|
Решили совершить поездку давненько, еще в конце апреля. Договорились с бабушкой, чтобы осталась с младшенькой. А старшего оболтуса было решено взять с собой.
Дело в том, что три года назад (когда дочки еще и в планах не было) мы с друзьями также совершали на июньские праздники автомобильную вылазку на Алтай. Тогда за четыре дня побывали на Телецком, доехали до тупика за деревенькой Уажан, поднялись на Семинский, а на обратном пути заехали в чудное местечко, где Бия сливается с Катунью и берет свое начало река Обь. Ездили на «Капухе» друзей, так как у нас с мужем тогда машинки не было. С тех пор я с мужем на Алтай не выбиралась по причине маленького ребятёнка, чего не скажешь о наших друзьях.
Но вот ребятёнок подрос, мы год назад купили Toyota Corolla Spacio, 1998 г. и решили этим летом покататься вдоволь. Сложность этой поездки лично для меня заключалась в том, что расстояние, которое планировалось проехать, было для меня непривычно большим (около 2 000 км в оба конца), а муж еще правами не обзавелся.
Права у меня седьмой год, да и по горам я каталась, но не в таком длительном режиме. Но раз решили, так решили. В предпраздничные выходные прикупили спальники, рации (удобная штука!), всякие припасы.
Отдельной строчкой хотелось бы упомянуть о сборах, потому как поездка жила в умах и сердцах достаточно давно, но вот реальные сборы начались практически накануне. Так как мой муж не имеет пока прав, во избежание непредвиденных обстоятельств, в целях допуска к управлению моим транспортным средством других лиц, было решено включить в страховку и наших друзей. Несмотря на то, что нужные документы были предоставлены заранее, посетить страховую компанию удалось буквально накануне отъезда, причем практически за три минуты до закрытия офиса. Необходимый провиант также был закуплен перед отъездом, причем также за 15 минут до закрытия магазина. Поскольку от клещевого энцефалита никто из нас не прививался и страхового полиса тоже не было, страховаться также пришлось перед самым отъездом. Сборы вещей и провианта закончил муж уже практически под утро, время от времени отвлекаясь на футбольный матч сборной России с кем-то там, закончившейся безоговорочной победой наших спортсменов. Рыбный пирог, который ему было также поручено закончить готовить, был безнадежно испорчен, хотя это и не помешало сыну и мужу его съесть по дороге.
Но вот все сборы окончены, пришло время отправляться в путь, поцелуй спящей дочери на прощанье и долгожданный отъезд 11.06.2009 г.
Экипаж №1 на «Спаське» из Н-ска: пилот — Я, Оксана, штурман — мой муж Олег и пассажир — сын Илья. В Бердск пробирались по пробкам, т.к. не могли выехать рано (ждали няню). Там к нам присоединился бывалый экипаж № 2 на «Цивике»: пилот — Слава и штурман — его жена Юля.
За Тальменкой начались приключения, сначала нас догнал жуткий ливень, дворники не справляются, видимость нулевая. Пройдя полосу дождя, обрадовавшись и решив, что надо наверстать потерянное время, решили, что Слава поедет вперед, а я за ним.
Так как я не такая резвая на обгонах, приотстав, начала обгонять «Газельку» и, не успев обогнать до конца прерывистой линии разметки, проехалась по островку безопасности. И тут они, доблестные алтайские гаишники! Какой же ужас я испытала, услышав, что это лишение на полгода. Поплакавшись в жилетку, получила штраф 100 руб. за превышение, и довольные двинулись дальше. (Примечание: данное нарушение можно трактовать, как «Несоблюдение дорожной разметки, дорожных знаков» — 100 руб., либо, как «Выезд на встречную полосу» — л.п.у. на 4-6 мес. при условии выезда на полосу встречного движения, которого не было). Гаишникам отдельное спасибо за то, что не испортили отдых.
В этот день больше злоключений не было. По планам было в этот день проехать за перевалы, но моих сил хватило только до Монжерка. Там и разбили лагерь в излюбленном Славином месте (место действительно суперское).
Мужички скатались в магазинчик за пивом и дождевиками (т.к. подтягивались тучки), а мы построгали окрошку. Дружненько разбили лагерь, пожарили шашлычок, пока пиво охлаждалось в местном холодильнике. И уселись наслаждаться местным колоритом.
Поодаль от нас отдыхала взросленькая парочка, он, видимо, морж, т.к. сначала купался в Катуни, а потом, когда мы тёпленько приоделись, продолжал ходить в одних плавках. Не переставали удивляться, сколько машин катило на отдых. Куда они все вместятся? На обратном пути мы это ощутили, когда время от времени стояли в пробках на трассе, особенно в Сростках. Ночью пошел дождик, утром было свежо.
Поскольку нам нужна была помощь, чтобы разобраться с настройками в видеокамере, которые нам сбила дочурка, ждали Славиного зятя, они тоже ехали отдохнуть, но не дальше Чемала (с ними была ребятня). Во время ожидания пускали блинчики и строили башенки из камней, Андрей помог разобраться нам в настройках и, попрощавшись, мы выдвинулись дальше.
До Семинского ничего нового не узрели, места нам знакомые, доехали быстро. Забравшись на него, повстречали табун лошадок, жевавших травку. Слава шел первым, и спугнутая им лошадка кинулась мне под колеса. Реакция у меня «тьфу-тьфу», поэтому никто не пострадал. С живностью я вообще дружу, семь лет назад в деревеньке Уажан мне под машину кинулась курица, её проволокло под днищем, и на обратном пути, когда мы возвращались из пещер, мне её хозяйка вручила потрошённую за 50 руб. Супчик получился великолепный. Думаю, здесь последствия были бы посерьезней!
На Cеминском не притормозили. Спускалась я, не переключаясь на нейтраль, как посоветовал Слава. И все равно было иногда ощущение, что перегруженная попа при торможении перевернёт мою девочку. Вернувшись в город и прочитав отзывы на Славин рассказ о поездке на Первомай в эти же края, поняла, что так неопытному автомобилисту делать не следует. А Славка молодец. Шустрый! Правда, я на обратном пути спускалась с Семинского, тоже иногда совсем не смотря на спидометр.., несмотря на идущий дождь и обилие встречных машин. Долетели до Чике-Тамана. Слава сказал Олегу, что если бы я так ехала в первый день, то мы уже давно были бы на месте. Но аппетит приходит во время еды.
Чике-Таман — перевал что надо! Очень красиво! Наверху пообедали чебуреками — вкусно, а манты — так себе. Сделали пару фото на память (по приезду домой сравнила наши фотки со Славиными в мае, ничего себе, зелени за 1,5 месяца наросло!). Спускалась опять же с опаской не больше 75. На обратном пути вошла во вкус. Сын все время кричал: «Мама, не дрифтуй!». «Форсаж» его впечатлил. Ещё нас с мужем развеселила его фразочка во время езды по серпантинчику: «Прикольно! Как гонки на компе!». Молодежь жизнь сравнивает с компьютерной игрушкой! «Не прикольно! Надо с этим бороться!» — подумала я.
Следующая остановка на ночлег была в живописнейшем и абсолютно безлюдном месте. Недалеко от места, где Чуя впадает в Катунь, есть подвесной деревянный мосточек. (то, что это мосточек, я поняла наутро, когда спустились к воде помыть котелок и посмотрела, как он крепится).
Переправившись на другой берег и поднявшись по обрыву наверх, оказались на небольшом плато, дорога осталась внизу, и было слышно только проезжающие вдалеке машины, а вокруг никаких признаков цивилизации, только высоковольтные провода поодаль. Сотовая связь там, кстати, отменная, ближе к ночи позвонили с работы, было ощущение, что девочка стоит за палаткой.
Нашли костровище от прежней стоянки Славы, разбили лагерь. В тот вечер всех забавляла процедура принятия вечернего душа. Выбор был небольшой, либо мыться в поле видимости лагеря, так как вокруг ни одного кустика, либо спуститься с обрыва и попасть в поле видимости проезжавших машин. Так как машин было крайне мало, и они были далеко, выбрали второй вариант. Приготовили ужин, уселись и под «горилочку» начали наслаждаться восхитительным закатом.
Тишина. Ни ветерочка, ни огонёчка. Но счастье было недолгим. Поужинать нам в тот вечер не удалось. В считаные секунды налетел шквальный ветер, перевернул наш стол с ужином, стал срывать палатки. Но ужин никто не пытался спасать, все бросились тушить искры и угольки, разлетающиеся по абсолютно сухой земле, ведь речка была далеко, и если бы полыхнула палатка или трава, пожар мы бы не смогли потушить. Залив костер и мангал запасами воды, отправились спать. Но не тут-то было, ветер раздувал палатки, раскачивал опорные палки, и всё время срабатывала сигналка у машины, к которой была привязана одна из палаток. Все утихло часам к четырем утра. Сын сказал, что спать в машине больше не будет.
Утром дул только легкий ветерок. Плотненько позавтракав, откопав пару маленьких кустиков для ландшафта под окошком (позже я узнала, что мы были в заповеднике, знала бы, не стала), отправились в путь. Спуск по обрыву и переезд через мосточек на обратном пути оказался страшнее. Мужчины меня покинули и снимали все с берега.
Заехали на обзорный обрыв, посмотрели как обнимаются Чуя и Катунь. Красиво! Портит всё только кемпинг для машин. Повстречали знакомых бердчан. Как тесен мир!
Вскоре доехали до наскальных рисунков (723 км).
Сходили на экскурсию, во время которой не оставляла мысль, а не наши ли современники всё это накорябали в целях привлечения туристов? Тем более, что совсем свежих наскальных надписей тоже хватало, но к середине экскурсии мысль отпустила, долго пришлось бы корябать.
Впечатлило! Взяла с сына слово, что на уроке истории подготовит доклад с фотоотчетом Благо, у них почти во всех классах интерактивные доски.
По дороге прямо на ходу фотографировали чудеснейшие пейзажи, особо впечатлили обвалы, удивляло, как из горы может так много высыпаться.
Остановились в деревушке с забавным названием Белый Бом набрать воды, запомнила для себя, что там есть шиномонтажка (выяснили для себя позже — не работает). Следующей нашей остановкой были Красные ворота. Слава припугнул, что до них порядка 25 км грунтовки. Оказалось, на порядок меньше. О красотах этих мест даже и говорить не буду, всё равно слов не хватит.
По планам это место должно было быть конечным пунктом нашей поездки, но я, воодушивившись, рискнула предложить, а не рвануть ли нам до Монголии?
Все поддержали и никто не пожалел, так как через пяток км начались такие красоты, что мы постепенно приходили в ужас, что могли повернуть обратно! Сначала одна снежная вершина, за поворотом другая.
Охам и ахам не было предела, пока я случайно не бросила взгляд в зеркало заднего вида.
Должно быть, друзья сделали то же самое, потому что по рации мы им не успели сообщить об экстренной остановке. Прыгали и орали от счастья, как дети. Ощущение нереальности!
Дальше мы не успевали следить за сменой пейзажей, такие они разные и по-своему красивые. До Монголии не доехали около 70 км, начались проблемы с дорогой. Славины знакомые предупреждали, что это место эпицентра землетрясения. Не хотелось разбивать ходовку почем зря, да и надо было пройти хоть немного пути к родному дому.
Перекусили «Доширака» на скорую руку, позвонили бабушке, что выдвигаемся назад (она, конечно, не поверила, что мы так далеко забрались) и двинули обратно. В 19 часов после долгих поисков привала нашли чудное местечко на бережку. Смущал только знак «Камнепад» неподалёку на обочине дороги и огромные камни на нашей полянке, свидетельствующие о том, что знак установлен верно.
Камни нам послужили дополнительными стульями и столиками. Ночь прошла спокойно, про предупреждающий знак не вспоминали.
Утром, как и планировали, встали в шесть утра, быстренько поели, так же быстренько собрали вещи, но выдвинуться удалось не так резво. Отъехав 1 м, обнаружила, что у меня спущено правое переднее колесо. Разгрузились, достали запаску, домкратик, но не тут-то было.
Поменяв заднее колесо на «банан», как мужички не пытались, но так и не смогли снять спущенное. Затянуто было на славу. Потом на шиномонтажке меня спросили, где меняла колеса, мол, там, наверное, только камазисты ездят?
Пришлось накачать колесо и пытаться выбраться хотя бы на трассу. Выехав с места стоянки, понаблюдав за состоянием пробитой подковы моей железной лошадки, приняли решение потихоньку двигаться в сторону цивилизации. Забавно было наблюдать за сыном, когда он постоянно на ходу высовывался в окно проверить, не спустило ли. К нашему великому разочарованию, ближайшая шиномонтажка не работала и следующие две тоже. Так что 300 км пройдено на пробитом колесе, в том числе два перевала. Колесо залатали только в Усть-Семе, достав саморез, предательски врезавшийся в шину. Можно сказать, повезло, что смогли такое расстояние преодолеть на пробитом колесе, да еще по таким перевалам.
Обратный путь составил 13 часов. Подъезжая к Н-ску, я ненавидела процесс вождения, хотя порулить люблю. А ещё была уверена, что завтра поеду на работу на метро, но выглянув утром 15-го числа в окно, залитое дождем, я взяла с зеркала ключи от своей грязненькой, уставшей подружки, протёрла салфеточкой панель приборов и вставила ключ в зажигание…