|
В Горный Алтай мы ездили пять лет подряд, очень нравилось ощущение свободы, когда летишь по Чуйскому тракту, ночевки на берегу Катуни, купание в Телецком озере и на реке Иогач. Но… хотелось чего-то большего, и вот мы перед очередным отпуском засели в интернете, чтобы посмотреть, куда можно съездить за свежими впечатлениями. Листая странички, наткнулись на статью «Путешествие в заброшенный мир южного берега Телецкого озера и на Актру на Toyota Corona» на Drom.ru, где Николай и Юлия Маловы описывали восхитительную поездку туда, куда мы даже и не загадывали поехать. Решено! Мы едем!
Экипаж путешественников:
Вячеслав.
Лариса.
Максим.
Лена.
Автомобиль: Mitsubishi Lancer Cedia, 2002 г/в, седан, V 1,5 л, МКПП 5.
Маршрут: (заранее маршрут не планировали, описан по факту, общая длительность путешествия 10 дней) Рубцовск — Смоленское — Бийск — пер. Семинский — пер. Чике-Таман —Купчегень —Акташ — Улаган — юг Телецкого озера — Акташ — Онгудай — Усть-сема — Смоленское — Рубцовск.
В с. Смоленское мы приехали за братом и сестрой Максима, которые собирались отдохнуть с нами около трех дней, не сильно углубляясь в дебри.
Заехали в Бийск, закупили продукты, сфотографировались на память.
За Усть-Семой перед мостом набрали родниковой воды, которая текла из крана какого-то непонятного сооружения. Вода оказалась холодной и невероятно вкусной.
Доехали до Семинского перевала, дорога была просто отличная.
Но потом мы попали в полосу ремонта, приходилось ехать по обочине, пропускать встречные машины, что давало нам возможность любоваться окрестностями и смотреть на небо в предчувствии дождя.
Дождь так и не пошел, зато остановившись около маральника, чтобы перекусить и, если повезет, увидеть маралов, мы наблюдали непонятно откуда взявшуюся радугу, причем не кусочек ее, как в городе, а целиком. Удивительное зрелище!
Проехали Онгудайский район, бесконечно останавливаясь, чтобы пропустить «горных» коров, коз и лошадей, которые внезапно перебегали нам дорогу по одиночке и целыми табунами и совершенно не реагировали на звук клаксона.
И вот перевал Чике-Таман.
Мы, естественно, остановились на нем, чтобы сфотографироваться на память и позвонить домой, т.к. это была последняя точка до Улагана, где имеется сотовая связь.
Уже изрядно подустав от дороги, мы побыстрее хотели найти местечко, где собирались отдохнуть дня три, чтобы продолжить путь с новыми силами.
Спустившись с перевала, увидели, что справа от нас вдоль дороги протекает река Иня и имеется родник Кара-Суу. Тут мы и решили остановиться, тем более, время клонилось к закату. Быстренько разбив лагерь, мы пожарили шашлык, немного посидели у костра, изрядно замерзли, обнаружили, что у нас идет пар изо рта, и легли спать.
Утро было жаркое, солнце пекло во всю мочь, и пока мы готовили завтрак на костре, успели обгореть. В обед купались, загорали и расслаблялись на полную катушку.
Ближе к вечеру на конях прискакали два не совсем трезвых алтайца и за 100 грамм водки нам разрешили покататься на лошадях.
А чуть позже к нам прибились два лайки, которые очень с нами подружились и охраняли нас от бродячих коров, которые умудрились стащить нашу морковку.
Так беззаботно и весело пролетели три дня отдыха близ села Купчегень, и мы расстались с родственниками Максима. Они поехали домой в Смоленское, а мы, быстренько собрав вещи, отправились навстречу нашей мечте.
Выехали мы около десяти утра, абсолютно не зная, сколько продлится наш переезд до перевала Кату-Ярык. Где-то в глубине души точил червячок сомнения… А преодолеем ли мы его?
Мы ехали, восхищались серпантинами и причудливыми горами и тут увидели что-то непонятное, решили остановиться, посмотреть.
Видимо, какое-то обрядовое место древних алтайцев.
Увлекшись дорогой, мы чуть не проехали водопад Ширлак. Потрясающей красоты водопад и легенда о нем. Мы сфотографировались у его подножия и поднялись по тропинке к самому водопаду, хотели сфотографироваться, но тут, как назло, сел аккумулятор в фотоаппарате. Зарядить его смогли только во время стоянки на перевале Кату-Ярык.
Мы доехали до с. Акташ, узнали у пограничников, нужен ли какой-то пропуск для дальнейшего передвижения. Нам повезло, пропуск нужен только для поездки в Ташанту. От Акташа мы свернули влево на Улаган, проехали знаменитые Красные Ворота, но по известным причинам не смогли сфотографировать их.
Приехав в Улаган, мы решили подкупить кое-каких продуктов, так как предчувствовали, что дальше магазинов не будет. Пока мы покупали хлеб, минералку и другое, нас окружили местные джигиты. Трезвыми они были, наверное, очень давно. Половину из того, что они говорили, мы вообще не понимали, поэтому поулыбавшись и покивав головой, мы быстренько залезли в машину и поехали дальше.
В районе Балыктуюля мы встретили новосибирцев, которые возвращались с перевала, мы решили узнать, как дорога, на что они нам сказали, что не рискнули спуститься с перевала. Дальше ехали молча. Сможем или нет?
Улаганский перевал преодолели на одном дыхании и из экономии времени решили не останавливаться на нем.
И вот он, Кату- Ярык! Срочно поставили фотоаппарат на зарядку, пошли любоваться видами долины реки Чулышман.
Потрясное зрелище!
Поговорили с путешественниками из Новосибирска, которые поднялись на перевал и уже возвращались обратно. Кругом были одни джипы. Нам сказали, мол, спуститься-то вы спуститесь…а вот подняться… и тут же огорошили нас: на Телецкое они не проехали, не смогли преодолеть брод.
Немного расстроившись, все же решили рискнуть, ведь кто не рискует, тот не пьет шампанское!
Спуск впечатлил, дорога очень узкая и каменистая. В момент спуска все думали, а как же наверх?
День клонился к закату, и мы решили остановиться на ночевку и утром все же попробовать добраться к южному берегу Телецкого озера, для нас пути назад были отрезаны, желание попасть на заветный берег было выше страха и сомнений.
Для ночевки нам попалось изумительное место на берегу р. Чулышман прямо напротив водопада, название которого мы до сих пор не знаем.
Поужинали, полюбовались прекрасными видами, решили пораньше лечь спать для того, чтобы как можно раньше выехать наутро, тем более начал накрапывать дождь, поднялся ветер и нас валило с ног от усталости, от длительного переезда и переживаний.
Утром, наскоро позавтракав и быстренько собрав вещи, мы продолжили наш путь. Быстро ехать не получалось, так как по дороге постоянно попадались камни, от которых мы то и дело уворачивались.
Столько водопадов, сколько нам попалось в этой чудесной долине, мы не видели ни разу в своей жизни.
И вот мы доехали до бродов.
Первый, второй, третий…. Прошли!
В селе Коо купили хлеба (к слову, хлеб там стоит 35 руб. за булку, для сравнения, в Улагане — 13,50) и спросили, далеко ли до Балыкчи. Нам ответили, максимум час.
Дальше ехали в приподнятом настроении, у нас получается! И тут, как всегда, когда думаешь, что страшное позади, оно сваливается, как снег на голову… Машина подпрыгнула на кочке и всей массой брякнулась днищем на камень. За машиной потянулась черная дорожка… Это конец…
Не буду вдаваться в подробности и сантименты, но нас оттащила на тросу в Балыкчу группа новосибирцев (огромная благодарность), которые тремя экипажами на джипах следовали на озеро и наткнулись на нас, стоящих в полной растерянности посреди степи.
Там алтаец Михаил Иванович (огромная благодарность!) заварил нам картер и раздобыл для нас четыре литра масла (дизельного!).
Добавлю еще, что, пока тянули нас на тросу, сотый «Лэнд», резко дернув на подъеме огромной ямы, выломил нам бампер и деформировал телевизор. Надежда попасть на озеро растаяла, как утренний туман.
Телевизор поправили кувалдой, навесили обратно бампер и защиту, залили масло. Время было почти 19 часов…ехать обратно? А смысл? Ведь до Телецкого всего 7 км… Поехали, застряли в грязи, толкали машину, вымокли до нитки, замерзли и устали…
И вот она, наша мечта!
Мы доехали!
Встали на берегу в кемпинге «Золотые пески» — 100 руб. с машины, 150 руб. с палатки. Думая, где поставить палатку, подошли к ребятам из Барнаула: «Можно, мы встанем с вами? — Конечно!». Познакомились и подружились в тот же вечер! Костя, Дима, Лена, Ира — люди, ставшие нам родными. Душевно посидели, отведали горячего супчика, любезно предложенного новыми знакомыми, полюбовались на полную луну и звездное небо, разбрелись по палаткам, ведь была уже глубокая ночь.
Утром вид был потрясающий! Ощущение, будто ты находишься на краю света…И на краю неба…
Мы покупались в ледяной, прозрачной, как слеза, воде, позавтракали, сфотографировались на память и решили, что дальнейший путь мы продолжим вместе.
А дальнейший путь вел нас «по грибы». Мы поехали смотреть чудо природы —каменные грибы. Для этого нам нужно было на лодке переправиться на другой берег Чулышмана и пройти пешком в гору где-то часа полтора.
На другой берег нас переправил на лодке алтаец Валера.
И вот мы идем пешком. По пути нам попался одинокий домик, там живет пасечник с семьей, абсолютно никакой связи. Натыкаемся на табличку.
Не могли не сфотографировать! Пересекаем ручей, это водопад, находящийся вверх на 9 км. Пьем, умываемся — вода придает силы.
Идем дальше в гору, кажется, что сил больше нет. Да где же эти грибы…
Последние метры, дышать тяжело, пот градом…И вот они! Дух захватывает от увиденного.
Такое ощущение, будто их «ножки» состоят из цементного раствора, известки и щебенки. А «шляпка» — гладкий булыжник. Говорят, это чудо природы образовалось в момент схода ледника.
Идем обратно, Костя рассказывает интересные вещи, дорога кажется легкой и время летит быстро. Обратная переправа, и мы делимся впечатлениями и едем дальше. Решаем переночевать на Чулышмане, а утром двинуть до Усть-Семы. Дружно и весело готовим ужин, хохочем, нас много и мы все преодолели.
Картошечка с тушенкой была просто изумительная и пошла на «Ура!».
Костя приготовил чай из золотого корня и чабреца, который нарвал в походе к каменным грибам. Чай — просто чудо! Тонизирует и бодрит лучше любого энергетика, возвращает нам силы после трудного дня.
Так тонизирует, что сидеть уже никто не может.
Утро. И мы снова в путь. Впереди подъем на Кату-Ярык.
С первого взгляда показалось — сможем. Дима сразу сказал ( у него Hyundai Santa Fe): «Давайте на трос и вперед». Но решили попробовать сами. Первая ступень перевала самая сложная. Она крутая в подъем и длинная. Разогнаться не дают булыжники, торчащие повсюду, а перспектива снова пробить картер как-то не прельщала.
Остановились, подумали… Думай не думай, а ехать надо. Эх! Была не была!
Машина остановилась, не доехав до вершины первой ступени совсем чуть-чуть. Попробовали толкать впятером. Резина горела, проворачиваясь на камнях.
Дима объехал нас и прицепил на трос. Вперед! Остальные пошли пешком. Дальше мы все залезли к Диме в машину, Костя к Славе, и до вершины добрались без особого напряга. Перевал преодолен.
Огромное спасибо нашим новым друзьям!
К сведению, внизу, около перевала дежурит шестьдесят шестой «газон», который за 1 000 руб. поднимет вас наверх. Берегите бампер!
Передохнув на перевале и еще немного пофотографировавшись, мы поехали дальше.
Остановились, чтобы посмотреть петроглифы — древние наскальные рисунки. Впечатлило прикосновение к древности.
Следующая остановка — Усть-Сема. Там мы остановились на последнюю ночевку. Послушали на прощание разговор Катуни…
Расставание было грустным. Мы настолько привыкли друг к другу, что не успев добраться до дому начали созваниваться друг с другом.
Через два дня поняли, что так дальше продолжаться не может. И вот мы встречаем своих друзей у нас дома, в Рубцовске. Вечер, душевная беседа, воспоминания о нашем путешествии, планы на будущее и новые дороги…
И все же, наверное, не самое главное, что мы побывали на южном берегу Телецкого озера, главнее то, что мы нашли друг друга.
Алтай объединяет!
Июль 2009 г.