|
Красноярский край и Хакасия — 2010
Экипажи:
Limat, борт № 105 (Юра, Люда, Кристина), авто — Toyota Corolla Spacio;
Garik, борт №28 (Игорь, Женя), авто — Suzuki Grand Vitara.
Поездку задумывали еще с прошлого года. Ведь Ергаки, а точнее Висячий камень так и остались не покоренными. Фотоотчет по прошлогодней поездке здесь. Тогда нам помешал ливень и резкое похолодание, мы оказались несколько не готовы к этому и пришлось вернуться на базу. На этот раз мы решили, что дойдем, не смотря ни на что! Ергаки стали основной целью нашей поездки.
Мы выехали четвертого июля из Ордынки в сторону Красноярска. Седьмого вечером договорились встретиться с друзьями (Игорем и Женей, 28 экипаж клуба «402.км») в районе озера Шира в Хакасии. С нами собирались ехать еще два экипажа из Кемерово, но у них, к сожалению, перед самой поездкой заболел ребенок.
4.08.2010 Красноярск
Ехали уже проторенным маршрутом через Новосибирск, Ваганово, Промышленное, Кемерово, Мариинск, Ачинск. Трасса везде хорошего качества. Особенно удивило качество дороги перед Красноярском. Две полосы в обе стороны, асфальт практически идеальный для Сибири. Обед в кафе перед Ачинском под названием «М-53». Чисто, аккуратно и кормят вкусно и недорого.
Сняли квартиру в центре Красноярска, поскольку хотелось успеть и город посмотреть и на Столбы сходить. Квартиру в Красноярске снять можно быстрее, чем сигарету выкурить. Объявления буквально на каждом столбе. Несмотря на девятисоткилометровый (907 км) дневной пробег, мои девчонки (жена и дочь) проявили удивительную стойкость и любознательность. Не успели вселиться, как они засобирались на прогулку по вечернему городу. Конечно же, не пожалели, ведь Красноярск считается городом фонтанов. Погуляли по центру, вернулись уже за полночь, и быстренько поужинав и выпив по бокалу вина, завалились спать.
Дневной пробег — 907 км.
5. 08. 2010. Столбы
Сразу хочу отметить, что предварительно перед поездкой была закачана неофициальная карта Красноярского края и Хакасии для «Навитела». Она очень помогла при передвижении по Столбам. Отмечены все тропы с названиями Столбов. Кроме того по данной карте удобно было перемещаться по улицам города. А движение по центральным улицам Красноярска организовано несколько непривычно для человека, который первый раз попал в город. «Навител» с подключенной неофициальной картой справился с задачей на все 100 процентов.
Быстро добрались на машине до автостоянки возле часовни, а дальше пешком около пяти километров. Дорога, правда — натуральный асфальт почти до Столбов, но все время в гору. Дальше по самим Столбам тропа вытоптана за многие годы потоком людей до самых корней деревьев. Кое-где корни образуют причудливые узоры. На каждом шагу отвлекают и суются под ноги наглые попрошайки бурундуки.
Сквозь густой лес практически ничего не видишь, пока не подойдешь к самому Столбу. Первый Столб огромен, но, честно говоря, не впечатлил, хоть и восемьдесят метров высоты. Скала, как скала. Обошли и направились к Деду. По дороге остановились перекусить возле Бабки и Внучки. Почему Бабка? Почему Внучка? Просто каменные глыбы. Пойду-ка по малой нужде схожу. Пошел. И тут подняв голову, увидел в камне отчетливое лицо русской старушки.
Беззубый рот, низенький лоб и впавшие глаза. Надо же было для туалета такое место найти, откуда самый интересный ракурс открывается на Бабку :-).
Пошли дальше. Дед.
Сначала тоже скала как скала. Походили вокруг и увидели… Не хочется обидеть Деда, но на мой взгляд, больше похоже на обезьяну. Кому что привидится! На этот столб можно забраться. Залезли и ахнули! Какой вид открывается с вершины! Внизу горы, лес и вдалеке Красноярск. Красотища!
С Деда видны Перья невдалеке. К ним мы и отправились. Перья впечатляют своей необычностью. Если предыдущие столбы представляют из себя просто нагромождение камней, то Перья — это как будто кто-то несколько плоских гигантских камней диаметром метров сорок воткнул ребром в землю рядом друг с другом. Похоже на тарелки, которые стоят в сушилке для посуды. Опять же, у кого какие ассоциации. Очень необычно и красиво!
Рядом с Перьями Львиные Ворота. Не знаю, почему ворота. Я бы назвал их Львиная Пасть ну или гильотина.
Между двух скал зажат огромный камень, который по всем законам логики давно должен упасть. Внизу под ним лежит еще один. На нижний надо встать и если верхний не упадет, то значит человек безгрешен. Так гласит легенда, придуманная, скорее всего, в прошлом веке.
Все, пора возвращаться! Нам ведь еще город смотреть. Путь до стоянки нашего авто мы несколько срезали по «секретной» тропе, отмеченной на карте. По ней идет меньше народа, чем по основной дороге. Видимо, знают только местные.
Вечером погуляли по городу, поужинали в кафе на одном из центральных проспектов. Заглянули в несколько магазинов в поисках сувениров.
6. 07. 2010. Шира
Выехали на М-54. Путь в этот день нам предстоял недолгий, и мы, не торопясь, заехали на смотровую площадку, расположенную на высоком берегу Енисея перед поселком Слизнево километрах в семи от окраины Красноярска. Виды отличные. Далеко внизу спокойно несет свои воды Енисей, а рядом парят птицы.
Сюда постоянно приезжают отметиться и повесить памятный замочек на металлические перила молодожены из округи, ну, естественно, туристы. Говорят, замочки периодически спиливаются по распоряжению администрации, чтобы от их тяжести не завалилась сама площадка. Дальше двинулись на Красноярскую ГЭС. Конечно, сооружение грандиозное, но не идет ни в какое сравнение с Саяно-Шушенской ГЭС. Масштабы не те. Отметились и поехали дальше. Дорога в сторону Абакана своеобразна, живописна, но качество асфальта могло бы быть и лучше. Особых ям нет, но чем-то напоминает железную дорогу. Тук-тук, тук-тук, тук-тук. Только после границы с Хакасией асфальт становиться нормальным.
Если ехать из Красноярска в Шира, то с М-54 нужно сворачивать в сторону Шира в районе Новоселово. Там есть указатель, и навигатор именно так и ведет. Но я знал, что есть еще одна дорога на Шира через Сарагаш и знал, что после пересечения границы с Хакасией откроется обалденный вид на залив Черная речка и, естественно, не мог пропустить возможности сделать несколько красивых фотографий. Вид действительно классный! Мы всей семьей (у каждого свой фотоаппарат) вылезли на фотосессию. Словами передать трудно, да и фото тоже вряд ли передаст весь масштаб.
Признаком того, что въехали в Хакасию, являются старинные могильники: большие и маленькие. Они видны повсюду недалеко от дороги. Свернули на Сарагаш. И тут сюрприз! За Сарагашем асфальт заканчивается, и дальше начинается щебенка, причем не очень хорошего качества. Трясемся около двадцати километров до поселка с интересным название Ворота. Дальше асфальт. За поселком небольшой перевальчик, и тут… Мы оказываемся вознаграждены за плохую дорогу! С небольшого перевальчика возле горы Осиновой открывается вид на озеро Беле. Дорога уходит вдаль, переваливает через небольшие сопки и за сопками в лучах вечернего солнца сверкает двумя блюдцами озеро Беле. В прошлом году мы заезжали на озеро Беле и, честно говоря, место мне не понравилось. Но этот пейзаж немного меняет мое впечатление об озере. Оно красиво! Все-таки степные хакасские пейзажи неповторимы и имеют свою прелесть. На берегу озера пустынно. Погода хоть и солнечная, но холодный ветер разогнал отдыхающих, и только два пасущихся в степи верблюда придают пейзажу оживленный вид.
Заехали в Ширу за продуктами. Далее поиски места ночевки. Проехали Колодезный в сторону озера Иткуль. На верху за горой сильный ветер, погода портиться, небо заволокло тучами. Стоять здесь в палатках (как планировали заранее) особого желания нет. Спускаемся в Жемчужный, расположенный на берегу Ширы. Здесь ветер потише. Находим палаточный городок за пределами поселка. Платный въезд, есть туалет, народу мало. Вечером пришлось надеть ветровки и прятаться от ветра в тамбуре палатки.
Дневной пробег — 361 км.
7. 08. 2010. Жемчужный
Утром сквозь тент палатки увидел солнце. Погода переменилась кардинально. Ветер стих, небо в редких облаках. Температура перевалила за +20. Ну просто здорово!
Весь день нам предстояло дожидаться экипаж Игоря и Жени. Особых планов на это день не было. Обычный матрасный отдых. Решили прогуляться в Жемчужный. Поселок малюсенький, живет за счет приезжих отдыхающих. Ведь кому-,то пришло в голову сделать из Жемчужного хакасский курорт. Хотя, наверно правильно, ведь в основном все на отдыхе тянутся к воде. А это одно из самых доступных мест, где можно организовать разноплановый отдых у воды. Здесь и просто купание, и катамараны, и скутера, и парапланы… В общем, есть все. В поселке небольшой рынок с бешеными ценами на копченую пелядь (100 руб. за штуку), дальше небольшая аллейка, где продают сувениры. Местных сувениров мало, много с Алтая и буддистских. На площади на пересечении рынка и аллейки предлагают экскурсии на Сундуки, Тропу предков, озеро Тус, на сплавы. Короче говоря — курорт. Все как положено. Но мы-то все увидим сами!
Вечером выехал на трассу и встретил Игоря с Женей. Шашлык, несколько рюмок за встречу. Два экипажа — это уже команда! Впереди нас ждут Ерагаки.
8. 08. 2010. Шушенское
В прошлом году так торопились в Ергаки, что Шушенскому не уделили внимания. Решили заехать в этот раз. Сам поселок, конечно, не очень. Старые совдеповские постройки. Ну а музей стоит посмотреть один раз. Чтобы хотя бы иметь представление о жизни русской деревни дореволюционных времен. Жили, кстати говоря, раньше не так уж и плохо для того времени. Это потом революция загнала русскую деревню в нищету.
Короче говоря, будете проезжать мимо Шушенского, обязательно уделите пару часов музею-деревне. Сама экскурсия длиться около полутора часов.
Вечером прибыли на базу «Тушканчик» на 622 километре трассы Красноярск — Кызыл. В прошлом году останавливались в гостинице на базе «Буйба» возле Тармозаковского моста на 614 километре, но в этом году вокруг нее развернулась грандиозная стройка. Строят чего-то энергетическое. Изгадили стройкой все вокруг. На «Тушканчике», собственно говоря, не база, а просто места под палатки. Стоянка, баня, вечером можно зарядить у сторожа аккумуляторы для фото-видео-аппаратуры. Палатки ставятся на деревянные помосты. Вместо клинышков гвозди (у Игоря оказались с собой).
Погода, конечно, не обещала ничего хорошего. Всю ночь моросил дождь. Температура около +7. Я долго не мог уснуть, думая, что Ергаки не пустят нас к себе и в это раз.
Дневной пробег — 395 км.
9.08. 2010. Ергаки
Час Икс пришел. Мы шли к этому целый год.
Встали. Позавтракали. Погода не очень. Все небо в тучах. Успокаиваем себя мыслями, что хуже не будет. Оставляем палатки и туристический скарб на базе (с собой брали в поход дождевики, продукты и воду) и двигаемся на машинах на «Буйбу». Оттуда самый близкий путь на Висячий камень. Оставляем машины на платной стоянке и выдвигаемся. Доходим до двух красивых указателей: озеро «Радужное» и озеро «Каровое», указывающих практически в одну сторону. Двигаемся по единственно различимой тропе. Подъем по знакомой с прошлого года тропе.
Та же сырость и грязь. Ноги начинают помаленьку промокать. Но мы к этому уже готовы. Ну что поделаешь, климат здесь такой! Земля просто пропитана водой. Идем по навигатору, но вижу, что реальная тропа начинает различаться с той, что указана на карте. Реальная уводит куда-то в сторону. Скоро нас нагоняет группа во главе с инструктором. Они тоже идут на Висячий. Оказывается, что идем верно! Просто нет ни одной нормальной GPS-карты Ергаков.
Пытаемся двигаться за группой. То отстаем, то нагоняем. Пару раз нас тоже нагоняет моросящее дождем облако. Тропа то прячется в густых зарослях бадана и еще чего-то, то ползет по курумнику, почти исчезая из вида, то пересекает небольшие ручейки. Переваливаем через небольшой перевальчик, потом спуск, горная речка (Нижняя Буба) с импровизированным мостиком из двух бревен, и опять в гору. Лес начинает редеть. Мы заходим в зону выше верхней границы леса. Пейзаж вокруг постепенно меняется, зелень начинает исчезать, и в конце концов остаются только камни, покрытые разноцветными лишайниками. Выходим к Каровому озеру. За ним поднимаются ввысь два пика: пик Молодежный и пик Учителей. Слева видим пик Орешек. Его невозможно не узнать. Высоченная скала, а на вершине что-то вроде шарика. Местами вокруг Карового лежат пятна снега. Продолжаем лезть по скалам вверх. Тропа практически исчезла, только вверху видно ее окончание. Кое-где стоят туры (пирамидки из камней), указывающие дорогу. Наконец, выходим на вершину. Камень, камень, камень… одна мысль витает в голове. Вот он! Дошли!
На краю скалы, удерживаемый непонятно какими силами, лежит гигантский плоский камень. Трудно поверить, что это создание природы. Он даже немного не вписывается в окружающий пейзаж, слишком уж неправдоподобно лежит. Внизу, в трехстах метрах, как мелкая лужа, блестит зеркало Радужного озера.
Вокруг палатки, людей отсюда не видно. Справа совсем рядом Голова Спящего Саяна. Это та самая, которую видно с трассы, точнее видно всего Саяна. Теперь она совсем рядом.
Усталость после почти четырехчасового подъема как рукой сняло, и мы бегаем вокруг камня с фотоаппаратами в поисках наилучших ракурсов. И так встанешь, и этак… Нет, не передашь всего… Это надо увидеть своими глазами и навсегда отложить в памяти.
Назад шли через Радужное озеро. Тропа гораздо хуже, чем та, по которой мы шли к камню, местами она идет по руслу ручья. Зато вид снизу, с Радужного озера, на Висячий камень тоже стоит того. У озера лагерь из множества палаток. Отсюда можно делать радиальные вылазки по Ергакам.
Двигаемся на «Буйбу». По колено в грязи, уже не перепрыгиваем попадающиеся на пути ручьи, а прямо шлепаем по ним, стараясь смыть грязь с кроссовок и штанов. Уже почти перед «Буйбой» нас опять мочит непродолжительный дождь, но это уже не пугает. Самое главное, что план выполнен и теперь ничто не сможет испортить полученные впечатления. Торопимся в заказанную на «Тушканчике» баню…
Ергаки нас приняли! Сюда стоит вернуться!
Тут, думаю, можно сделать небольшое отступление и подвести итоги похода. Хочется написать несколько слов о ВисЮчем Камне, точнее уже не о нем, а о Ергаках вообще. Возможно тем, кто первый раз сунется на Ергаки, данный текст принесет какую-то пользу.
Так вот. Ергаки. Они произвели на нас всех (думаю, что именно на всех, кто участвовал в походе) неожиданно бОльшее впечатление, чем мы все ожидали. Это действительно нечто, чему стоит посвятить не один день, а, может быть, целую неделю. Потому что на относительно небольшом по площади месте собрано столько всего красивого и необычного, чего, к примеру, не увидишь на Алтае на такой же площади. Еще раз убедился, что из окна автомобиля видишь лишь небольшой кусочек всей той красоты, которая открывается тому, кто потратил свои физические силы для того, чтобы ее увидеть во всей полноте. В Ергаках буквально за каждым новым перевальчиком открывается совершенно новый пейзаж. И он настолько может отличаться от того, что ты видел пять минут назад, что просто диву даешься. Ну да ладно, это все лирика. Хочется сказать несколько слов тем, кто еще собирается туда, а я знаю, что такие есть.
О погоде. Погода в Ергаках непредсказуема. Это мы поняли еще в прошлом году. И даже в жаркий июль склоны гор представляют из себя заболоченную местность. Лишь на курумниках может быть сухо и почти комфортно, потому как влага уходит под камни. В августе же обычно дождливо и предсказать, какая погода может ожидать тебя в течение дня невозможно. Она вообще может смениться несколько раз за несколько часов. Это может быть и жаркое солнце, и холодный ливень, и просто моросящий из наскочившего на склон облака дождик. Из-за высокой влажности тропы в некоторых местах представляют собой почти ручьи и приходиться идти по ним как минимум по щиколотку в грязи. Если в теплый день сапоги будут спасением, то в ливень Ваши сапоги просто наполняться водой и потяжелеют. Тут уж кому как повезет. Многие ходят на Ергаки в кроссовках (так сделали и мы). Даже если ноги промокли по колено, то хотя бы идти легко.
О навигации в Ергаках. Я скачал самую подробную карту Ергаков для Озика. И мы все равно почти сбились с пути. «Навител» с подробной картой Красноярского края тоже врал. Нет, конечно же, мы вышли бы куда-то в конце концов, но цели маршрута могли бы не достигнуть или потеряли бы время. Трек, проложенный «Навителом» и «Озиком», несколько расходился с тропами на картах. Самое лучшее, это «язык». Хорошо, что на тропах всегда можно встретить тех, кто подскажет правильное направление. Еще один нюанс, на навигаторе тропа — это просто тропа. Но реально идти на ВисЮчий камень лучше по одной тропе, а спускаться можно и по другой. В обратном порядке будет сложнее, потому как крутизну склона по навигатору определить невозможно.
О детях. Не берите с собой на Ергаки маленьких детей. Маленьких — это меньше десяти лет приблизительно (если, конечно, Ваш ребенок не переросший акселерат). Это не просто прогулка, и, возможно, детей вам придется нести на руках, или на спине, или на шее, или еще на чем практически половину пути, а может, и больше. Тем более, что они могут не понять в конце пути, куда и зачем Вы лезли весь день. Не портите впечатление о Ергаках себе и детям.
О базах. Если Вы приехали на Ергаки на своей машине, то, следовательно, не потащите ее в горы с собой и не бросите у дороги, ну, даже самое малое на один день. Значит, вам нужна стоянка. Останавливайтесь на базах. Там и машину можно поставить, и на ночь самому остаться, если у вас в планах однодневные радиалки. Можно номер снять, а можно базу найти и такую, где палатки поставить и вечером в баньке попарится. Бани на всех базах есть.
Пункты о детях и о базах можно применить не только к Ергакам. Скорее их можно применить ко всем длительным пешим походам по горам, а последний пункт важен в том случае, когда вы едете на своей машине.
10. 08. 2010. Едем в Ефремкино
Распрощались с Ергаками и выдвинули в обратный путь. Конечной точкой маршрута на этот день был поселок Ефремкино, а точнее база «Томичка», откуда мы планировали осуществить несколько радиальных поездок. Маршрут проложили с небольшим крюком через Саяно-Шушенскую ГЭС. По пути закупили две большие форелины для ужина. Уже после Ширы, когда до Ефремкино оставалось километров тридцать, наш навигатор оказался не готов к тому, что на дороге может быть ремонт. Попали на дорогу к Черному озеру. Пришлось делать небольшой крюк по голой безлюдной степи, раскинувшейся в долине Белого Июса. В конце концов опять выбрались на асфальт.
Поселок Ефремкино расположен на берегу Белого Июса в предгорьях Кузнецкого Алатау. Вокруг расположились небольшие лесистые горы. Пейзаж вокруг сильно отличается от обычного хакасского пейзажа с ее степями и голыми сопками. База «Томичка» находится в конце поселка Ефремкино. Круглые сутки есть электричество, организуются различные экскурсии в пещеры любой сложности, поездки на Сундуки, сплавы, вело и конные маршруты. На базе постоянно проходят какие-то фестивали и другие «сборища». Место популярное и уютное. Контингент в основном из Красноярска, Абакана, чуть реже из Томска и Кемерово. Бывают и новосибирцы. Места в домиках — 400 руб. за место, дрова бесплатно. Можно стоять и в своих палатках, пользуясь всеми остальными благами цивилизации.
На базе обитают два интересных местных жителя: белый конь и пес. Они постоянно выпрашивают что-нибудь съедобное у отдыхающих. Коня приходится периодически отгонять. А пес ночь ухитрился своровать у нас пластмассовый стакан сметаны. Последствия хорошо видны на снимке :-). Ну ни грамма стыда!
Дневной пробег — 574 км.
11. 08. 2010. Тропа Предков
С утра разложили на просушку промокшие на Ергаках палатки. В этот день мы решили дать отдохнуть нашим верным «коням» и выдвинулись пешком к скальному массиву Тогыз-Ас. Тропа по скальному массиву начинается метрах в пятистах от базы. Красивые причудливые скалы, сложенные из породы белого цвета с красными и желтыми пятнами лишайников, расположились на правом берегу реки и возвышаются кое-где метров на триста над ней. По скалам проходит так называемая Тропа Предков. Честно говоря, не знаю, откуда происходит такое название, но с тропы открывается красивейшая панорама на Белый Июс.
И стоит потратить часа три-четыре, чтобы прогуляться и полюбоваться природой с захватывающей дух высоты. Местами тропа проходит по крутым, усыпанным цветами склонам. Попадаются здесь и эдельвейсы.
По ходу тропы попадается несколько небольших гротов. Один из них, грот Проскурякова, расположен почти у самой воды. На противоположном берегу Июса чуть выше по течению находится известная спелеологам пещера Ящик Пандоры. А чуть дальше пещера Крест.
12. 08. 2010. Сундуки.
День выдался солнечный, и это вселяло надежду сделать хорошие снимки. Мы выехали на дорогу, ведущую к Черному озеру и, переехав по мосту через Июс, свернули направо на полевую дорогу, ведущую к Сундукам. Остановились возле четвертого Сундука посмотреть наскальные рисунки. Дальше к первому Сундуку ведут две дороги по разные стороны древних оросительных каналов. Одна из дорог несколько похуже, и в дождь передвигаться по ней несколько проблематично. Другая ведет по отсыпанным щебнем дамбам, и лишь в одном месте приходится преодолевать небольшой брод через канал.
Брод проходим на авто любого класса. За бродом обе дороги сходятся и ведут по «спине» второго Сундука мимо так называемого Храма Солнца к тыльной части первого Сундука. Храм Солнца — это огромное скопление обо, ну, или каменных пирамид. Скорее всего, их складывают туристы, но говорят, что пирамиды складывают пастухи, чтобы задобрить духов.
Конечно, первый Сундук вблизи кажется более грандиозным, чем с автомобильной трассы.
Останцы на склоне чем-то напоминают полуразрушенные стены древней крепости. А вершину венчает сам Сундук, от которого получили название все Сундуки. Сундук — это скала почти правильно прямоугольной формы размером с хороший коттедж. Но самое интересное — это открывающаяся с вершины панорама долины Белого Июса с древней оросительной системой. По долине плывут тени от редких облаков, и пейзаж вокруг постоянно меняется. Проходит всего несколько минут и кажется, что ты видишь совершенно новый пейзаж.
Посидели, помедитировали :-) на вершине и двинулись в обратный путь.
Дневной пробег — 140 км.
13. 08. 2010. Под занавес
На этот последний день нашего путешествия мы заранее ничего не планировали. Просто оставили его на всякий случай свободным. Мало ли, ведь, что интересного подвернется по дороге! Так и вышло.
Я никогда до этого не был на сплаве. Ну просто интереса не было к этому виду отдыха. Хотя плаваю сам хорошо и воды не боюсь :-). А вот жена у меня в этом плане полная противоположность: плавать не умеет и воды побаивается. И какое же было мое удивление, когда она сама подошла ко мне и сказала: «Завтра пойдем на сплав!» Ну к маме, так к маме!
Конечно, сплавом в настоящем смысле это назвать нельзя. Река настолько спокойная, что временами просто можно задремать.
Недаром по Белому Июсу в районе Ефремкино приезжают сплавляться с детьми. Короче, весь смысл в том, что нужно изредка помахивать веслом и при этом основной упор делается на созерцание красот вокруг. А посмотреть действительно есть на что. Кстати, прошли и под скалами, на которые лазили пару днями раньше. Снизу тоже открываются впечатляющие виды на Тогаз-Аз.
Во второй половине дня тоже не смогли усидеть на базе и поехали на заброшенный мраморный карьер. Оказывается в этих местах почти под каждой горой лежит мрамор, точнее вся гора состоит из ослепительно белого мрамора, прикрытого сверху тонким слоем почвы. Видимо из-за белого мрамора получил название Белый Июс.
На самой вершине карьера красивый ровный срез породы. Из-за белизны мрамор отражает солнечный свет и даже в жаркий день кажется холодным, когда прикасаешься к нему.
Так прошел последний день нашего путешествия. Уезжать не хотелось, но хозяйка базы пообещала резкое ухудшение погоды. Это немного сгладило тяжесть расставание с Хакасией. Вечером легли пораньше спать. Ведь на следующий день предстоял тысячекилометровый путь домой…
Общий пробег за поездку составил 3 597 км.
Суммарный расход топлива — 252 литра.
Средний расход топлива — 7 л на 100 км (с учетом городских циклов, движения по пересеченной местности и скорости на трассе до 140 км/час).
Потрачено на бензин 5 600 рублей с копейками.