|
Подготовка
Решение поехать в Якутск созрело спонтанно: в прошлом году был приобретен автомобиль Nissan Bassara (https://reviews.drom.ru/nissan/bassara/29092), семьей съездили в Комсомольск-на-Амуре. И на обратном пути в наши головы пришла мысль съездить на машине в Якутск летом 2009 года. Так, собственно говоря, все и закрутилось…
Почему нас потянуло в Якутск? В Якутии я прожил 8,5 лет, из них 7,5 — в Якутске. Супруга родом из Жиганска, училась в ЯГУ. Ее родители переехали из Жиганска в Якутск в 2001 году. Так что цель поездки — повидать родственников и встретиться с друзьями.
Ехать решили в июле. В это время в Якутии сухо, что положительным способом сказывается на состояние дороги. Да еще и в августе планировали съездить на Японское море на недельку.
Подготовка была разделена на теоретическую и практическую. В ходе первой были скачаны с Drom.ru легенды трассы «Амур» и «Лена», найден на книжной полке атлас автомобильной дороги Чита — Хабаровск — Владивосток — Находка (на первых страницах фотография тогдашнего полпреда Пуликовского с Грызловым и его слова: «…Президент России Владимир Владимирович Путин поручил мне и министерству транспорта курировать стройку и добиться завершения строительства дороги в начале 2004 года. Мы выполнили поручение Президента». И смех, и слезы…), скачана и распечатана карта дороги «Лена» http://www.alfatrans.ru/pages/m56.html Вклеил ее в атлас, «встала» идеально. Скачал атлас дорог Восточной Сибири и Дальнего Востока, карту Якутска с сайта mapdv.ru, все это загрузил в коммуникатор «Asus P750» с программой Navitel. Пригодилось все…
В дорогу были куплен ремкомплект для ремонта шин (специнструмент и жгуты с клеем), баллончик для ремонта шин (который выпускаешь в проколотое колесо и шина чинится сама :)), новую медицинскую аптечку, масло на доливку (на всякий случай). Купил два метра противомоскитной сетки. Часть ее пошла на решетку радиатора для зашиты от насекомых, часть же планировали использовать для наклейки с помощью малярной ленты на окно, чтобы иметь «доступ» к свежему воздуху без примеси комаров. Скажу, что на семейном совете было принято решении о ночевке в автомобиле: второй и третий в «Bassara» ряд позволяют спать мне, жене и семилетнему сыну нормально. Вот только когда эти ряды раскладываешь, то «лежанка» неровной получается. Выход нашли еще сразу после приобретения автомобиля: купили на рынке в Южном у китайцев надувную кровать INTEX размером 191х137 и электрический насос.
Сомневался по поводу комплекта запасных колес: кто говорил — бери, кто писал в форуме, что дорога нормальная/ Решил колеса не брать. Перед поездкой заехал к ребятам на автосервис «Принцип 27» в районе автовокзала. Посмотрели подвеску, сказали, что все в порядке.
С питанием в дороге решили следующее — супруга готовит еду на сутки, а там «будем посмотреть». Взяли хлеба своего домашнего (печем сами в хлебопечке, после этого смотреть не можем на кирпичи, которые продают в ларьках и магазинах), окорочка жареные, яйца вареные, сыр плавленый и т.п. Типа, как в поездку на поезде :). Сделали домашний холодный чай с медом и лимоном — изумительная вещь!
Домашнего кота Мурзика отвезли в кошачью гостиницу — по объявлению. Отдали на три недели. По возвращениb кот был шоковом состоянии, отошел недельки через две. Больше туда не отдадим
В пятницу, 3 июля, вечером закрыл сеткой решетку радиатора. Сверху под капотом закрепил на скотч, внизу — болтами крепления защиты.
Вот так защитил радиатор от насекомых.
Первый день пути, 4 июля 2009 года
Утром проснулся от запаха свежего хлеба — хлебопечка изготовила «паек» в дорогу.
Утро 4 июля 2009 года, в отличии от большинства дождливых дней в июне, встретило нас солнцем.
Сын готовится к поездке.
Решили не выезжать очень рано — встали в районе семи утра. Собрались, положили вещи в багажник. Заехали к брату Дмитрию, отдали ключи от квартиры, дабы он покормил рыб и полил цветы. За что ему огромное спасибо! Не успев отъехать от дома, увидели аварию — три автомобиля на развязке на 1-ом микрорайоне. Поплевали через левое плечо, постучал по дереву на руле… На всякий случай!
Отъезжаем от дома.
Ровно в 10:00 проехали пост ГИБДД на мосту через Амур.
Стела на въезде/выезде на мост через Амур.
Мост через Амур. Справа видна строящаяся вторая очередь. Жалко, что только для железнодорожных составов — автомобили будут ездить как и сейчас.
Амур-батюшка. Вид с моста.
Погода стала портится, на небе появились облака. Все, вперед на встречу к неизведанному!
Дорога до Биробиджана мне была известна, много раз ездил по ней на машине. Неплохой, в общем, асфальт. Радоваться да радоваться бы ему, но полотно немного «поведено» и машину почти на всем участке Хабаровск — Биробиджан кренит из стороны в сторону, причем довольно энергично. До Волочаевки было довольно напряженное движение, но потом дорога стала пустой. Очень много грибников на дороге, ведра и лукошки заполнены подосиновиками. Если бы не поездка — рванули бы в лес всей семьей за грибами!
Погода ухудшилась, чистого неба не видно. Серая пелена…Но это нисколько не портит наше отличное настроение.
Пасмурная погода на дороге Хабаровск — Биробиджан.
При приближении к Биробиджану погода стала улучшаться, снова увидели голубое небо. Облака очень красивы.
Подъезжаем к Биробиджану.
Перед Биробиджаном начинается новая объездная дорога. Скажу честно, я по таким дорогам ни разу в жизни не ездил. Дорога прямая, ровная, машина не шелохнется. Погода стала гораздо лучше. Хорошая дорога, чудесные пейзажи, красивейшие облака — что еще надо для путешественников!
И как ледяной душ — начало гравийки. Одно радует — скоро здесь будет асфальт. Дорога разделена колышками — это проводят подготовительные работы дорожники. На какое-то время почувствовали себя японцами. По знакам дорожников мы ехали по «чужой» левой полосе, встречные же машины — по нашей.
ЕАО. Грунтовка после хайвея.
Левостороннее движение.
Возле кафе «Пит Стоп» активно укладывали новый асфальт. Делают теперь это хитро: вначале закатывают на довольно большом участке одну строну дороги, потом — вторую. И так на всей федералке, как потом оказалось. Нам показалось, что это удобно автомобилистам — едешь спокойно по одной полосе, пока на второй работают. Разъезжаешься со встречными машинами спокойно.
После «Пит Стопа» начались участи с гравийным покрытием, потом — старый асфальт. Качество его — более менее.
Около одного из кафе увидели необычный способ автопутешественников по разминке тела после нескольких часов езды: ребята вышли из машин и играли в волейбол. Молодцы! Мы же каждые час — полтора останавливались и делали зарядку.
За Бирой какие-то креативные картографы назвали реки довольно оригинально: Никита, Чертенок, Чертов Палец. Там же увидели на дороге сбитую лисицу. Там же нас обогнал УАЗик — «таблетка», на номерах — 199 регион. Вот уж прикол!
Вот и время обеда первого дня. Съехали с дороги на старую гравийную площадку строителей. Перекусили, правда, оводы добавили в процесс приема пищи своеобразную «изюминку». Рядом с площадкой было огромное поле с множеством цветов. Там же увидели автовоз, который вез машины на Запад. Зрелище после поднятия пошлин очень редкое. Хотя в сентябре этого года ездил по трассе в сторону Владивостока, движение автовозов и транзитных машин потихоньку увеличивается.
В Архаре остановились отдохнуть и заправиться. Залил 20 литров по 22,4. В поездке заправлялся на «Альянсе» и «Роснефти». Правда, за исключением Якутии — там таких брендов не знают.
Около заправки в Архаре есть кафе. Рядом — деревянный туалет, увенчанный спутниковой антенной.
После Архары начался отличный асфальт, который привел нас к известной стеле «Москва — Владивосток». В субботний день на огромной стоянке перед стелой ездил КАМАЗ и подметал стоянку и дорогу. Это удивило. Ни одной машины около стелы не было, никто не подъезжал. Рядом стоит часовня. Она закрыта. Фундамент, если он есть, ушел вниз и часовня оказалась затоплена. Креста на часовне мы тоже не увидели.
Покрутившись около стелы рванули вперед. Проехали по мосту через Бурею.
Мы ехали по строящейся федералке, участки отличнейшего асфальта сменялись гравийкой. Ехали напрямую, по старой дороге через Свободный не поехали. Работы дорожниками ведутся круглыми сутками, не прекращаясь ни на час. Проехали развязку на Февральск — просто обалдели от уровня исполнения в хорошем смысле. Аналогично — развязка Свободный — Углегорск. Помимо классного покрытия еще и столбы освещения на развязке стоят. После этой развязки Поздним вечером проезжали мобильный асфальтный завод, который фанастически светился огнями. Жаль, не удалось сфотографировать.
В темноте увидел около какого-то населенного пункта увидел прямо на дороге два маленьких силуэта — думал коты. Оказалось — зайцы, которые шарахнулись от машины, когда я к ним приблизился
После наступления темноты стал появляться туман. Решили ночевать в Гонже. Несколько километров до Гонжи — асфальт с ямами. В темноте их очень плохо видно, поймал пару ям, сказались усталость и темнота. Заехали в Ганжу около часа ночи. Повернули налево с трассы, но ничего похожего на стоянку не нашли. Вернулись на трассу, проехали вперед, свернули снова. Увидели стоявших перегонов рядом с длинным деревянным забором. С другой стороны дороги — железнодорожное полотно ТрансСиба. Остановились, вещи из багажника переложили на передние сиденья, надули матрас — и на боковую. В темноте на дверь наклеил сетку от комаров. Зря терял время — комаров не было. Я спал плохо, сын и супруга — нормально.
День второй, 5 июля 2009 года
Проснулись в 6 утра. Сдули матрас, переложили вещи в багажник. Не умываясь (попросту негде было) пустились в дорогу. Сразу после Гонжи асфальт кончился и началась гравийка, которую превращали в асфальтовую дорогу множество дорожных рабочих.
В 6:45 подъехали к Талдану, остановились около придорожного кафе. Стояло несколько перегонов и фур. Умылись в рукомойнике около дороги. В кафе позавтракали, отдали за троих 180 рублей. Умытые и сытые двинулись вперед.
В 9:40 подъехали к повороту на Якутск. Поворотом назвать грандиозную развязку сложно. Пямятные фото около указателя:
Повернули на Якутск. Дорога на Соловьевск представляет собой неплохую гравийку с остатками асфальта. Ехали примерно 60-70 км/ч. Вдоль дороги на земле лежал какой-то кабель.
Въезд в Соловьевск интересен — металлическая арка. В Соловьевске указатель «Якутск — 1 107 км». Едем дальше. Как-то затяжным показался участок до Тынды. Но вот и она — столица БАМа.
Проехали по центру Тынды, позвонили родственникам и остановились на обед на площадке перед стелой. Перекусив, двинулись вперед, навстречу Якутии.
Дорога до Лапри — хороший асфальт. После Лапри — грунтовка.
А вот и граница Амурской области и Якутии перед Нагорным. Остановились отдохнуть и полюбоваться красивейшими пейзажами. Какие-то уроды разными красками залили каменные буквы «Якутия». Все деревья в языческих ритуальных ленточках. А природа то как хороша!
Поехали дальше. Летающей живности практически не было — практически не оттирал от насекомых лобовое стекло на остановках. На речках увидели остатки снега.
Между Иенгрой и Беркакитом поганейший участок дороги. Ехали около 20 км/час и проклинали того, кто сыпанул на дорогу огромные булыжники.
Перед Беркакитом начинается красный асфальт, местами с интенсивными выбоинами. Приходилось устраивать слалом, благо машин на дороге практически не было. Перед Беркакитом остановились на посту ГИБДД. Около поста стоит знак «Контроль». Зашел на пост, инспектор вписал в журнал мои данные (записывают всех проезжающих). Оказался земляком из Хабаровска, переехал в Нерюнгри в 2001 году. На посту не увидел кондиционера. Спросил, как борются с жарой. Инспектор сказал, что жары особо то и нет. Поехали дальше.
Решили заехать в Нерюнгри, город находится в стороне от трассы. Я там был десять лет назад, супруга и сын — ни разу. Прокатились, посмотрели город. Заехали в магазин, взяли перекусить и приобрели энергетиков, чтобы взбодриться в конце дня. Город оставил удручающее впечатление по сравнению с десятилетними воспоминаниями. Газоны некошены, штукатурка с домов отпадает… Хорошо выглядят только офисы крупных компаний и администрация. Думаю, это произошло после того, как градообразующее предприятие «Якутуголь» приобрел «Мечел». Все деньги — в Москву, на инфраструктуру города — ни копейки.
Сфотографировались около «Нерюнгрибанка». Десять лет назад оно казалось сказочным, теперь — отколотые куски бетона фундамента забора, за которым никто не следит… Опять, как и десять лет назад, удивили пешеходы — нерюнгринцы. Их черта — при переходе дороги они даже головы не поворачивают в сторону проезжей части. Идут напрямую!
Выехали из Нерюнгри по другой дороге, заправились на выезде на трассу по 23 рубля на заправке «Саханефтегаз». Ехали по дороге в объезд Чульмана. Пасмурное небо, дымящая ГРЭС, золоотвал — впечатления не очень.
Проехали мост через реку Чульман. Впечатлений особо не произвело.
Асфальт закончился, началась гравийка. Так потихоньку в 22:30 мы проехали перевал Тит. Это самая высокая точка нашего маршрута. Высота, показанная приемником GPS, — 1 350 метров над уровнем моря. Солнце еще не село (белые ночи все таки!). Традиционно для лета на склонах Тита лежит снег. Прошли не останавливаясь, решили остановиться для осмотра на обратном пути.
В 23:45 мы подъехали к одному историческому месту, которое без остановки проехать не могли. Находится оно между Малым и Большим Немниром. Именно в этом месте в сталинские годы был лагерь «Васильевка», где заключенные добывали урановую руду. Справа от дороги стоит заброшенное трехэтажное здание, выложенное из булыжников. Кто-то говорит, что это здание администрации, кто-то — дизельной. Мы остановились на дороге и пошли к этому зданию, благо белые ночи позволяли рассмотреть его. Шли по старой дороге, вокруг — голубика и комары. Здание оставило жутчайшие впечатления… Сколько людей здесь полегло…
Поехали дальше. Сам лагерь находится чуть дальше с другой стороны дороги. Его решили посетить на обратной дороге.
По дороге встречались самые распространенные машины для бездорожья — УАЗики и японские джипы. Много фур без номерных знаков с транзитками разных регионов России — понятно, экономят на налоге.
К Алдану подъехали ночью. Пару раз зайцы бежали впереди машины. На въезде в Алдан заправились, выпили энергетика и решили ехать дальше. Потихоньку по хорошему асфальту доехали до Нижнего Куранаха, где и переночевали. Опять багаж перекочевал на передние сидения, опять надут матрас. Спали на этот раз все крепко.
День третий, 6 июля 2009 года
Проснулись в 6:30, не умываясь, двинулись в путь. Сын спал на заднем сидении. Доехали до Томмота, переехали мост через Алдан и перд постом ГИБДД свернули направо и выехали на берег. Красота неописуемая! Сопки, лес, чистейшая прозрачная вода, мальки в реке! Умылись свежей водой, сделав несколько снимков. Сын, спавший в машине, проснулся и тоже принял водные процедуры.
Отъехали от Томмота. Асфальт перешел в гравийку (сколько это раз я уже писал :)). Такое ощущение, что куропатки просто живут на дороге. Гравийка нормальная, ехали со скоростью 80-90 км/час. Перед Верхней Амгой рядом с железнодорожным полотном участок дороги отсыпали крупным камнем.
Проехали мост через Амгу, съезжать к речке не стали, хотя подъезд очень хороший для отдыха. Двигаемся дальше.
На участке Верхняя Амга — Улуу увидели лежащий на боку КАМАЗ с контейнерами. Контейнеры были разгружены, людей рядом с машиной не было.
На дороге — знаменитая якутская пыль, которую порою можно назвать цементом. Всю дорогу мы ехали с закрытыми окнами. Спасибо японским инженерам, которые сделали климат-контроль!
В Улуу подъехали к заправке и обнаружил, что заднее левое колесо спущено. Думал, что пробил, но нет… Хорошо, что не полностью. Поставил докатку, доехал 100 метров до шиномонтажа. Мастер извлек из протектора кусок гвоздя — «сороковки» и поставил колесо обратно. Хорошо, что вовремя заметили, а то бы колесу пришел конец. А так — до сих пор езжу.
Впереди — самый волнующий после событий 2006 года (когда осенью машины стояли в грязи несколько суток) участок Улуу — Качикатцы. Гравийка в различном состоянии. Есть участок с выдавленным грунтом, на нем идет работа.
Чуть не попали в аварию. По гравийке за фурой ехать очень плохо, видимости никакой. Чуть не поймали пару булыжников в пыльном тумане. Поэтому ловили момент, когда из-за пыли и фуры была видна встречная полоса и обгоняли. И вот при очередном обгоне из пыли вылетает «Газель» . Я — педаль тормоза в пол и руль влево, чтобы спрятаться за фуру. Спрятался, спасибо японским инженерам и системе АBS — машина осталась на гравийке. Долго материл водителя «Газели», который, подлец, фары не включил. А ведь он людей вез!
Опять увидели перевернутую фуру.
В 16:00 приехали в Качикатцы. Попали на паром не сразу — вначале приехали на один участок берега, где разгружался паром из Бестяха. Ребята с парома отправили в другую сторону. Там стоял другой паром. Ждали отправления недолго, минут 20. И всего за 55 минут и 600 рублей мы достигли нужного берега Лены. Надо сказать, что Лена в ее силе и величии не имеет равных себе. Около Якутска она еще не очень широка (вспоминаю Лену в Жиганске и в устье около Тикси), но Амур с ней не сравнится, да простят меня хабаровчане.
На выезде с паромной переправы на боку лежала фура. В фуре — коробки с яйцами и надписью «Нерюнгринская птицефабрика». Вот уж не повезло!
Ну вот и асфальт до Якутска. Качества — разного. Обалденные сопки, мягкая травка. Хотелось выскочить из машины и упасть в траву! Все-таки природа Якутии уникальна. Мы, уставшие после трехдневного путешествия, просто окрылились! Понравилась социальная реклама на склонах сопки, выложенная из стволов берез.
В 19:30 третьего дня пути прибыли домой к родителям супруги.
В Якутске
Писать много не буду. Много отдыхали, встречались с родней и друзьями, купались и загорали. Погода была ясная и жаркая. Съездили на рыбалку под Намцы (дорога в состоянии «не очень» — ямы не ремонтируют. Выкладываю фоторепортаж.
Окраина Жатая. Аллея капитанов. Когда-то здесь этого ничего не было…
Жатайский затон.
Центральная площадь Жатая. Когда то здесь устраивали парад на 9 мая военнослужащие моей части.
Жатайский фонтан. С тех пор, как я уехал из Жатая, он преобразился.
Вход в ДК «Маяк». Именно в нем мы собирались, когда ждали машину на службу.
Памятник воинам — участникам Великой Отечественной войны. Раньше памятник состоял из танка, теперь же к нему «пристроили» воинов восточной внешности.
Памятник, называемый в народе ранее «Конь с яйцами». Потому, что скульптура коня была увенчана крепким начищенным хозяйством. Сейчас мужское достоинство удалили — как назвать теперь — не знаю.
Ловим окуньков в Ленской протоке около Намцев. Поймали штук сорок.
Посетили развлекательный центр «Космобол». Огромный привет Генеральному менеджеру «Космобола» — Николаю Ефимову, моему другу!
Три снимка сверху сделаны на Жатайских озерах. Именно в этом месте мы отдыхали, купались, обмывали очередные воинские звания. Ностальгия…! Рядом место с названием Усь Хатын, где проводится ежегодный якутский праздник Ысыах.
Кинотеатр «Синема центр» — одно из новых зданий в Якутске.
Старое здание с надписью «Якутск в будущем» на пересечении улиц Орджоникидзе и Кирова.
Здание «Сургутнефтегаза» на улице Орджоникидзе.
А это здание — чуть подальше на этой же улице…
и это… Город контрастов!
Здание «Сахателекома». Здесь проработал 2,5 года.
Солнечные часы на фасаде здания по проспекту Ленина.
Гостиница «Полярная звезда», принадлежащая компании «АлРоСа».
Русский театр. Чуть дальше — Якутский. С соответствующим репертуаром. Вот уж где видно, что происходит в национальной республике.
Как приехали, увидели, что трава в Якутске не кошена совсем. И вот тебе на — косарь на проспекте Ленина!
Дом правительства №2. Вид с площади Ленина. Во время фотосъемки фонтан, который был у меня за спиной, уж простите, пах нечистотами.
Непонятный памятник возле типографии…
Гимн Якутии на здании по улице Кирова. На фоне традиционных теплотрасс.
Памятник «Россия — Якутия» на пересечении улиц Пояркова и Кирова.
Улица Пояркова. Слева — цирк.
Торгово-исторический район города «Кружало». Брусчатка сделана из деревянных чурок.
Один из ресторанов в «Кружале».
Еще один ресторан.
Торговые ряды.
Еще здания «Кружала».
И еще.
Памятник Петру Бекетову.
Памятник казакам — первопроходцам.
Деревянная «брусчатка».
Преображенский Собор.
Вечный огонь. Раньше я думал, что огонь горит в честь падших во время ВОВ, но оказалось — в честь героев гражданской войны.
На входе в Объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Е. М. Ярославского.
В музее.
Около цирка.
На отдыхе с друзьями на Лене.
Андрей готовит шашлык (аж слюнки сейчас текут).
Валера в Лене.
Лена…. Огромная река.
Лена и Оля на Петуховке.
На даче у Ефимовых. Маганский тракт. Холодно-о-о-о!
В общем и целом, почти две недели очень быстро пролетели…
Что запомнилось в Якутске касаемо тематики отзыва:
Перекресток Кирова и Горького. Пару раз «приложился» машиной о бугор, после этого объезжал этот участок стороной. Таких «ловушек» в Якутске полно…
Поймал болт в переднее правое колесо в Якутске. Не снимая колеса заделал ремкомплектом, который купил в Хабаровске перед поездкой. И самое плохое — на якутских ямах умудрился за день до отъезда пробить поддон автомата. Благо, вовремя заметил — обратился в автосервис на улице Строителей. Огромное спасибо ребятам из сервиса, все заварили, залили новое масло в автомат. Итого — отдал 6 000 рублей за работу и масло.
Дорога в Хабаровск
День первый, 22 июля 2009 года
С вечера собрали вещи, но в машину не грузили. Решили выезжать в 7:00. Утром пошел за машиной на стоянку и увидел, что масло из автомата капает :(. Принял решение дождаться работы сервиса и устранить течь, хотя были дурные мысли ехать так (отмел их подальше). В 9:00 был в автосервисе, ребята подтянули гайки, течь прекратилась. Вернулся домой, загрузили вещи и в 11:00 выехали от дома. Выехали из города и в путь — по Покровскому тракту. Сопки и трава, которыми мы так любовались, когда приехали в Якутск, выгорели и имели рыжий цвет.
Похоже на обсерваторию.
Перед Покровском заправились и наблюдали на заправке занимательную картину:
Вот и пей после этого парное молочко… Проскочили поворот на паром, пришлось возвращаться, благо, дорога заканчивается не так далеко от переправы. В 13:20 подъехали на паромную переправу. Долго ждали, пока паром заполнится. Паромщики забили баржу под самый о-го-го, последняя «Калдина» практически встала на аппарели.
На улице традиционно — жара. Жалел, что спрятал плавки далеко в вещи, а то бы искупался, как это делали некоторые пассажиры парома. Тут же купался капитан соседнего парома и его сын.
Ну вот паром заполнен…
….и мы начинаем движение в 14:40. При чем мы минут 20 толкались с соседними паромами, прежде чем выйти на большую воду. Вокруг — красота!
На пароме пообедали. Про питание в дороге — еще по дороге в Якутск решили есть прямо в движении. Оля на ходу готовила бутерброды, «подносила» курочку, крекеры… Тем самым обезопасив себя от не качественных продуктов и экономя время. Так и ехали почти всю дорогу, покупая продукты в населенных пунктах…
В 15:20 причалили к правому берегу. Умылся в Лене перед дальней дорогой, бросили монетки в воду на счастье и чтобы вернуться — и в путь!
Опять монотонная дорога до Улуу… Скучно, уныло, пыль. Дворником периодически сметаю с заднего стекла кучу пыли.
Встречаем строителей автомобильной и железной дорог.
За Качикатцами увидели едущего нам на встречу велосипедиста. Он был в якутской пыли. Сфотографировать его не успели…
Увидел речку с необычным названием и сфотографировал.
В 19:45 проехали Улуу, заправил 20 литров по 27,6. Позвонили родственникам, доложили обстановку и двинулись дальше. Сразу за Улуу начата отсыпка дороги. Качество дороги в связи с этим, мягко скажем, не очень. Встретился КаМАЗ с переломленным кузовом — видимо, был большой перегруз. Так, монотонно, ехали и ехали…
В два часа ночи остановились ночевать в Алдане, на выезде около двух АЗС. Место достаточно бойкое, машин на ночевке много. От Качикатц проехали 428 километров. Опять вещи из багажника перекочевали вперед, а мы семьей и надувным матрасом на второй и третий ряд сидений.
День второй, 23 июля 2009 года
Подъем в семь утра, собрались и поехали. Жаль, не показал своим Алдан, туда и обратно проезжали его в темноте.
Остановились, умылись, позавтракали уже на ходу.
Остановились сфотографировать уникальное растение — кедровый стланик. На этом небольшом кустарном растении вырастают маленькие кедровые шишки (пробовал их и с этих «плантаций» много лет назад, и в Жиганске).
Удивляет сам лес — нагромождение камней и небольших деревьев. «Каменный лес».
Подъехали к лагерю «Васильевка», жуткое зрелище останков зданий, дорог… Просто зловещее место. Колючая проволока, несмотря на много десятилетий, еще крепка.
Впечатления очень тяжелые… В страшный мороз, в жару, кусаемые кровососущими насекомыми, люди вручную добывали радиоактивную руду. Поистине — страшное государство.
Через несколько сот метров в сторону Нерюнгри справа виднеется кладбище заключенных. На нем видны несколько крестов.
В подавленном состоянии подъехали к перевалу Тит. Когда ехали в Якутск, проскочили практически без остановки. Сейчас же решили сделать остановку и полюбоваться пейзажами. Те фотографии, что видите ниже, лишь частично передают суровую горную красоту. Снег все еще не растаял и виден на склонах. Съехали с трассы и подъехали к радиорелейной станции, которая расположена выше дороги. Полюбуйтесь и вы:
Думаю, что не утомил фотографиями чудесной природы :).
И опять, в дорогу…
Вот и Нерюнгри. Решили остановиться около стел на въезде в город и запечатлеть этот момент.
В Нерюнгри купили продуктов и энергетиков и в 15:20 двинулись дальше. На трассе притормозили около поста ГИБДД, где нас записывали в прошлый раз. Инспектор лениво махнул рукой — проезжай. Мы и проехали. Возле моста через речку Беркакит увидели памятник, похожий на небольшую Эйфелеву башню, увенчанную крестом.
Опять езда по красному асфальту, по гравийке — и вот мы на границе Якутии и Амурской области. Остановились, сходили на смотровую площадку с видом на железною дорогу. На площадке — огромные бетонные Сэргэ (священная коновязь), посвященные строителям БАМа, по крайней мере, так написано на склоне горы. Тропинка и площадка, извините, загажены двуногими существами. Вокруг носятся бурундуки. Вид с площадки завораживает.
За спиной начинается Амурская область.
Вот и попрощались со священной землей Олонхо! В 18:20 въезжаем в Амурскую область. Погода пасмурная. Очень понравился асфальтовая дорога от Лапри до Тынды, несмотря на то, что пошел дождь. Тынду проехали в 20:03, заправился 92-м на «Альянсе» по 26,9. Всю дорогу бурундуки ожидали приближения машины, а потом кидались под колеса. Суицид сплошной! Опять монотонный участок до Соловьевска. Соловьевск проезжали в сумерках. Несмотря на поздний час, на улицах было много молодежи. Проехали не останавливаясь и в 23:30 выехали на федералку. Заправился сразу за развязкой и доехав до Талдана, где умывались и завтракали по дороге в Якутск, в 01:30 легли спать. На стоянке было много машин. Рядом со стоянкой проходит высоковольтная ЛЭП. Провода ее гудели и немного искрили, от этого как-то было не по себе. Но усталость взяла свое, и мы уснули, уставшие от двух дней пути.
День третий, 24 июля 2009 года
6:15 — подъем. Быстро перебрасываем вещи в багажник и едем. На снимке — наше автомобильное ложе, сын еще не проснулся.
Сразу за Талданом начался отличнейший асфальт. Ехали, и на душе было очень хорошо. Доехали до Ганжи. После Якутских дорог гравийка — просто хайвей. Ехали в Якутск, думали, что это очень плохой участок. Или дорожники так ловко отработали?
Ганжу проехали в 8:05, опять начался плохой асфальт, который днем проходился более ловко, чем прошлый раз ночью. Начался хороший асфальт с участками гравия. Ехали по асфальту примерно 130 километров в час. Машину даже не колыхало. Славная дорога!
11:30 — развязка на Свободный. Решили посетить столицу Амурской области — Благовещенск. Я в нем был несколько раз, супруга и сын — ни разу. Поэтому смело поворачиваем на развязке направо, на Свободный. Доехали Свободного. Он оказался провинциальным населенным пунктом. Космодрома так и не увидели. В Свободном никаких указателей по направлению движения из города нет, только ограничения скорости 40 км/ч. Ориентировались по GPS. 12:35 выехали из Свободного.
В 14:20 заехали в Благовещенск. На подъезде к городу увидели каких-то огромных черных насекомых, переползающих дорогу, но останавливаться не стали. Заправился на «Роснефти» — обрадовала акция «Дорога к морю» с 5% скидкой. 1 711 километров от Качикатц. Подъехали к площади Ленина, поставили машину на стоянке и пошли осматривать окрестности. Что увидели:
Набережная Амура, российский пограничный корабль и китайский берег.
Набережная Амура, городской пляж. Вода очень высокая, сказываются дожди.
Памятник Муравьеву-Амурскому.
Купили продуктов и поехали в сторону дома. В Благовещенске опять пришел на выручку GPS. Все мы немного уставшие, сказывается три дня пути и короткие ночевки. 15:45 выехали из Благовещенска в строну Райчихинска, пересекли по мосту реку Зея. Впереди — бескрайние поля Приамурья, засаженные в основном соей.
Пол Новоалександровкой КаМАЗ выехал со второстепенной дороги на встречку, и маленький камешек щелкнул нам в лобовое стекло. Не успел я сказать, что нам после такого проделанного пути и кирпич не страшен, как трещина прямо на глазах прошла чрез половину лобового стекла. Расстраиваться не стал, машина застрахована по КАСКО (после поездки получил хорошие деньги от страховой компании и поставил новое у китайцев на Дикопольцева за 4 800 рублей).
Поплутав по Новобуреинску (вот тут GPS единственный раз за поездку «дал слабину», пришлось воспользоваться помощью местного населения) , выехали к стеле «Москва — Владивосток» в 18:30.
На Архаре заправились на «Альянсе», сфотографировали баннер «Альяса», где отражена добрая часть нашего пути.
Между Архарой и Облучьем очень плохой асфальт. Просто ямы, ямы, выдолбленные дорожниками для ремонта и после этого брошенные. Хорошая гравийка, однако, лучше!
В 20:10 пересекли границу ЕАО. Километр за километром, мы приблизились к Биробиджану. На посту нас остановил инспектор ГИБДД, Узнав, что мы ездили в Якутск в отпуск и сейчас возвращаемся обратно, пожелал счастливого пути. Чуть больше двух часов, и мы пересекаем мост через Амур. От Качикатц мы проехали 2 421 километр, всего за поездку с «покатушками» по Якутску и окрестностям — 6 073 километра. На посту после моста два инспектора ГИБДД остановили нас, уточнили, не везем ли мы запрещенные вещи. Дав отрицательный ответ, едем домой.
ВСЕ! МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!
Что по деньгам получилось за поездку
Бензин — не знаю, просто не считал. Но ушло не более 15 тысяч рублей (не учитывая передвижения по Якутску, но это был просто отдых). На обратную дорогу ушло денег больше, так как делали крюк на Благовещенск, ехали по «хайвеям» 130- 140 км/ч (расход больше), чтобы нагнать полдня отставания от «графика» из-за задержки выезда из Якутска, да и бензин подорожал за три недели.
Прокол двух колес — 100 рублей.
Ремонт поддона автомата с заменой масла — 6 000 рублей.
Лобовое стекло (получил по страховке 24 000 рублей, поставил новое за 4 800. Считай, отбил поездку по деньгам).
Спасибо японским конструкторам, которые создали чудесный автомобиль Nissan Bassara, который не подвел на такой трудной дороге. Особенно комично читать после этого статьи, типа таких https://news.drom.ru/Toyota-FJ-Cruiser-12893.html
Для арифметики: пролет на самолете АН-140 авиакомпании «Якутия» по маршруту Хабаровск — Якутск — Хабаровск обошелся бы нашей семье не менее 85 тысяч рублей. Монополизм, однако — единственный рейс, который связывает Якутск и Хабаровск.
Многое не вошло в рассказ: эмоции, переживания, восторг, встречи с близкими. Но впечатления просто не забываемые, НА ВСЮ ЖИЗНЬ!
Отправив отчет о поездке на Drom.ru понимаю, что таких отчетов будет все меньше и меньше — дороги строятся, однако!
Всем огромный привет!
Алексей Гусев, Хабаровск.