В погоне за облаками (Новосибирск — Хакасия — Тыва, июль 2009)

11.01.2010 | 33225 просмотров

22.07.09, Новосибирская область, близ г. Искитим, только что снялись с базы отдыха в Каракане. Дождь, ветер, холод. Хорошее начало летнего отпуска. Полный багажник походной утвари, но плана поездки нет.
— Куда едем? Может в Тыву, недалеко, да и не были мы еще там, — спрашиваю себя и жену.
— Какая там погода? — интересуется Юля, уже устав от холода и сырости.
— Какая погода в Тыве... — бубню под нос, беру телефон и звоню другу Антону. — Какая погода в Тыве, Антоха, пляжная ведь?
— Гы, — издается спустя несколько минут в трубку, — дожди, прохладно.
— А как там на южном берегу Телецкого? — спрашиваю я, с готовностью поехать в место, ставшее одним из тех, куда хочется вернуться.
— Нормально, по-сибирски, дожди и холодно, ночью до +5, — глумится Антоха, сидя за компом на работе.
— Ну а в Крыму?.. — с ноткой авантюризма закидываю удочку и ловлю на себе удивленный и полный надежд взгляд жены.
— В Крыму жара, море теплое, девочки в бикини, — бьет ножом в спину тот, кто другом зовется.

Ну что ж, едем в банкомат, в зависимости от суммы денег примем решение. Заехали в банкомат, проверили отпускные. Ура! Пришли денефки. Покумекав, решаем сегодня в Крым не ехать, денег впритык, да и что мы там не видели, дважды уже бывали, да и отпуск всего на две недели, а ехать на пять дней как-то не серьезно, хотя и по-нашему. Ну что ж, едем туда, где мы еще не были, решил консилиум.

Нас ждет Тыва! Вот так и родился великий план. Это был самый быстро родившийся план в истории наших, да думаю и не только наших, автопутешествий. Где находится Тыва?.. Судя по карте, за Хакасией, ну что ж, едем в Хакасию, а там разберемся.

Промо-ролик к отчету

Команда:

• Николай Малов (Kolek54), 28 лет. Основная роль — водитель, дополнительная роль — запасной штурман.
  • Юлия Малова, 29 лет. Основная роль — штурман, дополнительная роль — запасной водитель.
  • Mitsubishi Airtrek 2002 г.в., turbo, 240 японских лошадей, ГБО. Пробег на момент старта 42 000 км. Основная роль — автомобиль, дополнительная роль — дом на колесах, где можно поспать, поесть, укрыться от дождя и т. д.

Предыдущие большие походы:

1. «Кругосветка» по Алтаю на Ниве в 2003 году. Название в кавычках потому, что я тогда думал, что совершаю кругосветку по Алтаю. На самом деле с тех пор бывал в большом количестве новых мест на Алтае и есть еще столько же мест, где нужно обязательно побывать.
  2. Новосибирск — Крым 2004. Свадебное путешествие. https://www.drom.ru/info/adventures/travel/6563/
  3. Новосибирск — Крым 2005. Дубль 2, для закрепления впечатлений. https://www.drom.ru/info/adventures/travel/10812/
  4. Новосибирск — южный берег Телецкого озера 2007. https://www.drom.ru/info/adventures/travel/10857/
  5. Новосибирск — восточный берег озера Байкал 2008. https://www.drom.ru/info/adventures/travel/11913/
  6. Проект на январь 2010: Новосибирск — Иран.

День первый. 22.07.09. Ралли и гнус

Между Искитимом и Ленинск-Кузнецкой трассой можно устраивать этап трофи-рейда, по крайней мере для SUV. Разбитая в хлам тяжелыми грузовиками и размытая дождями грунтовка протяженностью около 30 километров запомнилась надолго. Лучше бы поехали через Академгородок и Кольцово, неоднократно всплывала в голове мудрая мысль.

С горем пополам, пару раз чуть не соскользнувши с дороги по мокрой и оттого ужасно скользкой глине, выехали-таки на трассу, и началась нудная, до боли известная, ничем не примечательная сибирская дорога, вокруг поля и березки. Лишь в Кемеровской области ландшафт порадует глаз своими сопками и предгорьем — как поведал глобус автомобильных дорог — Кемеровского кряжа.

День пролетел быстро, стемнело, на часах в центральной консоли около 23:00, за бортом сырость и прохлада. Хочется спать, палатку ставить в таких условиях не айс, ищем съезды с дороги, чтобы заночевать в машине. Долго ли, коротко ли нашли-таки еле заметный съезд, вдали от населенных пунктов, где-то в Кемеровской области. Углубились в лес, нашли укромное местечко. Все, будем спать здесь. Раскладываем сиденья в почти ровный диван, раздеваемся и пытаемся уснуть. Но не тут-то было, как-то не спится. Как-то чешется все. Ворочались, ворочались, не выдержал, включаю ламочку, и на нее слетается целый рой мошки, залетевшей в машину через чуть приоткрытое для вентиляции окно. Ах вы сволочи, интеллигентно, в сердцах, выражается искусанная супруга и открывает дверь, чтобы их выгнать. Тут же в машину влетает почуявший тепло человека рой оводов и мошек. Салон автомобиля вмиг наполнился гнусом. С психу, прыгаю за руль с намерениями убраться из этого места. Выехав на трассу, Юля еще долго выгоняла насекомых из салона. Нет уж, такой отдых нам не нужен, будем ехать до победного и ночевать в гостинце.

В 2:00 заселились в двухместный номер какой-то провинциальной гостиницы в Мариинске. Без задних ног уснули.

Итого за день: рекордно-малые 450 километров.

День второй. 23.07.09. Шира

Планировали встать в 8:00, встали почти по плану, в 10:30, уж больно велик был соблазн выключить будильник к черту, нам же не на работу, в конце концов.

Въехали в Хакасию, начались многочисленные озера. Ближе к вечеру приехали к озерам Шира и Иткуль. Сунулись сначала к озеру Иткуль, как оказалось, это один большой кемпинг с домиками и платными местами для палаток, для дикого отдыха мест практически нет, только у дороги со стороны поселка Шира, со всеми вытекающими в виде шума от дороги.

Проехали чуть дальше, за курортом Шира, через несколько километров, слева находится место для отдыха со столиками и источником воды, проехали сквозь него к озеру. Выехав к берегу озера, без труда нашли хорошее местечко, на удивление никем не занятое.

Вечер, костер, пиво, ноутбук — самое время спланировать дальнейший маршрут.

Вышел вечерком в сеть, ноут+жпрс forewer, принялся читать отзывы о поездках в Тыву. Наткнулся на упоминания о чудесном озере Торе-холь. Немного смущало, что озеро находится в приграничной зоне с Монголией, что якобы требуется пропуск, да и о местных жителях рассказчики нелестно отзывались, но когда я увидел фотографии, позвал Юлю и сказал: «Мы едем в это место!». Вот так неожиданно родилась цель поездки на золотое озеро Торе-холь!

24.07.2009. Шашлык из баранинки

Чудесно выспались, как же здорово спать в палатке, в обед съездил в поселок Шира, купил свежей баранинки. Промариновал чуток и вечером на решетке сделал шашлык. Вкуснятина! Правда мясо жестковатым получилось, но ничего, зато за раз много не съешь, хватит на дольше. Забегая вперед, мы это мясо жевали ноющими челюстями следующие два дня :). Мне даже показалось, что челюсть подкачал малек, какая-то она более широкая стала. Юльчок из остатков мяса сварила наивкуснейший суп по-походному. Так что ужин удался на славу!

25.07.2009. Что делать с форелью в дороге?

День рождения супруги совпал с очередным отъездом, погода не ахти, а нас манит и ждет озеро Торе-холь. Вперед!

Прощальное фото с озером Шира.

Выехали поздновато, около 11.00Поскакали на «Треке» по сопкам — очень увлекательное занятие, виды открываются великолепные, рекомендую всем. На одной сопке повстречали младшего (или старшего?) брата «Аутлендера», сфотографировались.

«Плоский» вид на озеро с сопки.

Тесновато на сопке, прям-таки пробка. Братца младшего повстречали, поздоровались, побибикали.

Выехали в сторону Тывы. В Абакане отведали великолепные пончики где-то в центре города. Абакан понравился — небольшой, уютный, зеленый городок.

Заехали на Саяно-Шушенскую ГЭС, по пути, в форелевом хозяйстве прикупили пару свежевыловленных форелей по 300 с копейками за килограмм. Компания ребят, купивших до нас несколько рыб, принялась тут же ее потрошить с целью поедания в сыром виде. Что за прикол, не понимаю.

Свежевыловленная форель.

Мы же закинули рыбку в багажник и направились на ГЭС. Сказать, что станция впечатлила — ничего не сказать, действительно грандиозное сооружение. Наш визит состоялся за месяц до страшной аварии, унесшей жизни многих людей. Земля им пусть будет пухом. Несколько фото на память и движемся дальше, к условной границе с Тывой. А вокруг все дождь и сырость, а местами даже лежит снег.

Темнеет в тех местах быстро, как и везде в горах. Нужно решать, что делать с рыбой, иначе может пропасть, жалко. Пока еще не совсем стемнело, остановились на обочине, взял дело в свои руки и засолил прямо на обочине свежевыловленный деликатес.

Засолка форели на обочине, где-то в Саянах.

Ехали долго, по горным серпантинам, где-то сбоку, на склонах гор манили к себе какие-то базы отдыха, а мы все ехали и ехали. Где-то к полуночи устав от ночных горных серпантинов, на одном из посту ГИБДД заночевали. Спалось прохладно, пришлось доставать спальники.

26.07.2009. Волшебное озеро Торе-холь

Встали рано, около 6:00. Позавтракав, двинулись в путь. В Кызыл въехали утром, город только начинал просыпаться. Город большой, но на столицу республики не тянет, не в обиду жителям. В центре красивый краеведческий музей, но сегодня воскресенье и он не работает, странно. Купили свежего хлеба, заехали на рынок. Были удивлены ценами, фрукты дороже, чем у нас. Видимо везут от нас. :)
В Кызыле заправились газом по рекордно высокой цене в 14 рублей за литр, позвонил по телефону пограничной службы, чтобы попытаться оформить пропуска в приграничную зону, не дозвонился, да и хай с ним, подумал я и мы двинули в сторон Эрзина. До Торе-холь оставалось совсем чуть-чуть.

Довольно быстро долетели до Эрзина, дорога, в целом, хорошая, за исключением одного участка, километров десять, где шел ремонт дороги. Где-то в отзывах писали, что местность та напоминает пустынный марсианский пейзаж, это действительно так. Порой, минут двадцать едешь и ни одной машины ни навстречу, ни по пути.

Где-то неподалеку от Эрзина.

Временами попадались реки, но редко.

Доехав до Эрзина, спросили у местных про дорогу в сторону озера. Аборигены указали направление и предупредили, что дорог там много, можно ехать по любой, не ошибешься, только не забирать слишком вправо.

Множество дорог сходятся в итоге в одну.

Спустя минут двадцать виду открылось озеро Торе-холь. С этого ракурса оно не казалось бирюзовым, как писали в некоторых отзывах.

Озеро Торе-холь.

По берегам озера довольно много мест для стоянок, многие были заняты, местные сюда любят на выходные приезжать. Возле одной из полян, на которой стояли три — четыре машины, несколько тувинских семей жарили шашлык их барашках, а на кустах весела и сохла недавно освежеванная шкура того самого барашка. Шашлык не возбудил, свой еще не съели, что на Шира жарили.

Поехали на западный берег озера, нашли прекрасное уединенное местечко. Единственный минус — находится на пригорке, чтобы спуститься к воде нужно пройти по косогору 15 метров. Ничего, подумали мы, полезно в горку ходить.

Цель достигнута, мы на озере Торе-холь!

А-а-а-а-блака, белокрылые лоша-дки-дки. Куда вы мчитесьбезо, куда вы мчитесьбезо… Глядки. Гляяяядки.

Лагерь разбили таким образом, чтобы нас не было видно с проходящей в паре сотен метров от озера полевой дороги.

Лагерь на озере Торе-холь.

Спасибо, Боже, что ты дал нам солнце!

Погода наладилась, как мы об этом мечтали. Как же надоели эти дожди и сырость, хочется теплого солнца и тепла.

Пожарившись на солнышке, пошли купаться. Вода чистая и прозрачная, на вкус пресная. Возле берега довольно мелко, максимум по пояс и вода очень теплая. Глубина и прохлада начинаются метрах в 20 от берега.

Не зря был выбран западный берег для стоянки, какие великолепные там закаты.

27.07.09. Дневка

Утро началось с завтрака бутербродами с малосольной форелью, через несколько дней я уже не мог на нее смотреть. И после нескольких месяцев тоже.

И начался долгожданный ОТДЫХ, в классическом его понимании. Солнце, озеро, книжка, тишина, спокойствие и ничегонеделанье. Правда, последнее, очень скоро надоело и захотелось что-нибудь поделать руками.

Сначала, чтобы сохранить и не дать завонять дорогому деликатесу, я выкопал погребок в тени под машиной, сделав из коробки с инструментами импровизированную крышку.

Копка погребка.

После того как с погребом было покончено и скоропортящиеся продукты были пристроены, я решил растянуть гамак, но в связи с тем, что деревьев в округе не было совсем, пришлось креативить, получилось довольно неплохо :).

Ближе к вечеру я поимел «неприятный» контакт с местными. Подъезжает к нашему лагерю «десятка» с закрытыми табличкой «Жених и невеста» номерами и с не похожими на жениха и невесту двумя местными парнями. Судя по внешнему виду и кондиции, действительно только что со свадьбы. Поздоровались, вели себя достаточно дружелюбно. Сказали, что увидели нас с противоположного берега, и зачем же, думаю, ехали так далеко, наверняка не просто поздороваться. Веду себя дружелюбно, но не очень активно. Поинтересовались, одни ли отдыхаем, я не стал скрывать и ответил утвердительно. Поболтав о том, о сем, поняв, что найти здесь компанию, с которой можно было бы выпить и продолжить веселье им не удастся, ребята устремились дальше по берегу, дружелюбно попрощавшись и сказав, где они остановились. Мол, если что, обращайтесь :).

Ситуация получилась несколько двусмысленная, и я слегка напрягся, тем более после прочтения отчетов туристов, которые отзывались довольно нелестно о поведении местных жителей. Вспомнил, что по итогам прочтения одного из отчетов, записал себе телефон начальника местной милиции. Решил ему позвонить и рассказать про встречу, мало ли что, вдруг это были какие-то местные бандиты, приезжали «прощупывать почву», чтобы вернуться к нам ночью (параноик, черт подери). Дозвонившись до Владимира Сергеевича, представившись и рассказав о себе, получил от него четкие указания, мол, ничего не бойся, если кто подъедет, скажешь, что приехал ко мне в гости. Сам он находился в данный момент в Кызыле. Владимир дал номер телефона местной милиции и сказал позвонить им и сообщить о себе, что мы от него и отдыхаем на озере. А в день отъезда также сообщить, что мы уехали, что все хорошо. Выполнив указания, немного успокоился и продолжил наслаждаться прекрасной погодой.

Вечером, на всякий пожарный, соорудил в лагере сигнализацию. Принцип действия довольно прост и был придуман на ходу. На подходах к лагерю натянул несколько веревочек, зацепившись за которую, должна дергается основная веревка, привязанная к датчику удара автомобиля. В результате, задев любую из веревок, срабатывает сигнализация автомобиля. Ночь была спокойная, сработок не было :-).

28.07.09. Не в пещеры, так в горы!

Накануне, познакомившись с соседями, которые стояли в километре дальше по берегу, договорились о поездке в пещеры. Условились встретиться в 10:00 в их лагере.

Палатку разбирать лень, но для сохранности, перевезли ее со всем содержимым к соседям в лагерь. Приехали в назначенное время, но Сергей с частью семьи уже уехал.

Лень — двигатель прогресса! Зачем разбирать и ставить вечером снова палатку, если можно взять ее с собой! :)

Двинули догонять Сергея. Не догнали. Так как месторасположение пещер было неизвестно, пришлось выходить в интернет на одном из холмов, чтобы сориентироваться. Хорошо иметь с собой ноутбук. На удивление, жпрс показал уверенный прием.

Пещеры где-то в тех горах.

Проезжая маленькую деревушку, спросили у местных местонахождение пещер, многие не знали, но пара мужиков нам все же указали нужное направление. Ехали, ехали, в результате, как позже выяснилось, свернули не туда.

Проехав какое-то пастбище, уперлись в подножье гор, дальше дороги нет. Оставили машину, взяли с собой побольше воды и еды и двинулись дальше пешком.

Оставив машину в столь живописном месте, мы отправились на поиски пещер.

Тропинка, натоптанная скорее не туристами, а обитателями загона, возле которого была оставлена машина, быстро кончилась и, понимая, что пещер мы уже не найдем, решили хотя бы забраться на вершину вон той горы, до которой «рукой подать».

За несколько часов цель-таки была достигнута, перекусив на вершине и полюбовавшись открывшимися пейзажами (на заднем плане можно увидеть Торе-холь), пошли в обратный путь.

На вершине горы.

Вернулись к машине и поехали «домой», к озеру.

Над озером идет дождь. Опять этот дождь, черт его дери!

29.07.09. Снова дождь. Отъезд

Проснувшись утром, были расстроены вновь испортившейся погодой. Было пасмурно, накрапывал дождь, а с озера дул сильный порывистый ветер. Посовещавшись, решаем собирать лагерь и двигать в обратный путь. Как жаль, что погода в окрестностях озера Торе-холь так мало порадовала нас сухостью и теплом.

Обратный маршрут был спланирован следующим образом: Эрзин — Кызыл — Ак-довурак — «сотый» перевал — Абакан. Крюк получился довольно большой, около 330 километров, однако позже ничуть об этом не пожалели, виды с дороги открываются просто великолепные.

В Кызыле встретились с форумчанином Евгений444, с которым списывались еще до поездки. Евгений показал нам, где можно плотно и недорого пообедать, любезно поводил по магазинам, где нам требовалось купить всякие мелочи, спасибо ему за это большое!

Делаем фото на прощание и едем в сторону Ак-довурак.

Качество дорог по этому маршруту несколько хуже, но в целом вполне приемлемо.

Рассказывать об этом участке особо нечего, смотрим фотографии и подписи к ним.

Погода меняется стремительно, только что светило солнце, а теперь нависла гигантская туча и, кажется, что вот-вот пойдет снег.

Дорога проходит прямо через облака.

На вершине «сотого» перевала. Облако движется прямо на нас.

Спустившись с перевала, несколько раз пересекаем одну и ту же реку. Думаем, она или не она?... Смотрим, точно Она! :). Название реки — «Она». Захватывающий пейзаж, не правда ли?

В Хакасии вновь появляются газовые заправки с божескими ценами на газ. Заправляемся под завязку и затемно въезжаем в Абакан. Проехав город, останавливаемся на одной из АЗС и в сторонке паркуемся для ночлега. Разложив салон, быстро засыпаем.

30.07.09. Тувимский беспредел

Не удержался и помучил чуток автомат, забравшись на вершину провала.

На вершине Туимского провала.

Отметив еще одну взятую точку на карте, отправились в безостановочный обратный путь.

В дороге, отдав руль супруге, побаловался чуток фотоаппаратом.

В 21.00 въехали в родное Кольцово, предварительно изрядно поматерившись, проехав по настоящей «road to hell», запечатленной на следующей фотографии.

Все, мы дома.

Любителям сестры таланта:

Маршрут:

1. Туда:
    Новосибирск — Кемерово — Ачинск (ночевка в гостинице) — Назарово — оз. Шира (стоянка две ночи на юго-восточном берегу, дикарем, бесплатно) — Абакан — Черемушки (Саяно-Шушенская ГЭС) — Шивилинг (ночевка в машине на посту ДПС) — Кызыл — Эрзин — оз. Торе-холь (стоянка 4 ночи).
  2. Обратно: Эрзин — Кызыл — Ак-довурак — «Сотый» перевал — Абакан (ночевка в машине на АЗС) — Шира — Туим — Ачинск — Кемерово — Новосибирск.

Пробег 4 431 км. за 10 дней.

Осмотренные достопримечательности и их оценка:

1. Оз. Шира — неплохое солоноватое озеро, есть места для дикого отдыха, но, к сожалению, довольно много мусора. Думаю, на платных кемпингах с этим лучше, но плотность стоянок на них, меня просто вырубает и за что люди деньги отдают, не понимаю.
  2. Оз. Иткуль — Один большой кемпинг с домиками и местами для палаток, для дикого отдыха немного мест.
  3. Майнанская ГЭС и форелевая ферма. Форель свежевыловленная и свежезамороженная по 230 руб./кг., холодного копчения — 350 руб./кг. Купил две рыбины на 450 рублей, подсолил и потом два дня с женой ее ели, очень вкусно, рекомендую.
  4. Саяно-Шушенская ГЭС. Потрясающие масштабы ГЭС, рекомендую. Жаль, что никуда, кроме обзорной площадки внизу, нас не пустили, кругом охрана с автоматами, особый режим.
  5. Дорога Абакан — Кызыл. Красивейшие, видимо, горные перевалы, которые нам не удалось посмотреть, т.к. проезжали ночью.
  6. Абакан. Красивый зеленый город, понравился. Рекомендую посетить лавку в центре с пончиками, которые прямо там готовят и подают с джемом или сгущенкой. Очень вкусно!
  7. Торе-холь! Вот это поистине звезда программы. Красивейшее озеро на высоте 1 200 метров. Пресная вода, прогревающаяся у берегов и достаточно прохладная чуть дальше от берега. Хорошее, песчаное дно, очень длинная песчаная береговая линия. Много мест для стоянки с палаткой, мы выбрали самое уединенное, координаты стоянки — 50 04 20.14N 95 08 14.65E
  8. Дорога Ак-Довурак — Абаза. Великолепнейшей красоты дорога с горными перевалами, долинами и реками. Пускай мы сделали крюк в 300 километров, но оно стоило того, всем рекомендую прокатиться.
  9. Туимский провал. Впечатлило! Похулиганили на месте, поднялись на машине на самый верх к обрыву, тяжеловато было ехать под углом около 30 градусов.

Общение с местными жителями:

1. Хакасия. Проблем нет никаких, все очень дружелюбные и отзывчивые люди, никаких косых взглядов на себе не ловили, что сказать, цивилизация.
  2. Тыва. В глубинке чувствуется некоторая напряженность, даже дети не машут в ответ, это уже о чем-то говорит. Но каких-либо проблем мы не встретили, было лишь два случая общения с аборигенами — на озере только один раз к нам подъехали два подвыпивших местных джигита на «десятке», очень дружелюбно поинтересовались, как нам отдыхается, нравится или нет, спросили, одни ли отдыхаем и, услышав правдивый ответ, несколько расстроились, что продолжить гуляние здесь не с кем. И благополучно уехали искать компанию побольше. Второй раз на горной дороге через перевал Ак-Довурак при съемке достопримечательностей подъехала «Camry» с четырьмя парнями, познакомились, поболтали о том о сем, один из них учился в НСО, потому и узнал регион на номерах, ребята попросили их сфотографировать и выслать фотографии. Все очень дружелюбно и приветливо.

Топливо.

1. Газ. В Хакасии газ есть во всех более-менее крупных населенных пунктах, до Торе-холь доехали только на газе, привезя с собой в баке 60 литров хорошего 98-го из Новосибирска. Цены от 8,50 до 14. В Тыве заправка — единственная, в Кызыле, именно на ней цена 14 рублей за литр.
  2. Бензин. Аналогично, в Хакасии проблем нет, есть любой бензин, но 98 редок. В Тыве в основном 92, 95 встречается крайне редко, в основном в Кызыле. Этот бензин мой «Трек» переварил без последствий, тьфу-тьфу, хотя я и старался особо не отжигать, чтобы не схватить детонацию.

Благодарности.

1. Евгению из Тывы (Евгений 444) за информационную и моральную поддержку, а также экскурсию по заправкам, местам общественного питания и сувенирным лавкам Кызыла.
  2. Начальнику МВД Эрзина Владимиру Сергеевичу, за готовность помочь в любую минуту.

Расходы.

Суммарно ушло на двоих на десять дней порядка 15 тысяч рублей, из них около 8 000 на топливо, остальное на шашлыки, форель, пыво и другие продукты.

Выводы:

1. Местные жители вполне дружелюбны, если с ними не пить.
  2. Поездка, безусловно, удалась, нет ни капли сожаления.
  3. Озеро Торе-холь стало одним из тех мест, куда хочется вернуться.

21.12.2009.

n.malov@mail.ru

P.S. Дописываю этот отчет впопыхах, традиционно из чувства совести, так как через неделю, 31 декабря 2009 года, мы уезжаем в очередное, на данный момент самое авантюрное в моей жизни путешествие — из Новосибирска, по России, на юг Ирана, на Персидский залив. Планируется преодолеть порядка 15 тысяч километров, покататься на сноубордах на севере Ирана, в Дизине, искупаться в Оманском и Персидском заливах на юге.

Sid28RUS
ждём отзыва из Ирана!

пинокио
Однозначно отлично!Про Иран будет супер ,думаю машину с ОАЭ пригнать через Иран и т.д.МОЛОДЦЫ!!!

Замечательно! 5+ и отдельно 5+ за отличные фотографии. Простите за нескромный вопрос, а GPS-трека случайно нет?

Nakhodo4ka
Почитал....всё довольно интересно и много фоток!
Молодцы! С милиционером всё правильно сделал!))
• Scio me nihil scire

Железногорск
Респект любителям активного отдыха! Интересно и информативно, только 5!
ВАЗ 2107 цвет космос 2011
Daihatsu YRV Turbo 4WD Panorama Pack Limited 2001
Мой отзыв: Toyota Carina ED 1995

Молодцы!!! Прочитал,посмотрел фото всё на 5+!!!
А пуля точно знает кого она не любит,
Кого она не любит в сырой земле лежит....

хабаровск
Классно!Здорово!Молодцы!Хорошо что у нас есть люди,которые не только путешествуют,но и других заражают страстью к путешествиям!Фото супер!5+
Мы можем напомнить кто выиграл Великую Отечественную Войну.

Хороший рассказ ) Зачет )))

Молодцы. Классно отдохнули. Фотки зачет. +5. Удачи Вам ребята, пишите еще
Все, что есть хорошего в жизни, либо незаконно, либо аморально, либо ведет к ожирению.

Отличная поездка, +++++5, не удержался зашел Гугл посмотреть где Вы были. Фото просто выше всяческих похвал.

Поездка просто прелесть!
Отчет на 5

Молодцы, как всегда отличный отзыв! Сам надеюсь в сентябре поехать в Краснодарский край.

отличный отзыв.

Саяногорск
"Не зря был выбран западный берег для стоянки, какие великолепные там закаты." - А почему на фотках солнце садится на противоположном берегу? Может вы были на восточном береге?

У озер ни одного дерева. Плохо без леса у водоема отдыхать... ИМХО....
Респект фанатам полноприводных трансмиссий )))

Ай маладца!! Автор молодец и девачка симпатичная =))

Ну, ребята вы как всегда красавцы, хорошо изложено читается на одном дыхании, а фото просто класс. Спасибо за прекрасный рассказ.
MITSUBISHI ЭТО НАДЕЖНО
Мой отзыв: Toyota Carina 1997

прикольно прокатились..летом тоже куда-нибудь рвану..
отличное настроение!!! мля...только попробуйте испортить!
Меняю: колеса на деньги.

Молодцы. Фото супер. Вот только погода подкачала. Без штанов отдых лучше ощущается.

Тихая Пристань
Сообщений: 1973
Завидую, легки вы на подъем! Действительно не очень понятно почему западный берег? Фоты неплохие.
Уже ничего не надо.Срочно.

Все на 5+ молодцы )))
Mazda 6 2008
Sport 2.0 МКПП

За отзыв +5. Маловы молодцы КРУТО отдыхают.

Иртересное сочетание turbo, 240коней и на газу;) За отзыв 5-ок! В Иран тоже та треке?

Фото хорошие
тел.: 60 12 80, 8 913 210 1280

Железногорск
Читаю очередной ваш отчёт о путешествии. На этот раз больше фотографий, меньше описаний. Хорошо прокатились, душевно так. А погода... Чтож, у природы нет плохой погоды. Когда жара, тоже не в кайф. Молодцы. Продолжайте в том же духе.

Молодцы!Фотки красивые +5

Сообщений: 120786
Очень здорово. И фото замечательные... разбудили во мне и чёрную, и белую зависть!!! Самому хочется всё это великолепие увидеть. Отчёт - в зачёт!!! Спасибо. 5++++++++++++.
"Душа у Кондрата Семёныча была добрая, открытая. Пил он и в кабаках, и в гостях, и на охоте..."

Читается легко и фоты красивые! Два раза по пять баллов!!

Светик Алтай
Маловы - молодцы! Читали все ваши отзывы! Когда же вы детьми-то обзаведетесь? Пять лет кружите по стране вдвоем. Поверьте, путешествовать будет интереснее с семьей.

Новосиб
Супер!хочу посмотреть своими на обрыв своими глазами теперь....

Киров
Ребят, как я вам все таки завидую.... Молодцы!!!!!!!!
Верую в единого президента-премьера и перевыборы его.
(из клятвы единоросса)

МОЛОДЦЫ!!! читал все ваши отчеты.
TD01W G16A 31",susp 2",winch9500

Irk
Как турбокар на газу едет?

New Zibirsk
Приятно было почитать! Особо порадовали снимки. Очень грамотно почти все сняты.С удовольствием подробно рассмотрел.
Места красивые, можно на фотосессию сгонять, а то Алтай немного надоел.
Улыбайтесь, это раздражает

Полста четыре
Дочитал!

Полста четыре
Ни разу там не был. Но, судя по фото, природа по-слабее Алтая? как считаете?
год на дроме
помоему лучшие фото что я видел... особенно пейзаж.... незаурядно красивые

LAS_gip
BlakBig Я сам волею судеб(по работе) неоднократно бывал в тех местах вплоть до граници с монголией (около 40 км за Эрзином). Места особенно через перевалы по М-54 в районе 600км там просто залюбуешся ребята много потеряли проскочив их ночью там все так естественно не загажено есть и скалы с обратным уклоном и снег не сходит прям отдороги ненапрягаясь подняться в горном чтоб такое увидеть надо ннадо за семинский неодну сотню накрутить.
месные жесть конечно это хорошо что небольшими компашками ...
с другой стороны и в горном местные оборигены улаганский рн и соседние (но волков бояться)
А ребята молодцы 5 + УВАЖАЮ
Молодцы!!! Как я вам завидую!Где мои 30лет?! Остались в прошлом веке! Но в нас (хотя нам с мужем под 50) тоже живет дух авантюризма! Мы тоже любим путешествовать (к сожалению, не так часто, как хотелось бы). В новогодние каникулы устроили трехдневный автопробег на зимнее Телецкое озеро, прокатились по новой трассе Турочак-Таштагол с заездом в Шерегеш (прекрасный горнолыжный отдых, рекомендую).Подвели только рождественские морозы. А зимняя природа по красоте не уступает! Авантюрные планы на лето уже есть! А вам-так держать! А что касается детей,путешествовать можно в любом положении! Я в свое время 1 мая ходила в горы в пеший поход, а через 5 дней родила дочь! Удачи вам!!!

Курган.обл.
Молодцы фото красивые,и отдохнули отлично.

сказать что фоты классные и отчет на 5+ это значит ничего не сказать)

Нормально прокатились!
Но я бы порекомендовал ехать не через Ачинск, а через Тисуль-Шарыпово-Ужур-Абакан. Можно избавиться от 150 км пути. Правда между Тисуль и Шарыпово около 50-60 км гравийки. Но 80-90 идти можно. Недоезжая Шарыпово есть супер-озеро Инголь.

Немного авантюрная поездка, особенно в Туву...тем более в сторону Эрзина. А так молодцы.
Honda Odyssey RB1/Psich2/DROM
Мой отзыв: Honda Accord 1998

молодцы! мы хакасы добрые:-) а в туве надо бдить!

молодец! с милицией в Туве грамотно поступил. И растяжки сделал-супер!
Отчет на 5!

За отзыв пятак!!!
Хорошо отдохнули. Молодцы!
Приезжайте к нам на Байкал!
Мой отзыв: Toyota Camry 2007

Коля, а не сын ли ты Роберта...?

Что-то то же захотелось облака обнять!!!:)воообще нет слов....чудесное путешествие!Пять баллов ребята!!!

МОЛОДЦЫ !!! 5+ Очень люблю Тыву ! Не раз ездил отдыхать, природа замечательная, девственно чистая. Местами даже не вступала нога человека. А какая там рыбалка... Вокруг Питера в радиусе 50 км не найдешь нормального красивого безлюдного места для отдыха, один муравейник из человеческих тел и мусор. Согласен по поводу жителей Тывы, если с ними дружелюбно себя вести, то все будет отлично. Конечно, везде хватает уродов, можно их и на Невском встретить. В этом отношении мне в Мексике показалось намного опаснее. Еше раз молодцы, удачи!!!

Читая очередной ваш отзыв, застаю себя на мысли о том, что вы отличная Команда и красивая пара. Вашим друзьям повезло. Так держать!!! :-)
От озера Торе-Холь служил срочную на расстоянии около 100 км. Самому на нем побывать не довелось, но нам регулярно привозили с него несколько бочек щук :-) Природа в Тыве действительно красивая. Периодически мучает ностальгия, и тянет побывать в тех местах. Может доберусь и туда, а пока планы на лето - ЮБТО с его Кату-Ярыком и другими яркими местами горного Алтая.
Всем доброй охоты.

Всем привет! Случайно в Иранском городе Шираз вышел на дром и наконец-то увидел свой отчет. Спасибо всем за отзывы, буду писать еще )). То bi72 : К сожалению ЖПС-Трека нет, а нужен?.. Там и так понятно все, если есть вопросы – пишите в почту, отвечу. То elmech : Да, ошибся, конечно же на восточном берегу были. Леса не хватает, однозначно, а водоем вот он, под боком ;-) То kebb_yarsk : А то, конечно на треке, он теперь проверенный член команды. Кстати, мы уже в Иране, ниже ссылки выложу. То YasNICKoFF : На газу турботрек отлично едет, лучше, чем на паленом бензине из глубинки То BlackBig : Я бы не сказал, что природа в Тыве послабее, чем на Алтае, она просто другая, нам очень понравилась, особенно Торе-холь и дорога между республиками Хакассия и Тыва. То игорь Зюбин : Нет, не сын Роберта, Алексеевич я. ) А насчет Ирана, признаюсь, я до конца сам не верил, но упорно шел к цели, и мы сделали это! Сижу сейчас у друга дома, в городе Шираз на юге Ирана. За окном лето для нас сибиряков, для иранцев зима, холодно, температура около +15 )). Планируем через несколько дней сгонять до Персидского залива, помочить ножки и колеса турботрека. Кому интересны подробности, милости прошу в мой блог, где стараюсь ежедневно, по мере наличия интернета, рассказывать о поездке. Фотографий, к сожалению, пока не много, как только доберусь до нормального инета – выложу, а то качать их на сайт через иранский жпрс – не айс. Часть 1, Россия - Иран http://www.drive2.ru/users/kol... Часть 2, Иран http://www.drive2.ru/users/kol... Худо хофес! (по ирански – до свидания)
Mitsubishi.club
Оригинальные з.ч., дубли, контракт в одном месте!
+7 (383) 2-510-410
www.1mmc.ru

Милости просим к нам в Туву. Автору 5+ за отзыв. Жаль что на наше маленькое "мертвое море" не заехали. Кому нужна помощь или инфо о Туве - обращайтесь, помогу, встречу.

красотища!
Чем дзюдо и карате, лучше старенький ТТ :)

кемерово
5!на счет дорог,которые сначала расходятся,а через некоторое расстояние опять сходятся-верно замечено!
Rock-n-Roll
Мой отзыв: Xin Kai Xin Kai 2002

sir_kras
Замечательный отзыв, однозначно 5!
P.S. Правильное название провала - Туимский, а не как вы его назвали:)

Уже спать пора! А я все оторваться не могу. Настолько интересно. Вы, ребята, молодцы! Удачи! Я теперь Ваш поклонник! 5+

Senoval
Да! Согласен с stplimari! Читаешь и зачитываешься... оторватсья невозможно... сначала на работе никак не мог закрыть страничку... теперь дома))
Вы молодцы! 5+!

Успехов вам в новых путешествиях... и конечно ждем отзывов про родные края!..

да,родная хакасия солнечный край ! а форель вся сдохла...

Спасибо за благодарность, всегда рад помочь!

Vit@min_13
Хороший отчет! Природа Алтая очень прекрасная, в июле 2009 года по счастливой случайности,летал над Алтаем на МИ-8( у меня дядя летчик МЧС),понравилось оч,впечатлений куча! Ждем новых отчетов от Вас:)

Клево. А форель в сыром виде - вкусно. Солью и приготовлением на огне только вкус и польза рыбы ухудшается. Хотя без соли конечно рыба долго не хранится.

2)Палатка, спальники, кариматы
3)Газовая плитка (несколько баллонов к ней)
5) Резиновые сапоги (тропу после дождей сильно размывает)
6)Продукты
И т.д (За более подробной информацией пишите на почту..)

750(16,17,19,24,54,75,РБ)
Про пончики точно подметил - в центре абакана, на автовокзале, обалденные!!!
Здесь могла бы быть ваша реклама, но будет моя)

ВячеславОл
Выше всех похвал отчет о поездке, особенно по ИРАНУ! :) Супер! Молодцы!

Сообщений: 2086
на меня бы моя машина обиделась, если бы я на нее залез)
СергейАбакан
Уверен что часто вижу харька с фотки около своего подъезда в Абакане, интересное совпадение. Хорошие фото!!!

TuvanDrag
первый гуд отзыв про Тыву спасибо приезжайте ешо:) TourerV RuLeZ

Фотки класс! Отзыв прочитал на одном дыхании... Ребята молодцы!
это чисто по Русски, все говорят "ведро", а вы все свое: "но ведь полированое, и стенки толстые"
Мой отзыв: Mazda Autozam Revue 1995

igmaksi
Отличный рассказ! Мы с братом этот маршрут проезжали, только стартом был Томск (лето 2003г.). А на Шира каждый год ездим. Там есть еще озеро Тус (если не ошибаюсь в провописании) - содержание соли, как в Мертвом море. Из воды аж выталкивает, но всякие козывки плавают :)))

с самого начала просмотра отчета обалдел от текста, все просто и доходчиво, цельно без мата. Фото очень хорошие,+ качество фотоаппарата 5+! Сами места очень красивы и интересны! Молодцы!
По возможности тоже зарулим в те края.
Пока еще до конца Горный не покорен. Этим летом-только до Ташанты,Кату-Ярыка на Хонда Аккорд 2003г).
Отчет напишет штурман. Ждите.

Я там был )

Молодца Колек!!! Читал все твои отзывы и про Алтай, и про Крым, и про Байкал. Теперь вот Хакасия, Тыва, Иран... Что сказать, близкий тебе по духу авантюризма сижу пускаю слюни. В июне 2008 г. с женой на Интегре ездили в Сочи, в июле-августе 2009 г. вчетвером с друзьями на Цивике были в Крыму, только начал было планировать возможные маршруты на будущий год, да жена сказала "нас будет трое". Так что ближайшие пару лет так и буду сидеть и слюни пускать, читая такие отчеты. Но точно знаю, мальца своего буду воспитывать в духе дорожного авантюризма, пусть с малых лет привыкает.
Удачи в новых путешествиях, и как говорится, пиши исчо!!!

на краю Ойкумены
за хакасию отдельно мерси.
Объект виртуальной реальности....

MPV018
июнь-август 2009 Красноярск-Беле-Абакан-Минусинск-Кызыл-Эрзин-ТореХоль-ДусХоль-Кызыл-АкДовурак-Аб аза-Саяногорск-СШГЭС-Абакан-Тус-Красноярск http://maps.google.ru/maps/ms?hl=ru&ie=UTF8&msa=0&msid=108944044823791652190.000 470c1fb587b1a340f2&ll=53.014783,88.989258&spn=17.519991,37.880859&z=5
Карты Google. Ссылка:

То stplimari , Senoval – спасибо, рад, что нравятся мои опусы. Читайте свежачек про Иран, ссылка выше.

То farrik – спасибо, буду иметь в виду этот маршрут, очень интересно, думаю.
Mitsubishi.club
Оригинальные з.ч., дубли, контракт в одном месте!
+7 (383) 2-510-410
www.1mmc.ru

Молодцы! Так держать!!! У нас на Южном Урале тоже горы, перевалы, но когда я первый раз проехал из Абазы до поселка Большой Он (далее пешком к реке Кантегир на сплав)был впечатлён красотой этих мест! Удачи Вам и успехов!!!

Tyumen
Красивые места!!!
VAZ-21011,-099, Honda Accord 6, 7, CR-V III, Mazda 6 II
Мои отзывы: Mazda Mazda6 2011, Honda Accord 2003

прочитал твой рассказ о иране и решил вернуться и оставить свой коментарий. ВИДИО СУПЕР.

farrik:
У меня просто не хватает слов, чтобы высказать комментарий! Самые лучшие поездки- это спонтанные, но подготовленные поездки! У вас как-раз была именно такая поездка! Я сам проживаю в Красноярске и у нас одно из любимых мест отдыха- это Хакассия, ну и республика Тыва, конечно! Хотелось бы отметить, что же вы пропустили проезжав не реально крутые и тяжелые серпантины ночью... Это были ЗАПАДНЫЙ САЯН и природный парк "ЕРГАКИ"! Удивительное, девственное место на земле, с пока ещё не нарушенной флорой и фауной! Это 622 км от Красноярска, база отдыха Тушканчик! Кто знает, тот меня поймет! Советую ребята, при таком отдыхе, который вы предпочитаете, побывать там. А я постараюсь немного описать это место... Машина остается на базе- это 622 км по трассе Красноярск-Кызыл. Стоянка охраняемая (в 2008 году 50р. сутки). Путешествовал я с любимой девушкой на Королле 1994г. Если ехать в 2-ём, то подобных размеров авто будет вполне достаточно! Отдых, что называют "Дикарем". Вас ожидает 8 км тропа в горы. Высота над уровнем моря на стоянке лагеря оз.Светлое 2500м.С собой обязательно нужно иметь : 1)Рюкзак (литров 70 МIN), потому что всё-что вы понесете в горы- вы понесете, только на своих плечах. 2)Палатка, спальники, кариматы 3)Газовая плитка (несколько баллонов к ней) 4)Одежда ваща и ващего любимого человека (Носки, футболки, теплые кофты, куртки и т.д) 5) Резиновые сапоги (тропу после дождей сильно размывает) 6)Продукты И т.д (За более подробной информацией пишите на почту..) После того, как вы осилили это рассояние, вы почувствуете, что ощутились в центре природы. Оз.Светлое (пресная, ледяная вода, питьевая). Ставим палатку, что-нибудь кушаем отдыхаем! И приятный вечер у костра под гитарку и коньячок! А на следующий день, уже на легке- на водопады, в горы и многое-многое другое! Маленько фото...

Упс... Как-то странно мой пост сумел вставиться в цитату farrik.. Повторюсь... Не в обиду будь сказано, но.. Светлое - это один большой гадюшник... А пока до него от Тушканчика идёшь, наломаешь ноги по ужасной тропе, которая сплошь в выступающих корнях кедров, погибающих от страшного передоза туристов и матрасников... Подробнее тут: (http://www.shandl.narod.ru/wzglyad/Fairy_tale_under_rocks.htm) И страшно, что эта ситуация делается все хуже и хуже...

Ътим летом проехали по тому-же маршруту, но еще и с остановками на озерах Сватиково, Хадын, Чагытай. В Эрзин не пустили пограничники, надо было заказывать в Кызыле пропуск в пограничную зону, оформление 1-3 дня.Так что на озере Торе-Холе не были, а очень хотелось. Летом планируем все-таки добраться до Торе-Холь. Я в Кызыле детство провела,Тува манит к себе.Везде, где были - в Кызыле, на озерах, в деревнях, через которые проезжали, нигде не встретили негатива по отношению к себе, хотя перед этим страшилок начитались.Про то, что Кызыл не оправдал чьих-то ожиданий, так в этом его колорит, иначе все города были бы похожи друг на друга, зачем тогда куда-то ездить.

как все подробно описано
идеально для тех, кому лень самому придумывать маршрут)))
никто не айс, кроме айс :)

отзыв крутой 5+!!
сам собираюсь в августе съездить на саяношушенскую ГЭС можете накидать маршрут по трассе М53 я так пониаю?

в 30ти км. от озера Шира есть озеро Тус и Белё-рекомендую.Да,природа на Алтае покруче будет,а в целом вы молодцы и красавцы.

Классно! Молодцы вы) Фото про белокрылые лошадки оооочень красивое, и другие тоже) Что за камера?