|
Вот я и добрался до пера и бумаги, и совсем не важно, что пером служит клавиатура с кнопочками, а бумагой — старенький 15-дюймовый монитор, главное, что добрался. Вот уже восемь месяцев как закончилось наше путешествие, а я только сподобился. Это, наверное, потому, что ностальгия по лету и путешествиям достигла своего апогея.
Хотя давайте всё по порядку. Идея посетить горный Алтай возникла у меня ещё зимой, этому можно найти вполне логичное объяснение. Во-первых, мы с женой в прошлом туристы, во-вторых, у нас есть опыт дальней поездки по маршруту Омск — Кяхта (это в Бурятии) летом 2007 г., в-третьих, очень хотелось в горы.
Если что-то пришло на ум, то оно там настолько крепко засядет, что покоя просто не даёт, вот и начинаешь, чтобы как-то сбросить пар, читать что о поездках люди пишут, изучать карты и вообще рыться по просторам всемирной паутины, и конечно, искать попутчиков, ведь недаром говорят, что дорога вдвоём в два раза короче.
Сделать дорогу короче своё согласие высказали ещё два экипажа по четыре человека (мама, папа, дети) — наши друзья. И главное, мы смогли найти время, а это оказалось очень нелегко.
Итак, 11.06.08 г. в послеобеденное время из разных концов города Омска в восточном направлении выдвинулось три автомобиля: Suzuki Baleno 2000 г.в., универсал с нашим экипажем на борту, автомобиль Nissan Skyline с семьей Сосницких и единственный представитель отечественного автопрома автомобиль ВАЗ-2110 с семьей Жибурт. Для удобства передвижения по трассе была выбрана тактика «каждый едет так, как хочет» с регулярной телефонной связью и встречей перед славным городом Новосибирском.
Описывать дорогу до Новосибирска нет никакой необходимости: 665 км скучной, нудной, практически прямой дороги среднероссийского качества. Хочется отметить один факт — на ней мало СТО, АЗС, да и населённых пунктов в пределах видимости почти нет.
Бесконечного ничего нет, и часов через семь все три экипажа благополучно встретились на окраине города Новосибирска. После короткого собрания прямо у дороги мы решили пройти город (т.к. объездной дороги в Новосибе нет), и потом искать место для ночёвки.
Город прошли по окраине, не плутая (у одного экипажа был навигатор). Первая проблема в виде пробки на дороги возникла после прохождения плотины Обского водохранилища в районе Академгородка. Её возникновение вполне логично: дорожные службы ведут работы — это раз; был вечер перед четырьмя днями отдыха и люди двинулись поближе к природе — это два. Так мы и тянулись битый час до выезда из города, точнее до поста ДПС, именуемого в народе «вшивая горка», и даже немного дальше.
Вырвавшись на свободу много проехать не успели, начало темнеть, надо думать о ночлеге. Прямо с дороги выбрали хорошую зелёную полянку недалеко от трассы, свернули на неё. Каково же было увидеть, что вся поляна очень сильно «заминирована», местные коровы, видимо, постарались на славу. Менять место дислакации было поздно. На дворе ночь, да и мы не собирались здесь оставаться надолго. Кое-как разгребая «мины», поставили палатки, разложили походные столы, выпили по 50 грамм за начало путешествия и на боковую.
Проснулись очень рано, хотя и не собирались. Семья Сосницких не смогла сроднится с палаткой и в районе четырех часов утра приступили к постепенной побудке всех. Нет худа без добра, зато мы раньше выехали. Дальше без особых приключений, с остановкой в Сростках в доме-музее Шукшина, благополучно добрались до места дислокации — берега реки Бия в нескольких километрах от Телецкого озера. Поставили палатки, развели костерок, приготовили покушать, при этом не забывая любоваться природой.
А любоваться действительно есть чем, недаром все так стремятся здесь побывать. Правда, вечер был омрачён небольшой неприятностью: одного из детей, которые не вылезали из высокой травы, укусил клещ. Ради безопасности съездили в Артыбаш и сделали ребёнку прививку, хотя уже потом умные люди посоветовали при поездке в такие места иметь с собой шприц с иммуноглобулином и колоть при необходимости, говорят, это надёжней вакцинации.
Погода в горах всегда отличалась быстрыми переменами, и к вечеру зарядил мелкий дождик на всю ночь. Утром всё было мокрое: и трава, и палатки, и всё, что не было убрано. Поутру выяснилось, что семья Сосницких так и не смогла сроднится со своей палаткой и ночью все вчетвером перебрались в автомобиль, хотя, «Nissan-Skyline» не совсем приспособлен для сна четверых человек. Надо сказать что, наша семья выспалась даже очень неплохо.
Утром, завтракав, как истинные туристы, приготовленной на костре кашей (всем очень понравилась), поехали в Артыбаш, чтобы попытаться совершить экскурсию по Телецкому озеру или побродить по окрестностям Артыбаша в районе водопадов Третьей речки, или совершить какое-нибудь восхождение.
Проехав несколько километров до посёлка, обнаружили, что и там погода нелётная, посему водопады и восхождения отменяются, а экскурсии совершаются только на лодках и катерах, а их на причале уже нет (мы слишком долго собирались). Пришлось ждать, часа через полтора пришёл катер на подводных крыльях, мы, опередив многочисленных конкурентов, его и зафрахтовали, правда, удовольствие оказалось не из дешевых — семь тыс. руб. за экскурсию на водопад Корбу 2,5 часа вместе с дорогой.
Водопад очень понравился. Омрачало лишь то, что народа там тьма (всё-таки праздники) и на водопад можно посмотреть лишь снизу.
По прибытию в Артыбаш ещё раз убедились в непредсказуемости алтайской погоды. Если на водопаде погода пошла на плюс, даже солнце вышло, то по прибытии мы лишь успели от катера добежать до машин, как вчистил хороший дождь даже ливень. Так что даже не обменявшись впечатлениями, мы помчались навстречу другим чудесам Алтая.
В 20-30 километрах от озера туч не стало, вышло солнце, и больше за время нашего пребывания на Алтае дожди нас не беспокоили.
Следующей точкой нашего путешествия был Чемал с его мощной положительной энергетикой. А на ночёвку планировали встать в районе п. Усть-Муны и при этом не в палатке, а в более цивилизованном месте. На этом настаивали два экипажа из трёх (все кроме нас, ну что с них взять, матрасы они и есть матрасы).
В Усть-Муны выяснилось, что все более менее цивилизованные места, включая частный сектор, (за исключением может быть люксов в дорогих базах, про них не спрашивали) были заняты основательно. Но желание общественности не ночевать в палатке было настолько велико, что, в конечном итоге, был найден сторож из местной школы, согласившийся сдать нам на ночь здание начальной школы за три тыс. руб. плюс с него ещё и баня. Но не всё так просто, когда мы уже расположились, матрасы надули, вода кипит, машины в стойле, а мужики, как в анекдоте, сказали: «Ну чё?!», пришла директор этой школы и самым бесцеремонным образом выгнала нас на улицу вместе с малыми детьми. Как оказалось, она тоже сдаёт отдыхающим жильё и не хочет, чтобы на неё пала тень подозрения в использовании служебных помещений. Но дабы не оставлять нас на улице договорилась с заведующим клубом, и нас разместили в клубе.
С утра мы двинулись к Чемалу, места там очень красивые, только опять одно «но» — очень много людей (видимо, не у одних нас выходные дни).
Прошли по живописной тропе до монастыря, но на остров не пошли, не хотелось стоять в очереди около часа. Обратно пошли не по тропе, а напрямую в гору, надо было дать организму нагрузку. Понравилась так называемая «тарзанка» в районе плотины, её длина метров 300 не меньше, цепляют тебя за карабины к блоку, и ты летишь через Катунь со скоростью ветра, руки сами взметаются в стороны, и человек на несколько секунд становится птицей. В общем, нам на Чемале понравилось, но пора было ехать дальше.
Следующей точкой путешествия были Тавдинские пещеры. Проехав через платный мост на «Бирюзовую катунь» — современный комплекс со всеми удобствами, купили билет и полезли в пещеру.
Это была моя первая пещера, так что сравнивать не с чем. Но опять же общий для всех мест минус — очень много народа. Как нам потом сказал один знающий человек, в пещеру надо идти вечером, когда нет экскурсий и свет выключили, берёшь фонарик — и вперёд за ощущениями. А так какой-то Бродвей получается. Осмотрев очередную достопримечательность, отправились искать место для ночлега (вариант с палаткой коллективом не рассматривался). Нашли на берегу Катуни в лесу базу, совершенно новую, всего несколько дней как открытую. Называется, кажется, «Два медведя», очень неплохое место. Посетили баню, в которой как нам показалось, мы были чуть ли не первые клиенты. Сходили на берег, тоже очень живописный с беседками на обрыве.
Прямо на базе договорились на следующий день на сплав. Обещали забрать прямо с базы и потом вернуть на место. И как ни странно, даже не обманули. Инструктор был хороший, было очень интересно и познавательно, правда, мокро.
У нас сплав был два часа и начинался чуть выше моста на «Бирюзовую Катунь», если в следующий раз поеду, возьмём четыре часа и начало маршрута повыше.
После сплава стали собираться в сторону дома, ведь праздники не бесконечны. Товарищи на двух машинах рванули сразу домой и ночевали в гостинице в Бердске, достижением которой, по словам администрации, является то, что в ней останавливался Жириновский. А мы с семьей через Айский мост, заехали на Чёртов палец и через Алтайское — домой с ночёвкой на берегу реки Чумыш.
Выводы:
Вот и всё, спасибо всем, кто дочитал. Пишу первый раз, не судите строго.