|
Караганда—Ростов-на-Дону—Черное море—Ростов-на-Дону—Актюбинск—Караганда—Алма-Ата—Караганда. 14 июля 2007 — 15 августа 2007.
Уже давно собирались посетить историческую родину, и вот в 2007 году это путешествие, наконец, свершилось.
Итак, 13 июля, пятница, последний рабочий день, последние приготовления.
Состав: я, жена Галия, дети Давид и Тигран (4,5 года и почти 3), моя мама Галина. Машина — Honda Odyssey, RA1, 1995 г.в., пробег на начало поездки 142 037 км.
Трасса рассчитана по http://www.autotransinfo.ru/ и изъезжена в Google Earth вдоль и поперек. Предварительно купили автохолодильник (с питанием от прикуривателя и от 220В, с функциями нагрева/охлаждения), трос, перископическую систему зеркал, наклейки на фары. Заменили масло в двигателе. Заказали из Германии детские автокресла Concord, но они не приехали к нашему отъезду, попросили у друзей одно, маленькое. Третий ряд сидений не раскладывали, там поедут дети, бабушка на втором ряду одна, жена рядом штурманит.
Подъем в 4 утра, грузим вещи, холодильник уже охлаждает швепсы, рэдбулы, максичаи, поближе между первым и вторым рядом.
Сбрасываю одометр в 0 км. Выехали в 5 утра, уже рассвело. Трасса на Астану, отличное ровное полотно. Участок до Темиртау в скором времени будет полностью освещенным. Проезжаем по объездной Темиртау. Осакаровка. Объездная Астаны, наш второй съезд на Шортанды, Кокчетав и Петропавловск. Дорогу на Кокчетав реконструируют, будет шестиполосный автобан. Пока едем по старому покрытию. На новом полотне встречают кого-то из больших агашек, движение остановили. Где-то на посту машины пропускают поочередно. Дорога строится, делаются двухуровневые развязки, в 4-х местах объезд по грейдеру. Проезжаем Щучинск, Кокчетав (на выезде из города обедаем в кафешке).
Под Петропавловском заправляемся под завязку. Петропавловск проезжаем слева по окраине города. Мост через Ишим. Следуем по указателям на Курган, к пограничному переходу Петухово.
Граница появилась как-то внезапно. Одна очередь фуры, вторая легковушки. Заняли очередь, получили талончик к шлагбауму. Из маленького вагончика подошел человек, оформляющий российскую страховку, обошлась около 700 рублей на 1 месяц. Ждем очереди. Пропустили за шлагбаум, заполняю декларацию, осмотр машины, паспортный контроль, прохождение границы по времени заняло минут 40. Теперь очередь перед российской границей. Только что запустили автобус с вахтовиками. Ждем часа 3-4. Дети уже никакие, хулиганят вовсю.
Одно хорошо, за плечами 700 км, отдыхаю. Здесь все еще действует Activ, приходится звонить в Челябинск, в забронированную частную гостиницу, делать отмену. До них еще пилить больше 500 км, а уже вечер. Наконец начали пропускать легковушки. Заполняю декларацию, паспортный контроль, долго ждем кассиршу в банке заплатить какой-то сбор, осмотр машины. Детей плющит конкретно. Пока я бегаю с бумажками, Галка разговорилась с киргизской машиной (тоже Хонда, только Аккорд), едут в сторону Саратова, договорились вместе немного проехать от границы и остановиться на ночлег. Доехали вместе до стоянки. Чуть перекусили, но комары спать не дали. Часок отдохнули, двинули дальше на Курган. Аккорд отстал на придорожный сон, а я дотянул до объездной Кургана, там уснули и встретили рассвет. Выезжаем с заправки, а впереди наши киргизы :). Пошли дальше на Челябинск.
Окружная Челябинска, встречаем казахстанскую машину. Перед участком до Уфы опять заправляемся, расстаемся с киргизами. Уже практически день, заезжаем на Евроланч (отличная парковка, отдельная для грузовых и легковых машин, приличный маркет, кафешка, на улице отменный шашлык). Как я понял, сюда заезжают междугородние автобусы выгулять пассажиров.
После приличного обеда, расслабился и на горке был пойман гаишниками на 111 км/ч. Выписали протокол без денег. Дальше начались уральские горы. Плотное движение. Постоянные обгоны плетущихся фур. В зоне запрета обгона за фурой собирается толпа машин, как только появляется конец зоны обгона или начинается прерывистая разделительная, и при отсутствии встречных, вся эта толпа резко идет на обгон. Сначала я обгонял плавно, потом понял, надо как все делать тапку в пол и быстро обгонять препятствие. На каком-то из участков за нарушение правил обгона гайцы собирали деньги. За звание капитана полиции (жена) сделали скидку (300 р.). Галка начала снимать на камеру уральские горы, потом камера почему-то перестала работать и была спрятана подальше. В целом, участок до Уфы прошли нормально, он мне не показался слишком сложным, имею в виду географию трассы, а не трафик.
Дальше дорога на Кандры, Красный Яр, поворот направо на плотину через Волгу около Тольятти. На въезде на плотину гаишники проводили нас взглядом. Начался дождь. На другом конце плотины нас все-таки остановили, проверили документы, поинтересовались передним квадратным номером. Пошел сильный дождь, но быстро закончился. После Жигулевска опять заправились, перекусили на заправке и снова в путь. Как я ни готовился к проезду Сызрани, пришлось там останавливаться и спрашивать дорогу на Саратов. Транзит идет через город, очень много лежачих полицейских, ободрал там немного брюхо. Во время опроса местных жителей к нам подъехала праворукая тойота, оказалось, они бывшие казахстанцы, из Петропавловска, едут тоже в нашем направлении. Решили дальше ехать вместе. Но по такой волнистой дороге я не смог держать за ним скорость 120 и выше (раскачка до пробоя задней подвески) и мы отстали.
Где-то в Саратовской области передо мной на второстепенную съезжал «москвич», нормально притормаживал, но чуть вильнул влево, за что и был остановлен гайцами. За 500 р. они не стали забирать права, скидку не сделали. Возрождение, Сенной. На развязке перед Саратовым пропустили поворот на Волгоград. Не сориентировались, проехали по кольцу прямо. Широченная дорога, по 3 полосы в каждую сторону, широченная двойная сплошная разделительная полоса. Ищу место для разворота, иду в левом ряду, включил поворотник, а разрыва все нет и нет. В тоже время через разделительную, отчетливо прорисованы следы от шин. Впереди длинный мост, уходит куда-то вдаль, всех пропускаю, решаю развернуться. Моментом останавливаюсь под гайскую полосатую палочку из частной машины. Капитан чуть ли не на матах, вашу налево, тут куча людей погибает каждую неделю. «Штраф 5 000 руб., права забираю, приедете в город завтра в суд». Вдвоем с Галкой начали ныть про пропущенный поворот, про долгую дорогу, развели на 1 000 р. Ну едем обратно на кольцо, опять останавливает гаишник: «Откуда едете?» Пальцем показываю, оттуда. «Почему разметку не соблюдаете?» Да где, вот на кольцо только что заехали, всех пропустили. «ТАМ где разворачивались?» Вот засада. Документы забирает в машину к инспектору, правда, я только ему в руки страховку отдал и временный ввоз, права и техпаспорт в бумажнике в руках держу. «Послушайте, я только что с вашим капитаном уже разобрался по этому поводу». Звонит по мобиле, возвращает документы. Вот говорит, пост какой должен быть (гайская машина), а не какая-то девятка, осторожней.
Поехали дальше на Волгоград. Едем, вдруг что-то застучало по задней арке. Останавливаемся на осмотр, саратовские дороги выдрали на левом заднем баллоне до корда ленточку между протектором и боковиной колеса. Ставлю запаску (узкая покрышка). Надо искать шиномонтаж, долго на запаске не проедешь, нам еще км 600 до конечного пункта. Длинный спуск, внизу придорожные кафешки. Уже вечереет, откушали у армянской хозяйки. Шиномонтаж дальше километрах в 6. Тоже оказались армяне, за 800 р. пришлось брать амтеловский баллон в хорошем состоянии. Затемно подъезжаем к Волгограду. Вообще-то мы собирались посетить Мамаев курган, но уже ночь, проезжаем сквозь город. На выезде на посту опять останавливают гайцы. Я уже никакой, чёта лечит, какое-то видеонаблюдение, какая-то разметка, штраф в банк утром, я могу сам заплатить. Спрашиваю, сколько. 1 000 рублей. Короче, отвяжитесь только. Заправляемся. Отъезжаем километров на 60, останавливаемся около мотельчика. Спать. Отдохнули пару-тройку часов, едем дальше.
Калач-на-Дону, проверка документов на посту. Охраняемый мост. Проезжаем Суровикино, Морозовск. Сразу после поворота трассы у Белой Калитвы машину начало колбасить. Правый задний баллон повело восьмеркой, ставлю опять запаску, решаем ехать до Ростова, там покупать новую резину. Стыковка с трассой М4. Машин становится больше. Дорога ремонтируется, практически на всем участке ограничение скорости в 60 км/ч с запрещенными обгонами. За порядком следят толпы гаишников с радарами и видеокамерами.
И вот, наконец, контрольная точка нашего путешествия — г. Ростов-на-Дону. Стоит отметить, что последний раз я приезжал в Ростов в 1990-м году. Маму отправляли лет 8 назад. Многое изменилось даже с того времени. Плотный городской трафик, практически незнакомый город. Но всплывают какие-то воспоминания, общение на ростовском автофоруме делают свое дело, потихоньку пробираемся сквозь город до дома сестры Карины. Немного плутанули в районе вокзала, заехали на мост проспекта Стачки, ну а дальше дорога одна, прямо и направо. В районе нужной улицы опять покружили по дворам, цепляя брюхом о невероятных размеров лежачих полицейских, и вот долгожданная встреча.
Три с половиной тысячи километров, три с половиной суток дороги. Расход составил около 10 литров на 100 километров с постоянно включенным кондером и фарами и полной загрузкой.
Горячей воды нет, идет замена теплотрассы, моемся в тазиках, отдыхаем. Вечером отправляемся в парк. Город практически незнакомый, поэтому на машине только с Кариной. Дети как огурчики.
На следующий день собираемся в Самарское, там у Карины производство и спасение от 40? жары. Покупаем в «Покрышкино» два баллона Yokohama A.Drive. Ставим на передок, передние ставим назад. Забираем мамину сестру Лиду и ее младшую дочь Вику и направляемся с ночевкой в Самарское. Свежий воздух, вареная кукуруза, что еще нужно для полного счастья.
Нужна грязь, во второй половине дня едем на грязи. Кругом поля подсолнечника, на обратном пути решаем специально остановиться на фотографирование. Где-то в том районе протекает маленькая речушка, очень богатая сероводородом и лечебной грязью. Народу тьма, туда приезжают на несколько дней, там живут, купаются в речке, мажутся грязью и все такое.
Следующий день опять отдыхаем. В город возвращаемся только вечером с намерением прокатиться на прогулочном теплоходе. Из Чехии вернулась старшая двоюродная сестра Аня. Встречаемся на набережной. За последние годы набережная превратилась в место вечернего отдыха ростовчан, во всевозможных кафешках горожане спасаются от жары.
А следующим утром, 21 июля, еще затемно собираемся выехать в пансионат «Водопадный» около поселка Аше, Лазаревский район. Днем предварительно позвонили туда, свободные номера есть (типа люкс, двухкомнатный, на 3-4 человека, с телеком, холодильником, санузел с душем в номере, с питанием) за 1 000 рублей с человека. Затемно выезжаем из Ростова, направление на Краснодар. На стационарных постах ночуют караваны машин, с рассветом все начинают движение на юг. На подъезде к объездной Краснодара начинается пробка, медленно ползем в два ряда. Народ обгоняет и по встречке, и по обочине.
Медленно проезжаем развязку и стационарный пост. Дальше пробка немного расходится. После Горячего Ключа начинается подъем, опять пробка, опять народ ломится по обочине. Опять медленно ползем в два ряда. Кондер не справляется, выключаем его, открываем окна, стрелка на указателе температуры занимает непривычно высокое положение. Пару раз даже включаю печку. На одном из участков подъема начинается расширение дороги до 3 полос, машины медленно идут в 4-5 рядов (+ обочина и встречка). Оказывается, наверху в несколько рядов стоят закипевшие тачки, как и все обходим их по пустой встречке. Вдобавок, немного выше произошла авария, гаишники нормально всех разруливают. В итоге в пробках простояли часа 3.
Проходим поворот на Джугбу. Первый вид на море.
Начинаются серпантины. Включаю на автомате 2-ю передачу, приходится меньше работать педалью, работает торможение двигателем, скорость поддерживается 50-60 км/ч. Идем через Туапсе. Опять серпантин, более сложный, повороты чаще и круче, дорога поднимается выше. На расстоянии 100 км от Джугбы должен находиться «Водопадный», потихоньку снижаем скорость около въездов на пансионаты и дома отдыха.
Около двух часов дня, наконец, достигаем цели нашего путешествия — дом отдыха «Водопадный». Заезжаем за ворота, идем в администрацию. Первое впечатление омрачается отсутствием люксовых номеров, хотя по телефону уверяли, что они есть. Идем смотреть полулюксы (однокомнатный на 2 человека, с телеком, холодильником, умывальником, туалет с душем на этаже, с питанием) за 750 рублей с человека. После показа двух номеров на первом этаже впечатление еще больше омрачается стойким прелым запахом от матрасов, северной стороной и отсутствием вида на море. Даже собираемся отвалить отсюда, тем более на всем протяжении трассы от Джугбы стоят зазывальщики на отдых. Тут что-то кому-то стукнуло в голову, пошли на второй этаж, два номера через один, солнечная сторона, вид на море, запаха нет. Решаем останавливаться. Берем эти два номера, в итоге 4 кровати для 3-х взрослых и 2-х детей, хотя для детей до 5 лет проживание бесплатное и без питания. Оплатили 10 дней отдыха. Себе решили взять один номер, бабушка с детьми в другом, одно питание делить на детей и еще от себя им откладывать. Обед уже прошел, но нас все-таки пообещали покормить, отправляемся в столовую становиться на питание. Суп оказался немного пересоленным. Немного разбираем вещи и на море.
Море, обалдеть можно. Температура воды 26-28?, воздуха 36-38?, штиль. Народу никого, пустой пляж. Потом мы ни разу не пожалели, что не проехали мимо в Лазаревское, где нужно было бы купаться на городском пляже, ходить по магазинам и готовить еду. Не для этого ехали столько времени и километров.
Немного расскажу о пансионате «Водопадный». Еще советских времен постройки, принадлежит ростовскому жиро-масло комбинату. Издревле сюда приезжают отдыхать рабочие этого комбината. С начала перестройки и до сих пор финансирование из Ростова не осуществляется. Поэтому директор пансионата Салих Схабо уже 10 лет принимает детей с Ямала и тем самым поддерживает работу предприятия. Ну и, как я понял, очень уважаемый человек.
Летний оздоровительный лагерь в этом году отмечает 10-летний юбилей и проходит под лозунгом «Равный поможет равному». В первый же день попали на концерт. Аниматоры, молодые парни, жгли по-тяжелому. Ямальские дети постоянно пели и танцевали свою ямальскую песню «Ямал» (автор Игорь Корнилов).
На следующий день поехали в «Дом чая».
Люди выращивают элитные сорта краснодарского чая, все собирают и обрабатывают руками.
Отведав горячего красного и желтого чая, и холодного зеленого, отправляемся не небольшой водопадик около плантаций.
На следующий день едем в Лазаревское, в дельфинарий. Выступают моржиха, белый морской лев и три дельфина. Игры с мячом, обручами, прыжки, дудение в дудки, пение и танцы просто потрясают. Один из дельфинов нарисовал кистью картину, на которую в конце представления устроили аукцион. Максимальной ставкой стали 10 000 рублей. В дополнение к картине жену выигравшего мужчины дельфины прокатили на надувной лодке. Купленный ДВД с историей дельфинария и информацией о морских животных с удовольствием постоянно смотрит Тигран.
В этот же день, вечером, поехали в «Берендеево царство». Это небольшой ресторанчик на природе, с национальной кухней и концертной программой. Здесь готовят форель, разнообразные адыгские блюда и шашлыки. Два раза в неделю на сцене выступает адыгский танцевальный коллектив. Но в этот день было очень низкое напряжение в электрической сети, и концерт отменили. Очень живописное место, небольшая речушка, подвесной мост, трон Берендея.
Здесь же находится начало тропы на группу водопадов и разрушенный дольмен, а также дальше по дороге вход в Мамедову щель.
В последующие дни, пока днем дети с бабушкой отдыхали, несколько раз ездили в Лазаревское, набрали всяких сувениров, купили большой антисолнечный зонт, пользовались услугами банкоматов. Замечу, что проблем со снятием денег не было. Да и самих банкоматов было в избытке. Город-курорт Лазаревское сам по себе небольшой, расположен вдоль береговой линии. Две параллельные центральные улицы. Вдоль всего черноморского побережья протянулась железная дорога. Сразу за железной дорогой начинается городской пляж. В центре города расположены вокзал и торговые центры, маленькие и большие магазины, рынок, аквапарк и дельфинарий. Естественно, большое количество частных гостиниц и гостевых домов, кафешек и ресторанов. Комнаты, квартиры, частное жилье, все сдается отдыхающим. Народу просто тьма. Еще раз не пожалели, что остановились в пансионате.
В следующий концертный вечер нам удалось попасть в «Берендеево царство».
Молодые парни и девушки исполняли кавказские народные танцы. Танцоры грациозно и величественно исполняли каждый танец. «Встреча друзей», «Свадебный танец», «Лезгинка» и другие. Не обошлось и без песни «Черные глаза», под которую заставили танцевать и посетителей. Некоторые танцы были настолько стремительны, что фотоаппарат не успевал сделать хоть какую-нибудь фокусировку. Концертная программа прошла на очень высоком уровне.
28 июля, рано утром встречаю с поезда Карину, ей все-таки удалось вырваться на несколько дней на море. Продолжаем купаться и загорать, собрали полный графин обломков ракушек. Катаемся на скутере, аж дух захватывает. Еще раз едем в Лазаревское, на этот раз для закупки больших ракушек, звезд и сувениров. В планах сделать большое панно и картину.
30 июля, последний день нашего пребывания на Черном море. После ужина выезжаем в Ростов. По пути покупаем мед (простой и с ореховым ассорти). Пустая ночная трасса способствовала скорейшему возвращению в город.
Следующие пару дней проводим в Самарском. 1 августа празднуем день рождения Тиграна, ему стукнуло 3 года. Готовим бешбармак из козьего мяса.
2 августа, еще до рассвета, отправляемся в обратный путь. Трасса М4, поворот на М21, Калач-на-Дону. Спим в машине, у того же отельчика около Волгограда. Волгоград опять проезжаем ночью. За городом остановились отдохнуть и встретить рассвет. Опять Саратовская область, останавливают гайцы, из машины не выхожу, долго не подходит, интересуется, отдыхали ли мы. Говорю, отдыхали 2 часа назад. Едем дальше к Саратову. На объездной останавливаемся на обед в придорожном комплексе. За мотелем небольшой прудик с искусственным лебедем, водопадик и мостик.
Далее нам предстоит путь на Самару и Оренбург. Один из путешественников советует идти на Энгельс, и не доезжая до Самары, сворачивать на Оренбург. Так и едем. Мост через Волгу, Энгельс, Маркс, Пугачев, Самара. Здесь покрытие дороги не такое хорошее как на федеральной трассе, но заметно меньше машин и фур. Уже темнеет, выезжаем по направлению к Оренбургу на Нефтегорск, Бузулук, Тоцкое, Сорочинск, Новосергиевка. Покрытие еще немного хуже, местами встречается вспучившийся асфальт из-за груженных фур. Ранним утром проезжаем Оренбург. Город показался нам каким-то старинным, дореволюционным. Чувствуя, что из города без посторонней помощи мы не выедем, спрашиваем у гаишников направление на Соль-Илецк. Проезжаем мост через Урал и выбираемся за город. Дорога до Соль-Илецка просто отличная. Не заезжая в город, сворачиваем налево. Идем на Акбулак. Асфальт хороший. Как только начинается единственная дорога в сторону границы, дорога становится ушатанной, много выбоин, горок, само покрытие находится под углом к земле.
Обе границы, российскую и казахстанскую, проходим довольно быстро. Водители из приграничных поселков промышляют трансфертом пассажиров через границу. Следуем через Мартук на Актюбинск, очередную контрольную точку нашего путешествия. Пройдено еще около 2 000 километров.
Отдыхаем у тещи несколько дней. Кушали шашлыки, парились в сауне, выпили 3-литровый бочонок вина «Изабелла» с Черного моря, посетили отличный ресторан «Урарту».
К 11 августа всем необходимо быть в Алма-Ате — Гуля (старшая сестра жены) и дети отмечают 10 лет со дня гибели Мурата, поэтому решаем отправить бабушку с детьми вместе с Галиной мамой и Акжолом (племянник жены) на поезде сразу в Алма-Ату. Жанна (средняя сестра) и Мерей (племянница) летят в Алма-Ату на самолете. Вдвоем с Галей возвращаем машину на стоянку около дома и самолетом летим в Алма-Ату. И после Алма-Аты все возвращаемся в Караганду поездом.
Итак, 8 августа, по традиции засветло вдвоем выезжаем в Караганду. Теперь проезжать через Россию не надо, пару лет назад по Казахстану построили железнодорожную ветку и автомобильную дорогу. Наш путь лежит по отличной дороге на Хромтау и Комсомольский. Через определенное расстояние устроены остановочные пункты с бетонными столами и туалетами, в которых нет окон и дверей. Вернее они были при сдаче объектов в эксплуатацию. Некоторое время идем 150 км/ч. Мелкие птички не успевают отвернуть от летящей машины, досчитали до 13. Потом начинается покрытый латками старый асфальт. Далее он резко заканчивается, идет строительство новой дороги, осторожно едем километров 50 по грунтовке. Опять старый асфальт. Проезжаем Орджоникидзе, Тобол, Рудный. Через Кустанай проезжаем по указателям на Астану. Это и было очень большой ошибкой. Необходимо было перед мостом в Кустанае сворачивать направо на Затобольск, Аманкарагай, Семиозерное, Есиль и Жаксы. Но указатели на Астану повели нас на М36. Сразу за Кустанаем состояние асфальтового покрытия резко ухудшилось, вплоть до ям во всю ширину дороги и полного отсутствия асфальта. К ночи кое-как доехали до Рузаевки, остановились на ночевку. На рассвете продолжили путь. В районе Чистополья обнаружился 20-километровый участок новейшего асфальта. И далее до Жаксы местами дороги не было совсем. Приходилось интенсивно маневрировать, разогнаться более 20-30 км/ч не удавалось. А мы еще удивлялись, почему в попутном направлении не встретили ни одной машины, а навстречу проехали 3 КамАЗа с удивленными водителями. Не менее удивился гаишник, остановивший нас на посту в Жаксы, сделал предупреждение за выключенные фары. Следуем дальше на Атбасар по нормальной дороге. За 20-30 километров до Атбасара начинается строительство новой дороги, едем по грунтовке. Недавно прошел дождь, вся машина увазюкивается в желтой грязюке. Объезд не прекращается и после Атбасара, теперь 30 километров едем по красной грязюке. Дорога до Астаны была более-менее нормальная. Следуем вокруг Астаны по объездной. На выезде останавливаемся перекусить в придорожной кафешке, вкусные манты из рубленного мяса. Здесь фотографирую атбасарскую грязеграфию.
Осталось 200 км до дома. 9 августа, в районе 18 часов мы благополучно прибываем к нашему подъезду. Еще 1 740 км прибавилось на одометре. Разгружаемся, на следующий день записываемся на мойку, ставим машину на стоянку.
На одометре 151 130 км. На этом месте наше автопутешествие заканчивается.
Следующим вечером вылетели на F50 в Алма-Ату. Признаюсь, последний раз на самолете я летал в 90-м году. 1 000 километров на этом маленьком самолете преодолели за 2 часа. И 14 августа наша семья возвратилась домой на поезде, а 15 числа я уже вышел на работу.
Итого получилось 9 093 км. Если бы мы решили поехать в Алма-Ату на машине, можно было прибавить еще 2 000 км на дорогу. И в конце концов я бы повесился.
Подытожив, хочется отметить, что машина ни разу не подвела. Очень подходит для таких дальних путешествий. Единственным минусом является низкий дорожный просвет, особенно при большой загрузке машины, случаются пробои подвески на волнообразной дороге. Тяжело ехать одним водителем. И физически, и психологически. Особенно, когда в пассажирах есть дети. Их надо постоянно чем-то занимать, иначе, когда они не спят, их плющит и колбасит. На проездах развязок около городов быть очень внимательным, заранее снизив скорость, следовать четко по нужным направлениям. Ну и самое главное, соблюдать ПДД.