|
День добрый, уважаемые дромовцы! Хочу рассказать о нашей семейной поездке в «Солнечную Якутию». Сам я родом из Якутска, там родился и вырос, но вот уже четыре года, как живу в Приморском городе Артеме. На момент моего переезда я в Якутске поступил на высшее образование и успел закончить два курса. Потом еще четыре года один летал ежегодно зимой на сессию и вот в этот раз совпало так, что защита диплома проходит летом и выпал реальный шанс показать жене и сыновьям свою родину, чем мы и решили воспользоваться и поехать на своем авто.
Так получилось, что у нашей подруги муж в тот момент был в командировке в Хабаровске и мы договорились её с дочкой подхватить до Хабаровска, все равно по пути, да и не скучно будет. Итак, подготовка автомобиля к долгой дороге, замена текущего радиатора на новый, установка контрактного привода, приобретение новой резины, установлены вкруг новые стойки, амортизаторы и пружины, куплены поперечины на релинги и капсула-багажник на крышу. Также с собой взял две запаски, маленькую газовую печку с двумя полными баллонами и 10 литров бензина. Запаслись продуктами почти на год, кстати скажу, семечки и кофе в дороге здорово помогают, а когда засыпаешь, то начинаешь грызть сухари и это понемногу приводит в чувство!
Итак, 17-го мая 2011 г. в 6:00 утра с полным под завязку баком мы выдвинулись в путь. На улице темно и густой туман. С такой медленной скоростью до Уссурийска я ехал впервые. Ближе к рассвету туман рассеялся и мы поехали быстрее. В 11:00 утра, проехав 319 км, остановились на первой заправке, залили 95-й 28 литров на сумму 755 рублей. До сих пор помню, как подъехали, а на соседней колонке стоял УАЗик и не мог завестись. Я еще подумал, что у него проблемы со стартером и в очередной раз изумился стойкости российских мужиков старого поколения, поддерживающих отечественный автопром. Заправившись по горловину, мы уехали, оставив мужиков на УАЗе в гордом одиночестве.
Дорога до Хабаровска оказалась не из лучших, много ям и ухабов. Также половина пути проходит через населенные пункты, потому ехали 700 км очень долго. Также при разгоне до скорости 100 км/час и выше начинала появляться какая-то вибрация. Подумал, было, грыжа, но откуда она на новой резине? За день до отъезда я сделал развал-схождение. В итоге ехали со средней скоростью 80-90 км Останавливались в основном по малой нужде. Однажды сделали большую остановку на час возле минерального источника «Ласточка», где пообедали и набрали воды, которая оказалась перенасыщена сероводородом, вследствие чего имела своеобразный специфический запах. В итоге её никто пить не стал, так и болталась по салону.
В машине на тот момент нас было шесть человек: трое взрослых и трое детей. Вообще, с детьми ехать, конечно, сложно, но можно. «Ипсум» все же — хороший велосипед, идет мягко, плавно, дорогу держит уверенно, несмотря на то, что сверху установлена капсула. Сидения удобные, часто останавливаться нет необходимости. В итоге, в 18:45 мы въехали в Хабаровск. На спидометре 735 км, ночуем у друзей.
На следующий день в 10:30 поехали изучать Хабаровск. Город относительно новый, понравилась аккуратность: везде газончики, тротуарчики, много парковок, на каждом перекрестке для поворота налево отведена дополнительная полоса. В центре города в одном из дворов оставили машину и пошли бродить по городу в сторону набережной, по пути покупая мороженое и различные сувениры. К вечеру вернулись домой, я заехал на шиномонтаж, попросил поглядеть колеса и отбалансировать их, поскольку на большой скорости ощущалась вибрация.
Лишь после того, как работник шиномонтажки поставил криво домкрат, снял мне колесо и машина начала валиться в бок, только тогда я заметил, что он жутко пьяный. Я молча достал свой домкрат, выровнял машину. В итоге работы по подъему и опусканию домкрата проводил я, а балансировал колеса он, за что мною было уплачено 360 рублей. Покончив с балансировкой, заехал на заправку и залил 92-го бензина на 1 000 рублей.
19-го мая в 5:00 утра подъем, а в 6:00 выезд из Хабаровска, на спидометре 784 км, держим курс на Биробиджан.
Дальше путь мы продолжаем вчетвером с моей женой и двумя детьми. Трасса, где Путин ездил на «Калине» — просто зеркало, везде разметка, указатели. По пути читаем разные интересные названия рек, озер и населенных пунктов. В 9:30 свернули на дорогу, где указан Биробиджан, спидометр показывал 981км. Заехали на заправку, залили 92-й по 26:20 на 467 рублей. На въезде в сам город подъезжаем к Т-образному перекрестку без указателей, останавливаемся и начинаем гадать, куда надо ехать, налево или направо? Решили сделать звонок другу.
Оказалось, на Биробиджан вообще сворачивать было не надо, после чего мы развернулись и вернулись на читинскую трассу. Итак, лишние 15 км туда и 15 обратно, что, в принципе, не страшно. В одиннадцатом часу проезжаем первую свою тысячу километров, что, конечно, радует.
Как оказалось, Еврейская АО не такая уж и большая и к обеду, проехав чуть больше 1 200 км, мы добираемся до Амурской области, которая встречает нас мелким дождем. Впереди поселок Архара, на спидометре 1 261 км, мы заправляемся 92-м по 26,90. Залили 23 литра на 630 рублей, продолжаем путь. Дождь усиливается и я начинаю медленно, но верно прибавлять скорость, надеясь проскочить до вечера ненастный участок дороги, а то еще ненароком ночью подморозит и трасса станет похожа на зеркальное покрытие. Проехав 1 284 км, нас останавливает первый инспектор ГИБДД города Благовещенска и выписывает штраф в размере 300 рублей за превышение скорости на 37 км.
Следуем далее. В Возжаевке спидометр отсчитал 1 453 км, до полного бака заливаем 92-й по 26,90 на 490 рублей. Следующая заправка возле Мухино, вновь 92-й, но уже по 27,70, на 837 рублей залили 30 литров, проехали 1 709 км. Вообще всю дорогу заливал бензин до полного. Мало ли когда будет заправка. Спидометр отсчитал 1 860 км, по обочине начинают появляться небольшие снежные вкрапления, что еще больше начинает волновать.
Пересекаем реку Магдагачи и зарабатываем второй штраф за превышение разрешенной скорости на 36 км. Второй раз не замечаю треногу вдоль дороги и, хотя я двигался за впередиидущей машиной, ГАИшник останавливает всех подряд. У них на мониторе указаны все едущие машины, их скорость и номерные знаки каждого. Встаю в очередь на получение честно заработанного штрафа. Следом останавливают джип Nissan X-Trail, там пьяный водитель. Что с ним было дальше не знаю, поскольку получил свой штраф и мы продолжили путь далее. Проехали 1 915 км, заправились на 670 рублей 92-м по 27,70, залив 24 литра. Идет дождь со снегом. Проехали Талдан и, согласно полученным ранее объяснениям, поворачиваем направо на Соловьевск. До Тынды остается 214 км.
Асфальт кончился, дорога — мокрая грунтовка, вся в мелких ямках, словно стиральная доска. Из указателей только километровые столбики, которые оставляют надежду, что мы двигаемся в верном направлении, поскольку спросить не у кого, сотовой связи и знаков тоже нет. Время к вечеру, начинает смеркаться. Изредка попадаются покосившиеся домики недалеко от дороги, похожие на избушку Бабы-Яги. Снег начинает валить огромными хлопьями, на обочине появляются мелкие сугробики. Жена в состоянии легкого шока, дети, наконец-то угомонились и оба уснули, меня начинает клонить ко сну.
Местами начинает появляться связь, звоним друзьям в Нерюнгри, говорим, что уже осталось около 300 км, ждите, грейте чайник, часа через четыре будем, на что получаем ответ, что вряд ли мы за четыре часа успеем добраться. Около полуночи дорога начинает походить на страшную сказку: по краям стоят покосившиеся сосны, все вокруг белое, идет густой снег, едем по гравийке с очень резкими поворотами. Время 00:23, меня начинает вырубать и, найдя кармашек возле дороги, мы заползаем в снежный ком, глушим машину и засыпаем. Через два часа меня будит жена и говорит, что если мы не поедем дальше, то есть вероятность превратиться в сугроб и застрять, поскольку снег идет сплошной стеной. Начинаю раскачивающимися движениями взад-вперед выбираться из сугроба.
Средняя скорость 30-40 км/ч, дорога — сплошная колея в одну сторону. Навстречу с горы летит КамАЗ, съезжает на половину колеи и начинает сигналить, мол, уступай вторую половину колеи ты. Я с разбега беру вправо, влетаю в сугроб и сажусь на пузо. КамАЗ со свистом пролетает, я достаю лопату и, покрывая трехэтажным матом водителя КамАЗа, откапываю наш автомобиль. Через полчаса усилий мы с моей Натальей с криком «Ура!», выталкиваем-таки машину из сугроба и продолжаем путь по колее.
Продолжаем путь, через 500 метров вновь вылетает навстречу КамАЗ и картина повторяется... Я и не думал, что моя жена в совершенстве обладает ненормативной лексикой. С горем пополам, вновь откопались и продолжаем движение. Время 5:30 утра. Проехали 2 123 км, и в Тынде залили 25 литров 95-го бензина по 29,80 на 745 рублей. В 7:30 при подъезде к населенному пункту Лапри на километровом указателе 254-й км попробовали пять раз безуспешно преодолеть перевал, но на летней резине это довольно-таки сложно. На пятый раз на всех парах заскакиваем на мостик над железной дорогой, нас на нем разворачивает, и машина становится поперек колеи. Вдруг слышу сигнал, оборачиваюсь, а в метрах 50-ти на нас летит «Калдина», пытаясь преодолеть тот же перевал. Я вперед, назад, а «Ипсум» застрял и ни туда, ни сюда. Тем временем водитель «Калдины» продолжает сигналить и набирать скорость.
Пытаюсь проследить, куда он направляется и понимаю, что еще миг и правая задняя часть нашего авто сейчас будет протаранена. Я отпускаю руль и даже не успеваю вытащить младшего сына, находившегося там. Не знаю каким образом, но водитель «Калдины» обруливает нашу машину и скрывается за поворотом. Чуть отдышавшись, я вышел на улицу поглядеть. Он буквально в миллиметрах от нас пронесся по краю моста. Наталья предлагает бросить затею, достать фал и ждать попутную машину, которая поможет нам перебраться через перевал. Недаром говорят, женская интуиция — вещь серьезная, но я, откопавшись, вновь начинаю штурмовать вершину. В итоге на самом подъеме я зашлифовал и в лохмотья изорвал об скальник правое переднее колесо, после этого поставил запаску, прицепил фал, поставил в сугроб газовую печку и начал греть воду, чтобы накормить детей. Через час проезжавшие мимо ребята-нефтяники на УАЗике помогли нам преодолеть этот перевал.
В 13:15 после очередного залета в сугроб оторвалась пластмассовая защита двигателя и об нее начал тереть ремень генератора. Я несколько раз останавливался, пытаясь понять, что за посторонний звук появился при движении. Наконец-таки, разобравшись в чем дело, я, не долго думая, отрываю её и кладу в багажник.
На спидометре 2 315 км, до Беркакита остается 40 км. Итак, 20-го мая в 14:30 мы по сугробам въезжаем в Нерюнгри, пройдено 2 350км пути. Заливаем АИ-95 по 29,90, 32 литра на 945 рублей. Приехали к друзьям, поставили под окном машину, помылись, поели и уставшие отключились.
Утром 21-го мая, позавтракав, решили объехать город и, выйдя на улицу, были «приятно» удивлены гостеприимством хозяев города: крыша, багажник и лобовое стекло Ипсума были закиданы сырыми яйцами, которые растеклись и прилипли. Что делать? Берем ведро, тряпки, начинаем отмывать машину от скорлупы и присохших яиц. После этого во дворе мы не рисковали оставлять машину, нашли стоянки в десяти минутах ходьбы. Очевидно, хотели снять капсулу вместе с поперечинами, поскольку два крепления из четырех, что крепятся на рейлингах, были ослаблены.
После этого пошли на рынок искать колеса, поскольку одно свое изорвали в хлам. Нашли два контрактных «Мишлен» с остатком примерно 50% за 4 000 рублей, плюс на шиномонтажке отдали еще 1 000 за диск штамповку на 15 с переобувкой и балансировкой. Да, цены «приятно» удивляют. В обслуживание не входит даже снятие/установка колеса на место. Что делать, я не гордый. Достал домкрат, снял запаску, второе колесо, затем молча поставил на место.
В 17:50 поехали кататься по Нерюнгри и Беркакиту. Нашли яму, где я прикрутил на место защиту двигателя и проверил ходовку. Больше нюансов не обнаружено.
Еще пару дней мы гостим у друзей в Нерюнгри, 23-го вечером на спидометре 2 500 км, заливаем 92-й до полного 17 литров по 34 рубля. Спрашиваю заправщицу, что такой дорогой бензин? В ответ говорит, в России с бензином кризис и со вчерашнего дня цены поднялись. Скажу сразу, что, очевидно, заправка была какая-то левая и за такую цену мы больше нигде не заправлялись.
24:05. В 4 утра подъем и в пять часов мы берем курс на Якутск. Спидометр — 2 502 км, бак полный, до Якутска 778 км по указателю.
В 9:40 въехали в Алдан, заправились 92-м по 29,10 рублей, 25 литров на 727,50 руб. До Якутска 518 км. В Томмоте залили 92-й уже по 30,60, 5 литров в бак и 5 литров в пластиковую бутылку. Кто его знает, есть этот бензиновый кризис в Якутии или нет?
В 11:30 после Томмота проехали несколько км, асфальт кончился, начался скальник. С правой стороны карьер, на котором экскаватор грузит отколотые камни на КамАЗ, и тот его тут же везет и ссыпает на дорогу. Ровно на этом месте мы прокалываем колесо и снова правое переднее. Не спеша достаю домкрат и, глотая пыль от проезжающих мимо машин, начинаю ставить запаску. В 11:40 продолжаем путь.
Подъезжаем к указателю «Улуу» и вновь по воле судьбы прокалываем злополучное правое переднее колесо. Решил пока последнюю запаску не ставить. Достаю ремкомплект, засовываю в дырку ТРИ (!) шнурка и мы вновь в строю.
Въехали в Улуу, залили 92-й по 29,10 руб. 17 литров на 500 руб., спидометр 3 025 км.
15:40. Проехали Улуу, колесо со шнурками не держит необходимое давление воздуха. Делать нечего, ставлю последнюю запаску. До Качикатсов 125 км.
В 17:45 заехали на переправе на баржу в Качикатцах. Общий пробег 3 175 км. В 18:50 причалили на другой берег реки Лена.
В 19:10 останавливаюсь на трассе возле небольшого лесочка и иду собирать жене подснежники. Пусть узнает, какие чудесные цветы растут в «солнечной Якутии».
Около 21:00 мы добираемся до дома моих родственников.
В Якутске мы были в общей сложности около трех недель. За это время я успел защитить диплом, несколько раз виделся с сыном от первой жены, познакомил его с двумя братьями. Вместе мы посетили музеи, парк, были в зоопарке и ледяной пещере, что на Вилюйском тракте.
Общий пробег по Якутску не засекал и расход топлива не учитывал. И вот пришло время отправляться в обратную дорогу.
13:06. На спидометре 4 737 км и полный под завязку бак. Проснулись, на улице дождь, всю ночь гремела гроза. В 7:30 выезжаем из Якутска. Трасса мокрая, едем не спеша.
9:15. Добрались до Качикатцев, переправа стоит 400 рублей. Приятный сюрприз по сравнению с переправой сюда, что стоила 1 000 руб. Спрашиваю, почему такая разница в цене в течение трех недель? Объясняют, в мае из-за лесных пожаров и густого тумана государственные паромы не переправляли машины и частники ставили свои цены.
В 11:00 съехали с парома, на спидометре — 4 833 км Проехали 15 км, вдоль дороги указатель «Булуус». Грех не заехать, хотя жена была против. Еле уговорил, поехали. Заехали, пофотографировались, набрали воду в пластиковые бутылки и в полдень выехали в сторону Нерюнгри.
В 14:35 въехали в Улуу, заехали на заправку и залили 92-й по 29,10 руб. на 844 рубля 29 литров. Спидометр отсчитал 5001 км От Якутска проехали 268 км.
В 18:45 заправились в Алдане 92-м по 30,60 руб. 23 литра на 732 рубля. Пробег 5 254 км.
В 22:55 заехали в Нерюнгри, на спидометре 5 522 км.
Вновь пару дней погостили в южном городке Якутии и 16.06, проснувшись в 4:45, позавтракав, в 6:00 мы вновь направляемся в сторону дома. На спидометре 5 550 км.
В 6:22 на выезде из Нерюнгри залили 92-й бензин 31 литр вновь по 29,10 рублей на сумму 900 руб. Спидометр показал 5 559 км.
В 9:48 мы уже проехали Тынду. Спидометр — 5 764 км. Кстати сказать, на обратном пути мы уже не поехали через Соловьевск, а решили ехать через Неверскую трассу, заехав по пути к друзьям, что в тот момент были рядом у родственников.
Далее заправлялись еще раз 92-м уже по 27,90, залили 17 литров на сумму 458 рублей.
К полудню мы съехали с трассы вбок на 5 км и заехали в Невер. Спустя два часа, попив чайку и дружно поболтав с друзьями, мы в 14:30 вновь продолжили наше путешествие. Заехали на ближайшую АЗС, залили 15 литров 92-го по 27,90 на 435 рублей.
В 18:40 спидометр показывал 6 297 км, мы пролетаем мимо Шимановска. Вообще интересно, когда проезжаешь большие города, то настраиваешь радио на местную волну и становишься в курсе их событий.
Вновь заправляемся 92-м по 26,90 руб. 32 литра на 860 рублей.
При движении домой в сторону Приморского края мы невольно заметили, что сотрудники ГИБДД стоят с радарами только в обратную от нас сторону. Очевидно, более выгодными «клиентами» являются перегонщики, вот на них и сделана основная ставка.
В 23:46, спидометр — 6 656 км, остановились под Архарой на АЗС, залили все тот же 92-й по цене 26,90 за литр. Влезло 30 литров на сумму 820 рублей. Там же решили отдохнуть, встали на ночлег. Стоимость бензина дешевеет. Значит мы всё ближе к дому. Это радует.
В 4:00 подъем и полный вперед. Перед нами ЕАО.
В 05:10 въехали в Еврейский автономный округ.
В 6:00 начало светать. Дорога не из лучших, местами грязь и большие выбоины. Машин встречных очень мало, но это и к лучшему, поскольку есть места, где вдвоем на разминуться. За два часа проехали всего 100 км, ведется ремонт дороги, иногда навстречу попадаются грузовики и другая спецтехника. К тому же пошел сильный дождь, местами стоит густой туман. В общем, всё как мы любим...
17 июня, время 9:33. Подъезжаем к Хабаровску, уже настроили местное радио. На спидометре 7 065 км Заехали на заправку, залили 92-й по 27,15 руб. 33,5 литра на 910 рублей.
Во время езды по Хабаровску и по Нерюнгри наблюдаем одну и ту же картину: на каждом регулируемом перекрестке после красного сигнала светофора сразу загорается зеленый без промежуточного одновременного красный-желтый. Желтый же сигнал загорается только в обратном порядке при переключении с зеленого- моргающего на красный. Для чего это сделано так и осталось для нас загадкой!
Время 10:30 и мы, предварительно созвонившись, заезжаем к еще одному старому знакомому — Данилу, с которым когда-то мы вместе учились и не виделись с 1999 года.
Погостив полтора часа, поговорив о том о сем, мы вновь садимся в свой автомобиль и, немного поплутав по Хабаровску, мчимся домой.
В 18:16 заливаем на очеродной АЗС 92-й по 27,15 руб. 40 литров на 1 090 рублей. Показания спидометра на тот момент были 7 527 км. На выезде из заправки запутались в знаках и уехали в другом направлении на 31км Лишь на следующем указателе поняли свою ошибку. Плюс 31 км в обратную сторону и мы вновь на верном пути.
В десятом часу вечера мы уже пролетали Уссурийск. Остановившись и выйдя по нужде, ощущаю, что ноги совсем не держат и я «плыву», словно качаясь на ветру. Думаю, вот так остановит ГАИшник и попробуй докажи, что ты трезвый. Но очень хочется добраться скорее до дома, и мы продолжаем движение. Жена рядом следит, чтобы я не уснул. Столько чашек кофе я в жизни не пил! Вдобавок еще регулярно пополняем запасы сухариков, грызя которые, понемногу приходишь в чувство. Остаются какие-то 40-50 км до дома, на улице темнеет, дети давно спят.
Едем по левой полосе, движение свободное. И тут сзади какой-то гонщик пристраивается и начинает моргать мне фарами, прося пропустить его. Я спокойно еду свои 90 км/ч, справа полоса свободна, обгоняй. Спустя мгновение, вновь моргает фарами, вдобавок сигналя что есть мочи. Затем перестраивается в правый ряд и начинает меня подрезать. Сон тут же как рукой сняло, я вновь давлю на газ. Немного погонявшись и выслушав лекцию от жены о морали и нравственности, я отпускаю педаль газа и мы, отпустив незадачливого гонщика, вновь спокойно продолжаем движение. И вот в 23:20 местного времени мы заезжаем во двор. Спидометр показывает 7 870 км, состояние — космос!
Сейчас, по прошествию трех месяцев, могу сказать, что поездка была не совсем удачной, но это наш первый урок автопутешествия и, хочется верить, что не последний. На самом деле было очень увлекательно и даже моя вторая половина признается, что с удовольствием еще раз куда-нибудь бы съездила. Так что надеюсь, что еще в будущем опишу наши следующие путешествия. А пока спасибо всем, кто прочитал. Успехов вам, автомобилисты! И будьте вежливы на дорогах.
Роман.