От Байкала до Карпат и Чёрного моря на Toyota Wish, часть 2

14.01.2011 | 37956 просмотров

Ещё раз здравствуйте всем!

Большое спасибо за отзывы на первую часть отчёта, за доброжелательность и позитив.

К сожалению, весной мне так и не удалось закончить вторую часть отчёта, определённый цейтнот на работе, подготовка к очередной навигации и сама навигация, опять работа, так что смог вернуться к отчёту только в декабре.

Во второй части вдвое возрастёт количество фотографий. На Украине столько исторических и природных достопримечательностей, что не хватит и нескольких лет, чтобы всё посетить и увидеть. У нас же было всего две недели. С помощью фото мы постараемся передать наши ощущения и настроение от пребывания на этой прекрасной земле.

09—11.08.09 г., воскресенье, понедельник, вторник, г. Киев

Киев красив в любое время года, но особенно он хорош  весной и летом. Мне посчастливилось учиться здесь три с половиной года, и это было отличное время. Киев был и остаётся (несмотря на все политические катаклизмы) одним из красивейших городов мира, в нём чувствуется и столичный ритм жизни, и столичный размах. Город с древней историей: «Киев — мать городов русских», здесь крестилась Русь. Рассказывать о Киеве сложно, лучше приехать сюда и всё посмотреть и оценить самим.

В воскресенье за завтраком, с веранды Мишиного дома, мы наблюдали, как на аэродроме «Чайка» полным ходом идут парашютные прыжки и полёты спортивных самолётов. И после завтрака (а по времени это был уже скорее обед) мы все вместе поехали именно на «Чайку», тоже очень значимый для нас аэродром. На «Чайке» в 1976 году проводился (первый раз в СССР!) чемпионат мира по высшему пилотажу, мы специально приезжали из Харькова на открытие этого чемпионата.  На «Чайке» снималась часть эпизодов замечательного фильма Л. Быкова «В бой идут одни старики». Здесь мы выполнили первую сотню прыжков, «сели» на Ут-15, начали ходить на «тридцатки», много чего было хорошего и памятного.

Сегодня «Чайка», помимо всего прочего, дропзона очень хорошего уровня (парашютисты поймут). Прыжки выполняются из самолёта Ан-28, с высоты 4 500 м (набор высоты ~ 15-20 минут), 20-22 человека в три группы с одного захода, благо современные купола позволяют это делать. Понравилась чёткая организация прыжков, всё делается без суеты и спешки, с детальной наземной отработкой прыжков на групповую акробатику. Позавидовали нынешней парашютной молодёжи — уровень нынешних прыжков кардинально отличается от нашего времени. Кстати, возраст парашютистов — от 16-17 лет и до «чуть за 60»! Но есть и большая разница, теперь за всё это надо платить. Ещё один штрих — все бывшие поля вокруг аэродрома  теперь плотно застроены.

Из тех ребят, с кем прыгали в конце 70-х, встретились и пообщались с Володей Кутеповым, сейчас он инструктор и тандем-мастер. К нашему удивлению, до сих пор работает в аэроклубе (но уже не прыгает) наш бывший инструктор В. Косинов. Провели на аэродроме полдня, потом вернулись домой, и опять был вечер воспоминаний.

В. Кутепов.

В понедельник поехали в Лавру — по проспекту Победы, бульвару Шевченко, Крещатику, мимо станции метро «Арсенальная», так же, как и в Харькове, всё вокруг знакомое и почти не изменившееся. Недалеко от центрального входа в Лавру — памятник воинам-афганцам. В средине 80-х Миша летал на Ан-12 в Афгане целый год, их полк понёс серьёзные потери…

В Лавре я был много раз, для Лены это было, естественно, первое посещение святой земли. Девушка-экскурсовод очень подробно и толково рассказала всё на русском языке. Посетили и ближние, и дальние пещеры (фотографировать внутри пещер не разрешается). Впервые увидели красивейший Успенский собор, заложенный в 1073 году, взорванный фашистами в 1941 году и восстановленный в 2000 году. Отдали дань памяти П. А. Столыпину. После посещения Лавры в душе остаются сложные и чистые чувства.

Вход в Лавру.

«Хонда» с кемеровскими номерами в Лавре.

Успенский собор.

Потом переехали к Андреевскому спуску. Знаменитая Андреевская церковь, как и многие храмы на Украине, сейчас находится под управлением Украинской автокефальной церкви, политики добрались и до религии, пытаясь разделить народы. Очень мудрую и убедительную отповедь этому дал патриарх Кирилл, находясь с визитом на Украине летом 2009 года.

Станция метро «Арсенальная».

Многострадальная Рада.

Незабвенные герои фильма «За двумя зайцами»  Проня Прокоповна и Голохвастов.

Андреевская церковь.

Сувениры на Андреевском спуске.

Вернулись к Крещатику, припарковали машину, пошли гулять пешком. Отметились на майдане Незалежностi, прошли весь Крещатик до Бессарабского рынка. Недалеко от входа на станцию метро купили у бабульки вареной кукурузы, попробовали, такой вкусной я не ел с самого детства. На Бессарабском рынке в рыбных рядах вдруг увидели, что в Киеве можно купить даже вяленого омуля. Разговорились с продавщицей, точно, омуль с Байкала! Знающие люди понемногу покупают, цена, правда, запредельная — 1 600 рублей за кг!  Кстати, под Майданом находится, как и под Манежной площадью в Москве, торговый центр, «где вместо цен — номера телефонов».

Майдан, бывшая гостиница «Москва»  теперь отель «Украина».

Памятник легендарным основателям Киева.

Ой, вкусно!

Байкальский омуль в Киеве.

После Крещатика поехали в КИИ ГА. Но тут сработал закон подлости, в фотоаппарате сели аккумуляторы, и все съёмки остались только на видео. Прошлись по институту, зашли в ангар (при нас ангар ещё достраивался), посмотрели технику. Долго сидели на лавочках перед входом в главный корпус, вспоминали счастливые студенческие годы.

Во вторник съездили в гости к Тане. Юра, к сожалению, задерживается в рейсе. Возможно, вернётся к 20-му августа. Теперь мы решили ещё раз заехать в Киев на обратном пути. Вечером в ближайшем супермаркете прикупили немного продуктов на дальнейшую дорогу. В числе прочего, по совету Вали, купили пару палок местной «Московской» колбасы. Это оказалась колбаса с уже почти забытым нами настоящим вкусом «Московской» советских времён. Мы пытались потом найти что-то подобное в Иркутске — нет в Иркутске такой колбасы!

Провёл второй (после Воронежа) технический осмотр, проверил давление в колёсах и затяжку гаек колёс, всё нормально.

12.08.09 г., среда

На сегодня у нас запланирован переезд до села Вахновка, под Винницей. Это родина моей мамы, там живут наши родственники. На Винницу из Киева можно ехать или через Белую Церковь, или через Житомир. Мы выбрали второй вариант. В 07:11 выехали со двора от Миши, далее по окружной до Житомирского шоссе — и вот мы опять на трассе, проходим мимо отворота на «Чайку». Трасса широкая, покрытие очень хорошее. Понравились пешеходные переходы, они уже описывались в отчётах: несколько полос мелкой поперечной гребёнки, выделенных ещё и красной краской. Характерный звук от колёс и мелкая вибрация кузова чётко извещают о приближении к пешеходному переходу. В 07:57 уже пересекли границу Житомирской области, родины С. П. Королёва.

В 08:22 — первые сто километров, средняя скорость по GPS 85,9 км/ч. Как оказалось, это была самая высокая средняя скорость на Украине (за исключением трассы Киев—Одесса). Дальше населённые пункты пошли очень густо, и нередко знак конца населённого пункта слева соседствует со знаком начала следующего населённого пункта справа, не разгонишься. В 08:54 прошли южнее Житомира и с окружной повернули налево на Винницу, в 09:31 пересекли границу Винницкой области.

В первые годы учёбы в ХАИ расстояние в 1 000 км (приблизительно столько надо было ехать на каникулы домой в Чортков) казалось мне невообразимо большим, а Украина громадной. Тут же за каких-то полтора часа проехали насквозь целую область. Да, это не Сибирь, у нас на одну область и дня может не хватить…

Далее через Бердичев до Калиновки, перед Калиновкой заезжаем на заправку. В Калиновке поворачиваем налево на Турбов. Дорога узкая, районного значения, но серьёзных дефектов на полотне дороги нет. Часто встречаются ставки (пруды), густо заросшие камышом, кувшинками и покрытые ряской. Чудные места для отдыха и рыбалки!

В 10:50 мы у бабушкиного дома в Вахновке. Бабушки уже давно нет с нами, сейчас здесь живёт моя тётя, а недалеко — и две её дочери, мои двоюродные сёстры. Весь день провели с родными, сходили в гости и на другой конец села, там тоже живут наши родственники. Переночевали в бабушкином доме. Этот дом я помню с самого раннего детства, ведь лето мы всегда проводили у бабушки. Помню этот дом ещё глинобитным, под соломенной крышей. В середине 60-х  в этой части села даже не было электричества (в 30-ти км от Винницы!), вечера коротали при свете керосиновой лампы…

Во дворе бабушкиного дома.

Тяжкая доля досталась нашим бабушкам и дедушкам — революция, гражданская война, коллективизация и голод 30-х годов, Великая Отечественная война, оккупация, разруха и опять голод, всю жизнь нелёгкий труд, а концу жизни пенсия в целых 12 рублей!

И сейчас в Вахновке неладно. Колхоз разрушен, ремзавод сельхозтехники (республиканского значения!) уничтожен, работы практически нет. Почти всё трудоспособное мужское население (если не пьёт) — на заработках за границей, половина в России, половина в Европе. Такая ситуация не только в Вахновке. Нашедшим работу у себя дома, на Украине, тоже нелегко, уровень средней зарплаты (по крайней мере, у бюджетников) в 2-2,5 раза меньше, чем в России. И это при практически сопоставимом уровне цен. Что-то дешевле, например часть продуктов, зато тот же бензин или газ — ощутимо дороже. В России в деревнях и провинциальных городах живётся тяжело, но на Украине ситуация гораздо сложнее. Больно и обидно за Украину, ведь из всех республик бывшего Советского Союза Украина была, пожалуй, наиболее самодостаточной республикой, обладающей значительным промышленным, научным, сельскохозяйственным потенциалом, серьёзными природными ресурсами.

Что-то грустный получается рассказ, вернёмся лучше к описанию поездки.

За день прошли 266,3 км.

13.08.09 г., четверг

К вечеру мы планируем добраться до Чорткова. Утром попрощались с родными и в 09:13 стартовали на Винницу. Опять прошли Турбов, в 09:50 уже были на окраине Винницы. Проезжаем мимо ремонтного завода гражданской авиации (в 1980 году проходил на нём одну из заводских практик), направляемся в сторону железнодорожного вокзала.

Привокзальная площадь Винницы запомнилась с детства характерным звуком разворачивающихся на круге трамваев и самым вкусным в мире мороженым в вафельных стаканчиках. Теперь трамвайного круга давно уже нет, а мороженое стало обыкновенным. Но трамвай в Виннице действительно очень симпатичный и оригинальный — миниатюрные вагоны ходят по узкоколейке. Мне кажется, что подобных трамвайчиков в других городах я не встречал.

От вокзала движемся по центральной улице в сторону моста через Южный Буг мимо Дома офицеров и гостиницы «Пiвденний Буг» (когда-то эта восьмиэтажная гостиница представлялась мне чуть ли не небоскрёбом). Отмечаем относительно большое количество старых «Москвичей» среди всего прочего транспорта. Проезжаем мимо припаркованной «Хонды» с новосибирскими  номерами (467).  При въезде на мост краем глаза замечаю справа знак «Движение запрещено» с табличкой «07:00 — 20:00», нахожусь в плотном потоке транспорта, сворачивать куда-то уже поздно. Осматриваюсь, попутно с нами движется не только маршрутный транспорт, но и большое количество обычных легковушек, фургонов и т.д., ситуация непонятная. База данных нашей GPS подобных особенностей не учитывает. Беру грех на душу, продолжаем двигаться дальше вместе со всеми.

Так и проезжаем большую часть города, мимо орденоносного Винницкого универмага (он сейчас на ремонте), мимо Вишенки. Припарковались у Западного автовокзала, немного погуляли и перекусили. Затем проходим окружную и в 13:19 выходим на Хмельницкую трассу. Дорога нормальная, есть участки по две полосы в каждую сторону и с ограничением скорости в 110 км/ч. Но в городке Литин состояние дороги напомнило дорогу в нашем Усолье-Сибирском.

В 13:56 пересекаем границу Хмельницкой области. За небольшой промежуток времени вновь и вновь пересекаем по мостам Южный Буг, очень извилистая река. На выезде из Летичева обгоняем и приветствуем «аварийкой» «Волгу» с архангельскими номерами (278). Приятно всё-таки видеть здесь российские машины. У дороги часто встречаются рыночки и магазинчики со всевозможными изделиями из лозы, игрушками и т.д.

Откровенно плохой участок дороги — на объездной Хмельницкого, причём, кроме обычных ям, здесь большое количество бугров, наплывов, каких-то шишек. Кстати, в ПДД Украины для неровностей на дорогах предусмотрены два знака, отдельно для бугров и отдельно для впадин.

Объездная Хмельницкого.

Также на дорогах Украины повсеместно встречаются указатели «WC», придорожных туалетов действительно много, но их состояние ничем не отличается от состояния придорожных туалетов в России. Мы предпочитали пользоваться туалетами на заправках, но даже на заправках солидных брэндов состояние туалетов очень часто оставляет желать лучшего. В отзывах на первую часть нашего отчёта прозвучал вопрос об уместности биотуалета в машине. Честно говоря, раньше мы не задумывались над этим, но теперь нам кажется, что биотуалет в машине не будет лишним, хотя бы из гигиенических соображений (если, конечно, для него найдётся место).

По трассе изредка встречаются гайцы, но встречные дружно предупреждают об их засадах. В 15:51 пересекаем границу Тернопольской области, она проходит по реке Збруч. Место знаменательное — по реке Збруч до сентября 1939 года проходила граница Советского Союза. Успеваем заметить даже несколько бетонных ДОТов того времени, здесь располагался мощный укрепрайон. Собственно, отсюда и начинается Западная Украина.

Ещё одно «историческое» отступление. Западная Украина — регион с многовековой и сложной историей, находящийся практически на стыке славянской и западноевропейской цивилизаций. Богатейшая земля, красивейшая природа, трудолюбивый, основательный и добрый народ. И владеть этой землёй желали практически все рядом расположенные государства. Как результат, многочисленные и почти непрекращающиеся войны. Кого здесь только не было за последние несколько веков — и турки, и поляки, и литовцы, и венгры, и немцы, продолжать можно бесконечно. Поэтому, в общем-то, понятны определённые недоверие и настороженность местного населения ко всем «чужакам». Определённую отрицательную лепту в 1939-1941 годах внесла и Советская власть, повторилось то, что происходило на всех территориях Советского Союза в 20-30-х годах. Раскулачиванию, репрессиям, ссылке подверглись очень многие семьи, и большинство — совершенно несправедливо.

В мои школьные годы в Чорткове располагалось несколько крупных воинских частей, кроме авиационных, были и артиллерийские, и ракетные. При численности населения города приблизительно в 30 тысяч человек — третью часть составляли военные и их семьи. В городе была одна русская школа (в ней учились, в основном,  дети военных) и три украинских школы. Городок небольшой, поэтому мы прекрасно знали всех своих сверстников из других школ. Я не припомню ни одного случая, чтобы у нас возникла конфликтная ситуация на национальной почве. Если и были конфликты, то, как водится, из-за девчонок на танцах. После войны тогда прошло менее тридцати лет, воспоминания о войне в то время были ещё очень свежи. В школе нам много рассказывали о войне, о партизанах, о бандеровцах. И понимание истории было у всех одинаковым и однозначным. Ещё раз повторюсь, за все свои школьные и студенческие годы на Украине я ни разу не сталкивался впрямую с проявлениями национализма.

А после развала Советского Союза — национализм на Украине (моя мама была свидетелем этого) был поднят на щит. Определённая часть «преданных» коммунистов вдруг резко стала ярыми националистами, очень не хотелось расставаться с властью. Последние несколько лет национализм стал и государственной политикой, ведь надо было хоть чем-нибудь оправдать экономические и социальные провалы и неудачи. Собираясь в поездку на Украину, мы несколько опасались проявлений национализма по отношению к россиянам. Но, слава Богу, подавляющая часть населения на Украине осталась нормальными людьми, не связывающими преступления бывшего режима с национальной принадлежностью. Забегая вперёд, скажу сразу — за всё время нашего пребывания на Украине мы не встретили даже намёка на плохое отношение к нам. Зато гостеприимства и радушия было в достатке. Общались с разными людьми, все они устали от такой жизни и фактического безвластия, очень часто слышали от  людей сожаления о развале Союза. В начале 2010 года на Украине был избран новый президент, назначено новое правительство. Я не идеалист, но очень хочется верить, что здоровый прагматизм возьмёт верх, правительство всерьёз займётся экономикой, а политики перестанут разделять братские народы двух наших стран.

Извиняюсь за свои «историко-политические» отступления, но Украина — это моя малая родина, и я близко к сердцу принимаю то, что происходило там  раньше и происходит сейчас.

До Тернополя остаётся около 40 км. Проходим эти километры, на пять минут заезжаем в аэропорт, он, к моей радости, ещё работает. В 16:28 въезжаем в город. Тернополь встречает нас лёгким быстрым дождичком.

Город я знаю хорошо, а для Лены это первый город, который сильно отличается от привычных для неё российских городов.  Очень во многом Тернополь — типичный довоенный польский город с характерной архитектурой, черепичными крышами и местами брусчаткой вместо асфальта, достаточно зелёный и уютный. Едем по центральной улице, (называется она, кстати, Русской) при въезде на мост через железнодорожные пути, как и в Виннице, видим знак «Движение запрещено», сразу за мостом сворачиваем направо к железнодорожному вокзалу. Потом по многочисленным узким тенистым улочкам с помощью GPS легко добираемся до центральной гостиницы города — «Тернополь», её название не изменилось с советских времён. Паркуемся на платной парковке напротив гостиницы. Здесь у меня внутри что-то включилось, и я достаточно сносно смог разговориться на украинском языке. Пробовал до этого, не получалось, язык всё время «запинался».  Обсудили с парковщиком нашу праворукую машину, поговорили за жизнь. Потом прогулялись с Леной по центральной части города.

Кафедральный собор Украинской греко-католической церкви, 1749 г.

Памятник поэту И. Франко.

Зашли в офис МТС, дополнительно купили симку «МТС-турист» для звонков в Россию, по этой симке тариф значительно дешевле. Обратился на русском языке, и нас очень предупредительно и вежливо обслужили тоже на русском. Затем сходили на озеро и в парк. По озеру (фактически это громадный пруд) ходит даже речной трамвайчик, а у настоящей набережной обнаружили парусную яхту.

Подошли, яхта самодельная, швертбот 7 метров, муж с женой пробуют заниматься извозом. Поговорили, мы немножко рассказали о Байкале. Прошлись по парку, вернулись к машине и поехали на выезд из города. В 18:33 прошли объездную и по Черновицкой трассе направились в Чортков.

Мне кажется, эту дорогу я знаю до мелочей, ведь столько раз проезжал по ней в школьные и студенческие годы. И вот, наконец, впервые еду по ней за рулём своей машины. Опять не верится, что это происходит в реальности. Пытался максимально подробно рассказать Лене о той далёкой прошлой жизни, обо всём, что связано с этими местами.

Местность вокруг своеобразная и очень красивая, это уже Прикарпатье. В своё время здесь неплохо потрудились ледники, прямых линий горизонта практически нет. Крутые и высокие берега рек, холмы, глубокие долины, и везде пышная зелень. Плюс архитектурные особенности небольших городков и сёл — замечательные места, это всё лучше увидеть самим.

В Иркутске у нас с друзьями есть добрая традиция. В начале осени мы каждый год обязательно ходим на Кругобайкальскую железную дорогу, замечательный памятник железнодорожного строительства. Этот участок Транссиба, построенный в 1902-1904 годах, проходящий по берегу Байкала от истока Ангары до южной оконечности озера, считается одним из самых сложных в мире. Сейчас это тупиковый участок, выведенный из постоянной эксплуатации в 1956 году при строительстве Иркутской ГЭС. На 85 километрах пути расположено более 40 тоннелей, десятки виадуков, мостов, галерей и других сооружений, великолепно вписанных в сложный скальный рельеф берега Байкала. А на железных дорогах Западной Украины (в том числе и в Карпатах) мы увидели множество двойников сооружений Кругобайкалки — те же виадуки, мосты и тоннели. Объясняется это тем, что на строительстве Кругобайкалки в качестве инженеров и проектировщиков в большом количестве работали ссыльные поляки, участники польского восстания 19-го века.

Польская одноколейная ЖД конца 19 века (ветка Тернополь — Черновцы).

Г. Теребовля.

От Тернополя до Чорткова чуть менее 80-ти километров. Проезжаем Теребовлю, Копычинцы и в 19:34 въезжаем в Чортков, город моего далёкого детства.

Доезжаем до центральной площади города, Лена остаётся у машины, а я иду искать место для ночлега. В 70-е годы в Чорткове была одна стандартная райцентровская гостиница, как раз на центральной площади, сейчас это гостиница «Таня». По Интернету я выяснил, что где-то рядом находится частная гостиница с интригующим названием «Авианосец». Долго искать не пришлось, «Авианосец» оказался всего в сотне метров от места нашей остановки, в новом здании в начале бывшей Октябрьской улицы. Хозяин гостиницы — бывший морской офицер, служил на Северном флоте. Море не даёт забыть себя, отсюда и такое своеобразие. Интерьер гостиницы и ресторана действительно выполнен в морском стиле. Переговорил с администратором, посмотрел предложенный огромный семейный номер со всеми удобствами, всего 150 грн в сутки, включая охраняемую автостоянку. Из окна номера виден наш дом на улице Шевченко, и даже окна нашей бывшей квартиры. Заселяемся, ставим машину на стоянку.

Попутно навожу у администратора справки о моих одноклассниках. Город небольшой, через пять минут у меня уже есть телефонный номер родственников Яши Баранова, но звонок откладываю на завтра. Мне не терпится показать Лене город. Хоть время и вечернее, идём на ознакомительную экскурсию, до темноты гуляем по городу. Попадаем под тёплый ливень, 30 минут пережидаем его под козырьком подъезда довоенного польского дома № 8 по улице Зелёной, где наша семья жила в 1964-1968 годах. Возвращаемся в гостиницу, ужинаем в ресторане, кухня очень достойная.

За день прошли 352 км.

14.08.09 г., пятница

Утром, после завтрака в гостинице, идём в мою школу.

Наша средняя школа № 2.

И прямо на входе (нам везёт!) встречаем мою одноклассницу Таню Александрову, она работает учительницей младших классов. Тёплая встреча, рассказы, воспоминания, идём в наш класс. Школа тоже практически не изменилась за 35 лет, прошедших с нашего выпуска, даже деревянные полы всё те же. Сейчас учителя готовят школу к новому учебному году, несмотря на очевидный скудный бюджет — всё вокруг аккуратно побелено и покрашено. Подходит директор Богдан Михайлович. Директором он в школе уже около 20 лет, а начинал учителем пения, когда мы были в седьмом классе. Тем не менее, хорошо помнит и меня, и мою сестру, много расспрашивает о нашей жизни, рассказывает о школе. Школа теперь, естественно, украинская, определённый налёт «державности», внедряемой в образовании, хорошо заметен.

Наш класс.

Актовый зал, где 35 лет назад проходил и наш выпускной. А кресла всё те же!

Таня созванивается с нашими одноклассниками, живущими сейчас в Чорткове, договариваемся вечером встретиться в кафе. А мы с Леной весь день посвящаем походу по городу.

Несмотря на некоторую запущенность, Чортков и сегодня всё так же уютен и очарователен. Только в зрелом возрасте я понял, в каком замечательном городе прошло моё детство. А ведь городом Чортков стал ещё в 1522 году! Интереснейшая архитектура девятнадцатого-начала двадцатого века. Зданий советской эпохи немного, и они не портят сложившийся исторический вид города. Живописнейший ландшафт, город расположен в грандиозной «яме», когда-то вырытой ледниками. Стометровый, почти отвесный склон «горы» (так мы называли его в детстве) над рекой представляет собой срез донных осадков доисторического океана. На другом склоне — тенистые заросли орешника, в которых было так здорово играть в «индейцев»!  Всю эту красоту оценили и кинематографисты из Одессы. Здесь снимался детский фильм «Всадники», эпизоды фильма «Квартет Гварнери» (причём в Чорткове Одесская киностудия снимала Одессу!), фильм «Дети подземелья» (к сожалению, так и не вышедший на широкий экран). Песня «Печальный Шура» Макаревича — тоже о Чорткове.

Несколько расстроили сильно обрезанные сорокалетние каштаны на улицах. В предыдущие годы они смыкались кронами над дорогой в центральной части города и образовывали живой зелёный тоннель. Не понравились и некоторые «новоделы», совершенно беспардонно приставленные к историческим зданиям. Через весь город (от Комсомольского парка до хлебозавода) проходит довоенная польская брусчатая мостовая, выполненная из австрийского базальта, с красивой веерной кладкой. Ещё в шестидесятые годы она находилась в идеальном состоянии. В начале семидесятых в центре города её закатали в асфальт, а оставшаяся часть сильно искалечена прокладкой различных коммуникаций. А ведь при правильном уходе — это была бы вечная дорога. Такая брусчатка до сих пор есть почти в каждом городе Западной Украины. Не ручаюсь за достоверность информации, но мои одноклассники рассказали, что недавно австрийские власти обращались к властям городов Западной Украины с предложением выкупить остатки этой брусчатки, а на месте брусчатки построить современные дороги. Чем дело закончилось — не знаю.

Можно долго рассказывать о Чорткове, но лучше посмотрите фото:

Бывшая гостиница «Днестр», в ней наша семья жила несколько дней после приезда из ГДР в ноябре 1962 г.

Костёл святого Станислава, 1918 г.

Ратуша и крытый рынок, 1908 г.

Старый замок, XVII век.

Рядом с замком.

Дом культуры, 1912 г.

Бывшая улица Мицкевича (теперь Бандеры) и 16-й гастроном.

По легенде, которую нам неоднократно рассказывали в школьные годы, именно в этом невзрачном здании (именуемом 16-м гастрономом) во время Первой мировой войны генерал Брусилов награждал очередным Георгиевским крестом храброго Василия Ивановича Чапаева.

Монастырь, в советское время здесь располагался штаб авиаполка.

Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1583 г. (с некоторыми современными усовершенствованиями).

Интересное, подробное и своеобразное описание Чорткова с большим количеством хороших фото можно посмотреть на (http://obmorock.livejournal.com/24090.html) . В серии статей автор «вкусно» рассказывает о многих городах и городках Западной Украины. Кстати, цитаты из Obmor Ock: «…(Чортков) сохранил дух средневекового города и сумел не превратиться в большую деревню, как множество подобных райцентров»; «Вместе ратуша, площадь и костёл создают особую картину и настроение, которые не отыскать даже в Каменце-Подольском, сохранившим старый замок, но не сберёгшим город». Полностью присоединяюсь к его словам.

Вечером встретились с одноклассниками. Собралось нас пять человек. Не виделись практически с 1976-1978 года. Время, конечно, нас сильно изменило, ведь прошла уже большая часть жизни, у всех взрослые дети и подрастают внуки. Вспоминали школьные годы, наших учителей, всех наших одноклассников, кто живёт в других городах и даже странах, и тех, кто уже покинул нас навсегда…

15.08.09 г., суббота

Сегодня переезжаем в Карпаты, в Яремче.

Завтракаем в гостиничном ресторане, прощаемся с тепло принявшим нас персоналом гостиницы.

В 10:04 стартуем. Поднимаемся вверх по Октябрьской улице, выезжаем из города мимо военной части, где в 60-х служил отец. Через несколько минут проезжаем мимо бывшего военного аэродрома, сейчас он брошен, а ведь его взлётно-посадочная полоса была способна принимать все типы воздушных судов! Идём по трассе на Черновцы, дорога хорошая, хоть и узковата. Часто опять конец одного населённого пункта является началом следующего.

В селе Свидова встречными курсами расходимся с российской машиной из Свердловской области. За посёлком Толстое  уходим с Черновицкой трассы направо на Коломыю, через Городенку. В 10:40 по красивому мосту пересекаем Днестр, мы уже в Ивано-Франковской области.

Мост через р. Днестр, село Устечко.

Ещё раз отмечаем достаточно хорошее состояние «районных» дорог на Украине. В сёлах и городках видим множество церквей, церквушек, часовен, очень часто совсем новых или строящихся. В 12:03 заправляемся на АЗС «Лукойл» в пригороде Коломыи и движемся в сторону Яремче. Сквозь лёгкую дымку начинают прорисовываться Карпатские горы.

Часовня.

Перед Коломыей.

Впереди — Карпаты.

Проходим Ланчин, Делятин и в 12:51 въезжаем в Яремче, милый курортный городок в Карпатах, хорошо знакомый мне с 1966 года. Переезжаем по мосту реку Прут, в окрестностях моста столпотворение машин (сегодня суббота), кроме украинских номеров — очень много номеров с синими флагами объединённой Европы, видим и несколько российских машин. Наша ближайшая цель — ресторан «Гуцульщина», в десятилетнем возрасте меня водила в него мама, в студенческие годы я был здесь с одноклассниками, сейчас очень хочу привести сюда Лену. Паркуемся рядом с рестораном. Красивое деревянное здание (памятник архитектуры, в 2009 году ему исполнилось ровно 50 лет), великолепный интерьер. Заказываем обед, вкусно, но (первый и единственный раз на Украине) чересчур дорого. Видимо, ресторан рассчитан только на «импортных» туристов.

Ресторан «Гуцульщина».

После обеда идём на водопад, бегло осматриваем рынок сувениров, пора уже определиться и с ночлегом. Рядом расположено несколько гостиничных комплексов. С первого взгляда нам понравился клуб-отель «Яремче», интересные архитектура и ландшафтный дизайн, есть даже «своя» небольшая речушка. В интерьеры гостиницы органично вписано множество деталей из цельного дерева. Несмотря на наплыв туристов в выходные дни, нам на выбор предлагают несколько свободных номеров разных категорий. Выбираем уютный двухместный номер за 350 грн в сутки, включая завтрак и стоянку машины.

Клуб-отель «Яремче».

Во дворе отеля.

Переезжаем к отелю, ставим машину на стоянку, размещаемся в номере, затем идём гулять. Помимо стандартных для посещения туристами мест в Яремче, забираемся с Леной в один из распадков, куда с друзьями частенько лазали в детстве. Раньше здесь были дикие места, сейчас же цивилизация постепенно наступает, везде просматриваются новые коттеджи и базы. Гуляем до сумерек, погода прекрасная, очень тепло. Настроение великолепное, ведь сбылась наша давняя мечта — мы в Карпатах!

На фоне моста над водопадом,  река Прут.

Пробег за день — 183,2 км.

16.08.09 г., воскресенье

Отлично выспались, позавтракали и пошли гулять по городу. Показал Лене наш детский санаторий, он и сейчас работает. Прошлись по территории, зашли в «наш» корпус, поговорили с персоналом. При посещении мест, где не был более 30-40 лет, испытываешь удивительные и неповторимые чувства, их не передать словами. И такие чувства не покидали меня почти всё время нашего путешествия по Украине. Проходим мимо Дома культуры, где встречали новый 1966 год, мимо красивого железнодорожного вокзала. В центральной части города видим несколько недавно построенных или строящихся гостиничных комплексов и баз отдыха.

В 60-70-е годы в Яремче был замечательный музей Великой Отечественной войны, сейчас же здесь музей экологии, заходить не стали. А мальчишками мы могли провести в этом музее целый день, столько было всего интересного для нас. Рядом — памятник партизанам-ковпаковцам. Обрадовало, что он находится в хорошем состоянии, ухожен, у памятника — свежие цветы. Так же хорошо выглядит и памятник комиссару партизанского соединения С. В. Рудневу. Несколько запущена стела, посвящённая боевому пути этого партизанского соединения от Сумской области до Карпат. Совсем недалеко установлен памятник уже борцам за «незалежну» Украину. Во многих местах на Украине мы видели стоящие рядом памятники воинам Великой Отечественной и новые памятники борцам за «незалежнiсть». И, слава Богу, что сейчас это соседство мирное.

Памятник партизанам-ковпаковцам.

Реку Прут на обратной дороге к отелю переходим по узкому одноколейному железнодорожному мосту. Под ногами — шевелящаяся тротуарная плитка над тридцатиметровой пропастью, страшновато. С моста открывается великолепный вид во все стороны. Сейчас Прут прикинулся мелким мирным ручьём, но виднеющиеся везде каменные глыбы и валяющиеся тут и там остатки «быков» предыдущих мостов говорят о более чем серьёзном нраве этой горной реки.

Вид с железнодорожного моста на мост автомобильный.

Возвращаемся в отель, на вечер заказываем сауну и ужин, садимся в машину и отправляемся кататься по Карпатам. Узкое шоссе проложено по извилистой долине реки Прут, рядом проходит довоенная одноколейная железная дорога. И река, и железная дорога всё время играют в прятки — то исчезают, то вновь появляются. Состояние дороги нормальное, крутых и длинных подъёмов и спусков нет, зато сплошные повороты. Вдоль дороги или чуть поодаль от неё на фоне живописных склонов регулярно встречаются базы отдыха и отели. И практически у каждого такого строения свой неповторимый стиль — красиво строить в Карпатах умели всегда.

Время к обеду, поворачиваем к оригинальному кафе с названием «Колыба». В очередной раз отдаём должное украинской (в данном случае — гуцульской) кухне и внимательному и быстрому обслуживанию. Ещё одна особенность, в тех ресторанчиках и кафе на Украине, где мы останавливались перекусить, практически не бывало заранее приготовленных горячих блюд, сначала надо сделать заказ, только потом заказанные блюда начинают готовить. Время ожидания при этом обычно составляет 20-30 минут.

Кафе «Колыба».

«Колыба» внутри.

В селе Кременцы уходим с основной трассы на Ворохту. В 60-70-е годы здесь была основная база подготовки советских летающих лыжников. Судя по состоянию трамплинов и окружающей их инфраструктуры, эта база не стоит без работы и в нынешнее время.

Трамплины в Ворохте.

Проезжаем до центра Ворохты, у памятника Т.Г. Шевченко разворачиваемся. Как оказалось, это была самая крайняя точка всего нашего путешествия. До нашего дома в Иркутске по прямой — 5 409 км (данные GPS).

Центр Ворохты.

На выезде из Ворохты останавливаемся у «джерела» (в переводе на русский — у родника). Вода этого источника считается целебной, помимо небольшого количества различных полезных солей имеет высокое содержание серебра. Набираем в свои бутылки пару литров «серебряной» воды, вода действительно очень вкусная. Затем потихоньку,  любуясь окружающей нас природой, по уже знакомой дороге возвращаемся в Яремче, где в отеле нас ждёт сауна.

Железнодорожный мост в Ворохте.

Недалеко от «джерела».

Мы с Леной любим и ценим хорошую баню. Сауна отеля нам понравилась — замечательная парилка, просторная, светлая, аккуратная, с оптимальным температурным режимом. Не менее замечательная комната отдыха с удобной мебелью и телевизором в полстены. Жаль, конечно, что нет бассейна и нельзя пользоваться вениками, но отдохнули мы очень хорошо. Про цену сауны даже говорить стыдно, два часа удовольствия обошлись нам всего в 120 грн (480 рублей), в Иркутске только один час такой сауны стоил бы минимум 1 000 рублей.

А после сауны, когда уже стемнело, нас пригласили на ужин. Стол был накрыт на веранде отеля на свежем воздухе. Уютный полумрак, тёплый летний вечер, прекрасное романтическое настроение…  И первый тост этого вечера — «за сбыв мечт!».

Рядом с нашим номером.

После ужина сходили посмотреть на ночной водопад. Вернулись в отель и, как в детстве писали в школьных сочинениях, «усталые, но довольные» легли спать.

17.08.09 г., понедельник

Цель сегодняшнего дня — Каменец-Подольский. После завтрака с сожалением прощаемся с гостеприимной гостиницей и в 09:32 стартуем. Заезжаем на камень Довбуша,  героя народных сказаний и легенд, карпатского Робин Гуда. Фотографируемся, разворачиваемся на 180º и направляемся на Коломыю и Черновцы. Через полчаса спидометр показал, что мы прошли 7 000 км с момента старта в Иркутске. Проезжаем через Коломыю, Снятин. Своими своеобразием, аккуратностью и чистотой западноукраинские городки очень понравились Лене.

Расход топлива за первые сто километров сегодняшнего пути составил по расходомеру 19,5 км/л или 5,13 л/100 км!  Понятно, что спустились с гор приблизительно метров на 300 по высоте, но всё равно приятно.

Камень Довбуша.

Ресторанчик перед Черновцами.

Два раритета,  ГАЗ-51— на ходу!

Черновцы остаются правее трассы, чуть цепляем восточную окраину города. В 12:56 заезжаем в древний Хотин, знаменитый своею крепостью, под стенами которой в 17-м веке произошло две крупных битвы с турецкими войсками. Остатки крепости красиво возвышаются на обрывистом правом берегу Днестра. Позволяем себе только беглый осмотр окрестностей крепости, сейчас здесь идёт масштабная реставрация, через несколько лет будет создан крупный туристический центр.

Въезд в Хотин.

Хотинская крепость.

Покидаем Хотин, пересекаем по мосту Днестр, за Днестром начинается уже Хмельницкая область. В 13:40 добираемся до Каменец-Подольского. Очень хочется сравнить свои детские воспоминания об этом городе и, особенно, о старой крепости с тем, что мы увидим сегодня. В далёком 1970 году мы всем классом были здесь на однодневной экскурсии, впечатления остались неизгладимые. На въезде в город остановились, я отошёл от машины, чтобы спросить у прохожих, как проехать к крепости. Вернулся, рядом с нашей машиной стоит машина с украинскими номерами. Оказалось, семейная пара — Андрей и Светлана, из Макеевки Донецкой области, тоже спрашивают про крепость. Мало того, сегодня утром они, так же, как и мы, выехали из Яремче в Каменец-Подольский. Но проехали они по другой, сильно разбитой после наводнения 2008 года, дороге — через Косов. Вместе доезжаем до старой крепости, паркуемся на специальной площадке перед мостом. Крепость расположена на природном острове, образованном скальным каньоном реки Смотрич, лучшего места для оборонительного сооружения и представить нельзя.

Старая крепость.

Время обеденное, поэтому сначала направляемся в ближайшее кафе. За обедом знакомимся с ребятами более подробно, рассказываем друг другу о своих семьях. Потом идём к крепости. В кассе, оказывается, можно заказать экскурсию и для четверых, стоит это совсем недорого. Подходит девушка-экскурсовод, уточняет, на каком языке ей с нами общаться. Выбираем русский, так как Лена ещё не успевает понимать на слух украинскую речь. Экскурсия длится часа полтора. Осматриваем внутри несколько башен с темницами для узников, с вырубленным в скале колодцем, уходящем вглубь на 40 метров, и с громадным «беличьим» колесом для подъёма воды. В те давние времена в движение это колесо приводили, естественно, люди. В число экспонатов с недавних пор входит и часть реквизита, оставленного здесь съёмочной группой последней киноверсии «Тараса Бульбы».

Здесь снималась часть батальных сцен «Тараса Бульбы».

Осмотрели казематы с несколько смешными фигурами-манекенами, изображающими сценки из «боевой» жизни стародавних защитников крепости и нападающих на них врагов. Прошлись по недавно надстроенным на крепостных стенах галереям, откуда открывается прекрасный вид на каньон реки Смотрич и расположенный за ним старый город. Попутно экскурсовод сообщила массу интересной исторической информации о крепости и о самом Каменец-Подольском.

Радует, что за последние годы в крепости были проведены существенные реставрационные работы (они продолжаются и сейчас), восстановлены частично разрушенные войнами и временем участки. На трёх круглых башнях надстроены кирпичные навершия и деревянные шатровые крыши с флюгерами, мне кажется, что это придало крепости излишнюю декоративность. В действительности, на этих башнях внутри надстроек есть «родные» конусные каменные крыши. Экскурсия всем нам очень понравилась, а во мне пробудила детские романтические воспоминания, ожидания не обманули меня.

Мы поблагодарили нашего экскурсовода и переехали ко второму по значимости историческому объекту Каменец-Подольского — кафедральному католическому костёлу. В детские годы ошеломительное впечатление на меня произвёл мраморный памятник девушке, находящийся в костёле. Я тогда не мог представить, что такое можно сделать из камня. И опять мне хотелось сравнить свои детские ощущения с ощущениями нынешними.

Кафедральный костёл в Каменец-Подольском оказался единственным храмом на Украине, где нам разрешили фото-видеосъёмку. Краткая историческая справка: начало строительства самого костёла датируется 1370 годом. А памятник Лауре (дочери крупного подольского землевладельца) создан профессором В. П. Бродским в 1876 году. В 1938 году, ввиду высокой художественной ценности, памятник перевезен из семейного поместья в костёл и с тех пор находится здесь.

Лаура.

Во дворе костёла.

Необычное сооружение слева на предыдущем снимке — минарет, сооружённый турками в период захвата города с 1672 по 1699 год. Тогда же костёл был переделан в мусульманскую мечеть. Дева Мария установлена на бывший минарет после освобождения города от турок.

Осмотрев костёл, мы тепло попрощались с нашими новыми друзьями, с которыми так здорово провели время. Андрею и Светлане надо было возвращаться в Яремче, там они собирались продолжить свой отдых. На часах около пяти вечера. Мы первоначально планировали заночевать в Каменец-Подольском, но сейчас решили изменить планы, чтобы завтра сократить время на переезд в Одессу.

Ровно в 17:00 выезжаем из города на Винницу. Светлана с Андреем порекомендовали нам хороший мотель рядом с окружной Винницы, на 3-м километре Хмельницкого шоссе, там они ночевали по дороге в Карпаты. Проходим Дунаевцы, Ярмолинцы, вновь попадаем на горбатую окружную Хмельницкого. На границе Хмельницкой и Винницкой областей заправляемся. В 20:15 паркуемся у «нашего» мотеля. Свободных номеров в достатке. Выбираем номер за 180 грн, включая стоянку машины. Учитывая предыдущий опыт, ещё до размещения в номере заказываем ужин. Не успели мы разложить вещи и принять душ — стук в дверь, нас приглашают на веранду, где по нашей просьбе накрыт стол. Основное блюдо сегодняшнего вечера (по рекомендации хозяев) — жареный карп. Мы хотели заказать себе по одной рыбке, но нам посоветовали сначала взять одну рыбку на двоих. И мы не поверили своим глазам, когда нам принесли эту «рыбку», она едва-едва поместилась горкой в керамическое блюдо, соответствующее по размерам натуральному тазику. Как мы ни старались, но до конца ужина целиком «победить рыбку» не смогли. Но самое главное, настроение этого вечера полностью соответствовало прекрасному романтическому настроению предыдущего вечера в Яремче.

За день прошли 433,5 км. Расход 17,1км/л или 5,85 л/100 км.

18.08.09 г., вторник

Сегодня мы хотим исполнить ещё одну свою мечту — искупаться в Чёрном море. В 08:19 стартуем от мотеля.

Мотель «Подольский дворик» под Винницей.

Вокруг Винницы проходим по объездной, нам надо выйти на трассу на Немиров—Гайсин—Умань. На одном из перекрёстков объездной дороги видим последствия самого страшного из всех виденных нами в этой поездке ДТП. «Волга» и «Москвич» не пропустили друг друга на перекрёстке. Авария произошла, видимо, около часа назад — машины «Скорой помощи», ГАИ, накрытые простынями тела…  И всё это на практически пустой дороге!

Расстроенные увиденным, продолжаем двигаться дальше.

В Немирове слева от трассы открывается вид на завод известной одноимённой фирмы.

«Nemiroff».

Чёрное море уже недалеко.

Понравился Гайсин — широкие улицы, хорошее состояние дороги, чистый и ухоженный городок. В 10:47 появляется указатель «Умань», проходим южнее города по объездной. В 10:55 по красивой развязке выходим на трассу Киев—Одесса.

Развязка под Уманью.

Великолепное покрытие дороги, две полосы в каждую сторону, разделительный газон, ограничение скорости 110 км/ч, ни одного перекрёстка на трассе — только развязки. Трасса прямая, как стрела, плавно огибает неровности рельефа, машин мало, движение очень свободное. Не дорога, а мечта! И вдруг оказалось, что для меня, как для водителя, трасса Киев—Одесса стала одним из самых трудных отрезков всего нашего путешествия. На такой дороге водителю просто нечего делать — совершенно равномерный устоявшийся режим движения практически без обгонов, поворотов, перестроений. Через полчаса такой езды начала затекать и «отстёгиваться» правая нога, работающая (точнее, ничего не делающая) с педалью газа. И привычные упражнения помогали мало. Круиз-контроль на такой дороге просто необходим. Хотя надо отдать должное этой дороге, двигаться по ней всё равно очень приятно, и двигаться можно быстро. Но двигаться внимательно — встречаются засады гайцев. Вдоль трассы, как и везде на Украине, опять много оригинальных мотелей, ресторанчиков, кафе.

Ресторан «Сало».

Трасса Киев—Одесса.

На этой трассе произошёл и комический эпизод. Мы двигались по правой полосе, скорость 110-120, слева нас неспешно опережала машина с номером объединённой Европы (буквенный индекс, кажется, литовский). В этот момент Лене что-то понадобилось из поклажи, она отстегнула ремень, развернулась и, наклонившись в кормовую часть  нашего салона, начала искать необходимую ей вещь. Пассажир и водитель обгоняющей машины в это время посмотрели в нашу сторону — надо было видеть громадные круглые глаза водителя и пассажира литовской машины! Не всегда «европейцы», видимо, помнят, что бывают машины и с правым рулём!

Километров за 120 до Одессы остановились пообедать в одном из кафе. Встретили тут и «знакомую» литовскую машину, водитель подошёл к нам — его заинтересовал наш «Wish». Машина ему понравилась, он посетовал, что у них редко встречаются минивэны, а купить их сложно.

После обеда продолжаем движение по трассе и в 13:57 пересекаем объездную Одессы. В Одессе я был в раннем детстве с родителями, и память сохранила только отрывочные воспоминания о тёплом море, о дворе, где снимали комнату, что-то цветное и красивое на спектакле в театре.

Место остановки и отдыха в Одессе, как и везде во всей поездке, мы заранее не намечали. Поэтому притормозил после объездной на обочине, «залез» в GPS, укрупнил карту, «прошёлся» по побережью, нашёл зелёный массив где-то слева от центральной части города, поставил там точку. «Машинка» повела нас по заданному пути. На Николаевской трассе заправились на заправке «Shell». Пытался спросить, где нам лучше остановиться, но ничего конкретного мне не посоветовали. Зато в итоге всё получилось как нельзя лучше, GPS привела нас на Лузановку, очень удобное место для путешествующих на своих машинах. На въезде на территорию заплатили 10 грн. Быстро нашли хорошее место для стоянки машины — в тени дерева, менее чем в сотне метров от береговой линии. Машин вокруг много, но располагаются они достаточно свободно, чтобы люди могли не мешать друг другу. Рядом с машинами много палаток и тентов. Впервые на Украине увидели рядом праворукую машину,  Toyota Ipsum в новом кузове с российскими номерами 86 региона.

Лузановский пляж представляет собой территорию, вытянутую вдоль берега на несколько километров. Это собственно сам песчаный пляж шириной 40-50 метров; бульвар с ресторанчиками, кафе, частными гостиницами и т.д., идущий вдоль пляжа;  расположенный за бульваром пустырь шириной в несколько сотен метров, заросший травой, с редкими группами деревьев. Вот на этом пустыре люди и подбирают место для стоянки своей машины.

Так что ближе к трём часам дня мы уже купались в море. Погода стоит великолепная, море тёплое. Отдыхающих на пляже много, но не настолько, чтобы трудно было найти свободное место, даже у воды. Практически всегда можно взять напрокат лежак. Провели на пляже весь остаток дня, потом немного закупились в ближайшем гастрономе. Расставили у машины стол со стульями, подвесили фонарики, достали коньячок и фрукты…  Состоялся третий подряд замечательный вечер. Спать расположились в машине.

Пробег за день 448,4 км. Расход 16,1 км/л или 6,2 л/100 км.

19.08.09 г., среда

Весь день отдыхали на пляже. Купались, загорали, погода, к счастью, нас не подвела. Пообедали в ближайшем кафе. Обоим очень понравилось пиво местной частной пивоварни. Незабываемое впечатление произвели своими громкими призывами пляжные торговцы всякой всячиной — их интонации, по-моему, настолько же своеобразны, как и сам «одесский» говор.

Из недостатков этого «пляжного» отдыха можем отметить лишь отсутствие всегда доступных туалетов, так как имеющиеся платные туалеты открывались лишь к 9-10 утра. Мы же, несмотря на уже почти трёхнедельную поездку, так и не перешли полностью на европейское время и утром просыпались не позже 7-8 утра.

Лузановка (на снимке трансфокатор сжал пространство, на самом же деле на пляже достаточно свободно).

Созванивались с Мишей, ещё есть небольшая надежда, что Юра прилетит в Киев 19-20 августа. Завтра вечером планируем быть в Киеве. Ближе к ночи, когда стало совсем темно, ходили купаться в море. Ощущения сравнимы с купанием в дождь — вода, как парное молоко.

20.08.09 г., четверг

Утром ещё немного покупались и позагорали на дорожку. В 10:30 выехали с Лузановского пляжа в сторону морского вокзала. Точку заранее заложил в GPS, доехали легко и понятно. Рядом с морвокзалом есть хорошая платная стоянка с удобным заездом. Поставили машину, рядом — целый интернационал. Кроме украинских машин тут стояли ещё две российских машины (из Нижегородской и Смоленской областей), а также машины из Германии и Белоруссии.

Первую половину дня посвятили экскурсии по историческому центру Одессы. Рассказывать об Одессе не имеет смысла, лучше просто там побывать.

Итальянский военный учебный парусник «Америго Веспуччи», прибывший в Одессу накануне.

«Хозяйка» Потёмкинской лестницы.

Вид на морвокзал с Потёмкинской лестницы.

Восстановленный в 2007 году памятник основателям Одессы.

Знаменитый Одесский оперный театр.

Обедаем в кафе на морвокзале, забираем машину со стоянки и в 14:31 стартуем на Киев. Фактически, это начало возвращения домой, в Иркутск. Проезжаем мимо лиманов.

Снова на трассе, уже — Одесса—Киев.

На протяжении первых 30-40 км от Одессы вдоль трассы расположились развалы бахчевых, овощей и фруктов. На одном таком развале и мы не удержались, купили пару крупных местных дынь и здоровенный арбуз, цены смешные по сравнению с иркутскими ценами. Движемся по знакомой нам трассе, но, к сожалению, уже от моря.

Мотель с мотоциклом.

Несмотря на ясное небо, всю дорогу чувствовался приличный встречный ветер. Километров за 250 от Киева перекусили купленной на трассе дыней. Часа через два прошли Белую Церковь, заправились на заправке «Shell». И тут Лена пожаловалась, у неё «закрутил» живот. На въезде в Киев те же симптомы почувствовал и я.

А теперь — «медицинское» отступление. В поездке у нас собой были все нужные лекарства, в том числе и профилактические лекарства от расстройства желудка. Но всё складывалось так хорошо, что мы расслабились, про профилактику забыли, в итоге оба получили сильнейшее отравление.  Проанализировав обстоятельства — пришли к выводу, что виной отравления стала купленная на трассе под Одессой и съеденная в пути местная дыня. Оставшуюся дыню и арбуз выбросили на помойку. Хорошо, что мы сразу оказались дома у Миши и Вали и быстро приняли необходимые меры. Но последствия этого отравления мы ощущали потом ещё 3-4 дня. Следует обратить серьёзное внимание и на воду. Тут ошибок мы, кажется, не допустили, пили только кипячёную воду или купленную воду в бутылках. А на будущее сделали для себя вывод — в дальней поездке просто необходимо регулярно принимать  профилактические лекарства от расстройства желудка.

В 19:30 уже были у Миши дома. Но с Юрой так встретиться и не удалось, его «Руслан» по техническим причинам «завис» за границей еще на десять дней.

Кстати, на трассе Одесса—Киев планировал «положить» стрелку спидометра (на свободной, естественно, дороге), но забыл это сделать. Теперь жалею — у нас таких условий нет.

За день прошли 487,5 км со средней скоростью движения 93,2 км/ч (с учётом относительно медленного перемещения по Одессе и Киеву). Расход 13,8 км/л или 7,25 л/100км.

21.08.09 г., пятница

День посвятили лечению, отдыху, подготовке к обратной дороге. Подошло (по пробегу) время для плановой замены масла в двигателе. Чтобы не было лишних проблем и поисков — масло и маслофильтр для этой замены я вёз с собой (сорт масла для двигателя в процессе эксплуатации машины я стараюсь не менять). Съездили с Мишей в ближайший сервис, ребята сделали всё быстро и аккуратно. Не хочется хвастаться, но и здесь наш «Wish» вызвал неподдельный интерес. Попутно, пока машина была на подъёмнике, осмотрел снизу всю ходовку, двигатель, коробку и т.д. Тьфу-тьфу, всё в порядке.

В знакомом супермаркете закупились на обратную дорогу. Домой в Иркутск планируем возвращаться по уже пройденному нами пути, только, естественно, в обратную сторону. Поэтому и описание обратного пути будет значительно короче.

Ближе к вечеру попарились в Мишиной сауне, сам вечер провели за прощальным дружеским ужином.

22.08.09 г., суббота

Сегодня у Лены — день рождения. В последние годы мы очень редко отмечали его в домашней обстановке, в основном, где-нибудь на Байкале, но в дороге на машине — такой день рождения у Лены был впервые. Утром мы все её поздравили, потом попрощались с Мишей и Валей, взяли с них слово, что летом 2010 года они приедут к нам в Иркутск, и мы все вместе проведём на Байкале 2-3 недели.

В 07:13 стартовали. Основная задача на сегодня — пройти границу.  Дальше по обстоятельствам, в зависимости от потерянного на границе времени. Ситуация складывается не в нашу пользу — конец августа, у всех заканчиваются отпуска, к тому же сегодня суббота, а к границе мы подтянемся в обед. И день недели, и время — самые неудачные.

Движение по уже знакомой трассе на Полтаву и Харьков без каких-либо особенностей. В 11:12 проходим Полтаву. В 12:25 заезжаем в городок Валки.

И вот оно! В первый раз за эту поездку видим обращённую в нашу сторону полосатую палочку, приказывающую нам остановиться. Грехов, кажется, за нами нет. Даишник подходит к Лене, долго непонимающе смотрит — почему же драйвер не выходит? Когда драйвер выходит с другой стороны, он, наконец, понимает, в чём дело. Представляется, причина остановки — якобы стандартная проверка документов. Сами документы просматривает мельком, задаёт пару «дежурных» вопросов и желает счастливого пути. Контакт длится не более минуты. Мы облегчённо вздыхаем и продолжаем путь.

За Валками крайний раз на Украине заправляемся, заливаем в бак всего 15 литров, чтобы с запасом хватило до России. Ближе к Харькову небо затягивают тучи, на объездной Харькова начинается дождь. Мы с Леной гадаем — то ли это Украина плачет, прощаясь с нами, то ли так встречает Россия? С погодой на Украине нам здорово повезло. За все пятнадцать дней один коротенький дождик был на подъезде к Тернополю, и в тот же вечер в Чорткове мы попали на прогулке под тёплый летний ливень. Всё остальное время светило солнце, иногда на небе появлялись редкие белые облака, было очень тепло, но не жарко. Даже машину на Украине не мыли ни разу, она оставалась чистой. На объездной Харькова меняем оставшиеся гривны на рубли.

В 14:03 подъезжаем к хвосту очереди на знакомом нам МАПП «Нехотеевка—Гоптивка». Наши опасения подтвердились — очередь длинная, да ещё и в два ряда. В следующий раз будем обязательно планировать другие пункты пропуска для проезда на Украину и выезда из неё. Обратное пересечение двух границ проблем не создало. В 19:15 выехали из Украины, в 19:44 въехали домой, в Россию. Итого: потеряли 5 часов 40 минут.

Кстати, о наклейке «RUS». Согласно международным конвенциям — достаточно иметь буквенный код страны на государственном номере автомобиля. Наклейка «RUS» у нас с собой была, но мы её не наклеивали, никаких вопросов на Украине это не вызвало.

Время вечернее, решили опять остановиться в знакомом мотеле в посёлке Яковлево, так как завтра утром хотим ещё раз заехать в Прохоровку. В 20:30 приезжаем в мотель, учитывая ещё оставшиеся проблемы со здоровьем, снимаем комнату. Именно комнату, так как номер стоит 3,5 тысячи рубликов. Да и сама комната стоит «всего» 2 000 руб. плюс 200 руб. стоянка машины. Комнатка 2 на 2 метра, две узкие кровати и малюсенькая тумбочка между ними, удобства в коридоре. За всю поездку мы больше нигде не встречали таких условий, да ещё и за такие деньги!

Заселились, я съездил на соседнюю заправку «Роснефти», чтобы утром не терять времени. Заправился, как всегда, под пробку. Кафе в этот раз работало, обслуживание и качество еды понравилось. Отметили с Леной её день рождения.

Пробег за день 588,7 км, средняя скорость движения 78,2 км/ч, расход 14,4 км/л или 6,95 л/100 км.

23.08.09 г., воскресенье

Сегодня планируем доехать до Самары. Встаём пораньше, на улице ещё темно. Собираемся, заливаем кипяток в термос и в 10:57 иркутского времени (в 05:57 местного времени) стартуем. Далее везде буду указывать иркутское время, в скобках — местное. В предрассветных сумерках быстро добираемся до Прохоровки. По дороге на Украину мы проскочили мимо мемориальной стоянки танков военного времени. Сейчас заезжаем на неё, осматриваем грозную технику, фотографируем. Вокруг ни души.

Самые мощные в мире танки (ИС-3, ИС-2) и САУ (ИСУ-152 «Зверобой») заключительного периода Второй мировой войны.

Покидаем «Прохоровское поле». Дорога практически пустая. После выезда на основную трассу на Губкин и Старый Оскол попадаем в несколько полос густого утреннего тумана.

Туман, туман.

Проходим Горшечное, поворачиваем направо на Воронеж, до Воронежа добираемся в 13:49 (08:49). На одной из заправок за городом останавливаемся, проверяю давление в шинах, всё нормально. За Борисоглебском заправляемся. В 18:02 (14:02) въезжаем в Саратовскую область, погода плохая, дождь, температура +14°С. Начиная с объездной Балашова и до Калининска, идёт отвратительная, с очень чувствительными стыками, дорога, хоть и в две полосы. Проходим севернее Саратова по объездной, в 21:01 (16:01) пересекаем Волгу. Созваниваемся с дочерью, нас ждут, но нам надо пройти ещё приблизительно 400 км. В районе Балаково, пос. Быков Отрог, заправляемся на «Лукойле». За Балаково видим откровенную гаишную подставу. Довольно узкая трасса с поворотом по большому радиусу идёт по какой-то насыпи, вокруг кустарник. При въезде на эту насыпь стоит знак «Обгон запрещён» с едва заметной табличкой то ли 3 000 м, то ли 5 000 м. Разметка прерывистая. В конце этого участка — гайцы в кустах с видеокамерой и несколько выловленных ими машин.

В 23:34 (19:34) проходим 1 000 км сегодняшнего дня, а в 00:22 (20:22) — 10 000 км с момента старта в Иркутске. Как-то неожиданно начинаются сумерки. В Чапаевск въезжаем уже в полной темноте. Добираемся до Самары, опять благодарим GPS, без «машинки» ехать ночью по практически незнакомому большому городу было бы очень и очень сложно. В 02:27 (22:27) мы у дома дочери. Опять тёплая встреча, делимся впечатлениями о нашей поездке на Украину. «Вишика» отгоняем на стоянку.

Итог ходового дня: всего пройдено 1 200,4 км за 14 час., 14 мин.; средняя скорость движения 84,3 км/ч; общее время в пути 15 час. 49 мин. Расход по расходомеру 15,8 км/л или 6,33 л/100 км, три заправки — в посёлке Яковлево, за Борисоглебском и в районе Балаково.

24.08.09 г., понедельник

Весь день отдыхали перед заключительным отрезком пути до Иркутска. Вместе с внучкой и детьми съездили в торгово-развлекательный комплекс. Хотели позабавить внучку, но через некоторое время и взрослые так увлеклись, что сами стали маленькими детьми. Давно мы все вместе так беззаботно не веселились. Комплекс очень понравился, уходили из него в отличном настроении.

Купили кое-что по мелочам на предстоящую дорогу. В числе прочего — автомобильный стеклоочиститель, который накануне у нас закончился. В дальней дороге вещь совершенно необходимая, пользоваться автоочистителем на некоторых участках пути, где в воздухе много насекомых, приходится часто, так как простая вода помогает мало.

Вечер душевно провели в уже любимой нами «Бабе-Яге», колорит этого кафе может частично передать фрагмент меню (извиняюсь за качество фото).

25.08.09г., вторник

Дети утром провожают нас до стоянки (внучка ещё спит), тепло прощаемся, в 11:13 (07:13) мы стартуем. Финиш сегодняшнего дня планируем в районе Челябинска.

Маленькое отступление — обратное движение с запада на восток занимает больше ходовых дней, чем движение с востока на запад. Причина в значительном сокращении светлого времени при движении с запада на восток. Во-первых, мы движемся навстречу солнцу, и если раньше при движении из Иркутска светлое время дня увеличивалось приблизительно на час, то сейчас оно уменьшается на этот же час. Во-вторых, чисто астрономически за время нашей поездки сократилась продолжительность светлого времени суток. В начале августа мы доехали от Иркутска до Самары за четыре ходовых дня, сейчас планируем на этот же путь, но в обратную сторону, уже пять ходовых дней.

В 11:31 (07:31) выезжаем из города. За посёлком Красный Яр обгоняющая нас машина вдруг начала мигать фарами и сигналить, так и есть, машина с иркутскими номерами (346), стало очень приятно.

Опять два раритета.

Краткая хронология: в 13:33 (09:33) проходим границу Оренбургской области, через пару минут заезжаем на заправку. В 14:24 начался, а в 14:42 (10:42) закончился Татарстан, начался Башкортостан. В 17:00 (13:00) выходим на объездную Уфы. Через час пересекаем мост через реку Баш, пробки нет, за прошедшие 23 дня мост отремонтировали. В 18:20 (местное время уже 15:20) — граница Челябинской области, начинается Урал. В 18:57 (15:57) подъезжаем к хвосту пробки через мост в городе Сим. Потеряли на этот раз только 40 минут. Ещё через час с небольшим заезжаем в натуральные облака, дорога поднялась на соответствующую высоту, движемся в облаках минут десять.

В облаках на Урале.

Заправляемся на красивой заправке «Зарактуль», 92-й бензин всего по 20:50. В 22:01 (19:01) достигаем границы Европы и Азии, она находится, оказывается, в 145 км от Челябинска.

За спиной — Азия, мы почти дома.

В 23:23 (20:23) въезжаем в Челябинск, город проходим без проблем, опять всё понятно, движение в городе очень спокойное. На выезде из города на развязке с объездной нас обгоняет джип с иркутскими номерами. Почти сразу за объездной слева видим большой мотель «Меридиан» с заправкой, заруливаем. В 00:20 (21:20) паркуемся рядом с синим «Spacio» в новом кузове и тоже с иркутскими номерами. Мы обленились, спать в машине больше не хотим, а от вечернего душа не откажемся. Берём очень приличный просторный номер за 1 500 руб. плюс 50 руб. за охраняемую стоянку. Ужинаем в кафе. В номере позволяем себе по бутылочке самарского пива «Фон Вакано» с волжской рыбкой.

Итог ходового дня: всего пройдено 890,7 км за 11 час., 51 мин.; средняя скорость движения 75,1 км/ч; общее время в пути 13 час., 13 мин. Расход по расходомеру 15,1 км/л или 6,62 л/100 км, две заправки — в Оренбургской области и на Урале.

26.08.09 г., среда

Встаём в шесть утра местного времени. В кафе нас «обломили» с кипятком, пришлось кипятить воду на газовой плитке. Загружаемся в машину, подходят соседи со «Spacio», приветствуем земляков. Семья из Братска, возвращаются с моря. Желаем друг другу счастливого пути. В 09:59 (06:59) выезжаем на трассу. Дорога, в общем, нормальная. Но на протяжении 150 км от объездной Челябинска до Кургана мы получили два ощутимых удара по переднему правому колесу на каких-то плохо заметных «гребёнках». Перед Курганом заправляемся на «Роснефти». На объездной Кургана в 12:34 (09:34) проходим мимо стоянки «Петрович», где ночевали по дороге на  Украину.

Дорога свободная, погода хорошая, настроение у нас прекрасное, разговорились с Леной — ну и потеряли бдительность. Перед Варгашами срабатывает радар-детектор, я успеваю посмотреть скорость по GPS, 107 км/ч. Метрах в трёхстах впереди слева на примыкающей дороге — машина, оттуда выбегает гаец, машет полосатой палочкой. Притормаживаем, останавливаемся. Гаец предъявляет нам по своему «фену» превышение скорости — 106 км/ч. На выбор — оформляем протокол, или…?  Чтобы не терять времени, сразу отдаём 100 рублей и едем дальше. Хотя за такое превышение гаец мог ограничиться и предупреждением. Но вступать в дебаты совершенно не хотелось. Этот контакт с гайцами (второй и, к счастью, последний) тоже длился не более минуты. Так что за дорогой надо всё время смотреть внимательно, стоящие сбоку на примыкающих дорогах машины — первый признак гаишной засады.

В районе Макушино уходим налево на Бердюжье, Ишим, в объезд Казахстана. Дорога свободная и быстрая, кроме разбитого участка в 30 км за Бердюжьем. В 16:10 (13:10) подъезжаем к Ишиму.

Развязка перед Ишимом.

От Ишима идём на Омск. В Аббатском заправляемся. Проходим Крутинку, Тюкалинск. В 20:05 (местное время уже18:05) доезжаем до Омска, проходим южнее города по объездной, выходим на трассу Омск—Новосибирск. Через 70 км после Омска перед очередной кольцевой развязкой в 21:55 (19:55) останавливаемся в мотеле. Двухместный номер, кроме спальни и туалета с ванной, имеет ещё и небольшую гостиную, 1 600 руб. плюс 50 руб. стоянка машины. Не понравился ужин в кафе при мотеле — дорого, мало и невкусно.

Итог ходового дня: всего пройдено 983,8 км за 10 час., 58 мин.; средняя скорость движения 89,6 км/ч; общее время в пути 11 час., 48 мин. Расход по расходомеру 15,0 км/л или 6,67 л/100  км, две заправки — перед Курганом и в Аббатском.

27.08.09 г., четверг

Выспались очень хорошо, в 10:24 (08:24) выехали из мотеля. К вечеру сегодняшнего дня должны пройти Кемерово, наугад поставил в GPS точку на трассе за Кемерово. Как я уже отмечал в первой части отчёта, трасса Омск—Новосибирск — одна из лучших в нашей поездке, поэтому движемся быстро. К тому же, сейчас трасса  значительно свободнее, чем в начале августа, когда мы ехали на Украину. Вот снимок нашей «машинки» через четыре часа после выезда из мотеля:

Уточнение: максимальная скорость зафиксирована не в этом путешествии, а весной 2009 года на свободной дороге под Иркутском при проверке скоростных  качеств нашего «Вишика». Для обеспечения средней скорости движения в 100 км/ч на трассе Омск—Новосибирск достаточно путевую скорость держать в пределах 110-115 км/ч. Некоторые сомнения вызывают заправки на этой трассе. Основная часть заправок с какими-то невнятными брэндами. Нормальные понятные заправки есть ближе к Омску или Новосибирску.

Когда мы ехали на Украину, я не догадался внести в базу данных GPS точку выезда с новой (северной) объездной Новосибирска на трассу Новосибирск—Омск. Сама новая объездная в базе данных GPS отсутствовала. «Машинка» же сохраняет лишь последние две тысячи километров трека. Не имея конкретной точки, мы проскочили место выезда с трассы на объездную и совершенно неожиданно для себя въехали в город Обь. Деваться некуда, будем ехать через Новосибирск. «Машинка» очень уверенно провела нас через город. Новосибирск понравился, запомнились красивые новые здания, широкие проспекты и такой же широкий мост через Обь. Отдельное спасибо водителям Новосибирска. При приближении к большому перекрёстку с круговым движением не успел вовремя перестроиться в крайний левый ряд. И, хотя движение было очень плотное, новосибирские водители совершенно спокойно пропустили меня в этот ряд через две-три полосы. Проезд города занял 38 минут. В 17:11 (15:11) выехали из Новосибирска. Через 10 минут заправились на «Лукойле». Уже ближе к Кемерово на щитах впервые появился указатель «Иркутск».

В 20:44 (местное время уже19:44) дошли до Кемерово.

В отличие от прошлого раза, поехали не по объездной, а через город, как советовала GPS. Город прошли за 40 минут. Потом «машинка» довела до поставленной утром наугад точки за городом. Фантастика — справа открывается какой-то комплекс. Я иду узнавать насчёт ночлега, к сожалению, это просто большое кафе. Навожу справки, ближайший мотель находится в полутора километрах дальше. Значит, утром промахнулся совсем чуть-чуть. В 21:48 (20:48) доезжаем до мотеля. Мотель имеет огороженную территорию, которая охраняется сотрудниками МВД. Берём двухместный номер, точнее комнату. Номера секционного типа, туалет и душ на две спальные комнаты, зато дополнительно есть общая гостиная, 1 000 руб. плюс 80 руб. за стоянку машины. Ужинаем в кафе при мотеле, в этом кафе всё нормально.

На предзакатном небе клубятся гигантские кучевые облака, высотой далеко за 10 тысяч метров. Такой мощной кучевой облачности я ещё никогда не видел. Думали, будет сильнейшая гроза со штормовым ветром, но брызнул небольшой дождик, и как-то тихонько всё это великолепие рассосалось.

Итог ходового дня: всего пройдено 850,2 км за 9 час., 59 мин.; средняя скорость движения 85,1 км/ч; общее время в пути 11 час., 24 мин. Расход по расходомеру 15,4 км/л или 6,49 л/100 км, две заправки — в начале Новосибирской области и за Новосибирском.

28.08.09 г., пятница

Утром встали, кафе оказалось закрытым, опять пришлось кипятить воду на своей плитке. В 07:50 (06:50) выезжаем. Сегодня планируем доехать до мотеля «У Петра» под Алзамаем. Дорога за Кемерово в предрассветных сумерках так же красива, как и в солнечный день. После восхода солнца попадаем в густой туман, движемся в нём минут 20-30.

Туман под Кемерово.

В 09:42 (08:42) заправляемся в Мариинске. Приблизительно через 100 км пересекаем границу Красноярского края.

Недостроенные мотель и заправка под Боготолом (недостроенных мотелей на трассе в Сибири мы видели много).

Опять хронология: в 11:54 (10:54) заезжаем в Ачинск, в 12:18 (11:18) выезжаем из него. В 13:52 (12:52) проходим 500 км, приближаемся к Красноярску, заправляемся. В 14:12 (13:12) переезжаем по мосту Енисей, Красноярск остаётся южнее. Ближе к Канску на трассе много гайцев в засадах. В 16:46 (15:46) доезжаем до Канска, в Канске заправляемся. В 18:16 (17:16) проходим знаменитый пункт ГАИ в Тинах, начинается самый раздолбанный участок М-53.

К нашему удивлению, за прошедший месяц с части бетонной дороги (приблизительно на длине в 5 км) сняли старые бетонные плиты, а на полотно дороги насыпали толстый слой гальки, точнее крупных булыжников. Машине достаётся едва ли не больше, чем на разрушенной бетонке. Едем, крепко стиснув зубы, и поминаем «незлым, тихим словом» дорожников. Кстати, эта доработка трассы через пару месяцев «вылезла боком». На фоне осенних дождей и начавшихся заморозков дорога «поплыла», и М-53 встала почти на десять дней.

После бетонки начался асфальт сомнительного качества. Самая коварная опасность этого участка дороги — гравийные «вставки» длиной 20-70 метров, периодически встречающиеся после нескольких километров относительно нормального асфальта. «Влететь» можно крепко.

В 19:28 (18:28) «катакомбы», наконец, закончились. В 19:36 началась Иркутская область, и мы «въехали» в своё время.

Ура, мы почти дома!

В 21:31 добираемся до мотеля «У Петра». Свободных двухместных комнат, к сожалению, нет. Оплата в этом мотеле почасовая, приходится брать на двоих четырёхместную комнату по 180 руб./час. Душ и стоянка машины входят в стоимость. Ужинаем здесь же в кафе, очень вкусно и недорого.

Итог ходового дня: всего пройдено 967,9 км за 12 час. 20 мин.; средняя скорость движения 78,4 км/ч; общее время в пути 13 час. 50 мин. Расход по расходомеру 15,3 км/л или 6,54 л/100 км, три заправки — в Мариинске, в районе Красноярска и в Канске. Кстати, последние 220 км сегодняшнего дня прошли за 4 часа 11 минут со средней скоростью 52,4 км/ч.

29.08.09г., суббота, крайний день нашего путешествия

Утром завтракаем в кафе, берём в дорогу несколько порций блинчиков с мясом, покупаем пару литровых бутылок Иркутской минералки, по которой успели соскучиться. В 08:30 стартуем, не верится, что сегодня будем дома, мы уже втянулись в трассу. Идет дождь.

Утром  «У Петра».

Первые 17 км — отличный новый асфальт, потом началась гравийка. Участки гравийки разной длины опять перемежаются с участками асфальта, где совершенно свежего, а где уже заезженного. Гравийные участки, видимо пару дней назад, хорошо отгрейдировали. В отдельных местах, где месяц назад наша скорость не превышала 20-30 км/ч, сейчас мы достаточно спокойно идём 50-60 км/ч. Хотя и полностью «убитых» участков встречается немало. Всё так же активно ведётся строительство. В нескольких местах трассы фактически готовые куски новой дороги так и не были открыты для движения. Опять поразил своим бездорожьем Нижнеудинск.

М-53 в районе Замзора.

Знаменитый деревянный мост на федеральной трассе М-53.

В 11:46 заезжаем в Тулун. Всё, откровенного бездорожья больше не будет. В Тулуне заправляемся на «Роснефти». И опять делаем печальный для иркутян вывод: бездорожье закончилось, но началась аномальная зона цен на бензин. Почему под Красноярском 92-й стоит 23 рубля (я даже не говорю про другие регионы), а в Тулуне тот же 92-й идёт уже по 25 руб. 10 коп.?! Вопрос, видимо, в пустоту.

Так как впереди больше не ожидается крупных ям с грязью, немного приводим в порядок машину, водой из бутылки отмываем стёкла, фары, номера. В 12:31 выезжаем из Тулуна, до дома осталось 400 км. В 16:15 проходим Усолье-Сибирское, дорога в этом городе лучше не стала, пробираемся по ней, как по минному полю. В посёлке Тельма справа проплывает величественный храм.

В 16:50 — 17:05 проходим южнее Ангарска по объездной. И в 17:24 мы пересекаем границу Иркутска!

Проезжаем мимо Ново-Ленино, поворачиваем направо на Трактовую. Где-то ближе к центру города приходит осознание того, что, сожалению, наше замечательное приключение приближается к своему неизбежному финалу. Становится грустно — как-то очень быстро всё закончилось.

В 18:05 подъезжаем к дому. Ощущение, что мы никуда далеко от него и не уезжали. У нас есть завтрашний день, чтобы привести свои мысли и вещи в порядок, а послезавтра, в понедельник (и от этого никуда не деться) — пора возвращаться на работу…

Итог ходового дня: всего пройдено 614,5 км за 08 час. 37 мин.; средняя скорость движения 71,2 км/ч; общее время в пути 09 час. 36 мин. Расход по расходомеру 16,1 км/л или 6,21 л/100 км, одна заправка — в Тулуне.

Общие итоги

Самое главное — такого огромного количества положительных эмоций, новых впечатлений и ощущения полной свободы мы с Леной давно не испытывали. Сравнить это можно только с самыми первыми походами по Байкалу. Каждый день открываются новые незнакомые берега и земли, новые острова — сплошная романтика. Мы неоднократно читали, что трасса затягивает. Нас трасса определённо затянула — и это нам очень нравится. Даже просто от движения по трассе мы получаем удовольствие. Движение по15 часов в день несколько дней подряд нам не надоедает. Мы побывали везде, где мечтали и хотели побывать. Увидели нашу страну от Байкала и до западной границы. Повидались с родными нам людьми. Повидались, наконец, с близкими друзьями и одноклассниками, с которыми не виделись много-много лет. Лена увидела практически всю Украину, я показал ей места, где прошли моё детство и юность. Отправившись в такое путешествие на поезде или на самолёте, мы не воплотили бы и четверти задуманного. Альтернативы дальним поездкам на машине нет. Конечно же, тридцати дней для такого путешествия всё-таки мало. На следующий раз, по возможности, будем планировать хотя бы дней 35-40.

Всего в поездке пройдено:  по данным GPS — 14 473, 4 км;  по данным спидометра — 14 428,5 км. Точнее, естественно, данные GPS. Расхождение в 45 км на такой длине пути считаю несущественным.  3321,1 км пройдено по Украине.

Наш «Wish» прошёл весь путь без единого замечания (тьфу-тьфу — не сглазить), без малейшего даже намёка на какие-либо технические проблемы. Колёс ни разу не прокалывали. Если в начале поездки (особенно на М-53) ещё были определённые опасения за техническое состояние машины, и я постоянно прислушивался к ней, то уже ближе к Украине стал воспринимать безотказную работу японской техники, как должное. «Япономобиль», несмотря на почти шестилетний возраст, в очередной раз подтвердил своё высочайшее качество и надёжность. После поездки на Украину наш «Вишик» пережил достаточно суровую зиму 2009-2010 годов и пробежал ещё 20 тысяч км. Кроме плановых замен масла в двигателе и фильтров — дополнительно были заменены только тормозные колодки передних колёс и лампочка подсвета номера. Уже в эту зиму, в морозы за минус 20ºС, стали иногда проявляться небольшие постукивания в подвеске, но устранение этой проблемы решил отложить до весны.

Израсходовано бензина: по чекам АЗС — 1 032,2 литра.  Всего заправлялись 33 раза, в среднем от 27 до 38 литров.

Фактический средний расход топлива:  7,13 л/100 км.  Даже с учётом инструментальной погрешности расходомера можно сделать однозначный вывод: бензин на большинстве АЗС хоть немного, но не доливают.

Затраты на бензин составили 23 794 рубля.

Цены на 92-й бензин:  20,5 — Самара, Урал; 20,8 — Кемерово; 21,3 — Саратов, Белгород; 23,0 — Красноярский край; 24,7 -25,1 — Иркутск, Иркутская область; 6,7-7,2 грн — Украина. На обратном пути отмечен рост цен на бензин на 30-70 коп./литр в разных регионах.

Проблем с качеством бензина мы не заметили. Это следствие, мне кажется, порядка заправки — мы всегда дозаправлялись до полного бака, когда в баке оставалась приблизительно половина топлива. Если где-то, возможно, и заправили некачественное топливо, то оно разбавилось в достаточно большом количестве нормального топлива. Вероятность двух подряд заправок некачественным топливом крайне мала. Не последнюю роль сыграл и всеядный японский двигатель.

Затраты на гостиницы и стоянки: 16 300 рублей.  Надо учесть, что 13 ночей мы ночевали у родственников и друзей, пять ночей — в машине.

Питание и другие расходы — около 20 000 рублей. Затраты на гайцев — 100 рублей.

Общие расходы на всю поездку продолжительностью ровно 30 дней составили приблизительно 60 000 рублей (без учёта затрат на подготовку к поездке).

Снято почти 2 500 фотографий и 8,5 часов видео.

Общие замечания

GPS серьёзно экономит время в дальней поездке. Мне кажется, что без «машинки» затраты времени на прохождение всего этого пути были бы, как минимум, на 10% больше. Судя по отчётам,  на проезд незнакомых городов без  GPS люди часто теряют по несколько часов.

Радар-детектор 3-4 раза избавил нас от штрафов в 100 рублей. Главное здесь не столько в штрафах, сколько в отсутствии лишней нервотрёпки при контактах с гайцами. Эффект от радар-детектора есть только тогда, когда впереди вашей машины движется другая машина. Если же вы идёте впереди, то при современных «фенах» сигнал радар-детектора извещает вас о том, что ваша скорость уже зафиксирована гайцами.

Средняя скорость на обратном пути была несколько выше. Во-первых, сама трасса была значительно свободнее, чем в начале августа. Во-вторых, появились определённые навыки движения по трассе.

Кондиционером в пути не пользовались, хотя он полностью исправен. У нас есть не очень удачный опыт поездок с кондиционером ещё на «Ипсуме». И Лена, и, особенно, я при работе кондиционера сильно простываем, даже при соблюдении всех правил. Поэтому, чтобы не болеть в дальней поездке, ехали с приоткрытыми окнами, чувствовали себя достаточно комфортно, проблем в связи с этим никаких не было.

На будущее обязательно заменим надувной матрац матрацем из мебельного поролона. Очень сложно подобрать оптимальное давление в надувном матраце, к тому же он заметно «съедает» высоту спального места.

Мест для ночёвки, мотелей и различных кафе на трассе предостаточно. В поездке мы заранее не намечали конкретных мест остановки на ночь (кроме мотеля «У Петра» накануне возвращения в Иркутск). При движении по трассе ближе к вечеру эти места находились сами собой. Но на обратном пути мы занесли в бортжурнал информацию о местоположении некоторых мотелей.

Слава Богу, ничего не пригодилось из взятых с собой инструментов, комплектующих для мелкого ремонта и т.д. Западнее Красноярска, наверное, всё это можно было с собой и не брать. Но, зная «особенности» М-53 между Тулуном и Канском, я считаю, что ничего особо лишнего мы с собой не везли.

Мы всегда ехали с включённым ближним светом и противотуманками — и в городах, и на трассе.

За все почти 14,5 тысяч километров у нас ни разу не было ситуации, которую даже с очень большой натяжкой можно было бы назвать предпосылкой к ДТП. А в условиях городского движения в Иркутске в реальные предпосылки попадаешь чуть ли не каждую неделю.

Качество дорог в России, в целом, оказалось лучше, чем мы себе представляли по отчётам, хотя «катакомбы» встречались. К дорогам Украины особых претензий у нас нет. А качество «районных» дорог на Украине, по крайней мере, там, где мы проехали, однозначно лучше, чем в России.

Видели последствия  десяти ДТП, только одно ДТП с жертвами (под Винницей).

Чаще всего на трассе мы встречали легковые машины с номерами 86-го региона (Ханты-Мансийский АО), чуть реже с номерами 89-го региона (Ямало-Ненецкий АО), мелькали эти номера и на Украине.

Ответы на большую часть вопросов, мне кажется, я дал по ходу отчёта.

Что касается отдыха на Байкале. В этом деле я плохой советчик, так как знаю Байкал, в основном, с воды. На машине мы с Леной начал ездить на побережье Байкала только в последние два года. Предпочитаем ездить с друзьями в район Малого моря на майские праздники и в начале сентября, когда базы отдыха практически свободны, а отдыхающих совсем мало. Комфортный туристический сезон на Байкале очень короток — с конца июня по конец августа. На Байкале есть два основных района отдыха для путешествующих на машинах. Во-первых, это район Малого моря и острова Ольхон. Во-вторых, восточное побережье озера от Слюдянки и до Чивыркуйского залива, в тех местах, где дорога идёт вдоль берега. Предпочтительнее ехать на машинах повышенной проходимости. В последние годы на побережье построено много турбаз с номерами любых ценовых категорий и, соответственно, с разным уровнем комфорта. Хватает мест и для «дикого» отдыха. В пик сезона везде достаточно многолюдно. Самая тёплая вода — в районе Малого моря, в заливе Провал, в Чивыркуйском заливе. Качество отдыха на Байкале в очень большой степени зависит от того, как Вам повезёт с погодой. Тёплые вещи надо иметь обязательно. Расстояние от Иркутска до Малого моря (Ольхона) чуть менее 300 км, от Иркутска до Чивыркуйского залива — около 700 км. На машине можно добраться и до Северобайкальска, места там красивейшие, но такая дорога уже ближе к экстриму. Более подробную информацию об отдыхе на Байкале можно найти в Интернете. Много хороших отчётов о поездках на машинах в различные районы побережья Байкала и особенностях отдыха в этих районах есть и на Drom.ru.

Спасибо всем, у кого хватило терпения дочитать наш «роман».