|
Собирались долго, менялись сроки, состав компании…
В августе 2010-го собрались на неделю ехать в горный Алтай посмотреть всю глубину Алтая, куда довезут характеристики Toyota RAV4, порыбачить и отдохнуть. Вова как раз купил себе RAV4-II — думал испытать, но в итоге не поехал, так как мог только на выходные.
Поехали с Виталей вдвоём на моём. Собирались выехать в субботу 14-го и вернуться в воскресенье 22-го, через неделю. За день до поездки, выяснилось, что ему надо приехать в пятницу 20-го к 10 утра. В итоге быстро собрались, закупили всё, что надо, и выехали из Бердска по М-52 на юг в пятницу, 13-го, в 21 с чем-то.
Прошли до Усть-Семы, республики Горный Алтай. На въезде в Республику, перед Маймой, на посту тормознули для проверки (кстати, единственный раз за всю поездку). Мент стал разговаривать в нахальном стиле: «А, на рыбалку, за тайменем, поди. А не ты ли мне в прошлый раз тайменя обещал привезти. Смотри не обмани снова, поедешь назад, завези…» Представляться начал вдалеке от меня, отвернувшись в сторону. Хамло. Хорошо, что теперь их не будет, а будет профессиональная полиция. Ну, да поехали дальше. За Усть- Семой, где-то в 3 или 3:30 свернули с дороги, откинули сидушки и заснули. Проснулись часов в 6 утра и в путь. Далее о времени позабыли — довольствовались двумя ориентирами: утро и вечер. Поехали дальше. Невероятно красивый утренний Алтай — горы, речки, низкий туман.
Первые фотки — перевал Чике-Таман.
Далее поехали до Акташа, где нас ждали пропуска в погранзону, ведь мы ехали в сторону плато Укок, в пятикилометровую зону с границей Монголии.
На заметку. Пропуска можно было получать по-разному: на посту в посёлке Кош-Агач на месте или на заставе в Акташе заранее. Хорошо, что я выбрал второй путь, так как в момент нашей поездки в Кош-Агаче перестали выдавать пропуска. Я заранее, за неделю, отправил заполненные заявления на пропуска по e-mail, много раз перезванивал, почему-то у них большая проблема получить электронную почту (им для этого надо куда-то идти, причем, судя по дням ожидания ходить приходилось неблизко). В итоге, нам сказали, что пропуска готовы и ждут нас на КПП в Акташе. Я немного сглупил: прочитал, что застава работает в рабочие дни и выписал пропуска с понедельника, с 16-го. Потом сообразил — КПП-то работает круглосуточно — можно было писать с 14-го, с субботы. Но делать нечего, пункт пропуска «Солонешенский» для нас открыт с 16-го с 0:00.
Акташ перекопан.
Забрали пропуска, и рванули в долину Чулышмана, через Красные ворота, Улаганский перевал 2 085 м над уровнем моря, зарыбленные озёра, деревни Улаган и Балыктуюль, перевал Кату-Ярык.
Красные ворота. (Кто ещё их не видел? :)).
Озеро возле Улаганского перевала. Вдалеке Курайский хребет.
Перед перевалом Кату-Ярык — Долина реки Чулышман.
Остановились в моём любимом месте — далеко от дороги, песчаный пляж, речка Чулышман и много дров. Погода была изумительная — солнце, жара. Обгорели немного.
Пробовали рыбачить — с нулевым успехом — в этом месте такой результат постоянно — то ли ловить надо уметь, то ли не харюзиное место. У соседей по бокам немного ловилось за день до этого.
Приобрёл в дорогу ручную пилу за 350 руб. — читал, что плохо с дровами, очень удобная, места занимает, как губка для обуви. На берегу Чулышмана было много стволов, принесённых паводком весной — напилили много дров — с собой потом возили, хотя готовили на плитке газовой.
Решили построить баньку — полиэтиленовый рукав взяли заранее с собой, на месте натаскали камней, соорудили каркас, соединив все прихваченным с собой скотчем.
Попарилось с пивом и спать.
Наутро, 15-го, в воскресенье, выспавшись, порыбачили чуть-чуть с тем же результатом. Перед отъездом решили залезть на гору. Постоянно возникает такая идея, когда рядом горы, но, почему-то, никогда не выполняется. В нашем случае идея была у обоих и никто не мешал — полезли. Наелись дикого крыжовника — спелого и сладкого, посмотрели сверху окрестности.
Спустились, собрали палатку и поехали в сторону улаганских озёр, зарыбленных форелью. Надо сказать, что палатку мы ставили в первый и последний раз. В остальное время спали в машине.
После подъёма на перевал Кату-Ярык я поцеловал машину в руль. Поднимался и спускался на этом перевале на разных машинах, но на своей в первый раз.
Бансай рядом с посёлком Балыктуюль.
Погода испортилась, иногда моросил дождь, дул холодный ветер.
Приехали на вечернюю рыбалку, ходили со спинами вдоль берега. Замёрзли, как цуцики. Тут мне повезло, вытащил одну форельку грамм на 250-300.
Вообще там надо рыбачить с лодки. Многие приезжали со своими, но есть и прокат.
Сначала думали поужинать, заночевать, а утром 16-го ехать в сторону плато Укок. На углях зажарили форель, запили горячим кофе с коньяком , спать расхотелось и решили дёрнуть сразу, переночевать где-нибудь по пути.
Меня очень манили древности горного Алтая, решил искать наскальные рисунки, начитавшись, узнал, что их много возле посёлка Бельтир.
Бельтир примечателен ещё тем, что был разрушен полностью землетрясением магнитудой 7,3 балла осенью 2003 году. Тогда землетрясение сильно ощущалось в Новосибирске, 640 км по прямой. Посёлок находится в 25 км от эпицентра.
Свернули с М-52 в село Ортолык, в сторону Бельтира по указателям, началась ужасная дорога, первый раз я подумал: нахрена мы туда едем. Доехали до села ночью. Свернули с дороги в степь — тут и там скакали тушканчики — ночные животные степи. Заночевали. Утром проснулись, посмотрев восход солнца, начали объезжать все более менее крупные скопления камней в поисках петроглифов — наскальных рисунков. В итоге нашли один, на маленьком камне, возле автобусной остановки — то ли действительно древний, то ли недавно набитый каким-нибудь скучающим жителем, ожидающим автобус.
Посмотрели — двинулись дальше, уже чётко в сторону заставы. Путь ожидался такой — Бельтир — Ортолык — Кош-Агач — Застава. Но мой товарищ, только недавно приобщившийся к «Навителу», узрел путь по степи напрямую от Бельтира до заставы. Ну и ладно, — или у нас не джип? — свернули с ужасной дороги, на более-менее ровную степь с мелкими камнями и протоптанным направлением. Тушканчиков сменили пищухи — похожие на бурундуков звери без чёрных полосок. Одни сидели на задних лапках, грелись на камнях на встающем солнце, провожая нас, другие бросались под колёса, перебегая дорогу. Пересекая Чуйскую степь, — большое плато на высоте 1800м над уровнем моря — переезжали мелкие речушки, которые стремились к реке Чуя, которая в свою очередь наполняла Катунь, заполненные и пересохшие оросительные каналы. Погода была солнечная, небо безоблачное, но +8°С. Вдалеке видны были отроги Южно-Чуйского хребта. Встречались журавли.
По степи доехали до летника, стоявшего на речке Тархата домика, как казалось, без крыши. Кстати, в этой местности очень мало осадков, поэтому очень у многого количества домов крыши горизонтальные относительно земли. По крыше ходил парень 15-ти лет — к нам не подошёл. На домике висела солнечная батарея, игрался котёнок, обняв столбик стоял 2-3 летний алтаец. К нам вышла пожилая алтайка — расспросили у неё про дорогу, про рыбалку.
С осторожностью пересекли Тархату — в общем, не глубокая в этом месте речка, но мы на одной машине — вытаскивать нас некому, поэтому перестраховывались.
Немного проехали и выехали на дорогу ведущую от Кош-Агача до заставы и далее на плато Укок, т. е. срезали, хотя был план заправится в Кош-Агаче 92 бензином, далее, по отзывам, бензин был далеко и только 80-тый.
С собой из Академгородка брали в запас 20 л канистру с 92. Если б заехали в Кош-Агач, она не пригодилась бы, а так помогла — дозаправлялись. Думали, на крайний случай для того, чтобы развести 80-й 92-м, Но в Джазатаре оказалось аж две заправки с 92-м.
В общем, двинули мы в сторону заставы так же по степи, но по более накатанной дороге — «трасса», только ехать по ней гораздо хуже, чем по степи, поэтому параллельно «трассе» идут многочисленные дороги, одну из которых мы и выбрали. Доехали до заставы, вышли два срочника погранца, один взял пропуска с документами, ушёл проверять. С другим пообщались немного, подарили пачку сигарет. Он сообщил, что в Джазаторе 92-й есть, и что позавчера здесь шел снег. Проверив пропуска, нам открыли шлагбаум, и мы покатили дальше.
Дорога была ужаснейшая, камни, ямы, щебёнка, «стиральная доска» — медленно продвигались, останавливаясь отдохнуть от тряски и посмотреть остатки древних курганов. После степи дороги шли по ущелью, между хребтов.
Видели просто тьму сурков, хотели мяса. Доехали до перекрёстка Калгуты налево — 30, Джазатор направо — 70.
Конечной точкой у нас был Джазатор, а по пути планировали посетить Джумалинские ключи. Повернули налево — худшей дороги я не видел. Снова несколько раз мелькала мысль — нахрен надо, поехали уже на речку, встанем и будем отдыхать, Но тут же другая мысль, что больше я сюда никогда уже не попаду, скорее всего, двигала меня дальше. Надо сказать, обруливал камни умело, цеплял разве что углом глушителя, который под картером заднего редуктора. Поднялись выше снега, на высоту 2 685 м. Вдали, на расстоянии без малого пяти км видно было хребет, по которому проходит граница с Монголией.
На этой высоте накрыло то ли снегом — крупной крупой, то ли мелким градом, но он быстро прошёл. Спускались с перевала так же долго как и поднимались. Перевал сам по себе пологий, напоминает Семинский, вот только отличается покрытием. 28 км ехали два часа.
Приехали… Слева остался действующий рудник, как я читал — вольфрамово-молибденовый.
Перед нами были Джумалинские ключи — священное для алтайцев место.
Подошедший парень нам рассказал, что вода в ключе минеральная, что в этом месте выходы газа радона, что сидеть в купелях больше десяти минут за раз нельзя, но можно подходить много раз с перерывом, что вода помогает очень от остеохондроза. Так же рассказал, что этим местом заведует какая-то (не запомнил) дух — молодая женщина и что к святилищу нам, не их веры, подходить ни в коем случае нельзя. Святилище напоминает толстую ветку дерева, вся обвязанная тряпками, на тряпках пишут, что болит, и повязывают. Издалека я видел, как там проводили обряд.
Вдали слева видно святилище.
Джумалинские ключи называются так же Тёплыми ключами, вода в них всегда +17 — +18°С. Но мыть руки, когда на улице +9°С — вода действительно казалось тёплой. Сидеть было холодно, но мы по первому разу отсидели по десять положенных минут, Виталя ещё один раз посетил купель.
С этого места дорога идёт дальше, на перевал Тёплый ключ, за которым начинается плато Укок. Прочитав обзоры, я понял, что на RAVике туда можно даже не пытаться. Тут же мы встретили группу новосибирцев на подготовленных «Деликах» из команды «Исследование Тела, Духа и Вообще» :) … . Они нам рассказали, что в этом году дорога там особенная — они оставляли «Делики» здесь, нанимали УАЗ и на нём ездили на Укок.
От этих ключей начинается река Джумалы — я планировал остановится на её впадении в реку Джазатор — ведь именно в этих местах море хариуса .
Посмотрев, что можно, мы отправились обратно к перекрёстку. Дорога показалось короче, то ли потому, что по знакомым уже местам, то ли приободрились — сняли усталость, посидев в радиоактивной воде и тут же выведя радиацию коньяком. От перекрёстка и дальше в сторону Джазатора дорога была более менее — даже до 60 км/ч разгонялись.
Спустившись к реке Джазатор, на месте впадения в Джазатор реки Джумалы мы встретили… новосибирцев. На первом «RAVике», «Ипсуме» и УАЗике-буханке. Они строили баню. Поговорив с ними, мы поняли, что опоздали, до нас на нашем месте стояли … другие новосибирцы и вёдрами черпали хариуса, видимо, всего вычерпали, а новый не подошёл… С хариусом нам не везло . После уже, когда пошёл дождь вымутили двух небольших — сделали «чушь», навернули под водочку…
Проснувшись утром, безуспешно покидав «спины», решили ехать дальше, до деревни Джазатор. По пути встречали много разрытых курганов, останавливались фотографироваться, ели крыжовник, который был зеленее чулышманского.
Деревня Джазатор — большая деревня, проживает около 1 500 человек, в основном казахи. Там есть погранучасток. Недавно построили на горной речке небольшую ГЭС. До этого освещались дизельгенератором. Теперь там есть даже вышка «МТС». Кстати, Джазатор переводится с какого-то как «летняя стоянка» — так называется и река протекающая до деревни. Русское название посёлка — Беляши. На картах «Гугл», в сервисе «Panaramio» — видел фото с табличкой на въезде «Jaсator», сейчас же там табличка «Беляши» Мы спрашивали в некоторых магазинах — беляшей там не продавали, нашли только пирожки с картошкой.
Проехали деревню, свалку мусора, увидели чудесную поляну на берегу реки Аргут (о реке далее), на поляне, на въезде стоял аил, и табличка: «Баня». Мы решили посетить. Виталя порывался зайти в аил, посмотреть, думая, что это баня, но баня стояла дальше, на что я ему указал. Договорившись с казахом Сергеем, смотрящим за местом (хозяин участка живёт в Беляшах), что он затопит баню к вечеру, мы поехали дальше — была мысль посетить степь Самаха. Про неё много читал, что там много остатков древности, а так же местные рассказали, там каменные снежные горы, которые мы видели издалека. Пересекли Аргут по хорошему деревянному мосту,
проехали немного по дороге в сторону Самахи по плохой дороге(напомнила дорогу к Джумалинским ключам), по которой мимо проезжали ГАЗ-66 и УАЗики,
решили не искушать больше судьбу, так как устали и нас ждала БАНЯ! Вернувшись на поляну, пока топилась баня, пытался рыбачить — снова без успеха, пока не оборвал снасть далёким и сильным забросом.
Проходили местные парни с удочкоми, сказали: «Здесь рыбы нет! Рыба дальше». Мы попросили их зайти к нам на обратном пути, если будет улов, чтобы купить у них рыбки на уху. Парились в бане,
пили пиво, снова парились и т.д. Вернулись местные с уловом, мы у них купили штук семь хариусов за 100 руб., Виталя отвёз парней в деревню, заодно ещё взял пива. Пока он ездил, я почистил рыбу и начал варить уху… прямо в бане. Баня была большая, а на улице холодно :). Фотали, как солнце садится как раз за вершину горы. Уснули в машине.
Проснувшись, я посмотрел на градусник бортового компа, он показывал -3°С, на траве лежал иней, над Аргутом поднимался туман.
Пока я прибирался, пришла Виталина очередь потерять снасть. Собрались, поехали смотреть на исток Аргута. Аргут получается слиянием реки Джазатор и реки Ак-алаха (в переводе — Белая река) в посёлке Беляши. Ак-алаха течёт с плато Укок, протекает через залежи известняка и получает белый цвет — невероятное зрелище.
Местный IMAX?
Напоследок решили снова заехать на улаганское озеро за форелью. Поехали по маршруту Беляши — застава — Кош-Агач — Акташ. На заставе встретились с новосибирцами, которые стояли на месте впадения Джумалы, они рассказали, что как только мы уехали, они наткнулись на стаю хариусов. Их было много и большие, хватали сразу по две мушки и путали снасти. Я крикнул Витале: поехали назад! Он только ухмыльнулся — времени оставалось мало .
Проехали по чуйской степи в Кош-Агач, выехали на М-52. Была мысль доехать до Ташанты — посмотреть погранзаставу на границе с Монголией, но торопились на вечернюю рыбалку форели — не стали.
В этот раз Курайскую степь проезжали днём. Виталя крепко спал, а я восхищался каменными многоснежными горами недалеко от дороги, среди которых был и ледник Актру.
Через Акташ заехали на озеро.
Я остался спать, Виталя арендовал вёсельную лодку и отправился рыбачить — опять-таки с нулевым успехом. Приезжий из Томска парень, со своей лодкой наловил много, пообещав взять кого-нибудь одного на утреннюю. Что-то я устал ездить, поэтому проспал так же всю ночь и утро — на утреннюю пошёл Виталя — тут наконец-то нам повезло — наловили 3,5 кг. По две просолили, домой взяли, две сразу закоптили… ммм…
Дальше четверг, 19-го, поехали домой.
Можно лишь рассказать об остановке возле посёлка Белый бом, там перекрыли трассу М-52 для «плановой очистки скалы». Два альпиниста лазили по выступающей над дорогой скале и ковыряли её ломами.
Простояли минут 45, затем поехали дальше, домой. Приехали в час тридцать ночи в пятницу, Виталю утром ждала поездка в город по делам, а я пересел в другую машину, уснул и меня повезли на солёные озёра Алтайского края до понедельника…
По традиции итог: на еду потратили около 5 тыс. руб., много привезли назад, проехали 2 450 км, бензина спалили на 5,5 тыс. руб. Средний расход составил 10,5 л/100 км.
С машиной не случилось абсолютно ничего, т.е. вообще…
Всё.
P.S. Уже дома заметил, что выхлопная труба под картером заднего редуктора стала овальной — примялась.