|
Всем доброго дня!
Мой отпуск закончился всего месяц назад и, пока свежи воспоминания, хочу предложить на суд взыскательного читателя отзыв об автопутешествии из Краснодара в Одессу и далее через Севастополь, Керчь обратно в родные края. В общем, получилась эдакая «Азовская кругосветка». Предупреждаю сразу, многа букв и фоток!
Отпуск, как всегда, наступил неожиданно. Вместе с извечным вопросом: как же и где его провести? И как всегда этот вопрос был оставлен на самый последний момент. Была, конечно, туманная идея поехать на недельку на Казантип, оттянуться по полной на «русской Ибице», но после нехитрых подсчетов финансовых затрат, получалось, что на двоих нам нужно будет никак не меньше 35 Круб, а в силу разных причин, этот отпуск планировался как бюджетный. Что ж, раз на «русскую Ибицу» в этом году мы не попадаем, значит в следующим летом полетим на оригинал! Ехать отдыхать в отстойник «черноморское побережье Краснодарского края» не хотелось до изжоги :((. Люди, летайте лучше в Турцию! По деньгам выйдет, как минимум, не дороже, при несравнимом уровне сервиса.
К тому же у нас в крае и братской Адыгее помимо моря есть масса действительно и по-настоящему интересных мест. Это величественные снежные горы, цветущие альпийские луга, быстрые чистые реки, голубые горные озера, в общем, всего и не перечислить!
Идея и окончательное решение поехать на недельку в Одессу и Крым родились у меня в голове всего за один день до выезда и были горячо поддержаны второй половинкой. Желание посетить Одессу-маму зрело у нас давно, хотелось пройтись по Дерибасовской, ужинать в ее многочисленных ресторанах, потолкаться на Привозе, побродить по старым дворикам и улицам исторического центра и, конечно, просто подышать воздухом «вольного города»!
Начну с краткого описания нашего экипажа. Итак, в путь мы отправились вдвоем с любимой девушкой Настей, в компании навигатора «Навител», раритетного атласа автомобильных дорог СССР 80-х годов издания и 25 000 руб на все текущие расходы. Взяли две сумки с вещами и маленький городской рюкзачок. Еще прихватили палатку и два спальных мешка, т.к. планировали одну ночь провести на пляже для пущей «рОмантики». Скажу сразу, острого желания «рОмантики» в переполенном кемпинге на грязном пляже, в маленькой низкой экстремальной палатке так и не возникло. Поехали мы на автомобиле «Опель Астра», отзыв о нем есть на Drom.ru. За неделю до отпуска было сделано первое ТО при пробеге 13 600 км. Больше автомобиль к выезду никак не готовил, разве что долил омывайку и проверил уровни жидкостей.
Общий маршрут я спланировал такой: Краснодар—Павловская—Ростов—Таганрог—Новоазовская таможня—Мелитополь—Херсон—Николаев—Одесса—Красноперекопск—Севастополь—Ялта—Керчь—паром до Порта Кавказа—Славянск—Краснодар. Ехать в Одессу сразу напрямую через паром и Крым было бы ближе километров на 200, но тогда попадаешь на многочасовую очередь на переправу, в сезон можно простоять до 10-12 часов! А крюк через Ростов в 200 км по хорошей дороге мы проскочили меньше, чем за два часа. Кстати, по деньгам тоже получается немного дешевле: паром с автомобилем и двумя пассажирами выходит около 1 600 руб., а стоимость 15 л бензина 400 руб.
Наконец, мы выехали из Краснодара в 5:30 рано утром в пятницу 5 августа. Несмотря на то, что оба не выспались, настроение было отличное. Впереди были многие километры дорог и масса новых впечатлений! На выезде из города заехали в «Ленту», где организовали себе завтрак, обед и ужин, т.к. останавливаться по дороге надолго не хотели, и в вечерних планах уже был вольный город Одесса.
Описывать дорогу до Ростова не интересно, она почти вся четырехполосная и отличного качества, что позволяет спокойно ехать в среднем 130-150 км/ч. Участок, где идет расширение трассы «Дон» М-4, тоже есть, но он совсем небольшой. Около 8:30 мы уже проезжали город-спутник Ростова с гоповатым названием Батайск и… сразу же встряли в грандиозную пробку. Еще бы, ведь мы попали в утренний час пик, когда народ едет с окраин на работу. Простояли мы около 40 минут, плюс на мосту через Дон была авария: фура притерла «Ланос». Качество дорожного покрытия на мосту можно оценить по этой фотке:
Еще чуть-чуть и машина бы цепляла днищем за асфальтовую колею, правда, там сейчас идет ремонт и, возможно, скоро все будет нормально. От Ростова до Таганрога и дальше до границы дорога отличная, как правило по две полосы в каждом направлении. Местность немного холмистая и очень живописная,…
…так что мы и не заметили, как проехали около 400 километров, в 11:00 подъехали к границе и новоазовской таможне с пунктом перехода. Бензин на Украине дорогой, 95-й выходит около 38 рублей за литр, поэтому заправляйтесь в России до полного! Впрочем, похоже что у нас, в нефтедобывающей стране, благодаря правящей партии жуликов и воров скоро бенз будет стоить не меньше, и заправляться под пробку мы будем на ВЫЕЗДЕ из Украины :(((. Прямо перед границей есть заправка «Лукойл», где 95-й пока стоит 28 рублей, там же можно оформить обязательную страховку на автомобиль, аналог ОСАГО, на две недели, стоит 480 рублей. Перед таможенным переходом стоит длинная очередь, все обочины завалены мусором, видимо, народ здесь живет подолгу.
Бегают вот такие прикольные птички, похожи на воробьев, только чуть покрупнее и с хохолком на голове (кто-нибудь знает как они называются?), видно, что Украина совсем близко :).
Весь процесс прохождения границы занял у нас больше 2,5 часов. Из них непосредственно досмотр и оформление бумажек на въезд минут 20. Досмотра, как такового, не было, что наши, что украинцы ограничились внешним осмотром открытого багажника и салона автомобиля, а также каверзными вопросами про оружие-наркотики.
Наконец около 14:00 мы попали на Украину! Дорога сразу превратилась в двухполосную, асфальт, хоть и не первой свежести, но без больших ям и колдобин. Забегая вперед, скажу сразу, что такая дорога будет дальше практически везде. Современные четырехполосные участки встретились только в районе Николаева и Симферополя и на въезде-выезде в относительно крупные города. Из-за качества асфальта, ехать быстрее 120 км/ч уже не комфортно. Хорошо, что трассы почти пустые и ДАИшников меньше раз в пять, чем в России. Уже «за границей» встретили вот такое поле, хоть сейчас на рабочий стол Windows.
И подсолнухи. Много, очень много полей, целые оранжевые моря подсолнухов! Не удержались и провели небольшую фотосессию.
В Мариуполе, наконец, поменяли рубли на гривны, курс был около 2,74 гривны за 10 рублей. Далее во время поездки самый выгодный курс был в «ВТБ-24» примерно 2,82. В пересчете 1 гривна стоит около 3,7 рублей. Чтобы ориентироваться в местных ценах, я тупо умножал ее на четыре, получая стоимость в рублях. И все равно получалось дешево. Впрочем, обо всем по порядку! Мариуполь и Мелитополь — города небольшие, но произвели впечатление чистоты и ухоженности, по крайней мере, на центральных улицах. Здания все еще советской постройки, но видно, что за ними следят, фасады аккуратные и не обшарпанные, на улицах сохранилось много неуловимых черт советского периода. Похоже на родной Краснодар конца 80-х годов, времен моего детства. В целом же, мне показалось, что народ там живет победнее, чем в России. Дальше опять были степи и поля с подсолнухами…
…до самого Днепра, который мы пересекли по мосту в Новой Каховке. Да, Днепр, конечно, впечатляет!
Насчет того, что редкая птица долетит до середины, великий классик, конечно, загнул, но все равно, речка пошире Дона будет. Остановились на заправке, еще раз полюбовались панорамой Днепра и поехали дальше в сторону Николаева. К этому моменту уже было пройдено около 800 километров. На подъезде к Николаеву, навигатор начал упорно предлагать свернуть налево в город, в то время как по дорожным указателям Одесса была прямо. Решили поверить указателям, и, как оказалось, зря. Мы выехали на длинную круговую объездную, на которой еще и шел ремонт. Пришлось долго тащиться за фурами, потеряли мы на этом, лишних 40 минут. Но пейзажи степной Украины за окном были красивые:
В итоге попали на красивый длинный мост через залив. Начинало темнеть, до Одессы оставалось еще около 140 километров, которые мы решили преодолеть во что бы то ни стало, ведь в планах был поздний ужин на Дерибасовской. Усталость давала о себе знать, и последний участок пути отнял почти 2 часа. И вот, наконец, около 10 вечера мы в Одессе!
Остановились на въезде в большой микрорайон, застроенный преимущественно брежневскими панельками, размяли ноги и отзвонились домой родственникам, что мы на месте и с нами все хорошо. После этого, я забил в навигатор адрес одной из гостиниц, куда мы и отправились селиться. Отель «Зирка» или по-нашему «Звезда» расположен в самом центре, и, благодаря «Навителу», нашли мы его без труда.
Очень не советую его как место проживания в Одессе! На их страничке в нете все выглядит прилично и красиво, но вестись на это не стоит. Началось с того, что на ресепшене заявили, что свободных мест нет вообще, хотя я бронировал номер через интернет перед поездкой. После некоторой дискуссии, свободный номер все-таки нашелся, но он был гораздо более низкого класса, чем тот, что я заказывал. Собственно, это была маленькая комната, размером где-то 2 на 3 метра с таким же микроскопическим санузлом сомнительной чистоты. В довершении всего в нем не было даже окон. Однако дикая усталость и нежелание ехать куда-то еще взяли верх, и мы решили остаться.
Даже ужин на Дерибасовской отложили до завтра. Ночью выяснилась еще одна интересная подробность: в «Зирке» стены между номерами сделаны из гипсокартона, так что отлично слышно каждый чих и пук соседей на этаже. В общем, к немногочисленным плюсам этой гостиницы можно отнести расположение в историческом центре и дешевые номера: наш стоил 230 гривен (830 рублей). Если вам нужно недорого переночевать одну ночь, выбор, в принципе, нормальный, но жить там дольше я бы не стал даже бесплатно. Выселившись с утра пораньше, позавтракав и обзвонив еще пару отелей, мы поехали в гостиницу «Оазис» в Лузановку, где нам обещали двухместный номер за 400 гривен. В этот раз удача нам улыбалась также ярко, как утреннее солнце! Мало того, что номер был совсем новым и мы были его первыми постояльцами, но и цена после переговоров с хозяином оказалась всего 300 гривен. Большая двуспальная кровать, плазма, холодильник, хорошая сантехника, до пляжа пять минут пешком, охраняемая парковка для машины, что еще нужно двум молодым путешественникам?
Побросав наскоро вещи, мы, наконец, отправились исследовать город.
Путь на машине от гостиницы до центра занял всего 15-20 минут. Первой в списке достопримечательностей стояла, конечно же, Потемкинская лестница. Сооружение очень красивое и величественное!
Сразу же над ней, памятник одному из первых губернаторов города Дюку Ришелье.
Мы тоже не удержались и посмотрели на него со второго люка:). По широкой мощеной улице,…
…выходим к памятнику Екатерине II,…
…который очень похож на тот, что поставили в Краснодаре, разве что у нас бронзовая тетка покрупнее и куда более пафосная. Идем к знаменитому Одесскому оперному театру, говорят, что он второй в мире по красоте после Венского. Похоже, тут одесситы не соврали.
Площадь перед театром.
Вот уютный ресторанчик спрятался во дворике рядом с оперным.
Выходим на Дерибасовскую, она почти вся пешеходная и, как и много улиц в Одессе, мощеная брусчаткой.
Кафе и рестораны везде! С двух сторон, переходящие один в другой, прямо рай для гурмана. Памятник товарищу Бендеру в небольшом сквере на Дерибасовской,…
…на заднем плане, конечно же, ресторан. Кстати, там же рядом увековечен в металле и 12-ый стул из одноименного произведения, но к нему стоит очередь из желающих сфотографироваться, как при коммунизме за дефицитом. От такого количества гастрономических заведений и пешей прогулки аппетит разыгрался не на шутку. Мы выбрали «Одесское кафе Франзоль»:
…и не пожалели, рекомендую. СкумбриЯ (да, именно скумбриЯ, с ударением на последний слог) фаршированная овощами и запеченная в тандыре была просто великолепна, не хуже чем палтус или форель! Из местной традиционной кухни обязательно попробуйте фаршмак: нечто напоминающее паштет из селедки, перетертой с яблоком, картошкой и еще чем-то еще. Намазывайте на горячий тост или хлеб, отлично пойдет как закуска под водочку. Приятно удивил счет, на двоих вкуснейший плотный обед с небольшим количеством алкоголя вышел меньше 900 рублей. С новыми силами, мы отправились дальше. Заглянули в Пассаж на углу Дерибасовской и Преображенской, не знаю, как называется этот архитектурный стиль, но внутри очень красиво.
Естественно, там же ресторан, на этот раз грузинской кухни, а куда ж без него! Побродили еще по центру, прошлись по Приморскому бульвару…
…от думской площади, мимо гостиницы «Лондонская»,…
…спустились по Потемкинской лестнице в морпорт.
На сегодня наша культурная программа была окончена.
Мы решили ехать в гостиницу, переодеться и пойти на пляж. По дороге заехали в супермаркет и закупились пивом, пиццей и всякой всячиной. Из местных сортов пива мне очень понравилось «Одесса премиум», живое со сроком годности всего 5 или 6 суток. Именно это отличное пиво помешало нам добраться до пляжа в тот вечер :)). Ну что ж, что мы Черного моря не видели? Вообще в этом отпуске мы решили никуда не спешить, не строить никаких обязательных планов и списков достопримечательностей, которые нужно обязательно посетить. Хотелось просто провести эту неделю в кайф, ехать куда-то и делать только то, чего хочешь именно сейчас. А сейчас очень хотелось в душ а потом спать.
Новый день мы начали с того, что отправились завтракать в кафе «Час-Пицца», замеченную накануне, недалеко от нашей гостиницы. Собственно, пиццу мы брать не стали, а объелись варениками. О них стоит рассказать подробнее: кроме привычных нам вариантов с творогом, картошкой, капустой и вишней в меню были еще вареники с мясом, рыбой и маком с орехами. Мы заказали много и всяких разных, вкусно было, как дома у мамы! Особенно мне понравились рыбные и мясные, с маком и орехами — на любителя. Вареники они лепят сами вручную, для начинки используют только свежие продукты, не мороженую черноморскую рыбу и мясной фарш. Цена прикольная, 1 вареник — 1 гривна. Заезжайте, не пожалеете. В этот день мы отправились на Привоз. Побывать в Одессе и не зайти на этот рынок, просто преступление. Припарковались мы на Малой Арнаутской,…
…где, как известно, делают всю контрабанду. Встретился вот такой котенок с задатками и наглостью настоящего рыночного котяры.
Сами одесситы говорят, что Привоз уже не тоРт, но нам он все равно понравился, местный особенный колорит все еще жив!
Рынок огромный, продают все: от свежей рыбы до одежды и сувениров. Этот Одесский мега-базар как две капли воды похож на Сенной рынок в Краснодаре, только Привоз, конечно, побольше. Овощи и фрукты в основном везут из Молдавии, до нее всего 40-50 километров. В общем, смотрите фото.
Местная сиеста.
Мы прикупили сладких сочных персиков по 10 гривен (37 рублей) за килограмм и 2 литра гранатового сока. Его давят прямо на месте с помощью такого допотопного пресса.
Сок отличный, более натурального и свежего быть просто не может. За первый литр с нас попросили 30 гривен, второй литр сторговали уже за 20. В Одессе можно и нужно торговаться практически везде, просто не стесняйтесь этого.
Дальше мы снова поехали в центр к главному собору на ул. Преображенской.
Церковь очень красивая и величественная, особенно внутри. Верхний храм.
Нижний храм.
Я успел сделать два снимка до того, как особо религиозные бабули стали шипеть слишком громко. Возле собора разбит сквер. Пожилые почтенные одесситы разговаривают «за политику», матюкают Юлю вместе с Ющенко, играют в шахматы и домино,…
…для этого есть специальные павильоны.
Потом снова были уютные улочки старого города.
Мы заглядывали во все подворотни и дворики, поверьте, они не менее интересны, чем парадные фасады тех же домов! Там продолжают жить люди, и в них можно увидеть настоящую живую Одессу.
Незаметно мы вышли в Воронцовскому дворцу, сейчас там кружки детского творчества. Здание, конечно, красивое, но запущенное.
Расположенная рядом колоннада производит такое же впечатление,
ее стены богато украшены надписями современных дикарей в общей теме «здесь был Вася». Идем на Тещин мост. Местные детишки развлекаются тем, что бросают вниз презервативы с водой, причем набирают ее туда не меньше чем по 15-20 литров. Получается весело.
Случаются и жертвы :).
На сегодня с осмотром города было решено закончить и добраться таки до моря. Что, переодевшись в гостинице, и было сделано. Пляж очень длинный песочный, похожий на анапский, особенно количеством бычков и мусора. Море такое же мелкое и мутноватое возле берега, хорошо, что людей немного. Мы взяли катамаран с небольшой горкой и отплыли подальше в море. Вода стала идеально чистой, такой, что было видно дно. Там, первый раз за лето, я искупался. Пришлось долго уговаривать трусишку Настеньку съехать с горки; под угрозой быть скинутой в море насильно, она поехала сама :). В общем, было весело! Невесело было потом грести к берегу против ветра, но это уже мелочи. Время было раннее, купание нас основательно взбодрило, и мы решили посмотреть на ночную жизнь города, для чего отправились к Аркадии.
Прилегающий район, в отличие от большей части города, застроен современными высотками и считается престижным. Аркадия — это пляж с длинной набережной и огромным количеством ночных клубов и других развлекательных заведений, выглядит очень нарядно. Прогулявшись по прибрежной аллее, мы решили, что в клубах на воскресных вечеринках вряд ли будет что-то интересное, поэтому решили не портить общее впечатление от Аркадии и снова поехали в центр. Как же красива ночная Одесса!
Повсюду слышится иностранная речь, особенно много немолодых итальянцев, французов и турок. Некоторые местные девушки с удовольствием составляют им компанию, в общем секс-туризм процветает :)). Сели ужинать в один из ресторанчиков на Дерибасовской, заказали ассорти гриль и пару салатов. Закутавшись в теплые пледы, долго смотрели на неослабевающий поток людей вокруг, неспешно болтали, обсуждали прохожих, в общем релакс был 100%. Пару раз мимо проезжал экипаж, запряженный парой лошадей. В конце концов, лошадки устали…
…и мы тоже устали, было далеко за полночь, когда мы вернулись в гостиницу. Вечер прошел замечательно!
На следующий день, за завтраком, конечно же варениками, мы решили оставить гостепиимную Одессу и переехать в Севастополь. Я интересуюсь военной историей, и уже давно хотел попасть в этот особенный город Сказано-сделано, наскоро выселившись из гостиницы, около 13:00 мы уже подъезжали к Николаеву, где на въезде попали в длинную пробку. Местные объяснили, что причина затора — разведенные мосты. Я раньше думал, что разводные мосты у нас есть только в Питере. Ничего не оставалось делать, как просто стоять и ждать. Наконец, где-то через час, мы поехали.
Город, благодаря навигатору, проскочили быстро и направились в сторону Красноперекопска. По дороге на небольшом придорожном рыночке накупили овощей и арбузов за смешные деньги: помидоры по 1 гривне (3 рубля, 70 коп!) за килограмм, арбузы стоили около трех рублей за килограмм. Все продукты оказались очень вкусными, а таких низких цен нет даже в Краснодарском крае в сезон уборки. Уже вечером проехали Симферополь. Вокруг него отличная дорога, самая лучшая, которую мы встретили за все время на Украине, но, к сожалению, этот участок очень короткий. Дальше был Бахчисарай, его обязательно стоит посетить, но мы решили сделать это в следующий раз. В Севастополь въехали уже затемно. В поисках жилья по совету местных отправились на вокзал. Из предложенных вариантов мы остановились на мини-гостинице недалеко от центра. Приличный номер с удобствами и кухней стоил 300 гривен.
За день было пройдено около 550 километров, но устали мы очень сильно, так что даже не пошли никуда ужинать, а поскорее легли спать.
Выехав утром из гостиницы,…
…первым делом мы отправились осматривать панораму обороны Севастополя 1854-55 годов.
Да, сказать, что она впечатляет, значит, не сказать ничего! Фото, конечно, и близко не передает масштаба и красоты произведения. Полотно окружает тебя на 360 градусов, а перед ним расположен предметный план – воссозданный макет местности. Создается впечатление, как будто ты сам находишься в гуще сражения на Малаховом кургане.
Дальше мы отправились к памятнику Павлу Степановичу Нахимову, одному из героев той обороны.
После этого отправились на морскую прогулку по Севастопольской бухте. Графская пристань.
Корабли Черноморского флота.
Один из символов города — памятник затопленным кораблям.
Он же с суши с видом на выход из Севастопольской бухты:
Стоит такая экскурсия недорого, всего 80 гривен на двоих. Дальше мы пешком направились к морскому Владимирскому Собору.
В нем похоронены выдающиеся офицеры Черноморского флота, адмиралы Лазарев, Нахимов, Корнилов и Истомин. В таких местах гордость за наше отечество и нашу историю просто переполняют! Потом мы бродили по развалинам античного Херсонеса, интересно, конечно, но особенного впечатления после панорамы и усыпальницы адмиралов они на меня не произвели.
Я так и не понял, зачем посредине руин древнего города (исторический памятник!) потребовалось строить огромный современный православный храм? Выглядит все это, как если бы посередине Красной площади стоял небоскреб из стекла и бетона. Зато на территории Херсонеса есть небольшой пляж, прикольно купаться и загорать в тени античной колоннады. С осмотром достопримечательностей на сегодня мы закончили и поехали ночевать в Балаклаву. Прогулялись по вечерней набережной, а заодно нашли жилье. Бухта очень живописная, длинная и узкая, вдоль причалов стоит множество красивых яхт и катеров.
Полюбовавшись развалинами генуэзской крепости на закате,…
…отправились в гостиницу. Неплохой двухместный номер стоил 250 гривен, во дворе есть беседки и небольшой бассейн. Там мы и провели остаток вечера, отдавая должное местному пиву и разнообразным закускам. Позже, уже в Краснодаре, я узнал, что оказывается в Балаклаве есть хороший ресторан рыбной кухни, который стоит обязательно посетить.
На следующий день с утра мы отправились в музей, бывшую подземную базу подводных лодок Черноморского флота. Сооружение грандиозное, способное выдержать ядерный удар! Под скалой проложен канал длиной более 600 метров, по которому заходили подводные лодки.
Там же расположен целый город с казармами, складами, ядерным арсеналом, сухим доком и ремонтным заводом. Внутри довольно прохладно, около 15 градусов. Смотрите фото. Жалко смотреть, что такой объект, в который вложено столько труда и инженерных решений, используют для банального развлечения туристов. Продажные политики, жулье, как можно было это все просрать :(((.
На выезде из Балаклавы обязательно остановитесь у фирменного магазина винзавода «Золотая балка». Цены более чем умеренные за 100% натуральный продукт отличного качества. Хорошее шампанское стоит около 150 рублей за бутылку, разливное вино от 80 рублей за литр. Мы брали белое полусладкое и остались очень довольны, потом еще жалели, что не взяли домой разных сортов и побольше.
Дальше было решено снова ехать в Севастополь на Диораму и обязательно посетить Малахов курган. Диорама «Штурм Сапун-горы» посвящена событиям мая 1944 года, когда был освобожден Севастополь. Здание расположено на вершине плоской горы, рядом небольшой музей военной техники под открытым небом и воссозданы некоторые окопы и укрепления.
Само полотно создано по тому же принципу, что и панорама обороны Севастополя 1854-55 годов, его длина более 25 метров, ширина больше 5. Это без сомнения один из лучших памятников советским воинам, отстоявшим честь и свободу нашей страны. Фото.
После мы отправились на Малахов курган, священное место для каждого русского человека. Сейчас там разбит парк и стоит музей, расположенный в оборонной башне.
Памятник на месте гибели адмирала Владимира Алексеевича Корнилова.
Вид с Малахова кургана на Севастопольскую бухту.
Время было еще совсем раннее, около 15:00, когда мы решили закончить с осмотром достопримечательностей Севастополя и отправиться дальше в путь по южному берегу Крыма. Дорога очень красивая! Первым на нашем пути было Ласточкино гнездо, расположенное недалеко от Ялты. К нему мы добрались около 17:00. Народу и машин просто тьма! Проехать практически невозможно, пришлось почти километр топать пешком. Само гнездо откровенно разочаровало, никакой дивной красоты я там не заметил, просто маленькое строение в стиле диснеевских замков, прилепившееся к вершине скалы.
Вид с обзорной площадки на море и скалы, конечно, отличный.
В общем, задерживаться мы там не стали и решили ехать дальше. Пора было подумать о ночлеге, мы ехали через курортные поселки и сполна испытывали все лучшие традиции черноморского побережья Краснодарского края. Нереальные толпы шатающегося пьяного быдла, которое прется прямо под колеса, не разбирая дороги, орущие шансоном кафешки с отвратительной едой, пляжи, на которых не видно ни песка, ни воды из-за людских тел. Ну и, конечно, селить нас на одну ночь никто не хотел. Вот хоть убей, не понимаю я логики таких людей: время 9-10 вечера, номер стоит пустой, селиться на неделю с чемоданом бабла уже явно никто не приедет, почему бы не сдать на одну ночь и заработать лишние 400-500 гривен?
В тех двух-трех местах, где хозяева были готовы пойти на нереальную уступку и все-таки пустить нас на одну ночь, номера были, мягко говоря, не айс, а гостиницы больше похожи на курятники. И тут на меня нашла такая злость, что я предложил бросить наХ этот Крым и рвануть прямиком в Керчь на паром. Мысли были такие: смотреть дворцы и музеи, толкаясь в толпах отдыхающих, кайфа нет никакого, лучше будет спокойно приехать еще раз в октябре или конце мая, когда дикий сезон уже закончился или еще не начался. Купаться в грязном море — тоже удовольствие сомнительное, тем более, что вляпаться в него можно и у нас, для этого совсем не обязательно ехать в Крым.
Вот с такими мыслями я от души дал по газам и в полдвенадцатого ночи занял место восемьдесят третьим в хвосте длинной очереди на паром. Как хорошо, что в Одессу мы поехали через Ростов! Очередь тянулась нереально медленно, мы даже успели нормально поспать. Подходили местные таксисты, предлагавшие купить место поближе за 4 000 рублей и отплыть уже на следующем пароме, но я отказался, рулить еще 200-250 километров ночью было выше моих сил. На таможню въехали только полдевятого утра. На украинской стороне царит сервис: из машины даже не нужно выходить, на территории чистота и порядок; российская сторона — полная противоположность, да к тому же пассажиры проходят таможню отдельно и мою спутницу выгнали из машины на жару, в огромную человеческую очередь. Сама переправа занимает минут 15, еще минут 30 прохождение нашей границы и вот, наконец, в 10 утра мы на Родине. Последние 200 километров до Краснодара мы даже не заметили…
Как же хорошо дома! За 6 дней было пройдено всего 2 450 километров, средний расход 95-го бензина составил 7,6 л/100 км, что совсем неплохо. От поездки остались замечательные впечатления, в Одессу мы обязательно вернемся и не раз, возьмем с собой друзей, этот вольный город не может не влюблять в себя. Севастополь же воистину город русской славы, и посетить его по возможности должен каждый, кто любит и ценит героическую историю своей страны!