Отчет о поездке на Кипр. Впервые в Европе

18.07.2012 | 18319 просмотров

Выдался свободный вечерок и нечем заняться, значит, можно потратить его на повествование о поездке на Кипр, из которой наша семья вернулась недавно. Нальем в бокал вино Комманадрия (St. John Commandaria), привезенное «оттуда», удобно расположимся в кресле и начнем…

Путевки на Кипр мы купили за месяц до вылета. Была мысль взять за пару дней до отъезда «горящую», благо, провиза на Кипр дается за 1-2 дня и, как заверили в турфирме, отказов еще никому не было. Но, отпуск был взят только на одну неделю и рисковать не хотелось — могло не быть нужной даты вылета.

Получилось все очень удачно — вылет в субботу 19 мая 2012 года. Возвращаемся 25-го. По факту получается полных шесть дней. Для первого знакомства с Кипром вполне достаточно.

Забыл представиться — зовут меня Денис. Жену — Татьяна. Вот и вся наша маленькая семья. Вместе отдыхать едем не первый раз. На нашем Черноморском побережье были трижды, по два раза в Турции и Египте. В Турции и Египте был исключительно пляжный отдых, выбирались только на пару экскурсий. Что говорили экскурсоводы во время этих поездок, не помню, зато помню все магазины, по которым нас попутно провезли. Это отбивает охоту пользоваться их услугами и настраивает на самостоятельное изучение достопримечательностей. Чем мы и планировали заняться на Кипре. Про отдых в Сочи говорить не буду — не стоит тратить на это время.

Отработав короткий рабочий день в пятницу, заскочили в аптеку и закупили недостающие лекарства для нашей походной аптечки. Никакие лекарства впоследствии не пригодились, кроме анальгина. Кстати, анальгин в Европе не продается. Так что, если жить без него не можете, рекомендую запастись заранее. Весь вечер в квартире играла композиция Jimmy Cliff — Lebo M — Hakuna Matata (Lion King Soundtrack), настраивая на беззаботный отдых.

День первый

Такси заказали еще с вечера пятницы и рано утром в субботу, ровно в 5 утра, оно было подано к подъезду. В 6:15 мы прибыли в аэропорт Домодедово, где без очередей и проволочек прошли все необходимые процедуры и оказались в зоне «Duty Free». Раньше, когда летали в Турцию или Египет, покупали в Duty Free алкоголь, который потом использовали для дезинфекции перед приемом местной пищи. В этот раз ничего брать не стали — заранее проштудировав информацию в сети о республике Кипр, выяснили, что проблем с заразой там нет. Сам же остров славится своим виноделием, так что «везти дрова в лес» необходимости не было. Большинство соседей по самолету придерживались того же мнения, но исключения все же были.

Вылетели в 7:30 на самолете «Боинг-777» авиакомпании «Трансаэро». Регистрацию на рейс прошли заранее через сайт авиакомпании, там же выбрали удобные для нас места. Есть у них эта услуга. Самолет в пути не ломался, поэтому долетели быстро. На Кипре другой часовой пояс (-1час по Москве), так что в 9:40 по местному времени (в 10:40 по Москве) мы были уже в аэропорту г. Пафос (Pafos). С таможней и получением багажа проблем не возникло. Встречали нас представители туроператора «Библио Глобус». Средиземноморье — это их приоритетное направление. Еще в аэропорту нас встречали улыбающиеся автобусы и вот такие странные субъекты:

Первое, что удивляет — большое количество праворульных автомобилей. В особенности, автобусов:

Раньше таких вживую не видел. Нас ждал маленький автобус с прицепом. Загрузились в него и поехали в отель.

Аэропорт находится буквально в нескольких километрах от города, поэтому дорога заняла совсем немного времени.

Отель Veronica 3* нам понравился. Не первая линия, конечно, но от моря недалеко, не шумно и чисто.

Персонал говорит по-русски, большинство постояльцев — нет. В общем, то, что нужно. На каком языке говорят муравьи в номере, неизвестно, но нас это не сильно интересовало. Кстати, наличие муравьев было единственным отрицательным моментом в этом отеле. Возможно, мы были сами виноваты — в первый же день жена уронила на пол стакан с мятным ликером. Осколки убрали, пол протерли, но, проснувшись следующим утром обнаружили в том месте, где был разлит ликер огромное количество пьяных черных муравьев.

Но, не будем отклоняться от основной темы: «Отдых Отличный». Выспавшись с дороги, пошли осматривать окрестности. Отель располагается в 5 минутах ходьбы от моря. Если по прямой. Рядом с отелем есть забытые мною еще с 90-х годов телефонные будки-автоматы, из которых можно позвонить в Россию. Для этого нужно купить карточку за 5 евро. Звонок будет стоить около 10 центов за минуту (это я где-то вычитал, сами не проверяли). Зашли на пляжи ближайших пятизвездочных отелей и удивились, что там вообще можно купаться — сплошные валуны и не видно схода в воду. Впрочем, никто и не купался. Недалеко есть муниципальный пляж. Он бесплатный. Там все удобства — и зайти в воду можно и выйти из нее. Если затрудняетесь с выходом из воды — кричите, есть спасатель. Лежаки с зонтиками платные (2,5 евро за штуку). Душ и раздевалка бесплатные. Есть кафе. Искупались. Температура воды около 22 градусов, воздуха — около 25-ти. Пляж песчаный, поэтому вода мутноватая, но без бытового мусора. В воде попадаются водоросли. Бывали там почти каждый день и всегда наблюдали группу одних и тех же жизнерадостных ребят, которые играли во что-то напоминающее бадминтон.

Накупавшись, пошли в ближайшее кафе обедать (в отеле оплачены только завтрак и ужин). Европейские порции удивили. Они значительно больше принятых в наших русских кафе. Если тарелка супа — так на пол-литра. Если берете куриные наггетсы — то они будут с картошкой, соусом и салатом. Почти ко всем блюдам полагаются несколько больших кусков хлеба и масло в порционной упаковке. Объевшись на 18 евро поняли, что заказывать надо меньше.

Рядом с кафе располагается контора по прокату автомобилей «Lady Rentals». Зашли в нее узнать о ценах на авто. Женщина на ломаном английском, помогая себе жестами, объяснила, что прокат самой дешевой машины стоит 30 евро в сутки. У них действует акция — платишь за три дня, получаешь на четыре. Машину получаешь с половиной бака бензина (за него нужно платить дополнительно), а возвращать можно с пустым баком. Необходимо иметь водительские права, в которых есть дублирующие надписи на латинице. Также, нужно иметь какой-то водительский стаж и достичь какого-то возраста. Я в подробности не вдавался. Договорились, что придем завтра утром. Остаток дня провели в прогулках по окрестностям и изучением ассортимента местных лавок и магазинов. Купили бутылочку мятного ликера и похрустеть. Поужинали в отеле, немного посидели в кафе, которое было через дорогу от отеля, еще раз пролистали путеводитель, разбили стакан с мятным ликером и легли спать.

День второй

Позавтракав, решили разделиться: я пошел арендовать машину, а жена пошла на встречу с гидом, запланированную на 10 утра. Подошел к вчерашней конторе — закрыто. Ближайшая прокатная контора располагается с обратной стороны того же здания. У них перед входом стоят багги, мотоциклы и прочая мототехника. Пообщался с администратором — свободных автомобилей нет. Пока ходил, открылась контора Lady Rentals. Там была уже другая администратор, ее английский был на гораздо более высоком уровне, чем мой. Говорила очень быстро, но, на удивление, понятно. Сообщила, что дешевые машины кончились и она может предложить только автомашину, стоящую перед их конторой в качестве рекламы. Назвала она ее и прописала в договоре как Terrios. Я попросил показать авто. Дальше произошло то, что на практике доказало что между Россией и Кипром огромная пропасть. Администратор подошла к машине, которая была не заперта и достала ключ от нее из-под коврика перед водительским креслом. Оставить в России машину незапертой, да еще и с ключами под ковриком… в здравом рассудке такое никто не совершит.

Автомобиль понравился, и я согласился взять его. Можно было бы попытать счастья в других пунктах проката, благо, в шаговой доступности было еще, как минимум, два. Но хотелось «здесь и сейчас». В ходе осмотра попытался акцентировать внимание администратора на легкие потертости на бамперах и боковинах машины (чтобы потом не сказали, что это моих рук дело), но она на это только махнула рукой — «i know about this». Даже как-то неудобно стало отвлекать женщину по пустякам. Вернулись в контору подписывать договор. Условия такие: стоимость аренды на 4 дня + полбака бензина = 145 евро. Страховка минимальная. Если случится авария, необходимо заплатить 300 евро из своего кармана. Сумма 300 евро только для русских, остальные платят по 250. Повод задуматься, соотечественники. За разбитые стекла, пробитый картер и порванные колеса тоже придется платить самому. Мне предложили оформить полную страховку, но я отказался. Подписали договор. Отдал деньги — получил ключ от авто. Возвращать авто предстояло еще проще, чем арендовать — достаточно было оставить его на стоянке отеля, а ключ сдать на ресепшн. К авто прилагались две бесплатные карты — города Пафос и всего острова. Их распространяют повсеместно. К слову, на карте Пафоса наш отель значится под номером 100. Также, женщина порекомендовала не ездить на территорию, оккупированную Турцией. На картах она отметила наиболее интересные места, которые стоит посетить.

Так как раньше на иномарках не ездил и опыта пользования автоматической коробкой передач не имел, я попросил администратора рассказать, как пользоваться этой машиной, что она и сделала. Довольный, я поехал в отель.

Правила движения простые. Их придумали еще англичане-колонизаторы: за рулем пить не стоит, держитесь левой стороны и на круговом движении поворачивайте тоже налево. «Помехи справа» нет — есть «помеха слева». Максимальная скорость в городе 50 км/ч, на загородной дороге — 80 км/ч (но почти везде стоят знаки ограничения в 65 км/ч) и на автомагистрали не менее 65 и не более 100 км/ч. Где-то читал, что курить в машине в присутствии детей нельзя — оштрафуют так, что курить бросите. Если все-таки забыли, по какой стороне ехать, напомнит этот знак:

В отеле меня ожидала супруга, освободившаяся после встречи с гидом. Она мне поведала о стоимости экскурсий от оператора Библио Глобус. Получалось, что посетив вдвоем две экскурсии, мы потратим столько же, сколько за все время аренды авто.

На стоянке мы осмотрели авто более внимательно.

Вот, что за зверя мы взяли:

Авто, судя по маркировке стекол, 2001 года выпуска. Под капот не заглядывал, поэтому объем двигателя и количество цилиндров не знаю. Привод полный, КПП автомат. Передние стеклоподъемники и кондиционер. Да! И двигатель инжектор. Одним словом, полная противоположность автомобилю Ваз-2105, на котором я передвигаюсь в России.

Первое место, куда мы решили направиться, было место рождения Афродиты — Петра-ту-Ромиу (Petra tou Romiou).

Располагается оно примерно в 15-20 километрах от Пафоса по дороге на Лимассол. Место очень примечательное. Petra tou Romiou — Камень грека. Есть миф, что это название произошло от имени древнегреческого героя Дигениса Акритаса, который бросал куски скал в суда сарацинов-пиратов, когда защищал от них берег. Некоторые из этих скал до сих пор можно видеть в воде недалеко от берега.

Наиболее популярная легенда о рождении у этих берегов Афродиты, богини любви. Бог ветра Зефир принес ее в огромной красивой раковине. Также, говорят, что Афродита вышла из «пены морской». Очень редко упоминается, что эта пена поднялась в результате одного трагического инцидента. Сын Зевса, бога земли, отрубил ему одну чисто мужскую часть дела, которая, упав в море, подняла пену и из этой пены, в свою очередь, и вышла Афродита. В римские времена там устраивались массовые оргии. Сейчас такого не наблюдается, но, тем не менее, это место все равно стоит посетить. В некоторых путеводителях пишут о чудодейственной силе местных волн, что нужно сколько-то раз проплыть вокруг какой-то скалы, чтобы выйти замуж, или омолодиться, или и то и другое. Заморачиваться этим не стали, так что подробности ищите на просторах Интернета сами.

Машину поставили на стоянку через дорогу от бухты, около кафе.

К бухте ведет узкий ход под дорогой. Настолько узкий, что пройти можно только одному.

В путеводителях рассказывается о «золотистом песочке», устилающем вход в море. Песочек замечен не был. Камешки и очень мелкая галька были. Туристов на автобусах к тому моменту еще не подвезли, поэтому было довольно немноголюдно.

Искупались, позагорали. Не могу не упомянуть о своем наблюдении относительно иностранцев — они более раскрепощенные, чем русские (если сравнивать в и тех и других трезвыми). Например, две инакоговорящие девушки легли загорать топлес прямо на тропинке. Здесь бы и фото выложить, но супруга потребовала его удалить. Но я отвлекся. Потом понаехали туристы и оставаться больше не хотелось. Загрузились в машину и поехали обратно. Да, чуть не забыл рассказать об удобствах в бухте. Не ждите, что там будут раздевалки, туалеты и душ, одним словом, все атрибуты других пляжей. Там этого нет. Я переодевался в машине, а супруга рассказала, что в кафе, которое около стоянки, есть туалет, где все переодеваются и даже стирают свои вещи. Душа она не нашла. Может быть, плохо искала.

На обратном пути свернули с дороги в очень живописном месте. Там с холма открывается великолепный вид на берег моря. Предусмотрительные киприоты установили лавочку для уставших путников, желающих подольше насладиться видами моря. Посидели, посмотрели… Красиво. По фотографиям, в принципе, можно оценить картину, отрывшуюся перед нами. На всякий случай подчеркну, что во всех приложенных к данному повествованию фотографиях нет ничего дорисованного, вырезанного, измененного, усиленного и вообще, Фотошопы разные не использовались, настройки фотоаппаратов (у меня и супруги мыльницы Nikon L22 и L25) стандартные.

Сделали пару кадров и двинулись по грунтовой дороге дальше. Проехав метров 200, мы, в очередной раз, удивились, наткнувшись на место для пикников. Оно разительно отличалось от того, что нам приходилось видеть в России. Территория не охранялась, и на ней стояли с десяток столов и лавочек под индивидуальными крышами. Предусмотрены питьевая вода и туалет.

Не были забыты и лавочки, с которых можно было наслаждаться видами моря.

Чистота идеальная. Еды с собой не было, поэтому рассиживаться не стали, прыгнули в машину и поколесили в сторону Пафоса. По дороге встретился указатель на деревню Куклия. Деревня очень примечательная — именно там и был основан старый Пафос — Палеа Пафос. Случилось это давно, в 12 веке до н.э.. Потом его перенесли к морю поближе. По легенде, именно в Палео Пафос и пришла Афродита после того, как ее выбросило на берег в результате вышеописанных событий. Там же, в Палео Пафосе и построили храм в ее честь. А рядом построили храм Ста Комнат. И в этом самом храме Ста Комнат происходило такое, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Одним словом — оргии. Нет, не так! Вот так — ОРГИИ. Дело в том, что в древней Греции так было заведено — в честь Афродиты, женщина должна была хоть раз переспать с незнакомцем. Ну правило у них было такое! Вот и тянулся в этот храм народ нескончаемым потоком. Как к Ленину. Затем, с приходом христианства, эта неоднозначная традиция постепенно сошла на нет. К настоящему времени от храма осталось немного — фундамент да, местами, стены. Сами местные жители постепенно разобрали его на камни для своих бытовых нужд. А так как было воскресенье, то и остатков былого величия нам толком разглядеть не удалось — выходной. Довольствовались фотографированием из-за ограды и прогулками по окрестностям.

Заглянули и в обитаемую часть деревни Куклия. Там у них был какой-то праздник: на центральной площади звучала музыка, были цветы, шары и прочие удовольствия. Деревня производит самое благоприятное впечатление, но, кое-где встречаются заброшенные дома. Погуляли немножко, поулыбались местным жителям, сделали пару-тройку кадров и поехали в отель.

А почтовые ящики у них вот такие:

По дороге остановились около церкви. Что за церковь, сказать не могу — не знаю. Обратили внимание, что у многих церквей с колокольни тянется вниз веревка, потянув за которую, можно позвонить в колокол. Интересно, кто и с какой целью звонит в колокол прямо с улицы?

Далее нас ждал обед в таверне, душ в номере и легкий послеобеденный сон.

Ближе к вечеру поехали в Нижний Пафос (Като Пафос) — он, в отличие от Верхнего Пафоса (Панно Пафос) более интересен туристам, с развлекательной точки зрения. Ехать недалеко. Если бы не было авто, дошли бы и пешком минут за 20. Машину поставили на стоянке рядом с портом. Стоянка бесплатная.

Вышли на набережную, прогулялись вдоль кафе и ресторанов, подошли к Форту, остатку былого величия крепости. Для посещения было уже поздно, поэтому погуляли и пофотографировали его снаружи. Величественное сооружение. Использовали его по-разному. Изначально он призван был защищать порт от нападения с моря, а с приходом турков стал использоваться как тюрьма. Англичане, которые были после турков, использовали его то ли как тюрьму, то ли как склад соли.

Вдоль берега тянется дорога, пройдя по которой можно дойти до муниципального пляжа. У нас это заняло минут сорок. Навстречу нам периодически попадались киприоты, решившие пробежаться, пройтись или проехать на велосипеде перед сном. Излишне говорить о том, что виды открываются очень красивые и, не побоюсь этого слова, романтичные.

Для созерцания этих видов вдоль берега то тут, то там установлены вот такие сооружения:

Гуляя и наслаждаясь видами безмятежно плещущейся воды и заходящего солнца, которые находились слева от нас, не забывали посматривать и направо от дороги. Там располагается большой археологический парк с остатками великолепных мозаик. Визит туда мы запланировали на ближайшее время. На небольшом возвышении виден маяк.

На стоянке у пляжа встретили частичку Родины, в виде праворульного автомобиля ВАЗ-2108:

От него повеяло чем-то родным и сразу захотелось кушать. Посмотрев на часы, решили поторопиться, чтобы успеть к ужину в отель. Еще примерно час ушел на поиски автостоянки, где мы оставили своего боевого коня. Поиски увенчались успехом и скоро усталые, но довольные мы вернулись в отель. К ужину успели.

День третий

Гостить в Пафосе и не посетить Археологический Парк Пафоса, значит совершить преступление против тех людей, которые много веков назад создавали будущие экспонаты, а также против всех тех, кто их впоследствии нашел, раскопал и включил в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В общем, утро третьего дня было посвящено посещению парка. Временем посещения выбрали для себя утро. И чем раньше, тем лучше. Большая часть экспонатов находится под открытым небом, а в середине дня, несмотря на то, что май не самый жаркий месяц, солнце уже изрядно припекает. Встали пораньше, наскоро позавтракали и прыгнули в авто. Припарковав машину на уже знакомой нам стоянке, нашли вход в Парк. Искать недолго — он рядом с этой стоянкой. Заплатив за вход по 3,4 евро и, получив заверение кассира, что фотографировать можно все и везде, пошли знакомиться с Историей.

История этого парка началась, с того, что в 1962 году строители случайно раскопали какие-то древние упорядоченные камни. Пригласили знающих людей, и те продолжили рыть дальше. Откопали несколько непонятно чьих домов. От них, по большей части, остались только фундаменты и полы. Вот эти самые полы и привлекают туристов со всего света. Дело в том, что они покрыты симпатичными мозаиками с изображением сцен из греческой мифологии. Дома, условно, стали называть в честь героев, изображенных на этих мозаиках — Дионис, Тесей, Айон. Дом Диониса узнать легко — это единственные руины, над которыми возвели почти капитальное здание.

Кроме мозаик в парке есть много на что посмотреть — Древний Одеон (амфитеатр в 12 рядов. Раньше было 25), Замок Сорока Колонн и много еще чего. Маяк, опять же…. Подробно про все эти сооружения писать не буду — незачем переписывать путеводитель. При желании можно и самим в путеводителе найти, и экскурсию заказать. В парке мы провели несколько часов и ничуть об этом не жалеем.

Далее наш путь пролегал к Катакомбам Святой Соломонии.

Это самые известные Кипрские катакомбы. Найти их было несложно — днем ранее, гуляя по городу, мы обратили внимание на большое дерево, увешанное разноцветными ленточками. Это дерево располагается около входа в Катакомбы. Туристы верят, что, загадав желание и повязав на дерево платок, оно сбудется. Некоторые, особо доверчивые привязывают свои кроссовки (видел пару штук). Мы, несмотря на то, что желаний у нас хоть отбавляй, ничего загадывать и повязывать не стали. Дерево, кстати, фисташковое.

История катакомб Кипра такова — в первом веке до нашей эры в них прятались первые христиане, с которыми местные жители-язычники обращалась, мягко говоря, по-свински. Кстати, о свинине: в Ветхом Завете рассказывается о том, как сирийский царь Антиох казнил семерых сыновей Соломонии за их веру — сыновья отказались есть свинину. Соломония умерла, молясь над телами сыновей. Тела всех восьмерых были похоронены в этой пещере. Внутри пещеры сохранились остатки фресок (раньше там была церковь) и висят иконы. Стены закопченные от множества сгоревших свечей.

Спустившись по темной лесенке вниз, я, совершенно неожиданно, наступил в воду. Как позже вычитал, это, вероятно, был священный колодец, вода которого исцеляет болезни глаз. Надеюсь, что она также предотвращает развитие болезней ног.

После осмотра катакомб решили где-нибудь перекусить и немного отдохнуть в отеле. Пока ехали к отелю, заблудились и немного поколесили по городу. Наткнулись на пару церквей, зашли в них, но, к своему стыду, не знаем, как они называются.

Пообедав в таверне и отдохнув, поехали на пляж Корал-Бей (Coral Bay). Он располагается в 15-ти минутах езды от Пафоса. Благополучно добрались до него, нигде не заплутав. Благо, что на сам пляж есть указатели. Машину оставили на парковке, которая вплотную примыкает к пляжу. Перед выездом прочитали в путеводителе, что это чуть ли не лучший пляж на Кипре…. Ну, не знаю…. Не впечатлил. Ожидали чего-то бОльшего. Может быть, мы поздно пришли и не смогли разглядеть всей красоты пляжа (была вторая половина дня, и солнышко готовилось ко сну), может быть по какой-то другой причине, но — не впечатлил. Даже не возникло желания сфотографировать пляж. Зато было огромное желание искупаться, чем мы и занялись. Пляж, в принципе, песчаный. Но у кромки воды (мы купались с левой стороны, если смотреть на море), песок был размыт волнами до камней. Получилось, что вход в море был каменистый. Но это мелочи. Главное, что народу было мало и можно было спокойно искупаться (с нашим черноморским побережьем не сравнить). Кому интересно, стоимость шезлонгов — 1,5 евро с носа.

Маленькое замечание — посмотрел сейчас фотографии этого пляжа, выложенные в сети другими отдыхающими. Наверное, у меня о нем сложилось неправильно-однобокое впечатление. Нужно было основательно побродить по нему и вокруг него — там есть много интересных пещерок, промытых водой и прочих красивых камушков.

Вдоволь накупавшись, пошли мы пошли гулять по…, не помню как называется это место…, в общем, если по дороге ехать не в сторону Пафоса, а наоборот. Совсем недалеко. Там полно ресторанчиков, магазинов, лавок. Везде звучит музыка, Сиртаки всякие… и вообще, весело.

Там же, впервые за три дня пребывания на острове, мы увидели пьяных людей. Это были два молодых человека, судя по выражению лиц, русские. Они шли по улице, помогая друг другу сохранять равновесие. Вообще, за все время пребывания на Кипре, я увидел троих пьяных — этих двоих и еще одного через день после этого, когда в наш отель заехала очередная группа Руссо-туристо. Один из них за ужином был не совсем «Облико-морале». Он стоял перед шведским столом с пустой тарелкой в руках, покачивался из стороны в сторону и не соображал, что делать дальше. По-моему, это существо отзывалось на имя Виталий.

Но я отвлекся. Долго гулять не стали, ведь назавтра запланирован очень интересный маршрут — в горный массив Троодос в монастырь Киккос.

День четвертый

Проснулись пораньше, часов в 7, быстренько умылись и наскоро, но плотно, позавтракали. Впереди нас ждала встреча с горным массивом Троодос, монастырем Киккос и прочими интересными местами. Дорогу в Троодос нам отметила на карте сотрудница прокатной конторы, еще когда я брал в аренду авто. Она же посоветовала не сворачивать с асфальта, несмотря на то, что автомобиль полноприводный. Подробно описывать маршрут не буду — тем, у кого будет карта, это будет неинтересно — легко разобраться самим. Скажу только, что в горы ведет не одна дорога, а великое множество, поэтому заблудиться будет сложно. Куда нужно, обязательно приедете, достаточно знать конечный пункт и читать указатели вдоль дороги. Если же есть сомнения в правильности пути, всегда можно спросить местных, что мы однажды и сделали. Получив от них заверение, что движемся в правильном направлении, весело поколесили по горному серпантину. Вообще, от монастыря Киккос до Пафоса километров 40-50 по прямой, но серпантин значительно увеличивает это расстояние. Треть дороги приходится на него. Скорость в горах ограничена дорожными знаками и здравым смыслом — дороги, хоть и с очень хорошим покрытием, но узкие и сильно петляющие.

Повороты, по большей части, приходилось проходить на скорости в 10-20 километров в час. А этих поворотов на километр штук десять. На коротких прямых удавалось разогнаться километров до сорока, а затем резко тормозить перед поворотом. Дорога не всегда поднимается в гору, в некоторых местах она идет под уклон. Это немного расстраивает — думаешь, вот уже скоро и поднимешься на нужную высоту, но, к разочарованию, за очередным поворотом дорога спускается вниз и приходится начинать подъем сначала. В течение всего подъема на пути не встретилось ни одного туристического автобуса. Вероятно, там, где мы ехали, на больших автомобилях проехать невозможно или опасно, и они едут по знакомым им безопасным дорогам. Когда выезжали из Пафоса, указатель уровня топлива показывал, что бак заполнен больше чем наполовину. Поднимаясь в гору, он показывал, что бак почти полон. Зато когда спускались с горы, он показывал, что бак почти пустой! Это несколько беспокоило — уверенности в том, сколько в баке реально бензина не было. К тому же, неизвестно, сколько еще нужно ехать вперед (и, соответственно, возвращаться назад) и не было уверенности, что на пути нам встретится заправка. Понятно, что желания застрять без бензина в горах почти незнакомой страны, также не было. Поэтому, двигаясь дальше, я с надеждой искал указатель на АЗС. И нашел. Но об этом чуть дальше по тексту.

Уже устав от одинокого движения по серпантину (встречные машины попадались крайне редко), мы въехали в какую-то деревушку. И тут нас в очередной раз поразил вид деревни. Чего ожидаешь увидеть, после того, как больше часа петляешь в горах — ну, какую-нибудь полуразрушенную деревушку, состоящую из десятка богом забытых домов и населенную пенсионерами, доживающими свой век. Здесь же, как, собственно и везде на Кипре, все было совершенно не так: улочка, по которой мы ехали, была образцово ухожена (вероятно, по ней часто проезжает Путин), домики аккуратные, много кафе и магазинов. Есть отделение банка. Припарковали авто около Центра какого-то-там-туризма и прошлись по улице. Вокруг было много людей, бегали и орали дети. Взрослые киприоты улыбались и общались друг с другом на своем, непонятном нам, языке. Там же были замечены и туристы.

Одним словом, впечатление деревня оставила самое положительное. Двинувшись дальше, скоро прибыли еще в одно интересное место. Представляло оно собой большую площадку с кафе, ресторанами и сувенирными лавками. Туристов почти не было. Поставили машину на бесплатную парковку и пошли прогуляться, а заодно и узнать дорогу до Киккоса. Торговцы из лавок наперебой предлагали попробовать фисташек и прочих орешков. Жена осталась пробовать, а я решил соорентироваться на местности.

Как оказалось, это место было что-то вроде кислородного парка. Оттуда начинались пешие маршруты по, я уверен, красивым горным местам. Излишне говорить, что все было настолько чисто, что невольно хотелось намусорить. Сдержался. Подметил только один негативные момент — кто-то разрисовывает дорожные знаки. Зачем? Почему именно знаки? Ответа я не нашел. Да и не искал. Вернулся к торговцам. Нам показали направление на монастырь. Буквально за первым же поворотом был развилка. Налево — на гору Олимп (Хионистра), направо — к монастырю Киккос.

На гору не поехали, несмотря на то, что до вершины оставалось всего три километра. На горЕ расположена английская база с большим белым радаром. Кстати, этот радар служил нам своеобразным маяком в дороге к монастырю– его издалека видно. Возможно, желание увидеть его вблизи, возникнет во время следующего посещения острова, но, в этот раз его не было. В общем, повернули направо. Еще попетляли и доехали до какого-то Продромоса. Там есть круговое движение с пятью выездами. Перед ним установлен долгожданный указатель за заправку.

Свернули с кругового движения, проехали метров 700, и вот она — долгожданная. Заправка была не совсем обычная. Кассира не было, колонка автоматическая. Недавно проезжал через Серпухов — видел там такие. На колонку наклеена инструкция на греческо-английском, дополненном цветными иллюстрациями.

Дальше снова беспокойство — а вдруг денюжку автомат скушает, а бензинчика не нальет? Для начала залил бензина на 5 евро. Получилось. Потом еще на 5. Снова получилось. И, воодушевившись удачными экспериментами, залил еще на 20 евро. Колонка, правда, вела себя странно — постоянно «отстреливала», как будто бак полон. Приходилось держать рычаг пистолета полунажатым. Кстати, бензин на этой заправке дороже, чем везде на 0,2 евро. Не нравится? Тогда поищи другую J. Можно было бы и еще денег в автомат затолкать, но если бак будет действительно заполнен, сдачу придется забирать на следующий день в определенное время, когда вернется оператор. Сомнительное удовольствие. Заправились и настроение еще больше поднялось. Решив, что в горы с полупустым баком больше ездить не будем, продолжили путь. Вернулись к круговому движению. С него повернули на Киккос. Проезжая мимо деревни Педулас от души посмеялись над этим комичным для русского уха названием. Пофантазировали, как называют жителей этой деревни их недруги. Сфотографировали эту забавную деревню с очередного кольца серпантина.

Будем там в следующий раз, обязательно заедем. После возвращения почитали в Интернете, что там на одной улице расположены 10 церквей. Также, крайне рекомендуется просто прогуляться по этой деревне. Ну что же, в следующий раз…

Чуть дальше по дороге стоит церковь с высоким крестом. Она расположена на холме прямо над этой самой деревней Педулас. Крест виден издалека. Почти в самом начале пути по серпантину мы периодически видели вдалеке этот крест. И сейчас не упустили возможность и подъехали к церкви. Парковка оказалась совершенно пустой. То же самое было и в самой церкви. И в туалете (недалеко от нее). Там вообще нигде никого не было. Но все было открыто и чисто прибрано — видно, что за всем этим заботливо ухаживают. Погуляли, пофотографировали окрестности и саму церковь. Кстати, оттуда видно море — мы его так долго не видели…

Дальше нас ждала крайняя (и наивысшая — 1 140метров над уровнем моря) точка нашего маршрута — монастырь Киккос.

В этот монастырь едут все. Все, кто приехал на Кипр отдыхать и все, кто там родился. Не побывать там нельзя. Его основали в 11 веке в честь Киккской иконы Божьей Матери. По преданию, ее написал сам Лука.

Далее в кавычках будет изложена легенда о возникновении этого монастыря. В кавычках, потому, что текст не мой. Мог и не выкладывать — в Интернете можно и самим найти, но уж очень хочется:

«По преданию, икона Божьей Матери «Милостивая-Кикская» была написана святым апостолом Лукой. Вместе с двумя другими написанными им образами он отослал ее в Египет. Оттуда образ был переправлен в Царьград (Константинополь), чтобы сохранить святыню от гонителей христианской веры.

Несмотря на многочисленные нападения на корабль, образ достиг берегов Константинополя и хранился там в царских чертогах вплоть до 12 века, после чего был торжественно перевезен на остров Кипр.

События, которые предшествовали этому, были воистину уникальны. Однажды правитель острова Мануил Вутомитис охотился в горах и сбился с пути. Он встретил старца Исаию, который, не желая быть узнанным, постарался уйти. Мануил разгневался на Исаию и жестоко избил его, после чего был наказан свыше параличом. Он искренне раскаялся и попросил старца молиться Богу за его прощение.

В одном из видений старцу было сказано, что спасти правителя могут труды по перенесению образа Богоматери на Кипр, что последний и поспешил сделать. Мануил оставил старцу деньги, чтобы он построил храм во имя Пресвятой Троицы, и отправился в путь.

В Константинополе Мануил долго не решался сказать императору о видении старца и медлил. Увидев однажды императора Алексея Комнина в безутешном горе, он счел нужным именно в этот момент возвестить об иконе.

Болезнь дочери императора точь-в-точь напоминала болезнь Мануила. Он рассказал о том, что с ним приключилось на острове, о страшной хвори, которой он страдал после своего греха, и о спасении, которое может быть дано его дочери после того, как император передаст хранившийся у него образ Богоматери.

Алексей Комнин не хотел расставаться с образом. Он сделал список с иконы и предложил Мануилу выбрать один образ из двух. Дочь императора снова заболела, Алексей Комнин более не стал хитрить. По преданию, хранящемуся в монастыре Кикос, Исайя сам приплыл в Константинополь. Накануне во сне ему явилась Божья Матерь и сказала: «Та икона, на которую сядет пчела, и есть подлинник». С тех пор пчела украшает герб кипрской обители.
Как только корабль с чудотворным образом пристал к берегам Кипра, не только верующие люди, но и деревья, цветы приклонили свои «головы» перед Владычицей. Для нее был воздвигнут храм, что и положило начало жизни мужского Кикского монастыря.

До сих пор к помощи этой иконы прибегают люди, исцеляются от бесплодия, женских болезней, по молитвам к Кикскому образу на землю нисходит дождь в засушливую погоду.

Лики Богоматери и Богомладенца на иконе «Милостивая-Кикская» по установленному в древности обычаю закрыты от взора людей плотным покровом, который никогда не снимается. Даже когда монахи меняют покров по ветхости, они выносят образ из храма, поднимая и обращая его к небу. По сохранившемуся на Кипре преданию, тот, кто осмелится приоткрыть пелену, — может ослепнуть».

Далее, снова от меня.

Верить или не верить, каждый решает для себя сам. Но не уважать тех людей, которые за свою веру испытывали лишения, невозможно.

Авто припарковали у главного входа. Вход в монастырь бесплатный. Заходить на территорию монастыря нужно с покрытыми коленями и плечами. То есть, в майке-алкоголичке и труселях не пустят. Но все решаемо. У входа висят вот такие лиловые халаты, которые каждый страждущий может надеть. Я даже думаю, что в таком одеянии туристы смотрятся здесь гармоничнее, чем в обычной одежде.

Монастырь очень располагает к прогулкам по нему. Построен он очень умело — красивые арки, изящно украшенные мозаикой стены… Благодать.

Современный вид монастырь приобрел в 19 веке. Ранее он был деревянный. Пожары делали свое черное дело — монастырь дважды сгорал дотла. Но главную икону каждый раз удавалось спасти.

Несмотря на большое количество туристов, там есть места, где можно пройтись в одиночестве и спокойно поглазеть вокруг. Кстати, тем и хороши организованные туристы, что они ходят толпой и с экскурсоводом. Не разбредаются, в кадр не лезут. Заметили пару небольших туристических групп, состоящих из 3-4 х человек. Это маленький бизнес русских, обосновавшихся на Кипре на ПМЖ.

В монастыре есть музей. По информации из путеводителя, он один из богатейших музеев Европы. Отзыв о нем написать не могу — не зашли. Даже не знаю, почему… Может быть, устали и насытились впечатлениями, уже хотелось поехать купаться, а может быть и потому, что была четкая уверенность, что этот музей от нас никуда не денется, что посетим это место в следующий раз.

Еще в монастыре есть две лавки с привычным ассортиментом. Купили там маленькую иконку Киккской Божьей матери. Судя по всему, у русских туристов спросом пользуется не только церковная утварь.

Вышли из монастыря. Если пройти немного вокруг, выйдете на стоянку для автомобилей и автобусов. Автобусы привычных нам размеров, значит, добираются сюда по какой-то другой дороге. Повторюсь, в пути мы их не встречали. По обе стороны от стоянки расположены сувенирные лавки и кафешки. Побродили по лавкам, попробовали сироп «рожкового дерева». Вот такого:

Говорят, очень пользительное для чего-то там средство. Надолго задерживаться в сувенирных лавках не стали. Взяли воды холодной и двинулись в обратный путь.

По дороге останавливались и устраивали минифотосессии в понравившихся местах.

На протяжении всего пути по серпантину, удивлялся, почему на дороге нет осыпавшихся камней? И вот сбылось — на дороге валяются камни. Точнее, камушки. Наверное, только что осыпались. Решил не объезжать их по встречке, а просто пропустить под днищем авто — у меня же Джип! Камушки оказались больше, чем казалось из-за руля. Под передней подвеской что-то захрустело и перед машины слегка приподнялся. Остановились. Вперед ехать расхотелось. Сдал назад. Повезло, что для машины все прошло без последствий. Отбросил камни к обочине и поехали дальше.

В отель добрались без происшествий. Купались уже на нашем муниципальном пляже. Вечером, после ужина, снова пошли гулять по Като Пафосу. Искали колонну Святого Павла. Место, где она находится, найти несложно — прямо за магазином Дебенхамс (Debenhams). Но в темноте разглядеть хоть что-нибудь было невозможно. Решив вернуться завтра, отправились в отель.

День пятый

Итак, колонна Святого Павла. Есть мнение, что к этой колонне был привязан и бит плетьми ученик Христа апостол Савл. Это потом он стал Павлом, когда обратил в христианство проконсула (наместника) Сергия Павла.

Собственно, потому и стал — в память об этом событии, Савл принял имя Павла.

Вот эта колонна (маленькая в центре):

Когда секли Савла, колонна не была такой маленькой. Она была частью ранневизантийской базилики, крупнейшей на острове. Потом землетрясения сделали свое черное дело, и мы имеем развалины. Рядом с колонной расположена Церковь Богоматери Хрисополитиссы. Заглянули внутрь. В дальнем углу играли на органе. Орган электрический. Жаль, был бы настоящий, обязательно бы задержался в церкви и послушал его. Кроме нас там была экскурсия каких-то иностранцев, что тоже не вызывало желания задержаться.

Побродили вокруг церкви и развалин, пофотографировали. Там сейчас устанавливают мостики для туристов, чтобы можно было поближе рассмотреть развалины и напольные мозаики. К сожалению, мостики еще не доделаны и нам не удалось по ним пройти.

Задержались мы там ненадолго. Нас больше интересовал Монастырь св. Неофита Затворника. Св. Неофит Затворник является одним из самых почитаемых святых на Кипре. Его монастырь находится в 10 километрах к северо-западу от Пафоса. Нашли мы его без проблем, достаточно пользоваться картой и дорожными указателями.

Авто — на бесплатную стоянку, а сами в монастырь. Первым делом решили осмотреть скит, где жил Неофит Затворник. Вооон там, где арочки.

Плата за вход символическая — 1 евро с человека. Причем за посещение всего комплекса, а не только пещеры. Касса расположена там же, у пещеры. Фотографировать внутри запрещено. Мы, как послушные туристы, ничего в пещере не фотографировали. Хотя желание было. Стены там расписаны фресками. Некоторые фрески были написаны еще при жизни Неофита Затворника. Время и плесень их потрепали, но много фресок находится в хорошем состоянии. Рекомендую заглянуть туда. У кассы расположен ящичек, куда можно пожертвовать деньги на корм кошкам. Тут же гуляет пара котов, видимо, следят за целевым расходованием средств.

Вообще, на Кипре довольно много кошек. Они повсюду. Супруга моя, большая любительница кошек, купила в сувенирной лавке на набережной Като Пафоса сумку с надписью «All the Cats of Cyprus» и изображениями этих самых кипрских котов и при первой же возможности фотографировала их самих. Кроме котов, на Кипре еще очень популярны ослы. Не знаю, почему.

Пройдя по пещерам, направились к монастырю.

В нем очень уютно. Во внутреннем дворике много тени, растут апельсины.

Есть музей, в котором также нельзя фотографировать. Очень советую заглянуть в него.

С удовольствием погуляли по монастырю и окрестностям.

Подробностей об основании и истории монастыря писать не буду, здесь есть все: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41501.htm

Вместо этого приложу пару фотографий:

Затем мы вернулись в отель, пообедали, искупались и решили, что не помешало бы съездить к Купальням Афродиты. Там, по легенде, Афродита встретилась с Адонисом. И замутила с ним.

Купальни находятся в 10 километрах левее Полиса.

Честно, уже не помню, по какой дороге ехали туда, но по пути остановились в какой-то деревне, расположенной, как и многие другие деревни Кипра, на склоне холма. Прогулялись. Сделали пару снимков и снова в путь.

Пока едем, расскажу, чем знамениты купальни Афродиты. В них купалась Афродита. Но это еще не все. Там же случилась история, полная романтики и трагизма. Как, собственно, в большинстве мифов.

Дело было так: сын кипрского царя Адонис случайно увидел Афродиту, принимающую водные процедуры в своем тенистом гроте. И так она ему понравилась, что воспылал он к ней самым светлым чувством на земле. Афродита ответила ему взаимностью — и понеслось…. Стали они тайно встречаться в этом самом гроте. Но, все тайное когда-нибудь становится явным. Об их отношениях узнала богиня женского целомудрия Артемида. А так как любовные отношения богини (хоть и любви, но, все-таки, богини) с простым смертным было чем-то из ряда вон выходящим, то решила она эту связь оборвать. На профком богов этот вопрос она выносить не стала, а просто направила вепря (свинья такая большая) убить Адониса. Что вепрь с радостью и исполнил. Пролилась кровь Адониса и из нее выросли кипрские розы. У Афродиты истерика. Слезы льются ручьями и из этих слез потом выросли анемоны. Вот такие (фото нашел в инете. На Кипре не встречал):

Наверное, красивая женщина была, раз из ее слез такие цветы получились.

Этим богиня любви не ограничилась. Тоска была настолько глубока, что ручьи засохли и трава завяла. Чтобы предотвратить экологическую катастрофу, Зевс решил на восемь месяцев отправлять Адониса к Афродите, а на четыре — к богу подземного царства мертвых, Аиду. Я считаю, что, в принципе, все получилось очень неплохо — четыре месяца в год без любимого человека прожить вполне возможно. Это вроде командировки.

Вот и приехали.

Был уже вечер, парковка у входа в парк абсолютно пустая. У ворот стоял пикап, из кузова которого древняя бабушка продавала фрукты. Мне она предложила попробовать доселе неизвестный мне фрукт. Желтый, размером с сливу. Внутри несколько больших косточек. Вкус понравился, и я купил пакет (около килограмма) «этого» за 2 евро. В довесок получил персик и заверение на чистом греческом языке, что Купальни Афродиты работают круглосуточно и бесплатно (во всяком случае, я так это понял). Про загадочный купленный фрукт: впоследствии я узнал, что это мушмула. На российских рынках его вполне можно купить.

Пройдя через ворота, направились прямо, следуя указателям.

И скоро вышли к тому самому гроту, где произошла романтическая встреча Афродиты и Адониса. На большом щите около грота силами Лесного Департамента нам были даны указания, как себя вести в парке — не лазить по деревьям, не пить воду и не купаться. Надпись сделана на греческом и английском. На русском надписей нет. Наверное, потому, что русские все равно не будут слушаться этих рекомендаций. Это косвенно подтвердили две русские туристки, которые залезли в купальню и стали в ней фотографироваться.

А вот и купальня:

Купальня находится в тени, да и вечер уже наступил, поэтому и фото получилось довольно темным.

От купальни вверх ведет тропинка. Прошлись немного и по ней.

Встретили козлов.

Парк имеет огромную площадь. В нем представлены различные растения, многие из которых снабжены табличками с названиями.

Для желающих побродить в одиночестве по многокилометровым тропам, установлены специальные указатели.

В парк мы углубляться не стали. Возможно, в следующий раз мы уделим этим местам гораздо больше времени. В путеводителях написано, что с этих малоприметных тропинок открываются потрясающие виды. Если планируете там погулять, выделите на это большую часть дня. И захватите удобную обувь.

А вот это — Шедевр! Будка для наблюдения за птицами. Почему именно будка? Почему нельзя было поставить лавочки и сделать над ними навес? Уверен, это имеет какое-то разумное объяснение, но я его не нашел.

А может быть, из этой будки наблюдают за особо коварными и агрессивными птицами, которые могут обойти с тыла и напасть на наблюдателя?

Немного ярких тонов:

Когда вышли из парка, нас встретил еще один местный житель.

Осёл, увидев в моих руках пакет, поспешил потребовать свою долю. Он же сопроводил нас до парковки, а сам поплелся дальше по дороге. Вероятно, понял, что мы были последними туристами в парке в тот день и больше ему сегодня ничего не перепадет.

На обратном пути заглянули в местный порт.

Там же есть все, что нужно туристу для нормального отдыха — прогулочные лодки:

Пляж:

И различные кафе-рестораны. Некоторые, правда, были закрыты. Причина проста — Зима!

Через какое-то время организм заставил поискать заведение с литерами «М» и «Ж» (Мадамы и Жентельмены). Нашли его на детской площадке. Нет, не в какой-нибудь «ракете» или «домике Бабы-яги», как это принято в России. Около детской площадки стояло заведение, которому позавидует подавляющее большинство общественных туалетов России. Заодно сделал пару фоток нашего железного коня.

Ну и цветущий кактус заодно сфотографировал.

Вечерело. Захотелось кушать, и голод погнал нас обратно в отель. На полпути остановились в каком-то населенном пункте. Там была церковь:

И вот такой автомобиль:

И ведь это зверь все еще может передвигаться! Машина очень понравилась. Очень здорово бы смотрелась на улицах Москвы.

Очень сильно контрастирует с нашим пепелацем.

Дорога обратно.

День шестой

Ну что же, наступил заключительный день на Кипре. А с ним и понимание, что мы не осмотрели даже десятой части достопримечательностей острова. К тому же хотелось накупаться на несколько месяцев вперед. Что делать? Носиться по острову, пытаясь за один день успеть увидеть все, что не успел за пять дней? Решили расслабиться и неспешно получать удовольствие.

Денек выдался ветреным, поэтому купание отложили на вторую половину дня. Первую половину посвятили прогулкам по Панно Пафосу. Нашли местную гимназию:

Напротив нее располагается странного вида парк. Опустевший какой-то, заброшенный… Создавалось впечатление, что там раньше было какое-то покрытие вроде асфальта, но его украли.

Было там еще одно интересное сооружение — вероятно, фонтан. На нем на разных языках написаны стихи. Отыскали мы надпись и на нашем родном языке.

Здание их муниципалитета:

Ради интереса зашли в него. Охраны на входе нет. Посетители и работники не обратили на нас никакого внимания. Двери везде открыты. Скучно. Двинулись дальше, продолжая фотографировать все подряд. Вот красивое сиреневое дерево, органично вписалось в городской пейзаж:

А такая разметка на дороге несколько удивила. Кто-нибудь знает, для чего она?

Двухэтажный туристический автобус помогает туристам освоиться в городе. Видел в городе точно такой же, только свадебный — для совсем уж запущенных случаев.

Раз затронули автомобильную тему — еще один интересный транспорт. Шестидверный лимузин «Мерседес». Активно используются на Кипре в качестве такси (для чего и задумывались).

Немного устав от бесцельного шатания по городу, решили искупаться. Но перед этим был еще один пункт, который мы захотели посетить. Это церковь Святой Параскевы. Она находится в трех километрах в юго-востоку от Пафоса в деревне Героскипу. Найти эту деревню оказалось проблематично. Изрядно поплутав и дважды спросив дорогу, мы таки въехали в нее. Проезжая по главной улице, испытали ощущение дежавю. Когда припарковали машину около церкви и осмотрелись, поняли, что через эту деревню мы уже неоднократно проезжали, когда ездили в Петра-ту-Ромиу и в Троодос. Верно подмечено: хочешь что-то спрятать — положи на самое видное место.

Чем же знаменита эта церковь? Эта византийская церковь одна из древнейших на Кипре. Мученицу Параскеву убили в 161 г. во времена гонений на первых христиан. Церковь невысокая, имеет пять куполов. Церковь знаменита фресками. Веками они наносились одна на другую. А сейчас, реставраторы под фресками 15 века находят фрески 12 века и так далее вплоть до фресок 8 века.

По поверьям, Святая Параскева исцеляет от множества болезней, особенно, от болезней глаз (наверное, глаза — больная тема киприотов. Помните, в катакомбах Святой Соломонии есть источник, также исцеляющий болезни глаз?).

А это сооружение расположено рядом. Проверял — вода есть.

При церкви есть лавка. В ней вы можете приобрести вот такую свечку-фигурку. Девушки! Если хотите зачать ребенка, необходимо приобрести такую вот фигурку ребенка, поджечь фитилек, дождаться пока прогорит полностью и съесть остаток фитиля. Не забудьте после этого принять Мезим. Беременность Вам обеспечена.

А теперь купаться! Приехали на наш муниципальный пляж и там нас ждал облом! На берегу вывесили красные флаги. Нет, это не коммунисты приехали. Это запрет на купание. Дело в том, что разыгравшийся где-то в море шторм, принес к берегам сильные волны. На пляже валяться можно, но в воду ни-ни! А мы хотели в воду. Сели в машину и порулили в поисках открытого пляжа. По дороге встретился указатель на аквапарк, решили заехать.

Несмотря на то, что аквапарк работал, парковка перед ним была абсолютно пуста. Узнав в кассе цену билета (точно не помню скольно, но не меньше, чем в Москве), решили, что за эти деньги можно и зимой в Москве искупаться, а сейчас надо пользоваться природными благами. Недалеко был еще один пляж, на котором также были вывешены красные флаги. Спасатель на пляже заверил, что эта «майская демонстрация» у них на всем побережье. Значит, на муниципальные пляжи путь заказан. Такой вот облом в последний день отпуска. Вспомнили, что на полпути в Петра-ту-Ромиу видели симпатичное пустынное побережье, поехали туда. Нашли его без труда. Спустившись по довольно крутой дороге с холма, мы с удовлетворением увидели, что там нет ни души.

И наконец-то мы имели возможность искупаться! Там же мы нашли кем-то оставленные детские доски для серфинга (пенопластовые такие). Взяв одну из них, я пошел покорять пучину.

Войдя в воду, понял, что переоценил силы. Волны, действительно, были довольно большие. Они поднимали камни и били ими по ногам. Плавать не стали — это, действительно, было опасно. Волны сбивали с ног и ощутимо тянули в море. Чтобы не унесло, приходилось держаться за камни. Получалось довольно забавно — сначала волна (вперемежку с камнями) накрывает тебя, а затем пытается утащить в море. Позагорав часа два и сфотографировавшись на фоне волн, поехали искать более подходящее место для купания.

Поехали мы в Бухту Афродиты. Была надежда, что большие камни, окружающие бухту, будут служить прикрытием от волн. Надежды оправдались. Приехав на место, мы увидели, что вода в бухте почти без волн. Так что можно было безбоязненно поплавать. Чем мы и занимались часа полтора. Подвезли туристов. Разговорились с двумя женщинами. Они были крайне недовольны обзорной экскурсией по Пафосу. Сказали, что, заплатив по 50 долларов с человека, ожидали большего. Мы с женой, в свою очередь, рассказали, что услугами экскурсий не пользуемся и ездим сами на авто. Похоже, в следующее посещение Кипра они сделают так же. Пока мы отдыхали в бухте, прямо над ней работала съемочная группа. Вероятно, снимали художественный фильм.

Устав купаться и загорать, вернулись в Пафос. Еще немного побродив по Като Пафосу, наткнулись на древний амфитеатр.

Дальше прошли к древним римским термам.

Вход в них был закрыт, и мы довольствовались внешним осмотром и подглядыванием сквозь решетку. Как вот эти девушки:

Внутри, собственно, ничего нет. Потолок в этой бане напоминает решето. Или гнездо какой-нибудь экзотической птицы — весь в дырочках.

Прошли дальше и увидели что-то вроде часовни в пещере на высоте третьего этажа от земли:

Прогулка получилась немного грустная. Уезжать из этого замечательного места не хотелось. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Завтра в 10 утра за нами в отель приедет автобус и отвезет в аэропорт.

Машину тоже нужно будет сдавать в 9 утра.

День седьмой. Заключительный

Встали пораньше, чтобы, по старой традиции, «попрощаться с морем». Прыгнули в машину и поехали на муниципальный пляж. По дороге остановились, чтобы сфотографироваться с рекламным автомобилем местного паба. Правда, позитивные крокодильчики?

Если бы это авто сдавалось в аренду, не задумываясь взял бы его на все время отдыха.

Пляж был почти пуст. Море успокоилось и больших волн не было. Весь берег был усыпан выброшенными водорослями. Их было очень много. Уверен, чтобы их увезти потребовался не один грузовик. Супруга пошла купаться, а я, оценив температуру воды, решил просто посидеть на берегу. Сделали пару прощальных кадров моря и направились в отель.

Девушка на ресепшн отеля сказала, что менеджер конторы проката уже заходила за машиной (мы договаривались, что я оставлю авто утром на стоянке и сдам ключ на ресепшн). Не найдя ее на стоянке, она ушла. На мое предложение пригнать авто прямо к конторе, администратор сказала, что не стоит — сотрудник проката придет еще раз. Как у них просто все, подумаешь, клиент машину не вернул вовремя — позже вернет.

Наскоро упаковались. Наш чемодан стал тяжелее на несколько килограммов — сувениры, куда же без них. Основной сувенир — две бутылки Коммандарии. Вот одна из них:

Куплены в супермаркете Lidl по 9 евро за штуку. Вот сайт магазина Lidl http://www.lidl.com.cy/cps/rde/xchg/lidl_cy/hs.xsl/langSelect.htm, возможно, поможет их найти . Еще взяли магнитики всякие, масло оливковое, книгу о кипрской кухне (на английском языке). Ну и по мелочи.

Ровно в 10 утра автобус забрал нас из отеля и доставил в аэропорт. По дороге нас не завозили ни в какие магазины, как это было в Турции и Египте, что не могло не порадовать.

Последние фотографии на кипрской земле, посещение магазинов в зоне «Duty Free» (с целью потратить металлические евро и евроценты) и точно по расписанию небольшой самолет «Boeing 737-800» поднял нас в кипрское небо и унес на родину.

Прилетев в Москву, мы сразу захотели обратно на Кипр. Но не будем о грустном.

Хотелось бы подвести краткие итоги поездки.

Поездкой очень довольны. Очень рады, что поехали на Кипр. Не жалеем, что выбрали трехзвездочный отель, так как в нем почти не бывали и в all inclusive и анимации не нуждались. О том, что взяли автомобиль напрокат и самостоятельно ездили по достопримечательностям, не пользуясь услугами турагентств, не жалеем. Использование авто позволило не зависеть ни от кого. Когда мы хотели купаться, мы ехали купаться, если по дороге нас заинтересовало какое-нибудь местечко, мы останавливались там на желаемое время. К тому же любая поездка по острову воспринималась как игра. Этот эффект давало левостороннее движение и, соответственно, правый руль авто. Когда едешь по левой стороне, настроение даже как-то повышается. Хотим ли мы снова на Кипр? Да!