|
Такое ощущение, что аэропланы в Ларнаке садятся прямо в море. Взлетная полоса граничит с пляжем.
Только стук шасси о бетонку дает понять, что ты уже на суше. Вместо телескопического подают обычный трап и два автобуса.
На паспортном контроле сегрегация. Для граждан Евросоюза очередь отдельная и быстрая — им визы не нужны.
Хотя Южный Кипр в Шенгенской зоне, русским визу ставят по прилету. Нужно иметь при себе утвержденную посольством про-визу. Ее можно бесплатно заказать по электронной почте. Обычно ее утверждают и присылают в день обращения, иногда через несколько дней. Главное, чтобы не было правонарушений в странах еврозоны. С моим финским шенгеном даже про-виза не понадобилась.
В зале прилета есть неприметная стойка туристического бюро Кипра. Там можно бесплатно взять карты острова, краткий путеводитель. То же самое в городе стоит от трех евро. На выходе из здания стойки турфирм где мы получили свои путевки. И несколько пунктов по аренде машин. «Ниссан Микра» («Марч») здесь предложили за сто евро на два дня. До отеля у нас был оплачен автобус, поэтому аренду машины отложили, полагая, что в городе найдем авто дешевле.
Путевки были куплены за пару дней до отъезда, самые дешевые. До последнего момента не знали ни время вылета, ни отель, в котором будем жить. Было все равно, так как просто хотелось к морю. Но в тот момент авиабилеты были дороже, чем дешевый тур с чартерным перелетом, трансфером, проживанием в 2 звездах, завтраками.
За полчаса автобус довез до отеля. В принципе, тот тянул на все три звезды. Есть бассейн, лифт, просторная столовая, вполне приличные номера с балконами и панорамными окнами. Нет грудастой блондинки на ресепшн (но очень приятная дама средних лет с хорошим английским и неплохим русским), нет заменяемых комплектов щетка-паста-шампунь (все равно свое), нет беспроводного интернета (можно отдохнуть от этой заразы).
Телефон в номере есть, но звонки в Россию дороги. Дешевле купить телефонную карту. Местной сотовой не пользовались — от мобильников тоже решили отдохнуть.
Карты за 3 евро хватило на 3-4 звонка по 5-10 минут, при этом около евро на ней осталось.
Впервые за десять лет пользовался уличным автоматом. Качество связи и с Питером и с Дальним Востоком почти идеальное.
Отель оказался километрах в семи от города. Общественный транспорт не развит. По слухам, ходит пара автобусов утром и вечером. Очень кстати попался киприот на «Короне». Спросили дорогу, но тот не стал объяснять, а просто подвез до городской набережной. От денег отказался. Позже выяснилось, что безвозмездная помощь туристам — национальная черта характера каждого грека-киприота.
В городе побродили по набережной, поглазели на заведения для туристов, похожих на миллионы таких же заведений в любой другой точке мира.
Познакомились с компанией греков в кафе для местных чуть в стороне от туристических бродвеев. Очень гостеприимные и теплые ребята. Распробовал местное пиво «KEO». Очень неплохо. Стоит от евро до трех за 0.5. Есть еще «LEON», но это хуже. Импорт принципиально не пили.
Ребята с простыми греческими именами типа Дмитрий, Григорий рассказали, где взять машину подешевле. Этот вопрос отложили и вновь ударили по «KEO». Тут же один из них достал бузуки (не путать с базукой) — национальный музыкальный инструмент.
Отлично провели вечер. До отеля довез один из новых знакомых, хотя в его венах было больше виски, чем крови.
Утром вновь пришлось решать транспортную проблему. На практике выяснилось, что подвозить «голосующих» здесь не принято. Автостоп не работает. Стоянок такси поблизости не было. Наверняка можно было заказать такси к отелю, но это не интересно. Гораздо интереснее тормознуть пожарную машину.
В общем, нашли скучающего в машине грека, тот отвез до центра. От денег отказывался, но пару евро ему все равно оставили.
Нашли наших вчерашних знакомых, они показали, где можно взять машину. Технология проста, говоришь — хочу нормальную тачку за 25 евро в день и ни евроцентом больше.
Сначала предложили «Микру» на механике. Отказались, так как механику последний раз видел, когда сдавал экзамены в ГАИ. Больше ничего бюджетного на автомате не было, сказали, что вечером будет «MМC COLT».
Винтажный «понтиак» за 25 нам не отдали, хотя он был на автомате :).
Договорились, что за те же деньги возьмем семиместную «Toyota Avanza» (не знал раньше такой модели, в Индонезии, кажется, собирают) и вечером поменяем на «кольта». Подписали договор. Оставили залог в 200 евро. Хотя в стоимость аренды входит страховка на 850 евро, выяснилось, что это аналог ОСАГО, а 200 — это за повреждения нашей машины по нашей вине.
Вопрос с бензином решается просто — сколько в баке на момент аренды, столько должно быть, когда возвращаешь. Автоматических заправок по городу много, на трассах мало. Есть даже «Лукоил», но я им и дома брезгую).
92-го нет, есть 95-й и 98-й. 95-й около 1,3 евро за литр. Можно платить по карте, монеты автомат не принимает. Платили наличными.
Валяться на пляжах — не наш метод отдыха. Поэтому на Тойоте сразу решили съездить в столицу Никосию, она же Лефкосия.
Между городами побережья и столицей проложены автобаны. Ограничение по скорости 90-100 км\ч. Но большинство едет 120-130. Я ехал 110, полиции на трассах почти нет, но через каждый километр предупреждения о работе камер.
В Лефкосии был ливень. По статистике, на Кипре не более 40 дождливых дней в году. Попасть под дождь туристу большая удача)
Столица не впечатлила. По случаю Первомая, музеи и магазины были закрыты. Даже в огромном моле на выезде из города работали только рестораны.
Из столицы двинули обратно по проселочным дорогам. Самые незначительные направления в прекрасном состоянии. Везде указатели на греческом и английском. По обочинам ухоженные поля и фруктовые сады.
Указатели с названиями населенных пунктов синего цвета (зеленого на трассе), те, что показывают дорогу к достопримечательностям — коричневого. И тех и других примерно равное количество. Кипр буквально переполнен древностями. Осмотреть все из них — не хватит и года.
Заглянули в пару православных церквей, в том числе в очень интересный подземный храм времен раннего христианства. Вокруг ни души. Никаких злобных бабусек на входе, продающих свечи, никаких профессиональных нищих.
В городке Святая Анна попали в советское детство. На улицах первомайская демонстрация солидарности трудящихся. В основном участвовали дети школьного возраста. Десятки барабанщиков, горнистов и знаменосцев. Очень шумно и очень весело.
Темнеет здесь рано, в 9 вечера уже ночь, пора было менять машину. Меняли «Тойоту» на «Кольта» в полной темноте. Вместо хозяина в это время в пункте проката был только охранник. Тот даже не осматривал «Тойоту», отдал ключи от «Кольта». Пошутили: «Вы доверяете нам — мы вам».
«Тойота» понравилась. Салон вместительный, ноги-спина не устают. Разгоняется туговато. Но для неспешных туристических поездок — самое то. Потратили литров 16 бензина, проехав за день около 130 км.
На следующий день запланировали поездку до Пафоса. Просто ради топонимики :).
До Лимассола доехали по автобану. На трассе «кольтик» показал себя неплохо. Крейсерская скорость 90-100 км\ч. До 120 разгоняется с трудом, дальше совсем тяжело. После сотни начинает буквально пожирать бензин. Стрелка уровня топлива падает прямо на глазах.
Свернули с трассы в Лимассол (Лемесос).
Бегло осмотрели город. Проехали по набережной. Музеи и магазины были закрыты (на этот раз по случаю субботы).
Дальше решили ехать вдоль моря «проселками».
Дорога привела к очень живописному монастырю Св. Николая. Он же «монастырь кошек». Здесь живут шесть монахинь и 70 кошек.
Дальше по пути было высохшее соленое озеро. Зимой сюда прилетают фламинго. В другое время — любители радио-управляемых моделей. Здесь примерно три-четыре километра идеально ровной поверхности. Очень приятно ходить босиком по соленой пружинящей глине.
Кольтику устроили настоящий тест-драйв. Маневренность машинки понравилась. Управляемость тоже.
Все ничего, пока за руль не была допущена женщина.
Женщина посадила «Кольта» в жидкую грязь, в которой он намертво увяз. Вокруг ни души. Побуксовали. Потом я просто вышел из машины и буквально вытолкал ее на более твердый участок. «Кольт» стал чумаз. Со стороны выглядел так, как будто под ним жгли костер, в который потом еще и гранату кинули.
Далее был галечный пляж, море и ресторан на берегу. Полноценный мясной обед с пивом и видом на море — 30 евро на двоих. Часть блюд не смогли доесть и взяли с собой.
Двинули дальше по берегу. Дорога внезапно кончилась, упершись в колючую проволоку. Здесь натовская база, военный аэродром.
Пришлось возвращаться назад к Лимассолу и искать другой путь. Километров через 15 ландшафт сменился. Начались крутые серпантины по довольно высоким холмам.
Виды потрясающие.
Въехали на территорию британской военной базы. Заправились топливом, которое здесь было дешевле на несколько центов. В сам военный городок дорогу преградили автоматчики. Пришлось отступить.
Наконец, добрались до Пафоса. Действительно, довольно пафосное место. Много пятизвездных отелей, бассейнов и пляжей. В общем, идеальное место для пенсионерского отдыха.
Заглянули к гробницам Птолемеев. Насмешила надпись «Добро пожаловать в могилы».
Решили, что в Пафосе нам неинтересно, а раз уж столько проехали — посмотрим место, где, по легенде, Афродита вышла из пены морской. Это недалеко от города, который так и называется — Город (Полис). В Полис въезжали уже в сумерках. Еле нашли то самое место. К морю спускаться не стали, так как нормальный спуск в темноте найти было не просто, а сорваться со скалы не сильно хотелось.
Тут нам пришла «гениальная мысль» вернуться в Ларнаку не по берегу, а через центральную часть острова. Дороги там вроде бы проложены. Очень высоких гор нам до сих пор не встречалось. Расстояние «напрямик» было раза в два короче, чем вдоль моря.
Поначалу все шло прекрасно. Проехали несколько мелких населенных пунктов по вполне приличной трассе. Правда, стало настораживать, что даже в поселках почему-то не горело дорожное освещение. Далее полотно стало сужаться, пока не превратилось в очень неширокий горный серпантин. Когда навстречу из-за поворота вылетел грузовик, и мы разъехались буквально в трех сантиметрах друг от друга, проклюнулось желание повернуть назад. Не успело оно окончательно оформиться, как на этой крутой дороге полностью исчезло ограждение и разметка. То есть с одной стороны пропасть, с другой скала. И бесконечный подъем от 9 до 40 градусов. Со скалы время от времени сыплются камешки, камни и булыжники. Указателей нет, кое-как ориентируемся по карте. Приключение стало захватывать. По горам едем уже пару часов. Возвращаться не хочется, но уверенности, что хватит топлива, что не встретится какой-нибудь лесовоз шириной как раз с дорогу, нет. Жути нагоняют дорожные знаки, измазанные какими-то каракулями и полная тишина.
«Кольт» в высокогорных условиях вел себя идеально. Температура охлаждающей жидкости оставалась в норме. Правда, на очередном затяжном спуске начали попискивать колодки.
Внезапно, впереди замаячило желтое пятно. Идентифицировать фигуру удалось только с расстояния пары метров. Это был велосипедист в световозвращающей куртке. Как выяснилось, мужик из Польши вторую неделю катается по здешним горам. Спит в спальнике. Чем питается — неизвестно. Он достал подробную карту и популярно объяснил, что до Ларнаки мы доберемся очень и очень не скоро. Если вообще доберемся. В общем, пришлось-таки возвращаться. Тем более, топливо заканчивалось. Спросили у него, кто пачкает дорожные знаки — поляк засмущался, но сказал, что не он.
Обратный путь прошли без приключений. На пустом автобане Пафос — Ларнака выжал максимум из «Кольта» — 160 км/ч. До отеля добрались к пяти утра.
На следующий день решили отдохнуть от автомобиля. Но передумали. Было принято решение перейти границу между Республикой Кипр и Турецкой Республикой Северного Кипра. То есть, проехать на оккупированную турками в 1974 году территорию.
Было непонятно, можно ли это сделать в принципе. Пустят ли нас на арендованной машине.
Поставят ли визу на границе. И, главное, пустят ли греки нас обратно. У меня шенген многократный, у подруги однократная кипрская виза.
В общем, двинули на Фамагусту — «город-призрак». Добравшись до города и проехав сквозь него, наткнулись на пограничную заставу. Дорога перегорожена колючкой, пути дальше нет. Но рядом есть вышка, с которой можно посмотреть на турецкую сторону. Естественно, нас это не устроило.
Пошатавшись у шлагбаума, привлек внимание автоматчика. Пограничник оказался таким же отзывчивым, как и все греки. Подробно рассказал о направлении к погранпереходу, пожелал удачи.
До перехода несколько километров по пригородным деревням. На месте выяснилось, что попасть в «Турцию» можно без проблем, в том числе на арендованной машине. Требуется оформление местной страховки. Минимальная стоимость 20 евро на три дня, на день не делают.
Страховая премия три миллиона евро. Сколько турецких пешеходов можно задавить на эти деньги не уточняется.
Визы в паспорт не ставят, дают бумажку с печатями, что-то вроде вкладыша.
Когда формальности со страховкой и прочим были почти закончены, выяснилось, что женщина забыла свой паспорт в отеле.
По водительским правам ее через границу не пропустили. Усов нет, лапы-хвост тоже не подействовали. В общем, поехали купаться на греческой стороне. Страховку, к слову, аннулировали без проблем и 20 евро вернули.
Процесс омовения в Средиземном море на этот раз решили осуществить в лучшем, по отзывам, месте — пляж Нисси-бич в Айа-Напе, в Анапе, в общем.
Действительно, симпатичное место. Белый песок, защищенная от ветра холмами бухта. Повезло, что приехали уже под вечер. Туристы (в Анапе, в основном, русские отдыхают) с пляжа ушли и только бесконечные ряды лежаков свидетельствовали о количестве людей, посещающих это место днем.
Позже проехались-прошлись по улицам города. Действительно, Анапа. Тети и дяди со страшными солнечными ожогами, настойчивые зазывалы у каждого заведения, сувенирные магазины с товарами из Китая, огромное количество караоке-баров. Цены выше, чем в соседних городках на 10-30%.
Утром на завтраке познакомились с тремя подружками из Казани. Девочки были явно не довольны отелем, его местоположением и вообще Кипр за несколько дней так и не увидели. Взяли их с собой в «Турцию».
Груженый «кольтик» стал устойчивее на дороге, но топлива стал есть литров 15 на сотню.
До погранперехода доехали быстро, так как дорога была уже известна. Оформили заново страховку, собрал у дам паспорта, получил пять вкладышей с печатями. Паспорта зачем-то вернул.
Погуляли в турецкой части Фамагусты. Здесь множество старинных христианских храмов, превращенных в мечети, хорошо сохранившихся средневековых венецианских укреплений.
Вместо «КЕО» повсеместно «ЕФЕС», вместо добрых греков, завистливые глаза турков. Моему гарему действительно можно было позавидовать.
По сравнению с греческой частью, народ явно беднее, многие жилые дома давно нуждаются в ремонте.
Цены в магазинах ниже на 30-50%. В фирменном магазине «Levi’s» прикупил классическую 501 модель всего за 50 евро. Пиво 1-3 лиры, то есть от 50 евроцентов.
Конечной целью был самый северный курорт Кирения. Прямой дороги от Фамагусты нет, пришлось ехать через Никосию. Столица тоже разделена между греками и турками.
Кирения — крупный порт и туристический центр. Довольно ухожен и по-турецки колоритен.
Жуткие пробки из-за очень узких улиц.
Остановились на набережной рядом с массой других авто.
Подошел агрессивный полицейский и стал на турецком что-то объяснять. На английском знал только одно слово «полицейский участок». Кто-то из местных объяснил, что он просит убрать машину, а то арестует. Хотя знаков о запрете парковок я не увидел, пришлось подчиниться. Видимо, турку не понравились греческие номера. Друг друга они считают оккупантами.
Искали парковку в пробках час. Бросать авто на обочине почему-то не хотелось. Наконец, оставили машину на стоянке у какого-то ресторана. Парковщик на плохом английском поведал, что теперь мы обязаны посетить сам ресторан. Покивали, сказали, что сходим за друзьями и вернемся.
Погуляли по набережной, посмотрели яхты, которых здесь почему-то больше, и они явно в разы дороже, чем на греческой стороне, древние портовые укрепления.
Посидели в открытом ресторане с видом на море. Вкусили турецких блюд и турецких напитков.
Хитрый турок принес не детализированный счет и сумма там стояла явно выше, чем должна была бы быть.
Вот его мыло и фейсбук, передавайте привет.
До местного пляжа нужно было довольно долго добираться, поэтому экскурсию в Азию решили свернуть и вернуться в Европу.
Забрали машину с ресторанной парковки без проблем.
На турецкой территории заправились на остатки лир, бензин здесь дешевле процентов на 20. Но качество неизвестно. В принципе, в поведении «кольта» ничего не изменилось. Только колодки попискивали все чаще (сказались пробки на холмах Кирении).
В темноте прошли границу и доехали до Анапы. Девочки хотели посетить «обгорашн рай» (с). Так как много слышали о том, что это клубная столица острова.
Выяснилось, что клубов здесь действительно много. Но большая часть закрыта до июня. А те, что работают, открываются в 2-3 ночи. Тусить в караоке-баре до открытия не хотелось, ночным купанием они не воодушевились, а так как у нас рано утром был самолет, вернулись в Ларнаку.
Утром неожиданно выяснилось, что времени для мытья единственной на Кипре грязной машины у нас нет. Поехали сдавать так. Хозяин проката делал большие глаза и заламывал руки. Я объяснял, что «это всего лишь пыль» и тер «пыль» пальцем. Он делал глаза еще больше, и вопил, что мы, наверное, пахали на «Кольте» поля и под слоем грязи, наверняка, серьезные повреждения кузова. И еще что-то про «блоу-джоб». Кто кому будет делать «блоу-джоб» я не понял, и переспросил. Тот сразу успокоился, и тихо прошептал, что имел в виду «блоу-ган». То есть пистолет, выдающий струю воды под давлением. Под его напором куски цемента, в который превратилась глина соленого озера, отваливались бодренько.
Естественно, мужчина обнаружил пару мелких царапин на кузове. Вряд ли эти царапины появились по нашей вине, но спорить с ним было бесполезно. Через час вылет, а еще нужно добраться до аэропорта и зарегистрироваться на рейс. В общем, снял он с нас 40 евро из залога и довез до аэропорта вовремя.
Расходы:
300 евро на человека за пять ночей на Кипре.
100 евро за аренду машины на четыре дня.
Примерно 100-140 (точно не считали) евро ушло на бензин (на «Кольте»! прокатали 970 км).
20 евро — страховка в «Турцию».
40 евро — «блоу-джоб».
Выпить-поесть-сувениры где-то по 150-200 на человека.
Впечатления: самые положительные.
«Тойоту» взял бы себе, если обзаведусь большой семьей. «Кольт», скорее всего, нет. Все-таки мало места даже для двоих, да и привык к машинам с более мощным двигателем.
Нюансы:
Впервые был в стране с левосторонним движением. Привыкнуть ездить по встречке можно сразу, а перестать тупить на перекрестках часа 2-3 нужно. Большинство перекрестков — это кольца. Преимущество у тех, кто находится на кольце, остальные пропускают. На обычном перекрестке прав тот, кто раньше приехал, если нет знаков приоритета. Помеха справа не действует. Светофоров много в городах, в пригородах и на трассах их нет. Все арендованные машины имеют красные номера, их стараются пропускать и вообще держатся от них подальше, хотя за явный тупеж обсигналят не хуже, чем в России.
Вместо знака «уступи дорогу» повсеместно знак «stop», на турецкой стороне «dur».
Наши права действуют, никаких «международных» не нужно.
В северной части острова организация движения не отличается от южного.
Пить за рулем официально нельзя совсем. На практике, пьют почти все. По словам греков, полиция в этом плане не зверствует. Без достаточных оснований не останавливает и не проверяет. Большая часть камер контроля скорости, как выяснилось, не работает.
Радарных засад там не бывает, но, говорят, иногда можно увидеть полицейского с радаром, открыто стоящего на трассе.
Машины не угоняют, так как остров. В греческой части уровень преступности стремится к нулю, все бросают машины открытыми (с ноутбуками в салонах), в турецкой нужно быть готовым к неожиданностям.
К правому рулю, по понятным причинам, привыкать не пришлось.
К слову, на Кипре достаточно леворульных немецких машин, и как-то ездят «ущербные» владельцы «криворуких» «мерсов» и «косоруких» «бмв». Правительство там занято другими проблемами.
Всем счастливых путешествий!
Ким Чен Ир, Санкт-Пхеньян