Путешествие к Белому морю

02.02.2012 | 37954 просмотра

После нашей прошлогодней поездки на Байкал сразу возник вопрос: «Куда можно отправиться на следующее лето?». Все едут отдыхать на Черное море, а мы решили на Белое. А мы пойдем на Север, как говорил герой мультфильма. Да и идея возникла — побывать на всех цветных морях. Ну, и, следовательно, Белое море нельзя обделить вниманием. На Черном и Красном побывали.

Начало путешествия.

Собираться мы начали примерно за месяц. Мы: это Амир и я — его спутница в поездках и по жизни — Лариса. Написали список вещей и продуктов, которые понадобятся в пути, а так как предполагалось, что ночевать будем в машине, готовить еду будем сами, то список оказался немаленьким. Придорожных кафешек, как оказалось, почти не было. Опыт такого путешествия уже имелся, к тому же в этот раз в это путешествие с нами ехала еще одна пара: Альфия — (сестра Амира) и ее муж — Рустам. Ехали на двух машинах, на наших отечественных: «Приоре» и «Пятнашке».

«Приоре» — два года с пробегом 120 тыс. км. «Пятнашке» — шесть лет, с пробегом 250 тыс. км.

Как и в предыдущей поездке, были убраны задние сидения автомобиля и оборудовано спальное место, благо, отечественный автопром позволяет это. Взяли палатку, надувную двухместную лодку (должны же мы на море порыбачить), складной столик и стулья, закупили продукты (неизвестно, где придется останавливаться) на первое время. Взяли портативную газовую плитку и баллоны к ней. Очень удобная вещь, рекомендую брать с собой, не всегда костер разведешь. Теплые вещи, сменку, ну и все то, что бывает необходимо в дороге. Брали также рацию, но там дальнобойщиков почти нет. И обязательно навигатор.

Первый день

10.07.10 г. На термометре — +36С. А мы идем на север, а мы идем на север…! Стартуем в восемь утра. От жары все время морит в сон. Машину водить у нас могут только мужчины, а задача женщин — всячески их подбадривать, не давая уснуть. Если попадается река на пути, то купаемся, чтоб хоть как-то освежиться.

Стоянка на реке Кильмезь, кто-то здорово постарался со столиками.

Не вошло — на стеле надпись «Коми».

Та же стела с другой стороны.

Рустам и Альфия здорово придумали: освежались при помощи пульверизатора с водой. За первый день проскочили Киров и область, заехали в республику Коми — и на Сыктывкар. Хотя навигатор настойчиво предлагал другой маршрут, по асфальту, но мы не ищем легких путей, захотелось побывать в Коми. В Занулье свернули с сыктывкарской трассы на Великий Устюг. Асфальт все хуже и хуже, и перешел таки в грунтовку. О-о-о, это что-то с чем-то. Дождей не было давно, и пыль за машинами поднимается так, что ничего не видно. Удивило обилие борщевика в два человеческих роста — буквально все заполонило. Во время остановок аккуратно его обходили, так как сок этого растения вызывает сильнейшие ожоги.

Борщевик, осторожно — ядовит.

Река Луза, понтонный мост.

Стали искать место для стоянки, искупались в р. Луза, но останавливаться на ночлег здесь не рискнули — обилие мошки, которая лезет в рот, уши, глаза. Трудно вынести такое чрезмерное внимание. И хотя, как говорилось ранее, основательно готовились к поездке, мы не учли, что нужна еще такая одежда, чтобы защищала от насекомых, но была легкой. А все эти средства от комаров не очень-то и защищали, их хватало лишь на несколько минут. Ко всему поймали камешек в колесо, острый, как гвоздь, и пришлось ставить запаску. На ночлег свернули в лес и, не выходя из машины, завалились спать.

Утренний моцион.

Столик раскладывать было лень, позавтракали с земли.

Река Луза.

Второй день

Утро. Солнце жарит вовсю, но уже температура не выше +29С. Дорога — грунтовка, стараемся ехать на расстоянии друг от друга.

Почти асфальт.

В нашей машине установлен навигатор, поэтому «пятнашке» не повезло, Рустам вынужден глотать пыль за нами. Ему это не нравится, он вырывается вперед и сразу на первой же развилке сворачивает не туда. Сквозь пыль ничего не видно. Навигатор рулит! Хотя, забегая вперед, ему можно доверять не всегда.

Довели страну.

Попрохладней стало, скорость по грунтовке.

Вологодская обл. — грунтовка…, а вот и Сев. Двина. В этом месте река не такая широкая, и через нее нам предстояло переправиться на пароме.

А на другом берегу — г. Великий Устюг, который расположился в самом устье р. Юг — отсюда и название города. Небольшой городок, по которому мы погуляли. Очень красивые старинные храмы, городской парк.

Ну и как, побывав на родине Деда Мороза, не посетить его резиденцию! Это сказочный терем за городом, который очень интересно посетить вместе с маленькими детьми.

В такую жару Дед Мороз смотрится странно.

А наш путь лежит дальше. Въезжаем в Архангельскую обл.

Дорога проходит вдоль Сев. Двины, то и дело открываются такие красивые виды на реку, как тут устоять и не остановиться, чтобы порыбачить, да и просто отдохнуть.

Северная Двина.

Она же вечером.

Что мы и делаем. На указателе — деревня Комарицыно, сворачиваем к реке — высокий берег, а с него изумительный вид. Песчаный пляж, чистая вода — мы остаемся. Наверху сильный ветер, а у воды тихо. Река — парное молоко! Вдоволь накупавшись, наловив рыбы для ухи, поднимаемся на берег. Готовим ужин из пойманной рыбки.

Большой окунь пойман на блесну.

Натюрморт.

И вот тут понимаем всю прелесть названия деревушки, возле которой остановились. К вечеру ветер стих, и комаров налетело столько! Черпаешь суп, а в ложке комары. Как же уха без водочки? Хочешь выпить, а в рюмке — комары. Такого скопления этих кровососущих из нас еще никто не видел. Не в силах далее терпеть такое соседство, забираемся в машины, комары бьются о стекло, и под назойливое жужжание засыпаем. Ура нашему автопрому, комары внутрь не залетают — дырок нет!

Третий день.

Утром снова поднялся ветер. Комаров, как и не бывало. Возле нашей стоянки — старая, разваливающаяся церквушка.

С ее стороны к нам прибежал мужик, сказал, что их несколько человек — божьих людей (как он сказал) — и они восстанавливают храм. На берегу вчера мы видели кости и, предположив, что они человеческие, закопали. Расспросили об этом мужика, и он подтвердил, что на этом месте находилось кладбище и вода, размывая берег, вымывает останки. Он попросил 50 руб. и, получив сотню, с радостью поспешно убежал. Много ли нужно человеку для счастья?! А мы продолжаем путь. Грунтовка кое-где сменяется асфальтом. Жары нет — уже хорошо. После нескольких километров делаем остановку на обочине, возле леса. Тяжело рулить целый день, поэтому такие передышки необходимы. Под ногами сплошной ковер из мха, когда на него ступаешь, то проваливаешься по щиколотку, а под ним — вода. Вдоволь наелись черники, которой было очень много, а я впервые, в отличие от остальных, увидела морошку и даже попробовала. Необычный, не похожий ни на какие другие ягоды, вкус.

Морошка.

Клюква.

Видимо, хозяев нет.

Следующая на нашем пути остановка — река Вага. Как и во всех речках, — теплая, чистая вода. Песчаный пляж. Ну, как проехать мимо! Совмещаем купание с обедом и, немного передохнув, продолжаем путь.

Вдруг нас на своей машине со страшным гулом обгоняет Рустам. Произошла небольшая поломка — оторвался глушитель, результат встречи с камнем, коих встречается здесь немало. С не очень приятным шумовым сопровождением едем до ближайшего населенного пункта Березники, покупаем новый глушитель (можно было заварить старый, но на это уйдет время, да и варить негде). После ремонта двигаем дальше. Чем и хороша «пятнашка», в любом колхозе можно отремонтировать. На ночевку останавливаемся на берегу р. Кяхта. Под мостом замечаем какие-то вещи, спальники. Может, бомжи?... Как оказалось, это дорожные рабочие, обкашивают траву вдоль полотна дороги, а спят под мостом. Пытались половить рыбки, но, увы,… ничего не поймали. Комары, как везде, — лютуют.

Вот так и запоминаются регионы.

Четвертый день

Завтракаем наскоро (все из-за кровососущих насекомых). Продолжаем путь. Небо впереди затянуто грозовыми облаками.

Вот такие пустынные северные дороги, впереди Архангельск.

Вот и дождь зарядил — мелкий, нудный. Кажется, надолго. Температура — +15С. Уже совсем не жарко. Но подъезжаем к Архангельску, и город нас встречает солнцем.

Бутылка не наша!

Сев. Двина в этом месте грандиозна по своей ширине. Совершаем экскурсию по городу: конечно, порт, гуляем по набережной, памятник Петру Первому (500 руб. — купюра).

Это не реклама торпедных катеров.

И недалеко от города местная достопримечательность — музей деревянного зодчества народов Севера под открытым небом «Малые Карелы». Удивительный музей. Огромные дома, построенные без единого гвоздя, много ветряных мельниц и старинных церквей. Нам очень понравилось. С удовольствием погуляли, посмотрели, несмотря на жару и усталость.

Повоевал с мельницами.

Вот так собирается крыша (без гвоздей).

Это ж сколько стенок?

Это ноги у амбара, чтобы мышки не лазили.

Вот так доставали воду.

А ведро потрескалось.

Отреставрированные домики.

В этом котле варили нерп (жир вытапливали).

И эти головки у мельниц можно повернуть по ветру (сзади рычаг).

И как все это держится без гвоздей?

Все из дерева…(Лариса — нет).

Мельница тоже ветряная.

Вот отсюда и название «шестерня» — от слова «шест».

В городе набираем запасы воды (что оказалось очень кстати) и держим путь в Северодвинск — цель нашего путешествия. Вот и он. Въезжаем в город. Справа — завод по производству подлодок «Звездочка». Тихий, небольшой городок. По указателям заезжаем на о. Ягры. Подъезжаем к городскому пляжу. Ну, вот и оно…, Белое море. И первое впечатление — разочарование… А где же бушующие холодные волны Северного моря, пенные брызги, ветер? Перед нами абсолютно ровная гладь воды, уходящая за горизонт, берег с грязным песком, все та же жара. Что-то с погодой нынче не так. Да и облик пляжа оставляет желает лучшего.

Местный рыбак предложил нам ехать в другое место. Возвратившись в город, проезжаем в противоположную сторону, проезжаем сосновый лесочек и снова оказываемся у моря. В этом месте находятся братские могилы погибшим морякам — североморцам. На берегу множество машин, палатки, лодки и, несмотря на многолюдность, чистый пляж. Нам здесь нравится! Решено, остаемся! Так здорово после долгой дороги полежать на песочке, и, как оказалось, можно купаться в море, несмотря на то, что оно северное. В нашем же представлении оно должно было быть очень холодным. Нашим пределом мечтаний было хотя бы пошлепать босиком по воде. Но аномально жаркое лето не обошло стороной и север нашей страны, и пляж больше напоминал побережье Черного, нежели Белого моря. Нам здорово повезло!

Не терпя отлагательств, надуваем лодку. Рыбалка в море! Мужчины уходят на промысел, а мы с Альфией остается загорать, купаться и любоваться прелестями окружающей природы. Можно долго-долго идти по воде в море, а вода доходит только до щиколоток, а с наступлением вечера — отлив, и вместо воды — маленькие дюны. Пришлось лодку обратно тащить по песку. Но лодка пустая — не повезло на первый раз с рыбалкой. Ну, что, и такое бывает, варим супчик из тушенки. С наступлением ночи мы ощущаем всю сказочность белых ночей: на часах — полночь, а светло, как днем, можно спокойно читать книжку. Просто фантастика. И что нас неимоверно радует — отсутствие комаров!

Отлив.

То же место (почти) прилив.

Пятый день

Отличная погода. Море, солнце, пляж! На термометре +27С. Утром — прилив и небольшие волны с шумом накатывают на песок. Наши «кормильцы» снова отправляются на рыбалку, еще раз испытать счастье, авось сегодня повезет с уловом. На море полный штиль, и мужчины решаются заплыть далеко в море. Возвращаются с несколькими наважками (но не пустые же!). Амир основательно обгорел, увлекшись рыбалкой. После обеда в море отправляемся мы с Амиром. Мне повезло! На этот раз у нас три камбалы! Ну, если честно, то маленькие камбалюшки. Хотя это не имеет большого значения, уже сам факт того, что нам удалось порыбачить в Белом море, доставило нам огромное удовольствие. А какая, оказывается, красивая рыба — камбала! Когда мы ее покупаем в магазине, она черная, а когда еще живая — с цветными кружочками на спине.

Даже то, что некоторые основательно подгорели под жарким северным солнцем, не испортило общего впечатления, которое мы получили от пребывания на море. И жареная рыбка очень вкусная (хотя и мало). Вечером посетили братские могилы. Здесь захоронены моряки, погибшие во время ВОВ. В память о героях возвышается стела, братская могила воинов — полярников ледохода «Седов», трагически погибших во время экспедиции и здесь установлен скорбный камень в честь экипажа подводной лодки «Курск». Все чисто и ухожено. Народ чтит и помнит своих героев.

Думаете, это Ялта? Это Север.

Вечером жарим шашлык из купленного в городе мяса. Возле нас оказывается неизвестно откуда взявшийся добродушный пес. Он очень ненавязчиво составил нам компанию, а потом сытый улегся спать под одну из машин и в благодарность за ужин, предоставленный ему, сторожил нас всю ночь.

Пивко, шашлычок, время 1 ночи.

Шестой день

Утром небольшой ветер. Волны накатывают на песок. Северное море нас не разочаровало. Мы неплохо провели здесь время. Собираемся в обратный путь, нам еще много предстоит впереди. Мы изначально выбрали такой маршрут, чтобы не возвращаться обратно по тому пути, по которому ехали, а захватить как можно больше интересных мест. И теперь наш путь лежит к Онежскому озеру. Выезжая из Северодвинска, нас поразило то, что в середине июля город весь в тополином пуху. По выезду из города нас опять встречает наша «любимая» грунтовка. Да, мы не ищем легких путей! После нескольких километров однообразия за окном пытаемся найти место для стоянки и на 67 км Онежского шоссе, на указателе «озеро Пикалево», сворачиваем с маршрута. Въезд платный — 150 руб. Как оказалось, озеро частное, на котором разводят форель. На берегу гостевые домики, банька, беседки с мангалами — все очень аккуратно и чистенько. Решено, остаемся здесь на ночь, а так как у нас еще целый день, то, естественно, мужчины надувают лодку и отправляются на рыбалку. А на берегу свои прелести: очень много черники, которую мы и поедаем. Паша, работающий на форелевой ферме, сделал нам барский подарок — свежую форель, да еще и рыбки соленой. Оказалось, что у него очень много друзей в нашем городе и он часто бывает в наших краях. Очень вкусное угощенье, мы были очень ему благодарны, да и наши рыбаки пришли с богатым уловом. День прошел замечательно, к ужину приготовили жареную рыбу и довольные (после 100 гр) отправляемся спать.

Форель.

Наш улов, в основном окуньки.

Форель жареная.

Форель соленая.

Вдали виднеются загоны для форели.

Когда бросаешь корм, вода кипит от форели.

Так и не поняли, зачем это на берегу стоит, наверно, для экзотики.

Седьмой день

Хмурое утро. Варим уху из оставшейся рыбки. После завтрака Паша свозил нас на экскурсию, на форелевую ферму, и мы кормили рыб. На лодке подплываешь, а они (рыбы) уже ждут — знают, что их кормить будут.

При желании можно купить живую форель, которую вам выловят при вас из садков. Прощаемся с гостеприимными хозяевами, снова грунтовая дорога и пыль...

Пос. Каменный ручей. На берегу палатки, машины. Хорошее местечко, но мы проезжаем мимо, заморосил дождь, а потом и вовсе пошел ливень. Асфальт только в поселке, по выезду — снова грунтовка.

Хорошо, что дождь прибил пыль. По такой дороге опять летит колесо, ставим запаску. Долгожданный асфальт начинается недалеко от Плесецка.

Плесецк.

На берегу р. Емца останавливаемся на ночлег. Температура — +13С (это после жары-то за 30С). Накрапывает дождь. Чтобы было веселей, разводим костер и, заправившиеся ужином да подогретые горячительным, ложимся спать.

Чистейшие реки.

Восьмой день

Стартуем в 11:00 (что-то разоспались). Так же пасмурно. В Плесецке бортируем колесо (поймали гвоздь), и по выезду из города… никуда не денешься, грунтовка. Небольшая передышка на р. Онега. Желающие купаются, вода очень теплая. Заезжаем в Кеноозерский нацпарк. Для отдыха — идеальное место, но, посоветовавшись, мы едем дальше, в Карелию.

На границе с Карелией — ура!!! — асфальт. Двигаемся по навигатору, и вот по нему уже видно, что слева находится Онежское озеро. Сворачиваем с шоссе в районе д. Песчаное, проезжаем лесок, и вот оно, — озеро. Красотища! Волны с шумом разбиваются о камни, над водой нависли тучи и от этого озеро кажется грозным.

На берегу встречаем спасателей, на воде огромные волны, и оказалось, что они ищут рыбаков, перевернувшихся на лодке. Мы не стали рисковать и только с берега любовались окружающей красотой. Возле нашей стоянки очень каменистый берег, а в 500 метрах песчаный пляж, вот там мы и искупались. Полное ощущение, что это море: песчаный пляж, волны набегают на песок, и только вода пресная. Ночью, когда спали в машине, казалось, что на улице сильный ветер, на самом деле даже при небольшом ветре волны с шумом разбивались о камни, вводя нас в заблуждение. Несмотря на то, что нам не удалось порыбачить, мы все остались очень довольны, что побывали на Онежском озере (отца Онуфрия, который обходил окрестности Онежского озера, не обнаружили).

Онежское озеро.

Спихнуть не удалось, потом поднял и забросил в воду.

И на таком пляже никого.

Вспомнили молодость — купили три «топора», не допили , то ли хуже стали делать, то ли вкусы изменились.

Девятый день

Прощаемся еще с одним красивым местечком нашего маршрута. Погода что надо, на термометре +23С. Отлично: не холодно и не жарко. Асфальт. Красота! Проезжаем Повенец, переезжаем через Беломорско-Балтийский канал (охранник не разрешил фотографировать), Медвежьегорск, затем мимо Кондопоги в Петрозаводск и дальше путь на Суоярви. Местами дорога — серпантин: ухабы, неожиданные повороты, но все же это асфальт. Проезжаем Суоярви и вот… ставшая уже родной, конечно же, она, грунтовка. Но на этот раз это что-то! Такого еще не было на протяжении всего пути! Ухабы, рытвины, огромные булыжники по всей дороге и так 90 км. Это были настоящие «Русские горки», и такое ощущение, что мы одни на этом аттракционе, никакого движения ни туда, ни обратно. А по названиям деревушек, что мы вообще даже и не в России. Надписи указателей населенных пунктов дублируются на каком-то языке.

Подъезжаем к Ладоге. Очень красивое место. Время — 9 часов вечера, можно бы уже и сделать привал, но все подходы к озеру так загажены отдыхающими, что я прошу проехать еще, в поисках другого места. Несмотря на возражения, все-таки едем дальше. И тут я начинаю сожалеть, и есть, от чего: едем буквально в 50 м от воды, а остановиться негде. Едем час, два, кругом камыши и никакой возможности подойти к озеру. Отчаявшись, сворачиваем к дачному поселку, долго петляем и только после подсказки прямо по траве съезжаем к воде. У самого берега ставим машины. Очень душно, спим с открытым окном, затянутым москиткой. От комаров спасаемся, а москиты пролезают даже через сетку. Амир, не выдержав духоты, отправляется на ночное купание.

Десятый день

Просыпаемся от шума дождя. Неизвестно, сколько он будет продолжаться. Если дождь зарядит, рискуем застрять здесь надолго. Не удалось порыбачить и на Ладоге, выезжаем с пробуксовками, дождь поливает. Проехав городок Лахденхопья, снова попадаем на грунтовку, больше похожую на стиральную доску, которая тянется до самой Ленинградской области. На дороге, то и дело попадаются машины с финскими номерами.

В Приозерске посетили крепость-музей «Корела».

В шесть часов вечера мы в Питере. Не самое удобное время: на дорогах жуткие пробки. Больше часа добираемся до гостиницы. Останавливаемся в небольшой, но зато и недорогой гостинице на Васильевском острове. Вот ее номер: 8 9119910512, за четверых — 2 000 руб. Машину оставляем под окнами, на ночь территория закрывается воротами. Очень удобно: самый центр. Вечером прогулка по набережной Невы. Наверно, каждый раз, приезжая в Северную столицу, будешь восхищаться этим городом, каждый раз любуясь его архитектурой.

В музее Корелы.

Вот с таким щитом наши шли в атаку на Финской войне.

Одиннадцатый день

Половина дня уходит на экскурсию в Петродворец. Отправляемся туда на теплоходе. Не буду описывать нашу прогулку, но все были довольны, получили массу удовольствия от всего увиденного. Это, конечно, праздник, роскошь, великолепие. Обратно возвращаемся на такси. Нам повезло с водителем, он оказался очень хорошим рассказчиком и интересным человеком, да к тому же и «кинозвездой». Сказал, что в детстве сыграл поваренка в фильме по А. Олеша «Три толстяка». Вторую половину дня посвящаем прогулке по городу: Петропавловская крепость, крейсер «Аврора», Заячий остров, Медный всадник, Дворцовая площадь… Невозможно всего увидеть, поэтому у нас есть повод еще не раз приехать сюда. За день так износили ноги, что валимся спать совсем без сил.

Петродворец.

Фонтаны включаются неожиданно, кто не успел убежать, значит, промок.

Ну, как без львов-то…

Диванчик на Неве.

Двенадцатый — шестнадцатый день

Выезжаем из этого прекрасного города. По пути возле Кировска заглянули в музей-диораму «Прорыв блокады Ленинграда». В Вологде посмотрели Кремль. Хочется отметить качество дорог в Вологодской области. Все ухожено, асфальт ровный, стоянки оборудованы и все чистенько. Молодцы!

Вологодские резные палисады.

Вологодские сувениры.

Прошел ураган…

Жуть!

А приглядишься — вроде ничего.

Заехали в Ярославль. Город готовится к большому юбилею — 1 000-летие города. Также посмотрели местный Кремль, погуляли по городу.

Это ульи.

Штука.

Не останавливаясь, проехали по Костроме. Ну, не было уже сил на длительные пешие прогулки. Спасаясь от жары, опять лезем купаться во все попадающиеся речки.

Вот и наша Вятка. Река обмелела сильно. Паром. Вот мы и дома…, температура — +34С, ничего не изменилось за время нашего отсутствия.

Паром через Вятку.

Последняя стоянка перед домом.

Итак, пройдено примерно 5 000 км.

Удивил расход «Приоры» — от Питера до Ижевска 5 л (равнинная дорога, что ли).

Прошу прощения у читателя, но скажу честно, что отзыв писался по прошествии двух лет. Не судите строго. Первый отзыв.