|
Всем доброго времени суток! В последние годы своей жизни у меня произошло переосмысление понятия «отдых». Как-то с детства я был приучен к тому, что во время каникул мы с родителями едем на море. Я прекрасно знаю многих людей, которые также при слове «отпуск» представляют себя на берегу под солнышком. Но сейчас я понимаю, что отдых это просто смена обстановки. И усталость после отпуска это совсем не та усталость, которая накапливается в процессе рабочих будней.
В общем, сейчас для меня отдых может быть только за рулем своего любимого авто. И неважно, куда я еду, главное, еду... Но цель поездки все-таки должна быть :).
Этим летом я совершил свое первое серьезное путешествие по просторам своей родины. У нас в Украине все едут либо в Крым, либо в Карпаты. Крым более менее мною исследован, на запад как-то не очень хотелось, а вот море увидеть считал долгом. В итоге был разработан маршрут по мало знакомым еще местам, который я должен был пройти всего за неделю отпуска.
Итак, что имеем на старте:
1. Автомобиль — Honda Civic EG хэтч, 1995 г.в., отзыв здесь.
2. Экипаж — я, один. Почему? С кем хотелось поехать — не удалось согласовать отпуска. А с кем не хотелось — с тем и не хотелось :). Не поверите, но вообще-то хотелось поехать именно одному. В итоге все было чудесно (в конце отчета объясню, почему).
3. Маршрут — см. карту.
4. Деньги — 3 000 грн (для россиян, чтобы получить сумму в рублях, все указываемые суммы в гривне умножайте на 4).
Денег для полноценного отпуска, безусловно, маловато, но я совершенно неприхотлив ни к питанию, ни к условиям ночлега.
Подготовка: диагностика ходовой машины показала, что она готова к поездке. Осмотр всех жидкостей, доливка масла (это важно!), по авто все. Продукты на первые дни, одеяло с подушкой и сумка с вещами загружены в багажник — вот и вся подготовка.
Утро, конец июля. Я выбираюсь из Харькова. Как-то сразу почувствовал неприятный запах в салоне, еле различимый, но он был. В итоге я открыл капот и обнаружил незакрученную крышку масляной горловины (долил масло, называется). Естественно, капот в масле. Ну ничего, крышка из мотора не выпала, закрутил и поехал дальше.
Выехав из города, я почувствовал, что я действительно в отпуске. При виде международной трассы, плотного потока автомобилей и осознания наступившего отдыха навалило какое-то неописуемое чувство (свободы что ли, не знаю, что это было). Стало труднее дышать, навернулись слезы, никогда такого со мной не было. Но это были ОЧЕНЬ приятные ощущения.
Вот эти ребята обогнали меня, когда я шел 120 км/час.
Первая остановка — г. Изюм. Здесь открылся красивый вид на р. Северский Донец и сам город. Это самая высокая точка Харьковской области.
Дальше Святогорская Лавра, в одноименном городе — одна из трех Лавр Украины. Живописное место на берегу Донца. К сожалению, осмотреть все не удалось, так как в тот день был какой-то церковный праздник, соответственно, много людей, в итоге одна из достопримечательностей — меловые пещеры — оказалась закрыта для посещения. Плюс жара стояла невыносимая, и подниматься на гору, где стоит памятник Артему ради панорамы не захотелось.
Без кондиционера, конечно, тяжело довелось, и в Донецк я приехал уже, наверное, с небольшим тепловым ударом. Но набежали тучи, стало прохладней, и я направился, на сегодня, к главной достопримечательности города — великолепному стадиону «Донбасс-арене». Это главное, что сейчас стоит увидеть в Донецке. Экскурсионный тур по стадиону стоит 75 грн, и он, безусловно, стоит этого, даже если вы не поклонник футбола. За эту сумму вы увидите стадион изнутри, то, что не видят обычные болельщики во время матчей: раздевалки, пресс-центр, комнаты отдыха игроков, другие подтрибунные помещения. При этом, в стоимость входит посещение клубного музея «Шахтера» (команды, играющей на арене), который тоже впечатляет.
Также в Донецке существует парк кованых фигур, где лучшие мастера Украины выставляют свои работы из металла.
Первый день закончился просмотром футбола на другом стадионе Донецка «Металлург», где одноименная команда играла с Киевским «Динамо». Скучные нули на табло, и к полуночи я уже уехал из Донецка. Переночевал тупо в машине, съехав с трассы.
Ранним утром выдвинулся к заповеднику «Каменные могилы». По дороге цветут подсолнухи — красота.
Положили новый асфальт, что называется, «даже удалось разогнаться».
Заповедник представляет собой выветренные с годами каменные глыбы, причудливо расположенные, иногда действительно напоминающие могилы. Попал я туда рано, никаких экскурсий еще не было, людей также. Поэтому побродил самостоятельно,…
… солнышко начало припекать, нужно двигаться к морю, а конкретно, на Арабатскую стрелку.
Но стало реально жарко, поэтому заехал в ближайший городок на берегу Азовского моря — Приморск. До пляжа пришлось добираться по второстепенным узким дорожкам. Пляж оказался вполне сносным, море теплым, но дно слегка глинистым. Очень не понравился запах с лимана, который окружает пляжную полосу с другой стороны. При этом вход в отель также выходит к лиману (не остановился бы никогда).
Выехав на трассу «Москва—Симферополь», движение резко увеличилось. Встречный поток вообще шел сплошняком. Сказывалось воскресенье, многие жители близлежащих крупных городов (Мелитополь, Запорожье…) вырываются на выходные в поселок-курорт Кирилловка.
В Геническе купил фруктов и дрожжевой квас (из бочки). Передо мною этот же квас покупали какие-то иностранцы. Попробовав его, недовольно покрутили носами, и сказали продавцу «What’s this?». Та долго объясняла, что именно ее товар является настоящим квасом, а то, что делают в Европе — «порошковая чепуха».
Арабатская стрелка — самый длинный пляж Европы. Здесь есть три курортных поселка, расположенных на единственной асфальтированной дороге: Геническая Горка, Счастливцево и Стрелковое. Счастливцево проездом мне понравился — симпатичные домики, разметка, на первый взгляд чисто. Асфальт заканчивается перед Стрелковым. При составлении маршрута изначально была идея проехать всю Арабатку вдоль и выехать в Крыму. Но многие говорили, что дорога не ахти и будет слишком утомительно. Увидев эту дорогу, я просто офигел. По ней не то, что всю Арабатку проехать сложно, не хотелось и километра трястись. Песчаный шифер везде. Комфортно на скорости не больше 5 км/час и больше 80. Все, что между этими цифрами, гробит и подвеску и нервы.
Номера для жилья сдаются практически в каждом дворе (хоть и сезон, а отдыхающих мало). Заехал в первый же приглянувшийся. Цена — 35 грн с человека в трехместном номере. Отдыхающих нет. Узнав, что я на один день, цена повышается аж до 50 грн. Договорились за 40 грн со своим постельным. Есть кухня и душ (на улице).
Пляж мне понравился (большой и относительно чистый), людей очень мало, вода просто класс. Есть даже развлечения — скутер за 100 грн, правда не помню за сколько минут (5 или 10), но тогда цена казалась просто подарочной.
Вот интересная картина. Заехал в воду трактор,…
…а выехала уже моторная лодка с пассажирами
Поехал на другую сторону косы — посмотреть на залив Сиваш. Чтобы не чувствовать прелести местных дорог, ехал «больше 80», опасно все-таки, так как при такой скорости машина почти не управляется — торможение неэффективное, а в повороте чуть не вылетел в какой-то кактус. Интересные пейзажи, однако (на тундру, как по мне, смахивают).
В общем, Стрелковое — идеально для отдыха с детьми, так как шумных развлечений вообще не заметно, чистый пляж, мелкое море (но значительно лучше «стандартного азовского», т.е. 100 м до нормальной глубины шагать не придется). Дешево, что тоже приятно, но магазинов с продуктами мало…
С утра выбрался пораньше, чтобы по прохладе уже прибыть в знаменитую Асканию-Нову. Заповедник предлагает три туристические «фишки»: зоопарк, дендропарк и выезды в «девственные» степи. Выехать в степь не получилось бы даже при желании — пожароопасный период, который заканчивается только в сентябре.
Но зоопарк я посетил. С утра туристов мало, на входе на меня как-то подозрительно посмотрели, но я не придал этому значения. Первое впечатление — большая территория, просторные вольеры для животных, много представителей птиц. Хищников принципиально не содержат, поэтому, я считаю, разнообразие животных невелико, сравнимо с обычными городскими зоопарками.
Понравились бобры.
Косые взгляды со стороны охранников (в гражданской одежде, правда, — может и не охранники вовсе) при входе мне стали понятны, когда я увидел кассу, находящуюся в 30 м от входа под деревьями. Оказывается, билет стоит 30 грн, а я то думал, что касса должна сама попасться на глаза, поэтому отгулял бесплатно. Но, если честно, тридцатка за то, что я увидел, для меня лично, дороговато.
Но продается прикольный заяц.
Мое мнение: специально ехать в Асканию-Нову не стоит, а вот по пути на юг заскочить можно.
Еду дальше уже к Черному морю. По пути с небольшим крюком — Новая Каховка, где хотел посмотреть на дамбу с гидроэлектростанцией. Сам город понравился — чистый и ухоженный.
К сожалению, пешеходам запрещено ходить по дамбе, поэтому ничего реально посмотреть не удалось, но оценить перепад высот получилось. Заехал охладиться на Днепр. Въезд — платный, не помню, сколько, и еще пакет для мусора дают. Место для отдыха замечательное! Белый песок, живописная река, есть туалеты и небольшое кафе.
Дальше по маршруту «Алешковские пески», говорят, единственная пустыня в Европе. На самом деле не пустыня, а полупустыня, либо просто большой массив песка. Находится это место возле села Пролетарка, никаких указателей на пески не существует, поэтому только местные могут помочь в поисках (ну, или GPS).
Вот такая глиняная дорога ведет к цели:
Место оборудовано небольшой площадкой для машин и так называемой смотровой площадкой — небольшим навесом от солнца, стилизованным под хижину.
Песок классный, очень мелкий, на море такого нет
На часах 14:00. Солнце жарит не по-детски. Ходить в песке тяжело, проваливаешься. Нужно ехать.
Итог: место еще не туристическое, никого нет. Будете ехать мимо, обязательно заверните, зрелище стоит того. А лучше всего на внедорожнике с широкой резиной, чтобы заехать вглубь — дорогу видел (но не для «Civic»).
Ближе к вечеру добрался до «украинского Лас-Вегаса», поселка Железный Порт, что на Черном море. Сравнение с Лас-Вегасом он получил из-за большого количества развлечений на любой вкус на берегу. Снял одноместную комнату на двое суток по 45 грн. Выделили бывшую кладовку, с кроватью, тумбочкой и стулом, без окон даже. Но главное кровать и чистая постель + душ. Мне больше не нужно. Центральный пляж никто не рекомендовал, поэтому ездил за поселок, где размещены базы отдыха. Море теплое, но у берега много водорослей. Есть навесы, людей немного.
Наблюдал за спасением фуры.
Вечером — раздолье для молодежи. Развлекательные заведения на любой вкус на протяжении нескольких километров по всей береговой линии…
На следующий день решил исследовать центральный пляж. Выбрался ближе к обеду — это просто кошмар. Места нет, ходишь почти по ногам отдыхающих. Вода резко похолодела, да так, что зашел только по колено. Не, идите вы…
Поехал на лечебный гейзер. 40 км пути и есть возможность почувствовать себя на Мертвом море.
Вода реально очень соленая и очень горячая. Вход — 15 грн + стоянка за машину. Рядом также грязи.
На обратном пути покатался по Тендровской косе возле черноморского биосферного заповедника, где дороги для ралли вполне могут подойти. Одной рукой рулить не рекомендуется :)
Смотрим:
https://www.youtube.com/watch?v=B3iUAlToL_Q
https://www.youtube.com/watch?v=-3b_WPihMAY
Вечером провалялся на пляже, заставил себя раз залезть в воду, понял, что лежание на пляже — не мое. Волейбольная площадка была — желающих побить мяч не было. Развеялся с местными девчонками и их псом бросанием тарелки.
На следующий день выбрался в путь дальше не так рано, как хотелось. Проехал Херсон и Николаев, пообедал на берегу Южного Буга
Доехал до села Парутино, где находятся раскопки древнегреческого города Ольвия.
20 грн за экскурсию.
Честно, не понравилось. Реально сохранилось только два склепа, фундаменты домов, также работает выставка древней посуды. Экскурсовод — молодая девушка, явно не сильно опытная, не очень связно все рассказывала, кое-как отвечала на вопросы и пожаловалась на то, что музею ничего не оставляют приезжающие сюда турки, по коррумпированным схемам вывозя все раскопанное из Украины.
Почему-то мне захотелось увидеть место соединения Березанского лимана с морем возле города Очаков. Захотелось — поехали! По убитам дорогам (остатки советского асфальта) добрался до цели. Ничего особенного не увидел: много баз отдыха (тоже — наследие СССР), подъезда к морю нет, но пляж — красота! Он ОГРОМНЫЙ и чистый. Море, правда, с илистым дном, но пляж меня покорил (жаль, фотик в машине остался).
А еще — обрывистый берег.
Еду дальше — к одесской трассе.
Цель — Коблево — разрекламированный курорт, типа, лучший в северном причерноморье. Трассу Николаев — Одесса сделали «на отлично»!
Въезд в курортную зону платный — 15 грн. Берег усеян различными местами для отдыха на любой вкус и кошелек. Минимум, что я нашел для «переспать» — 150 грн. Не годится. Пошел к морю. Оно ОЧЕНЬ холодное оказалось. Людей в воде — единицы. Я даже до колена не зашел. Пляж не понравился (грязный , много мелких и острых ракушек). Пришлось ждать вечера (слава Богу, недолго), чтобы узнать, что же такого интересного находят в Коблево отдыхающие. Ничего так я и не узнал. Есть красивый фонтан:
Также неплохой рынок. Из «развлекалок» — пара крутых клубов, небольшой лунапарк (правда, с оригинальными аттракционами) и все! Мне здесь делать нечего. В 10 часов вечера решил рвануть в Одессу (изначально не планировал), благо, недалеко. К 11 оказался на какой-то глухой улице в центре Одессы. Спасибо сестре, которая «погуглила» и по телефону вывела меня прямо на Дерибасовскую. Там жизнь бурлит. Мне понравилось.
Вход с собаками запрещен, поэтому собака решила зайти самостоятельно :)).
Ночью выбрался из города и лег спать в лесополосе. Проснулся вместе с восходом солнца от холода. Похолодание, как оказалось, прошлось по всей Украине.
Было понятно, что при езде на север еще такую ночку в машине я не переживу :)), решил проехать двухдневный плановый маршрут за один день. Темп езды увеличился, но ненадолго. На дороге Одесса — Первомайск попался, ну, нереально отвратительный участок дороги. Не, ну, я видел такие в жизни, но чтобы 50 км ТАКОГО на достаточно важной дорожной магистрали — какие, нафиг, европейские стандарты?!
В одном месте параллельно основной, типа, асфальтированной дороге, выкатали идеальную грунтовку. Плюс солнце слепило так, что, куда едешь, видно не было. Сначала были крупные окопы, объезжал медленно, потом глубокие, но мелкие ямы — пользовался принципом «больше скорость — меньше ям», что могло привести к непредсказуемым последствиям (обгон автомобилей, двигающихся медленно, когда их водители заняты объездом ям и по зеркалам не смотрят, был опасен, признаю). Сфоткал, как оказалось, только начало участка, потом было не до этого.
«Гранитно-степное побужье» — это национальный парк возле Первомайска, каньон реки Южный Буг, наиболее живописно выглядящий, по описаниям Google, возле села Мигея. Сначала я проехал село полностью, ничего интересного не увидев. Потом вернулся в начало деревни и поехал в сторону реки по грунтовке. Ночью прошел дождь, появились определенные опасения, что я могу просто увязнуть в грязи. Но за настойчивость был вознагражден. Виды открываются замечательные. Но много мошкары, поесть на природе не удалось.
В этом месте реки постоянно проходят соревнования по скоростному водному спуску. Пороги, выступающие здесь, делают реку горной. Говорят, где-то еще есть площадка для обозрения, но я ее не нашел. А вообще для отдыха очень и очень приличное место. Посетите обязательно!
На следующей фотографии представлена самая большая в мире баллистическая ракета с ядерным зарядом. Мощность ядерной боеголовки — 8 мегатонн. Для сравнения, суммарная мощность взрывов в Хиросиме и Нагасаки — всего 45 килотонн. Она находится в музее ракетных войск стратегического назначения возле пгт. Побужское. Для того, чтобы понять, в какое время жили наши родители, лучшего места сложно придумать. Музей просто перевернул мое сознание.
Достаточно детальное описание экскурсии.
Добавлю лишь, что кроме всего прочего в музее размещена экспозиция с последствиями ядерных ударов по японским городам в 1945 году, предоставленная самими японцами — тоже впечатляет.
Единственное, я так и не понял, сколько стоит удовольствие, так как я зашел, когда экскурсия только началась, меня любезно встретили и пригласили присоединиться. Про деньги так никто и не вспомнил. Но, вроде как 30 грн нужно где-то отдавать. Считаю для такого — это совсем недорого.
Однозначно стоит посетить!
Дальше выехал на трассу Одесса — Киев, где приходится вот так расплачиваться за «полеты».
Приехал в Умань, где самая известная достопримечательность — дендропарк «Софиевка».
Все в восхищении от этого места. 20 грн — вход. Не спорю — красиво, но я не очень большой любитель ландшафтного дизайна, поэтому восхищаться здесь не буду. Еще незадача — пошел дождь, я вступил в какое-то «болото» и с мокрыми ногами поспешно ретировался по направлению к Каневу.
По пути поплутал по местным дорогам, но к 4 часам я въехал в город, нашел Шевченкову гору, откуда открывается прекрасный вид на Днепр, за которым я и приехал. Подъем пешком достаточно утомительный — сильный и холодный ветер, температура уже ниже 20. Памятник великому поэту — на реконструкции.
Собственно, на Каневе мой маршрут заканчивается. Остается проехать последние 300 км до родительского дома, и отпуск закончен. По пути можно посмотреть на Каневское водохранилище.
Опять почувствовал прелести украинских второстепенных дорог,…
…зато трассу Киев — Харьков активно готовят к ЕВРО-2012.
А теперь краткие выводы:
Поездка в одиночку на автомобиле имеет основное преимущество — свобода во всем. Не нужно искать консенсусы и идти на компромиссы со своими пассажирами. Сам выбираешь маршрут, где и когда остановиться, как питаться и ночевать. Также можно вовсю насладиться «драйверскими» эмоциями: лишний раз разогнаться, войти в поворот «на грани», ощутить, так сказать, все прелести «Хонды». При этом не нужно переживать, что кому-то холодно, жарко и т.д. — некомфортно, в общем (а я почему-то постоянно об этом беспокоюсь при поездке с кем-нибудь еще).
Минус один — все расходы на бензин ложатся на одного тебя. Но за все нужно платить.
За шесть дней проехал чуть более 3 000 км. Ежедневно проезжал от 400 до 600 км. Только в последний день — за 800. Автомобиль послушно выдержал все мои прихоти и не подвел. Только иногда после Умани были ощутимы подергивания при разгоне (свечи «шалили»).
Расход составил 6,6 л в среднем. Максимум был в последний день поездки — 7,1 л — из-за повышенных скоростей (120-140). Минимум — 6,05 л (участок: Донецк — Мелитополь). Бензин тогда стоил в среднем 10,30 грн/литр 95-го.
По финансам:
Бензин — примерно 2 000 грн.
Проживание — 120 грн.
Питание — порядка 300 грн. Из них на 110 закупился в супермаркете перед поездкой, где-то 150 на фрукты (арбузы, дыни, персики), остальное на чебурек, воду и что-то типа хот-дога. Еще и домой привез одну консерву с кучей печенья :).
Вот пример роскошного обеда:
Экскурсии — 160 грн.
Ну и еще порядка 150 грн на развлечения в «Лас-Вегасе».
Всем удачи на дорогах!