|
Хочется заранее отметить, что данная поездка не является путешествием и тем более ни в коем случае не претендует на статус экспедиции, а является поездкой на восхитительную природу горной реки Саянского региона.
Изначально маршрут планировался именно к рекам Восточных Саян, но незнание матчасти машины, ее возможных капризов, а также учитывая тот факт, что поездка запланирована всего одной машиной – маршрут был выбран, как казалось, наиболее безобидным. Еще весной, как вариант, была выбрана р. Сисим.
О реке.
Река Сисим – горно-таежная река на юге Красноярского края, берет свое начало на западных склонах хребтов Манского Белогорья (Восточный Саян), является крупным притоком Енисея (Красноярского водохранилища), впадает в него справа. Длина реки 270 км. Сисимский залив – один из крупнейших на Красноярском водохранилище. Его протяженность около 20 км до устья Большой речки (левый приток). Окрестности Сисима представляют собой гористую местность, практически не освоенную человеком. Горы, покрытые дикой темнохвойной тайгой, возвышаются над рекой на 300-400 м и круто обрываются к воде, часто – скальными стенками. Вдоль реки от станции Щетинкино до разъезда Сисим проходит железная дорога Абакан ― Тайшет. Сразу за станцией Щетинкино начинается Козинский тоннель длиной около одного км и знаменитый Козинский виадук – уникальное по размерам и замыслу сооружение Азии.
Основные богатства Сисима, одной из самых рыбных рек, это ценные породы рыб: ленок, хариус, таймень. В нижнем течении обитает щука, окунь, елец. Река, кроме самих туристов, посещается многочисленными рыбаками-любителями. Из животного мира можно отметить большое количество уток и рябчиков, в начале Сисимского залива можно встретить журавлей. В тайге обитают волки, олени и медведи.
Вариант казался идеальным, если не считать близость расположения станций ЖД. Хотелось полного уединения с природой, насладиться журчанием рек, пением птиц, потрясающим воздухом тех мест ― почувствовать себя крохотной частичкой природы.
Попутно обдумывался вариант с Прибайкальем. Вариант однозначно хорош, в регионе огромное множество рыбных озер, рек. Но опять же поездка одной машиной к верховьям рек ― безумство (http://badisfish.ru/modules/4nAlbum/album/album5/060.jpg). Поэтому еще раз сошлись на простом и обычном маршруте.
О транспорте и снаряжении.
Машина для поездки «Нива» 21213, 1996 г. собственно и приобреталась именно для рыбалки и таких поездок. Других вариантов, кроме УАЗика, больше не было. Вариант поиска в деревне или тайге запчастей для иномарки совсем и не вариант.
Изменения были минимальны – срезаны и проварены колесные арки, установлены 29” колеса, главные пары заменены с 3,9 на 4,3.
Из оборудования и снаряжения были реечный домкрат, GPS, преобразователь 220 v, примус, газовая плита, спальники, палатка, топор :).
День 1 (Выезд. Трасса).
Всю ночь до поездки думал, куда ехать. Время на все про все всего неделя… Перечитав сайты об охоте, рыбалке и туризме, прикинул несколько резервных вариантов. Написал на нескольких сайтах свои координаты для связи и уточнения маршрута. Хочется сказать большое спасибо Даниилу с Красноярского рыболовного сайта за подсказки в течении маршрута, про которые расскажу ниже…
Заехал к другу в 4:00, быстро разложили, утрамбовали вещи в салоне и багажнике машины. Далее путь ко мне, повторяем процедуру. Следующий маршрут к гипермаркету. Основной наш запас продовольствия на неделю: лапша, тушенка, килька в томате (чем, наверняка, убил весь клев рыбы), хлеб, кофе, чай, сухари, сахар, масло, соль, майонез, сигареты, 10-литровая канистра для бензина. Овощи брали из дома. Запас воды составил примерно 20 л. Загружаем все в машину и наблюдаем, что свободного места для третьего нашего члена экипажа (моя девушка) не так и много, если учесть рыболовные снасти и разнообразные аксессуары. В итоге благополучно умещаемся и держим курс на Красноярский край.
Дороги... про них пишут, но, что написать про дороги для «Нивы»… Крейсерская скорость 100 км/ч, независимо от качества дороги. Из данных GPS максимальная скорость за поездку составила 116,5 км/ч.
На полпути в Кемерово все шло и ехало, как и должно было быть… пока не лопнуло колесо… Благо вечером до поездки купили запаску на УАЗовском диске. Запаску везли, примотанную веревкой к багажнику, поэтому пришлось поколдовать перед тем, как двинуться дальше. Смущал тот факт, что еще одно колесо находилось не в очень боеспособном состоянии, а впереди перед глазами маячила тайга, грязь и острые камни….
Доехав до Кемерово, седьмым чувством нашли шиномонтажку, на которой имелась б/у покрышка нашей размерности, пусть даже с шоссейным рисунком протектора. Проделываем хитрую манипуляцию по смене, балансировке колес, закидываем запаску на багажник и в путь… Т.к. ночь до поездки никто не спал, держимся на энергетиках, поездка в «Ниве» выматывает. Рев шин превосходит шум двигателя с раздаткой вместе взятых. Спасает только музыка.
Вот и Мариинск остается позади.
В Ачинске сворачиваем в сторону Назарово, где и останавливаемся на ночевку вблизи р. Чулым. На ужин картошка с тушенкой, салат из овощей. Устанавливаем палатку, после разговоров в которой и засыпаем.
День 2 (Озеро в п. Белоозерка. КВХ).
Утро встретило нас обильным туманом. Пока собирали и сушили палатку, согрели чай, заварили лапшу. Завтракаем, обсуждая предстоящий день, после чего сразу в путь. Разделились мнения по поводу, стоит ли заезжать в Шира. Но об этом позже.
Проложил маршрут, проезжая п. Белоозерка, судя по GPS, там находится озеро длиной 17 км, шириной до 5 км.
Встречаем в деревне участкового, подходит к нам сам. Интересуется, куда держим путь, есть ли запасы воды и еды. Объясняет, где лучше подъехать к озеру. Благодарим за помощь и отправляемся на поиски нашего озера. Нашли быстро, вид на озеро открывается, не доезжая несколько километров. О глубине озера сложно судить, кое-где были видны небольшие островки, но как оказалось позже, это оторванные прибоем части берега, которые так и плавают из одного конца в другой. Видели китайские сети, так и не догоревшие в кострах, проблема с ними, как и везде. Впечатляет. Спутниковые снимки абсолютно, даже частично не передают ту информацию, которую видишь, наблюдаешь своими глазами.
Десяток фотографий на память и двигаемся дальше.
Дорога на озере условная, выехали на трассу только благодаря GPS, и то примерно через 20 км. Потеряли полдня. Вернулись в п. Балахта. Далее п. Огур – п. Щетинкина. В последнем хотели полями выехать к Красноярскому водохранилищу. Выехали чудом на лестную дорогу, по которой крутой спуск вниз. Сразу показался странным гравий, который местами был рассыпан на протяжении лесного спуска… Полное удивление было, когда перед последним спуском, за которым уже виднеется красивый залив КВХ, развешаны таблички с надписью «Частная собственность. Проезд запрещен». Внизу расположены беседки, домики, припаркованы джипы. Может, охотники. Раньше, скорее всего, была база отдыха или лагерь. Несколько снимков на память, и «Нива» бодро на пониженной лезет вверх.
Вот тут и наступил переломный момент, вечереет, заправок нет, куда ехать дальше, не понятно. Даниил из Красноярска скинул информацию, что сейчас ЗАПРЕТ на рыбную ловлю в реках, впадающих в Енисей (КВХ), БОЛЬШИЕ ШТРАФЫ.
Связи практически нет. Забравшись на крышу машины, принимаю последнюю СМС о местоположении паромной переправы. Через час мы уже ставим палатку на берегу КВХ, картину сложно описать словами «все очень красиво». В экипаже царит непонимание, какие-то обиды из-за потерянного времени. Спать.
День 3 (Паром. Встреча с рекой).
Будильник не прозвенел, или его никто не услышал. Выйдя из палатки, увидели приближающийся паром. В спешке сворачиваем палатку, спальники и на переправу. Уточняем, что на том берегу негде пополнить запасы бензином. До заправки, по словам, около 20 км, как оказалось, в п. Малая Тумна. Заправку «Оазис» перепутали с п. Огур и потеряли еще 18 км. Дорога на паром скорее напоминала ралли. Скорость превышала 100 км по гравию. Успели в последнюю минуту! Вид, который открылся с парома, просто потрясающий.
Из расчета бензина пришли к выводу, что можем уехать в тайгу лишь на 125 км…. Это естественно без внедорожных приключений. Значит 70, если учесть прогревы машины с подзарядкой аккумулятора и грязь. Второй минус машины после шумности ― бак всего на 40 л. Канистра была всего одна, и то всего на 10 л.
На р. Сисим решили не ехать из-за возможной встречи с егерями и туристами. Двинули на другую таежную реку. Первая часть дороги была отличная, ехали со скоростью 40-50 км/ч. Далее начались ручьи, бегущие по дороге, колеи от 66-ого, мосты из бревен. Дорога заняла чуть больше 4 часов. В одном месте все-таки умудрились засадить «Ниву». Очередная лужа, и машина в наклон по капот в воде. Дорога часто переплетается ручьями, просаживается, образуя ямки. Решили объехать сбоку по траве. В итоге, примерно 20 минут вытаскивания из ила (на обратном пути легко проехали назад по воде). Лучше ехать по дороге, какой бы она не была, проверяя глубину и, что важнее, наличие бревен и камней на дне. Несколько раз цепляли защитой.
Встреча. Река была шириной около 30 метров, глубина от 0,2 до 1 м, с довольно быстрым течением. Сделали привал. Салат из овощей, чай с пряниками и сухарями.
Признаков рыбы не наблюдалось, терзали смутные сомнения о правильности выбора места и реки в целом. Может, заехать еще выше, или спустится ниже по течению…
Привязал водоналивной поплавок с двумя мушками и начал сплавлять. На 3-ем заходе поклевка, как результат ― первый хариус в жизни. Аккуратно снимаю с крючка, бережно отпускаю… пускай растет. Друг со спиннингом в заброднике уходит выше по течению. Рыбалка удобна только в комбинезоне, быстрое течение быстро прибивает к берегу любую снасть. Фотографируем, любуемся и наслаждаемся природой. Наблюдаем много пернатой дичи.
К вечеру возвращается товарищ с новостями о хорошем месте выше по течению, где рыба проявляет себя постоянно, в доказательство приносит только что пойманного ленка и хариуса. Переезжаем выше, с трудом находим место для палатки, везде сложнопроходимые заросли. Над водой летают «тучки» каких-то насекомых, которых с успехом кто-то поедает с поверхности.
Рыба игнорирует снасть с водоналивным поплавком и мушками, ставлю мелкие блесны Blue Fox № 0, Mepps Aglia 1. Успешно поклевывает некрупный ленок. Схватил блесну даже местный окунь, чем вызвал мое удивление.
Обустраиваем лагерь. Ужин. Ложимся спать. Уже в темноте проехал 66-ой. С мыслями о том, куда его курс, заснули. Ближе к ночи пошел дождь, который не прекращался толком до нашего прибытия в Новосибирск.
День 4 (Рыбалка. Вкуснятина из рыбы).
Рано утром ловлю двух ленков на перекате. Запасы воды подходят к концу. Пока вода в реке не поднялась и еще прозрачная, набираю кастрюли, кипячу. Наполняем таким образом канистру питьевой воды в запас. Друг за это время ловит еще трех ленков. Очень пожалели, что не взяли с собой червей, понадеявшись найти их на месте. Результат рыбалки был бы совсем иной.
Чистим рыбу. Варим уху. Отцеживаем бульон, добавляем чуть-чуть картошечки, специй, отделенное от костей мясо рыбы. Запахи просто чудесные, завораживают. Все в предвкушении. Оставшуюся рыбу жарим, мясо очень нежное, жарится считанные секунды. Хариус с икрой, которую готовим отдельно. Съели все. Остановиться было просто невозможно. За разговорами время летит быстро, обсуждаем минувший день. Дождь не прекращается. Засыпаем.
День 5 (Встреча с УАЗом).
Посреди ночи слышен «тяжелый» шум двигателя, из кустов пробивается свет фар. По всем ощущениям 66-ой. Слышны выстрелы. На всякий случай, топорик и нож поближе к палатке. «Гости» не доехали до нас метров 50. Слышен смех, разговоры про козла. Рубят ветки. Засыпаем.
Утром опять дождь. Вода в реке поднялась, уже грязная. Всю блесну рыба игнорирует.
На разговоры «гостей» решили подойти к ним, поинтересоваться, как у них дела, и были ли в этих местах раньше. У машины три человека. Лет от тридцати до пятидесяти, сушат вымокшую за ночь одежду, палатку. На вид суровые, крепкие таежные парни, ростом выше 180 см, загорелые. Поведали им о прошлых днях, ситуацию на реке. Из снастей у них 5 метровые удилища с кольцами, катушка, поплавок из куска пенопласта, мушка-обманка. Рядом стоит УАЗ на транзитах. Новые знакомые, поинтересовались, не проезжал ли 66-ой. Как оказалось, это были их знакомые, которые выехали раньше.
Воды в реке еще больше, как и на дороге, дождь так и не перестает. Начинаем потихоньку собираться, укладывать вещи. Первую часть обратного пути еду за другом, который идет перед машиной в полукомбинезоне. Через четыре часа мы уже в деревне. Спросили у местных людей наличие колонки или колодца, где и пополнили запасы водой. С магазином оказалось несколько сложней. Находятся они в обычных домах и работают до 17-18 часов. Но, кто ищет, тот всегда найдет. В середине деревни есть магазинчик, который работает до 20-00. Пополнили запасы сгущенки, сухарей, а так же пива «Абаканский Аян».
Палатку поставили рядом с паромной переправой. В отличие от безветренной тайги, палатку натягивали и хорошо привязывали. Ужинали в машине, допив пиво, короткая пробежка в палатку и спать.
День 6 (Красноярск).
Утро встретило холодной погодой и еще усилившимся ветром. Не спасала даже зимняя шапка. Переплыв на пароме КВХ, сразу на заправку в п. Малая Тумна, там же, в кафе, чай с бутербродами и блинчиками.
Позавтракав, выезжаем в Красноярск посмотреть город и посадить девушку на поезд, откуда она дальше направится в г. Саяногорск.
Останавливаемся лишь в г. Дивногорске… природа, горы, море… Делаем несколько фотографий на память…
Наконец въезжаем в Красноярск…
Город большой, красивый, на первый взгляд сложные развязки, дороги кое-где очень узкие, приходится буквально протискиваться между припаркованными машинами и встречной полосой. Блуждали больше часа, прежде чем выехали на трассу до Новосибирска.
Полное удивление и шок вызвали рыбаки, которые ловят рыбу в Енисее, с моста. У нас такого никогда не наблюдал.
Решили с возвращением сильно не торопиться, и встать на ночевку в Мариинске на р. Кия. На ужин пошли остатки продовольствия, которых было еще дня на 4 автономного пребывания в тайге. Дополнили ужин пиво и рыба, купленные в Мариинске.
Река Кия в месте стоянки оказалась довольно обмелевшей, что, впрочем, не мешало ни рыбакам, ни рыбе. По акватории реки расположились спиннингисты, упорно обкидывающие перспективные места.
Сегодня палатку не ставим, спим в машине.
День 7 (Новосибирск. Прорыв за грибами).
Завтрак привычный, из лапши и тушенки, кофе со сгущенкой. Такой же, ставший уже привычным дождь.
До границы Новосибирской области доехали без приключений, если не считать лося, который выбежал из леса и поскользнулся на дороге метров в 30 перед машиной. Успел убежать :).
Вдоль трассы местные жители продают грибы, в основном опята и белые. Так и родились разговоры о грибах, ягодах, в ходе которых съезжаем с дороги и по полю направляемся в лес. Машину оставляем в лесу, из необходимого берем GPS и нож, после чего расходимся в разные стороны. В итоге вышел к машине только благодаря навигации и сигнализации машины. После совещания у машины делимся информацией, по итогам которой решаем идти за опятами.
За полтора часа все-таки насобирали кастрюлю опят, после чего и продолжили дорогу к дому. И вот мы дома, в три захода выгружаем вещи товарища, после чего повторяю процедуру со своими вещами. Ставлю машину в гараж.
Итоги поездки. Выводы. Планы на будущее.
Поездка свершилась, и это главное. Уже имеется опыт таких поездок, исходя из которого, можно строить планы на следующий год.
Машина не подвела, чему все очень рады :).
Неделя на поездку ― очень мало, нужен месяц свободного времени.
Рыбалка отличается от привычной нашей Обской, нужны другие снасти и методы лова.
Маршрут должен быть полностью известен и обговорен ДО поездки, дабы не было лишних споров и обсуждений, тем более психов и обид. Если бы их не было, обратный маршрут проходил бы через Хакасию и Тыву.
Желательно иметь ружье, по словам местных, медведей очень много. Ну, и дичи для горячего копчения летает немало :).
В планах подготовка машины к следующему году, новой поездке. Наконец поставить лебедку и экспедиционный багажник, чтобы разгрузить салон машины. Запас бензина ограничил наш маршрут, поэтому канистры с бензином – обязательно.
Что касается следующего года, то скорее всего это будет похожая река в Саянах, или реки за г. Енисейск.
ГИБДД наш транспорт за всю дорогу не остановила.
Весь мусор сжигали, газовые баллоны привезли назад, что и всем рекомендуем.