|
Вот читал, читал отчеты на Drom.ru и решился, наконец, написать рассказ о своем путешествии на Дальний Восток. Описано будет второе путешествие, как более осмысленное и свежее в памяти, поскольку первое пролетаешь с глазами «по пятаку», морем впечатлений и полным отсутствием способности сколько-нибудь конструктивно все это описать.
Вообще, вторая поездка получилась достаточно спонтанной и неожиданной, поскольку я, как студент, не очень-то имею возможность уехать в учебное время надолго, чтобы потом не было большого гемора. Но тут, видимо, звезды так сложились, поскольку, продажа второй машины совпала с окончанием осенней эпопеи по уборке урожая, и в учебе возникла некоторая пауза в связи с тем, что у преподов оказались в октябре дела поважнее студентов. Как и в первый раз, поехал я с батей, дабы ему не мотаться дважды подряд, да и мне съездить хотелось.
Ехать было решено поездом, во-первых, потому что дешевле, во-вторых, тогда была в разгаре неразбериха с долгами А/К перед аэропортами и постоянными задержками рейсов. Поехал я в ж/д кассы разведать обстановку с билетами на поезд, поскольку было неизвестно будет прицепной вагон от Красноярска или билеты появятся только за трое суток. Оказалось, вагон такой был, и я взял билеты в плацкарт по цене около 2 200 руб. каждый до Уссурийска.
И вот седьмого октября в 11 утра мы садимся на поезд, впереди пять суток пути. Наш вагон был практически весь занят перегонами и челноками, так что всю дорогу во всех купе только и травились байки о федералке. Дорога в поезде достаточно рутинная, зато приезжаешь соскучившись по ходьбе и по рынку гулять веселее. В случае с самолетом на рынке оказываешь замотанным и не спавшим толком две ночи. Сначала первые сутки тянутся долго, потом дальше время летит достаточно быстро. Впечатлил Хабаровский вокзал.
И вот, пять суток спустя, в шесть утра по местному времени, прибываем в Уссурийск, где, собственно, почти весь поезд и высаживается. Садимся на такси, автобус «Хайс», как раз два места в нем оставалось. Приехали на рынок, солнце еще даже не начало всходить, продавцов почти нету. Сдали сумки в камеру хранения, отправились на предварительный осмотр рынка. Машин прилично, ценники средние. Записывали на бумажку какие авто посмотрели чтобы не было каши в голове.
Первой привлекла внимание Mazda Familia, беленькая, седан, 2001 г., отдавали за 170 000 руб.. Осмотрели, решили вернуться, когда взойдет солнце. Двинулись дальше по этому ряду, проходим мимо белой Honda Fit, женщина-продавец открывает дверь, с украинским наречием говорит: «Посмотрите машинку, отдаю задешево, надо машины с таможни забирать». Остановились посмотреть. Беглый осмотр выявил крашеное крыло в остальном вроде все цело. Решили так же вернуться, когда окончательно рассветет.
Прошли полрынка, сравнили ценники на «Фитов», оказалось, действительно недорого просит. Солнце уже совсем вышло из-за горизонта решено было вернуться за «Фитом», поскольку на рынке таких же как мы два поезда прибыло. Вернулись, начали смотреть, подошли еще пани, которые хотели этого «Фита» взять, так что вернулись мы вовремя. Кроме крыла более косяков не нашли, отдали задаток. Одно авто куплено, пошли искать второе, что оказалось проблемой, посмотрели и Mazda Premacy и Honda Mobilio Spike, машинки нормальные, но ценник высоковат. В конце концов, пошли поглядеть получше присмотренную ранее «Фамилию»-седан, но по дороге наткнулись на «Фамилию»-хэтчбек, поглядели, ценник устроил, забрали.
Пока ждали, чтобы рынок немножко освободился, поскольку машинами были забиты все проезды, застраховали машины, купили в ларьках на рынке пластырь, «набор перегона»: аптечка, огнетушитель, знак, взяли на пробу прозрачный чехол, купили резину. Кстати, что значит спешка, на «Мазду» выбрали резину по модели и рисунку протектора, чтобы совпадала со стоящей на ней, т.к. сзади были лысоватые колеса, но взяли 14 диаметр, поскольку были в полной уверенности, что там такой, а колеса оказались 13-е. Причем заметил я это уже когда стоял на рынке у нас в Красноярске. На «Фит» взяли комплект «зимы», поскольку он стоял на лысом «лете», а время все же осень, можно было нарваться на гололеды в дороге. По одному колесу надели на диски в качестве запасок. Кстати, диски обязательно примеряйте, поскольку они могут цеплять за суппорт.
Так же советую всем сразу купить на рынке рации, очень помогает в дороге, особенно координироваться при проезде городов, да и в пути можно разговаривать, ехать веселее. Только их надо выключать и прятать при проезде постов ДПС, найдут — конфискуют. И будут сами играться :).
Итак, все уложено в машины, проверено давление в колесах, залито по 10 литров на дорогой заправке сразу на выезде с рынка, выдвигаемся в путь. Я на «Фите», отец на «Фамилии» впереди.
Ощутил почти сразу, что значит не очень длинная машинка с простенькой подвеской: сильным боковым ветром меня поначалу прилично швыряло по дороге. «Мазда» шла как по рельсам. Первый раз остановили на Спасском посту, гаец спросил, есть ли оружие, поглядел в багажник, зачем-то попросил отковырнуть заглушку за левым задним фонарем, но это у меня не получилось. Потом решили, что там, видимо, часто прячут пистолеты. Первая остановка на обед в кафе «Оазис», там же можно остаться ночевать, но мы не стали останавливаться, только пообедали. Там я подклеили ветровики на «Фите», потому что родной скотч на них почему-то скукожился, они висели только на болтах и на скорости сильно трещали.
Здесь же нормально упаковали колпаки, чтобы не поцарапались от тряски. Уложились по-дорожному: вытащили домкрат, балонник и кривой, уложили все это в пакет, положили на пол за передними сиденьями. Набор перегона положили на пол перед передними сиденьями. Поискали картон, но он был весь грязный, пришлось потом забегать в магазинчики по дороге, просить у них.
Контрольной целью первого дня было доехать до Лучегорского поста, до него мы добрались в начале 11-ти вечера. Там у нас проверили документы, аптечку, знак, огнетушитель. Поскольку спать не хотелось, решили ехать до Бикина. На этом участке произошел забавный случай, перед каким-то мостиком под колеса отцу чуть не кинулась лиса, пришлось тормозить резко, а она, видимо, ошалела от света и начала прыгать перед машиной, в общем, проехали мимо нее потихонечку. На ночевку остановились в Бикине, времени было около полпервого ночи. Остановились возле кафе, потому что забыли, что в Бикине есть пост. Хотя и возле кафе народу было немало. Легли спать.
Проснулись около пяти утра, может даже раньше. Хотя проснулись мы так рано не потому, что экономили на сне (хотя и это тоже), просто ни я, ни батя дольше спать в машине не можем, самый крепкий сон прошел, а дальше только ворочаешься. Умылись и поехали дальше. До Хабаровска добрались около восьми утра. Что удивило, так это достаточно большое количество людей на остановках в выходной. Так же заметил, что все люди одеты почти по-зимнему, а я в машине в одной футболке сидел. Проскочили Хабаровск довольно шустро.
Дорога до Биробиджана заняла еще три часа. Кстати, на этом участке, особенно ближе к Биробиджану, самая лучшая и прямая дорога за весь путь. Я засек в одном месте расстояние по прямой от поворота до поворота — 11 км! Единственное, что остужает желание ехать 180 км./час, так это отсутствие абсолютной уверенности, что не будет засад. Федералка в общем-то такая же прямая, только покрытие там — далеко не идеальный асфальт.
Клеиться остановились на «Пит-Стопе» после Биробиджана, кафе достаточно известное уже. Кстати с моей последней поездки там появилась шиномонтажка.
Здесь сделаю небольшое отступление, посоветую, как лучше оклеиваться, дабы новички не повторяли вечных ошибок. Вообще, пластырь клеить лучше вдоль. Если клеите поперек, то надо начинать от краев к носу машины. При наклеивании старайтесь не допускать даже самых маленьких дефектов в контакте пластыря и поверхности. Так же старайтесь, чтобы наклеенная полоса пластыря всегда была одним куском. Если это правило выполнить не получилось, то лучше подклейте это место дополнительно скотчем. Помните, до самой федералки вам, по сути, ехать еще целый день и большая часть пути будет асфальтирована, поэтому любые, даже маленькие, дефекты оклейки будут задраны потоком воздуха моментально. А трепыхающийся пластырь делает множество царапинок на лаке буквально за 10 минут! Передний край пластыря лучше подвернуть за капот, чтобы он был прижат (видно на фото как). Не забудьте заклеить все блестящие элементы и шильдики. Бампера арки и пороги замазали жидким чехлом, он, кстати, оказался очень даже хорошей штукой.
Вообще, клеятся все, кто во что горазд. Нам больше всего понравилась мягкая лента и сверху скотч, но перед поездкой я ее нигде не смог найти с клейкой подложкой, во всех магазинах была простая. Остатков хватило только на одну машину, я решил заклеить ей «Фита», поскольку его капот имеет больший угол атаки к дорожному полотну. Так же я видел как закрывают капот какой то мягкой подложкой, которую фиксируют скотчем по краям, кто-то клеит самоклеящиеся обои, кто-то мажет бустилат или ПВА.
Кошка местная, не мог не сфотографировать.
Оклейка заняла часа три-четыре и сил отняла прилично. После оклейки здесь же пообедали, проверили, чтоб ничего не забыть и двинулись дальше. По местному времени было около двух часов. До самой федералки ехать еще целый день, дорога будет то асфальт, то гравийка. Дорога прямая как линейка, но из-за качества покрытия этого порой не замечаешь.
Природа очень напоминает здесь нашу сибирскую, разве что дубовых рощ у нас нет. Асфальт уже не такого качества, как до Биробиджана, но, по крайней мере, это асфальт. Примерно через час после выезда от «Пит-Стопа» батя заметил скол на стекле, остановились заклеить.
Когда ехали, по полям гуляли очень сильные палы. Дым местами тоже попадался густой как туман.
На асфальтированной трассе рации очень помогают при обгонах, сначала тот, кто сзади, оттянувшись на приличное расстояние, может подсказывать первому, затем первый, обогнав, говорит, когда можно обгонять второму. Особенно это удобно на серпантинах и в плотном трафике. Хотя перегоны, которые ездят с 90-х, ими как-то не очень любят пользоваться, но новичкам они будут очень полезны. Да и повторюсь, возможность поболтать в дороге как будто вы сидите на соседних сидениях тоже не маленький плюс. А дорога длится, асфальт сменяет гравий и наоборот, солнце уже обогнало нас и ушло на запад.
Участки гравия постепенно становятся все больше и больше.
Около 5 часов вечера проехали Бурею.
Впереди знаменитая стела, без фото с которой не обходится ни один отчет, в первую поездку я не очень хорошо там сфотографировался, в этот раз остановились и сделали нормальные фото.
Кстати, почти сразу за стелой пост.
Да, советую взять с собой в поездку покрывало, только не толстое, чтобы положить его в качестве чехла на сиденье. Поможет защитить обивку от грязи, а летом и осенью поможет не «пропотеть» сиденье. Только возьмите старое, проверенное временем, чтобы оно гарантировано не красилось.
Около семи часов солнце стало садиться. Хорошо было видно, что едем мы почти строго на запад. А в первый день солнце шло справа налево, потому что до Хабаровска едешь на север.
В этот раз мы сильно опережали график моей первой поездки. Тогда мы остановились ночевать в кафе перед Свободным, в этот раз его проехали около девяти часов вечера. Сделали там короткую остановку, купили дубовые веники в баню. Под вечер гравия становилось все больше, а асфальта все меньше. Но дорожники работали очень оперативно, поэтому там, где летом были камни, на этот раз нам попадались большие участки асфальта, причем некоторые уже даже с разметкой. В общей сложности с лета положили, наверное, километров 300 асфальта, не меньше. Это еще более ускорило темп нашего движения и, ближе к ночи, мы уже были на том самом участке, что именуется федералкой. Около восьми-девяти часов остановились поужинать, кафе очень приличное, немного правее от дороги, там была очень интересная защита от грузовиков, бетонные блоки поставлены так, что между ними пролезает только легковая машина.
Ценники на заправках здесь, мягко говоря, конские.
Местом для ночевки выбрали заправку, вокруг которой уже стояло несколько машин. Времени было снова первый час ночи. Время за рулем — около 20 часов. Ну, если не считать время оклейки, то 18. Кстати, я почему-то выключил печку перед сном, поэтому среди ночи проснулся от того, что меня колотило от холода, спросонья я подумал, что заглушил машину, полез к ключу, повернул, характерный хруст дал понять, что двигатель работает. Включил печку посильнее, направил на себя, укутался в куртку и уснул.
Проснулись снова в пять утра, на этот раз меня разбудил батя, постучав в стекло. Еще было темно, машин, кстати, прилично прибавилось. Умылись и двинулись дальше. Не помню сколько точно времени ехали, не более получаса, заскочили в кафе позавтракать, выпили кофе с блинчиками и снова в путь. Впереди почти сутки дороги по гравию, самая трудная и интересная часть пути – федералка.
Солнце нас встретило уже в дороге, светом в зеркала.
Как уже не раз упоминалось, на федералке лучше ехать по левой стороне. Читал версию, что по правой местные раскидывают гвозди, не знаю, мы ехали по левой лишь потому, что она менее разбита. От впереди идущего лучше оттягиваться подальше, чтобы не глотать пыль и не наловить камней.
Кстати, в который раз уже напомню о правилах движения на федералке: если догнали кого-то, включите левый поворотник, как правило, вас довольно быстро замечают и перестраиваются, чтобы пропустить. При обгоне сбросьте скорость до минимальной и прижимайтесь как можно левее. Это все снижает до минимума вероятность закидать друг друга камнями. Если авто впереди не перестроился, то включайте правый поворотник и обгоняйте справа, по тому же принципу, что и слева. Если обгоняют вас, то перестройтесь и сбросьте скорость как можно больше. Обычно эти нехитрые правила знакомы всем и обгоны труда не составляют, лишь иногда попадаются бешеные валенки, летящие вперед, как Гастелло на таран, от таких старайтесь держаться подальше, а если такой вас обгоняет, то лучше вообще остановитесь, пусть летит вперед, зато вас камнями в таком случае не закидает.
Кстати, если будете ехать как человек, велика вероятность, что вам успеют подсказать, если что-то не так с машиной. Прошлую поездку я обошелся без проколов, в этот раз так не повезло. Когда я обогнал белую «Короллу», она почти сразу начала сигналить фарами, остановился на обочине, опустил стекло, водитель «Короллы» сказал уже ожидаемую фразу: — Колесо! — Спасибо! — ответил я и позвал по рации батю, который уехал уже вперед, чтобы он вернулся, поскольку колеса были у него.
Выйдя из машины, я обнаружил, что заднее колесо спустило лишь наполовину, спасибо огромное еще раз человеку из «Короллы». Сменил колесо за 10 минут, поскольку все необходимое предусмотрельно было положено поближе еще в «Оазисе». Двинулись дальше.
Вообще на федералке есть места, укатанные лучше асфальта, по ним можно ехать с нормальной скоростью. Основную опасность представляют участки активного строительства, засыпанные скальником. На них можно сильно пропороть резину. Так же опасны «волны», если их прозевать и не затормозить вовремя, то можно долбануться поддоном — и вот тогда привет! Хорошие участки выглядят вот так.
После Ерофей Павловича второй раз вынужденно мы остановились из-за колеса «Мазды». По какому-то совпадению так же заднего правого. Снова быстренько поставили приготовленную запаску и поехали дальше.
На обед остановились в Семиозерном. У меня сложилось впечатление, что здесь останавливаются почти все, потому что кругом было множество машин перегонов, автовозов, автобусов. Мы обедали в кафе сразу после поворота направо, лично мне оно очень понравилось, кормят там хорошо. После обеда батя поставил жгутики на пробитые колеса, теперь у нас снова есть запаски. На фото за автовозом видно поворот к кафе.
Вообще на федералке можно встретить почти любой авто, например, летом нам попалась S2000, на этот раз меня удивила сцепка «на миллион»: «Филдер» в новом кузове тащил за собой 20-го «Приуса». Еще попалась пара интересных сцепок, которые тащили два Mitsubishi Pajero Mini (или как-то так, в общем, самый мелкий «Паджерик»), причем в роли тягачей выступали Nissan March и, кажется Toyota Vitz. Вроде бы логичней была использовать в роли тягачей «Паджерики». Правда, потом мне вспомнилась где-то прочтенная информация, что на них слабоватые автоматы, видимо, доля правды в ней все же была. А еще мне кажется, что в «Терминаторе» снимали дорожную технику.
C погодой нам очень повезло, весь день было яркое солнце, буквально за неделю перед нами здесь была сплошная стена дождя, а через неделю после все завалило снегом. Кстати, из-за сильных дождей появилась новая опасность: просадки грунта, которые выглядят как множество ям среднего размера. Издалека их заметить тяжело, а если выскочил на них, то лучше не тормозить, иначе привет поддону.
Местами объезды заставляли даже побаиваться, не утонуть бы по капот.
Еще небольшой совет, во время любых остановок делайте беглый осмотр машины, посмотрите колеса и загляните под днище, не бежит ли масло. Если произошел какой-то удар, последствия которого вызывают сомнения лучше так же сделать остановку и проверить.
На мостике осматривать машину сподручнее.
Ближе к вечеру мне «повезло» с колесом во второй раз. Почти сразу после проезда дорожных работ я почувствовал, что вибрация от кочек стала жестче в разы. Осмотр показал, что левое переднее колесо пропорото по борту, что называется «от уха до уха». Покрышка на выброс. Поставил на запас залатанное колесо стоявшее сзади, обнаружил, что оно к тому же пошло грыжами, это не есть гут, но для движения по федералке лучше доубивать плохую резину. В качестве брызговика, кстати, использована четвертинка от старого резинового коврика.
Больше происшествий с колесами у нас не было. Мы то быстрее, то медленнее ехали, отсчитывая километры до асфальта. Задачей на этот день пути было добраться до читинского поста, ближе к вечеру начали появляться сомнения, сможем ли, но когда добрались до конца гравия и снова пошел асфальт, решили ехать до победного. Поужинали около полуночи. Ближе к часу все-таки доехали до поста. Впереди был асфальт, поэтому рисковать и ехать дальше на колесе с грыжами, стоящим к тому же на встречную, не стали.
Сразу за постом в шиномонтажке надели на диск от пропоротого колеса зимнюю покрышку. Поставили его вперед, а так же поменяли местами колеса на правом борту, зимнюю поставили вперед, чтобы впереди были одинаковые колеса, летнюю спереди переставили назад. Колесо с грыжами заняло место в багажнике в качестве запаски. Проверили масло и легли спать. Времени был второй час ночи, за рулем почти 21 час.
Проснулся я около пяти утра, немного поворочавшись, решил, что пора вставать. Снова умывание и в путь. Забайкалье встретило нас пасмурной погодой и моросящим дождем. Асфальтированная дорога, местами извилистая, часто со сплошными снова заставила вспомнить о пользе раций.
Унылый равнинный пейзаж постепенно сменился очень красочными местами. Взять зеркалку и можно будет неделю фотографировать, если не больше! Перед этим камнем идет довольно длинный спуск, и в самом начале этого спуска, когда вы выезжаете на него из поворота, очень часто стоит засада. Название поселка, к сожалению, не помню. А камень очень красивый, фото с телефона не передает совсем. Да и вообще места там очень красивые.
Проехали Улан-Удэ, на посту нас остановили, проверили документы, дорожный набор, сверили номера. Обедали в кафе, в котором, по утверждению бывалых перегонов, кормят настоящими позами, а не просто большими пельменями. Кстати, мне они очень понравились еще с первой поездки, поэтому, чем ближе подъезжали, тем сильнее хотелось поскорее в него попасть. После Улан-Удэ дорога постепенно подходит к Байкалу и потом идет вдоль него. Мне очень хотелось сфотографироваться, поэтому подъехали поближе на каком-то повороте, перешли через железную дорогу и сфоткались на самом берегу. А вот умыться в Байкале я почему-то не допер. Перед этим сфотографировал указатель.
Некоторое время спустя въехали в Иркутскую область.
Здесь дорога взбирается в горы, чтобы там слегка обогнуть Байкал.
Далее пошли иркутские серпантины, на них пришлось активно работать рулем и вести усиленный радиообмен, дабы безопасно обгонять еле ползущие по дороге фуры и автовозы. Кстати, несмотря на раннюю осень, местами в оврагах попадался снег.
До Иркутска добрались около восьми часов вечера по иркутскому времени, в самый вечерний час-пик. В самом городе опять произошло событие, связанное со зверьем, а именно с собакой. Когда ехали по одной из улиц, по 2 полосы в каждую сторону, откуда-то с обочины через весь поток ломанулась псина. 2 встречных полосы она преодолела, и тут я понял, что бежит она прямо под колеса «Мазды». Схватил рацию, кричу: «Собака!» - без особой надежды опередить события. Псина скрылась за «Маздой», раздался визг, она выскочила с другой стороны задницей вперед и тут же дала деру с дороги на обочину. В общем, не вдаваясь в подробности, и на этот раз обошлось, собака начала визжать от страха, как только увидела машину, к счастью, она не впала в ступор, прижавшись к земле, а каким-то немыслимым приемом успела убрать не успевавшую задницу от надвигавшегося бампера. Как говорится, жить захочешь, не так раскорячишься.
До Усолья ехали в плотном потоке, люди возвращались с работы из Иркутска, после движение стало реже. После Черемхово я начал чувствовать, что наваливается усталость, когда едешь по гравию, все время в напряжении, а вот на асфальте начинает клонить в сон. Сначала остановились возле какого-то кафе, батя предложил остаться здесь, но я как-то насчитал по указателям, что до Тулуна осталось 16 км, и предложил доехать до него, тем более, что возле кафе никого не было.
Как только мы проехали поселок после кафе, на дороге попался указатель: Тулун — 60 км. Вот тут началось веселье, глаза у меня слипались, хоть спичками подпирай. Начали мерещиться черные собаки, бегающие через дорогу (я-то думал, что это выдумки). Пару раз привиделось, что лечу на фуру, что заставляло резко бить по тормозам, чтобы в следующее мгновение убедиться, что никакой фуры нет. До Тулуна я доехал уже почти невменяемый, мы еще и проехали его, доехав до кафе, заклеенного деньгами. Возле него было все забито перегонами и фурами. Наконец-то можно было лечь спать. Времени было полвторого по Иркутску, а значит, за рулем мы были 22-23 часа.
Разумеется, утром я снова проснулся около пяти и понял, что дальше спать уже не смогу. Батя тоже уже проснулся, умылись, пошли в кафе попить кофе и снова двинулись в путь. Около 11 утра нас порадовал указатель «Добро пожаловать в Красноярский край».
Заправились на первой в крае заправке КНП, потому что были их талоны. Когда выезжали с заправки, к нам подошли два милиционера, попросили довезти их до Нижнего Ингаша. Вместе веселее, к тому же были уже дома, поэтому мы их взяли, один сел к бате, другой ко мне. Разговорились с моим попутчиком, оказалось, они частенько доезжают до дома с перегонами, потому что смена заканчивается на час позже, чем едет электричка. Так мы за разговорами и проехали самый плохой участок дороги в районе Пойма-Тины. Опять же здесь мне очень помогали и подсказки по рации. Зато на посту нас не остановили, стоявший на посту поднял на нас глаза, разглядел наших попутчиков и тут же отвернулся, хотя как мне показалось, он тормозил в это время всех, кто ехал мимо. Когда доехали до Ингаша, мой попутчик сказал, что мы доехали очень быстро по сравнению с обычным временем пути.
В Канске мы остановились возле военного аэродрома, поглядели на самолеты, я «сфотографировал» взлетавший МиГ-31.
После Канска мы еще умудрились получить штраф за превышение в 11 км/час. Еще и мне выписали совсем не очевидный, но уже так хотелось домой, что спорить не стали. Около часа дня были уже дома.
После подсчета расходов получилось, что с учетом дороги до Уссурийска и расходами в дороге назад, на все-все (резина, пластырь, чехол, такси, еда, бензин) доставка каждой машины обошлась около 20 000 руб. Учитывая, что автовоз стоил 35, а поезд — 41, более чем рентабельно пригнать машину самостоятельно. Если вы ухитритесь раздолбать машину еще на 20 тысяч, то, полагаю, надо поставить вопрос, а стоит ли вообще управлять машиной? Хотя, конечно, в свете экономической ситуации и действий правительства, за машинами, наверное, будут ездить теперь в разы меньше. Но если есть возможность, то прокатиться стоит!