|
Здравствуйте, уважаемые посетители этого сайта. Начитавшись здесь множества интересных путешествий выкладываю вам и мое собственное произведение. Идея куда-то съездить на авто у меня крутится постоянно, и вообще я предпочитаю по возможности этот вид транспорта для путешествий, который дает мобильность, свободу, удовольствие от вождения и открывающихся видов. Нас же с женой давно тянет по городам Европы, но дети предпочитают море. Детей у нас двое: Юля и Аня. Ради них решили поехать в Болгарию на море, при этом попутно воспользоваться возможностью безвизового транзита по Румынии, где решено было заехать в Брашов и его окрестности, где есть много достопримечательностей. В Болгарии мы были в 2008-м году, по Румынии же всей семьей путешествовать не приходилось. Таким образом, и детям — море и нам — кое-какие зрелища.
Железный конь
Toyota Corolla Verso 2003 года с мотором 1,8. Куплена в мае месяце, так что для нее это было первая длительная поездка, своего рода тест. Машину особенно не подготавливал, поскольку, как отметил, была куплена пару месяцев назад и достаточно подробно протестирована. В дорогу взял только чемоданчик с инструментами. Что я сделал специально для поездки — это балансировку всех колес и всем советую это делать перед дальней дорогой. Имею опыт предыдущего путешествия в Болгарию (машина Nissan Almera 1996 года), когда на хороших румынской и болгарской дорогах почувствовал все дефекты колес, вибрации замучили.
Маршрут
Специально для поездки был приобретен GPS-навигатор «Mio» (аппарат б/у, цена 50 евро, не хотел платить больших денег). В нем была карта «Навител» по Молдове и карты «IGO-8» Румынии и Болгарии. Навигатор взял за несколько дней до поездки. Для меня это была диковинка, раньше не пользовался, разбирался в нем по вечерам, но по сути пришлось учиться им пользоваться по ходу поездки.
Итак, проложил маршрут Кишинев — Таможня Леушены — Брашов — Бухарест — Русе — Несебр. Всего по навигатору 950 км. Планировал покрыть это расстояние в два приема, сначала до Брашова, там культурная программа, затем до конечного пункта назначения. Обратно планировал вернуться более коротким маршрутом, минуя Брашов. К слову, маршрут строил не только по навигатору, прокладывал через AUTO-ROUTE и GoogleMAps.
Дорога до Брашова
Старт был в 3 часа утра с расчетом попасть в Брашов где-то в районе 9-10. Расстояние от Брашова до Синаи, где планировали посмотреть замок Пелеш 34 км, я вообще не считал за расстояние (и зря), также там мы планировали попасть в замок Бран, где по легенде останавливался знаменитый Дракула, вечером вернуться в Брашов и посмотреть достопримечательности старого города. На практике все получилось значительно иначе.
Выехали из дому, запустили навигатор, первые километры — навигатор не работает, не дает приема со спутника. Вот засада. Лазил, щелкал — ноль. Пришла мысль, что «IGO-8» не работает по Молдове (там на самом деле была только карта Кишинева, но приема не было и в самом Кишиневе), думаю, в Румынии должен заработать, потому махнул на навигатор, до Леушен он мне не нужен трасса прямая, хотя включил карту «Навител». Состояние дороги очень хорошее, это новейшая трасса, по молдавским меркам лучшая, но двухполосная.
На таможне был очень подробный досмотр, выгружали из багажника все вещи, досматривали все укромные места машины. Такой досмотр вероятно в свете существующих многочисленных скандалов по случаю контрабанды сигарет через румынскую таможню.
Купил винетку — плату за дорогу; 3 евро — 7 дней, 6 евро — 30 дней; взял на 30 дней. Печати в паспортах поставлены и поехали дальше, уже рассвело, и мы на румынской территории. Переключил навигатор на «IGO» — продолжает молчать, что уже совсем не нравиться. Решил залезть в меню настроек спутника, засветилась опция типа поиска спутника, щелкнул и есть, началась навигация. Дороги отличные, берем курс на Бырлад.
Проезжаем городок Хушь. Что удивило, город проезжали в 6 утра, но он уже полностью бурлит жизнью, магазины открыты, народ куда-то двигается. Предположил, что возможно из-за высокой жары график работы всех учреждений смещен.
Соблюдаю все правила. В Румынии кроме хорошего и ровного дорожного полотна везде разметка и отличные знаки. Многие знаки дублируются, обочины очищаются от лишней растительности, но, к сожалению, не от мусора, особенно замусоренные места стоянок транспорта.
За Бырладом навигатор повел нас в сторону Брашова через Аджуд. Дорога ухудшилась, мы сместились с трассы национального значения на трассу местного. Дорога похуже, но никаких колдобин (особенно неожиданных, как у нас) и тряски, просто вибраций побольше. Дорога до горной местности, а именно где-то до Тыргу Секуйеск проходила по холмистой местности, через румынские села. Посмотреть было интересно. Села выглядят бедно, дома зачастую вообще без штукатурки, видны глиняные кирпичи. Зажиточных усадеб не видели вообще, куча гужевых повозок и … цыган. Цыган мы увидели во все ракурсах и по всей видимости ту ее часть, которая богатством и культурой не блещет. Будучи из Молдовы, которая, например, для россиян славится цыганами, мы такого количества их не видели. У нас вообще их не видно, есть компактное проживание в некоторых городах, в Сороках, например, причем там они живут во дворцах. Здесь совсем наоборот. Видели поезд из 6-7 цыганских кибиток, причем кибитки до этого видел только в фильмах, например «Табор уходит в небо». Здесь они сохранились в натуре, жаль фото не успели сделать.
Постепенно мы выехали из «цыганского края». Ближе к городу Тыргу Секуйеск цыгане исчезли, стали появляться села с двойными названиями: на румынском и венгерском языках, а в некоторых добавлялся немецкий, что вероятно отражает этнический состав данных сел. Тыргу Секуйеск в переводе «секуйский базар», секуями румыны называют венгров, проживающих на этих территориях. Мы въехали в Трансильванию, край многонациональный, загадочный и прославленный Брэмом Стокером. Села богаче не стали, разве что почище. Дорога улучшилась по покрытию, началась горная местность и серпантины. Здесь пригодился мотор помощнее моей «Тойоты», тянул хорошо, подъемы были крутые, некоторые повороты на 180 градусов, вокруг леса, места очень красивые. На одном таком крутом повороте решили сделать привал, нашли полянку и передохнули.
В лесу полно грибов.
Замок Пелеш
Брашов мы проехали и поехали в сторону Синая, рассчитывая вернуться вечером. При въезде в город проскочили поворот на объездную, пришлось заехать в город и повертеться, чтоб вернуться к повороту на объездную. Навигатор непонятно объясняет: «возьмите левее» в некоторых случаях означает «займи крайнюю левую полосу», а в некоторых «просто возьми левее». Хотя скорее всего я к нему еще не приспособился. Времени уже было многовато, 11 часов дня, первоначальный план посмотреть и замок Пелеш и замок Бран уже ставился под сомнение. Проехав Брашов взяли курс на Синаю, расстояние 34 км, но надо проехать курортные городки Предял, Азуга и Буштень. Красивые места, природа очаровательная, очень развитые курортные городки, куча отелей разного уровня, трафик очень плотный, все симпатично и завлекательно. Хочется остановиться и отдохнуть тут пару дней. Но у нас другие планы.
Проехав Предял и Азугу, мы попали в плотнейшую пробку. Дорога одна, справа слева горы, никаких объездных путей, время полдень, температура около 30-ти. За час проехали около 13 км. Полиция активно разруливала ситуацию, но, похоже, безрезультатно. Позже мы поняли, что причиной является грузовой транспорт, вливающийся где-то ниже в общий поток.
Наконец то добрались до Синаи и повернули на Пелеш. Первональный план решили изменить. Бран отменялся, так как было уже около часа дня. Поставили машину на стоянку, взяли камеру и фотоаппарат и пошли смотреть замок. В замке Пелеш я бывал раньше в 2000-м году, но он поистерся из памяти, старшая дочь Юля также была года два назад со школьной экскурсией. Билет нам стоил 40 румынских лей за двух взрослых, дети бесплатно, это только за первый этаж, второй не брали, так как цена практически удваивается, интересного там наверху мало. Билеты взяли в качестве румын, так как общались с билетершами на румынском, для иностранцев у них другие тарифы (из-за англоязычного гида).
Замок интересный, достаточно богатый изнутри. Построен румынским королем Каролем на рубеже 19-20 веков и являл собой летнюю резиденцию короля. Закончен был около 1914 года. Некоторые залы из-за смерти короля были незакончены. Кароль был из немецкой династии Гогенцолернов, соответственно, стиль постройки соответствует немецкому. Внутри замок достаточно богат, на момент окончания постройки считался наиболее современным замком в Европе, с лифтами, пылесосами, открывающимся с помощью механизмов витражной крышей над главным холлом замка. В замке много залов, оформленных в том или ином стиле, есть венецианская комната, мавританский зал, турецкий зал, французский, оружейный зал с богатой коллекцией оружия разных времен, библиотека, музыкальная комната. Везде в во всех залах есть коллекционные дорогие предметы, такие как картины, хрусталь и другое. Рядом с основным замком Пелешом есть маленький замок — Пелешор, его мы не посещали из-за нехватки времени.
После посещения Пелеша и изнурительной прогулки с удовольствием плюхнулись в кресла «Тойоты», попутно заметив, что пару часов назад мы таким же удовольствием из них вырвались после длительной езды.
При выезде на центральную дорогу решили перекусить в фаст-фуде. Грязновато там было, но ничего другого мы искать по жаре не хотели. Жуя гамбургеры, мы заметили длинный хвост машин в сторону Брашова.
Пробка не рассосалась, но другой дороги не было. Влились в поток и простояли опять не меньше часа в пробке в обратную сторону. Если бы не кондиционер, спеклись бы как яблоки в духовке. Вырвавшись из пробки, приметили много красивых мест вдоль дороги у реки, где отдыхал народ с палатками и шашлыками. Решили после осмотра Брашова вернуться сюда и если не найдем ночевки в отеле заночевать в машине.
Брашов
Брашов, как многие европейские города с богатой историей, делится на старый город и новый город. Нас интересовал старый, где есть известная центральная площадь с ратушей — «Черная Церковь», «Православная церковь», которые мы хотели посмотреть. Город основан немецкими рыцарями, имел много названий, немецкое «Германштадт», является одним из семи трансильванских городов, составляющих так называемое Семиградье. Все семь городов симпатичны и выстроены в германском средневековом стиле. Прежде чем попасть в старый город, покружили по новому. Проблема была, что не записали адреса центральной площади старого города. Спросили на улице, затем забили в навигатор и попали куда хотели.
Впечатление от старого города двоякое, как и хотелось, попали в атмосферу средневекового европейского города немецкого типа с его притягательной архитектурой, с другой стороны обшарпанность зданий не красит старую часть, можно было бы и подремонтировать всю эту красоту. Интересна архитектура «Черной Церкви», но внутрь мы не попали из-за позднего времени.
Ночевка на берегу реки
После экскурсии по старому Брашову мы отправились опять в сторону Синаи, тем более что именно в эту сторону лежал наш дальнейший путь на Болгарию. За Брашовом дорога ведет вдоль реки, с обоих сторон горы, где мы заприметили большую поляну. Решили остановиться для перегруппировки сил. Заехали на поляну, подъехали к реке. В реке я принял небольшой душ, пока было светло, времени был около 21 часа.
По моим расчетам нам надо было выехать около трех часов утра, чтобы быть в отеле в Болгарии около 12-14 часов. До выезда оставалось шесть часов. Снимать отель на это время смысла не было, хотя усталость чувствовалась, почти сутки без горизонтального положения — тяжеловато. Сильно пожалел, что не было палатки, место для такой ночевки идеальное, да и в ней можно растянуться и отдохнуть по полной. Правда, немного страшновато, с одной стороны — горы и река шумит, с другой — поляна, заканчивающаяся оживленной трассой. Темень хоть глаз выколи. Короче, расположились мы в машине как могли. Тесно, конечно. Дети после эмоций от такой ночевки утихомирились и задремали.
Мне удалось поспать до 1 часу утра, шум реки, неудобное положение на переднем сиденье да и к тому же началась зарница в небе. В общем, проснулся я, покопался в навигаторе, посмотрел, куда ехать, мои все тоже проснулись, так как нормального сна не было. Решили ехать дальше, тем более, что начало греметь и дождик накрапывал. Перспектива увязнуть на этом лугу нас не устраивала, да и по румынским дорогам ночью ехать достаточно комфортно, везде разметка и знаки. В моем навигаторе кстати по Румынии была функция напоминания о превышении скорости, очень удобно. В болгарской карте почему-то такого не было.
Дорога до Солнечного берега
В общем рванули в сторону Бухареста, потом на Русе, где болгарская таможня. После горных серпантинов дорога выходит на равнину и свыше 100 км идет по автобану. Можно пилить на высокой скорости. Я ехал умеренно до 120. Раз останавливался передремать, так как заметил опасность засыпания. Въехали в Бухарест, по Навигатору достаточно быстро проехали ночной город, толком мало что видели, что смогли, засняли на камеру. Перед таможней проезд по мосту через Дунай, плата 25 рум. леев. Когда подъехали к болгарской таможне, уже рассвело. На таможне плотный трафик едущих на отдых румын, которые активно оккупируют болгарские отели, где-то даже слышал, что в сезон в Болгарии отдыхает свыше миллиона румын). Проскочили таможню, остановились купить ровинету — плату за дорогу (6 евро за 7 дней, 12 за 14 дней и так далее), которая значительно дороже румынской при дорогах худшего качества.
Навигатор построил маршрут до болгарского города Шумена, затем срезал путь минуя Варну прямо к Несебру. До Шумена дорога прямая, пилили 100-110. На этом участке навигатор прикололся с безграмотного пользователя. Когда строил маршрут до Несебра, поставил промежуточный пункт на этой трассе, при этом, когда ставил, не удосужился увеличить масштаб и ткнуть прямо на дорогу, поэтому получилось около дороги, что при увеличении соответствует полю. В итоге навигатор нас вывел в поле, причем мы это поняли уже в самом поле на окраине одного села, хорошо, что отклонение от основной трассы было незначительное, несколько километров. А в целом на этом участке мало населенных пунктов.
От города Шумена в Солнечный берег можно попасть через Варну, затем вдоль побережья, либо напрямую через села. Навигатор построил прямой путь через села, который примерно на 50 км меньше, по которому мы и поехали. Впоследствие мы пожалели, что не поехали через Варну. Дорога через села значительно хуже, если бы не навигатор, по которому я следил за движением, может показаться, что заезжаешь все дальше вглубь страны, жена и дети постоянно паниковали и нервничали. В одном месте навигатор завел на грунтовку, пришлось отклониться от маршрута, предложенного навигатором. Несмотря на это, увидели две вещи: села внутренней Болгарии и «чудные камни».
Села нас повергли в шок, дома — просто развалины, пустынно, вообще непонятно, живут ли там, а если живут, то чем занимаются, так как поля вокруг заросли сорняками. Над названиями посмеялись, запомнились Коммунари, Партизани. Таких бедных сел еще не видели. На фото один из лучших домов. Фоток мало сделали, хотели побыстрее проскочить эти места.
Проезжая села, дорога в одном месте вывела нас в красивейшую долину к озеру у подножия горы. Место, как мы поняли, называется «Чудные камни», так как часть горы как бы вырастает в виде остроконечных камней из воды, напоминая готические постройки. Здесь была остановка с фотографированием.
Отель и отдых
Часам к 12 добрались до Солнечного берега. На одометре было 1 025 километров, на 75 км прошли больше из-за того, что возвращались из Синаи в Брашов. Нашли наш отель «Планета», разместили нас сразу, хотя «check-in» в 14:00, видно, был номер свободен. Номер нас поразил размерами, вид на внутренний бассейн, что в сторону моря. Машину разместил на стоянку у соседнего отеля (5 евро в сутки).
На следующий день, 8 августа, отдохнув с дороги, мы отпраздновали мой день рожденья.
На Солнечном берегу битком разных заведений, много туристов из Европы, особенно северной части: немцы, шведы, англичане. Соответственно, стиль заведений в основном североевропейский. Жареные свиные ноги на фото — явно для привлечения в заведение немцев.
Пляж на Солнечном Берегу метров на 20 от воды — платная зона: 7 левов — зонт и 7 левов — шезлонг (курс 1 евро — 1,93 лева)
Дети больше любили купаться в бассейнах при отеле.
В целом впечатления от отеля «Планета» положительные, номера неплохие, просторные, очень понравилась система кондиционирования, в отеле и в номере прохладно. Питание в ресторане достаточно разнообразное и богатое, меню старались постоянно менять, баловали иногда свиными ножками, белой рыбой, кальмарами, мидиями (не понравились). Отель расположен не на первой линии, до пляжа около 150 метров, но напряга по этому поводу нет. Отель считается 5*****, хотя нам его продавали как четверку с плюсом, что больше соответствует действительности, есть спа, фитнес, анимация для детей (мне показалась, бестолковая, пытаются общаться с детьми на русском и английском, развлекательные номера какие-то корявые и на шару состряпанные).
Вот со стилистикой отеля, по-моему, промахи сплошные, интерьер в каком-то королевском стиле замутили (ампир с барокко и еще бог знает с чем), названию не соответствует. Дорогие натуральные материалы вроде мрамора, оникса чередуются с откровенно бутафорной мебелью из крашенного дерева, причем часто краска облазит. Но в целом нормально, второй раз бы вернулся сюда, публика спокойная, в основном семьи с детьми, география приезжих в основном: Румыния, Германия, Израиль, Россия и экс СССР, ну и сами болгары, конечно.
Несебр
В один из дней посетили старинный Несебр. Здесь мы уже второй раз, раньше приезжали в 2008-м году. Впечатления не те, что в первый раз, но все равно атмосфера и архитектура этого маленького городка мне очень нравятся. Старый Несебр находится под защитой ЮНЕСКО, как уникальный старинный город, расположен на живописном полуострове буквально в километре от нового города. Есть развалины древних то ли римских, то ли еще каких-то построек. Дома выстроены в два этажа, где первый обязательно каменный, а второй деревянный, что придает городку уникальность и особую красоту. Конечно, буквально на каждом шагу сувенирные лавки, барчики, террассы, рестораны и просто магазины с разной всячиной. Можно бродить там целый день, лишь бы жарко не было. Мы управились за пару часов.
Ну и конечно мы посетили давно обещанный детям аквапарк на Солнечном Берегу. Вообще на побережье Болгарии их есть несколько, один в Золотых Песках, один в Несебре, один на Солнечном берегу и еще есть небольшой аквапарк недалеко от СБ на курорте Элените. Аквапарк на СБ самый большой и современный, здесь мы также во второй раз. Цены за вход достаточно кусачие: целый день для взрослого — 36 лев, для ребенка — 24 лева, за полдня за взрослого — 24 лева, за ребенка — 12 лев, тем кому за 60 пользуются детским тарифом, а детьми считаются отпрыски ростом до 1,3 метра. Аттракционов там много для различных возрастов, в том числе и горки экстрим для взрослых.
Дорога назад
Обратный маршрут был построен по самому короткому пути с учетом допущенных ошибок по дороге туда. Так мы решили ехать вдоль побережья на Варну, затем взять курс на Силистру, где на румынской территории есть паром через Дунай (плата 25 рум. лей за легковушку, не работает с 0:00 до 5:00 вроде). Затем на Калараш, Брэилу и на север на Бырлад и румыно-молдавскую таможню Албица-Леушень, откуда около 100 км до Кишинева. Такой маршрут по навигатору 687 км, но его можно укоротить, если взять после Брэилы на Галац, перейти румыно-молдавскую таможню Оанчя-Кагул и добираться до Кишинева уже по молдавской территории. Но я специально построил маршрут большей частью по румынской территории из-за качества дорог. Два года назад ехал по югу Молдовы, не нравится совсем, тряска хорошая.
Выехали 14-го в 14 часов, проехали болгарские серпантины у Солнечного берега и дальше на Варну.
Варна не впечатлила, обшарпанная и неухоженная.
За Варной по навигатору взяли курс на город Добрих. На автостраде промахнулся с поворотом на Добрых, опять то ли навигатор не слишком четко дал инструкции, то ли я не совсем его понимаю. В общем, поехали в сторону Софии. Думал, развернуться где-нибудь и вернуться к пропущенному повороту. Но это где-нибудь появилось аж через 16 км, в итоге имеем в зачете 32 лишних километра.
Дорога до Силистры проходила по селам Болгарии. Опять все бедно и запущенно, но дорожное полотно хорошее. Бензин был на исходя, но на протяжении около 80 км до Силистры не встретили ни одной приличной заправки, глушь сплошная. Мы даже нервничали, ехал в экономном режиме чтобы хватило топлива.
Это фото чучел вблизи Силистры, стоящих на страже урожая.
Паромная переправа за Силистрой.
На румынской территории сразу улучшилась дорога, появилась разметка получше и оживленные городки. Вообще, трафик в Румынии практически по всем дорогам, по которым мы проехали, был очень плотный. До Брэилы населенных пунктов немного, и можно держать скорость свыше 100. После Брэилы я сделал корректировку маршрута навигатора и вместо дороги вдоль Прута взял на город Текуч. Так маршрут удлинился на 20 км. Мотивом были возможные подтопления трассы из-за разлива Прута этим летом. Маршрут через Текуч полон населенных пунктов, что резко ограничивает скорость, поэтому этот вариант не могу назвать удачным. Прошли таможню около двух часов утра и через час были в Кишиневе. Уже на родной территории скорость поднял до 120-130, дорога там хорошая, за все время встретили все машин пять, не больше.
В целом путешествие удалось, не все увидели, что хотели, но все-таки и в море покупались, и кое-что увидели. Можно было бы программу путешествия нагрузить, так как время было, например, в Румынии можно задержаться дня на три, посмотреть еще пару замков, съездить в красивый город Сигишоару, также можно было бы в Болгарии посмотреть кое-что, затратив дополнительно 1-2 дня, но с детьми и по жаре это изнурительно. Может быть, в следующий раз попробуем.
Кое-какая статистика:
Всего проехали 1 745 км.
Дорога туда — 1 025 км, обратно — 720.
Средний расход по борткомпьютеру — 6,9 л/100 км.
Путевки стоили около 750 евро плюс кое-какие платежи до 50 евро на семью (дети до 12-ти лет бесплатно).
Визы — 35 евро взрослые, дети и пенсионеры — бесплатно.
Бензин 95-й в Румынии – 4,4 RON (1.1 EUR), бензин в Болгарии около 1,2 EUR.
Удачи всем и новых путешествий!