Тюмень—Абалак—Тобольск. Маршрут выходного дня

17.05.2011 | 20631 просмотр

Приветствую всех путешественников и автолюбителей. Решил рассказать о нашей экспресс-поездке в древнюю столицу Сибири, совершённую осенью 2010 года.

В начале сентября месяца, стало мне окончательно ясно, что лето прошло, а увидеть его так и не удалось. И что отпуска не видать, т.к. дан приказ собираться в очередную командировку, тоже было вполне очевидно. Исходя из имеющихся вводных, а так же принимая во внимание благоприятный прогноз на ближайшие выходные, было принято ответственное решение вырваться на близлежащий простор. Тем более что наша «мелочь пузатая» вдруг пошла в первый класс и подходила к концу её первая учебная неделя. То, что это всерьёз и надолго, она ещё не уразумела и пребывала в бодреньком расположении духа.

Машинка для путешествий у нас была не совсем подходящая, конечно. Жинка предоставила свой пепелац Toyota Vitz, 2000 года рождения. Ну, «Витц» как «Витц», рассказывать нечего, просто японский автомобиль, брался специально для неё по городу ездить. Я-то любитель сараев, чтоб с раздатками там да блокировками, и чтоб мостик был, и ещё всякая хрень. Но время нынче тяжёлое — ипотечное, приходится затягивать пояса. Да и на работе бывает, лебёдок мотаем по самое не балуй, поэтому в городе только «Витц», ездишь — балдеешь. Но по трассе не очень, вот «Кариб» раньше был у нас, там руль опустишь, спинку откинешь и полетел потихоньку, а тут как-то не так. На педали по-другому жать приходиться, не так короче, не получается полулёжа пристроиться, только сидеть. А сидя далеко не уедешь, устаёшь быстро.

Ну, недалеко, значит недалеко. По соотношению комфорт-качество-безопасность трасса Тюмень — Тобольск, на мой взгляд, самая подходящая для автопрогулок. Тем более мы этим же маршрутом ездили три года назад на этом же «Витце». Ехать однозначно решили с ночёвкой, чтоб успеть заглянуть во все нужные нам адреса, ну и глянуть на ночной город. Но выезжать не рано утром, а ближе к обеду, чтоб нормально выспаться после трудовых будней, не спеша собраться и ничего не забыть. Была небольшая проблема с ребёнком, ведь у неё были свои грандиозные планы, как оттопыриться на выходных, а упрямством она не обделена. Поэтому с субботнего утра уже балдела на даче с братьями-сёстрами да тётьками-бабками, чему мы и не препятствовали до поры, до времени. Заехав за ней в ополдень, мы сделали ей ненавязчивое предложение поехать с нами покататься, не называя целей покатушек. Куда-то вдруг срываться и всё бросить на самом интересном месте ей, конечно, не хотелось, НО! Но, видимо почуяв, что есть какой-то подвох и предки хотят срулить на что-то интересное, а возможно, и хапнуть каких-то «ништяков», она всё-таки — для контролю — залезла в своё кресло и, прокричав, что скоро вернётся, и чтоб никто не расходился, захлопнула дверь изнутри.

Итак, наше путешествие началось: «Я еду по дороге, мелькают города: Ембаево, Тураево, Большая Каскара…», ну и далее привычные нашему взгляду поля, леса, пойменные луга и болотца Западной Сибири. Жанна, мирно проспав у себя половину пути, периодически осведомлялась, долго ли мы будем кружить вокруг города и не пора ли заворачивать оглобли. Мы же, когда показался кремль, осторожно намекнули, что сейчас в Тобольск заедем, раз уж мы тут рядом оказались, а там видно будет. Она благополучно думала, что это всё шуточки, пока сама не прочла на открывшемся взору правом берегу Иртыша — «ТОБОЛЬСК».

Праведный гнев обрушился на наши головы. Надув щёки, она просидела до самого Абалака, (что лежит в 15 км вправо по берегу Иртыша, если повернуть перед самым постом ГАИ), пока мы не заехали в туристский комплекс с одноимённым названием. И только здесь, на высоком берегу Иртыша, обретя сказочных персонажей, живых зверюг и разные интересные лестницы, переходы и горки, она сменила гнев на милость. Чтоб проехать к комплексу, нужно проехать через село вдоль монастыря. Или бросив машину на площадке возле монастыря пройти, вдоль берега. Вход — 50 руб. с носа, или заезжать на внутреннюю парковку — 100 руб. с авто.

Туристический комплекс создан недавно, рулит тут известная Тобольская гостиница «Славянская».

Мне довелось побывать здесь проездом впервые в 2008, когда только ставились первые срубы, укладывались деревянные мостовые и т. д. Задумано, конечно, креативно, тем более Тобольск пиарят усиленно, как туристический город. Сказочный городок ещё не полностью достроен, планы грандиозные, но основная часть уже работает. Здесь есть загон со зверюгами: кони, коровы, козы, а так же енот (кличку забыл). Есть терема, большая горка, изба Бабы-Яги, сторожевые башни с пушками и смотровыми площадками, говорящие ратники, бар «Кит», трактир, змей Горыныч, самоходный мужик с конём и плугом. Зимой работает горнолыжный склон с подъёмником.

Вот тут Жанна сменила гнев на милость и устремилась осваивать территорию.

Пойма Иртыша с горки.

Не кот, ли «учёный» на водопое?

Банька.

Енот.

Шахмотья.

Западно-Сибирская равнина. Здесь под Абалаком отряд Ермака одержал важную, определившую успех его экспедиции победу, над войском Маметкула. Здесь же он проплывал в сторону Вагая в свой последний поход в июле 1585 года.

Спускаться вниз мы не собирались, но ребёнка ведь не удержать на таких просторах, пришлось поработать ногами и лёгкими на обратном пути. Вспомнилось, как в далёком 93-м прожил здесь целый месяц в составе казачьего лагеря. Жили в разрушенном и только начинавшем восстанавливаться монастыре. И гоняли нас по этой лестнице (ну не по этой, той старой, уже не сохранилось) не по разу в день за всякие провинности и шалости или в качестве физзарядки, а бывало и без лестницы, прямо по склону. Мало кто на ногах-то и добегал, большинство докатывалось.

Несмотря на прекрасно проведённый вечер, остался у меня некий непонятный осадок.

Я понимаю, что может ещё не всё сделано, как задумано, но политика «Славянской» на данный момент мне показалась ошибочной. Точнее будет сказать — одноразовой. Мы (туристы) здесь только ходим, смотрим, фоткаем. Всё. Через час-другой отсюда просто валят. Бабу-Ягу запустить — иди ищи админа, чтоб заплатить, ещё что-то — то же самое, пацан на балалайке чёй- то сыграл — деньги давай. Я бы лучше на входе 500 заплатил, или даже больше, но чтоб тут всё крутилось и вертелось, действо какое-то было постоянно, а не приходилось самому себя развлекать. Ну, чтоб как в аквапарке — зашёл и торчи целый день, только на корма трать денежку, если оголодал. А пока непонятно, как это всё будет себя окупать, бабла вложено много, посетители, однако не задерживаются.

Я ещё по простоте душевной думал, что мы здесь и заночуем, т. к. краем уха где-то слышал об открытии в этом месте данного сервиса. Только нарезав пару кругов по территории, внимательно изучив схему, так и не нашёл ни цен, ни администратора, хотя номера есть, видно, что жилые, правда, везде замки на дверях увесистые и явно давно не открывавшиеся. Тут я проявил настойчивость, хотя и был у меня запасной вариант для ночлега, а всё же подумалось: «на севере работаем — миллионами ворочаем». Приехал с семьёй на одну ночь, можно и шикануть ради заката и восхода на Иртыше. Да и бывал я в ХМАО и ЯНАО и в газоспасательной столице, видел приличные гостиницы с хорошей суточной ценой, где даже буржуины заселяются без проблем, и наши мелкоолигархические подонки тоже не чураются. Побрёл опять к охраннику на въезде, где, спрашиваю, администратора найти?

Он меня отправил в трактир к официанткам! Уже подвох почувствовался несомненный. Те меня оглядели подозрительно, переглянулись меж собой, чета поскрипели мозгами и назвали цену удовольствия. Ну, я и раньше знал, что «Славянская» не для простых смертных, но 7 000 руб. в сутки за номер в деревянном доме, рубленом бензопилой?

Это в «туристическом комплексе», куда не каждый турист-то и заворачивает и спрос на жильё явно не как в Сочи в пик сезона. Я ещё пытался договориться, что мне не надо сутки, мне бы переночевать — ответ тот же 7 т.р. Вот и осталось не совсем ясно, зачем и для кого всё это создано. Культур-мультур отсутствует, сидеть в трактире с завышенными ценами тоже безсмысленно, не питаться ведь приехали, тем более дальше по трассе есть отличные харчевни. Фотографий уже полно всяких, ночёвку даже и не всякий северянин себе может позволить. Есть ли у меня повод посетить этот комплекс ещё раз?

Поэтому пришлось ночевать по запасному, проверенному варианту, в дорожном мотеле, находящемся неподалёку на трассе, как ехать дальше в сторону севера, где мне уже приходилось останавливаться ранее при возвращении с командировок. Номер с душем, сортиром, TV и двуспальной кроватью обошёлся в 1 500 руб.+ 50 руб. за стоянку.

Перед отъездом из села успели зайти в монастырь, приложиться к чудотворной Абалацкой иконе Божией Матери.

Ну и немного об истории и архитектуре:

Абалак был небольшим татарским городком и название своё получил от имени князя Абалака, сына сибирского хана Мара. К концу 16-го века городок стал настоящей крепостью, с трёх сторон обнесённой валом и рвами, а с четвёртой защищённой береговым обрывом Иртыша. Узнав о приближении Ермака, одну из своих жён Кучум укрыл в Абалаке, а после поражения под Чувашским мысом сам пришёл сюда с остатками войска. Затем он надолго покинул эти места.

Церковь Марии Египетской (стр.1752-1759г.).

На высокий четверик храма поставлен почти такой же высоты восьмерик колокольни. Венчает вертикальную композицию пирамидальный свод барабана.

Церковь-колокольня выше и стройнее стоящего рядом Знаменского храма — мощного четверика «придавленного» к земле необъятным куполом. Эта необычность — результат перестройки храма в 1761 году. Изначально, как и Софийский собор в Тобольске, Знаменский храм был пятиглавым.

Знаменский храм. Освящён в 1691 г.

Формирование ансамбля монастыря закончилось в конце 1850-х.

Далее у нас была по плану прогулка по центру вечернего Тобольска. Оплатив номер в гостинице и предупредив, что вернёмся позже, мы выдвинулись в город. Заезжали по берегу Иртыша через пос. Прииртышский, мимо Иоанно-Введенского монастыря. Оставив машину у площади, потопали вокруг первого в Сибири кремля пешком. Реконструкция ансамбля Тобольского кремля недавно завершилась. Когда мы были здесь в 2007-м году, она была в самом разгаре, сейчас же гулять по этим древним местам сплошное удовольствие.

Софийский собор (стр.1681-1686 г.).

Тобольск состоит из верхней и нижней части. Нижняя часть, подгорная — это старые дома, церкви, особняки, частный сектор. Любознательный турист сможет лазить там не один день. Верхняя часть — это кремль и прилегающий исторический центр. Далее идут микрорайоны, делать там особо нечего. У местных нижняя часть считается этакой «деревней» и жить там не престижно. Не раз встречал у жителей цивилизованных верхнетобольских панельных бараков пренебрежение к нижнему Тобольску, их оскорбляет само существование нижней части.

Софийский собор Тобольского кремля начал строиться в апреле 1683 г., после того как приехала артель Устюжских строителей и из Москвы прислали опытных каменщиков во главе с подмастерьем Василием Ларионовым. Главы собора были сооружены «луковичными», а в 1726 году заменены на более сложные, с перехватами у основания, по типу украинских. С 1702 по 1768 год все тобольские митрополиты были выходцами с Украины, и это не прошло бесследно для всего сибирского зодчества.

Совсем недавно в ходе реконструкции собор был полностью расписан фресками мастерами из иконописной школы Тобольской Духовной семинарии.

Известны имена главных строителей кремля. Это Гаврила Тютин и Герасим Шарыпин. Оба из простых каменщиков стали в Тобольске каменных дел подмастерьями. Шарыпин после окончания работ на Софийском дворе возвратился в Москву, но в 1699 году заключил новый договор с Сибирским приказом и приезжает в Тобольск строить каменный город. Приказная палата и гостиный двор были начаты строительством под его руководством.

Семён Ульянович Ремезов (знаменитый сибирский картограф, географ, летописец, художник и зодчий) был назначен главным строителем кремля в 1698 году. Именно он был одним из тех, кто стоял у истоков проектирования — нового в России процесса, позволяющего уточнить и проверить членения и формы будущего сооружения. Кроме гражданских зданий Ремезов проектировал также металлургические заводы в Сибири и на Урале.

Обойдя кремль, прошлись по ул. Ремезова до сквера им. Ершова. Это совсем рядом.

Там появились:

Чудо-Юдо рыба кит.

Царь и котёл.

Конёк-горбунок.

Ну и сам Пётр Павлович.

Есть ещё Жар-птица, но в кадр не попала.

Пётр Ершов учился в Тобольской гимназии, когда её директором был отец Менделеева. Знаменитого «Конька-Горбунка» написал еще, будучи студентом в Питере. Вернулся в Тобольск в 1836 году и всю жизнь посвятил педагогическому делу. С 1851 года он директор гимназии и инспектор народных училищ губернии. При его директорстве в гимназии обучался Д. И. Менделеев.

На этом мы вечернюю прогулку закончили и отправились в гостиницу на ночёвку. Утром с подъемом не спешили, дождались, пока все постояльцы разъехались, кто на север, кто на юг. Наша команда немного протряслась в северном направлении для экскурсии, заодно позавтракали в «узбечке», что возле поворота на д. Башково. На всей северной трассе я знаю три узбекпищеблока: в Тобольске, в Пыть-Яхе и в Н. Уренгое, и во всех, соотношение цена-качество-сервис на порядок выше, чем в обычных дорожных тошниловках. На обратном пути решили заскочить в город ещё раз, взглянуть при свете дня.

Возле кладбища, где могилы декабристов, поставили памятное панно.

А это, я так понял, восстанавливают сгоревший театр.

Побродив ещё немного возле кремля, купив ребёнку майку с Коньком-горбунком и надписью «Тобольск», мы решили заворачивать на Тюмень, и, поплутав немного (хоть и с навигатором) по нижней части, выбрались на трассу.

Вот так, форсированным маршем, за сутки, мы прокатились по древней Сибирской столице и окрестностям. Бывший форпост освоения Сибирских земель, ставший незаметным, провинциальным городком. Но прошлое этого городка, его значение в те времена, всегда будут достойны страниц любой исторической книги. Заезжайте сюда путешественники и автолюбители, не забывайте старый город. Вы удивитесь количеству людей (знаменитых и не очень), которые здесь жили и творили, делали своё дело, благодаря которому мы до сих пор существуем как народ и как государство.

Для разнообразия добавлю несколько фотографий из других наших посещений этих мест.

Вид на кремль с берега Иртыша.

Сквер Ермака у взвоза.

Абалакский городок.

«Кирпич».

Изба Бабы-Яги.

Абалакский монастырь.

Картина в музее.

Ну и на посошок открытка из архива:

ТОМСК
Был в ТОбольске есть на что посмотреть
tourer tt
красиво

Хорошо прокатили )
Как приятно почитать рассказ, написанный правильной русской речью, и узнать что-то новое о родной стране.
Приятно прочитать рассказ, написанный хорошим русским языком, да еше, и узнать что-то новое о родной стране.

классные фотки

кстати хорошая дорога Тобольск-Тюмень. Много лет по ней езжу и очень нравиться )))
Были)
ВладимМед
"Кирпич" зачётный!

Лесостепск в краю болот
Молодцы! Сам с семьей уже несколько раз вот так просто на выходные ездили и в Тобольск и Абалак. На счет Абалака действительно осадочек остается, сервис на нуле. И вот объясните мне...ну какого хрена в старорусском городище-крепости продавать шашлыки? Нельзя чтоли мясо жаренное в меде с овощами подавать, ведь морс и квас своего производства (вкусный кстати) подают, так и блюда пусть ближе к славянской кухне будут, тем более что слаявянская кухня вкусна и разнообразна. А вот Тобольску не хватает аккуратности от его жителей, свинячат дай боже, а ведь чистый и уютный Тобольск их хлеб, задел на будующее. В целом проект Тобольск-туристическая столица западной Сибири, может быть успешным при желании чиновников и жителей регионаЁ а не просто как повод выполнить задание под козырек и распилить очередную порцию бабла.
Опирайтесь на смысл, не просто на слова - Будда.
Привет землякам. Хотел бы вложить свои 5 копеек к рассказу.
Был в этом "Курорте" зимой, прошлого года. Ездили с женой в Вагай к родственникам, и проездом заехали посмотреть. Также неприятно удивился ценам на ВСЁ. А сомнения закрались ещё на подступах - крузаки, прадики, Х5 и Х6 возле стоянки. Кароче за вход взяли по 300р с человека. В итоге час проходили по территории и уехали обратно. Цены выше чем в Кволити отель Тюмень. Места красивые, всё остальное не понравилось....ИМХО

Надым
Ну прям к стати автопутешествие написали!!! В июне как раз в тех краях должны отметиться. обязательно заедем посмотреть.
Спасибо, что не поленились написать!!!!!!!!!!!!!!!!
Серж Краснодарский
А снег откуда на последних фотках взялся? или фотки не свои, так и писать надо, везде зелень а потом снег.
Поездочка прикольная.

Минск
Да уж "кирпич" - та ещё потеха:)
Мой отзыв: Ford Focus 2002

тюмень
автор правильно мыслишь! согласен во всем! а осадок остался и у меня и у жены, а мы ездили зимой в -30.
А так красота!! и самое главное Маршрут ВЫХОДНОГО ДНЯ!!! не более
кто? кого?

г. Выхлопдар
Я был в Тобольске, два года назад, с экскурсионными целями. Очень понравилось. Даже руины ихние впечетляют, в нижнем городе. Удручают только гигантские комары и мелкие мошки. Это ужас. ***** https://i.drom.ru/reviews/photo...
Mitsubishi Town Box Wide
ВАЗ-11113, Калина-хэ, Калина-кро
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru

Был в Тобольском кремле в 2006 году. Очень впечатлил музей. Планирую сьездить туда этим летом в отпуске. И еще раз убедился, что поездка обязательно состоиться прочитав Ваш рассказ. Спасибо!)))

А организаторам и хозяевам кемпинга этого, незачет и презрение.
Что может гореть - горит.
Что не может - тонет.
Что не тонет - руководит.

А комары, слепни и оводы там действительно просто звери ужасные.
Что может гореть - горит.
Что не может - тонет.
Что не тонет - руководит.

Надым
Vinetu:
А комары, слепни и оводы там действительно просто звери ужасные.
Да в этих местах везде комары, мошка и слепни хватают человека и в лес на ужин уносят))))))
olegm42
класс! надо съездить. СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНЫЙ РАССКАЗ!!!!

Тюменская область
Да, места хорошие там. сам живу в 100 км от Тобольска. и бываю там частенько. Историческая часть города интересная, а остальной город мне не очень нравится. и ценники там действительно конские, не понять на чем основанные. А вообще тобольск не так давно был очень криминальным городом, с обилием гопоты, нарков и прочей нечисти. сейчас потихоньку и туда приходит цивилизация.
Салехард
Улыбнуло.Студенческие годы... Альма Матер.

Сообщений: 2099
Посмотрела только фото - очень хорошо, интересно, красиво, девочка такая милая :-)
Отчет позже почитаю, сейчас время "поджимает". Спасибо
Наши автопутешествия здесь http://www.garkushevo.ru
Серж Краснодарский
А куда мой пост делся? Я спрашивал почему на всех фотках зелень и тепло а на последних снег?
Серж краснодарский
Прикольно ))))

Щёлково
Складно и познавательно написано. Спасибо.

Серж Краснодарский:
автор отчета:
Да пребудет с вами сила, масса и ускорение!

+5 за отчет!
Кстати, в Тобольске был и есть единственный каменный кремль в Сибири, а до середины 18 века он был столицей всей территории от Урала до Тихого океана. Обязательно стоит побывать там!
Да пребудет с вами сила, масса и ускорение!

Балаково
Хорошо скатались! А у меня наоборот дочка очень любит путешествовать, хлебом ее не корми :)
СК"Турбина" - ЧЕМПИОН!!

Тобольск
На фото не театр восстанавливают,а ресторан строят,без единого гвоздя и с царским меню для владельцев крузаков ,х5,х6
Пока среди вас есть порядочные люди,
Жму руку каждому и так всегда будет.
когда-то из Тобольска управлялись Аляской. Где сейчас Аляска? и где Тобольск? Только этого стот заехать в Тобольск и посмотреть и послушать экскурсовода.

Лесостепск в краю болот
Юрий на Фокусе:
Его уже выставили на продажу, как готовая платформа для бизнеса.
Опирайтесь на смысл, не просто на слова - Будда.
Трогательно !!!!

КАК В СКАЗКЕ!!!
Izh-Yupiter
Toyota72:
...А вообще тобольск не так давно был[ и остается ]очень криминальным городом, с обилием гопоты, нарков и прочей нечисти. сейчас потихоньку и туда приходит цивилизация[ подгорную гопоту переселяют в нагорные микрорайоны ]

Спасибо
Хороший рассказ про мою Родину.
Легкой дороги не обещаю. Но нагуляемся вволю! Ваш SUSанин.

Зачет землякам!
Лишили прав?
И правильно сделали! Одним идиотом на дороге станет меньше.

Молодцы!!!Красивые места

Ну да, можно на выходных прокатнуться!
Nissan X-trail T-30 06г. левый японец
Мой отзыв: Toyota Corolla Fielder 2002

Были в прошлом году 12 июня, автопробег S-максоводов. Жили в бывшем пионерском лагере "Радужный". Очень понравилось, советую! Шашлыки готовили сами, есть сауна с бассейном, старица возле самого корпуса, катамараны... Посетили Абалакский монастырь и сам город. Есть желание еще повторить.

Красиво

Урал Сухой Лог
Как маршрут выходного дня - отлично!Уже два года были на фестивале" Абалакское поле"- очень понравилось,но ночевали внизу на поляне у реки в палатках.Тобольский кремль- ЗДОРОВО!Дорога Тюмень-Тобольск-Отличная!