|
Маршрут
До поездки маршрут планировался следующий:
День 1. Прилет. Мюнхен — Зальцбург. Ночь в Зальцбурге.
День 2. Зальцбург — Цюрих. Ночь в Цюрихе или около.
День 3. Цюрих — Милан. Ночь в Милане или около.
День 4. Милан — Инсбрук — Фюссен. Ночь в Фюссене.
День 5. Фюссен — Мюнхен (открытие Октоберфеста).
День 6. Мюнхен.
День 7. Мюнхен, отлет.
Реально маршрут претерпел незначительные изменения, что еще более украсило поездку. Итак, маршрут фактический:
День 1. Прилет. Аэропорт Мюнхен — Зальцбург. Ночь в Зальцбурге — 170 км.
День 2. Зальцбург — Водопад Криммл — Цюрих — Милан. Ночь рядом с Миланом в Монце — около 870 км.
День 3. Милан — Инсбрук. Ночь в Инсбруке — около 450 км.
День 4. Инсбрук — замки Нойшванштайн и Хоэншвангау. Ночь около Ульма — 320 км.
День 5. Ульм — Мюнхен (открытие Октоберфеста) — 150 км.
День 6. Мюнхен.
День 7. Мюнхен — аэропорт Мюнхена — 30 км. Отлет.
Подготовительный этап
При подготовке к поездке было сделано следующее:
Начало пути. Путешествие начинается
Самолет вылетал рано утром, и по мере того как самолет отрывался от земли, возникало двоякое чувство — было предвкушение чудесного приключения и одновременно немного грустно. Приятной неожиданностью полета стал подарок незнакомца из самолета. Уже ближе к посадке ко мне подошла стюардесса, наклонилась и, сказав так, чтобы только я слышала «Это для вас. От кого — не скажу. Но этот человек летит в этом самолете», отдала мне подарок — чудного небольшого серого медвежонка серии «Me to you» в голубенькой кофточке. Подняв глаза, увидела этого незнакомца — мужчина сидел через проход на один ряд раньше, смотрел на меня и загадочно улыбался. Быть может, это и был тайный незнакомец, а может и нет… Но было чертовски приятно.
При пересадке в Москве в «Шереметьево-2» на самолет в Мюнхен в очереди на паспортный контроль стоял пожилой мужчина, ему стало плохо и он упал. Один из пассажиров, стоящих в очереди, видимо, медик по образованию, подбежал, сделал массаж сердца и реанимировал человека. При этом врач аэропорта пришла только минут через 15, когда мужчина уже очнулся. Вот так на наших глазах спасли человека рядовые граждане нашего государства. И не по долгу службы, а по велению души.
Мюнхен встретил отличной погодой, а «SIXT» (аренда авто) вместо заказанной « БМВ» 1 серии за те же деньги (352 евро за семь дней) порадовал новёхонькой «Ауди А4», 2.0, дизель, на механике, с навигатором. Авто была поставлена на учет 14.09, а 15.09 уже предоставлена в аренду нам с пробегом 11 км. Вот на этой красавице и предстояло совершать автопробег. Нас ждал Зальцбург.
День 1. Дорога аэропорт Мюнхена — Зальцбург
Барышня на стойке «Сикста», выдав нам ключи от автомобиля, сказала, что достаточно указать данные моего водительского удостоверения, а тем не менее ездить за рулем может любой человек, у кого есть права. И поскольку машина новая и навигатором никто не пользовался, нам была предоставлена инструкция, как запрограммировать язык. Так вот, поборовшись минут 15 со встроенным немецким навигатором, нам так и не удалось загрузить русскоязычное голосовое сопровождение (т.к. просто не могли приложенный диск вставить в плеер для считывания) и даже пришедший на помощь проходящий мимо работник« Сикста» не разрешил полностью задачу, хотя настроил нам саму систему на русский язык. Стало гораздо проще, а необходимые слова на немецком о движении по маршруту я знала. Так что проблем не было никаких.
Настроив навигатор на Зальцбург (Австрия), двинулись в путь, не переставая глядеть по сторонам на красоты немецких ландшафтов.
Погода радовала, а чудный контраст сочной зелени полей и голубизны неба создавал ощущение сказки. По хорошим немецким дорогам ехать очень быстро и легко, стрелка несколько раз была положена на 200 км/ч, и уже очень скоро Австрия встретила нас своим приветственным знаком.ъ
Сразу оговорюсь по поводу скоростного режима. В Германии на автобанах ограничения нет, но рекомендуемая скорость 130 (за исключением участков дороги, где есть знаки ограничения), на автодорогах вне городов (но не на основных автобанах) ограничение 100 км/ч, в городах 50 км/ч. Нами скоростной режим соблюдался, поскольку штрафы в Европе немаленькие и очень много камер-видеофиксаторов. В остальных странах скоростной режим пожестче — ограничение на автобане 120, в отдельных странах 130 или 110 км/ч.
Поскольку расстояние от Мюнхена до Зальцбурга небольшое, уже в обед мы въехали в этот город и сразу направились к гостинице «Gasthof». Об этой трехзвездочной гостинице, которая расположена в 10-15 минутах ходьбы от центра, мне было известно еще с предыдущей поездки в Зальцбург, где мы на удачу остановились группой стажирующихся товарищей. Гостиница семейная, уютная и недорогая (80 евро в сутки за двухместный номер). Бросив вещи в номер, решили прежде всего посетить Крепость Хоэнзальцбург, затем пройтись по центру города, в т.ч. увидеть дом, в котором родился Моцарт, и на обратном пути к гостинице посетить замок Мирабель с прилегающим парком.
Скажу пару слов о Зальцбурге. Название города переводится как «Город соли». Считается, что его так назвали по имени крепости, стоящей на горе Хоэнберг и расположенных рядом солевых копей. Крепость же название получила от протекающей рядом реки Зальцах.
Итак, наш путь от гостиницы к возвышающейся на горе крепости вел через пешеходную улочку Линцергассе (Linzergasse). Это симпатичная торговая улица, здесь располагаются антикварные магазины, сувенирные лавки, кабаки, а также церковь святого Себастьяна. Отсюда также можно попасть на дорогу, ведущую на гору Капуцинов.
Пройдя до конца по этой улочке и перейдя реку через мост в направлении крепости, практически сразу попадаешь на площадь Альтермаркт (Altermarkt), с которой, если держаться немного левее в направлении входа на фуникулер, выходишь на площадь Резиденцплац (Residenzplatz), на которой находится красивый мраморный фонтан в стиле барокко (Residenzbrunnen) и Резиденция (Residenz). Сразу же следом находится площадь Домплатц (Domplatz), на которой расположен вход в Зальцбургский собор.
Площадь Резиденцплатц.
Площадь Домплатц.
Зальцбургский собор — собор Св. Руперта, по сути со всех сторон окружен площадями. В этом соборе, до его перестройки, был крещен Моцарт. Две башни собора устремляются в небо, а сверху можно увидеть фигуры апостолов и святых.
Направляясь дальше к фуникулеру, непосредственно за Домплатц, ступаете на Капительплатц (Kapitelplatz). На этой небольшой площади, практически выходящей к фуникулеру, можно обнаружить золотой шар на постаменте, на котором установлена фигура человека. Что это за творение, осталось загадкой, но около него прямо на площади прохожие и любители шахмат большими фигурами играют партию. Тут же расположено много лавочек, торгующих сувенирами для туристов. Пройдя мимо них по направлению к горе, вы увидите вход к фуникулеру, ведущему в крепость.
Крепость Хоэнзальцбург (Festung Hohensalzburg) из белого камня на горе видно практически с любой точки города. Подняться на гору в крепость можно двумя путями — по ведущей вверх дорожке (пешком или на конной повозке) или на фуникулере. Повозку можно арендовать на площади Резидентплатц. Конечно же, фуникулер доставит вас быстрее, стоит это удовольствие — 10,5 евро на человека (это фуникулер в оба конца + вход в крепость). Работает фуникулер до 19:00, ждать очередного вагончика недолго — максимум 10 минут.
Итак, зашли в крепость. Огромные стены из белого камня поражают своим величием. Повсюду чувствуется атмосфера рыцарства и старины. Но ощущения ощущениями, а желание посмотреть город с высоты птичьего полета превыше всего.(Честно говоря, люблю я панорамы) и потому прежде всего мы направились на смотровую площадку, откуда открывается шикарная панорама всего города Зальцбург.
Проходим по внутреннему двору и идем в музеи. Здесь можно обнаружить музей Марионеток и даже попробовать поуправлять одной куклой на веревочках, также можно увидеть пушки, кандалы и предметы быта. Экскурсию не брали, просто прошлись по залам и посмотрели сами, что увидели.
Обходя дальше внутренний двор крепости, можно остановиться в летнем кафе и, любуясь открывающимися видами, выпить чашечку кофе или бокал пива. Что мы с большим удовольствием и сделали, заказав по бокалу местного пива и решив отведать местного Брецеля (Brezel) — баранку с посыпкой крупной солью. Жизнь казалась замечательной.
Находившись вдоволь по крепости и не рискнув идти вниз в город пешком, сели в фуникулер и спустились к подножию горы, чтобы продолжить осмотр местности. Пройдя вновь по площадям Капительплатц и Домплатц, свернули в сторону Университетской площади, которая является и торговой площадью. Здесь можно увидеть разные торговые палатки и вагончики с хлебом, сырами, цветами и прочим. Также здесь стоит Университетская церковь Коллегинкирхе (Kollegienkirche), и напротив Коллегинкирхе расположен дом 9, где и родился Моцарт. Говорят, что основной фасад этого здания по улице Гетрайдегассе (Getreidegasse) подвергся сильным изменениям, но часть дома, обращенная к площади, сохранила свой первоначальный облик.
Отсюда, с Университетской площади (Universitatsplatz), мы пошли назад, на другой берег реки к Замку Мирабель, по пути разглядывая особенности местной архитектуры. Интерес вызвали дома, как бы «встроенные» в горы. Наверное, трудоемко было их строительство.
Замок Мирабель внешне классической архитектуры, ничем особо не примечательный, а вот парк заслуживает оценки. Красота паркового ансамбля может соперничать с дворцовыми ансамблями российских царей.
Прогулявшись по парку Замка Мирабель (Mirabel Schloss), направились в сторону гостиницы с намерением найти симпатичный уютный ресторанчик и поужинать. Ресторанчик был очень милый, в нем сочеталась система самообслуживания с официантами. Горячие блюда выбираешь за прилавком, блюда на вес, а вот пиво и напитки на заказ. Обсудили увиденное за день и вкусно поужинали, настало время возвращаться в номер, чтобы утром продолжить путь.
День 2. Дорога из Зальцбурга к водопаду Криммл. Цюрих. Дорога в Милан
Выезд из Зальцбурга был назначен на утро. Позавтракав в 7 утра в гостинице (завтрак включен в стоимость номера) вкуснейшими круассанами и прочей континентальной едой, я села за руль, и мы двинулись в сторону Швейцарии, где по пути должны были посетить и водопад Криммл. Всё, что о нем было известно — что это самый высокий в Европе водопад и находится около австрийского городка Криммл (между Зальцбургом и Инсбруком). Навигатор без особого труда нашел этот пункт назначения. Что касается пути до водопада, надо отметить, что дороги в Австрии хоть и не такие чудесные, как в Германии, но всё же отменного качества. Периодически встречался ремонт дороги и тоннели. Почти весь путь до Криммла шел по широкой загородной трассе, лишь в городках сужавшейся до двухполосной дороги. Что меня удивило в пути — в Европе вне крупных городов очень много перекрестков с кольцевым движением (думаю, сделаны, чтобы не ставить светофоры), причем кольцо всегда главное!
Уже на середине пути начали встречаться такие изумительные пейзажи, что не остановиться и не полюбоваться ими было просто невозможно. А выглядывающие сквозь облака белоснежные вершины Альп просто завораживали! Здесь же начались платные дороги. Что касается платных автомагистралей, сразу надо сказать, что сразу подъезжайте к шлагбаумам, где нарисована оплата наличными, т.к. остальные или работают автоматически, принимая банковские карты или принимают специальные магистральные карты.
Путь продолжался и вскоре мы подъехали к городку Криммл (Krimml). Городок очень небольшой, по информации из Интернета в нем всего 886 жителей. Но близ него находится самый высокий водопад в Европе, который берет своё начало в ледниках. В городке везде указатели на водопад, да и видно его прямо с основной улицы.
Припарковав машину на ближайшей площадке (4 евро без ограничения времени) пошли в сторону водопада на усиливающийся шум воды. Навстречу и по пути с нами шли преимущественно европейцы, у многих для облегчения ходьбы в гору были «лыжные палки». Особенно много было туристов преклонного возраста, хотя для Европы это и не удивительно, т.к. выйдя на пенсию, например, немцы особенно любят путешествовать.
Дорожка, ведущая к водопаду, проходит мимо сувенирных киосков и выводит на площадку с билетной кассой (проход в зону водопада стоит 2 евро на человека). Далее три дорожки, ведущие на разные уровни водопада. Поскольку времени было немного и надо было спешить в Цюрих, мы выбрали самую короткую, ведущую на нижний каскад водопада. Пройдя минут 5, мы увидели это чудо. Это первый увиденный мной в жизни настоящий водопад. Стояла как завороженная, не отводя взгляда от падающих масс воды. Падающая вода разлетается на мириады брызг, поэтому воздух вокруг очень влажный и насыщенный. Вообще водопад имеет три каскада, общая высота падения около 380 метров.
Рассматривая это природное великолепие и поражаясь как здесь всё чисто, ухоженно и аккуратно (ведь умеют же!), мы задумались о том, что у нас, например на Урале, так много интересных природных достопримечательностей, но они не просто не ухожены и не охраняются, а просто напросто загажены (как это ни грубо сказано). Везде мусор и грязь от туристов, а о вандализме вообще можно не говорить — у нас без этого ни одно ни природное, ни культурное место не обходится. Вот с такими мыслями, полные восторга от увиденного, вдоволь наглядевшись на водопад и запечатлев себя около него, поспешили назад к машине, в путь к Цюриху.
Дорога к Цюриху была неутомительной, преимущественно горной. Крутые повороты сменяли друг друга, горные серпантины и виды вокруг захватывали дух. Дорога то поднималась на горы, то спускалась в долину. Так, любуясь окружающими ландшафтами, и не заметили как подъехали к какому-то посту с пограничниками. Зная, что Швейцария вошла в Шенген только в декабре предыдущего 2008 года, было предположение, что это граница со Швейцарией и просто еще не убраны посты. Сбросив, как того требовали знаки, скорость в зоне поста, под пристальные взгляды пограничников, впившиеся в немецкие номера на авто, мы готовы были остановиться в любой момент, чтобы предъявлять документы. Однако, служители порядка, увидев немецкие номера, потеряли к нам всяческий интерес, и мы двинулись в путь. И каково же было наше удивление, что мы въехали на территорию государства Лихтенштейн, о чем гласили соответствующие дорожные знаки и указатели.
Особое внимание в Лихтенштейне привлекли картонные или фанерные машинки, разукрашенные в разные цвета. Что это было — какая-то традиция или остатки праздника — осталось тайной, но впечатление произвело. Остальные улочки этой страны, по которым лежал наш путь, казались типично европейскими.
Не проехав по этой миниатюрной стране и пяти минут, мы увидели знак, обозначающий границу с Швейцарией и соответствующее разделение территорий на мосту. Вот мы и в Швейцарии.
Сначала дорога была преимущественно горная, с большим количеством тоннелей сквозь горные хребты Альп. Позже дорога вывела на широкий автобан, ведущий к Цюриху. Что бросилось в глаза на территории Швейцарии — это большое количество дорогих автомобилей — «Porshe», «Mazeratti», «Bougatti» и прочих, резво несущихся по автобанам. Типичные горные ландшафты сменялись небольшими поселками у склонов гор со множеством подъемников на вершины. А уже приближаясь к Цюриху, по правую сторону дороги появилось озеро (как позже выяснилось, это Цюрихское озеро) с шикарными домами на побережье и белоснежными яхтами на воде.
Цюрих не является столицей Швейцарии, хотя и считается самым известным ее городом и самым крупным финансовым и деловым центром. Все мы помним с детства пословицу «надежно, как в швейцарском банке», хотя в наше время Цюрих уже успел отличиться тем, что открывал банковскую тайну в отношении своих клиентов. Цюрих считается одним из самых дорогих городов мира и, зная это, мы не намеревались оставаться в Цюрихе на ночь, если только где-то на окраине.
Прежде всего, настроив навигатор на центр города, и добравшись до него, нашли первую попавшуюся свободную подземную парковку. А я, к слову сказать, люблю подземные автоматические паркинги намного больше. И машине надежней, и на душе спокойней, и сама система их работы радует глаз. Парковка оказалась на набережной реки Зиль, близко от Банхофа (вокзала). Оставили машину и пошли гулять по городу. Погода не радовала, было пасмурно и накрапывал дождь, но всё же в наших планах было посетить Гроссмюнстер, Церковь Святого Петра и Фраумюнстер с витражами Марка Шагала, побывать на Цюрихском озере, пройтись по набережным реки Лиммат.
Важно сказать, что в Цюрихе (и вообще в Швейцарии) денежной единицей является швейцарский франк (где-то 0,7 евро). Но автоматические терминалы и в магазинах принимают также евро, используя внутренний валютный курс. Так что менять деньги было не нужно.
Итак, выйдя с парковки, направились в сторону вокзала (он часто находится в центре города или рядом с центром) с намерением обязательно приобрести путеводитель или обзавестись картой города, чтобы ориентироваться на местности. Первым нам попался путеводитель, в котором была вклеена и карта города, по нему мы и ориентировались.
Сначала решили прогуляться по старому городу вдоль улицы Банхофштрассе (Bahnhofsrtasse), идущей от вокзала, но пройдя пару кварталов и не обнаружив ничего особо примечательного кроме множества магазинчиков, сменили тактику и пошли в сторону взмывающих в небо куполов Альтштата (старого города), тем самым двигаясь к реке Лиммат. Подойдя к мосту через Лиммат, обнаружили множество домов на набережных, плотно примыкающих друг к другу. Дополняли картину возвышающиеся над домиками башни цюрихских церквей. В их сторону и направились дальше.
Первое, что мы увидели из запланированного — Гроссмюнстер, чьи башни-близнецы величественно устремлены в небо. Grossmunster (Гроссмюнстер), в переводе — «великий монастырь» — церковь в романском стиле. По легенде, Гроссмюнстер был основан Карлом Великим, чей конь упал на колени на могиле Феликса и Регулы — святых покровителей Цюриха. Гроссмюнстер — церковь при мужском монастыре, находится над небольшом возвышении на набережной реки Лиммат, около моста Мюнстербрюке, откуда открывается чудесный вид на левый берег реки Лиммат и Фраумюнстер.
Внутрь церкви мы не пошли, оглядели рядом находящуюся церковь на воде Вассеркирхе (Wasserkirche — «Водная Церковь»), которая построена на небольшом островке на реке Лиммат, между Гроссмюнстер и Фраумюнстер) и поспешили на другую сторону реки, к церкви Фраумюнстер.
Фраумюнстер служил женским монастырем и, как стало известно из путеводителя, был построен королем Людовиком Немецким для своей дочери. Известна церковь двумя вещами: окнами-витражами, созданными Марком Шагалом и еще тем фактом, что она имела только одну башню вместо двух, как следовало по канону и причина этого была проста — нехватка денег. Внутрь этой церкви мы, конечно же, зашли, так как пропустить витражи Шагала не хотелось, хоть и не являемся почитателями творчества последнего.
Недалеко от Фраумюнстер, на левом берегу, возвышается еще одна башня — Башня Святого Петра (Petersturm). Эта башня не имеет отношения к рядом стоящей Церкви Святого Петра (Sankt Peter Kirche), хотя и примыкает к ней. Огромный циферблат на башне считается самым большим в Европе.
Еще проходя по мосту Мюнстербрюке, увидели около озера колесо обозрения. Мне очень захотелось на нем прокатиться и обозреть панораму города, поскольку других площадок для вида города с высоты птичьего полета не предвиделось. Поэтому от Фраумюнстер двинулись в сторону колеса обозрения по набережной Лиммат.
В результате мы вышли на Burkliterrasse. Это отличное место на набережной Цюрихского озера с видом на Альпы. В эту же точку упирается и Банхофштрассе. Здесь и установлено колесо обозрения. Что интересно, если у нас в городе колесо обозрения крутится постоянно и медленно, пассажиры садятся и выходят из кабинок постоянно, совершив один круг. Там же садят одновременно только в три кабинки, для чего колесо останавливается. Так наполняют карусель и только после этого в достаточно быстром режиме катают пять-шесть кругов. После этого также с остановками высаживают пассажиров и запускают новых. С колеса обозрения открылся чудесный вид на Цюрих и Цюрихское озеро.
Получив впечатления от вида города, уделив время в основном старому городу и практически не охватив новой его части, двинулись назад к парковке по правой набережной реки Лиммат с намерением покинуть Цюрих и до наступления ночи доехать до Милана, чтобы остановиться на ночь.
Если говорить в общем о впечатлениях от Цюриха — город понравился, но не до безумного восторга. С погодой не повезло, поэтому город показался несколько серым и сумрачным, но достойным внимания и более тщательного изучения. С этими мыслями, мы двинулись дальше в путь.
Дорога из Цюриха в Милан преподнесла нам неожиданный сюрприз. Один из горных тоннелей вечером закрывался на ночное время, поэтому пришлось объезжать этот прямой и удобный путь по горным серпантинам, то поднимаясь на высоту до 2 115 метров, то спускаясь с гор. Ночь и дождь дополняли картину. На крутых поворотах серпантина, разъезжались с огромными грузовыми траками, и эта дорога казалась очень длинной и непредсказуемой. Впечатления некоего трепета ситуации и адреналина, а также очарование ночных деревенек и городков в долинах, своими огнями манящие с горной высоты, скрашивали путь. Увеличив себе маршрут километров на 30 вследствие закрытия тоннеля, мы всё же ближе к 11 вечера добрались до Милана и занялись поиском ночлега.
Объехав несколько отелей в центре, не найдя свободных приличных номеров и узнав, что в городе, кроме того что идет какой-то кинофестиваль, проходит и ярмарка кожи и меха или что-то вроде того, мы для себя решили ехать на окраину города или в близлежащий небольшой городок, где свободные места в отелях должны быть, да и стоимость номеров должна быть ниже. Так, случайным образом оказавшись в Монце (как мы узнали на утро), нам удалось найти гостиницу, хоть и достаточно дорогую (160 евро за двухместный номер), но очень хорошую. Вдобавок она оказалась четырехзвездочной и завтрак был включен в стоимость. Гостиница понравилась. Как говорится, усталые, но довольные, мы легли спать. Утром ждал Милан.
День 3. Милан. Дорога в Инсбрук
Закономерность, которую я начала наблюдать в Европе — утром небо затянуто облаками и тучками, может даже накрапывать дождик, а днем небо проясняется, выглядывает солнышко и проступает лазурь неба. Так было и в Милане. Ночью прошел дождь, утром небо было затянуто серыми облаками. И хоть это нас не пугало, всё же хотелось солнышка и голубого неба.
К слову сказать, Италия, чьей модной столицей является Милан, уже был известен нам по Риму, Неаполю и Террачине, и потому в душе таилось некое предвкушение красот, которые предстояло увидеть.
Доехав до центра Милана (он нашей гостиницы оказалось расстояние около 15 км), мы оставили машину на подземной парковке BUONAPARTE PARKING, которая находится в пяти минутах ходьбы от Замка Сфорцеско, откуда собственно и начали осмотр местных достопримечательностей. Первое, что мы увидели — необычный монумент на Пьяцца Кадорна (Piazza CADORNA) — огромная игла с цветной ниткой, наполовину погруженная в землю и через несколько метров цветной узелок. Выглядело необычно и забавно. Вот оно, дыхание современности в Милане. Не останавливаясь тут, двинулись к Замку.
Кастелло Сфорцеско (он же Замок Сфорцеско или на итальянском Castello Sforzesco) — замок, похожий на крепость из красного кирпича с высокими башнями и остроконечными крепостным стенами, расположеный на Пьяцца Кастелло (площади Кастелло, или Piazza Castello), где по соседству с замком у центрального входа в него приютился фонтан. Башни и фасады замка украшают гербы Висконти и Сфорца. По периметру замок окружают глубокие рвы, но попасть в него можно по подъемным мостам. В центре фасада возвышается башня Филарета (Торре дель Филарете), через которую и осуществляется вход во внутренний двор. В настоящее время Кастелло Сфорцеско вмещает четыре музея, в частности наиболее популярные пинакотеку и античный музей, но, поскольку посещение музеев не было основной целью нашего путешествия, да и времени было не столь много, чтобы уделить достаточное внимание художественным ценностям, от посещения пинакотеки и музеев мы отказались.
Итак, пройдя во внутренний двор через Башню Филарета, попадаешь в достаточно большой внутренний двор, окруженный высокими кирпичными стенами, углы которых венчают башни. Это (как потом стало ясно из приобретенного неподалеку в сувенирном лотке путеводителя) — Корте Маджоре (Большой двор).
Над одной из крепостных стен возвышается еще одна башня — Торре ди Бона. Проходя дальше через проход в стене, над которой и возвышается эта башня, по правую сторону видим Двор Корте Дукале с портиком и водоемом в центре. В этом небольшом дворике установлена фигура Мадам Баттерфляй высотой метра три, которая своей красочностью оригинально оттеняет строгость красных кирпичных стен замка.
После осмотра Кастелло Сфорцеско, желание попасть в сердце Милана — Собор Дуомо нарастало. Варианта было два — или дойти пешком (имея на руках карту города и оценив, что всё самое интересное в пешеходной доступности, нас это не пугало) или сесть на туристический двухэтажный автобус с русским языком серии «CitySightSeeing» и сначала посмотреть город, его основные достопримечательности, а потом сойти на остановке у площади Дуомо и продолжить изучение Милана самостоятельно. Решив, что выбрав последний вариант, мы посмотрим даже те места, до которых можем не дойти пешком (потому как не будем знать, что это нужно увидеть), пошли на остановку этого туристического маршрута, которая как раз была перед входом в Замок Сфорцеско.
Заплатив по 20 евро на человека, получив наушники и брошюру с картой маршрута, мы поднялись на верхний этаж и разместились на сиденьях. Экскурсия началась. Прежде чем сказать об увиденном, поясню основную идею экскурсионного автобуса «CitySightSeeing», которые существуют в Европе почти во всех крупных городах. Название они могут иметь и иное, но принцип действия одинаковый. Билет приобретается или у водителя или в офисе/будке на базовой остановке. Срок действия билета — 24 часа (иногда бывают билеты и сроком действия 48 часов). Автобус курсирует по заданному маршруту по кругу, останавливаясь на обозначенных остановках вблизи наиболее интересных достопримечательностей, автобусы ходят через каждые 15, 30 или 45 минут (зависит от маршрута и города). Пассажир может на любой остановке зайти в такой автобус и выйти для осмотра города в течение срока действия билета.
Автобус двухэтажный, верхний этаж или открыт полностью или может быть закрыт прозрачным пластиком (как, например, в Милане) в целях безопасности пассажиров от травмирования ветками деревьев. После приобретения билета при входе в автобус вам выдаются буклет с маршрутом и наушники, а также вам скажут номер канала, на который надо настроиться, чтобы экскурсию слушать на родном языке. Русский язык присутствует практически на всех маршрутах. Очень удобно использовать маршрут для обзора города и понимания, на каких местах хочется остановиться более детально.
Итак, обозревая город с верхнего этажа экскурсионного автобуса, мы обогнули Парк Семпионе, в котором как вещал аудиоэкскурсовод, находилась конструкция, с которой открывается чудесная панорама города (туда мы запланировали обязательно попасть), смогли лицезреть площадь Республики (Piazza della Repubblica), небоскреб Пирелли, здание железнодорожного вокзала (Stazione Centrale). Далее маршрут пролегал по огромному проспекту Буэнос-Айрес (Corso Buenos Aires), переходящему в проспект Венеции (Corso Venezia), мимо Венецианских ворот (Porta Venezia), планетария и музея истории природы, постепенно приближаясь к площади Дуомо. Мы предпочли сойти на остановке, не доезжая этой площади, чтобы пройти по пешеходной торговой улочке, ведущей к Миланскому Собору.
Так, двигаясь по улочке и заглядывая в окружающие витрины, поражались современной итальянской моде — женоподобные, напомаженные молодые мужчины (стиля «унисекс») и девушки в юбках и массивных сапогах без каблука. И это при солнечном небе и температуре воздуха градусов 23-25. Удивляясь, как же им не жарко и как это не привлекательно, мы незаметно подошли к площади Дуомо, с обратной стороны Собора Дуомо.
Площадь Дуомо (Пьяцца Дуомо — Piazza Duomo) по праву считается сердцем Милана. Это красивое и эффектное место, где расположились сразу несколько достопримечательностей. В центре площади на пьедестале возвышается конная статуя — памятник королю Витторио Эммануила II.
Но главным сооружением на площади является Собор Санта Мария Нашенте (Собор Дуомо) — символ Милана — жемчужина итальянской готики, один из крупнейших средневековых храмов, построенный преимущественно из белого мрамора. Хотя собор возведен в Италии и считается готическим, в нем больше немецких, чем итальянских черт, а готическим его можно назвать только благодаря сплошь покрывающему поверхности восхитительному готическому декору. Снаружи собор украшают множество мраморных статуй разных периодов, более сотни крупных шпилей и множество мелких и ажурная резьба общей длиной примерно километр, благодаря чему собор кажется кружевным.
Сказать что собор нам очень понравился — не сказать ничего. Это просто завораживающая архитектура! Это что-то потрясающее — невозможно отвести взгляд от резного белого мраморного фасада. Как говорится, Собор Парижской Богоматери даже рядом не стоял. Такого очарования я еще не видела! Милан покорил этим Собором!
Внутренне убранство Собора, так же как и внешнее, производит глубокое впечатление: изысканность и сдержанность интерьера создает впечатление величия и силы.
Запечатлев друг друга у Собора Дуомо, пошли осматривать город дальше. Периодически ко мне подходили «продавцы цветных ниточек» — парни или алжирцы или выходцы из подобных стран, пытающиеся сунуть в руки цветную сплетенную ниточку, чтобы ее завязать на руке как браслет, и стараясь при этом, несмотря на слова «это бесплатно», выклянчить хоть немного денег у туристов. Я на уговоры взять ниточку не поддалась, и мы решили сначала пройти в правую сторона от собора, а затем зайти в Галерею.
Справа от собора находится желтое здание королевского дворца (Палаццо Реале), которое когда-то было зданием городского управления, потом герцогским дворцом Висконти. Дворец после разрушения в годы войны был восстановлен и теперь здесь располагается государственный музей современного искусства и музей собора Дуомо. Пройдя мимо входа и осмотрев прилегающие здания, мы решили вернуться на площадь к Галерее.
Галерея Витторио Эммануила II — несколько напоминала Галерею в Неаполе, хотя эта галерея является самым старым пассажем в мире. Миланцы называют эту галерею «Миланская гостиная». Сверху галерея покрыта куполом из стекла и железа, ее центральная часть сделана в форме креста, который образуют сходящиеся боковые галереи. Пол в центре галереи выложен мозаикой. Это отличное место в Милане, центр культурной жизни города, где можно отдохнуть в кафе или в ресторане, прогуляться по самым известным и модным магазинам Милана.
Пройдя всю галерею и не заглянув ни в один магазин (не для шопинга мы отправлялись в путешествие), мы оказались на Пьяцца делла Скала (Piazza della Scala) перед знаменитым оперным театром Ла Скала. Это место испытания и посвящения в мир музыки композиторов, певцов и дирижеров с мировыми именами. Как поведал путеводитель, Театр Ла Скала возвышается на том месте, где когда-то стояла церковь Санта Мария делла Скала. Напротив театра, кстати, установлен памятник Леонардо.
Честно сказать, наши ожидания от знакомства с внешним видом всемирно известного театра не оправдались. Достаточно скромный фасад театра в классическом стиле ничем особо не примечателен. Внутрь мы не заходили, хотя согласно увиденным фотографиям, его внутреннее убранство — эталон простоты и элегантности, а сам театр вмещает зал на 2 800 мест и огромную сцену Ла Скала, самую большую в Европе.
Обогнув театр справа, и решив двигаться в сторону парковки, к сооружению для осмотра панорамы города (так хотелось увидеть Площадь Дуомо с высоты птичьего полета), находящемуся в недалеко от Замка Сфорцеско, мы пошли по Via BRERA, свернули на Via CHIARI, а там уже и были видны кирпичные стены замка.
Прошли вновь через Замок, и перед глазами возник большой парк — Парк Семпионе (Parco Sempione), это самый большой в Милане центральный общественный парк. Прогуливаясь по аллеям этого парка, можно увидеть чудесные виды, напоминающие российскую природу. Мило, красиво, уютно.
Направляясь к смотровой башне, обнаружили расположенную почти в конце парка арку Арко делла Паче, которую венчает бронзовая колесница и два всадника. Арка, видимо, реставрируется, поскольку закрыта строительными лесами.
Найдя смотровое сооружение, были разочарованы, так как шел ремонт и башня была закрыта для посетителей. Жаль, панорама города оказалась для нас недоступна.
Время неумолимо шло, был второй час дня и наступало время отведать истинно итальянскую кухню. Поэтому было решено пойти снова в сторону Площади Дуомо на одну из пешеходных улочек, усыпанных кафешками и ресторанчиками. Проходя по одной из улочек, заметили вывеску офиса модного итальянского дизайнера Жан Франко Ферре, а на другой улочке застали за работой фотографов, снимающих симпатичную девушку-модель для журнала.
Жизнь в Милане шла своим чередом. А мы, шагая в сторону выбранного ресторанчика и обратно, удивлялись, как люди (а уж тем более миланские модницы на каблуках) могут ходить по вымощенным острыми мелкими камнями дорожкам.
Ресторанчик был выбран по принципу «уютно и много народа», так как если народа много, значит, наверняка, готовят вкусно и потому есть постоянные клиенты. Место оказалось и правда достаточно уютное, а поскольку мы любители итальянской кухни, с удовольствием углубились в изучение меню. Следует отметить, меню было исключительно на итальянском, даже без перевода на английский, да и подошедшая официантка английским не владела вовсе. Надо отдать должное, она позвала свою коллегу, которая хоть чуть-чуть, с трудом вспоминая слова, смогла нам пояснить особенности того или иного блюда. С ее помощью были выбраны рагу с пастой и зеленый салат. Порции оказались огромными, но всё было очень вкусно. Получив расчет, официантка спросила, из какой мы страны. Гордо ответив, что наша родина — Россия и оставив ей чаевые, мы поспешили к парковке, намереваясь покинуть этот красивый город и двинуться в сторону Инсбрука (Австрия), где мы планировали провести ночь.
Надо сказать, в отличие от Германии и Австрии, где все очень спокойны и вежливы, всем уступают и чтят правила дорожного движения, ездят в Италии безобразно. Для итальянца ехать впритирку, подрезать и не пропускать — обычное дело. Да и с парковками проблемы. Паркуются в основном вдоль дорог и очень плотно.
Дорога из Милана подарила нам огромную пробку из-за аварии на автобане. Пытаясь ее объехать, мы удлинили себе путь и заплатили лишнюю плату за дорогу. Вернувшись в ту же пробку, около часа то медленно двигались, то стояли, пока, наконец-то, поток машин не стал убыстряться. Увидев на обочине сгоревшую машину, являющуюся причиной затора и вызвавшей сужение дороги, обрадовались окончанию пробки. В Инсбруке должны были быть часам к 9 вечера, где нам еще предстояло найти кафе для ужина и гостиницу на ночлег.
Где-то на полпути к Австрии, когда было уже темно и на горных виражах разъезжаться с огромными грузовиками стало труднее, я отдала бразды правления автомобилем и принялась наслаждаться проносящимися мимо маршрутами. Множество цветных огоньков блистали между гор, маня путников к себе. Начался дождь. Что-то в этой ситуации напоминало дорогу из .Швейцарии и дорогу из Парижа в Киль полгода назад. Но чего-то не хватало. Было всё — ночь, дождью….не хватало одного — ремонта дороги или закрытого тоннеля. И конечно же, по закону жанра, это мы получили. Радовало то, что ремонт дороги не намного увеличил наш маршрут — навигатор предложил объезд, удлинив путь всего на пару километров. Такая закономерность добавляла изюминку в наше путешествие.
Часам к 9 вечера, как и планировали, въехали в Инсбрук. Мы еще не знали, есть ли что здесь интересное посмотреть, но поскольку город окружен горами, что-то интересное представлялось возможным найти. Прежде всего, мы остановились в первой попавшемся еще работающем кафе, которое оказалось уютной пиццерией, где поужинали отменной пиццей с ананасами. Из близлежащих отелей, предложенных нам навигатором, нами был выбран отель Моцарт и мы наудачу поехали туда.
Нам повезло, в гостинице был свободный двухместный номер по приемлемой цене (85.9 евро за ночь с завтраком). Гостиница была три звезды, с неплохими номерами и собственной парковкой. Любезно предложенная администратором отеля карта города с основными достопримечательностями позволила сориентироваться и спланировать, что завтра смотреть. Самым значимым для меня были горы. Но в данный момент впереди была ночь.
День 4. Инсбрук. Замки Нойшванштайн и Хоэншвангау. Дорога к Мюнхену
С наступлением утра картина была всё та же — хмурое небо над городом. Оставалась надежда, что к полудню прояснится. Позавтракав и выехав из гостиницы, припарковались в центре города (район AdolfPichlerplatz) на подземном паркинге и пошли гулять по городу. Ближе всего был мост Иннбрюк (Innbrucke) на реке Инн, который и дал название городу. На противоположном берегу реки, пока еще под серыми облаками виднелась типичная архитектура улочки Мариахилфштрассе (Mariahhhilfstrasse), а на самом мосту нам встретилась фигура Иисуса на кресте.
Прогуливаясь дальше по набережной — Иннштрассе (Innstrasse), на противоположной стороне реки увидели Конгресс и Оранжерею, прошли до следующего моста и перешли на другую сторону реки, в старый город. Первое привлекательное здание, которое нам встретилось — церковь. К сожалению, не знаю к какой конфессии оно относится, но очень красиво смотрелся украшенный росписью и золотом фасад. Практически напротив этой церкви находился вход в парк — Хофгартен (Hofgarten) — дворцовый сад. Среди могучих развесистых деревьев разного вида и аккуратно подстриженных газонов встречались цветники и фонтаны. Всё было чисто и ухоженно.
Пересекая парк полностью, попадаешь ко дворцу Хофбург (Kaiserliche Hofburg) и дворцовой церкви. Напротив Хофбурга рабочие устанавливали скамейки лестницей и большое количество туалетов, готовясь, скорее всего, к празднованию фестиваля пива, который, видимо, и в Австрии тоже проводится.
Именно у Хофбурга был обнаружен указатель на одну из гордостей города — Золотую крышу. Мы пошли в сторону указателя, рассматривая местные улочки и увидев по пути Ferdinandeum — музей искусства.
Свернув по указателю на узкую улочку со множеством небольших магазинчиков, мы ее увидели. Золото крыши блестело издалека, привлекая к себе туристов, которых для столь раннего времени (около 9 утра) было еще мало. Карта поведала, что здание Золотой крыши (Goldenes Dachl) построено как резиденция тирольских князей, а выступающая часть с золотыми пластинками пристроена спустя почти 100 лет в годы правления Максимилиана I. Рядом находятся еще два очень интересных здания. Одно из них — очень красивый Дом Хелблингов (Helblinghaus) — белое здание с богатой лепниной в стиле барокко. В настоящее время этот дом жилой, внизу расположены магазины. Дом мне напомнил роскошь петербургских дворцов. Второе интересное здание — жилой дом-башня удивительной формы, в нем находится ресторан и отель и когда-то его постояльцами были многие выдающиеся личности. Все эти удивительные дома находятся на одной улице — Герцог-Фридрих-штрассе (Herzog-Friedrich-Strasse).
Одним концом улица Герцог-Фридрих-штрассе переходит в улицу Марии-Терезы (Maria-Theresien-Strasse), на которой мы обнаружили тоже интересные места. Честно говоря, до того, как внимательно посмотреть на карту, я считала что это площадь, а оказалось просто широкая улица, в центре которой устремляется к небу Колонна Святой Анны. Колонну венчает фигура Богоматери, Святой Анны с золоченым звездным нимбом над головой. Когда солнечные лучи, проглядывая сквозь тучки, падают на колонну, выглядит она великолепно. Рядом на улице среди сероватых зданий выделяется розовая церковь — Спиталкирхе. Чем она знаменита не знаю, внутрь тоже не заходили, но выглядит интересно.
Поглядев на центр города, мы решили, что нас ждут горы. Единственное, что расстраивало — темные облака с редкими проблесками голубого неба, казалось, испортят впечатление от вершин. Но это не остановило, и мы направились к фуникулеру Hungerburgbahn. Этот фуникулер является первым уровнем канатной дороги, которая ведет пассажиров на вершину горы Hafelekarspitze высотой 2 334 метра.
Оставив машину на парковке вдоль дороги, оплатив в автомате парковку на 1,5 часа (максимально возможное время парковки) и положив парковочный чек под лобовое стекло, спустились на конечную станцию фуникулера. Стоимость всего пути, состоящего из трех участков с двумя пересадками (туда и обратно), составляет 25 евро на человека. Первый фуникулер Hungerburgbahn идет по рельсам, начинает свой путь под землей, имеет четыре остановки и преодолевает высоту в 860 метров за 8 минут, одна из остановок — Alpenzoo — альпийский зоопарк.
Поднявшись до конечной остановки на первом фуникулере, вышли на площадку, где располагались места для отдыха, кафешки и обзорные площадки. Вследствие пока еще не очень хорошей погоды, панорама города была затянута серой дымкой.
Для пересадки на второй фуникулер — Nordkettenbahnen, который идет на канате по воздуху и за восемь минут доставляет пассажиров на высоту 1 905 метров, нужно выйти из одного здания и пройти в соседнее. Одновременно с нами в фуникулер зашли два парня на муантинбайках, все в грязи и глине. Вот поистине сумасшедшие ребята — по такой крутой горе вниз нестись на велосипедах. Но лица у них были довольные и счастливые.
А тем временем фуникулер начала движение и перед нами открывались чудесные картины. Сначала город в дымке замер, потом дымка стала сгущаться и нас окутала белая пелена — мы проходили сквозь облака.
И внезапно возникло ни с чем не сравнимое чувство красоты, открывшейся поверх облаков. И это был не иллюминатор самолета, пока нас отделяла только кабинка фуникулера. Виды были восхитительные.
И, наконец, последний участок фуникулерной дороги, за четыре минуты поднимающий на высоту 2 256 метров. Расстояние преодолено было очень быстро, и, выйдя на конечной остановке, мы смогли вдоволь насладиться изумительными видами. Такой красоты я не видела никогда!
Любуясь этим великолепием, увидели чудесную картину — облако причудливой формы плыло на нас. Быть может, это к счастью?
Тем временем нами была замечена тропинка, ведущая на самую вершину горы Hafelekarspitze — на высоту 2 334 метра. Мы не могли не пойти на самый верх. Дорожка была извилистой, в начале выложена камешками, на некоторых поворотах встречались скамеечки для привала уставших путешественников. Ступать надо было осторожно, так как периодически возникало понимание, что на этой вершине бывают не только люди, но и животные, оставляющие следы своей жизнедеятельности прямо на дорожке и склонах горы.
Ветер был порывистый и стало немного зябко, несмотря на то, что я укаталась в кожаную куртку, хотя солнышко пригревало на высоте и в общем температура воздуха была приемлемой. При дыхании шел пар. И вот мы на самой вершине. Тут расположено какое-то метеооборудование и установлен крест. Картина вокруг захватывала дух. Словами просто не передать.
Время шло и пора было двигаться дальше. Выезжая из города, еще раз поразились красоте здешних мест.
Конечно же, в Инсбруке еще много что было посмотреть — и музей хрусталя Сваровски и олимпийские сооружения — трамплин, бобслейная трасса, катки, но время близилось к обеду, а у нас запланировано на сегодня еще посещение пары баварских замков и потому мы двинулись в путь к Фюссену, в Германию, недалеко от которого и расположились искомые нами замки.
Дорога в Фюссен дарила нам красивые виды из окна авто, горные серпантины сменялись дорогой по долинам между гор. Путь был легкий и приятный.
На подъезде к Фюссену вследствие ремонта моста, пришлось, конечно же, постоять в пробке минут 20, и за это время небо затянуло тучками и скрылось солнышко.
Почти у самого пункта назначения пересекли границу Австрии и с Германией, а где-то наверху, на горе виднелся один из замков. Он манил к себе желтизной каменных стен. Минут через пять мы подъехали к парковке, откуда уже виднелся другой замок — со множеством башенок.
Оплатив парковку (4,5 евро) у королевских замков, пошли искать информацию и билетные кассы. Заранее мне было известно, что на машинах к замку не подъехать, авто надо оставлять на парковке, а дальше или на своих двоих или на повозке, запряженной конями. Как дали информацию в тикетоффисе (билетной кассе), до близлежащего замка Хоэншвангау можно было добраться пешком или на запряженной парой коней повозке (4 евро с человека туда, 2 евро — обратно). А до дальнего — Нойшванштайна — либо на конной повозке, которая останавливается на площадке метрах в 200 от замка (6 евро с человека туда, обратно половина стоимости) или на автобусе, который доезжает до Моста Марии, метрах в 500 от замка (1,8 евро с человека туда и 1 евро обратно) или весь путь пройти пешком, что займет минут 40. Что касается пропуска в замки, система такая: билет дается на определенное время посещения, пропечатанное на нем. Рядом указана группа. При входе в замки висят табло, под которыми собираются будущие экскурсанты, билеты выдаются с некоторым временным запасом на дорогу.
Поскольку время уже было пятый час вечера, а время работы замков заканчивалось, билеты чтобы попасть внутрь мы не брали, решив посмотреть оба замка только снаружи. Да и внутри замков фото- и видеосъемка запрещена. Ближе всех был Хоэншвангау (Hohenschwangau), с него и решили начать.
Идти пешком не хотелось, на стенде красовалось время в пути пешком минут 15, поэтому, несмотря на не очень приятный запах лошадей, выбрали путь на конной повозке. Подождав немного попутчиков-пассажиров (повозка была шестиместной), мы тронулись в путь. Кони шли медленно и тяжело. Минут 10 пути и мы были на небольшой горе, на площадке перед Замком Хоэншвангау, чей фасад был темно-желтого окраса.
Замок, затерявшийся среди мрачных елей, больше похож на средневековое поместье или небольшую крепость. По найденной в Интернете информации, Хоэншвангау построен на руинах крепости Шванштайн (Schwanstein), которая после смерти последнего хозяина-рыцаря сменила еще нескольких хозяев и постепенно от нее остались одни руины. Позже Баварский король Максимилиан, проезжая по своим землям, обнаружил руины и пришел в восторг от прекрасных видов, что открывались с вершины скалы. Он приобрел остатки замка Шванштайн и начал его реконструкцию. Хоэншвангау стал официальной летней и охотничьей резиденцией Максимилиана II, его жены и двух его сыновей, ставших позже тоже королями. После смерти отца на престол взошел Людвиг, а замок был одним из любимых его мест, особенно после начала строительства замка Нойшванштайн неподалеку.
В приближении стены замка оказались грязно-желтыми, но хранили остатки величия их прежних обитателей. Вид с площадки замка и правда открывался великолепный, а низлежащий городок лежал как на ладони. Отсюда же был виден и Нойшванштайн.
Пройдя по всем доступным без билета частям замка, и заметив короткую спускающуюся от замка к городку дорожку, мы двинулись пешком в обратный путь. Оказывается, замок этот очень близко и уже через десять минут нетяжелого пути бы вновь были в районе билетных касс.
До второго замка добираться было куда дальше, и мы вновь решили ехать на повозке. Дорога до площадки, где высаживают пассажиров, заняла минут 15-20, попутно и навстречу нам постоянно попадались туристы — поодиночке и группами. Кто-то шел с «лыжными палками», кто-то останавливался отдохнуть. Вот мы и добрались до площадки. Я была немного разочарована, поскольку слышала, что самый лучший вид на замок с моста Марии, а это было совершенно другое место. Но тем не менее мы решили пойти ближе к замку. Двести метров вверх по дорожке ко входу заняли немного времени и вот мы уже около этого грандиозного строения.
Нойшванштайн (Neuschwanstein) — замок Баварского короля Людовика II просто потрясает воображение! Замок называют сказочным сразу по двум причинам — не только потому, что он великолепно выглядит, но и ведь именно он служил «образцом» для сказочного замка в Диснейленде. Вообще Нойшванштайн переводится, как «Новый лебединый замок». Сам замок и пейзажи вокруг него — это невероятная красота, приводящая в полный восторг!
Посмотреть стены замка вблизи мне было мало и я, сориентировавшись по взятой в тикетофисе карте, что Мост Марии недалеко, предложила до него дойти. Моя идея была воспринята и дорога минут в 10 пешком не пугала. Минут через пять плавно поднимающейся вверх дорожки перед нами возникла небольшая площадка, откуда открывался отличный вид на Замок Хоэншвангау и на долину между гор. Запечатлев Хоэншвангау сверху и сверившись с картой, пошли дальше.
Еще минут через пять вышли на площадку, куда прибывает автобус, а это значило, что где-то тут и есть искомый нами мост. Указатель нам подсказал направление дальнейшего движения. Мы мост его нашли — он висит на высоте 92 метров над ущельем и над 45-метровым водопадом. Мост получил свое название в честь матери короля Людвига II, королевы Марии. Первоначально он был деревянным, но позже его конструкция была заменена на современную, металлическую.
Какое удовольствие мы получили, когда смогли наблюдать великолепный, просто изумительный вид на замок с подвесного Моста Марии (и даже не важно, что замок реставрировался и был опутан строительными лесами)!
Насладившись чудесными видами, пришла пора проделать обратный маршрут и двигаться в сторону Мюнхена. Мы вернулись по дорожке к замку, потом спустились на площадку, где останавливаются конные повозки и проделали обратный путь в городок.
Замки уже были закрыты, туристов становилось всё меньше, на огромной парковке осталось уже всего несколько машин. Мы поехали к Мюнхену, намереваясь остановиться на ночлег близ него, в тихом уютном городке. С выбором городка и поиском гостиницы проблем не возникло. Выехать утром в Мюнхен надо было не позже часов 8, чтобы успеть к 11 дня, когда начинался Октоберфестовский парад. В общем, мы были в предвкушении двух дней в Мюнхене и Октоберфеста.
День 5. Дорога в Мюнхен. Открытие Октоберфеста
Утром, быстро позавтракав, забрав со стоянки машину и настроив навигатор на Мюнхенскую гостиницу, двинулись в путь. Ехать предстояло километров около ста, дорога была хорошая, хоть и не высокоскоростной автобан, но позволяла идти с очень хорошей скоростью. Так, менее чем через час, мы уже ехали по окраинам Мюнхена и пытались ощутить энергетику города. Было еще утро, девятый час утра, автомобилей на дорогах и людей на улицах было немного. Добравшись достаточно быстро до центра города, где находилась забронированная гостиница, нашли ближайшую к отелю подземную парковку (она оказалась всего в 40 метрах) и оставили машину на два дня. Передвигать по Мюнхену планировали пешком или на общественном транспорте, с тем, чтобы вкусить все прелести Октоберфеста и отведать местного пива.
План на день был такой: оглядеть несколько местных достопримечательностей, посмотреть парад, обязательно посетить музей «БМВ», потом поселиться в гостинице (так как самый ранний заезд — с 14:00) и потом прямиком на Терезин луг, где стоят пивные палатки и проводится сам фестиваль пива.
Итак, вот мы оставили машину со всеми вещами на парковке Sonnerhof и пошли гулять по городу. Выйдя на улицу, оказались в каком-то турецком квартале (кстати, это около вокзала), кишащем турками и утыканном кафешками с турецкой кухней и надписями на турецком. Слава Богу, они никого не трогали и мы не стали обращать на столь нелучшее соседство внимания. Нам здесь не жить, а провести всего два дня.
Вокруг народ стайками, часть в национальных костюмах, куда-то спешил. «Наверное, туда, куда нам и надо», — подумали мы и пошли в ту же сторону. Метров через 500, на слиянии двух улиц, перед нами возникла процессия — запряженные красивейшей упряжью кони везли украшенные повозки с пивными бочонками. Проходящие мимо прохожие фотографировали, проезжающие машины сбавляли скорость. Кони были волшебны — и гнедые, и серые в яблоках — загляденье. Сначала мне показалось — вот оно, начало праздника. На душе уже было радостно от увиденного, а мы продолжали путь по тому же маршруту, куда спешили наряженные горожане.
Вокруг стало появляться всё больше людей в баварской одежде: девушки и женщины в платьях (белая или черная кофточка с большим декольте, верх платья корсетного типа, длинная или короткая юбка платья и передник), мужчины в кожаных шортах (до колена или чуть ниже колена) своеобразного покроя, с ремнями-подтяжками, клетчатыми рубашками, в гольфах и грубых туфлях.
Что меня радовало и умиляло — жители гордились своими национальными традициями и поддерживали их так заразительно, что у меня тоже возникло желание быть в баварском платье. А если учесть, что корни моего происхождения теряются тоже где-то в Баварии, уже о приобретении такого наряда я не могла не думать.
Вскоре у нас на пути стали возникать группы людей не только в национальной одежде, но и с музыкальными инструментами в руках. По всему было видно, что скоро праздник начнется.
Пройдя еще немного и повернув за угол, увидели, что народ стал группироваться вдоль ограждений у дороги в ожидании и занимать трибуны — специально поставленные места со скамейками в форме трибуны — для лучшего обзора. Стоимость попадания в ряды избранных на трибуны — 21 евро нас не устроила, и мы расположились вдоль дороги так, чтобы вся процессия открытия праздника нам была видна. Здесь надо отметить, что постоянно народ через веревочное ограждение переходил на другую сторону улицы, машинам постепенно ограничивалось движение, а улыбчивые полицейский спокойно решали все возникающие вопросы. Тут же в красно-белой одежде с рюкзаками на спине ходили представители скорой помощи в поисках нуждающихся в ней. И если какой автомобилист всё же выезжал на закрытую и перегороженную людьми улицу, он не начинал, как у нас, судорожно жать на клаксон и материться (и люди при этом не ругались и не били кулаками по машине), а спокойно при помощи полицейских находил наиболее удобную дорогу назад. В общем, ожидание начала праздника давало время понаблюдать за окружающими.
Периодически на улице появлялись полиция на мотоциклах для контроля ситуации, продавцы книжек с программой массовых гуляний в национальной одежде ходили вдоль рядов со зрителями. Один из них, в шляпе с пушистой пампушкой, периодический выкрикивал «Йо-хо-хо», привлекая к себе внимание.
Время приближалось к 10:50 (обозначенное время начала процессии), люди-горожане, приезжие гости и туристы — замерли в ожидании. И вот, как всегда точно по расписанию, действо началось.
Прежде всего, перед процессией проехали два автомобиля полиции, поприветствовав собравшихся, за ними шел ряд конной полиции — бравые ребята в полицейской форме на лошадях.
Следом за ними сначала прошли в костюмах флагоносцы и музыкальный оркестр, а потом девушка на коне, приветливо махая всем присутствующим, предварила повозки с важными персонами земли Баварской. В первой карете, насколько я поняла, ехал местный мэр, потом еще ряд представителей местной политической элиты. Все приветливо улыбались и махали жителям, жители в ответ горячо их приветствовали.
После «официальной» части процессии поочередно шли украшенные цветами повозки с бочонками пива и платформы с людьми, представляющие основные пивоваренные компании, а также представляющие их население той местности, откуда производитель пива родом. Все они были в национальных костюмах и с музыкальными инструментами. Перед нами «проплыли» запряженные очень красивой фирменной упряжью пивовары «Lowenbrau», «Paulaner», «Augustiner», «Hofbrau», «Spatenbrau», «Pschor-brau» и прочие. Самые роскошные упряжи и коня с красочными повозками были, несомненно, у «Lowenbrau», «Paulaner» и «Hofbrau».
На повозках с платформой, где находились люди (насколько я поняла, работники этих компаний), шло веселье — нарядные девушки и мужчины пили пиво, кидали в толпы цветы, кричали зазывные фразы. Народ вдоль дорог с удовольствием отвечал на приветствия, хлопая и махая флажками.
Лошади на асфальте оставляли продукты своей жизнедеятельности, так что идущим участникам фестиваля приходилось смотреть себе под ноги, дабы не попасть в эту неприятность.
В конце всей процессии шествовала упряжь Ипподром — самой большой и известной палатки на Терезином лугу в период празднования Октоберфеста.
Парад, длившийся около часа, подошел к концу и каково же было наше удивление и восхищение, когда сразу же за этой процессией ехали машины коммунального хозяйства — пылесосная и моющая дорогу после конной процессии. Вот она, традиция поддержания чистоты на государственном уровне! У нас после парадов всё это остается на дорогах и разносится колесами автомобилей и пешеходами по всему городу.
Вдоволь насмотревшись на это увлекательное зрелище, вместе со всеми присутствующими, мы пошли в город в надежде посетить музей «ВМВ». Но нас задержал магазинчик, предлагающий баварскую национальную одежду. От выбора расцветок и длины платьев разбегались глаза. Оставив там около часа времени и 119 евро, мне было куплено платье. Моя мечта упрятанной где-то далеко в душе баварки сбылась! Платье предстояло надеть позже, когда вернемся в гостиницу, а пока наш путь лежал за пределы центра города в мир «БМВ».
Добираться до музея мы решили на метро. К слову, разобраться с системой оплаты за проезд в метро по зонам мы не успели — к нам подошел участливый немец и на английском спросил, что бы мы хотели (а мы решили взять билет на все зоны на день) и вежливо помог нам приобрести билет через автомат. Стоил билет 9 евро, второй билет мы купили по аналогии уже самостоятельно. Сориентировавшись в схеме метро, которая находилась у нас в путеводителе и почерпнув информацию оттуда же, что «Мир БМВ» находится на севере Мюнхена на станции метро Olimpia-zentrum, мы легко с одной пересадкой между линиями добрались до искомого места. Только вышли из метро и сразу же громадина центра «БМВ» встретила нас своим стекольным отливом. Тут с двух сторон от улицы, друг напротив друга, расположились Штаб-квартира «БМВ», сам завод, «Мир БМВ» (автосалон) и Музей «БМВ».
Подумав, что оригинальное здание из стекла причудливой формы — это и есть Музей БМВ, первым делом мы пошли туда. На самом деле этот шедевр оказался «Миром БМВ» (BMW Welt) — центром, где можно познакомиться с автомобилями этой марки и где выдаются новые машины. Здесь представлены и новинки автогиганта и уже давно выпускаемые модели. Само здание сделано сплошь из стекла и металла и действительно впечатляет.
Увидев на стойке информации объявление о режиме работы экскурсионного отдела по музею «БМВ» и заводу «БМВ», немого расстроились, что был выходной и экскурсии на завод в эти дни не проводились. Но Музей находился через дорогу и был открыт. Именно туда и лежал наш путь.
На выходе из «BMW Welt» (со стороны улицы) выставлены мотоциклы этой марки, на которых можно сфотографироваться. Через дорогу ведет дорожка по выстроенному над улицей мосту, плавно переходящему от «Мира БМВ» к музею. Здание музея с оригинальным дизайном в виде четырех громадных цилиндров. Вход в музей стоит 12 евро на человека и уже на входе перед вами предстает несколько интересных моделей.
Выставка музея посвящена автомобилям и мотоциклам известной марки BMW от самых первых моделей марки до перспективных моделей будущего. В самом начале в одной из ниш, над зеркальной платформой установлена инсталляция — серебристые шарики на нитях причудливо танцуют под музыку, представляя то причудливо изогнутую поверхность, то образ кузова автомобиля. Чудесный момент ощущения трансформации — как будто идея воплощается в авто. Еще одна интересная инсталляция — на высоте метров 6 на стенде указаны года существования марки, а в пространстве на разных уровнях подвешены в соответствии с годами выпуска модификации автомобилей. Множество шильдиков создают ощущение могущества марки БМВ.
В разных залах и на разных уровнях выставлены мотоциклы марки разных лет, автомобили, начиная с самых первых моделей и до прототипов, машины спортивные и повседневные. Вы можете посетить зал, где представлены двигатели, зал, показывающий как разрабатываются новые модели и как кузов сначала воплощается в дереве. Много что интересного, посмотреть это стоит того.
Как приятный момент на первом этаже, около входа расположился сувенирный магазин, где вы на память можете приобрести что-то, начиная от брелока или магнита и заканчивая моделями автомобилей и мотоциклов БМВ.
В рядом находящийся олимпийский парк мы не пошли — интереса для нас он не представлял. Нас ждала гостиница и Терезин луг. Заселившись в гостинице, я надела баварский наряд, и мы выдвинулись к Терезиному лугу, где, судя по всему, праздник пива уже был в самом разгаре.
Еще в России, до поездки, мне из Интернета стало известно, что ежегодно Октоберфест (Oktoberfest) в Мюнхене начинается в третью субботу сентября и длится 16 дней. На праздник съезжаются не только со всей Германии и соседних стран, но и туристы из всех уголков планеты. За это время выпивается рекордное количество пива и съедается огромное количество колбасок, жареной курицы и прочей снеди. После праздничного шествия, которое мы уже видели, праздник на основной площадке начинается в полдень — когда мэр города откупоривает первый бочонок пива фразой «Ozapft is», что означает «Открыто». С этого момента жители города и туристы толпами ходят по этому лугу, катаются на аттракционах, пьют пиво и отдыхают. На территории Терезиного луга (Theresienwiese) кроме городка всевозможных аттракционов устанавливаются 14 огромных палаток крупнейших производителей пива вместимостью до 10 000 человек каждая, а также огромное количество маленьких палаток и лотков, где можно приобрести сувениры, фестивальные пряники-сердечки, где можно отведать сладостей или поесть сосисок.
Уже подходя к месту назначения, нам навстречу стали попадаться веселые компании баварской молодежи и туристов, уже, судя по походке и настроению, отведавших пивные разносолы. И вот мы здесь. Такого праздника жизни мне видеть еще не приходилось. Даже самые массовые у нас в городе гуляния на Масленицу не сопоставимы с тем торжеством отдыха, которое здесь царило. Вокруг ходили пары и группы людей, большинство из них было в баварской национальной одежде. Все улыбались и веселились. Кто-то стоял у аттракционов или катался на них, кто-то выбирал пряники с причудливыми надписями, кто-то пил пиво и просто наслаждался общением. Каждый находил здесь что-то для себя.
Здесь был найден лоток с сувенирами и разнообразными праздничными шляпами, пару из которых мы приобрели. (я в такой шляпе ну очень походила на ведьмочку, только метлы не хватало). Но особо мне приглянулись лотки, увешанные сердечками — украшенными разноцветными надписями пряники всех размеров. Мы решили, что их обязательно купим и привезем для друзей в подарок, а пока было лучшим вариантом пойти на Колесо обозрения и с высоты полюбоваться на Терезин луг, празднующий пивной праздник и на панораму города.
Принцип посадки в колесо обозрения таков: сначала по трем входам рассаживают полностью по всем кабинкам карусели пассажиров, а потом катают в достаточно быстром темпе около пяти кругов. Сиди и наслаждайся. Еще в очереди у входа было замечено, какими радостными садятся в кабинки люди и как грустнеют их лица ближе к пятому кругу. Но вот мы в кабинке. Панорама празднующего Терезиного луга потрясает.
Небывалое количество веселящихся людей походили на муравьев в развороченном муравейнике. Луг жил своей жизнью, жизнью замечательной! Уже тогда пришло осознание, что хоть раз в жизни, а такое действо надо увидеть. Что ни говори, а это мне очень понравилось!
Но восхищение происходящим своим чередом, а пора было и пива испить. Попытавшись найти место в ближайших палатках, поняли, что сделать это не так-то просто — столики на улицах были все заняты, а чтобы попасть внутрь палатки, надо было отстоять очередь. После пары неудачных попыток, мы всё же попали внутрь одной из палаток.
Посадили нас за столик рядом с еще одной парой, приняли заказ на пиво. В этой палатке подавали «Пауланер», специально сваренный к Октоберфесту. Время летело незаметно. Попивая пиво (а подавали его в литровых кружках), мы наслаждались обстановкой. В углу, на небольшом подиуме, пела немецкая девушка заводные баварские праздничные песни в сопровождении мини-группы, периодически празднующие вставали на столы и танцевали, все вместе в такт музыке хлопали и подпевали песни. Атмосфера была очень дружелюбной и неимоверно праздничной!
Попробовав пиво (и по правде сказать, очень неплохое пиво), мы решили, что не отведать местного ликера на травах невозможно, поэтому с огромным удовольствием это и было сделано. А меж тем в палатке шумной сидеть уже не хотелось и мы пошли на улицу в поисках более спокойного бара, где можно было бы еще выпить пива и скушать знаменитую баварскую рульку.
К тому времени уже начало смеркаться и разноцветные огни пивных палаток и прочих заведений придавали обстановке изумительное очарование.
Выбираясь за пределы луга, несколько раз нам встретились уже напившиеся пивом (кроме пива, вина и ликера никаких спиртных напитков на празднике не подавалось), но все были культурные и вели себя прилично. В очередной раз удивляясь культуре немцев, мы выбрались в город в поисках подходящего заведения. И вскоре оно было найдено. В уютном пивном ресторанчике нам подали отваренную рульку с картофелем и пиво. Не успели приступить к вкушению этих блюд, как к нам за стол подсела молодая пара. По внешнему виду было похоже, что это туристы из России. Так и оказалось, эта супружеская пара из Калуги путешествовала по Европе на своем автомобиле и посетили Мюнхен в период Октоберфеста. Отужинав, наши собеседники удалились, и на их место водрузился уже очень пьяненький дойчик (молодой немец в национальном одеянии). От предложенного ему нами пива он отказался, и сделав знак, что ему уже достаточно, он пытался делать нам комплименты. Малый был забавный и добрый, но нам пришлось его оставить в гордом одиночестве и направиться в отель. Еще один день хмельного Октоберфеста нам предстояло выдержать в Мюнхене.
День 6. Мюнхен
Проснувшись утром, поняли, что еще один день проводить на Терезином лугу не хочется, а время надо посвятить достопримечательностям Мюнхена, ведь им так и не было уделено должного внимания. Однако день нам преподнес сюрприз.
Мы уже вышли из гостиницы и успели запечатлеть Церковь Святого Павла, Дворец правосудия и еще одно здание привлекательного вида, когда, подходя к улице Зонненштрассе (Sonnenstrasse), наткнулись на огороженную так же как вчера улицу и толпящийся у ограждения народ, переминающийся с ноги на ногу в ожидании какого-то действа.
Обуявшее нас любопытство заставило присоединиться к людям и дождаться момента истины — что же тут будет происходить. Одним из предположений было, что парад повозок повторится и смотреть на это второй раз будет уже не интересно. Однако здравый несмотря на выпитое вчера количество пива рассудок подсказывал, что повториться процессия не может и лучше подождать, чтобы лично убедиться в этом.
Время приближалось к 10 часам утра, народ перешептывался и нетерпеливо вздыхал. Вдоль рядов всё также спокойно дежурили полисмены и полисвумены, предусмотрительные сотрудники скорой помощи прогуливались по улице, готовые оказать помощь. При этом снабжали зрителей все запрашиваемым, даже женщин лейкопластырем.
Итак, 10 часов пробило и действо началось. Первыми в зоне видимости появились циркачи на велосипедах с огромным передним колесом, и сразу стало ясно, что вчерашний парад не повторится, будет что-то другое.
Первыми шагали колонна музыкантов, потом пошли повозки, представляющие самые весомые в Баварии компании. Здесь были представлены «Hotel Bayerischer Hof, Lowenbrau», «Angemair», «BMW», «Audi», «Sixt», производители молока и сыра, хлеборобы, пожарники и коммунальные службы и другие фирмы города.
Последние машины в колонне проехали и, хотя еще до нас доносились звуки гудков «БМВ» и «Ауди», наступило затишье. Дорога была пустой, но народ почему-то еще не расходился. И через пять минут выяснилось в чем причина. Оказалось, что это было только начало!
После уже традиционных полицейских на мотоциклах, приветствовавших собравшихся, и конной милиции, под собственный аккомпанемент шли группы жителей разных районов Баварии в своих региональных костюмах.
В шествии участвовали и детки, самых маленьких катили на специальных тележечках, в которых они либо мирно посапывая спали, либо с интересом поглядывали по сторонам.
Наряды участников шествия были столько разнообразны и не похожи друг на друга, что эта красочность парада напоминала не улицу, а театральные подмостки.
Периодически среди шествующих возникали группы людей, внешний вид которых отражал их районный вид труда. Здесь были охотники и лесники, дровосеки и сыроделы, служилы и земледельцы. Все были частью страны, всем было место на фестивале.
Когда на улице появилась колона флагоносцев, несших огромное количество разных-разных флагов, которые, как мне кажется, представляли все районы и населенные пункты Баварии, казалось, что окончание праздничного шествия не за горами. Но не тут то было. Перед нами проходили всё новые и новые участники.
После 2,5 часов этого красочного и непередаваемо удивительного мероприятия мы сломались. Колонны всё шли и шли, и не было видно конца. Не вынесла душа поэта. Нас звали другие дивные места Мюнхена и мы покинули это место.
Перейдя эту улицу по подземному переходу, мы сразу же очутились перед Воротами Карлстор (Karlstor). Как гласит история, это одни из трех и единственные сохранившиеся до наших дней ворота в старинном оборонительном конце Мюнхена. И вот уже мы на площади Карлсплатц или как называют ее местные жители — Штахус. Уже отсюда видны устремленные в небо башни Собора Богородицы (Frauenkirche), который находится на одноименной площади. Этот собор выполнен в готическом стиле (а я уже и запуталась в разнообразии подвидов готики, встреченных в Европе) и является одной из главных эмблем Мюнхена. Однако ближе к Собору мы не пока пошли, а продолжили движение по пешеходной улочке в центр старого города.
Всего несколько сотен метров по пешеходной зоне и мы очутились в самой центральной части города, на Marienplatz. Площадь была названа так в честь возвышающейся в ее центре Мариинской колонны. Здесь находятся сразу несколько исторических зданий — Altes Rathaus (Старая городская ратуша), Peterkirche и Новая городская ратуша. Неподалеку на улице Ettstrasse расположен еще один собор — Michaelkirche.
Однако Мариенплатц славится прежде всего великолепным зданием Новой городской ратуши. Здание действительно впечатляет (хоть и несколько похоже на ратушу Гамбурга), но самая известная часть здания — механические часы ратуши, которые (как поведал нам путеводитель) снабжены 43-мя колоколами и 32-мя фигурками из меди. Часы бьют ровно в одиннадцать часов утра, а с мая по октябрь еще в полдень и в пять часов вечера. Одновременно можно понаблюдать за целым представлением вращающихся на двух ярусах фигурок. Под бой курантов мы, конечно же, не попали, но представить как это выглядит, смогли вполне.
Полюбовавшись на здание Новой ратуши и сопоставив его со зданием Ратуши старой, находящейся здесь же, рядом, пошли дальше в поисках интересных мест.
Незаметно для себя, обсуждая особенности немецкой жизни и культуры, а также отличие немецкого характера от русского менталитета, мы, пройдя мимо Национального театра, очутились на еще одной площади — Одеонплатц (Odeonsplatz), сосредоточившей на своей территории трехарочный Монумент полководцам (Feldherrnhalle), Статую Людвигу I и необычную желтую Церковь театинцев (Theatinerkirche).
Долго на площади задерживаться не стали и прошли чуть дальше, ко входу в Королевский сад (Hofgarten), где мы смогли увидеть очертания Канцелярии земли Бавария. Пройдясь по дорожкам сада (поскольку времени до вечера было еще достаточно), решили прогуляться в сторону арки, видимой еще с площади Одеонплатц. Людей на улицах было немного — то ли сказалось то, что уже был воскресный вечер, то ли весь народ был в центре города или веселился на Терезиному лугу. Гуляя по Ludwigstrasse мимо церкви (так и не поняли какой), мы дошли до арки, коей оказались Триумфальные ворота (Siegestor — Ворота победы), воздвигнутые при Людвиге I и созданные в духе римской Арки Константина. Эти ворота по сути являются границей между кварталом Швабинг с улицей Леопольда и улицей Людовика, упирающейся в Одеонплатц.
Вдоволь нагулявшись по городу, последним пунктом нашего пребывания в Мюнхене было последнее посещение Октоберфеста на Терезиному лугу. Еще раз пройдясь по улочкам луга, оглядев веселое народное гуляние и отведав жареных колбасок, мы решили возвращаться в гостиницу собирать вещи к отъезду. Эмоций было через край. Поэтому, подготовившись к утреннему отъезду, полные впечатлений, легли спать.
День 7. Отъезд в аэропорт Мюнхена
Утром, сдав номер и набрав на навигаторе нашу цель — аэропорт Мюнхена, находящийся в 30 километрах от места нашего нахождения, мы двинулись в путь. Проезжая мимо причудливой скульптуры шагающего бесполого человека, по району Швабинг, мимо других уже знакомых и еще неведомых мест города, мы выбрались на автостраду и уже скоро появились знаки, указывающие ориентиры движения вблизи аэропорта. Нас интересовала прежде всего сдача арендованной машины компании «SIXT». Увидев на знаках направление на Car rental parking, именно туда мы и поехали. Сервис нас удивил. Заехали на многоуровневую парковку, потом нам указали прямо на въезде место остановки машины. Служащий-приемщик, работающий сразу на несколько автопрокатных компаний, считав на брелоке с ключами штрих код, быстро ввел в наладонный девайс все данные о состоянии принимаемой машины, сказал что всё ОК и забрал ключи. Итог таков — шесть дней пути, 1 993 километра, феерические эмоции и впечатления и самое главное — абсолютное удовольствие!
Вот и всё — машина сдана, вещи в руках — нас ждала Родина.
Послесловие
Кто-то скажет — «обычные путевые заметки» Немного солнца, немного праздника, немного экстрима, немного возможностей и много надежд… Но ведь всё главное было — и яркое солнце, и легкая усталость, и безумное ощущение счастья и радость сбывшейся мечты. Главное, привыкая к хорошему, не надо переставать его ценить. Надо быть благодарными за свершения, за неясные перспективы и призрачные возможности. Главное — верить, воплощать и радоваться происходящему!