|
Задумка о поездке родилась давно года два, а то и три назад, но по разным причинам откладывалась, то времени нет, то денег, то машина не та. И вот с приобретением нормальной машины и грядущего отпуска решил все же осуществить.
Родина моя — это Казахстан, город Семипалатинск, ныне Семей, как поется в одной песне «город посреди степей», что, собственно, и является правдой. Не был я там около трех лет, и вот решил съездить повидаться с оставшимися друзьями, так как большинство, так же, как и я, предпочли покинуть родину, посмотреть, чем дышит и живет город, подлечить зубки, да и просто выбраться на Шульбинское водохранилище и отдохнуть.
Осуществлял я свое путешествие на белом коне Toyota Ipsum, конца 1999 года выпуска, в комплектации Picnic (три ряда сидений + два стула и столик в комплекте). Выбор машины осуществлялся по следующим параметрам: 1) просторный, большой салон; 2) комфорт и удобство передвижения; 3) расход в пределах разумного 12-14 литров на сотню и не более; 4) простота и удобство обслуживание ТС за разумные деньги.
Ехать решил один, такой своеобразный эгоцентризм, никто не отвлекает, наедине со своими мыслями, дорогой, железным конем и шелестом шин по раскаленному асфальту.
Кстати, об асфальте, дороги очень порадовали и их наличием, и качеством, и своевременно ведущемся ремонтом.
Особенно порадовала федералка в Алтайском крае, двух-трехполосное шоссе в обоих направлениях, довольно неплохого качества, информативные знаки, что еще нужно для хорошего автопутешествия. На подъезде к Барнаулу трафик усиливается, местами ведутся работы по расширению дороги, но обо всех перестроениях заранее информируют знаки, что тоже очень приятно. Летать дорога позволяет отлично, но делать этого не советую, т.к. периодически встречаются камеры на треногах, а через 300-500 метров соответственно, машины ДПС с претензиями по факту.
Кстати о ДПС. Останавливали меня как в России, так и в Казахстане. В РФ претензий никаких не было, простая формальность, проверка документов и пожелания «быть осторожней на дорогах и счастливого пути». В Семее же меня остановили два раза, первый тоже довольно вежливо поинтересовался документами и страховкой пожелал удачи на дорогах, со вторым пришлось поскандалить (наличие фотоаппарата и диктофона значительно облегчают спор)… Так что желающим попутешествовать по Средней Азии совет: быть готовым к различным ситуациям и взаимоотношениям с местным ГАИ.
Пейзажи Новосибирской области и Алтайского края впечатляют разнообразной, и, что немаловажно, пышной растительностью. Березовые рощи переходят в смешанный, а потом в хвойный лес. Ароматы березы, луговых цветов и медуницы сменяет хвоя. То там, то тут у дороги встречаются очень живописные водоемы, окруженные зелеными лугами некошеной травы.
Барнаул в ту сторону решил проскочить быстро и погулять по нему на обратной дороге. Объездная дорога также очень хорошего качества, развязки и информативность знаков на высоте, плутать не пришлось.
Чем дальше от Барнаула и ближе к границе, тем пейзажи становятся менее живописными и довольно однообразными: «Степь да степь кругом, путь далек лежит, в той степи глухой замерзал ямщик…» .
Замерзать, к счастью, не пришлось, так как день выдался довольно жаркий, что, собственно, довольно порадовало, так как поездки на пляж тоже наличествовали в планах. Правда, счастье мое длилось недолго. На следующий день после приезда в Семипалатинск, погода решила испортиться, причем основательно.
До границы доехал довольно быстро, от Барнаула получилось около четырех часов, при средней скорости 100-120 км/ч. Очень много было информации о том, что после объединения стран таможенным союзом, прохождение на границе станет совсем простой процедурой. Особых изменений я для себя не отметил, так как, собственно, больше пары сумок с личными вещами никогда с собой через границу и не возил. Но новшества все же есть.
Итак: подъехав, я встал в живую очередь четвертым, в которой преимущества имеют только автобусы едущие по маршруту, и, соответственно, таможню они проходят вне очереди. После чего я записался и стал ждать своей очереди, которая довольно быстро подошла где-то минут через 20. Подъехав к КПП, я по традиции решил первым делом двинуть к транспортникам, но один из сотрудников, куривших за углом, указал на дверь пограничного пункта, куда, собственно, я и направился. Дальше меня направили к таможенникам, которые довольно быстро и любезно оформили меня и поставили штампик. Потом я пошел в зону пограничного контроля, где, сличив меня с фотографией в паспорте, отправили на досмотр. Подъехав на досмотр, меня попросили открыть все двери, бардачки, капот и багажник. Полюбопытствовав, не везу ли я чего противозаконного, меня отпустили, подписав квиток. Вот и вся процедура, занявшая минут 10-15! Ничего оформлять собственноручно или оплачивать мне не потребовалось.
И вот я въехал в буферную зону. Каково же было мое удивление, что я аж 12 в очереди, а на казахской стороне заехали четыре автобуса и быстрого прохождения не предвидится. Коротая около двух часов бесполезно убитого времени, я любовался пейзажами буферной зоны.
Как вдруг рядом с водительской дверью я услышал печальный вздох, явно направленный в мою сторону. Подняв сиденье, я выглянул в окно.
Напротив моей двери сидела сучка ротвейлера, которая всем своим видом пыталась дать понять, что неплохо было бы дать ей что-нибудь съестное да повкуснее. Обменявшись парой информационных взглядов, я был практически убежден, что в обязанности всех проезжающих буферную зону входит кормление сего субъекта породистой наружности. Нарыв в сумке-холодильнике пару недоеденных бутербродов с мясной нарезкой, я протянул ротвейлерше один. С большим энтузиазмом собака выхватила бутерброд, при этом довольно неэлегантно цапнув меня за палец. Но услышав мои недружелюбные комментарии, высказанные в слух по данному вопросу, она сделала вид, что поняла свою ошибку и исправится, если я буду так любезен дать ей еще. Женский взгляд сделал свое дело и со словами: «Не хватай!» я протянул (ну не приучен я хлеб на землю бросать) ей еще один бутерброд. И как оказалось, эта мать-героиня буферной зоны прекрасно понимает русский язык, она подошла и очень аккуратно взяла бутерброд, съела его и, сказав «спасибо» выражением своей морды, перешла к следующему автомобилю, стоящему за мной.
А я, продвинувшись вперед на пару машин, принялся созерцать довольно удручающее приветствие Казахстана, всех въезжающих в него. Сидел, смотрел и задавался вопросом: «Ведь это же лицо страны, первое, что видят люди, въезжая! Разве нельзя покрасить нормально этот монумент?».
Прохождение казахской таможни, собственно, ничем не отличалось, разве что, заполнением миграционных карт, по которым нужно зарегистрироваться в течении пяти дней (трех рабочих + двух выходных, как мне объяснили в миграционной полиции). Те же процедуры, оплачивать ничего не нужно, все довольно быстро.
Пока проходил паспортный контроль разговорились с девушкой из машины за мной. Как выяснилось, едут они проездом через Казахстан куда то дальше, куда не помню, да и не суть. Начали меня расспрашивать про гостиницу в Семее, т.к. путь у них не близкий. Поняв, что объяснение на пальцах заведут их не туда, я предложил им сесть на хвост, а я в свою очередь доведу их до нормальной гостиницы, что для меня собственно трудов никаких не доставило.
Сразу после проезда границы мы остановились у ларька, страховать наши авто. И после данной процедуры двинули в сторону Семипалатинска, до которого оставалось около 120 км.
По привычке, набрав около 120 км\ч и не успев среагировать на обилие ям, появившихся на дороге и собрав их все, мы остановились и решили, что ехать нужно тише.
Город так же встретил нас обилием ям, от которых я, собственно, отвык. В центре дорога оказалась куда лучше, и, сопроводив автопутешественников Красноярского края до гостиницы, я отправился к ожидавшим меня родственникам.
Машинка моя жила все время, проведенное в Казахстане, на стоянке. Причем, судя по номерам, из приезжих с Новосибирска я был не один, что тоже придало энтузиазму путешествию.
На следующее утро в машине я обнаружил такого вот пассажира и, сделав пару кадров, отпустил его с миром.
После регистрации, я отправился осматривать достопримечательности города. Решил даже сделать дневную и ночную съемку. Площадь, гордость города — подвесной мост, парки и т.д.
Та самая гостиница, куда я сопроводил товарищей автопутешественников!
Администрация города Семея.
Театр, который был пристанищем усталого студента!
Совместный проект Японии — Турции — Казахстана. Красавец мост!
Делая ночную съемку, я пожалел, что нет штатива, т.к. оперируя большой выдержкой, не дрогнуть рукой ну ооочень проблематично.
Пару дней спустя, набравшись смелости, решил пойти в стоматологию. Для тех кто не знает, большинство выходцев с Казахстана, как правило, ездят лечить зубы на родину, еще и знакомых везут, так как цены оправдывают даже стоимость поездки.
Придя в стоматологию, встретил трех девушек из РФ, если память не изменяет, из Томска. Оказалось, что сами поехали зубы лечить еще и подругу привезли зубы вставлять. Вот такая круговая порука. Порекомендовать могу одну очень приличную стоматологию на левом берегу в районе «тысячи мелочей». Отличное качество и низкие цены!
Обойдя весь город, я решил посетить остров им. Кирова, ныне остров Полковничий. Довольно живописное место, с парком памяти «жертвам ядерных испытаний» и небольшим зоологическим центром.
По сравнению с Новосибирским зоопарком смотреть особо нечего, но своя изюминка есть.
Этот товарищ норовил плюнуть, тряся губами и брызгая слюной!
А вот красавец олень был очень дружелюбен. Вполне спокойно позволял погладить как себя, так и свои бархатные рога!
Кормление животных в зооцентре не возбраняется!
Медведица Зита очень выразительно трясет нижней губой, выпрашивая сладости.
Вот такая погода была на протяжении практически всего моего путешествия. Но за день до отъезда случилось чудо — погода стала солнечной и ясной, и шкала термометра поползла к отметке в 40, явно указывая, что нельзя терять время и нужно ехать на Шульбинск. Долго не раздумывая, мы решили не упускать сию возможность и совершить задуманное.
Шульбинское водохранилище — прекрасное место для отдыха всей семьей. Песчаные пляжи и хвойный лес располагают к спокойствию и релаксации. Место мы нашли довольно быстро. И как оказалось, неподалеку от нас, метрах в ста, отдыхали россияне в палатках, на двух машинах, регион не помню, да и не важно. Так что есть знатоки отдаленных уголков!
Из-за того, что погода, большей своей частью была пасмурная, вода, как следует, прогреться не успела. Что, собственно, не помешало нам прекрасно провести время и позагорать.
Сама ГЭС вполне активна и славно выполняет свои служебные обязанности.
После отдыха решено было переехать на другой берег, посмотреть, что собой представляет некогда славный город Шульбинск, и проехать к местной достопримечательности, маленькой церквушке.
Заехав в город, в машине воцарилась тишина, жутковатый вид сделал свое дело. Большинство домов разрушено. Жилые же дома выглядят так. Весь город опутан дикими растениями, сквозь асфальтовые дорожки пробивается карагач и дикая трава. Незадолго до поездки играл в легендарную игру «Сталкер» и смотрел документальный фильм про Чернобыль. Волей неволей такой пейзаж из окна машины вызвал явные ассоциации с печально известной Припятью.
Проехав через город, мы свернули на проселочную дорогу, и в который раз я порадовался, что поехать мы решили на джипе друга а не на моей лошадке.
За церковью ведется уход, на территории проживает охранник, который, когда мы подъехали, занимался уходом за цветами вокруг церкви. Беспокоить расспросами мы его не решились, но вопрос у нас так и остался: «Ходит ли сюда кто-нибудь?».
Самая подходящая машина для российских и казахских дорог — это внедорожник, в чем я окончательно убедился.
Следующий день прошел в сборах, прощаниях и мелких делах.
И вот я уже снова на границе Алтайского края! Обратное прохождение границы так же прошло без эксцессов. Получилась, правда, обратная ситуация, казахскую границу я прошел за 15-20 минут, а на российской завис в очереди на два часа.
Как и планировал, на обратном пути немного покрутился по окраине Барнаула. Очень понравились часы автовокзала, напомнившие мне башенные часы из фильма «Назад в будущее».
Посмотрел, как отдыхают жители Барнаула на заливах Оби. Тоже было хотел искупаться, но желание доехать домой быстрее возобладало.
Очень красивый вид открывается с моста через Обь.
Буквы с названием города очень интересно и по-голливудски красуются на холмах на берегу Оби.
На выезде из Барнаула возле платного проезда обнаружил километровую пробку.
Пока стоял в пробке, разглядывал другие машины и билборды. Привлек мое внимание и развеселил один, с рекламой не особо понятно чего и еще более интересным слоганом.
«Дай бог не последний!»
К чему тут квас, я так и не понял, но эта мысль меня особо не расстроила, и я поехал дальше.
Домой добрался часа три спустя… опять, в основном, по вине дорожных робот, которые ведутся даже в темное время суток. Глядишь, лет десять спустя будем ездить по нормальным дорогам, хотя съездив в Казахстан, я немного изменил мнение о состоянии наших нынешних дорог.
Машина в дороге, да и после, ни разу не подвела. Расход по загородной трассе составил 7,5 литров, что меня, собственно, удивило и порадовало, так как ожидал я что-то около 8,5-9 литров на 100 км.
Вот так, собственно, и закончилось мое незамысловатое путешествие. Тем, кто дочитал до конца, надеюсь понравилось, да и тем, кто просто пробежался по фоткам — тоже! Всех благодарю, и удачи на дорогах!