|
Предисловие: «Понедельник начинается в субботу»
Можно сказать, что эта мистическая история :) началась в воскресенье, 29-го мая, рядом с селом Солоновка Смоленского района Алтайского края. Был обычный, хотя и солнечный день. Народ собрался и поехал на учебную горку запускать учлётов на парапланах (я парапланерист и летаю уже несколько лет). Немного повыставлялись, немного полетали, немного поломали учлётов и поехали обратно в лагерь. Я дожидался, пока сложится (в смысле в рюкзак :)) Лёха, и в итоге мы приехали в лагерь последними. Народ уже под завязку наполнил завоз, поднимавший людей на г.Толстуха, и нам не хватило места. Это и предопределило всю последующую цепочку событий!
Больше завозов на сегодняшний день не будет (водитель куда-то уезжать собирался), поэтому садимся с Лёхой в мою машину и поднимаемся до куда смогли забраться — погода-то уходит (это метров на 300 ниже вершины горы)! Там выгружаем парапланы и собираемся подниматься наверх пешком, но что-то заставляет меня осмотреть переднее правое колесо. Замечаю прямо по центру, в аккурат между бороздками протектора, торчит гвоздь, который просто так и не разглядишь. Надо спускать машину сейчас, а не возвращаться за ней потом налегке: склон достаточно крутой и если за время полётов спустит колесо, то поменять его уже не будет возможности. В результате, получился полностью пеший подъём на Толстуху. Причём зря, день для полётов был никакой :(. Вечером почти все уехали домой, завтра понедельник, а несколько отпускников остались.
Часть 1: Идём на юг!
Вторник, 31-е мая. RP5.ru обещает мутную погоду (то ли будет солнце, то ли не будет), завоз уехал и подъема на гору точно не будет. Память о подъёме в воскресенье отбивает всякое желание лезть на гору пешком, но душа рвётся в путь. Решаем пообедать и ехать юг, в сторону Ануя, посмотреть Денисову пещеру, может быть удастся прорваться на водопады на реке Шинок, да и вообще, места там красивые. Много читал и видел фотографий, давно туда тянуло.
Тут надо рассказать ещё о двух совпадениях, которые серьёзно повлияли на развитие дальнейших событий. Во-первых, накануне вечером приехали бийчане и привезли с собой две курицы. Курицы были благополучно замаринованы, но прожарить их вечером до конца не получилось. В результате, рано утром бийчане уехали, а курицы остались :). Ими мы позавтракали и именно благодаря им мы не померли с голоду.
Во-вторых, ближе к после обеда, к Максиму должен был приехать сын, которого надо было встречать на трассе. Если бы он приехал раньше или не приезжал бы вообще, то Максим бы поехал с нами и благодаря заметно меньшему клиренсу его «Шевроле» мы бы точно вовремя повернули назад.
Итак, отправляемся в путь на одной машине вчетвером: Я, Ира, Лёха и Андрей. Я и Лёха берём на всякий случай парапланы, авось пригодятся :). Сами парапланы нам не пригодились, а вот остальное снаряжение ещё как! До этого серьёзным испытанием для моего Nissan Avenir была только поезда в Хакасию (1 300 км) в прошлом году, где он меня удивил в первый раз, легко забираясь на местные горки, несмотря на большие передний и задний свесы и передний привод.
Вот так обстоятельства запихнули в наши желудки много мяса, снабдили парой пригодившихся вещей и толкнули в одиночку покорять алтайские горы. Всё, идём на юг!
За два дня колесо не спустило, поэтому до Солонешного (километров 90) должны доехать, а там заскочим на шиномонтажку.
Дорога Солоновка (12:30) — Солонешное (13:50):
На одном из перевалов где-то между Солоновкой и Солонешным:
Конечно же, фото на память:
Захотелось романтики… Народ выходит на большую дорогу.
Лиса Алиса, кот Базилио, Буратино?…
В Солонешном делаем остановку. Я отправляюсь на шиномонтажку, а остальные — гулять по деревне. Как и предполагалось, ничего страшного, гвоздь не пробил колесо, поэтому спустя полчаса отправляемся дальше.
Дорога Солонешное (14:20) — Топольное (14:50):
Сразу за Топольным опять делаем остановку на полчаса. Великолепные по красоте горы, нависающие над дорогой, чудесная энергетика и чистейшая вода Ануя. Надо искупаться или хотя бы умыться.
Отправляемся дальше.
Часть 2: Маловато будет!
Дальше дорога до Денисовой пещеры пролетает быстро. Остановились у «тропинки» на каскад водопадов на реке Шинок. Пешком до них идти около 10 км, а внешний вид дороги отбивает всякое желание по ней ехать. Решаю, что не пройду, поедем дальше. Может, обратно, будем ехать когда — попробуем. Ну-ну :).
Дорога: Топольное (15:20) — Денисова пещера (17:00):
Добрались до пещеры. Тут нашли стоянку древних людей и теперь ведут раскопки.
Я:
Время 17:30. Вроде ещё не поздно, а впечатлений то ли мало, то ли наоборот — раздразнило :).
Открываем карту и прикидываем расклад. А карт у нас, к сожалению, очень много (и алтас автодорог, и пятикилометровка, и даже двухкилометровка и что-то ещё):
Возвращаться той же дорогой скучно, почему бы не выскочить на Чуйский тракт? Намечаем маршрут: Чёрный Ануй — Турата — Ильинка — Черга. Потом по Чуйскому тракту до Аи и через Алтайское в Солоновку. На всякий случай прикидываю, что если проскочим поворот на Ильинку, то можно доехать до Усть-Кана и на Чуйский тракт уже выскочить оттуда. Куча карт, под рукой ещё и GPS (причём не простенький автомобильный) тоже с картой (дороги плюс топография). Итак, вперёд, за новыми Приключениями (на этот раз Приключениями с большой буквы)!
Часть 3: Верблюжья тропа.
Границу с Республикой Алтай пересекаем в 17:40.
В Турате пропускаем поворот и уходим на Усть-Кан. Возвращаемся. Сворачиваем вроде туда и приезжаем в тупик. Будто кто-то специально уводит глаза от ненужного поворота. Стоило бы задуматься об этом, но нет! Азарт и жажда нового отключают разум и заставляют искать этот злосчастный поворот.
Прямо фильм ужасов, который смотришь и думаешь: дурак, зачем ты туда идёшь, тебя же там съедят! За нами наверное сверху также наблюдали :).
Такая же гравийка, как и крайние километров 100 пути. Спокойно можно идти километров 90 в час. Но через какое-то время она превращается в грунтовку а потом и вовсе в непонятно что. Но карта и GPS-приёмник упорно твердят нам: мы на трассе, всё в порядке :).
Далеко позади (за серой грядой) видны снежные шапки, по-моему, Бащелакского хребта. Жаль, фотоаппарат не взял эту красоту (они слились с облаками):
По пути форсируем несколько мелких речушек.
А вот за этой речкой начинался один из безымянных перевалов. С ходу не получилось сообразить, как её проскочить. И лучше бы в голову так нечего и не пришло. Повернули бы обратно и никаких проблем. Но нет! Только вперёд! Да и GPS говорит, что через пару километров нас ждёт асфальт! Хе-хе :).
Дальше-то и начались приключения. Дорога пошла в гору, местами круто, местами полого, местами без дороги. Позади сформировалось нечто, похожее на грозу, и она уже начала догонять нас. Подъезжаем к крутому подъёму и начинаем забираться на него. Аккуратно. Пройдя немного, начинает капать дождь, который очень быстро усиливается. Делать нечего: даю газу и практически по бездорожью залетаю на перевал. Несколько раз жёстко цепляю днищем (спасибо вовремя не заменённым задним стойкам) и вот мы на вершине перевала. Оценивать красоту и фотографироваться на память некогда, идёт дождь. Надо быстрее спуститься, пока совсем не намочило дорогу и траву. Успеваю спуститься метров 100, когда понимаю, всё, дальше нельзя! Трава стала совсем мокрой, можно скатиться как на санках. Останавливаюсь. Выходим из машины, чтобы оценить обстановку. Ё-маё!!! Спущено заднее колесо. Теперь точно спешить некуда…
Ещё отломана левая губа на переднем бампере. Снимаю шнурок и привязываю её, чтобы не болталась к решётке радиатора. Защиту тоже сорвало с креплений переднего бампера. Подпихиваю на бампер, чтобы меньше болталась. Поправлять её потом придётся ещё много и много раз. Под днищем и капотом ничего не капает, значит поддон коробки, картера, радиатор, бензобак и шланги целые — отличная новость, уже лучше.
Вытаскиваю всё из багажника, чтобы достать насос. У нас с собой два параплана (опять совпадение?), а значит и две радиостанции (сотовая связь закончилась ещё где-то после Топольного). Ира и Лёха отправляется вперёд, чтобы оценить обстановку, Андрей остаётся со мной. Пытаюсь накачать колесо (теплится надежда, что при ударе камнем шина отошла от диска) — болт! Камнем пробита боковина, колеса у нас больше нет, надо ставить докатку.
Дождь потихоньку прекращается. Это хорошо, за бортом ветер и 27-30 градусов — подсохнет быстро. В станции раздаётся голос «разведчиков». Прямо под горой «лагерь» пастухов и синяя буханка (УАЗ)! Но взрослых нет, только дети, которые толком ничего не могут сказать. Говорят, что скоро появится отец. Будем ждать.
Я заканчиваю менять колесо, иду оценивать спуск. Прямо как в сказке: налево пойдёшь — в дерево попадёшь, направо пойдёшь — в болоте утонешь, ну и так далее :).
Приезжает пастух, по радио получаю информацию о том, что не всё так плохо. Асфальта нам конечно же не видеть, но после спуска нас ждёт ещё метров 500 «дороги» по ущелью: болото, грязь, несколько речушек. Если их пройдём — всё выбрались. Дальше высококачественная грунтовка :).
Трава вроде подсохла. Будем спускаться. В голове мелькнула мысль: а не надеть ли каски (парапланерные)? ЁКЛМН! Две каски и нас двое… Опять совпадение? Ну уж нет! Вперёд! То есть вниз.
Спустились, выхожу из машины и сам расспрашиваю о том, куда нас занесло. Не всё так страшно. Жуткое препятствие только одно: ручей, который течёт в глубокой яме (на фото, конечно, не он). Опять начинает капать дождь.
Дальше было не до фотографий. Через каждые 100 метров выпрыгиваю из машины и бегу «руками» щупать дорогу, Лёха в неё и не садится. Пастух сопровождает нас на полноприводной лошади. Прорываемся дальше по ущелью и добираемся до этого ручья. Да уж. Оцениваю обстановку: не пройду. Достаю лопату и начинаю срывать края «берегов». Потом передаю её Лёхе, а сам иду собирать палки и камни, благо их здесь немеряно. Мы тут далеко не первые вообще, но, судя по колеям и следам протекторов, первые на ТАКОЙ машине :).
Пока роем и строим «дорогу», выясняем у пастуха, что верящие картам люди тут появляются регулярно, а недавно этим синим «Уазом» вытаскивали какой-то «Москвич».
Ну всё, вроде хватит. Все выходят из машины, а я начинаю аккуратно двигаться по намеченной траектории. Бамс…
Аккуратно вылезаю и осматриваюсь, куда я приехал. Дождь сделал своё грязное дело: машина всё-таки сползла в сторону с траектории и повисла по диагонали: на левом углу заднего бампера и правом углу переднего, слегка касаясь земли двумя колёсами. Опять приехали. Правой губе переднего бампера, само собой, тоже хана.
Лёха берёт уже любимую сапёрную лопатку, а я лезу в багажник за домкратом. Поднимаем машину, подкладываем камни и доски под колёса, срываем берега… Я и Лёха по уши в грязи.
Минут через 20 выбираемся из этой ямы. Пастух тоже помог толкнуть. Дальше он оставляет нас. Говорит, что, если сядем дальше — милости просим, приходите, гостям рады :). Обещал помочь вытащить нас на «Уазике». Подарили ему тюбетейку Андрея, нельзя было отпускать без подарка, а от денег он отказался ещё при встрече. Привязываю вторым шнурком правую губу и едем дальше.
А дальше была ещё пара километров грязи, но, по сравнению с тем, что мы уже преодолели, это был хайвей. Пару раз, скорее по привычке, я ещё выскакивал из машины, чтобы оценить ручей, но потом бросил это занятие. Торопились, начинало темнеть, а в горах это происходит быстро. Местами здесь ещё лежит снег. В Ильинку приезжаем перед закатом. Время 21:30. У местного паренька узнаём, что дальше нормальная дорога (щебёнка). Ближайшая заправка в Черге (40 км). Нормально, бензина ещё километров на 70 — должно хватить.
Похоже, вырвались и приключения кончились? Как бы не так. Впереди был последний бой!
Часть 4: Последний бой!
Добираемся до Черги, на часах 22:30. Первым делом ищем заправку, затем кафешку. В конце концов, были рады и магазину. От курицы, съеденной ещё утром, остались только приятные воспоминания. Равно, как и от двух резервных сникерсов, которые лежали в парапланах. «Ужинаем».
Говорю всем, что привал 20 минут. Мне надо расслабиться: болит шея, сводит руки, до сих пор в висках бешено стучит пульс.
Через 20 минут двигаемся дальше. Отдохнуть я, конечно, не успел, но хоть немного «отпустило». Черга, Усть-Сёма, Усть-Муны, Манжерок, Айский мост и сама Ая. Выезжаем на трассу Ая — Алтайское. На часах уже за полночь.
Час ночи. Влетаю в яму и слышу стук слева сзади. Первая мысль — хана стойке. Останавливаюсь, выхожу. Етитская сила! В яме пробило докатку (наверное, подспустила по дороге). В наличии три колеса. Немного истерического смеха. Злости нет, скорее насмешка, как в комедии, где герой постоянно попадает в нелепые ситуации. Достаём GPS. По дороге до Алтайского — 21 км.
Не знаю, как остальные, а я ночевать собираюсь в лагере! Вновь всё из багажника вываливается на дорогу (на этот раз, действительно, на дорогу), беру молоток и топор и начинаю пытаться выправлять диск докатки (она тоже бескамерная). Удалось добиться определённых успехов. Воздух травит, но немного ехать можно. Всё складывается в правую половину машины, включая Иру и Лёху :).
Следующую часть пути приходится останавливаться каждые три километра, чтобы подкачать докатку. Как назло, ещё начал травить насос, нормально накачать колесо нет возможности. Спустя полчаса добираемся до Алтайского.
В Алтайском сначала на глаза попадается таксист: круглосуточная шиномонтажка есть! Узнаём дорогу и добираемся до неё. Делаем оба колеса… На всякий случай…
Вот теперь действительно всё, приключения закончились. Полчетвертого утра добираемся до ворот лагеря. Что-то кричу, вылезаю, обнимаю и целую машину. Благодарю тебя, дружище, не подвёл!
Спать до обеда, да и вообще, на следующий день летать не буду, даже если погода попрёт — день покоя.
Картина утром. Защита ещё в Черге была притянута изолентой, чтобы не выпадала и не вибрировала:
С крылом всё нормально, просто игра света:
Трещина в переднем бампере слева тоже не новая. Разбил ещё больше года назад, в марте влетел в яму. Тогда «временно» прикрутил саморезами к подкрылку — до сих пор держится. Бампера на машине заслуживают отдельной похвалы — гнутся, как резиновые и не ломаются.
А вот этот «крючок», похоже, спас мой задний бампер, когда я развесился по диагонали. Полость для докатки выправил сам на следующий день. Вернусь в Барнаул, надо будет пройтись по ней резино-битумной мастикой — когда выправлял (там же в лагере, т.к. не докатка отказалась влазить), то немного отщелкнулась краска.