|
Ранним утром 3 августа я и мой давний друг отправились на автомобиле Nissan Primera знакомиться с братской Украиной. Притягивали нас местный колорит, желание увидеть новые места, отдых на черномороазовском побережье и т.д.
Место отправления: г. Балаково Саратовской области.
Место первой цели: населенный пункт Затока под Одессой.
Мною был проложен маршрут, реперными точками при выборе которого были минимум затрат времени на пересечение границы и неповторение уже пройденных путей.
Пересекли Волгу через Саратовскую ГЭС и по правому берегу двинули на столицу 64 региона. Далее по объездной Саратова поехали на Воронеж. Дорога в Саратовской области — с разделенной полосой не высшего качества, но 110 км/ч позволяет держать.
За Балашовом свернули в направлении малых воронежских городов Поворино — Новохоперск — Калач- Богучар. Надо отметить, что состояние неосновных воронежский дорог очень даже хорошее. Между нас.пунктами крейсерская скорость была всегда, единственное, что этих нас.пунктов было очень много и постоянно приходилось сбрасывать скорость в ожидании гайцовских засад, столь привычных от родных саратовских. Мелкие нас.пункты построены вдоль дорог, из-за этого проезд по ним со скоростью 60-70 км/ч был длительным. Еще запомнилась понтонная переправа через Дон под Богучаром — днищем своей ласточки я там хорош пошкрябал.
Пограничный пункт был выбран в районе Кантемировка — Марковка. Общее время прохождения 1,5 часа. Все достаточно просто. Упираешься в стоящий легковой автомобиль, как правило, они в самом левом ряду, выходишь покурить, поговорить с коллегами. К тебе подходит дяденька и предлагает оформить украинскую страховку, проходишь с ним в фургончик и за 480 руб. он выдает тебе страховой полис РОСНО на 15 дней. Когда наступает твоя очередь — у шлагбаума душевный русский пограничник проверяет паспорта всех находящихся в машине и свидетельство о ее регистрации, объясняет, как действовать дальше. По его команде заезжаешь на территорию русской таможни, водитель сдает необходимые документы в указанное окно. Далее погранцы на улице делают досмотр авто, ограничивающийся вопросами о наличии оружия, наркотиков, запрещенных веществ и т.д. и выборочным открытием любого багажа. Далее со всеми пассажирами подходите к другому окошку для паспортного контроля. На этом Россия кончается. Садитесь в машину и едете до украинского шлагбаума. Как только уперлись в другой авто — не ждите, когда придет ваша очередь доехать до шлагбаума, идите в будочку около него, где сидит ленивый украинский хлопец и, посмотрев в ваши паспорта, выдает вам бланк миграционной карточки, которую вы заполняете на русском языке в соответствии с образцом на доске, которая тут же рядом. Заполнив карточки — отдаете ему на проверку, а когда уже подойдет ваша очередь, проезжаете через шлагбаум, потом въезжаете в яму с какой-то мутной дезинфецирующей жидкостью и паркуетесь у места осмотра. Этот осмотр украинцы не делали, попугали только заполнением декларации, знакомясь с бланком которой мне пришлось поизучать украинский язык. В итоге просто отпустили. А я так и не понял критерии, при которых заполняется эта самая декларация (особенно при пересечении обратно, но об этом потом).
Далее путь лежал на городок Старобельск, в подземельях которого, как считают некоторые историки, батька Махно спрятал свою казну. Здесь же по невыгодному курсу в каком-то магазинчике Илюха приобрел местных денег и взял себе коньяка... Дорога по Луганской области проходила через городки Старобельск, Сватово. В принципе состояние очень даже приличное. Но без навигатора там делать нечего, так как в Сватово уличное освещение практически отсутствует. При въезде в Харьковскую область дорога резко испортилась, средняя скорость 70 км/ч, ямы и колдобины — норма. Апогеем стал городок Купянск — асфальтовый ужас. К полуночи добрались до харьковской объездной, движение по которой было подарком в конце трудного дня. Сразу видно — город будет принимать чемпионат. После Харькова двинули на Полтаву и на пересечении границ этих областей в 3 часа ночи остановились подремать. Проехали 1200 км.
В 6 утра проснулись и поехали дальше. По касательной проскочили Полтаву и в 8 утра местного времени были в Кременчуге. Полтавская область запомнилась прекрасными пейзажами: огромные засеянные поля перемешались с холмами, переходящими в небольшие плато. В Кременчуге дождались открытия банка и там обменяли деньги. Там же пересекли Днепр по двухполосному мосту, с высоты которого открылась интересная картина на местный песчаный пляж.
Далее путь лежал через Александрию, Знаменку, Кировоград. После которых необходимо было доехать до пересечения с трассой Киев — Одесса. Что мы и сделали, лишь раз остановившись за мостом через Южный Буг — уж больно заворожил местный пейзаж.
Выскочив на одесскую трассу, настроение поднялось, чему способствовали три полосы отличного качества в одну сторону, прекрасный гористые виды одесской области и, конечно же, запах приближающего моря. Тут же в кафешке на трассе был съеден отменный одесский борщ, шампур сочного шашлыка, овощи, ну и выпит литр бёрна для бодрости. Серо — голубая гладь Хаджибейского лимана подстегнула радость наступающего отдыха.
По объездной Одессы ушли на Овидиополь и Затоку. Приехали. Позади 1920 км пути.
Пропускаем пять дней отдыха на затокинском пляже (около ста метров в ширину достаточно чистого светло — желтого песка с аттракционами, пустующими волейбольными площадками и другой распространенной пляжной атрибутикой). Смазало картину море, точнее обилие нитевидных водорослей в нем. Соседи по пляжу — девчата из Белоруссии — лепили из низ морсковиков (снеговиков только из водорослей).
В один из жарких обеденных загарных перерывов я совершил экскурсию в Белгород — Днестровский и Шабо. В первом на берегу Днестровского лимана находится древняя Аккерманская крепость. Стоянка 7 гр., вход 20 гр. К тому же в этот день энтузиасты старины инсценировали на территории крепости бой рыцарей. Я сначала подумал, что роли уже распределены, но ведущий этого мини-шоу сказал, что участники сами не знают, кто победит. И действительно парни метелили друг друга так неистово, что от ударов огромным топором по головам, становилось жутко. Впечатлило. В Шабо же находится винзавод, ведущий свою историю с 1788 года. Там же в магазинчике было закуплено вино разных сортов и коньяк. Краснеькое сухонькое потом еще несколько дней подогревало мой аппетит. Цена пятилетнего конька на заводе 62 гривны (чтобы получить рубли — умножай на 4), т.е. всего 250 руб.
После отдыха в Затоке решили совершить небольшую экскурсию по Одессе. На авто проехали мимо легендарного Привоза и припарковались по-возможности поближе к Дерибасовской. Откуда нивозмись нарисовался местный старикашка, который как говорилось в одном сериале «принадлежит к той категории советских людей»... Он нам устроил экскурсию, проведя по главным местным достопримечательностям в течении часа. Я хотел его как-то финансово отблагодарить, но он испарился так же внезапно, как появился.
Место второй цели: г. Бердянск Запорожской области.
После Одессы путь лежал через Николаев, объездную Херсона, Каховскую ГЭС, Мелитополь. Дорога — терпимая. Окрестный пейзажи — бескрайние таврийские степи. Запомнилась украинская корчма между Николаевом и Херсоном. К сожалению не помню названия, но на проспектике на столике указывалось что это одна из сетевых. В ней то нам и удалось почувствовать местный колорит. Был съеден наивкуснейший украинский борщ с помпушками, на которых аппетитно поблескивал свежий чесночок. На второе молодой отварной картофель с зеленью и жареной свиной шейкой с грибами. Естественно на хлебушек аппетитный смалец (остывший жир, вытопленный из свиного сала, перемешанный с чесноком, солью), а запить — морс из местных ягод. Здесь конечно пришлось раскошелиться. Но это стоит того, поверьте.
В Бердянск прихали в полночь, выбрали место для стоянки и завалились спать. Как оказалось место было выбрано неудачно — возле рынка, торговцы разбудили в пол шестого. Поехали в сторону местного курорта — бердянской косы. Подобрали жилье. Надо сказать, что Азовское море три дня, не в пример Черному, радовало отличной волной.
Путь домой был выбран через Мариуполь, Ростов, М4, Павловск, Анну, Борисоглебск, Балашов, Саратов.
Из интересного — это то, как мы алкоголь вывозили из Украины. Если норма на человека 1 л крепкого и 2 л вина, то у нас было превышение в разы. Открыв багажник, украинский таможенник поглядел на все это и сразу сказал, что за ненаписание декларации и непроведение осмотра магарыч в виде Х руб, которые должны лежать в паспорте при сдаче его в окошко. Я согласился. Но открыв кошелек, увидел, что минимальная купюра, которая у меня была 2Х руб. Решил ничего не ложить. Но он проявил настойчивость и сказал, что я не все документы сдал. Я ему сказал, что мои документы серьезнее тех, которые он хочет. Вложил 2X руб. По возвращении паспорта обнаружил сдачу. С русскими погранцами проблем не было.
Всего вышло 4240 км пути. Далековато конечно, с учетом того, что цена 95-ого бензина в Украине 40 рублей за литр. По ценам в Одессе дешевле, чем в Бердянске. Наверное, из-за близости России и Донбасса.
Так что если на следующий год ехать на Евро, скажем, на недельку в Украину, то можно посетить Харьков, Киев, при желании Львов. Из Киева спуститься к морю под Одессу, покупаться пару дней, далее в Донецк и домой. Тем более что трасса Киев—Одесса длиной 500 км — лучшая дорога Украины, во всяком случае та ее часть, по которой я ехал. Даже лучше трассы на Крым, на которой очень много дорожных стыков. По местному телевидению даже видел сюжет о том, что Железные Дороги Украины предлагают услугу в виде доставки вашего авто на поезде в Крым, избежав эту самую трассу и расходы на дорогой бензин.
И, кстати, за все путешествие гаишники ни разу не остановили. А в Украине я их вообще видел, только один раз под Одессой. Да и те демонстративно курили...
До встречи, Украина 2012.