|
Много раз читал истории о перегонах, но написать решил впервые. Так уж получилось, что машины я продаю, наверное, полжизни. Много ездил за ними в Европу, возвращался на авто, кроме того, много путешествовал на машине по Европе, так что проехать несколько тысяч километров для меня не проблема. На Дальний Восток тянуло съездить всегда, причём не для наживы, а чтобы попутешествовать. Но никак не мог найти единомышленников. В 2006 г. съездил всё-таки с сыном из Москвы на Байкал на Chevrolet Alero и понял, что для поездки в Приморье и обратно времени не хватит никогда. Кстати, хотел написать об этой поездке, но руки так и не дошли.
Поэтому оставался один вариант: туда — самолётом, обратно — за рулём. Во Владике был до этого один раз с компаньоном (лет шесть назад), взяли два джипа, доехали на них до Хабары, там погрузили на ж/д. Я хотел ехать до Москвы, но товарищ заскулил. Кстати, в Москве потом после продажи с трудом вернули потраченные деньги. Уже тогда право- и леворульные машины в Москве стоили почти одинаково, а позже и вовсе сравнялись в цене. Я сам много ездил на праворуких авто и ничего против не имею, но, да простят меня завсегдатаи сайта, за равные деньги я всё же предпочту левый руль (во всяком случае в московском регионе).
Это я к тому, что коммерческой выгоды для меня поездка не имела. А съездить очень хотелось. Стал уже понемногу присматривать варианты покупки во Владике японского авто с таким расчётом, чтобы поменьше попасть при его продаже в Москве. И тут случайно через партнёров по бизнесу узнаю, что одна крупная компания, имеющая представительства во многих регионах, продаёт находящуюся во Владике Daewoo Nexia, 2004 г.
Причём машина на московских номерах, доставлена туда новой на поезде и имеет РОДНОЙ пробег 38 000 км. Правда имеет крашеное крыло и бампер, а второе крыло надо делать, но об этом я узнал уже во Владивостоке. Зато машина имела КОНДИЦИОНЕР (работающий), литьё от какой-то «Тойоты», проигрыватель квадратных дисков и сигнализацию с ЦЗ. А также вёсла везде. И больше ничего. Даже ГУРа. Зато с учётом местонахождения авто цена составляла 40 000 (сорок тысяч). Рублей! Во Владике продать они её якобы не смогли. Не знаю, правда, как продавали. Это был мой вариант, цены на «Нексии» в Москве мне прекрасно известны. Можно было прилететь, попить водки, загрузить машину на поезд и улететь обратно. И остаться в плюсе. Но это было бы слишком просто!
И началось! Постоянные звонки и напоминания о себе, о том, что скоро зима и надо бы поскорее ехать. Но, т.к. машина- то не своя, люди абсолютно не торопились. Наконец, месяца через два (!) «Нексию» сняли с учёта. Теперь осталось всего-то составить договор купли-продажи на меня. Но на это, включая оплату через банк, ушло ещё примерно две недели. И вот, наконец, у меня на руках ПТС, справка-счёт на моё имя и транзиты (99 RUS), действовать которым осталось 17 дней. Скорее в дорогу!
Стал искать билеты. Самый дешёвый нашёл в авакомпании «S7» через Интернет (электронный билет) за 7 800 руб.! (правда, как выяснилось уже в полёте, с часовой посадкой для дозаправки в Новосибирске). Но самолёт «AIRBUS», двухразовое питание и всё это за 7 800 руб.! По-моему, отлично! Вообще, мало кто верил, что я действительно улечу за эти деньги. В том числе и я. Но вот я в аэропорту, в руках бумажка, распечатанная из Интернета, и на стойке регистрации я получаю посадочный талон. Фантастика! Теперь два литра пива и на посадку.
Полёт долго описывать не буду. До Новосиба всё ОК, потом более чем часовая отсидка в самолёте (нас не выпускали). В окно было видно, как подсоединили шланг и подогнали пожарную машину (интересно, полыхнёт или нет?) Наконец, взлетели. И тут началось. Загорелся яркий верхний свет, и пошли какие-то помехи по громкой связи, причём так громко и бессистемно, что о сне уже никто и не думал (а дело было ночью). Свет часа через три смогли погасить, а хрипы и трески сопровождали до самой посадки. Спасибо авиакомпании «S7»! Хотя за 7 800 руб. … В общем, прилетел я в отличном настроении, которое трудно передать цензурными словами!
Погода во Владике оказалась ещё хуже, чем в Москве: +2 и дождь, даже ливень. И это 4 декабря! А в Новосибе было -18 и сугробы на лётном поле. Впрочем дождь минут через 30 перешёл в мокрый снег. Кстати, я только потом узнал , что аэропорт через час после моего прилёта закрыли. Кажется на целые сутки. Но я успел!
Меня встречали на машине, и это было замечательно! Спасибо Димке! Потому что погода была крайне мерзкой (кстати, дальше с каждым днём она только ухудшалась). Сначала я хотел сразу забрать машину и потом уже заселиться в гостиницу. Но по дороге понял, что отключаюсь. Поэтому поехали сразу в гостиницу. Поселился в «Экваторе», неплохой одноместный номер с завтраком за 2 700 руб. (однако!). Но хотелось в центре, с комфортом и не считать каждый рубль, всё же я почти в отпуске! Поспал немного и на ужин. А вот поужинав с возлияниями в гостиничном баре за 1 600 руб., я понял, что это всё- таки перебор и больше там не питался. После ужина прогулялся немного по городу (ледяной ветер валил с ног) и снова спать. Всё- таки разница по времени в семь часов — это много.
На следующее утро Димка заехал за мной, и мы поехали за машиной. Она стояла около его дома, и три месяца её никто не заводил. По дороге он сказал, что одно крыло и бампер красились, а на втором есть царапина. Тогда я подумал, что на скорость это не влияет. Вскоре я увидел авто, на котором мне предстояло проехать через всю страну. Передо мной стоял полностью обледеневший сугроб, кроме, до этого машину, наверное, полгода не мыли.
Потом я увидел ЦАРАПИНУ — крыло надо было или менять, или рихтовать и красить. Колёса были попарно разные и одно было напрочь спущено. Нажатие кнопки на брелке — и она ОТКРЫЛАСЬ (правда только задние двери, передние полностью оттаяли только дня через два). Каково же было моё удивление, когда машина завелась буквально с полоборота! Пока грелась, поменял колесо и стал думать: спереди резина неплохая (зимняя) размером 165/75R14, сзади тоже зимняя, но другая и хреновая 185/65R14, которая со слов Димки задевает за арки. Кроме того, есть одна запаска, такая же, как сзади на штамповке, и одна летняя родного размера (185/60R14) тоже на штамповке. Если бы стояла задача просто доехать, я бы может поехал бы и так, но продавать потом довольно свежую машину с разнокалиберными колёсами? Поэтому решил купить резину б/у.
Тут Димка сказал, что во- первых в Японии (и, соответственно, во Владике) не используется размер 185/60R14, а во- вторых комплект резины без дисков стоит примерно 5 000 руб. Я поначалу не поверил ни тому, ни другому, но когда заехали в пару мест, где торгуют б/у резиной, понял, что это так. Тогда Димка говорит, что нашёл телефон какой-то фирмы во Владе, которая продаёт новую корейскую зимнюю резину неизвестного бренда, но родного размера 185/60R14 по 1 400 руб. за шт. Позвонили и поехали брать, потратив на это почти полдня (офис в одном месте, склад в другом, потом на складе обед и т.д.) Попутно купил аптечку, огнетушитель и знак, т.к. взяток давать не собирался и набор головок на всякий случай.
Надо сказать, что ещё с Москвы я привёз кое-что из инструмента и все фильтра и ремень генератора на «Нексию» (ремень по возвращении был сдан обратно в магазин). Все запчасти на эту машину доставлялись из Москвы, во Владе их нет. Так ли это на самом деле не знаю, не проверял. Но по тому как удивились гаишники моему авто, остановив где- то в центре, думаю, что второй такой машины во Владике нет. Ещё больше они были удивлены, когда высмотрели в ПТС, что машина «Made in Uzbekistan» (А что, в Узбекистане делают машины? А что, она доедет до Москвы?) А про московские транзиты почему-то ни одного вопроса. Может не заметили?
В общем, ближе к вечеру я смонтировал колёса, загрузил в багажник шесть (!) запасок и поменял масло в моторе. Сначала купил полусинтетику 10W-40 (подешевле), но потом меня посетила пророческая мысль о морозах и я поменял её на синтетику 5W- 40. Масло мне меняли прямо около шиномонтажа на какой-то хлипкой эстакаде на морозе и ветру (экстремалы!) Заехав на эстакаду, выйти из машины я смог только через правую дверь (естественно, заднюю), т.к. слева никаких отмостков не было. Дальний Восток, однако!
Попросил мастера поменять ещё топливный фильтр (он у «Нексии» под брюхом около бака), но оказалось, что хомут фильтра затянут болтом с небывалым размером на 13. Ну нет таких размеров в Японии! И ключей у мастера тоже нет. Скажите, ну как ездить на таком авто по ДВ? Пришлось доставать свой инструмент, но хомут он до конца открутить так и не смог. В итоге отложил замену до завтра, т.к. нужно было ещё поставить на место защиту картера, которая валялась у Димки в гараже (горе-мастера не смогли поставить на место после последней замены масла) и которую он сегодня забыл привезти. Воздушный фильтр поменял сам. По-моему до меня его не меняли никогда.
Уже стемнело, и я поехал в гостиницу, твёрдо решив завтра обязательно тронуться в путь. Новая резина показалась полным говном, но я подумал, что ей надо обкататься. Я ошибся, в дальнейшем лучше она не стала, особенно на льду.
Итак, на следующее утро Димка вызвался проводить меня до выезда из города, а заодно найти по пути какой-нибудь сервис. Как назло, все попадающиеся сервисы были загружены работой. Кстати утром, в полном соответствии с прогнозом, было уже около минус 20. Первым незанятым оказался сервис «Honda» (не официальный дилер). Подъехали, машин нет, все подъёмники свободные. Но не тут-то было! Узнав, что наш авто не является «Хондой» по рождению, в ремонте нам было отказано. И все уговоры о том, что надо всего-то отвернуть-завернуть несколько болтов, и что фильтр у меня свой, и что сидят они без работы результатов не дали. Следующим был сервис «Subaru». Результат: см. выше, как под копирку. Видимо, во Владике понты дороже денег. В Москве такого уже нет.
Дальше был безымянный сервис на какой-то заправке. Машин нет (УРА!), пошли искать слесаря. Нашли, цену посчитал сразу (недёшево), но оказывается подъёмник не работает, и хотя есть ещё яма (тёплая, в боксе), но она в одном углу подтоплена водой (сантиметров на 10), а развернуть машину или положить в яму поддоны он не хочет, а хочет подождать пока вода куда-то уйдёт. При этом сидит без денег, работничек хренов!
Поехали дальше, проехали выездной пост (без остановки), видим очередной указатель «автосервис», свернули налево и едем довольно далеко. Наконец выехали к ж/д и у переезда нашли сервис. Оказалось, в основном жестянка и малярка и всё занято. Ё-моё! Но нам удалось-таки оторвать от работы одного хорошего человека, который согласился помочь. Правда, сначала он не мог понять, зачем менять бензофильтр, если машина не дёргается. И только узнав, что мне ехать до Москвы, начал работать, причём прямо на улице, поддомкратив машину и лёжа на снегу. Ключ на 13, естественно, мой! Возился он долго, но фильтр, в итоге, заменил и защиту поставил на место. Кстати, ценник оказался в два с лишним раза ниже, чем у предыдущего тунеядца с ямой. Большое спасибо! Димка всё это время ждал меня, мы грелись у него в машине, т.к. стало холодать. Здесь же я нашёл картонную коробку, разорвал её и закрыл часть радиатора, а то мотор слабо прогревался.
Ну вот и всё, прощаюсь с Димкой, и в дальний путь! Димон, за всё тебе огромное спасибо!
Так как время было уже далеко за полдень, то рассчитывал доехать в лучшем случае до Хабары. Кстати, радио почти не работало — не выдвигалась антенна (я думал, что она автоматическая, а она просто покрылась ледяным панцирем, надо было растопить и просто вытащить рукой, что я и сделал, но уже после Читы!). Кассет во Владе найти не удалось, так что слушал те 3 кассеты, которые Димка нашёл в недрах своего багажника.
Дорога до Уссурийска оказалась крайне хреновой — ледяной накат, полное отсутствие дорожников с песком + резина гомно. После Уссури, вроде стало получше.
В общем еду и еду, всё вроде нормально, тормознули только на одном посту. Разговор примерно следующий: в с/счёте указано «транзит не выдан», почему висят старые транзиты? Ответ: они вписаны в ПТС и не сданы. Вопрос: вам же транзиты не выданы, стало быть эти недействительны, т.е. подложные и сейчас мы будем тебя дрючить. Ответ: мне транзиты ПО ЖИЗНИ не выданы, они выданы на авто и вписаны в ПТС, если грамотный, читай внимательно, там всё написано. Дальше минуты две делает вид, что читает, я сижу в машине жду. Следующий вопрос: а почему едешь не в ту сторону (транзиты-то московские)? Я чуть из машины не вывалился, ответ: потому что живу там.
Итог: ну ладно, тогда езжай… Ну не даун? Зато взбодрился немного, а то в сон начинало тянуть. Еду дальше, уже почти ночь, машин мало, до Хабары километров 100. И вдруг начинаю замечать, что машина хорошо едет только когда газ в пол, а чуть отпустишь — начинает дёргаться, передачу выключишь — глохнет и заводится далеко не сразу. Думаю, надо где-то останавливаться на ночлег, а с утра смотреть, что и как. Буквально через несколько километров мотель, сворачиваю к нему, подгазовывая, чтобы не заглохнуть. Подъезжаю ближе, ну не нравится мне это место и всё тут. Какая- то тусовка непонятная, хари пьяные и все молча на меня косятся. В общем, я газку, пока не заглох, и поехал дальше.
А «Нексюша» едет всё хуже, проехал сколько-то, хотел уже развернуться и ехать обратно, но вдруг смотрю — справа гостиница, огорожена забором, всё светится, и я её проскакиваю.
Не люблю возвращаться обратно, но здесь пришлось. Чудом развернулся, постоянно подгазовывая и вкатился в ворота мотеля. Здесь газ чуть бросил и заглох прямо у будки охранника. Снова завести уже не смог. Спрашиваю, есть ли места, говорит, что есть, но у них только ЛЮКСЫ. Но мне-то по хрену, сейчас, думаю, посмотрим, что за люксы.
Машину мы с охранником руками затолкали на стоянку, и я пошёл заселяться. Напоследок он меня порадовал новостью, что к утру обещали до минус 32.
Заселился я в ЛЮКС, ничего так, вполне приличные две звезды, даже кондиционер есть в каждом номере (юг, однако), и пошёл в бар пить пиво и думать мысли. У местного населения выяснил, что до Хабары 70 км и на сервис можно рассчитывать только там, тем более, что завтра воскресенье. После четвертой бутылки я решил попробовать завести Ксюшу, что мне удалось сделать буквально с пол-оборота. Погонял мотор минут 20, никаких провалов и прочих гадостей. Ну, что же, от добра добра не ищут, подумал я и пошёл спать.
Наутро проснулся часов в 10, и ещё до завтрака пошёл заводить машину. Опять пол-оборота и мотор работает. Чудеса! Кстати, синоптики, как всегда обманули, было всего-то минус 25. Пошёл позавтракал и выдвинулся в сторону «криминальной столицы» Приморья, куда вскоре и прибыл. На въездном посту — без остановок, дальше налево по объездной. Хотел через центр проехать, красиво там, но я уже однажды жил там несколько дней, так что решил отложить до следующего раза (если он будет, конечно). Все спокойные, расслабленные, воскресенье всё-таки, солнышко светит, и вдруг на моих глазах трое отмороженных перегонов с большим превышением летят на красный, чуть не спровоцировав ДТП. Наверное, опять какие-то бандиты померещились.
Потом опишут на форуме, как отстреливались от братвы. А мне почему-то никто никаких вопросов не задаёт, напротив я пару раз спрашивал дорогу у водителей тонированных «Крузаков», и мне всё подробно объясняли, так что вскоре я уже выехал к мосту, где был остановлен на посту ДПС. Гаишник очень удивился моей машине, номерам, маршруту, и, не глядя в документы, пожелал счастливого пути, предупредив, что в Амурской обл. обещали сильные морозы (в последствие я имел возможность убедиться в правдивости предсказаний).
Дальше не особо помню названий деревень, стоимости бензина и еды и т.д., т.е. того, что чаще всего упоминается в подобных отчётах.
В ЕАО снега поначалу не было вообще, дорога вроде хорошая, на улице не холодно, одним словом, но у поворота на Благо стало так лень нарезать лишние км, что я проехал прямо. Сейчас жалею.
В общем, к вечеру пошёл лёгкий снежок, за бортом градусов 15, пора искать ночлег, т.к. я на рекорды не шёл. Кстати, у меня с собой была распечатка легенды федералки, взятая на форуме. Поначалу всё совпадало идеально, так что проблем не было вообще, я всегда знал, где АЗС, кафе, стоянка. Правда, ближе к концу федералки стали появляться неточности, порой существенные.
Остановился заправиться прямо перед путинским участком, разговорился с девчонками на АЗС, так они мне поведали, что у них тут тепло (утром -35 было), а звонили их родственники из Сковородки и сказали, что у них утром -52! Я не поверил (а зря!), но начал задумываться. Через несколько км остановился на ночёвку у кафе (кажется «Столовая №1»). Есть еда (24 часа), тёплый умывальник, сортиры на улице, большая освещённая стоянка. Мне понравилось, и я решил остаться здесь, хотя стоянка была полупустая, т.к. многие перегоны считали, что ещё слишком рано. Ну что же, у них своя свадьба, у меня своя… Поужинал, взял два пивка (кстати, местного производства — редкость, случайно купил на заправке, а то по всей России одинаковое пиво) и пошёл в машину спать. Спалось довольно хорошо, было жарко, хотя спал в трусах, даже пришлось несколько раз убавлять печку. Только всю ночь кто-то подъезжал и уезжал, что, конечно мешало.
Утром встал, все уже разъехались. На улице -23, сделал зарядку на морозце — ох, хорошо!
Умылся, позавтракал, проверил масло, антифриз и шины (одна подтравливала почти с Влада) и — в путь. Погода отличная (стало быть, морозит), дорога то автобан, то похуже, но откровенно убитой не припомню (за весь путь однажды при проезде свежеотсыпанного крупным скальником участка машина стала закапываться и несколько раз скребла защитой по камням, но выехал самостоятельно).
Виды вокруг потрясающие, правда все умирающие деревни остались в стороне. Интересно было посмотреть, но специально заезжать не стал. Колесо пришлось-таки делать в каком-то сарае с гордой вывеской «Шиномонтаж». Домкрата нет, снимай сам, про балансировку никогда не слышали (слушай, зачем она тебе?), а ценник вполне реальный даже для Москвы. Ну, да ладно.
Ближе к обеду (а это примерно часов 16-17) решаю пообедать и заправиться в одном месте, чтобы не останавливаться два раза. Осталось только это место найти. Одно проехал, но скоро, судя по легенде, будет поворот на Тынду и там полный сервис. Короче, до АЗС я дотянул еле-еле (опять машина не едет — провалы и дёрганья, как перед Хабарой). Только сейчас места гораздо более дикие, машину на паровоз уже не поставишь (в Хабаре такая мысль была), да и мороз уже явно за -30. А что будет ночью? А к утру? В общем, заправился и пошёл обедать и напрягать мозг.
Получалось так, что эта херня, если и начиналась, то только когда в баке бензина оставалось минимум, т.е. к сетке в баке приплывал какой-то кусок дерьма и закупоривал её. А потом, когда зальёшь топлива (как в этот раз) или когда просто машина постоит с заглушенным мотором (как в прошлый раз), этот кусок или смывается струёй топлива или сам отлипает и всё снова работает отлично (до следующего раза). Идея показалась мне убедительной (своя всё-таки!), и я решил впредь не вырабатывать топлива больше, чем наполовину. Ну не разбирать же бак на морозе! Забегая вперёд, скажу, что идея исправно работала до самого Омска.
А сейчас я покушал, вышел, завёл мотор,и как ни в чём не бывало, поехал дальше. Солнце стало садиться и мороз стал ощущаться совсем не по-детски (Сковородка недалече!). Он буквально накатывал сквозь закрытые стёкла несмотря на все старания печки.
Отъехал километров 20 от места обеда и смотрю, поперёк дороги стоит маленький «Фусик» с лопнувшей пополам передней балкой. Во попал мужик! Останавливаюсь: чем помочь? А чем ты мне поможешь? Но сам он, смотрю, уже в тулупе и валенках и костерок соорудил. Мотор работает? Да.
Давай, говорю, за солярой сгоняю. Отвечает, спасибо, солярки полный бак, он уже позвонил, балку ему откуда-то везут, примерно через сутки будут. Так что ерунда (особенно, менять её потом на морозе!) Одно попросил — консервы (у меня их не было), но отдал все съестные припасы — шоколад, орешки.
Еду дальше, уже совсем темно. Машин с наступлением темноты совсем мало стало на трассе, ночью, наверное, никого не будет. А я выспался хорошо и хотел ночью ехать, придётся отложить, околеешь на этом морозе, если что случится. Заезжаю на АЗС, т.к. стрелка опустилась до полбака и вижу, как у перегона прихватило антифриз, льёт концентрат, пытается растопить. Пошёл платить, у кассы градусник: -36! И это часов в шесть вечера! А что будет к утру? Я в отпаде!
В общем, заправился я и поехал дальше, т.к. через несколько километров, согласно легенде, должно быть кафе и стоянка. Подъехал, зашёл поужинал, в кафе холод собачий. Я ещё думал, что кафе круглосуточное, и решил здесь заночевать (когда просыпался ночью, кафе было благополучно закрыто).
За ужином познакомился с перегоном, кажется, из Самары, тоже ехал один. Он собирался выехать в ночь, но я его переубедил, и мы договорились встать с утра пораньше и ехать вместе. Уже веселее!
На ночь я полностью закрыл радиатор картоном, подумав, что на таком морозе мотор вряд ли перегреется, залез в машину и стал пытаться уснуть. Воздух из печки дул горячий, но пока доходил до задней части салона, успевал изрядно остыть. Плюс к тому сзади сквозь стекло наваливался холод. Короче говоря, постепенно я надел на себя всё, что у меня было.
Часа в четыре или пять (не помню, было ещё темно) меня разбудил мой новый попутчик и сказал, что пора ехать. Я вылез на улицу по малой нужде — ну и дубак!
Поехали. Колёса поначалу были квадратными после стоянки, вместо амортизаторов как будто лом вварили, мотору ощутимо тяжело было проворачивать застывшую смазку в подшипниках, но постепенно всё стало приходить в норму. А красотища ночью! Луна светит почти как солнце, ёлки стоят все в снегу, и такое впечатление, что кроме наших двух машинок на тысячи километров вокруг больше нет ничего живого. В такие моменты начинаешь как-то по-другому относиться к своей машине, понимая, что от её безотказности зависит очень многое.
Вот я еду, предаваясь подобным мыслям, и вдруг на каком-то длинном подъёме загорается «CHECK». У меня очко гвозди рубит, но напарнику решаю не моргать, машина вроде едет как и раньше, только лампочка, зараза, мозолит глаза. Тем временем доползли до вершины, начался спуск. Смотрю на спуске через какое-то время лампочка погасла. Потом загоралась ещё несколько раз, но только на крутых и длительных подъёмах или при движении с большой скоростью. Затем снова гасла, и я уже почти перестал обращать на неё внимание. И только уже перед самой Читой, когда стало совсем тепло (градусов -20), я догадался вытащить часть картонки, закрывавшей радиатор. Больше до самой Москвы «CHECK» не загорался, хотя на указатель температуры я смотрел регулярно (и до того, и после), и стрелка ни разу не поднималась выше середины шкалы.
Я немного отвлёкся, а мы тем временем продолжали ехать. Мотор работает, машина едет, правда бензин поглощает уж больно охотно. Ну да ладно, скоро должна быть заправка. Подъезжаем, бензин есть, а света нет, хотя милые барышни греются в будке электричеством, да и вся площадка освещена явно не факелами. По легенде до следующей АЗС должно хватить, хотя на подъезде стрелка была недалеко от нуля, но старых симптомов не наблюдалось. На АЗС первым делом к градуснику, рекорд для меня — -44! Ждать очереди пришлось довольно долго, т.к. много перегонов заправлялись. Порадовал один «Vitz» — сзади по грязи пальцем надпись «б/п по РФ, ж/д доставка» и заправлялся (только он один) 80-м бензином при наличии 92-го. Зато без очереди. Ну надо же так кроить! Повезёт кому-то купить авто у этого продавана на рынке.
Напротив заправки было кафе, там и позавтракали. Обратно от кафе к трассе был еле заметный уклончик, естественно, покрытый льдом. Так я на своей корейской чудо-резине смог подняться только с третьего раза, да и то зацепляясь за обочину.
С восходом солнца, когда оно стало припекать, в салоне стало гораздо теплее, и я постепенно стал скидывать с себя тёплые вещи.
Так худо-бедно въехали в Забайкальский край, снег весь куда-то пропал и снова появился лишь около Читы. Зато пошла «замечательная» дорога типа стиральной доски с хаотично разбросанными ямками, вроде небольшими, но чувствительными. А так как ехать приходилось против яркого садящегося солнца, то скорость стала стремиться к нулю. И всё равно именно на этом участке я поймал колесом камень, лежащий прямо на дороге. Несмотря на небольшую скорость, удар был такой силы, что я подумал: приехали!
Вышел, вроде колесо на месте, стоит ровно, диск не согнулся и не лопнул, покрышка без грыжи. Заглянул под машину, тоже всё в порядке. Просто удивительно. Короче сел и поехал дальше, руль стоит ровно, машину никуда не тянет. Легко отделался!
Где-то при объезде Читы остановились поужинать, и после ужина я расстался со своим попутчиком: он решил ехать до упора, а я стал искать мотель, т.к. не хотел третью ночь спать в машине. Комфорта захотелось, однако!
Мотель попался довольно далеко от Читы (просто один проскочил, а разворачиваться не хотелось), номер был, естественно, только ЛЮКС. Здесь он отличался от обычного наличием, в частности, детской кроватки (к тому же немного поломанной). А то вдруг за ночь прибавление появится. Актуально! Видимо, хозяину жалко было на помойку выбросить, он и притащил в гостиницу, да ещё и деньги за неё стал получать. Бизнес!
Утром встал не рано, не спеша позавтракал и поехал дальше. Чем ближе к Улан-Удэ, тем погода становилась лучше, а места привлекательнее. Красотища! В этот день, как и всегда, суперзадач себе не ставил, решил просто доехать до Байкала. Никаких происшествий по дороге не произошло, пост ДПС после Улан-Удэ миновал БЕЗ остановки вообще. А ведь столько о нём писано, что морально был готов к долгой беседе со злыми гаерами. Но, не судьба!
Ближе к вечеру выехал к п. Бабушкин на берегу Байкала, где и решил заночевать. Вроде был какой-то маленький указатель на гостиницу, но я его благополучно проскочил. Потом уже, в первой деревне после Бабушкина остановился купить омуля и заодно узнать о гостиницах. Как мне сказали, следующая будет только в Байкальске, поэтому пришлось развернуться. Не люблю ездить в темноте, да и омуль стынет.
Снова въехал в Бабушкин и прямо на въезде, на АЗС, спросил у мужиков про гостиницу. Они сказали, что это не совсем гостиница, а то ли квартира, то ли магазин бывший в пятиэтажке с отдельным входом с улицы, который используется под гостиницу. Чтобы заселиться, надо звонить хозяйке, потому что в остальное время там никого нет. У них же узнал и телефон, позвонил, договорился о заселении. На просьбу рассказать, как туда проехать, мужики сказали, что это сложно, смогут только показать. Так что посадил одного провожатого и поехали.
Доехали быстро, хозяйка уже меня ждала (она живёт где-то рядом). Оказалось, гостиница муниципальная, действительно похоже на бывший магазин: две, кажется, жилых комнаты, кухня с плитой и холодильником, комната типа общей столовой с телевизором без пульта (постояльцы умыкнули), туалет и душ. Причём в душе горячая вода через проточный водонагреватель и течёт такой струйкой, что всё равно не помоешься. Кроме того, душ и туалет находятся как бы в предбаннике и отделены от улицы только железной дверью (естественно, неутеплённой). Так что, хотя на улице было довольно тепло (градусов не ниже 10), но внутри, да без верхней одежды так не казалось.
Мне были оставлены ключи от железной двери + подробнейшая устная инструкция по открыванию- закрыванию. Действительно, не всегда получалось с первого раза, хотя сбоку от рамы двери можно было при желании просунуть хоть руку и помочь замкам открыться. Внутри же все комнаты были заставлены абсолютно разной мебелью, зачастую подвязанными проволокой стульями, которые вместо помойки неслись сюда. Кроме того, везде какие-то досочки, фанерочки, тряпочки, газеты и т.д. Одним словом, какой-то склад старых вещей. Даже чашки все разные и обгрызанные. Т.е. предприятие-то муниципальное, а денег в него власть не вкладывает, вот и приходится хозяйке выкручиваться, как сможет. Ну, да ладно, я к хоромам не особо привыкший, одну ночь как-нибудь проживу. Тем более, какое же оказалось белоснежное и пахнущее свежестью постельное бельё! Вот что значит ручная стирка, да в байкальской водичке!
Кстати, дом оказался на первой линии, и от дверей до воды было всего метров сто, правда через ж/д. С Байкала дул сильный холодный ветер, да и барашки волн просматривались, так что к воде я не пошёл.
А вообще, в этом же доме оказался продуктовый магазин, где я затарился пивом и пошёл запивать им омуля. Да, в отеле я был единственным постояльцем, и стоило это удовольствие то ли 130, то ли 170 руб. за ночь. Машину поставил у родственницы хозяйки во дворе частного дома (минут семь пешком). Короче, попил пива, посмотрел TV, и лёг спать. Выспался в эту ночь отлично, давно так сладко не спал!
Утром проснулся, и решил первым делом сходить за машиной. Выхожу на улицу, а ночью, оказывается выпал снег. Нет, не снег, а СНЕГ. Всё было завалено довольно толстым слоем, и с неба продолжало сыпать. Конечно, никто ничего ещё не чистил. Кое-как по сугробам добрёл до своего авто и начал выкапывать его из-под снега. Выехать со двора удалось со второй попытки, заехать во двор гостиницы — с третьей.
Загрузил вещи, выехал на трассу (она оказалась уже расчищенной), и поехал в сторону Байкальска. Вскоре остановился у кафе позавтракать и когда вышел из машины, рядом притормозил «Prado» с бурятскими номерами. Мужики в машине думали, что я еду со стороны Иркутска, и интересовались, не закрыта ли трасса на перевалах. Я, естественно, ничего ответить не мог, но сам вопрос меня насторожил. Когда я после завтрака продолжил путь, то обратил внимание, что машин на трассе довольно мало, а фур нет вообще. Через какое-то время расчищенный участок закончился, и ехать пришлось по следам ранее прошедших машин.
Наконец начались первые подъёмы и спуски, и тут я увидел, куда подевались фуры. Они вытянулись длинной вереницей и не могли подняться в горку.
Как обычно, нашёлся один самый умный грузовик, который попытался объехать всех по встречной и раскорячился ни назад, ни вперёд. Нас собралось штук пять легковых машин, в том числе бурятский «Prado», и мы минут сорок ждали, пока этот умник, подсыпая песочек под колёса, всё-таки сполз обратно в свой ряд. Поехал дальше. Кстати, по глубокому снегу корейская резина шла довольно уверенно. Я даже обогнал две машины и встал за «Прадиком», так мы довольно долго друг за другом и ехали.
Снега меньше не становилось, дорогу чистить никто не спешил, и почти в каждой низине скапливались фуры. Не позавидуешь их водилам. Стоять хрен знает сколько и ждать неизвестно чего. А если солярка заканчивается и пожрать нечего? Хотя, хорошо ещё, что на дороге, а не в кювет прилёг. Когда-то в детстве я мечтал стать дальнобойщиком, потом, конечно, энтузиазм поугас, а сейчас окончательно расхотелось.
Ближе к Байкальску снега стало гораздо меньше, а в Култуке его уже не было вообще. Местные жители, у которых покупал омуля, сказали, что у них снег не держится, его всегда ветром выдувает. И даже не верится, что совсем недалеко стоят в снежном плену десятки фур.
Как-то я впервые на этом же сайте прочитал про курорт Аршан, и сейчас решил туда заехать. Тем более, от Култука в сторону вроде недалеко. В общем, свернул налево, и довольно скоро уже снова въезжал в Бурятию.
На въезде на посту ДПС инспектор-бурят очень удивился моим номерам (неужели с самой Москвы едешь?) и спросил, живы ли ещё транзиты. Я ответил, что, конечно же, живы, и не соврал- «умрут» они только на следующий день. Чем дальше я ехал, тем живописнее становилось вокруг, горы приближались, становились выше и красивее.
Наконец свернул направо на Аршан и поехал прямо в сторону гор. Вскоре я въехал в посёлок, который оказался расположенным прямо у подножия Саян, и стал искать, где мне остановиться, т.к. решил задержаться здесь на денёк- другой. Вся главная улица была увешана объявлениями о сдаче комнат, и надо было определиться, что, где и почём. Поэтому я оставил машину и решил пройтись пешком. Погода стояла великолепная, светило яркое солнышко, замечательный пейзаж вокруг и чистейший горный воздух — всё это способствовало тому, что настроение у меня было прекрасным. Однако, довольно быстро я понял, что предлагаемое жильё, тянет, в лучшем случае на одну звезду. А мне хотелось отдохнуть с дороги, причём с комфортом. Наконец, я увидел вывеску отеля «Замок горного короля» (не уверен в точности названия), и зашёл взглянуть, что это такое.
Хотя отель был расположен не на центральной улице, а в каком- то кривом переулке, внутри мне очень понравилось, было как-то уютно, в холле стояла ёлочка и ощущалось предновогоднее настроение.
Но больше всего мне понравилась цена: примерно (точно не помню) ПЯТЬ ТЫСЯЧ !!! рублей за самый дешёвый номер! Европа со своими Альпами отдыхает! Причём в эту скромную цену не был включён даже завтрак, он предлагался по желанию всего-то за 250 руб. Интересно, с какого потолка взяты такие цифры? Но, гулять так гулять, я решаю остаться на 1,5 дня, т.к. было уже примерно 15-16 часов (только платить надо всё равно за двое суток). Хорошо хоть стоянка АБСОЛЮТНО бесплатна, что очень удивило.
В общем, заселился, пошёл погулял по посёлку, на вечер заказал в отеле баньку. Банька хороша — выскочил из парилки и сразу в купель на улице, где специально для меня покололи лёд (к вечеру похолодало до -25С). Так что попарился хорошо и пошёл спать. Ночью в номере замёрз, не помог даже дополнительный обогреватель, т. к. мой номер был угловой. Пришлось утром переселяться в другой номер.
Поутру после завтрака пошёл гулять в горы. Мороз и солнце — красотища!
Вернулся, пообедал, побухал немного — и всё, больше делать в посёлке нечего, поэтому решил лечь спать пораньше, чтобы завтра с раннего утра. Так всё и получилось.
Иркутск проехал по указателям, лишь один раз уточнил направление у таксиста. После Иркутска солнце исчезло, и начался снег, сначала слабый, затем всё сильнее. Вскоре ехать стало очень тяжело, на дороге лёд, вокруг всё белое, где дорога, где обочина — хрен поймёшь. Обгоны — отдельная песня. Видишь впереди облако снежной пыли, потихоньку приближаешься — фура, фонарей не видно. Долго едешь следом, наконец вроде что- то просматривается впереди, включаешь дальний (дело было днём), бибикаешь и начинаешь обгон. И вдруг где-то в середине фуры замечаешь, что навстречу едет какой-то пе.... раст вообще без каких- либо огней или на габаритах (что, в принципе, одно и то же). Вроде по ПДД ближний свет должен быть включён постоянно, но этим пи….рам всё по хрену. Может, лампочки экономят? Мудаки, одним словом, и ехать из- за них было очень тяжело, поэтому к вечеру доехал до известного мотеля «У Петра», где и заночевал.
Все, наверное, уже знают, что оплата там почасовая. Номер быд только четырехместный, поэтому пришлось платить за четверых, чтобы никто не храпел над ухом. Вообще, через дорогу напротив построили мотель-конкурент, может там лучше или дешевле? У меня уже не было сил проверять. Хотя мне в принципе непонятно, неужели у нас так мало пустых обочин вдоль трасс, что надо строить новый мотель в уже раскрученном другими людьми месте? Заподло как- то получается…
На фото знаменитый Нижний Ингаш — попытка грузовиков взять подъём на ФЕДЕРАЛЬНОЙ трассе. Безуспешно… После Иркутска путешествие для меня закончилось, и начался обычный ПЕРЕГОН. Во-первых, я здесь уже ездил, во-вторых смотреть по сторонам практически не на что (ещё в прошлый раз заметил), в-третьих короткий световой день и постоянная езда в темноте уже стала доставать. Была даже мысль поставить машину на автовоз, которые пустыми шли в Москву. Но я подумал, что надо пройти весь путь целиком, хотя бы один раз.
Поэтому писать дальше особенно нечего, отмечу лишь очень понравившийся Мариинск, куда заехал в поисках гостиницы и в итоге так и не заночевал. Город весь был в новогодней иллюминации, шёл лёгкий снежок, в центре все старые здания отреставрированы — очень уютно и красиво.
Дальше уже известным и непонятным для многих маршрутом: после Омска — Тюмень — Екатеринбург — Пермь — Киров — Кострома — Иваново — Владимир — Москва (точнее, Обухово и дальше маленькими местными дорогами на Люберцы, где я и живу). Машин по этому маршруту мало, дороги (за исключением нескольких участков) хорошие, гаишников почти нет. Кроме того, я объезжаю Башкирию и Татарстан с их злыми гайцами и Уральские горы с вялотекущим напряжённым трафиком. А по расстоянию, по-моему, километров на 200-300 больше (точно не помню).
Везде ночевал в придорожных мотелях, в Екатеринбурге устроил днёвку, погулял по центру, но город, да простят меня екатеринбуржцы, не впечатлил.
Штрафов за всю дорогу не платил ни разу, правда пару раз пришлось отмазываться ксивой внештатного сотрудника за просроченные транзиты.
Ну вот, пожалуй, и всё. Спасибо всем, у кого хватило терпения дочитать до конца. Удачи всем!