|
В мае 2008 года решили с семьей совершить путешествие в Ялту на машине. Ни разу не были в Крыму, да и отпуск по графику. Дорога и таможня – вот два основных вопроса перед поездкой. Как всегда, кроме Интернета, информацию можно почерпнуть у людей, совершавших уже такие поездки. Один такой товарищ у меня был, но на вопрос, как он ехал, через какие города и сколько вышел километраж, выяснилось, что ехал через Москву и насчитал аж 3 000 км. Толком с ним поговорить не удалось, обещал подробнее рассказать позже. Открыв вечером Атлас, удивился, какой получается крюк, если ехать через Москву. Вышел в Интернет, оказалось, что из Казани в Ялту статей нет, или не нашел просто, но зато про таможню все в подробности узнал. Нашел сайты, которые определяют кратчайшее расстояние между городами, разные сайты дали разные пути и расстояния. Да, забыл сказать, что наш путь должен был проходить через Уварово Тамбовской области, там у меня сестренки живут, переночевать у них, да и погостить. Стал изучать возможный путь. Провел по карте прямую от Казани до Мелитополя (последний город перед Крымским полуостровом). Оказалось, что Уварово лежит примерно на этой прямой. Итак, про сайты, что интересно, некоторые пути по ним выдавали меньшие расстояния при большем отклонении от прямой линии. Хорошо, что пути они выдавали не только по основным трассам – это мне и было нужно.
Отклонюсь от темы. У нас был небольшой опыт автопутешествия: 2 года назад ездили в Анапу. По федеральным трассам ехать очень затруднительно, большое движение, разбитые и ремонтируемые дороги, много постов ГАИ. Особенно в Краснодарском крае, большое движение и сплошная полоса с гаишниками, не разогнаться и не обогнать. А на обратном пути местный житель показал дорогу, вообще красота: проехали весь Краснодарский край на большой скорости, не встретили ни одного гайца, и на дороге машин практически вообще нет, ехать одно удовольствие, тем более, что дороги в Краснодарском крае все хорошие, тут не к чему придраться.
Поэтому искал именно такую дорогу, вдали от основных трасс. После долгих изысканий набросал путь: от Зеленодольска через мост до Исаково (53 км от дома), далее после Липово поворот на Урмары (128) через Янтиково (156) до Канаша (173), через Ибреси до Алатыря, Сурское, Саранск, от Рузаевки через Иссу, Мокшан и Каменку на Тамбовскую трассу, с нее до Уварова через Инжавино. Далее Уварово, Грибановский, у Листопадовки поворот до Елань-Калиновского, Таловая, Бутурлиновка, Россошь, Ровеньки, таможня Танюшевка, Новопсков, Старобельск, Северодонецк, Лисичанск, Артемовск, Константиновка, Красноармейск, Межевая, Покровское, Гуляй Поле, Пологи, Токмак, Мелитополь и потом на юг через Джанкой и Симферополь в Ялту.
Выехали 27.05 в 7.00 из Зеленодольска я, супруга и дочка 7 лет на машине «Шевроле Авео» 1.2, пробег всего 1 300 км. Далее по плану переехали Волгу через мост в Займищах, на развилке Москва – Ульяновск свернули на Москву, после Липово с М7 указатель на Урмары. До Канаша от дома 173 км, через Канаш по главной мимо ж/д станции прямо до Ибреси (214 км от дома), в Ибреси до знака STOP и налево: Чуварлей (286), Алатырь, Сурское (333), поворот на Саранск, Саранск (443 км). Что могу сказать про эту дорогу: от М7 до Алатыря дорога старая, шумная, но без ям, транспорта и гаишников, а вот от Ибреси до Чуварлей дорога прямая через красивый сосновый лес, но вся в заплатках больше 90 км/ч лучше не разгоняться, жалко подвеску. Алатырь – пост ГАИ. От Алатыря до Сурского дорога хорошая, кроме нескольких ям, но их днем видно издалека. Сурское – пост ГАИ, по поселку дороги ужасные, выехали на трассу Ульяновск – Саранск, дорога новая до Саранска, только перед городом небольшой участок старой дороги. Через Саранск ехали по главной до моста, через мост и налево по главной, потом появляются указатели на Рузаевку. В Рузаевке пришлось дорогу спрашивать. Выехали, у поста ГАИ поворот на Иссу (474 км). От Рузаевки дорога хорошая, только мосты ремонтируются и дорогу расширяют, но это мелочь, так как движение небольшое. Тут нам пришлось отклониться от проложенного маршрута, не доезжая Засечного, проехал перекресток прямо и ушел на Пензу, поворота с этой дороги не было на карте, поэтому и ехал по главной. Видимо, проложили новую дорогу от Саранска до Пензы, поэтому и ремонтные работы велись: расширяли дорогу и мосты через речушки. Поэтому дал небольшой крюк от первоначального маршрута. В общем, выехали на Тамбовскую трассу в другом месте. На обратном пути с юга ехал по запланированному пути и могу сказать, что эта дорога оказалась намного лучше, так что крюк оказался на пользу. С Тамбовской трассы свернули (786) на Инжавино (823) и Уварово (876), потом уже от Уварово на Борисоглебск, и здесь, конечно, дороги не очень, до Инжавино вся в заплатках, не разгонишься, а в районе Чащинских Двориков ямы (возвращались с юга ночью, попали в яму, днем ямы, конечно, видно, можно объехать). Два интересных момента: с трассы на Инжавино указателя нет, ориентир – белое кафе под названием «Ирина» справа и АЗС слева, после них поворот налево перед ж/д переездом, а в Инжавино прикол следующий: поворот направо с указателем на Уварово, и начинаются сплошные повороты и ухабы, причем, на каждом повороте указатели на Уварово, ладно проехали кое-как, а на обратном пути проехали по Инжавино прямо, никуда не сворачивая, короче, то ли какой-то местный Сусанин пошутил, то ли раньше другая дорога была, а указатели не убрали. В общем, по Инжавино надо ехать прямо, не сворачивая.
Ладно, продолжу. После Б. Алабух (926) пересечение с трассой, прямо указателя нет, но это дорога на Грибановский, через него прямо, у Листопадовки свернули на Елань-Калиновский, но оказалось, что километров через 12 асфальт кончается, пришлось развернуться и свернуть направо на Новохоперск (местный житель подсказал), но это уже немного другой курс (короче, лучше после Грибановского за пос. Верхний Карачан свернуть на Новохоперск, указатель такой есть). Поехали дальше через Новохоперск (1 050), Централь, Калач (1 158). Перед Богучаром есть поселок Залиман, а перед ним перекресток на Ростов-Воронеж направо – это объездная (ее нет на карте, у меня атлас с масштабом 1:500 000, там, в 1 см 5 км, каждая деревушка указана и города не в виде точек, очень удобно), проехали по ней, но можно, наверное, короче проехать, прямо через Залиман и Богучар. По этой дороге объезжаешь Богучар справа, на трассу налево, потом большая развязка на Кантемировку. Кстати, здесь по трассе до развязки километров 5, если не меньше, но аж 2 поста с радаром, хотя проехали от дома 1 250 км, ни одного не встретили (вот, что значит федеральная трасса). От развязки до Кантемировки (1 303) дорога отличная, широкая, транспорта мало. Еще 20 км, и мы на таможне (1 324 км).
Российские погранцы разводили на украинскую страховку, отказался, заполнили таможенную декларацию, прошли паспортный контроль, и можно ехать (машину не смотрели). Украинская таможня: опять развод на страховку, типа дальше не пустим, спросил стоимость – 280 руб., думаю, хрен с ними, сходил пешком за 100 м – заплатил. Машину, что шла перед нами шманали полностью, даже под коврик заглядывали, думаю: «Следующие мы». Тут ребенок в туалет захотел, оказалось, что туалет дальше метров через 100, где я страховку оформлял, женщина-пограничник быстро оформила документы и пропустила без досмотра, спасибо ей. Вся процедура заняла 1,5 часа, это притом, что машин было всего 2, и мы нигде не ждали в очереди. Меня заинтересовал тот факт, что на украинскую страховку разводят и наши пограничники, а дело вот в чем: за страховку я заплатил 280 руб., но цена на ней в гривнах – 37 гр., это на наши деньги 200 руб.……
Едем дальше по Украине, сразу почувствовали разницу в дорогах двух стран, дороги старые, давно не ремонтировались, так продолжалось, пока не выехали на трассу Днепропетровск – Донецк, но да все по порядку… Первая заправка на Украине: цена 6,10 гр. за литр 92-го?!? Цена ничего не говорит, так как цена гривны пока мне неизвестна, но все равно чувствую, что дороговато. Доехали до Лисичанска, главная проблема с указателями, особенно при проезде через города, но да язык до Киева доведет. В Лисичанске ехали через центр, нашли обменный пункт: 10 руб. = 1,85 гр., кое-как перевели на понятный язык 1 гр. = 5,40 руб., умножаем на литр бензина: 5,40 * 6,10 = 32 р. 94 коп. Обалдеть. Думаю: «Ладно, перед границей долил до полного бака (в Кантемировке АЗС Юкос, 1 литр 92-го – 22 р. 20 коп.)». Куда деваться, раз уж приехали, придется заправляться втридорога. Далее по плану – Красноармейск и поворот на Межевую. Вот здесь облом: выехали из Красноармейска на трассу Днепропетровск – Донецк, поворота нет, вроде дальше еще один должен быть, так с этой трассы даже съезда нет – бордюр по обочине (и как назло мой хороший Атлас на Украине закончился). В общем, опять отклонились от плана, но здесь есть другой плюс, на трассах есть гостиницы. В одну заехали: номер стоит 160 гр. в сутки, в другую 85 – вот это уже лучше, здесь и заночевали (поворот на Першотравенск). Как потом выяснилось, выезжая из Красноармейска, надо повернуть на Донецк и, проехав один светофор, где-то будет поворот направо на Межевую (указателя, правда, нет). Дали крюк через Павлоград, Синельниково, Запорожье на Мелитополь (1 970 км), плюс здесь: хорошая дорога, но поток транспорта увеличился, в Павлограде по городу 40км/ч, и на каждом углу ДАИ, это притом, что у них 5.30 утра. АЗС встречаются с ценами от 5,80 до 6,10. Бензина хватало до Запорожья, заправился, не доезжая Запорожья где-то у Славгорода по 5,90 на более-менее приличной заправке (по виду) Укрнафт, и, как оказалось, правильно сделал: в Запорожье и за ним на той же Укрнафт цена дешевле 6,10 не падала, а в Крыму везде 6,20. Интересное наблюдение: на Украине много АЗС в цветах ТНК – тюменской нефтяной компании, только буква Т закрашена, синей краской, осталось НК. Видимо, хохлы отжали у наших нефтяников АЗС. Заправки ТНК появились дальше, в Крыму. Дальше уже по основной трассе через Мелитополь, Джанкой и Симферополь в Ялту, здесь дороги хорошие. Вообще, в Крыму дороги хорошие, много нового асфальта. Где-то между Мелитополем и Джанкоем стоят ДАИ на трассе с радаром, там, где нет ограничений скорости, т. е. где 90 км/ч разрешено. В России, по крайней мере, в Татарстане ни разу не встречал. Летел 140 (может, конечно, для кого-то «летел» в данном случае, сильно сказано), пришлось башлять. На этом же участке проехали перешеек на Крымский полуостров, начинаются маковые поля, очень красиво, сделали пару снимков.
Приехали в Ялту, указатель «Центр», это дорога по главной прямо до набережной. Ехали наугад, но, как оказалось, приехали удачно. Ребенок всю дорогу с животом мучился, поэтому сначала сунулись в санаторий «Киев» – 160 гр. с человека, на троих: 160 + 160 + 128 = 448 гр. * 5,4 руб. = 2 400 руб. в сутки (с 3-х разовым питанием), а 1-комнатная квартира под ключ со всеми удобствами, включая кондиционер – 150 гр. на всех. Решили искать квартиру, иначе денег уже ни на что не останется. В нескольких шагах от места, где я оставил машину (а мы находились недалеко от набережной), на лавочке сидела старушка с объявлением в руках. Спросили, посмотрели, цена тоже 150 гр., вход отдельно с улицы, перед входом огороженный закуток со столиком и лавками (такой миниатюрный дворик), единственно первый этаж, показалось прохладно (с погодой не повезло 18-21 градус всю неделю), но включили обогреватель, стало уютненько. Адрес: ул. Боткинская, 5 (2 310 км). Хозяева оказались милые такие пенсионеры, по национальности белорусы, а когда узнали, что мы из России, были просто в восторге. Да, самый главный плюс, у них под окном длинный гараж со старенькой пятеркой, сами предложили поставить туда мою машину, причем бесплатно, так что ночью спал спокойно. Закинули сумки, поставили машину, ребенку – таблетку и пошли искать море. Море оказалось в 3-4-х минутах ходьбы, причем выходишь к морю: слева начинается набережная, а справа городской пляж с кафешками и лежаками, плюс-то, собственно, в том, что вдоль набережной пляжа как такового нет, в общем, такой своеобразный перекресток: днем на пляж, вечером на набережную, удобно (если, конечно, с погодой повезет).
В Ялте обмен валют на каждом шагу, причем за неделю, что мы там были, покупка рубля подорожала от 1,85 до 1,96, на 10 гривен с тыщи рублей, хотя банковский курс вроде бы не менялся!? Вообще Ялта город очень дорогой, например, в столовой борщ 60 руб., 100 грамм вина 50 руб. (обратно ехали через Севастополь, там нормальные цены).
На улицах Ялты очень много автомобилей «Шевроле Авео», в основном такси, в Украине свой завод по их сборке. Вообще машин Российского производства очень мало, в основном старенькая классика, «пятнашки», «десятки» практически не встречаются. Основные автомобили – это «Ланосы», но они у них со значком «ДЭУ», а в Россию экспортируются как «шевроле», много, как уже сказал, «Шевроле Авео», причем с двигателем 1.5, в России таких нет, а вот «Лачетти» встречаются редко. Отличие Украинских «Авео»: у них нет спойлера на багажнике, в базовую комплектацию не входит CD (может, и ошибаюсь), и передний бампер с противотуманками.
Из посещенных достопримечательностей:
Сама набережная в Ялте довольно красивая, можно гулть туда-сюда вечерами.
Никитский ботанический сад:
Очень большая территория, можно гулять целый день, больше всего понравился розарий и кактусы, а вот павильон с бабочками и орхидеями бедноваты (деньги зря заплатили), и стоянка платная – 20 гр. – грабеж.
Мы туда приехали сами по себе, гуляли не спеша, случайно присоединились к какой-то экскурсии, оказалось, очень интересно послушать, чуть ли ни о каждом дереве что-то интересное, да и стоянка дорогая, так что, наверное, лучше с экскурсией сей сад посетить.
Гора Ай Петри:
Незабываемые впечатления: горная дорога сама по себе (по пути водопад какой-то, но он уже в мае пересох, и беседка на обрыве), сам вид с горы – дух захватывает, если набраться смелости, можно по канатной дороге прокатиться – адреналин голимый, но нам пришлось бы туда и обратно – дороговато.
Ласточкино гнездо:
Очень красивое место, мы туда на морской прогулке заплывали – это лучший вариант.
Дворец графа Воронцова в Алупке (Алупкинский дворец):
Замок в средневековом стиле с большим парком, озёра с лебедями, вид на гору Ай Петри снизу, тоже куча впечатлений.
Гора-кошка. Ничего особенного. Только красивый вид со скал на море.
Есть еще много достопримечательностей, но нам уже денег не хватило.
Обратный путь: особенности.
В Запорожье свернул на Донецк, после Покровского поворот на Просяная (есть указатель), тут дорога не очень, после поселка проезжаем переезд и на развилке – направо вдоль ж/д. Межевая, выезжаем на развилку у Стелы, направо по главной. Вообще вся дорога до Красноармейска идет вдоль ж/д, как показано на карте. В Красноармейске по указателям на Артемовск. Остановил гаишник, проверил документы и миграционные карты (дали на таможне, не потеряйте их, на таможне обратно попросят). Дальше по знакомой дороге. От Старобельска до Марковки ехали через Веселое, но заправщик сказал, что через Новопсков дорога лучше, но чуть длиннее. На таможне простояли 2 часа, ждали в очереди автобус и джип, машину проверяли на обеих таможнях, причем наши погранцы работают порасторопнее, и отношение к людям лучше. После Новохоперска планировал проехать через Новоржавец и Верхний Карачан, но, проезжая Новохоперск, увидел указатель на Поворино, по карте вроде одинаковое расстояние, поехал на Поворино. Вот это я зря: дорога ужас, от Поворино по Волгоградской трассе дорога не на много лучше: эти 2 участка самая плохая дорога за весь путь (трасса Москва – Волгоград М-6, говорят, вся разбитая). Короче, через Новохоперск нужно искать дорогу на Елань-Колиновский, а, выехав из города, развилку направо на Новоржавец или Грибановский.
В общем, вот такое повествование. Весь путь от дома до места проживания составил 2 310 км. Бензина ушло примерно 300 литров, расход около 6,3 литра на 100 км, было прохладно, поэтому кондиционер почти не включали.
Надеюсь, мои заметки кому-нибудь пригодятся, если нужен телефон Ялтинских стариков, пишите на мыло Dim-On-M@mail.ru
За качество фотографий не обессудьте, они сделаны сотовым телефоном SE K790i.