у метро, чтоб устроить в отеле праздничный ужин в честь прибытия в Швецию. День выдался насыщенный!

05.07. Вторник

В планах на этот день значился Юнибакен, корабль «Васа», Скансен с пикником на его территории и в конце Грёна Лунд (Gröna Lund). В начале одиннадцатого приехали к Музею Астрид Лингрен — Юнибакен (Junibacken), народу толпа стояли больше часа — билеты 415 SEK! Дали билеты на 14:00! Пошли к музею «Васа», увидели еще большую очередь и снова поменяли планы. Это было ошибкой, в музей Васса, как выяснилось позже, очередь идет в три раза быстрее. Чтоб не терять время, идем в Скансен — ход бесплатный по карте. Мы, конечно, не ожидали увидеть такой красоты.

Очень нам понравилось, и ребенку в том числе, пришлось только ходить в темпе и пикник не успели сделать. В Юнибакен толпа малышей 3-5 лет, что говориться, яблоку негде упасть. Наш все изучил, но особо там не порезвиться места нет и народу много. Сели в «поезд», прокатились — в вагончике рассказывают на русском. Путь по сюжетам разных сказок — времени немного занимает и опять окунулись в круговорот игрового зала музея! Так сказать, поставили галочку в посещении. Ребенок ожидал больше про любимого героя Карлсона.

В общем рекомендуем тем, кто прочитал не только про Карлсона и Пеппи Длинный чулок. А сказки у Астрид Лингрен в основном какие-то грустные, даже про Карлсона! Думаю, еще интересно будет в нем 3-5-летним — шикарная игровая комната, народу бы поменьше. Пикник организовали в парке и в музей «Васа». Посмотрели фильм про строительство корабля, его подъем. Обошли все этажи и залы. Интересно.

Да, вход, кстати, бесплатный, как, кстати, и в Грена Лунд. Парк развлечений, он хоть у нас, хоть в Швеции, это пылесос денег. Аттракционов масса. Система оплаты в зависимости от звездности. Одна * — 20 крон или 1 купон. У «американских горок» *** — 60 крон билет. Можно покупать браслеты и вход свободный на все — но это дорого и имеет смысл, если в парк пришли на целый день. Прокатились на американских горках, качелях (они оказались покруче горок) и остановились, истратив 200 крон. Для взрослых, жаждущих адреналина — башня 80 метров с аттракционом «свободное падение» и, как говорит реклама, с прекрасным видом Стокгольма. Мы не рискнули проверить.

Парковочный автомат у отеля съел 60 крон и подавился, квитанцию не дал, денег тоже не вернул! Пострадавший вместе с нами швед звонил в компанию и получил разрешения воспользоваться парковкой уже «бесплатно» на короткий срок, у нас длительный — заплатил в автомате на другом конце парковки картой сразу за оставшиеся двое суток. Карты берет только с чипом, и пин -код не спрашивает. Припоминая борьбу уважаемого Антона с парковочной мафией Стокгольма, переставил машину в ту часть парковки, рядом с паркоматом. Ребенок опять вспомнил родину — «бесплатно и ставь где хочешь, где место найдешь!».

06.07. Среда. Мариефред, замок Грипсхольм — Упсала — Сигтуна

День спланирован после совета puzzle. Александр, большое вам спасибо еще раз!

Выехали около 9:30, традиционно навигатор провел через центр города — наверно, знает, что мы здесь в первый раз и хотим созерцать достопримечательности снова и снова… Погода солнечная, чуть больше +20˚, прибыли в Мариефред (около 75 км от отеля), вернее к замку Грипсхольм. Парковка бесплатная, почти пустая. Виды открыточные кругом! Красота и покой, туристы единичные.

Замок встретил тишиной, спокойствием и умиротворением (вход бесплатный по стокгольмской карточке). Я не заметил предупреждение и не снял рюкзак с плеч, подошла смотрительница, сделала замечание. Пока она мне втолковывала, в чем я виноват, выяснилось, что она родом из России, вернее из СССР, а мама ее из Вологды! Мир тесен, убедились мы! Ребенок обрадовался больше, чем мы, хоть кто-то кроме нас говорит по-русски! Приглядывать было особо не за кем, и нам удалось пообщаться, получилась экскурсия по замку. Нам повезло, многое нам рассказали про историю замка, про королей, историю дворцового театра!

чень понравилось, ребенку тоже — «некоторые залы, как в наших дворцах». Интересно, что в одном замке сохранились интерьеры разных эпох. Переходишь из одного зала в другой и как будто переносишься из одной эпохи в другую. Любуемся озером, руническими камнями, видами и далее в путь. Дорога не только по трассе, но и по «сельским» дорогам, ограничение 90 км/ч, наверное через каждые 20 км камеры, навигатор постоянно предупреждает о их приближении и невольно притормаживаешь до 70. Неспешно, любуясь видами и фермами, в самый зной приехали в Упсалу — Uppsala (от Грипсхольма 105 км). Поставили машину на платную стоянку. Устроили пикник в парке на берегу реки Фюрис — пообедали. Поднялись к королевскому дворцу, с высоты полюбовались городом, затем посетили Кафедральный собор, Университет.

В них трудно фотографировать — маловато света для наших мыльниц.

Шикарные витражи, а университет действительно как Храм науки.

Красоты Упсалы и Сигтуны, в которую мы едем дальше, можно оценить на http://ru-travelers.livejournal.com/16586.html. Далее до Сигтуны около 30 км. Тихий вечер. Городок сразу пленяет своей средневековой красотой, на берегу озера Меларен (Mälaren) возникает чувство, что попал в прошлое и скоро вдали покажется парус корабля с викингами. Кирха Святой Марии закрыта. Развалины каменной церкви короля Олафа напоминают о древней истории этих мест. Прогулялись по Stora gatan с ее чудесными домиками. Туристов мало и поэтому городок выглядел особенно очаровательно.

Купили продуктов на ужин в супермаркете и домой, до Стокгольма 50 км. В отель прибыли в восьмом часу вечера.

Всего проехали порядка 260 км. Навигатор подсчитал, что бензина истратили на 330 SEK, хотя, думаю, меньше, ехали в основном по трассам, а показатель расхода забит на смешанный цикл.

07.07. Четверг

В планах Дротнингхольм (Drottningholm). Утром собрали вещи, погрузили в машину, попрощались с администратором. Бронировали через «Stockholm à la Carte» и поэтому в самом отеле платить было не нужно. До дворца 15 км по навигатору, который уже традиционно предложил ехать через центр. Но я уже был готов — google предлагал проезд по окружной, выезд на трассу Е-4 был недалеко от отеля, расстояние 16 км. Поехал по окружной, не успели доехать до трассы — встали в плотную пробку. Минут 10 пытались «ехать», ребенка тошнит, жена нервничает — «для шведов въезд в центр платный, вот они окружными дорогами и ездят». Наверно, есть в этом доля истины! Наконец удалось развернуться и обратно через центр благополучно, без пробок прибыли к дворцу. Стоянка бесплатная, вход по карте свободный. Для того, чтобы попасть в театр, нужно зарегистрироваться на экскурсию. Во дворце вышла компенсация за неудачный выбор маршрута. Вместе с нами приехала группа из России, поэтому получили русскоязычную экскурсию! Прогулялись по парку, сходили в китайский павильон. Парк красивый, но в знойный день для прогулок не приспособлен, тенечка не найти. Дворец похож на петербургские — его архитектора и Петр I приглашал к нам Питер строить.

На обратном пути заехали на заправку, с колонкой мы не поняли друг друга, она выплевывала карту и чего-то писала, с третей попытки заправил 10 л! Оказалось, с меня сняли три раза по 600 крон! Я в шоке! Через волнительный час вернули неистраченную сумму! Приехали к отелю, оставили машину на стоянку, т.к. оплачено до вечера. На лужайке напротив отеля в тени деревьев организовали пикник. На метро отправились прокатиться на SkyView, при пересадке на станции «Slussen» до нужной станции «Globen» поезд не шел. Бегущей строкой проходила информация, что в нужном направлении необходимо ехать на автобусе с другой станции метро. От поездки отказались, времени мало, вышли — лифт Катарины — на ремонте. Пошли гулять по Гамла Стан, покупать сувениры. Время летит быстро, уже 18, паром в 19:15. Вернулись к отелю, в машину и к терминалу. «Silja Galaxy» показалась уютней и шикарней. Ужинали с прекрасными видами, стол оказался у самого окна или иллюминатора, все-таки? Вечер был прекрасный! Пришло sms — не удалось снять деньги за отель! Я неправильно конвертировал кроны в рубли и на карте оставил мало денег, не хватало порядка 400 рублей! Перекинул с помощью мобильного банка с другой карты недостающую сумму, но ни в этот день ни в следующие дни попыток снять деньги за проживание не было!

Интерпол шлет ориентировки, план перехват и вулкан 5 наверно уже задействован :)!

08.07. Пятница

Прибыли в Турку в 07:15 по финскому, 06:15 по стокгольму, не выспались! В районе Котки заправил 10 л, чтоб до границы хватило, зашли в магазин, купили на стоянке клубники за 3 евро/л и домой. В этот раз навигатор сразу проложил дорогу через Торфяновку. Границы прошли за 15 мин и то, потому что скорость движения в погранзоне ограничена 30 км/ч! Финнов мы вообще не интересовали, шлепнули штамп и все. Наш таможенник даже не заглянул в машину и багажник — счастливого пути и все, мы в России! Родина встретила нас дорожным хаосом, грязным туалетом за 0,5 евро (за время поездки это был первый платный туалет). Время московское 13:30, семейный совет, воодушевленный быстротой прохождения границы, принимает решение в Питере не ночевать. Навигатору задан «дом», прибытие рассчитал 24:00. Наш Сусанин опять, по только ему понятным причинам провел нас через Выборг, наверно, чтоб мы город посмотрели.

Заправились на Лукойле 800 руб. и полный бак — все-таки хорошо дома! Далее по М-10, при подъезде к Питеру гаишники перекрыли съезд на А-122. Навигатор пересчитал через пос. Белоостров, но там пробка на переезде перед финским скоростным! Включил на помощь «Гармину» «Навител» и совместными усилиями выехали обратно к М-10, поток машин плотный и искать другой проезд к А-122 не стал, двинулись к Питеру. На КАД бардак: трактора ездят, фуры в третьем ряду, в четвертой полосе едут «Жигули» 80 км/ч! Посему постоянно все перестраиваются и фуры тоже — шок это по-нашему! Только свернули на Мурманку — пробка, что-то рано дачники рабочий день окончили — 16:30. Едем 5-10 км/ч, по обочине несутся сплошным потоком под 60-70, только камни в стороны летят. Перестроился подальше от крайней полосы. Потом ремонт дороги, в общем, потеряли часа два, не меньше. Только выехали на оперативный простор, гайцы в засадах! Ехали бы на КАД или в пробке движение контролировали. Как к ним после этого относиться!

К родной области уже подъехали изрядно измученные дорогой и переходом на московское время, но при поддержке любимых пассажиров потихоньку доехал до дома, в три ночи! УРА, мы сделали это! Сумки в машине оставлены, телефоны отключены — спать!

09.07 обнаружил письмо из Швеции с просьбой оплатить оказанные услуги, по представленным реквизитам. После переписки и уверений с моей стороны, что на карте достаточно средств и она не заблокирована, 12.07 деньги сняли за отель, из которого я выехал 08.07. Хоть за перевод не надо платить. Все мы рассчитались, и нас не будет искать Интерпол :)!

ИТОГИ И ВЫВОДЫ

Поездка удалась, очень понравилась! Пробег составил 3 128,7 км по спидометру и 3 066 км по навигатору?! Время в пути около 45 часов(на машине). Средняя скорость около 70 км/ч, максимальная 129 км/ч /на КАД в первый день путешествия/. На бензин израсходовано около 7 тыс. рублей, средний расход получился 6,7 л/100 км. Истратил 208 л, из них только 58 — за границей. Спасибо «Фузику» за скромный аппетит, несмотря на постоянно включенный кондиционер. Спасибо жене за поддержку! Сыну за стойко перенесенные тяготы путешествия! Я люблю и горжусь вами!

P.S.: Карта «Stockholm à la Carte» — выгодное приобретение, если вы планируете в Стокгольме посетить даже пару-тройку музеев и хотите пользоваться иногда общественным транспортом. Иначе можно разориться, билеты в музеи и экскурсии не дешевы! Что я бы изменил в нашем путешествии? Спланировал посещение достопримечательностей с учетом экскурсий на русском — www.njtravels.se . Нам, конечно, повезло в этом вопросе. Купил бы каюту с окном, хотя бы в одну сторону. Обратно билет до Хельсинки, можно поспать подольше с учетом перевода часов и доехать до дома было бы легче. И может, забронировал отель подальше от центра, сэкономил тысяч 15 минимум. А может выбор отеля был верный, мы многое увидели и успели благодаря близкому расположению к достопримечательностям и порту.

Путешествие вышло не очень бюджетно для нас (всего более 100 тыс.), но это было первое наше самостоятельно спланированное путешествие. В будущем будем прагматичны в расходах :). Уже хочется отправиться снова куда-нибудь. Ребенок сказал, что зачем ехать за границу, когда у нас такая красивая страна. Будем планировать путешествие по России! Спасибо всем!