|
Мысли о поездке в республику Озер, Лесов и Рек у меня и моей супруги зрела давно. Нашлись единомышленники (в количестве двух человек), готовые поехать с нами в любое время и в любом направлении. Весной начали планировать выйти в отпуска в начале июле 2009 года. Начали думать, на каком автомобиле отправиться в путь.
Сам я владею Mazda Demio, друзья — Daewoo Nexia — автомобили для езды по асфальту. Вспомнил про автомобиль моего отца — «Шевроле Нива», однако не был уверен, он даст нам его в пользование на две недели. Шла подготовка к поездке: инвентарь, вещи, одежда, прочие мелочи. Решили, если «Ниву» получить не удастся, ехать на любом авто. За несколько дней до отправления в путь, мой брат, узнав о наших планах, решил присоединиться к нам. Случайно его отпуск совпал с нашим.
За несколько дней до отъезда разрешение на владение «Шевроле-Нивы» было получено, и было решено ехать на одном автомобиле впятером. Понимали, что вещей у нас будет немало, а багажник у «Нивы» чуть больше чем у «Оки». Долго не могли сделать выбор между багажником на крышу, или прицепом. Купил дуги на крышу, затонировал автомобиль для большего уюта, взял аэродинамический багажник у соседа, установил его на крышу. До последнего момента прицеп я брать не хотел, так как на трассе с ним не очень удобно, особенно на двухполосной дороге при встречном обгоне. Да и в лесу разворачиваться задним ходом с прицепом не в кайф.
Прикинув, понял, что для такой продолжительной поездки объема багажника не хватит. Решил, что поедем и с багажником, и с прицепом. Первоначально думал, что прицеп будет наполовину пустой. Не тут-то было. Когда мы забирали из дома последнего участника нашего путешествия — моего брата, пришлось вытащить все вещи из прицепа и переложить их очень плотно, дабы завязать тент прицепа. 5 июля 2009 года в 23 часа, упаковав свои вещи, мы с супругой выехали из дома.
Забрав своих друзей, которые кстати накануне — 4 июля 2009 года стали мужем и женой, а также брата, выехали из г. Казани примерно в 1 час ночи. Багажник салона автомобиля мы преднамеренно очистили от всех вещей, разложили задние кресла и три пассажира нашего автомобиля спокойно легли спать. Вы скажете мало места? Отвечу, да мало, но спать можно. Да, расскажу кратко о багаже. В своем прицепе я возил 13 мешков картофеля и под тентом оставалось еще место.
При отъезде из Казани прицеп был забит полностью: канистра с бензином — 40 литров, резиновая лодка, стол (который создавался как раскладной, но ни разу не раскладывался), пять туристических стульев, пять ведер (два металлических), два котелка, казан, два топора, двуручная пила, несколько рюкзаков, сумок с одежной, вещами и продуктами, удочки, рыб. экранчики, матрас, две палатки, спальники, коврики.
Заранее маршрут нами выбран не был. Была цель доехать до Белого моря.
День 1. 6.07.09
Двигаясь примерно в районе Чебоксар, около 3-4 часов утра мне пришлось совершить вынужденную остановку и даже применить экстренное торможение, в связи с чем проснулись все мои пассажиры. Какой-то «шутник» установил на проезжей части шалашик из небольших брусков, длиной 0,5 метра. В связи с тем, что только светало, данный шалашик я обнаружил за несколько метров в свете фар своего автомобиля, применил торможение и совершил на него наезд. Совершать маневры объезда на большой скорости с прицепом я не рискнул. Хорошо, что бруски были небольшие и не разбили бампер.
Осмотрев автомобиль, двинулись дальше. Проехали несколько десятков километров, и за руль сел брат, а я лег спать назад. Проехав Нижний, решили свернуть с автодороги М-7 и не торопясь двигаться в сторону Вологды. Не порадовало организация движения в Ивановской области в районе Пестяки — Палех — Шуя, в деревнях, городишках развилок много, информационных знаков нет, от навигатора тоже помощи нет.
На выезде из Ярославля примерно в 15-16 часов пообедали в придорожном кафе. Вечером при подъезде к оз. Кубенское решили остановиться на ночлег. Долго не могли найти подъездные пути к берегу, опросив нескольких жителей, выехали на берег. Озеро очень большое, судоходное. Но место для стоянки не лучшее: мусор, вообще нет дров. Да и рыба не клюет. Разогрев ужин на костре и поужинав, примерно в полночь решили встать на ночлег в более уютном месте. Нашлось место недалеко от дороги Вологда — Вытегра. Вернее об этом я узнал позже. За сутки все сильно утомились, особенно я, поэтому уже на озере я заснул в машине, а проснулся утром на новом месте.
День 2. 7.07.09
Погода солнечная, настроение хорошее, в предвкушении отдыха. Предыдущий день был пасмурным и дождливым. Позавтракав и собравшись двинулись в путь.
Дорога Вологда — Вытегра запомнилась отсутствием автомобилей.
В г. Вытегра докупили продуктов, двинулись дальше на север объезжая Онежское озеро с восточной стороны. Первая остановка в Карелии — залив Онежского озера в районе н.п. Онежский. Весь берег устлан топляком, сгнившие разрушенные бревенчатые причалы. Стоят несколько машин, людей нет, вероятно, отдыхают на островах. Заехав на один из оставшихся причалов, остаемся на ночлег. Место не очень живописное, зато клев — замечательный.
Жалеем, что на пятерых всего три удочки. Зато червей целое ведерко, о наживке позаботились заранее, накопав в деревне в родном Татарстане.
В первый же вечер дали о себе знать вездесущие обитатели Карелии — комары, на фото их можно увидеть.
День 3. 8.07.09 г
На следующий день погода испортилась, капал дождь, с озера дул сильный ветер, несмотря на то, что недалеко от берега находились большие острова. Порыбачив и пообедав двинулись дальше на север. Читал в Инете о Челмужской косе, хотел побывать на ней, но не удалось, так как свернули с дороги раньше, у д. Пяльма. Одноименная речка, очень красивая, высокие скалистые берега, как у горной реки. Однако в устье река становиться равнинной.
Вид на берег со стороны р. Пяльма.
Устье р. Пяльма.
Прогулявшись по грязной после дождя лесной дороге, около 400 метров от устья реки нашли очень хорошее место для стоянки, с великолепным видом на Онежские просторы. Включив пониженную и дифференциал с небольшими усилиями мой легковой автопоезд проехал плохой участок дороги.
Всем очень понравилось место стоянки, оно было намного живописнее предыдущего, вокруг сосны, удобный берег. В связи с плохими дорогами рядом никого не было. Однако комаров здесь было не меньше.
День 4. 9.07.09 г
На следующее утро проснулись — погода просто чудо: солнце.
В полдень впятером катались на лодке.
На этой стоянке мы провели целый день, помылись в душе и решили остаться еще оду ночь.
Первый блин комом.
На рыбалку ездили в устье реки, клев хороший, места заповедные. Ближе к вечеру комары становятся все более настойчивы. Тлеющие пластины, расставленные на поляне, по моему мнению, дают лишь психологический эффект, а количество комаров не уменьшается. Лишь ночью, находясь в палатке, полностью расслабляешься, отдыхая от комаров.
День 5. 10.07.09 г
Проснувшись ближе к полудню, пообедав, отправились в путь. Жалко было уезжать с такой замечательной стоянки. По дороге закупили продукты в г. Повенец и, проехав Медвежьегорск, отправились дальше на север по старой Мурманской дороге, что восточнее ж/д. Дорога оказалась грунтовой с большим лужами. Скорость минимальная. В районе п. Масельская выехали на «Мурманку» и «полетели» на север. Долго искали место ночевки в Сегежском районе, но ничего найти не могли.
Съездов с «Мурманки» мало, везде болота, а второстепенные дороги ведут к дачным поселкам. Разбивать лагерь на берегу о. Линдозеро у дачных домиков не захотелось. Нашли съезд с дороги, не доезжая г. Надвоицы. Несколько километров ехали по лесной щебеночной дороге, было много съездов, но мы ехали прямо, надеясь, что дорога выведет на красивый берег озера. Остановил нас большой подосиновик, растущий на краю дороги.
Все вышли из машины, взбодрились, сфотографировались с грибом. Забрав гриб, развернулись и поехали в обратном направлении, высматривая дорожку в сторону озера. Было такое ощущение, что гриб подсказал нам, что дальше ехать не стоит, так как дорога ведет на свалку, скотомогильник, в тупик и т.д.
Проехав по лесной дороге, устланной валунами в диаметре 0,5-1 метра, объезжая их, выехали на берег залива о. Выгозеро. Тихое место, через водную гладь на расстоянии около 3 км видна «Мурманка». Клева не было вообще. Стоянка запомнилась большим количеством валунов, разбросанных по лесу между деревьями, коврами белого мха, а также минимальным количеством комаров. Было очень приятно отдохнуть от этих тварей хотя бы один вечер. На протяжении всей поездки комары доставали каждый день, особенно вечером. Лишь когда на солнцепеке, когда везло с погодой, комары отступали. Комары были главной тяготой нашей поездки. Покидая очередное место стоянки, мы наивно надеялись, что на следующей, комаров будет меньше. К сожалению, было все с точностью до наоборот.
День 6. 11.07.09
Проснувшись утром, позавтракав, насладившись прогулкой по лесу без сопровождения комаров, отправились дальше на север. Погода весь день была пасмурной. К Белому морю решили выехать в районе Беломорска или Кеми, но так как Беломорск был ближе, свернули с «Мурманки» к нему. Остановились у Беломоро-Балтийского канала, вышли из авто, сразу напомнили о себе комары, не озерно-болотные, как раньше, а крупные — морские. Сфотографировались и направились в Беломорск.
Сообразив, что из морской воды чай не сваришь, решили заправить канистры питьевой водой. Однако в городе с колонками и колодцами была проблема. Напросились к прохожей женщине на квартиру набрать водопроводной воды. Точнее она сама нам предложила, а мы и рады были. Хотели найти место для ночлега не берегу моря. Двигаясь по дороге на север, проехав почти весь город, увидели табличку с надписью «Соловки» и стрелку-указатель. Дома, готовясь к поездке, смотрел в Инете, что люди писали о проблеме трансфера на Соловки и обратно. Но, данная надпись всех заинтересовала, в том числе и меня, поэтому поехали в направлении стрелки. Проехав несколько сотен метров по искусственным дамбам, вероятно, в далекие времена отстроенным заключенными, примыкающим к морю, уперлись в ворота с надписью «Рыбзавод».
Картина очень унылая: разрушенные здания, таблички, надписи времен СССР, пасмурная погода мысленно перенесла нас в коммунистическое прошлое.
От охранника стало известно, что каждое утро, кроме понедельника и вторника в 7:00 от их причала отходить пароход на Соловки. Возвращение на Большую землю вечером в 21 час. Стоимость удовольствия для одного пассажира — 1 000 руб. Было принято единогласное решение ехать завтра на Соловки. Отъехав от ворот «Рыбзавода» около одного километра, остановились у берега моря. Вечером из Соловков вернулся пароход.
Поужинав, легли спать, так как на следующий день первый раз за все путешествие подъем по будильнику, да и еще такой ранний.
День 7. 12.07.09
В 6:00 подъем. Наспех сварили кашу, вскипятили воду. Позавтракав, поехали на причал. Заехали на территорию завода, заплатили охраннице за стоянку 50 или 100 рублей, не помню. За охрану прицепа плату не взяла. Около 6:55 забежали на пароход, который представлял собой катамаран «Сапфир» большой вместительности. В салонах свободных мест было много — мягкие кресла из концертных залов времен СССР, тепло. Наверху солярий.
Время в пути четыре часа. Нам очень сильно повезло с погодой. Ярко светило солнце, настроение у всех на «5+».
Пассажиры парохода в основном пенсионеры, желающих побывать уже не в первый раз на святой православной земле Соловецкого архипелага. Среди них и пассажиры туристического теплохода, остановившегося в г. Сосновец на Бел.-Бал. канале и туристы, путешествующие на автобусе по святым места России. Таких, как мы, бродяг на пароходе было несколько человек.
На фото ниже отражение фотографа на воде.
С собой на остров мы взяли котелок с вареным накануне мясом с тушеной капустой, газовый баллон, плитку для того, чтобы не заниматься поисками дров, разжиганием костра. Как оказалось — не зря, на острове запрещено разжигать костры, устанавливать бивуаки.
Кадеты школы юнг.
Все участники нашего путешествия пошли на экскурсию в кремль, а я загорал на берегу бухты. Разогрев котелок с мясной капустой, мы прямо из котелка принялись утолять голод. Тарелки не брали, только ложки. После обеда направились на озеро за кремлем, которое тоже было святым.
Температура воды, я думаю, была около 12 градусов.
К 18:00 часам мы вернулись на пароход.
Пришвартовавшись к большой земле около 22 часов, решили переночевать на старом месте, но оно оказалось занятым. Без труда нашли новое место стоянки.
День 8. 13.07.09
Второе утро на Беломорье погода радует нас солнцем. Уезжать неохота.
Совместив завтрак и обед около 13:00 часов начинаем двигаться в направлении дома.
Сворачиваем в направлении таблички с надписью «Петроглифы».
Но, к сожалению, их не находим и движемся дальше на юг. Погода просто чуда, жалко, что в пути.
Оз. Пальеозеро, юго-западная его часть. Выезжаем на берег озера. Можно и помыться.
Вода чистая, однако дно устлано бревнами.
Сегодня на ужин печеный картофель, курица с овощами в фасоли.
День 9. 14.07.09
Проснулись с хорошим настроением, так как погода была хорошей. В Инете я читал про плотину в местечке Гирвас, туда и направились. Перепад высот захватывает.
Верхняя часть водопада.
Чуть ниже.
И на камнях растут деревья.
А это уже водопад Кивач в одноименном заповеднике.
В музее заповедника.
Кивач нам показался островком цивилизации: асфальт, торговые ларьки, туристы в белой одежде, приехавшие на автобусе. Даже комары здесь более скромные.
Финляндия совсем рядом.
Далее едем на Ладогу. Поужинали в узбечке на выезде из Петрозаводска и далее в путь, нужно успеть найти стоянку на Ладоге. Хорошо, что белые ночи.
Берег оз.Ладожское недалеко от п. Обжа.
День 10. 15.07.09
Ладога всем очень понравилась, и мы решили остаться здесь еще на один день.
После обеда мы втроем поехали на рыбалку на соседнее оз. Окуневое. Девочки остались на стоянке. Оставив им радиостанцию, дальность связи которой не превышает 1 км, мы отъехали от них около 500 метров и сообщили по рации, что мы нашли магазин, в котором очень много продуктов. Они стали нам в течение нескольких минут перечислять продукты, которые нужно закупить. В тот день некоторые продукты начали заканчиваться. Расстояние от места нашей стоянки до ближайшей деревни было около 15 км (магазина в которой нет). Вернувшись, мы сообщили им, что мы их разыграли. Они немного расстроились, но не обиделись.
День 11, 16.07.09
Погода — чудо. Солнце, уезжать не хочется. К полудню тронулись в путь, на Вытегру. Заехали попрощаться с Онежским озером — п. Голяши. Выехали к берегу в районе дач. Загорают, купаются люди. Это самая южная точка нашего путешествия, можно и искупаться.
Пообедав, тронулись к дому. Ближе к вечеру погода начала портиться, стало пасмурно. Нужно было где-то заночевать. Хотели встать на берегу озера Белое в районе н. п. Липин Бор. Однако хорошей дороги, ведущей на берег, не нашли. Грунтовые дороги были после дождя размокшими. Но более всего пугали огромные стаи мух. Предположив, что на берегу озера данных насекомых будет не меньше, решили, что рисковать не будем.
Двигаясь на север, присмотрели два красивых места: река Кема и оз. Иткольское. На Кеме комаров было больше, чем в Карелии. Осталось только — оз. Иткольское, на которое мы приехали за полночь во время дождя. Подъездов к озеру со стороны автодороги не было, вдоль дороги вырыта траншея. Начали искать другие подъездные пути. Берега заболоченные, растет кустарник. Проехали одну полянку, но там уже стояло несколько автомобилей и палаток. Покатавшись вдоль берега, доехав до деревни, решили встать возле других туристов. Была проблема с костром, так как в округе вообще не было дров. Удивило огромное количество комаров, которые летали и кусали несмотря на проливной дождь. Все очень утомились за день и желали спать. Расставив палатки, заночевали.
Дождь шел всю ночь. Перед тем как установить свою палатку на мокрую траву, я постелил полиэтилен. Наутро понял, что лучше бы этого не делал, так как кусок был слишком большим. Вода, скатывавшаяся со стенок палатки, попадала на полиэтилен, после чего на уклоне текла под палатку. В итоге к утру все стало мокрым. Хорошо, что это была последняя ночевка в нашем путешествии. На Иткольском никто не фотографировал, так как настроение и погода были унылые.
День 12. 17.07.09
Заехали по пути в Ферапонтов монастырь.
Проехав Вологду, решили пообедать. Наш шеф-повар готовит нам последний вкусный обед.
Сушим промокшие веши.
На обратном пути решили через Ковров, далее на М-7 Москва — Уфа. Поужинав около 2 часов ночи в придорожном кафе, держим путь на восток. Расстелив задний диван, задние пассажиры улеглись спать, а я, поняв, что машина соскучилась по хорошим дорогам, полетел в сторону дома.
День 13. 18.07.09
На Родину прибыли к утру. Заехали к родителям на дачу, так как было по пути. На этом наше путешествие закончилось.
Пройдено около 3 800 км пути. Из них по грунтовым — около 150 км. Средний расход топлива автопоезда с аэродинамическим багажником составил 10,5 литра на 100 км. Никаких технических проблем в дороге не было. Только через несколько дней после приезда обнаружил, что сломалась одна из задних пружин. Поездка оказалось очень бюджетной. Расходы на 1 человека составили 3 800 рублей. Это, включая бензин, продукты, которые мы купили дома и закупали в пути.
«Шеви-Нива» идеальна для путешествий. Она удобна для езды по бездорожью Карелии. Опытный водитель никогда нигде не застрянет, вернее, не сунется туда, если есть сомнения. Нам пятерым в ней было не тесно. Выходить на обгон с прицепом на встречную полосу не безопасно, лошадей мотору не хватает. Зато на трассе Москва — Нижний без проблем. В пути дороги в основном были не загружены, поэтому отсутствие мощности сильно не напрягало. В свое время я много проехал на ВАЗ-21213.
Поехать в Карелию на старой «Ниве» не решился бы. Не так она комфортна как «Шеви»: козлит и гудит. Проходимость «Шеви» не хуже старой «Нивы». К сожалению, надежность узлов и агрегатов такая же — не высокая. Особенно у автомобилей с пробегом более 50 тыс. км.
Что вы купите за эту цену? Ничего не купите.
За 13 дней нашего путешествия мы увидели много красивых мест. Однако таких мест в Карелии в сотни, тысячи раз больше. С продуктовыми магазинами в Карелии проблем нет. АЗС недостаточно, поэтому лучше взять с собой канистру. Для европейцев-россиян Карелия — неплохое место отдыха в летний период. Отдых на море может быть и на Белом.
На следующий год планируем ехать на юго-восток, куда точно решим ближе к лету.