|
В то время работал я на прииске в Якутии водителем на маленьком топливозаправщике. В стране полным ходом шла перестройка и конверсия ВПК. Я же желал разнообразия и приключений в собственной жизни. Мне было недостаточно просто условий Крайнего Севера. Хотя именно жизнь в этом неблагоустроенном регионе научила и уверила меня в собственных силах, кои считал практически безграничными. За всё время работы ни разу не доезжал до бокса на верёвке, то добрые люди помогали, то собственная находчивость, и того и другого было в то время с избытком. Кто работал в этих местах, те знают, что на дороге, даже остановившись просто пописать, нет отбоя от интересующихся, не могут ли они тебе чем помочь. Правда слишком много было дорог, где машины могут вообще не встретиться и неделю, да и до посёлков расстояние в 50-300 км, при минус 40-68 пешком не всегда пробежишь, прохладно, понимаешь ли.
И вот, ближе к весне, предоставляется случай. Прииск решил закупить в ЗабВО (Читинская обл.) несколько УРАЛов у военных, послал туда четырёх опытных водителей, я по своей молодости в это число не попал. Прошло пару недель, и потребовался ещё один перегонщик. И вот своим нытьём и угрозой уволиться, бросить машину, застрелиться, утонуть, простыть, жениться на самой старой женщине, я добился, чтоб и меня отправили в Читу за машиной. Как я был рад, не стоит и описывать ― ввиду скудного словарного запаса. Не обращая внимания на семейные трудности (жена и полугодовалый сын), с горящим взглядом и неуёмными фантазиями о предстоящей поездке, получаю в конторе деньги в размере 500 руб., билет до Читы, кидаю в рюкзак зубную пасту, атлас дорог СССР и набор головок, сажусь в самолёт.
Перелёт не помню, как и приземление. Встретил меня наш снабженец словами: «Ну ты попал...» Оказывается, нашим опытным водителям не понравилось состояние предлагаемых авто, и они, недолго думая, улетели обратно. Разминулись мы с ними где-то на пару часов. Пришлось пустить в ход проверенный метод ― заболею, застрелюсь, женюсь на снабженце, угоню «запорожец» с заложниками и т. д. и т. п. Не знаю, что из угроз сработало, но снабженец начал думать. Так как я служил тож почти в Чите, то нашёл кой-кого из своих офицеров, получил от них грамотный совет: «Соглашайся на первые же предложенные тебе машины, посмотри их для вида и отдай документы на оформление. Так как авто будут основательным хламьём, то требуй и хороших авто в нагрузку». Так и было сделано. Действительно УРАЛы были с «капиталки» и в интересном состоянии. Так один из подопытных терял за час работы, на холостом ходу, три литра автола. У другого же тормозные трубки были зажаты между брусом и кузовом. Но вот дали разнарядку и на хорошие авто. Едем, смотрим.
Ст. Ясная, все авто с НЗ, пробег по семь км на спидометрах, прибыла вся техника по железке из Монголии. Мир безоблачен, старлеи трезвые, прапоры почти трезвые и добрые. Тут ещё в связи со знакомством с офицерами округа поступило предложение взять КАМАЗов всего на тысячу рублей разницы от УРАЛов плюс 500 руб. за каждый КАМАЗ наличкой. Количество не ограничено. Звоним на прииск. Отказ. Опять потемнело небо, и повысилось число врагов вокруг. Возвращаюсь в гостиницу, и в обсуждении приискового дебилизма находим решение. С нами в гостинице человек девять какого-то кооператива, кажется, из Мирного, точно уж и не помню. Предлагаем им эти КАМАЗы. Они не верят в такую удачу, потому как без связей в округе, такие машины недоступны, да ещё по такой низкой цене. А когда через неделю мы им предоставили разнарядку на 20 машин, глаза у них увеличились до размеров фар без ресничек.
Как ни странно, в то время, нам даже в голову не пришло навариться на этой сделке, по якутским законам, да я считаю и по человеческим, помочь безвозмездно ― это не лоховство, это просто помощь, и, может, не тебе, так твоим близким тоже кто-нибудь поможет.
И вот я выбрал себе Урала... Красавец. Тут же, по договору с прапором, грузим его выше бортов дефицитным железом. Надо сказать, что, увидев площади, заваленные практически новым, но варварски срезанным с машин железом, было страшно и обидно за свою страну. Воспитанный в духе Корчагина, видеть столь расточительное действо Красной Армии было непонятно ― почему, для чего... Работая в Якутии, я понимал действительную стоимость каждого болта, а здесь горы нового железа ― на переплавку... Если на прииске у тебя потёк тормозной, то взять новый просто негде, дают только манжеты, и вот, сняв цилиндр, ты его шлифуешь шкуркой, потом пастагоей... А здесь новье, и не нужное никому, только как чермет.
И вот я готов к перегону, машина на мази, резина в запасе, железа валом, атлас изучен. С момента моего отъезда прошло два месяца, деньги на исходе, но талонов на бензин навалом ― семь тонн, должно хватить.
Выехал из Читы в 6 утра. Вокруг весна, за капотом дорога, мир красив, а я счастлив как взаимно влюбившийся мальчишка. Где-то после обеда, разогнавшись довольно прилично, влетаю на участок с бешеной гребёнкой. Результат ― сорванный с подушек радиатор и лужа воды под двигателем. Доливать бесполезно. Рывками по километру-полтора, добираюсь до каких-то гаражей. Прошу попользоваться у мужиков паяльник и припой с кислотой, за что с меня потребовали 25 рублей. Отупело смотрю на них, сталкиваться с таким мне ещё не приходилось. Плачу эту сумму, и прячу оставшиеся пять рублей. Кажись, приплыл, если так пойдёт и дальше, могу не доехать.
Снимаю радиатор, распаиваю бачки и глушу те из трубок, которые уже нельзя восстановить. Мужики ходят вокруг кругами, удивлены тем, как быстро у меня получается (за плечами не один десяток радиаторов, на прииске работал до армии в кузне), они возят свои радиаторы куда-то в район. Подходит мужик с никелированным чайником, просит припаять отвалившийся носик, хитро сощурившись, соглашаюсь за червонец (в то время такой чайник стоил рублей пять, но был дефицитом), мужик молча уходит и возвращается с червонцем. Я, кажется, понял, как живут на материке, у них деньги заменяют слово спасибо. Скажу честно, это единственный раз, когда с меня потребовали деньги.
Радиатор запаян, проверен под давлением, еду дальше, и мир опять безоблачен. Первая ночёвка где-то в поле, на душе, кроме радости и телячьего восторга, ничего нет. Утро. Обход машины, и неприятность, задняя тележка, все колёса спущены. Проверил колёсные краны ― закрыты. Пытаюсь накачать, получилось, проверяю масло, воду в движке, всё путём. Оставляю краны на колёсах открытые, давление не падает, на небе ни тучки.
Доехал до Сретенска, здесь по атласу начинается зимник. Проезжаю мост через Шилку, глянул на речку... В моём понимании зимник ― это дорога по льду и снегу. Здесь же по реке идёт верховая вода на всю ширину реки. В недоумении спрашиваю у местных, где съезд на зимник, в ответ ещё большее недоумение и объяснение, что зимник уже полмесяца как закрыт.
Но ведь у меня же УРАЛ!!! Переезжаю по мосту к виднеющейся нефтебазе, нахожу начальника, и взамен на тонну талонов мне привязывают на борта 4 бочки по 200 литров и показывают, в какую сторону двигаться. Нач. нефтебазы, как и его работники, оказались мужиками с понятиями, предлагали и баню, и еды насовали немеряно, 70 метров нового троса. У них же на территории сварил себе самобуксы (крепятся на ступицу, на них наматывается трос), закрепил на бампере толстенный брус, позатыкал все щели в кабине сырой резиной, ею же обмотал трамблёр, надел мячики на горловины баков, слегка ослабил ремни вентилятора, заплёл сделанной тут же швайкой два троса по 15 метров и штук пять для нефтебазовских, так как они первый раз столкнулись с таким простым, но прочным видом заплетки.
Первые километры по реке не очень осторожничал, близость людей расслабляла, проехав, вернее проплыв несколько речных посёлков, упёрся в темную воду, сунул нос, глубоко, назад, пару метров левее и вперёд, опять глубоко. Залез на капот, чтоб виднее было, углядел место проезда и, сняв ремни, попёр... Боялся, чтоб свечи не залило, неоднократно начинало подтраивать, но просиралось. Между тем, уже начало темнеть, вода почернела, и фары практически не освещали. Догрёб до мало-мальски сухого места и встал на ночёвку.
Ночью разбудил шум и дрожь автомобиля, вскочил, включил фары, они под водой, и в кабине вода прибывает. Оказывается, меня уже слегка смыло с первоначального места и развернуло. Попёр по течению. В одном месте берег показался пологим, и со второй попытки удалось взобраться на него. Вышел, походил вокруг, заварил чайку, красота. Курево, сахар и еда есть, вода уже не достанет, что ещё для счастья надо. Проснулся бодреньким и довольным, за ночь вода немного спала. Чай, сигарета, осмотр машины и небольшая протяжка, проверка масла в мостах и коробке, везде всё норма и без воды, вот что значит новая машина.
Посмотрев на реку в сторону движения, пришёл к выводу, что вчера вовремя остановился, дальше было видно крутые берега и сужение реки. Прикинув по атласу примерный угол от реки до БАМа, двинулся в сопки. Ехал долго, несколько раз пользовался самобуксой, топором, колёса стравил до 0,7, выехав на одну из сопок, увидал дымок, и меня распёрло ― как домой попал. Оказались старатели, накормили, напоили, в баньку пустили, прям нирвана. Напоследок вышел ихний геолог, глянул на карту, на компас, и указал пальцем, куды ехать. На следующий вечер выехал к железной дороге и поехал вдоль неё, не проехал и километра как уткнулся в опущенный шлагбаум. Вокруг тайга, тишина и шлагбаум. Посмотрел в зеркальце, оттянул веко, высунул язык, вроде нормальный. Вышел поднять эту полосатую трубу, думаю, если пальцами нащупаю её, значит не мираж. Нащупал. Откуда-то со стороны: «Стой! Стрелять буду!» Ну, думаю, побывал на местах своей службы, теперь мерещится всякое. Выходит солдат с автоматом. Оказывается, все мосты под железкой охраняются, и до утра мне никто проехать не разрешит. Появился сержант и за две пачки «Родопи» шлагбаум возбудился и встал, вернее поднялся. Увидев людей, стало понятно, что до дома я всё равно доберусь. Доехав до Сковородино, почувствовал конец пути, хотя до дома было ещё более 2 тысяч км. Но это расстояние проехал, даже ничего не запомнив, по сравнению с лесом, всё равно, что на МКАД попал. А дома меня ждало – 45 мороза и ещё месяц зимника. Всё-таки хорошо у нас на Севере, особенно если машина не хандрит.
Павел |